, преподобный
Почитание, чудеса
Самое первое его житие встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В году последовало его прославление для общецерковного почитания во всей Русской Церкви . В ночь на 30 апреля года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой, и сказал: "Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу ."
Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Мощи святителя Никиты ныне почивают в Софийском соборе , и священники собора обязательно прикладываются к ним перед началом богослужения.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства се́л еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче на́ш святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 2
Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н бы́в от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием/ победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся все́м на́м.
В православном мире имя Никиты Новгородского известно многим. Инок совершил множество богоугодных дел, но его путь к Господу был тернистым и полным испытаний.
Никита Новгородский стал подвижником с юношеских лет, тем самым определив для себя жизненный путь. Он решил в одиночестве совершить путь монахов-затворников, но не справился, и лишь святые отцы смогли спасти его от гибели. Тогда-то Никита и открыл для себя путь к спасению, к которому пришел через искреннее раскаяние.
История и описание иконы Никиты Новгородского
О ранних годах святого нет достоверных сведений. Информация о жизни Никиты сохранилась со времен правления князя Изяслава в Киеве, с 1058 по 1078 год. Юноша пришел в монастырь, чтобы принять послушничество, и сразу же, без промедления, готов был стать затворником. Настоятель монастыря был против, ведь для начала юноша должен был пройти послушание, которое длится не менее двух лет. Однако самонадеянный Никита стал истово молить Господа и не смог отказать явившемуся к нему ангелоподобному существу, которое повелело ему оставить учение и начать принимать людей.
Со временем слава о юноше, который обладал даром пророчества, распространилась. Однако до святых отцов дошла информация о том, что инок не признает Нового Завета. Они поняли, что юноша одержим дьявольскими силами, и поспешили ему на выручку. После того, как Никита вышел из кельи, он будто прозрел и искренне раскаялся в своем грехе. С тех самых пор Никита всего добивался усердием и больше не торопил события. К 1096 году он стал епископом Новгородским, и нередко по благословению Высших Сил являл свои способности. Во время засухи его молитвы породили дождь, спасший город от голода, а также уняли разбушевавшийся пожар. Примечательно, что на иконе Никита Новгородский изображается безбородым. Чаще всего его выписывают в полный рост, с разведенными в стороны руками, в левой находится крест. Нередко Никиту Новгородского изображают в юном возрасте со Священным Писанием в руках.
В чем помогает икона святого
Перед ликом святого молятся для защиты от любого обмана и лжи. Искренние молитвы помогают противостоять дьявольским проискам и со смирением принимать свою судьбу. Молятся Никите Новгородскому, чтобы оградить свой дом от пожара и иных бедствий, а также чтобы защитить домочадцев от любого негатива. Нередко перед ликом святого отца молятся при различных заболеваниях, в том числе и глазных. Старец помогает исполнить мечты и найти достойную работу с хорошим заработком.
Дни празднования
В православном мире трижды в год вспоминают святого Никиту Новгородского: 13 февраля (31 января по старому стилю), 13 мая (30 апреля) — день обретения его мощей, 27 мая (14 мая по старому стилю). В эти дни каждый может попросить у святого покровительства и защиты не только для себя, но и для всех живущих на Земле.
Молитва перед иконой святого Никиты
«Преподобный Никита Новгородский, славим Тебя и деяния Твои святые. Просим защиты и покровительства от искушений дьявольских, от бед и несчастий, пожаров и разорения. Помолись Господу за души наши да ниспошли благость свою на нас, рабов Его верных. Убереги от лести и лжи, обмана и предательства да не позволь самим обманывать и идти по пути, ведущему к очернению душ наших. Аминь».
Где находится образ
Иконы Никиты Новгородского не являются редкими, поэтому найти изображения святого не составит особого труда. Наиболее известные лики находятся в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Иконы с изображением святого часто преподносят в дар, особенно в семьи с новорожденными, которых нарекли именем епископа. Мощи святого находятся в соборе Великого Новгорода, и ежегодно паломники направляются туда для поклонения и молитв.
