Головка блока цилиндров является составной и неотъемлемой частью блока цилиндров. ГБЦ крепится сверху блока цилиндров, и в принципе, выполняет ведущую роль во всем двигателе автомобиля.
Какую задачу выполняет головка блока цилиндров
Без лишнего пафоса и преувеличения можно сказать, что основную. Об этом можно судить по тем механизмам и деталям двигателя, которые размещает в себе головка блока цилиндров.
- Камера сгорания.
- Место для ГРМ (газораспределительный механизм).
- Рубашка охлаждения.
- Места для форсунок либо свечей зажигания.
- Смазочные каналы.
- Впускные и выпускные клапаны.
Для однорядных двигателей предусматривается одна, общая головка блока цилиндров, для многорядных ГБЦ по количеству рядов.
Сверху ГБЦ закрывает крышка головки блока цилиндров укомплектованная резиновой прокладкой.
Ремонтопригодность головки блока цилиндров
Определённую часть работ по замене или , можно производить без съёма головки. Снимается крышка ГБЦ и производится регулировка клапанов замена колпачков и т.д.
Головку блока цилиндров демонтируют в том случае, когда работы не требуют снятия с автомобиля всего двигателя: замена направляющих втулок клапанов, удаление нагара, замена шпилек подшипников, притирка клапанов и т.д. В случае если требуется или , то двигатель демонтируется полностью.
Все двигателя обязаны выполнятся в строгом соответствии с инструкциями производителя. Самодеятельность может обойтись выходом из строя всего двигателя.
Направляющие втулки клапанов и сёдла должны вставляться в нагретую ГБЦ в охлаждённом виде. Это позволяет, после выравнивания температур, обеспечить качественное натяжение в соединении.
В головке блока цилиндров двигателя предусматривается возможность заменить биметаллические втулки вала привода масляного насоса. Замена производится способом выпрессовки старых втулок и установки новых.
Удачи вам в практическом постижении устройства головки блока цилиндров.
Двигатель автомобиля - это довольно сложный и технологичный агрегат, состоящий из многих узлов, каждый из которых выполняет свои узкие функции, в сумме приводящие к преобразованию энергии процесса сгорания топлива в механическую энергию, способную тем или иным способом приводить автомобиль в движение. Другими словами, чтобы топливо, залитое в бак, превратилось в движение, необходимо задействовать массу механизмов, агрегатов и узлов, о которых должен знать каждый, кто считает себя автомобилистом.
На фото ГБЦ — самый важный из автомобильных узлов
Мы не станем глубоко вникать в процесс работы двигателя внутреннего сгорания ДВС, как его еще называют. КПП, ГБЦ, АБС, ГРМ - все, кто слышит эти аббревиатуры впервые, могут слегка потеряться, потому что сокращенных названий узлов, агрегатов и процессов, связанных с автомобилем, множество, а расшифровка всегда одна.
ГБЦ - это головка блока цилиндров, важнейший из узлов автомобиля, отвечающий за контроль над процессом сгорания топлива в двигателе и отводом отработавших газов. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе, ровно настолько, насколько это возможно, чтобы не переходить на конкретные модели, иначе эта тема рискует стать бесконечной.
Конструкция головки блока цилиндров и ее основные детали
Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху. Она крепится к блоку мощными болтами или шпильками. Поскольку площадь у посадочной плоскости головки довольно велика, то, чтобы избежать деформации при креплении к блоку, каждое резьбовое соединение затягивается в определенной последовательности и с определенным моментом усилия. Последовательность и момент затяжки болтов или гаек определяется для каждого двигателя индивидуально, поскольку конструктивные решения ГБЦ может иметь разные.
Видеоролик о головке блока цилиндров
Раньше головки отливались исключительно из чугуна, теперь же на смену ему пришли легкие алюминиевые сплавы. В полной мере отказаться от чугунных головок получается не всегда. Это связано с тем, что головки двигателей, работающих в тяжелых температурных режимах, могут подвергаться термоусадке и деформации, а чугун способен противостоять этому лучше. Тем не менее, с приходом новых материалов и развитием металлургии, чугун потихоньку отходит на покой.
