Что лить Тосол или Антифриз?
Что лучше - тосол или антифриз ? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом - что лучше заливать, тосол или антифриз ? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.
Характеристика охлаждающих жидкостей
Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:
- вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С , то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
- вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.
Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:
- Силикатные . Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет .
- Карбоксилатные . Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей - красный .
Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.
Тосол и антифриз, в чем разница
В чем разница между тосолом и антифризом
Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze - незамерзающий) - это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.
“Тосол” - это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.
Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производителя выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.
Антифриз - это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол - одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” - тосолом.
Существует два основных типа тосолов - обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго - -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола - использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты - это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.
Зарубежные антифризы, как правило, создаются при помощи органических присадок, которые предназначены для снижения уровня окисления рабочих поверхностей при высокой температуре. То есть, выполнены по более прогрессивной технологии.
Состав тосола и антифриза
Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.
Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.
Классы антифризов
Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».
Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:
- Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
- Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
- Гибридные, G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997...2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
- “Лобрид” (Lobrid) . Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13 . В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.
Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.
Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов
Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках
Можно ли смешивать тосол и антифриз
Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза
В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол - это тоже антифриз, то правильнее будет спросить - какие марки антифризов можно смешивать между собой?
Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11 . В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.
Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.
Смешивание антифриза и тосола с водой
Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза
Многих автолюбителей интересует вопрос - можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать - можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие - вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.
Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды - 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.
Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.
Соотношение охлаждающей жидкости
Что лучше заливать, тосол или антифриз?
Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему
Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:
- температура кипения;
- температура замерзания;
- антикоррозионные свойства;
- смазывающие свойства.
Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем , Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.
При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.
При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов , аминов и нитритов . Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ - 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.
Как отличить поддельный антифриз
Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла - можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.
Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором - лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3 . Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.
Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля
Плотность тосола, антифриза, г/см3 | Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе | Температура замерзания тосола, антифриза, °С |
1,115 | 100 | -12 |
1,113 | 99 | -15 |
1,112 | 98 | -17 |
1,111 | 96 | -20 |
1,110 | 95 | -22 |
1,109 | 92 | -27 |
1,106 | 90 | -29 |
1,099 | 80 | -48 |
1,093 | 75 | -58 |
1,086 | 67 | -75 |
1,079 | 60 | -55 |
1,073 | 55 | -42 |
1,068 | 50 | -34 |
1,057 | 40 | -24 |
1,043 | 30 | -15 |
Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7...9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1...6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10...13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) - щелочи.
В заключение скажу что...
Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя . При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.
Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет , то необходимо провести ее замену . Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.
Что лучше, ТОСОЛ или антифриз – такой вопрос часто возникает у автомобилистов и не только. И вообще, чем они отличаются? Нередко можно встретить мнение, что это вообще-то одно и то же. И резко противоположное пренебрежительное отношение к тосолу, с подчеркиванием того, что антифриз однозначно лучше. Кто прав и где находится истина? Попробуем разобраться.
Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле
Охлаждающая жидкость в расширительном бачке автомобиля
В процессе работы двигателя он неизменно перегревается, особенно при повышенных мощностях, при работе на высокой скорости или при минусовых температурах зимой. Перегрев вредит мотору и автомобилю в целом, приводит к поломкам и выходу из строя. Поэтому работающий двигатель необходимо охлаждать.
Когда-то существовали системы воздушного охлаждения – с обдувом, но более совершенной и используемой во всех современных транспортных средствах является жидкостная система охлаждения. Жидкость, заливаемая в нее, омывает нагревающийся двигатель, при этом охлаждает его и нагревается сама. Поступая в радиатор, она отдает тепло его пластинам и охлаждается.
Охлаждающие жидкости – это не вода. Вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, расширяется при застывании, что приводит к разрыву патрубков и другим повреждениям системы. Неизбежным последствием ее использования будет и коррозия – попросту говоря, ржавчина и разрушение металлических частей системы.
В составе антифризов есть и вода, но основной компонент – спирт (этиленгликоль, пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и др.), плюс присадки в виде различных химических соединений, которые обладают антикоррозийными, смазывающими свойствами, продлевают срок службы такой жидкости и выполняют ряд других полезных функций.
Интересно! Принято различать тосол и антифриз. По идее, последним можно назвать любую охлаждающую жидкость. Английское слово antifreeze переводится как «незамерзающий». То есть не так уж не правы те, кто утверждает, что это одно и то же. А тосол – это имя собственное, давно ставшее нарицательным. Однако в нашей стране принято отделять одно от другого. Далее рассмотрим подробно, что это такое и чем они отличаются.
