Ручной тормоз изначально был задуман с целью предотвращения случайного движения автомобиля на стоянке. Система устроена таким образом, что при поднятии рычага тросики зажимают колодки и автомобиль остается неподвижным. Хотя опытные водители предпочитают вовсе не пользоваться ручником, особенно зимой. Тормозом служит включение передачи при выключенном двигателе, это не только увеличивает срок службы ручника, но и позволяет избежать примерзания тормозных колодок зимой.
Первоначальное обозначение стояночного тормоза состояло в том, чтобы остановить транспортное средство, если главная тормозная система не сработала, поэтому он был известен как аварийный тормоз. В современных автомобилях экстренный тормоз не очень эффективен в этой задаче, поскольку он не может надлежащим образом остановить транспортное средство с небольшим усилием. Стояночный тормоз подключен к задним тормозам, которые не оказывают такой силы при торможении, как передние тормоза, и мало помогут остановить движение автомобиля на высоких скоростях.
Про ремонт ручного тормоза обычно вспоминают перед прохождением технического осмотра. Существует несколько наиболее вероятных причин поломки, которые вы сможете сами продиагностировать:
1) После снятия с ручника задние колеса еще некоторое время не вращаются, а после небольшой поездки все возвращается в норму. Это происходит из-за закисания тросиков ручника, что приводит к постоянному зажатию колодками Исправить данную проблему поможет только замена.
Проблема, связанная с этим механизмом для транспортного средства, заключается в том, что он постоянно ставит нагрузку на передачу, что может привести к возможному сбою. Тормоз обеспечивает дополнительную безопасность и снижает нагрузку на компоненты трансмиссии и трансмиссии для предотвращения дорогостоящего ремонта и отказа от парковки. Рычаг для включения и выключения стояночного тормоза, находящегося в салоне автомобиля. Стальные тросы для подключения к основным тормозам автомобиля, расположенного сзади, часто называемого уравнителем стояночного тормоза. Старые модели потребовали бы переключения передач только при нажатии на педаль тормоза.
2) Ручной тормоз совсем не работает. Скорее всего, причина в том, что тросик выработал свой ресурс и при очередном усилии просто лопнул.
3) Слишком высоко приходится поднимать рычаг, чтобы машина оставалась на месте. Здесь, вероятнее всего, произошел износ колодок, что привело к увеличению зазора между колодкой и тормозным диском. Произведите замену и, если результат изменился ненамного, подтяните тросики.
Стояночный тормоз будет механически прижиматься к задним барабанным тормозам с усилием, которое меньше, чем то, что используется с основной тормозной системой. Это дополнительный механизм безопасности, который часто встречается на коммерческих транспортных средствах. Он функционирует так же, как и традиционный стояночный тормоз, за исключением того, что он задействует нажатие или выталкивание кнопки вместо использования механического рычага. Вы хотите, чтобы он был в хорошем рабочем состоянии, если вы должны полагаться на него по любой причине.
Как ни странно, сломанный ручной тормоз - довольно частое явление среди тех автовладельцев, кто практически им не пользуется или пользуется не по назначению. К примеру, сейчас пошла огромная мода на так называемый дрифтинг (управляемый занос), где начинающие водители, насмотревшись кино, начинают делать заносы, совсем не оборудовав свои авто, что может привести к плачевным последствиям. Для таких развлечений необходим Его конструкция немного отличается от стандартного, и он устанавливается дополнительно, а не взамен заводского. Такой тормоз не удержит ваш автомобиль на склоне и тем более не спасет зимой, но поможет сохранить оставшиеся детали для дальнейшего их целенаправленного использования.
Пружинные стояночные тормоза в этой системе служат в двух целях: во-первых, в качестве стояночного тормоза; второй в качестве системы экстренного торможения. Если в первичной цепи произошел сбой, и сделано торможение, управляемый воздух из ножного клапана направляется на клапан модуляции пружинного тормоза. Поскольку нет никакого приточного воздуха для поддержания баланса в клапане модулятора, из-за отказа первичного контура клапан модулятора затем исчерпывает давление воздуха из цепи стояночного тормоза пружины.