В рядных двигателях головка имеет общий корпус для всех цилиндров, а в моторах с V-образным расположением цилиндров для каждого ряда предусмотрена своя головка. Для максимального уплотнения в месте прилегания ГБЦ к блоку цилиндров используется прокладка непростой конструкции. Она выполнена из армированного асбеста, способного выдерживать высокие температуры и высокое давление, обеспечивая при этом герметичность каналов системы охлаждения, маслопровода, и в первую очередь, герметичность камеры сгорания.
Таким образом, можно выделить основные механизмы и детали головки блока цилиндров:
- Картер, или корпус головки блока, в котором размещены все механизмы, каналы системы охлаждения, маслопровод и камера сгорания.
- Отверстия с резьбой или посадочной плоскостью для монтажа свечей зажигания или форсунок.
- Прокладка головки блока.
- Камера сгорания, в которой происходит воспламенение рабочей смеси.
- Газораспределительный механизм.
- Привод газораспределительного механизма.
- Посадочные плоскости и резьбовые крепления для впускного и выпускного коллектора.
К несъемным деталям головки блока относят седла клапанов, которые необходимы для обеспечения герметичности газораспределительного механизма (ГРМ) и направляющие втулки клапанов. Эти детали впрессовываются в картер головки блока «на горячую», и подлежат замене только при использовании специального инструмента и термического оборудования. В гаражных условиях не рекомендуется проводить замену седел клапанов и направляющих втулок, поскольку вследствие неравномерного прогрева головки она может изменить свою геометрию, нарушится плоскость прилегания к блоку цилиндров, и ГБЦ придет в негодность или же будут необходимы серьезные восстановительные работы.
Ремонт и обслуживание головки блока цилиндров
Все нуждаются в обслуживании, диагностике, а иногда и ремонте. Головка блока - не исключение. В первую очередь, повышенного внимания требуют те детали, которые нагружены больше всего. Это детали газораспределительного механизма - клапана, сальники клапанов, сальники распредвала, прокладка головки блока. На износ деталей и правильную работу ГБЦ влияют множество факторов, но основные из них касаются обслуживания и диагностики.
Затяжка гаек без соблюдения момента усилия, который контролируется динамометрическим ключом, нарушение порядка затяжки болтов или гаек крепления головки - все это может привести к короблению корпуса головки, что ведет к выходу двигателя из строя. Есть целый ряд операций, предполагающих демонтаж головки блока - расточка цилиндров, опрессовка седел клапанов и втулок клапанов, замена самих клапанов или ремонт, доработка и шлифовка седел, шлифовка привалочной плоскости головки, и много других операций, предполагающих ее демонтаж.
При наличии определенного опыта и знаний все эти работы можно провести самостоятельно в гаражных условиях и своими руками, за исключением тех работ, при выполнении которых необходимо иметь высокоточное оборудование. Самым же основным инструментом при ремонте и обслуживании ГБЦ является понимание процесса ее работы и знание конструкции. Без знаний даже самый совершенный инструмент не имеет никакого смысла.
- Новости
- Практикум
В Швеции семьям раздали беспилотные кроссоверы Volvo
Современные Volvo обладают системой полуавтономного управления Pilot Assist второго поколения, которая устанавливается на модели XC90, S90 и V90. Pilot Assist включает функцию аккуратного подруливания, выравнивая автомобиля на полосе, причем для работы системы не требуется впереди идущее транспортное средство. А вот автомобили проекта Drive Me вообще позволяют водителям...
Найден необычный способ подзаработать на спущенных шинах
Мужчина спускал колёса у оставленных на парковке торгового центра машин, а когда их владельцы возвращались, предлагал свою помощь по замене якобы пробитых покрышек, сообщает Vinegret.cz. Как сообщили полицейские, целями для своего нехитрого мошенничества чех выбирал исключительно женщин. Свой «трюк» мужчина смог провернуть дважды. В первый раз автомобилистка...
Toyota Land Cruiser: сбой оставил владельцев без кондиционера
В США после некорректного обновления мультимедийных комплексов Toyota Land Cruiser 200 и Lexus LX570 многие владельцы внедорожников столкнулись с серьёзной проблемой - штатные навигация, акустика и климат-контроль их машин попросту перестали работать. Как сообщает Automotive News со ссылкой на представителя японской компании, причиной поломки машин 2014-2016 годов...