Что такое ТОСОЛ
Тосол А-40М и ОЖ-40
Многие автомобилисты считают тосол примитивным антифризом и даже не догадываются, что означает это название и откуда оно пошло. Так что же все-таки такое тосол?
История создания ТОСОЛа
ТОСОЛ – это охлаждающая жидкость, изобретенная в середине 20 века советскими учеными. До этого существовала единственная отечественная ОЖ – антифриз по ГОСТ 159, так его называли (в некоторых случаях пользовались и водой). У этого продукта было низкое качество. Если со своими охлаждающими обязанностями он еще как-то справлялся, то в остальном оставлял желать лучшего: пенился, быстро приходил в негодность, вызывал возникновение коррозии.
А вот отечественный автопром не стоял на месте. Новая модель «Жигулей» подтолкнула ученых к мысли, что необходимо и совершенно новое качество охлаждения. К разработкам приступил Государственный Союзный НИИ органической химии и технологии. Работа шла три года. Наконец, ученым из отдела Технологии органического синтеза (сокращенно ТОС) удалось создать совершенно новый антифриз для «Жигулей». Он получил название ТОСОЛ. Эта аббревиатура состоит из двух частей: ТОС – по названию отдела-создателя, и ОЛ – по химической номенклатуре это окончание показывает, что в состав вещества входит спирт.
Состав ТОСОЛа
В советское время существовал один-единственный ТОСОЛ, состав которого был строго регламентирован государственным стандартом. В настоящее время это название широко используется различными производителями на территории России и стран СНГ, состав которых различается и регламентируется собственными ТУ. Поэтому и качество таких жидкостей различается.
Однако в основе жидкости, называемой тосолом, всегда лежит этиленгликоль и дистиллированная вода. Также часто используется глицерин. Разница, преимущественно, состоит в присадках. Используются силикаты, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель. Их наличие или отсутствие, а также процентное соотношение у разных производителей различны.
Другие особенности ТОСОЛа
Окрашивают тосолы, как правило, в голубой или синий цвет – как тот самый первый, советский. Однако выбор красителя – дело произвольное и на характеристики и свойства жидкости никак не влияет. Поэтому, по идее, изготовитель может придать ему любой оттенок – например, красный (используется для тосолов-65), зеленый или желтый.
Классический тосол обеспечивает защиту от замерзания до -40 градусов, а защиту от закипания – в среднем до +110 градусов Цельсия. Однако существуют и концентрированные варианты этого хладагента (как у антифризов), а также состав с пометкой -65, то есть, обеспечивающий защиту до минус 65 градусов Цельсия и подходящий для северных регионов.
Первый ТОСОЛ был разработан специально для марки «Жигули». Выпускаемые сегодня его потомки тоже, как правило, имеют одобрения и рекомендации для отечественных автомобилей, как легковых, так и грузовых, специализированной техники. Тосол с пометкой -65 рекомендуется использовать в тяжелой промышленной, грузовой, строительной технике, вынужденной работать в условиях Крайнего Севера. Подходят большинство тосолов для ВАЗ, УАЗ, КАМАЗ и других машин российского производства.
Тосол имеет небольшой ресурс – до двух лет, или 50-60 тысяч километров пробега.
Что такое антифриз
Антифриз G12+ и G11
Антифриз, как уже было сказано, происходит от английского слова «незамерзающий». То есть, это жидкость, не замерзающая в морозы. Попробуем разобраться, какие жидкости распространены сегодня под этим названием.
Антифриз – это охлаждающая жидкость для современных ДВС, в состав которой входит спиртовая (глицериновая) основа и присадки. Собственно, в присадках, отличающихся от использованных в тосоле и друг от друга, и есть вся суть.
Какие антифризы бывают
Все существующие на сегодняшний день антифризы в зависимости от состава и технологии производства можно разделить на две большие группы – силикатные, произведенные по традиционной технологии, и карбоксилатные – произведенные по технологии органических кислот. Есть также варианты, где задействована и та, и другая, и во всех этих отличиях легко запутаться.
Какой-то международной классификации антифризов не существует. Поэтому многими производителями была негласно принята за эталон система стандартов, которая первоначально была придумана и использовалась концерном Фольксваген для собственных ОЖ. Ее заимствование позволяет разложить все виды по полочкам.
На сегодняшний день используются следующие стандарты антифризов:
- G11. Традиционный, или силикатный антифриз. В его состав входят этиленгликоль, силикаты и другие неорганические вещества: фосфаты, бораты, нитриты, нитраты, амины. В этом антифриз схож с тосолом – в нем, как было написано выше, тоже присутствуют различные соединения. Такие ОЖ покрывают детали системы охлаждения изнутри ровным слоем, который обеспечивает им смазывание и защищает от износа и коррозии. Однако этот же слой значительно ухудшает теплообмен, а от вибрации и перепадов температур выпадает в осадок. Поэтому менять такую жидкость лучше не реже чем раз в два года.