Количество выделяемого воздуха равно количеству воздуха, приложенного ножным клапаном. Выпуск воздуха в цепи пружинного стояночного тормоза приводит к тому, что ведущая ось тормозится при помощи пружинного давления. Тормозные приложения могут повторяться до тех пор, пока весь воздух из вторичного контура не будет потерян. При приблизительно 35 фунтах на квадратный дюйм регулирующий клапан стояночного тормоза пружины на приборной панели выхлопнет оставшийся воздух во вторичном контуре, а парковочные тормоза пружины будут полностью применены.
Эта, казалось бы, мелочь довольно сильно облегчает жизнь многим водителям, а иногда и спасает ее. Нередки случаи, когда только ручной тормоз спасал от неминуемой гибели по причине отказа основной системы торможения. Именно поэтому многие профессиональные водители рекомендуют следить за исправностью данного механизма.
Единственный способ передвижения транспортного средства после потери всего воздуха - это ремонт поврежденного контура и перезарядка системы или установка системы стояночного тормоза с пружиной. Этот тип пружинного клапана требует, чтобы водитель нажал кнопку, чтобы освободить стояночные тормоза.
Если давление воздуха присутствует при включении парковочного тормоза, задняя пружинная тормозная камера станет активной и будет медленно останавливать устройство. Только тогда тормоз пружины задней оси будет примен ть тормозное усилие. Если давление воздуха отсутствует, пружинный тормоз должен быть уже включен.
Стоит сказать, что если вы оказались в вышеуказанной ситуации, то ни в коем случае нельзя резко дергать ручник. Такая реакция не только не спасет вас, но может усугубить и без того проблемный момент, отправив вас в занос. Если вы чувствуете, что при нажатии педали тормоза автомобиль не прекращает движение, то спокойно и как можно быстрее необходимо включать с плавным поднятием ручника вверх. позволит вам притормозить двигателем, а постепенное использование стояночного тормоза убережет от заноса и ускорит процесс торможения.
Электромеханический стояночный тормоз
Чем больше автомобиль весит, тем больше расстояние, которое потребуется, чтобы остановить автомобиль. Важно помнить, что автомобиль с воздушным тормозом, даже с правильно настроенными тормозами, не будет останавливаться так же быстро, как легковой автомобиль.
Дисковый тормоз с пневмоприводом с тяжелой грузоподъемностью аналогичен принципу линейного использования, применяемому на пассажирских транспортных средствах. Давление воздуха воздействует на тормозную камеру и регулировку натяжения, активируя тормоза. Вместо кулачка или клина, используемого в обычных барабанных тормозах тяжелых грузовиков, используется «винт питания». Некоторые типы дисковых тормозов имеют встроенный автоматический регулятор. Перед настройкой всегда проверяйте спецификацию изготовителя.
У каждого автомобиля тормозная система разделена на две составляющие – рабочие и стояночные тормоза. Первая обеспечивает замедление и остановку авто во время движения. Вторая же исключает самовольное перемещение машины после того, как он поставлен на стоянку. При этом стояночный тормоз должен обеспечивать неподвижность автомобиля не только на ровной поверхности, но также и на склонах и подъемах.
У узлов дискового тормоза может быть установлен блок стояночного тормоза с пружиной, установленный на рабочей тормозной камере. Примечание по технике безопасности: В любое время, когда кто-то работает под автомобилем, настоятельно рекомендуется забивать или блокировать колеса. Если нет, может произойти серьезная травма.
Стояночные тормоза, иногда известные как аварийные тормоза, могут спасти жизни, не позволяя припаркованной машине спускаться с холма или останавливать транспортное средство, если стоп-тормоза перестанут функционировать в движении. Существует не правило большого пальца о том, как часто вы должны проверить свои стояночные тормоза; Но поскольку это занимает всего несколько минут, проведение теста на ежемесячной основе даст вам душевное спокойствие, зная, что вы управляете дорогим автомобилем.
Рабочие тормозные механизмы на легковых авто обычно имеет гидравлический привод, основным рабочим элементом которого является . Такой тип привода обеспечивает быструю передачу усилия, которое создает водитель на педаль к тормозным механизмам. При этом такой привод позволяет использовать усилители, которые увеличивают усилие в приводе. Но использовать в качестве стояночной системы гидравлический привод невозможно.