В России снова вырастет число мигалок
В 2012 году Владимир Путин сократил число машин со спецсигналами до 568, тогда как ранее по дорогам страны ездили 965 «мигалок» без цветографических схем на борту. Однако затем список неоднократно дополнялся: ФСБ дали 207 мигалок вместо 197, МИДу выделили четыре мигалки вместо трех, а весной этого года...
Офисные кресла: точь-в-точь как в суперкарах
Это далеко не первая в истории попытка поставить сиденье от спорткара на шасси от мебели, но фирма Porsche сделала это мастерски. Начать надо с того, что за основу кресла, названного Office chair RS, взят один из лучших спорткаровских «ковшей» - сиденье, которое ставится на модели 911 Carrera GTS и GT3. Между...
В Пакистане возродят российский внедорожник Derways Cowboy
Напомним, что Derways 3131 Cowboy - российский внедорожник, в 2003 году созданный на агрегатной базе румынского автомобиля ARO. Cowboy производился всего полтора года, за которые карачаево-черкесский завод Derways успел выпустить около сотни экземпляров. В 2005 году проект закрыли, поскольку компания ARO обанкротилась, а перевод модели на китайские агрегаты...
Японцы запатентовали 11-ступенчатую трансмиссию с 3 сцеплениями
Как сказано в описании изобретения, использование третьего сцепления позволит исключить потерю крутящего момента, которая возникает на трансмиссиях с двумя сцеплениями. Об этом сообщает портал AutoGuide. Автором изобретения, зарегистрированного Honda Motor 27 мая 2016 года, числится некий Идзуми Масао. Как поясняется в заявке, новая трансмиссия «позволит снизить...
Секретный армейский Урал 8х8: первое фото
«Торнадо-У» - это семейство машин, построенных на «гражданском» шасси, но предназначенных исключительно для транспортировки вооружений. Одна из главных особенностей армейского грузовика - полностью оригинальная капотная каркасно-панельная кабина, оборудованная системами вентиляции и кондиционирования. Интересно, что на кабину можно смонтировать «комплект дополнительной защиты» - броню пятого класса защиты, ...
Видео дня. Гонка между Porsche и катером, а проиграл Smart
В Амстердаме (а действие, похоже, происходит именно там), как известно, существует не только наземный, но и водный транспорт. И, судя по видео, водители Porsche Cayenne и моторной лодки решили посоревноваться между собой: кто быстрее доберётся от точки «А» до точки «В»? Вот только кто стал победителем в этом споре, мы не узнаем. Зато знаем, что проиграл… ...
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris
В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...
Шикарные автомобили звёздШикарные автомобили звёзд
Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2017-2018 модельного годаСо времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...
Этим обзором мы хотим открыть небольшой цикл статей о деталях двигателя внутреннего сгорания. Сегодня мы попытаемся понять, что такое головка блока цилиндров, или как её называют «продвинутые» автолюбители и механики ГБЦ.
В названии кроется ответ на вопрос, где должна располагаться сея запчасть. Головка, голова, обычно венчает тело, так и ГБЦ закрывает цилиндр как крышка в кастрюле. Но это не простая крышка, в ней расположены важные механизмы для работы двигателя.
Так как двигателей внутреннего сгорания существует великое множество мы пожалуй опустим все экзотические конструкции, а с ними и двухтактные двигатели (которые как правило используют в мотоциклах и бензоинструменте), а рассмотрим именно ту головку блока, которая стоит на четырёхтактном двигателе под капотом большинства современных автомобилей как бензиновых так и дизельных.
Посмотрим что же из себя представляет головка блока цилиндров. Для каждого цилиндра в головке сделано углубление, это углубление является камерой сгорания, именно в нём происходит воспламенение топлива в конце такта сжатия при работе двигателя. В камере сгорания выполнены отверстия под впускные и выпускные клапана, в дизельных двигателях есть отверстия под калильные свечи (свечи накала) и форсунки. В бензиновых выполнены отверстия под свечи. Уже на этом этапе мы видим, что головка блока цилиндров является сложным техническим устройством, работающим в экстремальных условиях при высоких температурах. Для поддержания рабочих температур головки блока цилиндров в двигателях жидкостного охлаждения в ней имеется рубашка охлаждения по которой циркулирует охлаждающая жидкость. Так же головка блока цилиндров имеет масляные каналы по которым под давлением подаётся масло необходимое для работы механизмов расположенных в ГБЦ. Основным механизмом расположенным в головке блока цилиндров является газораспределительный механизм. В двух словах это механизм осуществляющий своевременное открытие и закрытие клапанов двигателя для обеспечения питания двигателя воздухом и отвода выхлопных газов. В этой статье мы не будем касаться принципа работы газораспределительного механизма, но следует заметить, что состояние его узлов (клапанов, направляющих клапанов, распределительных валов, постелей валов) и других деталей, крайне важно для правильной работы двигателя.