- G12. Хладагенты этого стандарта – следующее поколение. В их основе лежит технология органических (карбоновых) кислот. Поэтому называются они карбоксилатными. В их составе отсутствуют силикаты, а также вся их компания в лице боратов, аминов, нитратов и других соединений. Такие жидкости не создают никакого слоя на поверхности деталей, благодаря чему получается превосходный теплообмен. А вот от коррозии они действуют точечно – то есть, направляя ингибиторы туда, где эта коррозии уже началась. К сожалению, сделать так, чтобы она не начиналась, карбоксилатные антифризы не могут.
- G12+. Так называемый гибридный антифриз. Создавая его, производители решили соединить все лучшее, что есть в традиционных и карбоксилатных технологиях и смешали органические присадки с неорганическими. В результате такой состав одновременно и создает защитный слой, и уничтожает уже зародившиеся очаги коррозии.
- G12++. Еще более усовершенствованный карбоксилатный хладагент. В нем к органической основе добавлены минеральные присадки.
- G13. Это самое новое поколение ОЖ. Лобридный антифриз производится на основе не этиленгликоля (и его вариаций), а пропиленгликоля. В отличие от своего предшественника, он не ядовит и считается экологически чистым. А еще у таких хладагентов практически неограниченный срок службы.
У каждого из этих стандартов есть свои преимущества и недостатки, поэтому каждый находит своего ценителя.
Цвет антифриза
Антифризы разных цветов
Антифриз можно встретить практически любого цвета. Существует распространенный миф, что одни и те же цвета означают одинаковые свойства, значит, зеленый можно смело доливать к зеленому, а красный к красному. Это ошибочное мнение.
На самом деле все охлаждающие жидкости (в том числе и тосол!) сами по себе прозрачные и бесцветные. Краситель к ним стали добавлять, потому что они ядовиты, чтобы не перепутать с водой. Кстати, по этой же причине во многие хладагенты иностранного производства добавляется горькая вкусовая добавка, чтобы, к примеру, ребенок не смог из любопытства выпить слишком много и в результате отравиться. Вторая причина добавки красителя – чтобы быстро находить и устранять места протечек. Многие производители добавляют с этой целью еще и флуоресцентный компонент.
Важно! Краситель никак не влияет на состав и свойства продукта, а стандартов, регламентирующих выбор оттенка, не существует. Поэтому выбор остается за производителем. Вот почему смешивать антифризы по цвету не стоит.
Однако хоть стандартов в этом плане и не существует, большинство производителей стараются придерживаться следующих правил:
- ОЖ G11 – синие, голубые, зеленые, сине-зеленые, бирюзовые;
- ОЖ G12 (с плюсами и без них) – все оттенки красного, оранжевого;
- ОЖ G13 – розовые, фиолетовые.
Это приблизительно. На самом деле есть карбоксилатные жидкости зеленого цвета и лобридные – желтого. У некоторых производителей существуют целые линейки, в которых один и тот же по составу антифриз окрашен, к примеру, в четыре разных цвета.
Температурный диапазон
Температурный диапазон у современных охлаждающихся жидкостей также отличается. Температура закипания находится примерно на одном уровне – +110-115 градусов Цельсия. А вот температура замерзания варьируется. Большинство готовых к применению ОЖ работают до предела в минус 36-40 градусов Цельсия. Есть варианты и для северных регионов – минус 50 и 65.
Кроме того, есть концентраты охлаждающих жидкостей. Их нельзя использовать в чистом виде, нужно разводить дистиллированной или деминерализованной водой. Температура начала кристаллизации у них зависит как раз от процентного соотношения воды и основы.
Область применения и сроки использования
Антифризов на современном рынке большое разнообразие. Поэтому подобрать свой вариант можно для машины любой марки, отечественной и зарубежной, старой и новой, с разными типами двигателей и топлива, на котором она работает.
Сроки годности антифризов тоже варьируются в зависимости от их состава и технологии производства. У большинства традиционных он составляет 2-3 года, у карбоксилатных – 5 лет, у лобридных – от 5 лет и выше. Однако все это приблизительно. Кроме интервала замены самой ОЖ нужно учитывать еще и рекомендации производителя автомобиля.
Что лучше использовать, тосол или антифриз?
Такой вопрос не совсем корректен, поскольку, как было сказано выше, тосол – это тоже антифриз. Поэтому вопрос должен стоять не или-или, а какой из антифризов использовать лучше всего?
