Во время движения автомобиля по скользкой дороге хоть какой резкий манёвр водителя способен привести к потере контроля над устойчивостью автомобиля — занос, переходящий в неуправляемое вращение. Нередко это случается на поворотах, циклических неровностях дороги, колее, продавленной большегрузными автоперевозчиками, на довольно крутом подъёме либо при спуске. Появляется неуправляемый занос, бокового либо продольного скольжения, переходящий в критичный занос с насыщенным вращением автомобиля. Итак, занос — скольжение автомобиля боком с одновременным продолжающимся поступательным движением. Верная посадка водителя (спина впритирку к сидению) позволяет ранее ощутить занос и принять меры по выведению машины из небезопасного положения.
Степень трудности и время прохождения вэдовым автомобилем неуправляемого заноса находится в зависимости от мастерства и быстроты реакции водителя, типа привода машины и процентного рассредотачивания по осям вращающего момента. Большая часть водителей, как начинающих, так и довольно опытнейших, при неожиданном заносе испытывают таковой испуг, что просто со всех сил нажимают на тормоз, лишая тем автомобиль манёвренности.
Что следует делать сначала при заносе? Потому что в управлении вэдовой машиной на скользкой дороге доминирует вектор тяги, а не своевременная реакция управляющим колесом, кидать педаль акселератора при заносе нельзя ни при каких обстоятельствах. При полном сбросе газа (закрытии дроссельных заслонок) машина скатывается в абсолютное скольжение на все четыре колеса.
Запомните — это принципиально: при заносе управляющее колесо резко выкручивается в сторону заноса, педаль акселератора незначительно приотпускается — и сходу рулём идёт выравнивание автомобиля сейчас в другую сторону с одновременным значимым добавлением тяги педалью газа на пониженной передаче (как на автоматических, так и на механических трансмиссиях), с маленьким притормаживанием педалью головного тормоза. Трудно? Да. Только шофер, прошедший специальную подготовку, может стремительно и хорошо вывести автомобиль из заноса в силу конструктивных особенностей полного привода. Чем больше исходная скорость машины, тем труднее совладать с таковой ситуацией. Еще проще её предупредить.
Начнём с того, что современный вэдовый автомобиль, имеющий несколько систем безопасности, даёт неверное чувство полной стойкости на сколькой дороге. Из-за различных тяговых усилий на каждую ось и меняющихся динамических нагрузок на стороны подвески он более небезопасен при неуправляемом заносе, потому что трудно предсказать его поведение при потере сцепления резины и дорожного покрытия. Для утраты контроля над управлением авто довольно на большой скорости при гололёде резко отпустить педаль акселератора.
При вхождении в каждый поворот на небезопасной трассе шофер должен быть максимально сконцентрирован в оценке ситуации. От корректности определения крутизны и наклона зависит выбор неопасной линии движения и стратегии авто движения. При мельчайшей некорректности тс, вероятнее всего, выскочит наружу поворотной дуги и «вылетит» с трассы. Так что более верной является сглаживающая стратегия, которая при верном построении траектории перемещения позволит сделать поворот для автомобиля наименее крутым, чем по сути.
На что стоит ещё направить внимание при движении на вэдовом автомобиле в экстремальных критериях, в том числе, и в заносе, — велика возможность опрокидывания машины при наличии на пути скольжения разных препятствий, потому что вектор силы инерции ориентирован в сторону изначального движения. Поступать в таковой ситуации следует аналогично действиям по выходу из заноса — использовать силовое руление в сторону вероятного опрокидывания сразу с приёмами балансирования с целью удержать авто вертикально.
Приведём несколько советов, как верно проходить заносы на вэдовом автомобиле и не попасть в страшную ситуацию. Многие водители заблуждаются, полагая, что автомобиль с полным приводом намного безопаснее зимой, чем задне- либо переднеприводный. По сути, машина с полным приводом в критериях гололёда только разгоняется резвее моноприводной, а тормозят они (при равных критериях) идиентично. Шины, устанавливаемые на авто с полным приводом, должны владеть последующими чертами — направленный протекторный набросок, потрясающие сцепные характеристики, контроль на проблемных дорогах. Резина непременно должна быть «зимняя», но не всесезонная, которая при падении температуры зимой ниже -5 градусов по Цельсию просто «каменеет» и её коэффициент сцепления с дорожным покрытием падает в разы. Шофер должен обдумывать, что способности маневрирования зимой даже на неплохой резине очень ограничены. Нужно избегать резких движений и насыщенных разгонов, неожиданных торможений и больших скоростей. Требуется прирастить дистанцию до впереди едущего автомобиля, двигаться лучше умеренно, все манёвры совершать плавненько и за ранее сбросив скорость.