Поднимите свой автомобиль на вершину небольшого холма. Холм должен быть наклонным, чтобы ваш автомобиль мог свободно катиться, когда вы снимаете ногу с тормоза. Если в вашем районе нет холма, используйте наклон, где угол достаточно велик, чтобы проверить стояночный тормоз.
Принцип работы ручника
Транспортное средство должно быть нейтральным; Если автомобиль не сразу бросается, поставьте его в снаряжение, чтобы дать ему толчок, необходимый ему, чтобы спуститься с холма. Как только автомобиль свободно катится, включите стояночный тормоз. Ваш автомобиль остановится довольно резко, поэтому будьте готовы к этому. Если стояночный тормоз не приводит к немедленной остановке автомобиля, перейдите на ножной тормоз.
Детали привода стояночного тормоза ваз 2105:
1 - чехол; 2 - передний трос; 3 - рычаг; 4 - кнопка; 5 - пружина тяги; 6 - тяга защелки; 7 - втулка; 8 - ролик; 9 - направляющая заднего троса; 10 - распорная втулка; 11 - оттяжная пружина; 12 - распорная планка; 13 - рычаг ручного привода колодок; 14 - задний трос; 15 - кронштейн крепления заднего троса
Принцип работы механизмов электронного ручника
Повторите те же шаги в противоположном направлении. Чтобы тщательно протестировать стояночный тормоз, проведите несколько минут, пройдя те же шаги, но с автомобилем, припаркованным вверх по склону холма. Стояночный тормоз должен работать одинаково. Если стояночный тормоз не останавливает автомобиль полностью, Более подробно посмотрите на тормозную систему автомобиля в порядке.
Тюнинг гидравлической системы
После того, как вы проверите стояночный тормоз самостоятельно, подумайте о том, чтобы профессиональный механик автомобиля провел более тщательную проверку безопасности вашего автомобиля, независимо от того, наблюдаете ли вы какие-либо неисправности во время тестирования тормозов.
Наибольше распространение на легковых автомобилях получил механический стояночный тормоз, в качестве привода которого выступают металлические тросы. Устройство такого типа тормоза достаточно простое: в салон авто заведен рычаг, который соединен с приводным тросом. Тот в свою очередь взаимодействует с тормозными механизмами задник колес авто, в конструкцию которого включены специальные рычаги, воздействующие на .
Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах
Проверьте При проверке стояночного тормоза также убедитесь, что сигнальная лампа появляется, когда используется тормоз. Она также работала помощником редактора в Австралии, заканчивая колледж. Оукли имеет степень бакалавра искусств по английскому языку и философии Университета Аделаиды, Австралия. Ваш стояночный тормоз - это то, о чем вы, наверное, никогда не думали - по крайней мере, пока он не сломается, и вы сами обсудите замену или ремонт с вашим механиком. Современные автомобили все чаще переходят на электронные парковочные тормоза, но общая теория и дизайн в течение десятилетий оставались в основном одинаковыми.
Работает все так: водитель тянет рычаг, а вместе с ним и трос. Последний воздействует на рычаги в тормозных механизмах и те разжимают тормозные колодки, прижимая их к тормозному барабану. За счет этого колеса автомобиля не могут вращаться и авто обездвиживается.
Чтобы при постановке на ручник рычаг не возвращался в исходное положение на нем установлен храповой механизм, состоящий из зубчатого сектора и фиксатора. При вытягивании рычага фиксатор входит между зубьев, предотвращая самовольный возврат.
Вот быстрый взгляд на то, как работают парковочные тормоза и почему они иногда терпят неудачу. Стояночные тормоза когда-то были известны как аварийные тормоза, и они были предназначены для использования, если стандартная тормозная система на транспортном средстве не во время вождения. Для этого в стояночном тормозе не используется одна и та же гидравлическая система, которая активируется педалью тормоза, а скорее кабельная система, которая блокирует задние колеса на месте после активации.