Каждая из икон, будь она подлинником или написана по памяти, является уникальным предметом. Постоянные молитвы нередко творят чудеса, и икона начинает помогать обращающимся к ней людям. Начинайте каждый день с молитвенных слов, и тогда вы сможете избежать многих проблем. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
27.02.2018 05:31
Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят...
Память его празднуется месяца января в 31-й день, месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 30-й день, месяца мая в 14-й день и месяца октября в 4-й день
+ 1108
На Новгородской кафедре c 1096 по 1107 или 1108 гг.
C вятой Никита святительствовал в Новгороде в счастливое княжение здесь Мстислава Владимировича Храброго - сына Мономахова. Он в сонме иерархов Новгородских более известен как строгий подвижник, по выражению составителя службы, он был «делатель винограда Христова, ум божественный, орган духовный, светильник света и струя любви неистощимая». Жизнеописатели исключительно занимаются описанием его подвигов. С этой стороны жизнь святителя весьма поучительна, потому что Господь и ему, как некогда апостолу Петру, попустил пасть, но, внимая его покаянию, восставил его, чтобы сам он, быв искушен, мог оказать помощь и искушаемым.
Святитель Никита был родом киевлянин и один из первых пострижеников Печерской обители, в памяти которых еще живо сохранились духовные подвиги первых основателей лавры. Желая стать наряду со многими, сиявшими тогда святостью жизни подвижниками Печерскими, Никита пожелал затвора. Опытный игумен долго уговаривал его остаться в обители для услужения братии, указывал на его молодость, неопытность и опасность сего подвига, указывал на поучительный пример Исаакия, который в то время еще был в живых, но юный подвижник ни о чем, кроме затвора, не хотел и слышать. Наконец пламенное его желание было исполнено. Никита, напутствуемый благословением и молитвами старцев, удалился в уединенную келью и завалил в нее вход. Но в уединенной пещере недолго продолжались его мирные подвиги. Искушение, некогда постигшее Исаакия, постигло теперь и юношу Никиту. Однажды, когда он стоял на молитве, вдруг ему послышался голос некоего, невидимо молящегося с ним, и в то же время пещера наполнилась необыкновенным благоуханием. Неопытный Никита эту прелесть духа принял за посещение ангела Божия и начал умолять невидимого гостя, чтобы тот явился ему чувственным образом. Но таинственный голос отвечал: «Не явлюсь тебе ради твоей юности, чтобы ты не превознесся», - утверждая еще более этими хитрыми словами затворника в его прелести. Когда же он начал умолять со слезами и дал обещание во всем исполнять его волю, тогда искуситель явился ему чувственно, и обольщенный поклонился ему. «Теперь тебе уже не для чего молиться, - сказал ему враг Бога и людей, - ибо я за тебя стану воссылать мольбы, ты же читай только книги и подавай полезные советы приходящим к тебе». Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник, ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него.
Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее, ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к великому князю Изяславу сказать: «Сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот что обличило пророка: Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета, но ничего не мог сказать из Нового Завета и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия Печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные Никон игумен и преемник его - Иоанн, Пимен постник, Исаия - епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола, епископ Тмутораканский, Феоктист, епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий, творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам незадолго пред тем временем тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы и едва был спасен молитвами святых отцов Печерских. Этот живой сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силой своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели его из затвора и стали спрашивать его о Ветхом Завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть, и это подтвердил клятвой. «К сим же, - прибавляет списатель его жития, - и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте».
Освободившись таким образом молитвами святых отцов от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех и долго и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание и проводил столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелию». Спасенный братской молитвой, Никита вскоре и сам был избран орудием спасения других.