Но разумней всего будет до начала зимнего сезона освоить способности неопасного вождения на специальной площадке под управлением опытнейшего инструктора.
Совсем не обязательно быть гонщиком профессионального уровня, дабы знать, что делать в случае заноса на дорогах. Рассмотрим предпосылки потери контроля над автомобилем, а также все возможные способы выхода ситуации, когда начался снос либо занос автомобиля.
Разница между сносом и заносом
С точки зрения физики, занос – это приложение к задней оси силы перпендикулярно направленной прямолинейному движению. Именно такой вектор приложения силы в скольжении разворачивает автомобиль вокруг своей оси. При этом обязательно присутствует разница коэффициента сцепления задних и передних осей. Говоря простыми словами, во время заноса корма автомобиля пытается обогнать носовую часть.
Немного иную природу имеет снос. Подобное явление возможно только у передней оси. В случае сноса автомобиль не меняет вектор своего движения вслед за поворотом рулевого колеса. Виной этому становится потеря колесами поворотной оси сцепления с дорожным покрытием. При сносе автомобиль даже несмотря на полностью вывернутые колеса может лишь немного отклониться от прямолинейного вектора.
Когда нужно быть наготове
Лишь в редком случае потеря контроля над автомобилем может быть следствием непредвиденных обстоятельств (к примеру, разрыв шины при движении на большой скорости). В большинстве случаев такое явление имеет конкретные предпосылки:
Основа основ
Даже идеальное понимание теоретических принципов выхода из заноса и борьбы со сносом не поможет вам, если не придерживаться нескольких простых правил:
Авто с ведущей задней осью
В случае заноса заднеприводного автомобиля порядок действий следующий:
- необходимо ударить по сцеплению и принять ногу с педали газа. Если в авто установлена АКПП, достаточно просто отпустить педаль акселератор. Работой ногами вы способствуете возвращению сцепления задних колес с дорожным полотном;
- в тот же момент необходимо начать выворачивать руль в сторону заноса. Если вас разворачивает по часовой стрелке, руль необходимо крутить в противоположную сторону.
Передний привод
Для переднеприводного авто порядок действий следующий:
- выкрутить руль в сторону заноса;
- ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.
Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.
4х4
Скольжение полноприводного автомобиля – наиболее сложная из представленных ситуация. Проблема заключается в том, что с педалью акселератора связаны сразу все колеса. При этом каждое колесо получает свою порцию крутящего момента от двигателя. Зависит этот фактор сразу от нескольких параметров: типа полного привода, настройки дифференциала, выбранного водителем режима управления системой 4х4, наличие интеллектуальных систем стабилизации и прочих. Каждый внедорожник либо кроссовер в этом плане индивидуален.
Единственное условие, которое сохраняет свою верность – вращение руля в сторону заноса. А вот с газом нужно быть особенно аккуратным. Профессионалы рекомендуют нажимать педаль акселератора ровно настолько, чтобы не потерять тягу на колесах. Добавлять газ, как мы это сделали бы в случае переднеприводного авто или, наоборот, отпустить полностью, управляя машиной с ведущей задней осью, нельзя.
Как не допустить динамический занос
Главная ошибка многих водителей – запоздалая реакция на поведение автомобиля. Даже для опытных водителей скольжение не является обычной ситуацией, поэтому они не только часто теряются, но и делают все с опозданием.
Среагировав на скольжение и пытаясь поймать заднюю часть авто, водитель выкручивает руль в сторону заноса. Автомобиль выпрямляется. Именно этот момент наиболее ответственный. Выпрямляясь, машина обладает инерционной силой, которая теперь будет провоцировать занос, но уже в обратную сторону. Для того чтобы не допустить такое, возвращать руль в «нулевое» положение нужно незадолго до того момента, как машина выпрямиться. На переднеприводном авто в такие моменты можно даже слегка приотпустить газ, чтобы позволить колесам зацепиться за дорогу.