Когда-то устанавливали на задние колеса, что позволило автопроизводителям включать в себя механизм, активированный кабелем, который удерживал бы тормозные колодки на месте внутри барабана без использования гидравлической системы. Этот кабель управлялся либо педалью слева от водителя, либо ручкой центральной консоли. Оба они были напрямую связаны с самим кабелем.
Привод стояночной тормозной системы автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — кнопка фиксации рычага ручного тормоза;
2 — рычаг привода стояночного тормоза;
3 — защитный чехол;
4 — тяга;
5 — уравнитель троса;
6 — регулировочная гайка;
7 — контргайка;
8 — трос;
9 — оболочка троса
Как только дисковые тормоза начали размножаться, автомобильные компании приняли другую стратегию дизайна стояночного тормоза. Некоторые продолжали включать небольшой барабанный тормоз внутри диска, который работал так же, как оригинальная барабанная система, когда кабель был вытащен, в то время как другие вводили кабель, который заставляет задние тормозные суппорты зажимать ротор.
Сколько в автомобиле тормозных систем
На современных автомобилях педаль или ручной тормоз часто заменяются кнопкой, которая электронным образом активирует кабель. Это делается в первую очередь для освобождения большего пространства на центральной консоли, где традиционно расположены большинство рычагов ручного тормоза.
Чтобы снять авто с ручника, водитель нажимает на специальную клавишу на рычаге, тем самым отжимая фиксатор, и рычаг может вернуться в исходное положение. Трос же оттягивается на место за счет пружин. При этом он воздействует на рычаги в механизмах и те прекращают .
Значительное распространение механический ручной тормоз получил благодаря простоте конструкции и надежности. Даже при отказе рабочего тормоза всегда есть возможность остановить автомобиль, поскольку ручник имеет свой привод, причем полностью независимый от других составляющих тормозной системы авто.
Самый большой враг экстренного торможения вашего автомобиля или грузовика - это старый знакомый противник: коррозия. Со временем кабели под шасси вашего автомобиля, которые связаны с тормозом, могут ржаветь до такой степени, что они больше не двигаются плавно. Если кабель находится внутри экрана, это может быть действительно хуже, потому что экранирующая трубка может засориться песком, грязью и коррозией. Чем меньше вы используете свой тормоз, тем больше вероятность того, что вы потерпите неудачу на основе ржавчины, которая обычно проявляется в виде привязывающего кабеля.
Другие виды стояночного тормоза
Существует еще несколько видов стояночного тормоза.
- Первый, так называемый – центральный, применяется на автомобилях оснащенных автоматическими коробками передач. Суть такого тормоза сводится к тому, что при переведении селектора КПП в положение «Парковка» производится блокировка приводных валов колес. Но стоит отметить, что центральный тормоз является лишь вспомогательным, от механизма, обеспечивающего блокировку колес, не отказались и он в конструкции тормозной системы присутствует.
- Второй вид станочного тормоза – это электромеханический. В отличие от тросового у данного типа отсутствует как таковой привод на механизм блокировки колес, но зато имеются электродвигатели, которые и воздействуют на рычаги в тормозных механизмах. То есть, водитель просто нажимает на клавишу и электромоторы блокируют колеса. Все просто, но не так надежно, как трос.
Поскольку механический ручной тормоз является самым распространенным, то в дальнейшем его и будем рассматривать. И начнем непосредственно с самого привода. И рассмотрим мы его на примере ВАЗ-2109.
Регулировка натяжения троса
Даже если вы водите автомат и не часто полагаетесь на систему во время парковки, убедитесь, что вы активируете стояночный тормоз не реже одного раза в неделю, чтобы сохранить его в хорошем рабочем состоянии. Ремонт стояночного тормоза - это несколько редкий, но очень необходимый аспект обслуживания тормозов. Стояночный тормоз является критическим элементом безопасности, и любой механик-механик должен тратить время, чтобы убедиться, что их собственный тормоз работает правильно.
Замена стояночного тормоза затруднена, но важно знать, что некоторые типичные проблемы с стояночным тормозом являются результатом обычного использования автомобиля. Например, стояночный тормоз, который, похоже, не захватывает достаточную силу, может нуждаться в регулировка. Большинство автомобилей имеют спецификацию относительно того, насколько высокий тормоз должен быть при его применении.