В 1096 г. скончался в Новгороде епископ Герман, и на его место святителем за свои высокие добродетели был избран святой Никита, рукоположен киевским митрополитом Ефремом и в том же году прибыл на свой престол. С этого времени труды и заботы святителя Никиты умножились, но подвиги, которыми он украшался в Печерской обители, и теперь не уменьшились. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 фунтов, - верный тому свидетель, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти. За то и Господь вскоре прославил его даром чудотворений, который был так благотворен для паствы. На другой год его святительства в Новгороде сделался ужасный пожар. Святитель помолился, его слезная молитва потушила страшный пламень. В другой раз в Новгороде и его окрестностях была страшная засуха, грозившая всем ужасной гибелью. Святитель опять помолился, и Господь послал обильный дождь на пажити. Силой своей молитвы он ограждал свою паству даже за пределами Новгорода. Летописец, сказав о походе Мстислава - князя Новгородского, против Олега и о двух победах первого над последним, заключает свой рассказ тем, что Мстислав возвратился в Новгород «во свой град молитвами преподобного Никиты, епископа новгородского».
Примером святой своей жизни святитель Никита немало содействовал к распространению и поддержанию благочестия в своей пастве. При нем Новгород украсился святыми храмами. Из церквей тогдашнего времени замечательна Благовещенская на Городище, построенная Мстиславом, сыном Мономаха, в 1103 г., которая существует доныне. При нем же в Новгороде положено начало иноческой жизни преподобным Антонием Римлянином, который приплыл сюда чудесно на камне за год с небольшим до кончины святителя.
Достойно замечания первое дружеское свидание этих двух угодников Божиих. Здесь вполне открылась святая душа архипастыря. «Как скоро дошел слух до епископа Никиты о чудесном пришельце, - сказано в житии преподобного, - святитель тотчас пожелал видеть его. Движимый радостью и страхом, с глубоким смирением пошел к нему преподобный. Святитель ввел его в свою келью. Входя, преподобный сотворил обычную молитву и, когда святитель сказал «аминь», со страхом и любовью принял от него благословение, как от руки Божией. Провидя уже, по научению Божию, все чудесное в жизни преподобного, святитель, несмотря на то, начал расспрашивать его об отечестве, откуда и как он прибыл в Великий Новгород. Преподобный не хотел было открывать святителю таинственно-чудесного события в своей жизни, славы ради человеческой. «Мне ли, брате, - сказал тогда святитель, - не поведаешь своей тайны. Или не знаешь, что Бог откроет нашему смирению все, яже о тебе, а ты тогда заслужишь осуждение преслушника воли Божией?» И потом настоятельно, еще и с заклинанием, попросил у него ответа. Преподобный пал после сего ниц пред святителем и горько плакал, умоляя никому не открывать его тайны, пока он жив, и потом откровенно рассказал ему о месте своего рождения и воспитания, и о том, как прибыл в Новгород. Слушая эту чудную повесть, святитель подумал, что видит пред собой не человека, но ангела Божия, встал со своего места, положил в сторону пастырский жезл и от умиления и радости долго молился Господу, дивному и славному в истинных и верных рабах своих. После молитвы, на которую преподобный сказал «аминь», смиренный святитель Божий пал пред ним на землю и сам начал просить его молитв, то же сделал и преподобный, умоляя святителя благословить его и молиться за него, а себя называя грешным и недостойным. «Ты удостоен чрезвычайных даров от Господа, - говорил преподобному святитель Никита, - ты уподобился древним чудотворцам – Илии Фесвитянину или апостолам, которые из различных мест Божественною силою принесены были к успению Пресвятые Богородицы. Тобою, своим угодником, осенил и благословил Господь наш город, людей новопросвещенных святою верою». «Ты - архиерей Бога Вышнего, - говорил ему преподобный, - ты - помазанник Божий, тебе должно молиться за нас». И долго находились они преклоненными на землю, проливая обильные слезы и прося один у другого молитв и благословения, как бы соревнуя друг другу в смирении, которое так естественно душе с правильно развитым сознанием и христианской совестью. Наконец святитель, встав, воздвигнул и преподобного, благословил его, братски облобызал и долго с любовью беседовал с ним. После этого он стал уговаривать преподобного остаться жить с ним до смерти, но Антоний отвечал: «Господа ради, святче Божий, не нуди мене. Я должен подвизаться в терпении на том самом месте, где повелел мне Господь». Не настаивая более на своем желании, святитель еще раз благословил его, отпустил с миром на указанное ему Богом место. Таково было первое свидание святителя с преподобным Антонием».