Сделать это достаточно сложно, поэтому даже хорошему водителю для этого может потребоваться несколько приемов. Важно, чтобы амплитуда поворота руля при каждой последующей попытке поймать заднюю часть авто была меньше предыдущей. Только в таком случае вам удастся вернуть контроль над машиной.
Забыть о тормозах
Нажимать на тормоза – это то, что ни в коем случае делать нельзя. Почему? – спросите вы. Если машину начало заносить, нажатие на тормоза спровоцирует дополнительную разгрузку задних колес. Это приведет к еще большей потере сцепления задней оси с дорогой.
Стоит признать, что для едва не для 90% водителей на дорогах, нажатие на педаль тормоза – практически инстинктивное движение. Чтобы не усугубить ситуацию, вдавив инстинктивно тормоза, первое время вам нужно периодически напоминать себе об этом правиле. Лучше всего закрепить его практикой.
Снос
Теперь вам известны способы прекращения заноса, но что делать, когда колеса вывернуты, а автомобиль продолжает «сунуть» прямо?
Вам придется избавиться еще от одного пагубного инстинкта. Большинство водителей, не ощущая отклика от авто при повороте рулевого колеса, начинают выкручивать руль еще на больший угол. Делать нужно диаметрально противоположное – немного уменьшить угол поворота руля. Нажимать на газ в этот момент категорически запрещено.
Если в момент начала сноса была нажата педаль газа, ее нужно в прямом смысле бросить. Так вы немного пригрузите поворотную ось. Также можно легко нажать педаль тормоза. Если на авто не установлена система АБС, ее работу можно имитировать прерывистыми нажатиями на педаль. Важно не допустить блокировку колес ведущей оси.
Как только машина начнет поворачивать, можно опять немного довернуть руль. Таким способом вы сможете нащупать грань сцепление колес с дорожным полотном, побороть снос и не допустить занос автомобиля.
Практические занятия
Даже идеальное понимание теории не поможет вам адекватно действовать в экстренной ситуации. Главный ключ – практика. Вам необходимо научиться чувствовать автомобиль, ощущать силу инерции, чтобы адекватно работать педалями и рулем.
Начинать такую практику лучше всего зимой, так как сухое покрытие будет сильно изнашивать узлы и агрегаты вашего автомобиля. Для практики вам нужно найти пустынный участок дороги, где вы могли бы без лишних опасений попробовать спровоцировать занос, снос либо скольжение всех четырех колес. Разумеется, отточить приемы контраварийного вождения можно и на .
С приходом зимы водить машину становится гораздо опаснее – темнеет раньше, ветер и снег ухудшают видимость, а лед делает дороги коварными и скользкими. Огромное количество ДТП ежегодно происходит именно из-за влияния этих негативных факторов. В этих условиях крайне важно обладать навыками безопасного вождения автомобиля. Один из таких полезных навыков заключается в умении выйти из заноса автомобиля. Именно о том, что такое управляемый занос будет идти речь сегодня.
Обязательно ознакомьтесь со статьей о . Они также помогут вам подготовиться к проблемам заранее.
Ощущение потери контроля над автомобилем порой приводит к появлению паники. В связи с этим многие водители принимают неправильные решения. Как правило, с такой проблемой сталкиваются новички, которые заранее не думали о том, что они будут делать в том случае, если автомобиль уйдет в занос. Особое внимание изучению этого материала должны уделить те автомобилисты, которые обучались в автошколе в летний период, когда на дорогах никакого гололеда не было.
Ниже мы привели 5 самых распространенных типов заносов. Вы узнаете, что делать при заносе на переднем приводе и заднем приводе. В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие и сдерживаться от выполнения резких движений. Применяя советы о том, как выйти из заноса, вы сможете безопасно эксплуатировать автомобиль зимой.