Продолжим наше знакомство с ГБЦ и посмотрим что расположено над камерой сгорания.
Прежде всего обратим внимание на клапаны которых может быть два или четыре на каждый цилиндр в зависимости от конструкции ДВС. Клапаны в свободном состоянии полностью закрыты и обеспечивают герметичность камеры сгорания. Обычно с одной стороны в ГБЦ выполнены окна для подачи воздуха или топливо-воздушной смеси в камеру сгорания через впускные клапаны, с другой стороны ГБЦ есть окна для отвода отработавших газов из камеры сгорания через выпускные клапаны. К этим окнам крепятся коллектора впускной и выпускной соответственно. В корпусе головки блока, над клапанами расположены распределительные валы, они представляют из себя цилиндрические валы с кулачками способными нажать на клапан и открыть его. Шейки валов расположены в постелях являющихся частью корпуса головки блока, верхняя часть пастели в этом случае как правило выполнена в виде крышек для каждой шейки или одной крышки для всех шеек, тек же пастель распределительных валов может быть выполнена отдельно от ГБЦ и крепиться к корпусу головки болтами. По масляным каналам к шейкам распределительных валов под давлением подаётся масло. Распределительные валы вращаются от привода соединённого с коленчатым валом двигателя и кулачки валов открывают и закрывают клапаны в зависимости от фазы работы двигателя. Клапанный механизм с распредвалами закрывается крышкой (клапанной крышкой) с герметичной прокладкой. Головка блока цилиндров крепится к блоку цилиндров болтами (болты ГБЦ), между блоком и головкой установлена прокладка (прокладка ГБЦ) которая обеспечивает герметичность камер сгорания, рубашек охлаждения и масляных каналов двигателя.
Мы в общих чертах рассмотрели устройство ГБЦ, типичного двигателя внутреннего сгорания, а теперь рассмотрим неисправности головки блока цилиндров появляющиеся в процессе эксплуатации двигателя.
Первая и самая распространённая неисправность связанная с ГБЦ - это изменение геометрии привалочной плоскости головки блока в следствии перегрева двигателя.
Головка блока цилиндров изготавливается из сплавов имеющих хорошую прочность, теплопроводность и небольшую массу. Как правило в современных двигателях это лёгкие сплавы. При перегреве двигателя происходит изменение структуры металла головки блока и привалочная плоскость которая крепится к блоку цилиндров собственно перестаёт быть плоскостью, в профессиональной среде говорят «головку повело». Так же в полостях и каналах ГБЦ могут возникать трещины нарушающие герметичность. В результате этих деформаций прокладка ГБЦ уже не может обеспечить герметичность между масляными каналами¸ рубашкой охлаждения и камерой сгорания. В зависимости от повреждений, охлаждающая жидкость может попадать в моторное масло или в камеру сгорания, так же газы из камеры сгорания могут попадать в систему охлаждения двигателя, в охлаждающей жидкости может присутствовать масло. Механики говорят «пробило прокладку ГБЦ» Основным признаком по которому можно косвенно определить не герметичность прокладки ГБЦ это уменьшение уровня охлаждающей жидкости без видимых внешних течей. Наличие эмульсии в моторном масле, увеличение уровня масла, может так же быть признаком не герметичности прокладки ГБЦ.
Исправление данного дефекта влечёт за собой демонтаж головки блока цилиндров, проверку привалочной плоскости и герметичности рубашки охлаждения (опрессовку). При обнаружении несоответствия допускам привалочную плоскость ГБЦ подвергают шлифовке. Так же допуск существует на максимально возможную толщину обработки ГБЦ. Если деформация превысила этот допуск, головка блока цилиндров подлежит замене, так же подлежит замене ГБЦ с негерметичной рубашкой охлаждения.