На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Принципиальных отличий между тосолом и, к примеру, антифризом G11 – нет. У них схожий состав, свойства и срок действия, т.о. антифриз G11 по сути тот же ТОСОЛ.
Бытует мнение, что тосол подходит для стареньких отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Отчасти это верно, поскольку система охлаждения тех же «Жигулей» менее требовательна. Однако есть люди, успешно использующие тосол и в иномарках.
Поэтому, задаваясь вопросом, как сделать правильный выбор, нужно руководствоваться тем, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, при каких температурах, что рекомендует автопроизводитель. В плане выбора жидкости нужно помнить об интервале замены. Так, тосол придется часто менять, а, к примеру, лобридный антифриз – редко. Зато у первого и стоимость будет в несколько раз ниже. Особенно важны допуски и рекомендации, указанные на самой жидкости.
Ну и, конечно, качество. Сейчас существует немало плохо сделанных ОЖ, а еще подделок, использовать которые просто опасно. И некачественный карбоксилатный антифриз будет гораздо вреднее для двигателя, чем качественный тосол.
Поэтому определить, тосол или антифриз лучше использовать, можно, только решив для себя, что в приоритете, и выбрав по-настоящему качественный продукт.
Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз
Еще часто встречается вопрос, а можно ли смешивать тосол и антифриз? Поскольку, опять же, мы выяснили, что тосол – это разновидность антифриза, то уместнее будет просить, можно ли смешивать антифризы между собой?
Важно! Стоит знать, что мешать между собой разные охлаждающие жидкости без острой необходимости не стоит. Даже имеющие аналогичный состав, они могут в чем-то не совпадать (к примеру качеством присадок), поэтому качество смеси будет хуже качества каждой из них в отдельности. Поэтому доливать другую ОЖ можно только в крайних случаях и по чуть-чуть. А вот заливать то, что под руку подвернется, не разобравшись, что находится в бачке, и вовсе опасно. Вступившие в конфликт присадки могут превратить жидкость в гель или образовать обильный осадок.
Также можно встретить вредный совет доливать антифриз по цвету. Это неправильно, так как цвет – всего лишь выбор производителя и не означает принадлежность к какой-либо категории. Единственное, чем нужно руководствоваться при выборе доливки, это технология и состав.
Антифриз G11 можно смешивать с таким же или тосолом, с гибридным. Карбокислатные – мешать с карбоксилатными. Ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатный антифриз с традиционным или тосолом!
Вывод
Подводя итог, можно сказать, что выбрать подходящую охлаждающую жидкость для своего автомобиля в наше время – не проблема, будь это хоть тосол, хоть дорогущий лобрид. Проблема в другом: их слишком много, и легко запутаться в разнообразии. Главное – учесть все рекомендации производителя и не гнаться за тем, что дешевле всего, а выбрать качественный состав, который точно не навредит машине. Тем более, что потратиться придется раз и на долгое время.
Видео
Тосол или антифриз что лучше - использовать, заливать в свой авто? Просто о сложном
Можно ли смешивать ТОСОЛ и АНТИФРИЗ. ЭКСПЕРИМЕНТ!
Добрый день. В сегодняшней статье я хочу, поднят поднять актуальный вопрос – антифриз или тосол, что лучше использовать в Российских условиях? Под нашими условиями я понимаю комплекс факторов – количество фальсификата, цена, доступность, перепад температур и т.д. и т.п.
Прежде всего, договоримся о терминах.
Антифриз (anti – против, freeze – замерзать) – антифризами называют широкую группу жидкостей, не замерзающих при низкой температуре. В случае с системой охлаждения автомобильных двигателей обычно применяется смесь воды, этиленгликоля (или пропиленгликоля) и антикоррозийных присадок.
Тосол – торговая марка антифриза, разработанная в НИИОХТ во времена СССР. Разработчики — Оскар Наумович Дымент и Алексей Васильевич Борисов.
Никакие мысли не возникли?
После прочтения этого отрезка, я хочу, чтобы вы поняли, что недопустимо сравнивать тосол и антифриз, так как тосол это одна из марок антифриза!
Чтобы еще лучше понять и запомнить предлагаю полностью аналогичную фразу – «Вам Chevrolet Niva или автомобиль?»
Так что в следующий раз, когда в магазине вас спросят тосол вам или антифриз, а если антифриз, то какой вы можете поумничать…
Проблемы классификации антифризов.
С сертификацией антифризов в РФ огромная проблема, так как последний документ, как-то регулирующий состав и характеристики охлаждающих жидкостей — ГОСТ 28084–89, был принят во времена СССР и нормирует только жидкости содержащие этиленгликоль. По этой причине в наш обзор не попали антифризы на этикетках, которых указан этот гост, а этиленгликоля в их составе нет (явный же фальсификат).
Второй момент – разделение антифризов по цвету.
Бытует мнение, что красный антифриз самый качественный, но это не так. Общемировая классификация – красный антифриз предназначен для автомобилей с чугунными блоками и медными радиаторами, а зеленый для алюминиевых блоков и алюминиевых радиаторов, но это не догма. Цвет антифризу придают красители, а характеристики антифриза (его коррозийная активность) зависит от антикоррозийных присадок, а разделяются все антифризы по классам! По сути цвет нужен только для того чтобы не путать между собой антифризы разных типов.
Какой антифриз качественный?
Антифриз состоит из этиленгликоля, пропиленгликоля, дистиллированной воды, красителя и антикоррозийных присадок. От присадок зависит скорость и тип электрохимической коррозии, от пропорционального соотношения воды и этиленгликоля зависят температура замерзания, закипания и кавитационная стойкость.
Для экономии многие недобросовестные производителя заменяют компоненты. Дело в том, что этиленгликоль довольно дорог, а пропиленгликоль еще дороже, но все это можно заменить на метиловый спирт и глицерин. В итоге тоже получиться антифриз! И он даже будет работать, но в итоге алюминиевые части двигателя будут безнадежно повреждены. Например, вот так:
Таким образом – любой антифриз, на компонентах которого производитель не экономил и все сделал по рецептуре, будет качественным.
Многие производители устанавливают свои допуски на антифриз, например допуск Mercedes — 325.0. Такой антифриз бывает красный, зеленый, желтый и даже синий, но смешивать разные цвета между собой не стоит без проверки допустимости. Вот картинка что и как можно смешивать:
Занятно — допуски от производителя это ерунда! Допуски на антифризе это маркетинг, покупая антифриз, следует ориентироваться на классификации (G11), F (G12+), G (G12++), J (G 13) и доливать цвет в цвет качественные жидкости.
Чтобы было понятно, почему я считаю допуски по антифризу маркетингом — в случае с Mercedes масло «Лукоил» имеет допуск для большинства типов двигателей!
Можно ли между собой смешивать разные виды антифриза?
Однозначно ответить нельзя. В большинстве случаев допускается доливать антифриз цвет в цвет, но если вы попадете на фальсификат (что весьма вероятно в мелких магазинчиках) при смешивании вы получите расслаивание антифриза и выпадение хлопьев.
Поэтому покупайте антифриз только в проверенных местах и возите с собой 1-3 литра на долив.
В случае если вы не уверены в качестве антифриза лучше долейте воды! Она гарантировано доведет уровень, а расслаивания антифриза не случится.
Выпадение хлопьев опасно тем, что они забьют радиаторы, и система охлаждения потребует дорогой ремонт.
Так же допустимо смешивать между собой разные антифризы, но делать это следует только в крайнем случае!
- G11 можно смешивать с аналогами G11
- G11 нельзя смешивать с G12
- G11 можно смешивать G12+
- G11 можно смешивать G12++
- G11 можно смешивать G13
- G12 можно смешивать с аналогами G12
- G12 нельзя смешивать с G11
- G12 можно смешивать с G12+
- G12 нельзя смешивать с G12++
- G12 нельзя смешивать с G13
- G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой
Не допускается смешивание антифриза с тосолом (охл. жидкостью традиционного класса, тип TL). Ни при каких условиях!
Почему антифриз периодически надо менять?
В составе любого антифриза есть вещества называемые ингибиторы коррозии. Они формируют на поверхности цветного металла оксидную пленку и перпятствуют его коррозийному разрушению. Тосол и классические антифризы имею срок службы 3 года (G11). G12, G13 имеют срок службы 5 лет. Если пропустить срок замены антифриза, ничего страшного, кроме ускоренной коррозии деталей двигателя и радиатора, не произойдет.
Обзор антифризов.
Тосол.
Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.
При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).
Тосол относиться к традиционным антифризам.
Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.
Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.
Срок службы жидкости 3 года.
Антифриз G11.
Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.
Срок службы жидкости 3 года.
Антифриз G12.
В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.
Срок службы жидкости 5 лет.
Антифриз G13.
В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.
Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!
Срок службы жидкости 5 лет.
Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13).
Выводы:
- Тосол это классический антифриз
- Антифризы различаются по классам и смешивать их нежелательно
- Если производитель не экономил на компонентах антифриз безопасен для двигателя
- Срок службы антифриза 3-5 лет.
- В Условиях РФ лучше использовать то, что реже подделывают и что лучше распространено.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….
Статья об антифризе и тосоле - в чем сходства и различия этих жидкостей, советы и рекомендации по выбору. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол с антифризом.
Содержание статьи:
При проведении технического обслуживания автомобиля, можно услышать от мастеров СТО 2 названия охладителя - «тосол» и «антифриз». Но в чем их отличия, знают немногие владельцы автомобилей. Также нет четкого понимания, можно ли смешивать эти жидкости и какая из них лучше. Разобраться во всем поможет обстоятельное, глубокое исследование этих вопросов.
Оба слова означают одно и то же – охлаждающую жидкость, отличия кроются в составе, характеристиках и происхождении:
- антифриз – общее название охладителей, используемое в международном обиходе;
- тосол в действительности является аббревиатурой, которая расшифровывается как «Технология органического синтеза», ОЛ указывает на принадлежность жидкости к группе спиртов. Этот продукт разработан отечественным НИИ.
Но это не является критичным критерием при выборе охладителя. Все дело в том, что со временем поменялись производственные технологии, требования к подобным жидкостям.
Антифризы по определению западных специалистов – охлаждающая жидкость, которая представляет собой смесь присадок, спиртовой основы и воды, циркулирующей в системе автомобиля для регулирования температуры. Она предотвращает его замерзание зимой и перегрев в теплое время года.
Фактически, производители антифриза разных стран имеют собственные стандарты производства жидкостей по примеру отечественного ГОСТа.
Чтобы упорядочить эту систему, было принято решение использовать классификацию охладителей концерна Volkswagen, согласно которой жидкости делятся на такие классы:
- G11 – для производства используется традиционная или силикатная технология. Такие антифризы включают комбинации органических соединений, таких как нитраты, нитриты, фосфаты, амины. Они препятствуют возникновению коррозии, эффективно защищают систему от негативного воздействия и разрушения. Этот класс обозначается: Traditional coolants, G11, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology).
- G12 – в производстве применяются органические кислоты – карбоновые соединения. Их отличие от предыдущего класса – очаговое действие на отдельные участки. Данная технология считается более прогрессивной. Этот класс жидкостей имеет увеличенный срок эксплуатации 3–5 лет, обозначаются G12, Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
- G12+ – гибридные составы, содержащие органические и неорганические соединения. Причем для разных рынков присуща определенная специфика. Например, европейские производители используют силикаты, японские применяют фосфаты, а американцы - нитриты. На емкостях этот класс обозначается Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
- G12++ – этот класс антифризов начал выпускаться в 2008 году. Он отличается составом, в который входят органические элементы (основа) и минеральные соединения, обозначается Lobrid coolants, SOAT coolants.
- G13 – наиболее продвинутая технология, исключающая использование агрессивных химических соединений. Им на смену пришли экологически чистые и безопасные пропиленгликогеновые составы. Этот класс появился на рынке в 2012 году.
Также составы подразделяются по таким параметрам:
- температура кипения и замерзания;
- смазывающие характеристики;
- степень антикоррозийной защиты.
Внимание! Градации охладителей по цветам не существует, от этого не зависят их защитные характеристики.
Изначально все классы жидкостей прозрачные, красители в них добавляют для того, чтобы люди, работающие на СТО, а также владельцы автомобилей могли их отличать от других составов и определять рабочий температурный диапазон.
Также нужно знать, что основа у всех охладителей одна. Она состоит из:
- этиленгликогеля – 90%;
- дистиллированная вода до 5–7%;
- улучшающие присадки – 3–5%.
Относительно цвета тосола стоит сделать поправку - он определяет рабочий температурный режим. Состав отечественного производства бывает синего или красного цвета. В первом случае жидкость обеспечивает работоспособность автомобиля до -40, а во втором, – до -65 градусов по Цельсию.
Зарубежные производители, как правило, используют зеленые красители для охладителей класса G11. Составы других поколений окрашены в красный, розоватый цвет. Это делается для того, чтобы фактически отличать силикатные антифризы от остальных.
Так, ориентироваться при выборе охладителя можно на его цвет:
- красный полностью совместим с медью и латунью;
- зеленый антифриз рекомендуется заливать в радиаторы на алюминиевые сплавы.
Зарубежные и отечественные эксперты утверждают, что выбор «правильного» антифриза так же важен, как и моторного масла. Правильный выбор поможет надолго сохранить технические характеристики автомобиля на высоком уровне, уберечь двигатель от поломок.
Тосол отлично подходит под двигатели с чугунными элементами.
Еще одним важным моментом при выборе охладителя являются рекомендации производителя. Минус тосола – относительно низкая теплопроводность. Причина – защитный слой, образующийся на поверхности металла, который сокращает теплоотдачу.
Еще один недостаток – снижение защитных свойств при температурах, превышающих +100 градусов по Цельсию. В результате этого на поверхности гильз цилиндров и в помпе образуется коксующийся налет. Этот процесс называется гидродинамическая кавитация. От нее лучше защищают антифризы. В то же время составы, содержащие фосфор, способствуют образованию осадка, который забивает радиатор, снижая теплообмен, и препятствует штатной работе термостата.
Сразу нужно отметить, что цвет не является индикатором совместимости, и по этому признаку охладители смешивать нельзя. Согласно рекомендациям производителей автомобилей и охладителей, они не должны содержать твердых частиц. Смешение разных классов антифризов с тосолом может спровоцировать их образование.
Совместимы составы одних классов, но разных производителей и цветов. Их характеристики не меняются, но тут существует риск образования суспензии высокой вязкости при нагреве, приближающего к температуре +100 градусов по Цельсию.
Чтобы исключить возможные риски, желательно использовать один класс охладителей определенного производителя. При смене антифриза рекомендуется промывать систему специальными составами. Практика показывает, что относительно безопасно смешивать класс G12++ с G11 и G12.
Если нет уверенности в том, какая жидкость залита в автомобиль, доливать следует только составы G12++ или G13, которые совместимы с остальными классами, являются универсальными.
Важно! Для определения плотности тосола и антифриза используются различные ареометры.
Выводы
В вопросе выбора охлаждающей жидкости не стоит руководствоваться домыслами или мифами, а учитывать практику и фактические характеристики. Так, отечественной классике отлично подойдет тосол. Не стоит переплачивать и покупать более дорогие зарубежные антифризы класса G11, так как они идентичны составу отечественного производства.
В иномарки лучше заливать жидкости классом выше. Они обеспечивают лучший теплообмен и длительный срок эксплуатации. Производители составов G13 обещают промежутки между заменами до 650 000 км пробега, что составляет в среднем более 5 лет.
Не стоит полагать, что тщательная промывка системы ВАЗ или другой марки автомобиля отечественного производства и заливка дорого антифриза существенно улучшит ходовые характеристики и динамические показатели. Тосол и зарубежные аналоги не дают прироста мощности, а только обеспечивают стабильную работу автомобиля при различных температурных режимах.
Дорогие зарубежные охладители обеспечат устойчивость к температурному воздействию, более надежную защиту и длительный срок эксплуатации. Вывод – антифриз все же лучше тосола.
Видео о том, можно ли смешивать тосол и антифриз:
Вот уже много лет автолюбители задаются одним и тем же вопросом — тосол или антифриз, что лучше залить в расширительный бачок автомобиля? Чем они отличаются, можно ли их смешивать между собой, составы этих жидкостей — ответы на эти вопросы тоже интересуют многих автовладельцев. Обычно это вызвано незнанием истории и свойств данных жидкостей. Часто этими вопросами задаются для экономии денежных средств, когда например нет возможности купить дорогой антифриз, но есть возможность купить тосол. Но ведь нужно быть увененным, что с машиной ничего не случится, тем более если это хорошая иномарка, ведь ремонт любого авто (отечественного или импортного — неважно) в случае чего может вылиться в кругленькую сумму.
Что лучше- тосол или антифриз?
Антифриз — это название охлаждающих жидкостей, которые циркулируют внутри охлаждающих систем автомобилей, не замерзают при отрицательных температурах, следовательно не создают опасности расширения и повреждения агрегатов.
Тосол — это антифриз. Название произошло от аббревиатуры названия отдела «Технология органического синтеза» института «ГосНИИОХТ», в котором в СССР создали «более современный» состав охлаждающей жидкости для того времени.
Но так уж получилось, что в настоящее время их разделили на 2 разных понятия. Антифризами считаются обычно охлаждающие жидкости импортных производителей для иномарок и современных отечественных автомобилей.
Тосолом называют сейчас дешёвые антифризы, которые можно заливать в отечественные авто прошлых годов, не опасаясь за последствия, а вот в новые и импортные автомобили его заливать не стоит, всё-таки новые, современные машины, поэтому и антифриз нужно заливать современный, качественный («а то вдруг чего»).
Основное отличие тосола от антифриза заключается в качестве и свойствах этих жидкостей. Конечно бывают случаи, что и в ёмкости дорогого антифриза может оказаться некачественная жидкость, но это скорее частные случаи обмана продавцов. Свойства современных антифризов позволяют не замерзать этим жидкостям до очень низких температур без образования кристаллов. При использовании тосола больше вероятности, что в жидкости на морозе начнут появляться кристаллики льда.
Поэтому на вопрос что лучше — антифриз или тосол? Я отвечу, что лучше антифриз . Есть известная поговорка: «скупой платит дважды». Лучше отдать свои деньги за качественный антифриз и быть уверенным, что со стенками в двигателе и охлаждающей системе будет всё в порядке. Конечно если у вас нет утечки охлаждающей жидкости (ОЖ). Если где-то течь и приходится часто доливать, чтобы например доехать до сервиса, то конечно лучше временно залить тосол (только из экономических соображений), но затем поменять всю ОЖ обратно на антифриз.
Если вы владеете подержанным отчествененным автомобилем до 2000 года выпуска, вроде ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, Москвич, то в него можно смело заливать тосол. Даже в руководстве по эксплуатации этих авто написано про применение тосола. Поправьте меня, если я не прав. Резко выраженного негативного влияния на охлаждающую систему в этом случае быть не должно. Можно заливать и антифриз, но стоит ли тратиться? В этом случае думаю, что нет.
Состав и свойства охлаждающих жидкостей
Температура замерзания является важным свойством антифризов. При понижении температуры окружающей среды до этой температуры и ниже, антифриз не превращается в лёд, как вода, а становится кашеобразной массой. Эта масса способна дальше циркулировать по охлаждающей системе автомобиля, не вызывая повреждения деталей, но в таком состоянии уже двигатель будет работать с перебоями.
Многие антифризы делаются на основе вещества под названием этиленгликоль. Давайте рассмотрим свойства этого вещества.
Этиленгликоль — это простейший двухатомный спирт, бесцветная, прозрачная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость без запаха. Коррозионно активен. Токсичен.
- Химическая формула — C2H4(OH)2
- Температура кипения этиленгликоля — 197,3°С
- Плотность (при 20°С) — 113 г/см3
- Температура вспышки паров — 120°С
- Температура начала замерзания — минус 12-13°С
При смешивании 60% этиленгликоля с 40% воды получается жидкость, которая замерзает при температуре минус -45°С. Такая жидкость при замерзании не расширяется и не превращается в лёд. При замерзании она становится кашеобразной рыхлой массой. Её объём увеличивается примерно на 0,25% — 0,30% от начального.
Самое главное свойство этиленгликоля — он может понижать температуру замерзания водных растворов. При смешивании в разных пропорциях с водой можно добиться температуры замерзания полученного раствора впределах до -70°С.
Кроме этиленгликоля, для изготовления антифризов также могут использоваться вещества пропиленгликоль , глицерин , одноатомные спирты и другие. Помимо основного вещества добавляют и другие для использования в автомобильных системах охлаждения двигателей.
Например, красители . Бывают синие, зелёные и красные антифризы. Нет определённого деления, как тосол, так и антифриз могут быть абсолютно разных цветов и по нему сложно точно определить, что это за жидкость.
Производители и химики смешивать разные жидкости не рекомендуют. В результате смешивания может образоваться жидкость, свойства которой отрицательно повлияют на охлаждающую систему. Но в каких обычно случаях смешивают тосол с антифризом или антифризы разных цветов?
- неизвестно, какая жидкость залита (например, при покупке подержанного автомобиля)
- забыли, какую ОЖ заливали раньше
- срочно требуется доливка, упал уровень
В этих и других случаях для временного использования можно долить антифриз или тосол другого цвета. Но учтите, что после смешивания разных антифризов нужно будет полностью поменять охлаждающую жидкость — слить старую и залить новую. Иначе вы просто рискуете охлаждающей системой в целом. Поэтому не советую лениться и заменить охлаждающую жидкость на новую по возможности как можно скорее. Это можно сделать самостоятельно, слив старую жидкость через сливной шланг радиатора, а также через сливной шланг с блока цилиндров. Подробный процесс полной замены ОЖ опишу в других статьях.
Всегда приятно, когда залит качественный антифриз одного типа и вы знаете как он точно называется.
Поломки из-за перегрева
Если у вас вдруг произошла поломка и весь тосол или антифриз вытек на землю, первым делом заглушите двигатель, чтобы избежать его перегрева. Затем определите причину поломки и если её устранить на месте не получается возможным, лучше не заводите автомобиль, кроме крайних экстренных случаев, потому что его просто может заклинить или провернуть вкладыши. Самый оптимальный способ в таком случае — это .
Так вы убережёте двигатель от дорогостоящего ремонта, а на месте (в автосервисе или гараже) уже не спеша устраните причину и зальёте новый антифриз или тосол. Кстати, очень часто тосол вытекает при поломке водяного насоса или при повреждении его прокладки или болтов крепления. Также тосол может вытечь при неисправности или повреждения термостата или образования трещин в патрубках радиатора и других патрубках охлаждающей системы. Чтобы определить точно, смотрите на места подтекания, на мокрые следы соединений, хомутов и деталей системы.