Буксование происходит в тот момент, когда водитель пытается ускориться слишком резко. Колеса начинают вращаться с большей скоростью, чем автомобиль. Последствия этого могут различаться, в зависимости от того, какой привод имеет машина. Бороться с пробуксовкой просто: отпустите педаль газа, чтобы восстановить сцепление шин с покрытием дороги. Затем снова нажимайте педаль, но делайте это немного медленнее и аккуратнее, чем в предыдущий раз. По сути, буксование поможет определить, насколько хорошо вы контролируете автомобиль.
Пробуксовки, как правило, необходимо избегать в поворотах, но в некоторых случаях она может сработать в вашу пользу при прямолинейном движении. На ровной дороге, покрытой льдом, нет никакой реальной пользы от буксования колес. Но бывают и другие ситуации. Например, вы можете оказаться на подъеме, когда под колесами будет хороший асфальт, покрытый несколькими сантиметрами неукатанного снега. Буксование шин может помочь достичь хорошего сцепления с покрытием дороги. В итоге вам не придётся останавливаться на подъеме или съезжать вниз. Это также поможет в грязи либо на иных видах скользкого покрытия, под которым находится жесткая основа.
В некоторых автомобилях установлена антипробуксовочная система, которая может препятствовать вращению колес таким способом. Она может или уменьшить обороты двигателя, активировать тормоза, или задействовать оба метода. В таких случаях бывает очень непросто выехать на скользкие горки. Иногда решением может стать банальное отключение системы.
Блокировка колес происходит, если водитель начинает тормозить слишком резко. Колеса перестают вращаться, а автомобиль продолжает движение. К счастью, решение также достаточно простое: отпустите тормоза, чтобы шины снова начали вращаться. Скорее всего, придётся полностью убрать ногу с педали тормоза, после чего повторить попытку, нажимая педаль медленнее и мягче.
Тормозить на скользкой дороге гораздо сложнее, чем кажется. Необходимо хорошенько потренироваться, причем делать это рекомендуется за пределами оживленных дорог. Советуем научиться правильно тормозить зимой во время прямолинейного движения на подходящей дороге без других автомобилей. Вам надо научиться чувствовать момент блокировки, чтобы избежать неприятностей.
Блокировка колес иногда может быть полезной. На рыхлой поверхности заблокированные колеса помогут быстрее достичь лучшего сцепления. На дороге со снегом, гравием или песком полная блокировка покрышек поможет остановить автомобиль гораздо быстрее.
Антиблокировочная тормозная система (ABS) не даст колесам автомобиля заблокироваться. Она поочередно включает тормоза на колесах, при этом они продолжают вращаться. В связи с этим автомобиль не сможет остановиться очень быстро. Не забывайте об этом, соблюдая соответствующую дистанцию и оставляя необходимый запас для маневров.
3. Недостаточная поворачиваемость (снос передней оси)
Снос передней оси происходит, когда передние колеса теряют сцепление с дорогой, и автомобиль не может вписаться в поворот. Как правило, причиной является вход в поворот на слишком высокой скорости. Если вы решили вписаться в поворот на скорости 100 км/ч, а по законам физики это реально сделать лишь на 50 км/ч, к сожалению, это конец… В следующий раз вы будете более внимательными к условиям и дорожным знакам. Если вы лишь немного превысили допустимую скорость вхождения в поворот, необходимо просто отпустить педаль газа и плавно нажать на тормоз. В этот момент необходимо смотреть в ту сторону, куда вы направляете автомобиль.
Блокировка передних колес при прохождении поворота также приводит к недостаточной поворачиваемости. Если вы тормозите слишком резко на любом автомобиле и пытаетесь одновременно повернуть, ничего хорошего не получится. Необходимо отпустить педаль тормоза ещё до выполнения поворота, чтобы не потерять контроль над авто.
Не поддавайтесь искушению еще больше повернуть руль, когда возникает снос передней оси. Некоторые автомобилисты думают так: «Автомобиль не хочет поворачивать, поэтому надо повернуть руль ещё!».
Помните о том, что эта проблема решается педалями, а не вращением руля.
Передние колеса сносит из-за неправильного использования педалей акселератора и тормоза. Более активное руление может лишь усугубить проблему и привести к потере драгоценного времени.