Вторая достаточно часто встречающаяся проблема это износ деталей газораспределительного механизма в следствии масляного голодания. Проявляется эта неисправность на двигателях у которых неисправна система смазки, либо имеется чрезмерный износ подшипников скольжения на коленчатом валу двигателя. Система смазки современных двигателей устроена таким образом, что масло находящееся в поддоне двигателя нагнетается масляным насосом в систему смазки под давлением, масло попадает в сначала в подшипники скольжения коленчатого вала расположенного в блоке цилиндров и только затем попадает в головку блока для смазки деталей газораспределительного механизма. При низком давлении в системе смазки вызванном выше описанными причинами масло попадает в ГБЦ в недостаточном количестве в результате вызывая явление, известное как «масляное голодание». Недостаточное количество масла вызывает повышенный износ шеек и постелей распределительных валов, а так же кулачков, толкателей клапанов и тп. В результате появляется ярко выраженный, характерный шум в верхней части двигателя. Данная неисправность может привести к заклиниванию распределительных валов и обрыву привода ГРМ что влечёт за собой как правило разрушение деталей головки блока цилиндров, а иногда повреждению цилиндров и поршней. Чтобы избежать столь серьёзных последствий и дорогого ремонта, при первых признаках масляного голодания (загорается контрольная лампа давления масла на приборной панели, горит постоянно или промаргивает), стоит немедленно обратиться в авто мастерскую для выявления и устранения причины неисправности.
На что же стоит обратить внимание? Как правило все современные автомобили оборудованы системой контроля давления масла. Это обычно лампа красного цвета, которая загорается при включении зажигания и тухнет при запуске двигателя. Если эта лампа моргает на холостых оборотах, а тем более не гаснет после запуска двигателя это говорит о неисправности системы смазки, либо отсутствии масла в двигателе. Если лампа давления масла не гаснет после запуска двигателя, мотор следует заглушить и доставить автомобиль в мастерскую на эвакуаторе во избежании серьёзной поломки с тяжелыми последствиями. Так же косвенным признаком масляного голодания может быть повышенный шум при работе ДВС. Если вы подозреваете что с системой смазки вашего авто что то не так, не тяните, обратитесь в мастерскую для проверки системы смазки, иначе последствия эксплуатации мотора с «масляным голоданием» могут быть для него фатальными.
Мы познакомились с типовым устройством головки блока цилиндров, рассмотрели часто встречающиеся неисправности ГБЦ. На момент написания этого материала цена на работу снятие установка головки блока цилиндров на рядном двигателе составляет 12-15 тысяч рублей. Опрессовка ГБЦ и проверка привалочной плоскости 5500 рублей.
#ремонтгбц
Двигатель любого транспортного средства представляет собой достаточно сложный технический агрегат, состоящих из многих механизмов. И каждый из них выполняет свою функцию, направленную на обеспечение движением авто. Предлагаем вам узнать, что представляет собой головка блока цилиндров, зачем она нужна и из каких элементов состоит.
Понятие ГБЦ
Для начала обратимся к расшифровке. ГБЦ — это головка блока цилиндров, которая представляет собой основной узел любого транспортного средства. Его предназначение заключается в контроле происходящего в двигателе процесса сгорания топливной смеси и выводе отработанных газов. По сути ГБЦ — это конкретно крышка, которая закрывает непосредственно блок цилиндров.
ГБЦ может изготавливаться из алюминиевого сплава или легированного чугуна. Когда процесс литья ГБЦ завершен, она подвергается процедуре искусственного старения, это делается с целью избавления компонента от остаточного напряжения. В том случае, если мотор однорядный, то на нем будет установлена одна головка блока цилиндров. Если же он W-образный, то на каждый отдельный ряд цилиндров будет установлена отдельная головка блока.
Очень важно, чтобы головка блока была надежно уплотнена непосредственно с блоком. Именно для этого нижняя часть элемента делается чуть шире, чем верхняя. Прокладка головки блока цилиндров используется для уплотнения двух частей блока.
Монтаж и фиксация ГБЦ происходит при помощи направляющих штифтов, предназначенных для закрепления головки. Непосредственно монтаж является особо важной процедурой, которая осуществляется согласно регламенту, указанному для каждого отдельного авто. Этот регламент является индивидуальным, поэтому устанавливать головку на «Жигули» и пользоваться инструкцией от иномарки крайне не рекомендуется. Что касается непосредственно штифтов, то они должны устанавливаться и затягиваться в определенной последовательности, при этом должен соблюдаться момент затяжки. Для этой цели используется специальный динамометрический ключ.
Помните о том, что при затяжке винтов необходимо руководствоваться технологией, а не применять грубую силу, поскольку это может привести к необратимым последствиям.
Это может стать причиной деформации ГБЦ. Внутри головки установлено множество различных элементов, которые скрыты крышкой, но о них мы расскажем далее. Работоспособность этого элемента определяет функционирование двигателя автомобиля в целом, это нужно знать и понимать.
Конструкция головки блока цилиндров и ее основные детали
С тем, что такое ГБЦ, мы разобрались. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на конструкции и основных компонентах этого узла. Ниже будет рассмотрена основная информация о деталях, из которых состоит головка блока.
В отличие от сегодняшний ГБЦ, раньше эти элементы изготавливались из чугуна. В принципе, и сегодня в мире достаточно автомобилей, в которых установлены чугунные головки. Это связано с тем, что чугунные ГБЦ более подходят для тех транспортных средств, которые функционируют в сложных температурных режимах. Чугун может противостоять сильному холоду и знойной жаре, в то время как алюминиевые компоненты зачастую подвергаются деформации и термической усадке.
Так выглядит ГБЦ в разобранном и демонтированном виде
Отдельно следует остановиться на прокладке устройства. Прокладка ГБЦ изготавливается из армированного асбеста. Это делается с той целью, чтобы она могла выдержать не только высокую температуру, которая характерна для работы двигателя, но и высокий уровень давления. При этом асбестовая прокладка ГБЦ в состоянии обеспечить высокий уровень герметичности каналов охладительной системы, масляного провода, а также камеры сгорания.
Что касается остальных компонентов, об этом мы расскажем далее.
Устройство и расшифровка механизмов приведены ниже:
- Прокладка — как вы поняли, выполняет очень важную роль в функционировании двигателя внутреннего сгорания.
- ГРМ (расшифровка — газораспределительный механизм).
- Картер (расшифровка — корпус ГБЦ). В картере расположены все узлы и механизмы данного устройства, а также патрубки охладительной системы, каналы масляного провода и, собственно, камера сгорания.
- Специальные резьбовые выходы, в которые устанавливаются форсунки или свечи зажигания.
- Непосредственно камера сгорания, в которой осуществляется процесс воспламенения горючей смеси, что позволяет автомобилю двигаться.
- Привод ГРМ.
- Также здесь расположены и посадочные плоскости вместе с резьбовыми креплениями, позволяющими крепить впускной и выпускной коллекторы.
Остановимся подробнее на этих компонентах. Клапаны головки блока цилиндров расположены в одном ряду. Угол их наклона по отношению к плоскости цилиндров составляет 20 градусов. В некоторых современных автомобилях устройство немного другое, но в большинстве случаев расположение клапанов именно такое.
Перейдем у передней части ГБЦ. Если ее разобрать, то вы увидите, что в ней находится специально отведенное место для установки цепного привода ГРМ и натяжителя цепи. Собственно, именно здесь эти компоненты и расположены. Что касается камер сгорания, то они плотно прилегают к блоку, а для этого специально обрабатываются механическим способом. По размерам площадь камер сжатия немного меньше, чем размеры днища у поршней. Это делается для того, чтобы при работе двигателя внутреннего сгорания, когда поршни поднимаются вверх, обеспечивалось интенсивное завихрение рабочей смеси мотора. Соответственно в результате этого улучшается и сама процедура сгорания горючей смеси.
С левой части ГБЦ вы можете увидеть четыре отверстия для свечек или форсунок системы зажигания. С обратной, правой стороны, расположен специальный фланец, на который крепится выпускной и впускной коллекторы. Рядом с этим фланцем вмонтированы и патрубки охладительной системы, по которым курсирует антифриз.
На верхней части ГБЦ установлены специальные отверстия, в которые устанавливаются направляющие втулки, опорные шайбы, устройства опор рычагов, а также корпус подшипников распределительного шкива. Сверху самой ГБЦ устанавливается специальная крышка, которая крепится при помощи восьми винтов.
Также следует отметить, что в головке расположены и несъемные компоненты:
- в первую очередь, это седла клапанов, предназначение которых заключается в обеспечении герметичности ;
- а также направляющие втулки клапанов.
Важно понимать, что данные компоненты устанавливаются методом прессовки в структуру ГБЦ. Соответственно, в домашних условиях из замена будет невозможной — это можно осуществить исключительно с использование необходимого термического оборудования, а также специализированного инструментария.
Некоторые гаражные «умельцы» все-таки практикуют этот ремонтный процесс у себя дома, но делать этого крайне не рекомендуется, поскольку неравномерный нагрев может привести к последствиям:
- ГБЦ может изменить геометрию своей структуры, в результате чего будет нарушена плоскость ее прилегания к самому блоку.
- ГБЦ попросту придет в негодность от неправильного нагрева.
- В структуре головки могут появиться микротрещины, избавиться от которых будет очень тяжело.
В целом проведение таких работ в домашних условиях чревато тем, что устройство попросту придется в негодность и не останется ничего другого, как сдать его на металлолом. Разумеется, грамотный специалист при наличии необходимого оборудования может попытаться исправить проблему, но это получается не всегда. Поэтому рекомендуем вам прислушаться к нашим советам.
Техническое обслуживание и диагностика
Как известно, все механизмы транспортного средства рано или поздно будут нуждаться в диагностике и техническом обслуживании. В этом случае ГБЦ не является исключением. Первоочередной задачей любого автомобилиста в этом вопросе является периодическая диагностика тех компонентов головки, которые нуждаются в этом больше всего. В частности, тех, которые подвержены наибольшим нагрузкам.
Речь идет о:
- работоспособности клапанов;
- проверке работоспособности сальников клапанов;
- сальников распределительного шкива;
- и, разумеется, самой прокладке ГБЦ.
Может стать причиной появления масла в охлаждающей жидкости. И наоборот — попадании антифриза в масляную систему. В результате попадания масла в охладительную систему антифриз будет бурлить (но не кипеть), что приведет к троению двигателя, а со временем — невозможности его запуска. При это хладагент будет выходить из расширительного бачка, а датчик температуры мотора на приборной панели будет показывать кипение двигателя. В свою очередь, попадание хладагента станет причиной заливания свечей зажигания, о чем можно будет догадаться, выкрутив свечку и оценив ее состояние.
В целом на выход из строя элементов головки и на их корректную работу влияют многие факторы, но большинство из них касаются своевременной диагностики и ремонта. Даже такая мелочь, как затяжка штифтов ГБЦ (неправильный момент затяжки или несоблюдение порядка) может стать причиной деформации головки, что может привести и к поломке двигателя.
Для чего проводятся ремонтные работы? Есть множество случае, когда снятие головки неизбежно.
- необходимость расточки цилиндров;
- необходимость опрессовки втулок клапанов или их седел;
- выход из строя клапанов, что подразумевает необходимость их замены или ремонта;
- отшлифовка седел или работы по их доработке;
- необходимость шлифовки самой крышки ГБЦ;
- необходимость замены прокладки головки (если она пробита или пропускает);
- или же при надобности заделывания микротрещин (эта операция может проводиться и без демонтажа ГБЦ).
Так или иначе, но все работы по ремонту и диагностике данного узла должны осуществляться при соблюдении рекомендаций и указаний от производителя вашего транспортного средства. Если вы, не имея знаний и опыта, попытаетесь сделать что-либо самостоятельно и у вас это не получится, то это чревато полной поломкой всего мотора. Наиболее опасным в этом плане является монтаж втулок клапанов. Эта процедура должна осуществляться при нагретой головке, при этом сами монтируемые элементы должны быть холодными, а не нагретыми. Только так можно будет обеспечить надежное натяжение в соединении после того, как температура узла стабилизируется.
Также конструкция ГБЦ позволяет осуществить и замену втулок шкива привода маслонасоса. Данный процесс должен осуществляться методом выпрессовки уже отработавших свой ресурс эксплуатации втулок и монтажа новых компонентов.
В целом в домашних условиях есть возможность заниматься этими работами. Но при том условии, если вы понимаете, что делаете и чем это может быть чревато. Разумеется, в этом случае речь не идет о тех работах, для осуществления которых понадобится термическое или высокоточной оборудование. Но и это возможно только тогда, когда у вас есть определенные знания. Не имея опыта, даже самый новый и высокотехнологичный инструмент не имеет никакой пользы.
Видео «Как самостоятельно поменять направляющие втулки клапанов»
Об этом смотрите на видео.
В этот раз мы разберем двигатель автомобиля. Он включает в себя несколько основных составляющих узлов. Они важны все, каждый по-своему. Давайте рассмотрим более подробно один из основных составляющих узлов двигателя – головка блока цилиндров двигателя.
ГБЦ (головка блока цилиндров) , по сути, является крышкой, которая закрывает блок цилиндров. А внутреннее устройство, которое имеет головка двигателя, говорит о важности этого элемента в работе двигателя. Поэтому давайте поподробнее разберем, что она из себя представляет.
Что собой представляет головка блока цилиндров?
Головка блока отливается либо из легированного чугуна, либо из алюминиевого сплава. После процесса литья, головка блока цилиндров подвергается искусственному старению по определенной технологии, для снятия остаточного напряжения. Для однорядного двигателя предусмотрена общая ГБЦ. Для V-образных двигателей ГБЦ отдельная для каждого ряда цилиндров. Конструктивно нижняя плоскость ГБЦ выполняется чуть шире, для более надежного уплотнения с блоком цилиндров. Помимо этого, для уплотнения места соединения ГБЦ и блока применяются прокладки головки блока цилиндров.
Монтаж и крепление ГБЦ с блоком происходит посредством направляющих шпилек и болтов крепления головки. Крепление ГБЦ – процедура ответственная и выполняется, применительно к каждой модели двигателей в соответствии с мануалом от производителя. Болты крепления головки блока цилиндров имеют свою последовательность затяжки и прилагаемую силу затяжки. Затяжка болтов ГБЦ производится только при помощи динамометрического ключа. Здесь не нужна сила, здесь нужна технология.
ГБЦ с нижним расположением клапанов имеет более простую конструкцию, в сравнении с ГБЦ двигателя с верхним расположением клапанов.
Задачи и устройство головки блока цилиндров
Перечисление основных узлов и систем ГБЦ, сразу же помогает понять, какие основные задачи возлагаются на головку блока в процессе эксплуатации.
- Крышка головки блока цилиндров выполняет защитную функцию. Кроме того, в ней размещена маслозаливная горловина для моторного масла. Уплотнение при креплении крышки к ГБЦ осуществляется при помощи резиновой прокладки многоразового использования.
- Прокладка головки блока цилиндров обеспечивает уплотнение в месте прилегания ГБЦ к блоку цилиндров. Эта прокладка одноразового использования. Поэтому замена прокладки ГБЦ осуществляется всегда, при ремонте или обслуживании. На прокладке экономить не стоит. Дороже обойдётся.
- Полость для размещения натяжителя цепи и привода распредвала находится в передней части ГБЦ.
- Резьбовые отверстия для свечей зажигания или форсунок предусмотрены в корпусе головки.
- Камеры сгорания
- Место для газораспределительного механизма (ГРМ).
- В верхней части ГБЦ предусмотрены места для: втулок клапанов, опорных шайб клапанных пружин и корпусов подшипников распредвала.
- Кроме того, в корпусе предусмотрены отверстия для крепления впускного и выпускного коллекторов.
При изготовлении ГБЦ в нее монтируются направляющие втулки клапанов и сёдла. Технология их монтажа заключается в том, что холодные детали вставляют в нагретый корпус головки. Таким образом, после уравнивания температур, достигается большее натяжение в соединении деталей.
Обслуживание и ремонт головки блока цилиндров
Во время эксплуатации двигателя основная задача водителя – систематически следить за тем, чтобы в месте соединения ГБЦ и блока не образовывались подтёки масла или охлаждающей жидкости. Второе важное условие нормальной эксплуатации – не допускать перегревов двигателя, иначе головку блока может повести. Ремонт ГБЦ может проводиться как без ее снятия, например, для замены маслосъёмных колпачков или регулировки клапанов. Так и со снятием головки блока для более масштабных ремонтных работ: притирка клапанов, замена направляющих втулок, удаление нагара и т.д.
Все ремонтные работы, снятие и установка головки блока цилиндров должны выполняться не по аналогии или памяти, а в строгом соответствии с требованиями производителя относительно данного типа двигателя. Успехов вам в изучении устройства головки блока цилиндров.