Святая и самая тесная дружба связывала обоих святых мужей и после - до самой кончины святителя. Сразу после чудесного прибытия преподобного Антония в Новгород положено основание и его будущей обители. Искренно полюбя Римлянина, святитель Никита приказал близ камня его построить малую деревянную церковь, которую сам и освятил, и «тогда же едину келейцу постави» на прибежище инокам. На следующий год приготовлено было место для основания и каменной, доныне существующей церкви Рождества Богородицы. Незадолго до кончины святитель вместе с преподобным размерял место для храма и сам начал копать ров для основания, но церковь построена уже при его преемнике, епископе Иоанне.
Желая оставить по себе память в храме Святой Софии, Никита хотел было украсить его настенным писанием, но смерть помешала исполниться его усердному желанию. А потому собор был расписан уже после его кончины стяжанием, как замечено в летописи, святого Никиты епископа, согласно завещанию его. Поныне еще цел каменный корпус, построенный святителем Никитой для Новгородского владыки, он и в памятниках, и в народном предании известен под именем Никитского, как построенный святителем Никитой. В летописях ничего не говорится о том, принимал ли какое-нибудь участие святитель Никита в делах внешней новгородской политики. Вероятно, при тогдашней неурядице во всех краях России, он много заботился о соблюдении миролюбивого духа в своей пастве. Этим отчасти и объясняется то, почему новгородцы мало участвовали в тогдашней междоусобной войне князей, и если поднимали оружие против Олега Святославича Черниговского, то единственно за свою личную безопасность.
Одиннадцать лет правил паствой святитель Никита. Он преставился в 31 день января 1107 или 1108 г. и был погребен в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Мощи его скрывались в земле 450 лет и были открыты в самую тяжкую годину для Новгорода, когда собирались над ним все ужасы гнева Иоанна IV . Почивший святитель опять явился, как бы живой, посреди скорбной своей паствы. За семь лет до открытия мощей его, именно в 1551 г., один благочестивый царедворец, которому поручено было строение дел церковных в Новгороде, внимая в пасхальную ночь чтению деяний апостольских в Софийском храме, поскорбел духом о небрежении, в каком находилась гробница древнего великого святителя Никиты. Движимый тогда непостижимым тайным чувством, он возымел пламенное желание дознать хранились ли внутри гроба мощи святителя? Провертев отверстие в верхней доске каменной раки и опустив туда свечу, он поражен был изумлением. Он увидел, что тело угодника не было подвержено тлению ни в одном из членов. Тогда же он поусердствовал сделать на раку богатый покров, и в таком положении оставалась она при архиепископах Феодосии и Серапионе. Между тем православные, движимые верой, приходили ежедневно посмотреть сквозь отверстие на нетленные останки их древнего пастыря, и все пламенно желали их открытия. Наконец в 1558 г. архиепископ Пимен, донес о чудном явлении мощей святителя Никиты царю Иоанну и митрополиту Макарию. Получив благословение первосвятителя и согласие царя на открытие мощей, архиепископ Пимен увидел во сне мужа с едва заметной бородой и услышал слова: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестой епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает мощи мои явить народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к заутрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец по имени Исаакий, который в эту ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевавшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей и молился о победе царя над врагами и об изобилии плодов земных. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей святителя Никиты. Прежде приготовил Пимен новое полное облачение на нетленное тело угодника и, подняв крышку, в присутствии всего духовного собора обрел усопшего совершенно целым. В нетленных чертах лица сохранился даже отпечаток того духовного подвига и небесного мира, с каким заснул он на земле. Правая рука лежала на персях, и персты ее были сложены для благословения, а левая была простерта. Самая одежда на святителе, состоящая из простой священнической фелони, коришневого штофа с зелеными окраинами, и поверх нее был омофор, не только не истлела, находясь 450 лет под землей, но и могла служить для священнодействия преемников усопшего. Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего все сверхъестественное, и благодать Божию, и все чудеса христианства. Святитель с молитвой облечен был в новые ризы, и нетленное тело его было поставлено посреди храма. Народ, обрадованный явлением своего древнего архипастыря, еще при жизни засвидетельствованного чудесами, теперь во множестве притекал к нему с молитвой о своих нуждах, и тогда же, по словам очевидца торжественного открытия, многие слепые, сухие, расслабленные и другие недужные мужи и жены получили исцеление от прикосновения к нетленным останкам. И не только в Новгороде, но и вдали от него: в рядах русских воинов, осаждавших ливонский город Нарву, святитель Никита являл свою чудесную силу и помощь в день открытия мощей его. Многие ливонцы видели тогда между русскими полками ездившего по берегу реки Наровы мужа безбородого, в ризах святительских, с жезлом и крестом. Это был не иной кто, как святитель Христов Никита. В это же время, в Нарве один немец пивовар бросил в огонь, разведенный под котлом, две иконы, похищенные из Ивангорода. На одной из них изображена была Богоматерь с Предвечным Младенцем, а на другой - угодники Божии: Николай чудотворец, Власий, Козьма и Дамиан. Внезапно поднялся сильный ветер, и пламя, разливаясь из-под котла, охватило весь город. Не только дома, но и стены, и ворота сгорели, а войска русские, вместе с жителями Ивангорода, воспользовавшись смятением немцев, быстро переправились через реку и овладели Нарвой (Ругодивым) без приступа и стенобитных орудий. К довершению чудного события обе иконы, брошенные в огонь злочестивыми последователями Лютера, были найдены невредимыми на месте пивоварения. Таковы чудесные знамения на помощь и славу правоверных и на посрамление неверия совершались при открытии мощей святителя Никиты и вне Новгорода, в стране чужой. Архиепископ поставил их сначала с правой стороны алтаря Софийского, а потом перенес их на то место, где они почивали прежде.
Ныне мощи святителя почивают открыто в богатой серебряной раке, в которую были переложены с великим торжеством 30 апреля 1846 г.
«Много высокого видел я, - говорит очевидец - описатель сего торжества, - на священных торжествах православной Родины, но ничего подобного не видел». Рака поставлена в арке стены, отделяющей придел Рождества Богородицы от придела Богоотец Иоакима и Анны, где святитель был погребен. Память его совершается 31 января - в день преставления, и 30 апреля – в память обретения мощей.
Тропарь, глас 4
Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 6
Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси; яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне, святителю Никито, моли Христа Бога, спасти люди твоя молящиеся, да вси вопием ти: радуйся святителю, отче предивный.
олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.
В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.
Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.
Никита ответил на это:
Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.
Тогда игумен сказал ему более настойчиво:
Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.
Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.
Он начал еще прилежнее молиться, говоря:
Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.
Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.
Затворник продолжал слезно просить:
Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.
Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:
Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.
Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:
С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.
Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.
При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078), в Киево-Печерском монастыре юноша по имени Никита принял иночество. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Но известно, что сразу же он пожелал совершить подвиг, уйдя в затвор. Игумен возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше трех лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве.Затвор – сложное испытание для подвижника. Находясь в нем, необходимо молиться. Человек часто испытывает искушение отвлечься от молитвы в положенное для нее время и дать своим мыслям ход для обыденных и даже греховных мечтаний. Казалось бы, чтобы преодолеть испытания, нужна только воля. У молодого затворника ее было достаточно. Но всем сердцем стремясь к подвигу, он не знал, какая опасность подстерегает его. Несмотря на запрет игумена, он решил настоять на своем.
Оставшись в одиночестве, святой Никита был уверен, что Господь наградит его даром чудотворения. Он стал молиться. В один из дней ему вдруг показалось, что воздух в келье стал свежее и по помещению разлился приятный аромат. Юноша сразу же подумал, что ощущает присутствие Святого Духа. Он стал просить неистово, чтобы Господь явил себя перед ним. Вскоре он услышал голос, который высказал сомнение, не слишком ли молод инок и готов ли к служению. Святой Никита воскликнул: «Я обучен всему, сделаю все, что ты велишь!»
Наконец его глаза увидели существо, которое предстало перед ним в облике ангела. Святой Никита даже не усомнился в Божественной природе своего видения. Безумием с его стороны было принять дьявольское искушение за милость Божию. Но он стал выполнять данный ему приказ: «Ты больше не молись, читай книги, принимай людей, я сам буду молиться вместо тебя».