4. Избыточная поворачиваемость (снос задней оси)
Снос задней оси происходит, когда задние колеса теряют сцепление с дорогой, в результате чего задняя часть автомобиля начинает скользить боком. Чаще всего это происходит из-за пробуксовки в заднеприводных (и отдельных полноприводных) автомобилях. При таком заносе автомобиля водитель должен убрать ногу с педали газа и направить машину в нужную сторону.
Управляемый занос на заднем приводе – это реальность, необходимо лишь понимать некоторые нюансы. Как правило, избыточная поворачиваемость также вызвана тем, что водитель неправильно выбирает скорость движения и начинает тормозить уже в повороте. В итоге большая часть веса транспортного средства смещается на передние колеса, разгружая заднюю ось. Задняя часть автомобиля начинает «жить своей жизнью», так как на колесах нет никакого веса.
В особенности данная проблема проявляется в пикапах и переднеприводных автомобилях. Это также происходит при спуске с горки и прохождении поворота. Решение – смотреть на дорогу, отпустить тормоза и аккуратно нажать на педаль газа, чтобы определенный вес вернулся обратно на заднюю ось. Это поможет выйти из заноса победителем.
Ритмический занос происходит в том случае, если водитель неправильно отреагировал на снос задней оси автомобиля. Задняя часть автомобиля начинает скользить от одного края дороги к другому, причем машина останавливаться не хочет. Если не выровнять автомобиль во время первого или второго заноса, справиться с проблемой при третьем заносе будет очень сложно.
Если вы столкнулись с избыточной поворачиваемостью, необходимо смотреть на дорогу и вращать руль так, чтобы направить передние колеса автомобиля в нужную сторону. После того как автомобиль выровняется, выпрямите колеса так, чтобы они всегда были расположены параллельно дороге.
В большинстве случаев ритмический занос возникает из-за того, что водитель пытается слишком поздно исправить ситуацию, а затем повторяют ошибки до тех пор, пока не окажутся за пределами дороги. В этой ситуации огромную помощь предоставляет зрение водителя. Восстановите контроль над рулевым управлением и не позволяйте машине метаться от одного края дороги к другому. У вас всё получится!
Как выйти из заноса? Ответ на этот вопрос зависит от вида заноса и от привода автомобиля. В статье описаны три вида заносов и способы выхода из них.
Занос может быть определен как потеря сцепления между шинами автомобиля и дорожного покрытия из-за сил, действующих на автомобиль. Большинство случаев соскальзывания автомобиля в занос вызвано ошибками водителя. Хотя надо отметить, что только около 15% несчастных случаев являются прямым следствием соскальзывания автомобиля. Занос автомобиля может произойти как на влажном или заледеневшем дорожном покрытии, так и на сухом. Однако, шансы потерять контроль над автомобилем и попасть в ДТП увеличиваются на 50% на мокрой дороге.
Основными причинами заноса являются:
- Резкое или внезапное ускорение;
- Резкое или внезапное торможение;
- Резкие движения рулевым колесом.
Высокая скорость и неблагоприятные погодные условия (дождь, снег, гололед) еще больше увеличивают вероятность заноса.
Можно выделить три основных вида заноса:
- Занос передней и задней осей
Меры предосторожности
В первую очередь необходимо учитывать погодные и дорожные условия. А кроме этого есть целый ряд советов, к которым стоит прислушаться, чтобы предотвратить увод машины в неуправляемый занос:
- Ускоряйтесь плавно и по прямой линии, где это возможно.
- На торможение распространяются те же правила что и на ускорение. То есть по возможности плавно и без вращений рулевым колесом.
- Если погодные условия неблагоприятные, то аккуратно пользуйтесь педалями управления, а движения рулем должны быть плавными без резких движений.
- Перед вхождением в поворот убедитесь, что положение транспортного средства, скорость и передача выбраны правильно.
- Если погодные условия благоприятные, но наметились признаки ухудшения, например, собираются тучи, снизьте скорость.
- Перед поездкой убедитесь, что автомобиль в исправном состоянии, особенно, что давление в шинах находится в пределах нормы. Также стоит регулярно проверять на исправность амортизаторы.
- Если погодные условия могут измениться, выделите дополнительное время на поездку. Это позволит вам не спешить и тем самым не повышать скорость.
Ситуация
Автомобиль на повороте стремится взять курс отличный от того, который ожидает водитель. Возникает снос передней оси или недостаточная поворачиваемость. Ситуация показана на рисунке 1.
Причина
Слишком высокая скорость на входе в поворот или резкое торможение на повороте. Оба этих действия ведут к потере контроля над машиной.
Действия водителя
Необходимо уменьшить угол поворота передних колес до тех пор, пока не восстановится сцепление с дорожным покрытием. Это может быть достаточно чтобы прекратить скольжение. Если нет, то нужно снять ногу с педали газа или тормоза и полностью выжать сцепления и при необходимости еще уменьшить угол поворота передних колес. Эти действия необходимо произвести одновременно. Автомобиль должен начать выравниваться, причем будьте готовы к рывку в момент, когда колеса автомобиля «схватят» дорогу.
Если потеря контроля над авто очень серьезна, то к вышеуказанным действиям нужно добавить кратковременная постановка руля в прямое положение до восстановления сцепления с дорогой, и возврат обратно на первоначальный курс.
Ситуация
Задняя часть автомобиля отклоняется в сторону от направления движения и создается впечатление, что задние колеса пытаются обогнать передние. Возникает занос задней оси или избыточная поворачиваемость. Ситуация показана на рисунке 2.
Причина
Основными причинами этого самого распространенного вида заноса являются чрезмерная скорость или резкое торможение на автомобиле с любым типом привода, а также резкое ускорение на заднеприводном автомобиле.
Действия водителя
На заднеприводном автомобиле необходимо убрать ногу с педали газа и повернуть руль в сторону заноса. То есть, в ситуации на вышеуказанном рисунке нужно повернуть вправо, так как заднюю часть автомобиля занесло вправо. Поворот руля должен быть небольшим, примерно равным углу, на который занесло машину. Сразу же после начала выравнивания автомобиля нужно возвращать руль в исходное положение, чтобы избежать заноса в обратную сторону.
На переднеприводном автомобиле в отличие от заднеприводного при заносе задних колес ни в коем случае нельзя нажимать на педаль тормоза. Наоборот можно немного нажать на педаль газа и одновременно повернуть руль в сторону заноса задней оси. Далее по мере выравнивания автомобиля возвращать руль в исходное положение.
Снос передней и задней осей
Ситуация
Все четыре колеса заблокированы и автомобиль скользит в сторону. Это так называемый снос предней и задней осей или нейтральная поворачиваемость. Ситуация показана на рисунке 3.
Причина
Резкое торможение вызвало блокировку четырех колес. Часто в такой ситуации возникает ощущение увеличения скорости.
Действия водителя
Техника выхода из заноса обеих осей достаточна сложна и обычно требует предварительной подготовки. Для достижения устойчивости выжмите педаль сцепления и ритмично кратковременно нажимайте педаль тормоза. То есть выполняется так называемое прерывистое торможение. Это позволяет временно разблокировать колеса. В момент разблокировки колес необходимо выравнивать автомобиль рулевым колесом. По сути, это тот же принцип, что и заложенный в систему ABS.
Задача любого водителя сделать поездку на автомобиле максимально безопасной. Однако случается и так, что одного соблюдения правил дорожного движения бывает недостаточно. Ситуации на дорогах возникают самые неожиданные, и преодолеть их зачастую помогают специальные приемы вождения, такие как управляемый занос.
Если водитель владеет этим навыком, у него значительно повышаются шансы остаться невредимым на скользкой трассе, когда перед машиной внезапно возникает препятствие или дорога резко поворачивает, а скорость слишком высока для нормального входа в поворот. Разумеется, это не означает, что водитель может бездумно превышать скорость и ездить излишне агрессивно, ведь дорога самонадеянности не прощает.
Что такое занос и почему он возникает
Прежде чем приступать к изучению техники управления автомобилем в состоянии заноса, необходимо понять, что это за явление и в чем причины его возникновения. Итак, занос – это движение автомобиля, вызванное боковым скольжением его задней оси. Возникает он, как правило, в повороте, когда водитель сильно давит на газ или начинает резко тормозить. При этом задние колеса теряют сцепление с дорогой и начинают скользить. Занос нужно отличать от сноса – ситуации, когда из-за недостаточной поворачиваемости, в повороте начинает сносить переднюю ось.
При прямолинейном движении авто может занести, если правая и левая сторона машины имеют сильно отличающееся сцепление с дорогой, например, левой стороной автомобиль едет по снежной каше, а правой – по плотному насту.
Как бороться с заносом
Если вовремя не предпринять контрмер, возникает неуправляемый занос, в результате которого автомобиль закручивается вокруг своей оси и в лучшем случае просто вылетает с дороги. Действия зависят от того, какой привод имеет машина. Наибольшую склонность к заносу проявляют заднеприводные авто. Причины могут быть самыми разными:
- высокая скорость на плохой дороге;
- разрыв шины;
- слишком резкое включение сцепления;
- сильно изношенный протектор;
- попадание песка, гравия или иных сыпучих масс, а также камней или кусков льда под колеса;
- резкие движения рулем;
- сильно разнящееся давление в шинах;
- неправильная работа тормозной системы, в результате чего колеса тормозят по-разному.
На заднем приводе, чтобы прекратить скольжение, необходимо сильно уменьшить подачу топлива. Руль при этом необходимо поворачивать в направлении заноса.
При этом угол поворота должен быть минимальным, иначе автомобиль может войти в ритмичный занос, выйти из которого намного сложнее.
Занос на переднем приводе возникает намного реже, как правило, это происходит в повороте на высокой скорости, когда сцепление колес с дорогой снижается, и возникающие центробежные силы выталкивают заднюю ось с траектории. В такой ситуации водителю следует значительно увеличить подачу топлива и удерживать руль в сторону заноса. В большинстве случаев этого хватает, чтобы стабилизировать машину.
Полноприводные автомобили отличаются тем, что в занос входят крайне неохотно, до последнего стараясь удержаться на дороге, но если уж машину понесло, сделать что-то довольно сложно.
По общим рекомендациям на полном приводе для восстановления контроля над машиной, необходимо слегка уменьшить подачу топлива, а руль удерживать в направлении заноса. Сложность в том, чтобы успеть среагировать, поскольку срыв в занос происходит почти мгновенно.
Отрабатываем навыки управления автомобилем в заносе
Начинать тренировки нужно на небольших скоростях, чтобы побороть первый страх и почувствовать, как движется автомобиль. Легче тренироваться на переднем приводе, оттачиваться свои навыки на заднем или полном приводе желательно, уже имея некоторый опыт.
Отправить машину в управляемый занос довольно легко. Для этого достаточно разогнать ее до скорости 20-25 км/ч, немного повернуть руль и дернуть ручник. Сцепление выжимать не нужно, чтобы передние колеса оставались связаны с двигателем. Как только ручной тормоз будет затянут, задняя ось сорвется в скольжение и начнет описывать дугу. Как только автомобиль развернется под нужным углом, нужно отпустить ручник, колеса направить в сторону заноса и увеличить подачу газа. Если все выполнено правильно, автомобиль стабилизируется и продолжит двигаться прямолинейно.
Видео выполнения управляемого заноса на переднем приводе.
Управляемый занос на заднем приводе выполняется иначе. Автомобиль необходимо разогнать до 40-50 км/ч. Руль резко и на большой угол поворачивается в ту сторону, куда требуется направить машину, при этом полностью выжимается педаль сцепления . Затем водитель должен сильно нажать на педаль газа и отпустить сцепление, в результате задний мост сорвется в пробуксовку и начнет описывать дугу. Для того чтобы прекратить управляемый занос, руль нужно направить в его сторону, и значительно уменьшить подачу топлива.
Видео выполнения управляемого заноса на заднем приводе.
Сложнее всего выполнить управляемый занос на полном приводе. Это обусловлено тем, что полноприводный автомобиль очень чувствителен к педали газа и проявляет недостаточную поворачиваемость в заносах. Если педаль акселератора полностью отпустить или, наоборот, вдавить «в пол», это может спровоцировать разворот машины вокруг своей оси. Важно помнить, что автомобиль скользит обеими осями, т.е. водитель должен самостоятельно определить баланс тяги и угла поворота руля и четко его соблюдать. Чтобы не потерять контроль над автомобилем, руль, как и в остальных случаях необходимо поворачивать в сторону заноса.
Видео выполнения управляемого заноса на полном приводе.