Чаще всего на автомобиле привод ручника состоит из центрального троса, уравнителя, или как его еще называют – коромысло, и двух боковых тросов. Центральный связан одним концом с рычагом в салоне, а другим – с коромыслом. Но на Ваз-2109 вместо центрального тросика используется тяга, на конце которой имеется резьба для регулировки натяжения. На концах боковых тросиков сделаны концевики, которыми они зацепляются за коромысло с одной стороны, и рычаги блокировки колес – с другой.
Основные неисправности
Несмотря на свою простоту и надежность ручной тормоз нуждается в периодической проверке и обслуживании. Дело в том, что со временем привод несколько растягивается, из-за чего он уже не способен обеспечить полную блокировку колес.
Также может возникнуть такая неисправность, как закисание троса в оплетке. Происходит это зачастую из-за редкого пользования ручником. Поскольку весь привод проходит под авто, внутрь оплетки попадает влага и грязь, приводя к коррозии металла. Из-за этого тросику перемещаться затруднительно. В особо запущенных случаях он может вовсе застопориться внутри оплетки.
Коррозия может привести к перегниванию нитей троса, из-за чего он «распушивается» и концами этих нитей цепляется за оплетку, затрудняя его перемещение. Если не обращать внимания на состояние привода в конечном итоге тросики могут полностью перегнить и стояночный тормоз перестанет полностью функционировать.
Проверка и регулировка стояночного тормоза
Регулировка ручного тормоза
Проверка эффективности работы стояночного тормоза на ВАЗ-2109 как и на любом другом авто должна проводится примерно раз на каждые 30 тыс. км пробега. Причем выполнить ее не сложно. Можно поставить авто на спуск или подъем, заглушить мотор и вытянуть ручник. Если авто будет оставаться на месте и самовольного его передвижения нет, то можно и дальше продолжать эксплуатацию машины.
Другой способ проверки проводиться так: авто ставиться на площадку, выключается скорость и затягивается ручник. После этого необходимо включить первую передачу и попробовать тронуться с места. Если машина хоть немного сдвинется с места до того, как мотор заглохнет, значит, необходима регулировка натяжения тросов.
Видео: Регулировка ручного тормоза НИВА. Сами натягиваем тросик ручного тормоза НИВЫ
На ВАЗ-2109 она выполняется так:
- авто загоняется на эстакаду, яму, или в крайнем случае поддомкрачивается задняя часть авто и ставиться на упоры, рычаг ручного тормоза необходимо полностью опустить вниз;
- под авто в тоннеле необходимо найти коромысло, из которого будет выступать центральная тяга с двумя гайками – регулировочной и контргайкой. При помощи двух ключей ослабляется контргайка;
- регулировочная гайка накручивается на резьбу тяги до тех пор, пока тросики не натянутся. После этого проверяется ход рычага до упора, у нормально отрегулированного он должен составлять 2-4 щелчка храповика;
- после этого регулировочная гайка фиксируется контргайкой и делается проверка эффективности работы стояночного тормоза.
Описанный алгоритм работ по натяжке ручника подойдет практически для любого авто, у которого используется механический ручник. Разница только сводится к некоторым конструктивным особенностям.
Смазка, замена
Видео: Как самому смазать тросик ручника
В случае если ручной тормоз не работает из-за закисания тросиков, то можно попробовать смазать и разработать их. Но для этого придется их снять с авто. На ВАЗ-2109 делается это так:
- задок авто поддомкрачивается и ставиться на опоры. Задние колеса с авто снимаются. Демонтировать придется также и ;
- далее откручиваются регулировочная и контргайка на уравнителе, и концевики тросиков снимаются с него;
- затем необходимо снять концевики с рычагов в тормозном механизме. Для извлечения остается только раздать крепления тросов к задней балке и извлечь их.
Для смазки закисшего тросика можно использовать шприц и моторное масло. Закачивать его нужно до тех пор, пока оно полностью не пройдет через всю длину оплетки, после этого можно попробовать разработать трос, поочередно перемещая его за концевики.