Через некоторое время к святому Никите действительно стали приходить люди. Он разговаривал с ними о душе, иногда пророчествовал. Оказалось, что предсказания его сбываются. Однажды он послал князю Изяславу сообщение о том, что убит его брат Глеб и нужно срочно отправлять сына на княжеский престол в Новгород. Когда же все подтвердилось, слава о пророке быстро распространилась среди людей. К затворнику стали обращаться знатные люди, князья и бояре.
О предстоящих и случившихся несчастьях святой узнавал от того, кого считал ангелом. Он был рад принимать людей, которые приходили в его келью, те относились к нему с большим почтением. Посетители поражались, насколько хорошо он знает книги Ветхого Завета. Святой мог прочитать все их наизусть. Но что удивительно, инок не признавал Нового Завета, он даже не хотел обсуждать эту тему. Для людей знающих это было очень странно. Когда об этом узнали святые отцы из монастыря, они сразу поняли, что инок находится под влиянием дьявольских сил.
Святые отцы с молитвами вывели из кельи святого Никиту. В тот же миг юноша пришел в себя. Его попросили прочесть наизусть что-нибудь из Писания, но он стал уверять, что никогда не знал его хорошо. Когда молодой человек осознал, что творилось с ним в затворе, он искренне раскаялся в своем грехе.
С тех пор в его жизнь вошло смирение. Он с любовью относился к людям, а те ценили его добродетель. В 1096 году святой Никита стал епископом Новгородским. Тринадцать лет до самой кончины управлял он паствой. В эти годы он проявил дар чудотворения. Однажды в год страшной засухи, по молитве его, с неба хлынул долгожданный дождь. В другой раз, когда случился пожар в городе, молитвы епископа остановили бушующий огонь. В 1108 году святой Никита, епископ Новгородский отошел к Господу. Его похоронили в церкви Святых Иоакима и Анны.
Значение иконы
Икона Святого Никиты Новгородского рассказывает нам историю человека, который всеми помыслами был устремлен к свершению подвигов. Не имея при этом необходимых знаний, не слушая советов мудрых людей, он неудержимо продвигался к своей цели. Так часто гордыня обманывает нас, заставляя встать на ложный путь. Каждый может совершить подобную ошибку. Но история святого Никиты Новгородского убеждает нас в том, что через искреннее раскаяние можно получить прощение Господа. Жизнь праведная, смирение и скромность, любовь к ближним – вот то, что присуще святости. Иногда она остается незамеченной, прославление происходит через многие годы, как это случилось со святым Никитой Новгородским.
Какое чудо произошло
Спустя четыреста пятьдесят лет после смерти святого Никиты, епископа Новгородского в ночь на 30 апреля 1558 года святитель Пимен увидел необычный сон. К нему явился мужчина, который назвался Никитой, епископом Новгородским и повелел ему открыть свои мощи народу. Утром святитель сразу же отправился в собор. Там он встретил местного жителя по имени Исаакий, который поспешил поведать ему о своем сне, в котором к нему тоже являлся святой Никита с тем же поручением. Сомнений в том, что случилось чудо, не оставалось. Когда открыли гробницу, все увидели, что нетленными остались не только мощи, но и одеяние. Правая рука, которой епископ при жизни благословлял прихожан, лежала у него на груди, а левая – вдоль тела.
В честь обретения мощей был отслужен молебен. В это время одному из иноков было видение: святой Никита поднялся из гроба, прошел по церкви с кадилом, а потом исчез. В те же дни случилось еще одно чудо – по молитве, обращенной к святому, слепая девочка обрела зрение.
Помощь от святого Никиты приходила каждому, кто к нему обращался. Так новгородцы, участвовавшие в войне с ливонцами, рассказывали, что при взятии Нарвы они видели святого, которому молились, на поле с жезлом в руке, ограждающим от врага русские войска.
Мощи святого Никиты, епископа Новгородского в настоящее время хранятся там же, где были обретены, между пределами Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе.