Вождение автомобиля при неблагоприятных погодно-климатических условиях
Существенное влияние на безопасность движения оказывают погодно-климатические условия, особенно в осенне-зимний период, когда дожди, снегопад и обледенение поверхности дороги значительно усложняют эксплуатацию подвижного состава, повышают вероятность возникновения аварии. Пониженная температура воздуха ухудшает работу двигателя, агрегатов и узлов автомобиля. Снижаются работоспособность аккумуляторной батареи, эластичность шин. Появляется опасность замерзания воды и повреждения системы охлаждения. А сколько неприятностей доставляют водителю низкий коэффициент сцепления шин с дорогой, ограничение видимости и обзорности.
Особенности технической эксплуатации автомобиля в осенне-зимний период. При подготовке автомобиля к осенне-зимней эксплуатации прежде всего следует проверить техническое состояние и устранить неисправности. В двигателе, коробке передач и заднем мосту летние сорта смазок надо заменить на зимние. В противном случае кроме повышенного износа могут произойти поломки агрегатов.
Основное внимание нужно уделить узлам и механизмам, непосредственно влияющим на безопасность движения. Ведь от них зависят тормозные качества автомобиля, его управляемость, возможность непроизвольного изменения направления движения, подача и видимость сигналов маневрирования.
Следует помнить, что самая мелкая неисправность, не играющая существенного влияния на безопасность движения в летних условиях, зимой может стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Особенно опасной является неравномерность действия тормозов правых и левых колес автомобиля. Даже при легком торможении на скользком покрытии эта неисправность чревата опасными последствиями. Поэтому при подготовке к зимней эксплуатации необходимо проверить и отрегулировать зазоры между барабанами и колодками тормозов. Неравномерный износ протектора или разность давления в шинах при торможении также служат причиной увода в сторону или заноса автомобиля.
Наиболее опасен гололед. Коэффициент сцепления шины с дорогой снижается в несколько раз и составляет 0,1-0,2 вместо 0,6-0,8 на сухом асфальте. Естественно, что во столько же раз уменьшаются силы, удерживающие автомобиль на заданной троектории. При движении автомобиля по сухому покрытию запас сил сцепления колес с дорогой остается достаточно большим для удержания автомобиля от заноса даже при приложении максимальных тормозных или тяговых сил. Иное дело при гололеде, когда небольшое торможение или нажатие на педаль акселератора может привести к заносу. На скользкой дороге действовать рулевым колесом, нажимать на педаль сцепления, управлять дроссельной заслонкой надо плавно, применять комбинированное торможение, т. е. рабочим тормозом и двигателем, что повышает эффективность торможения автомобиля, а также способствует предотвращению блокировки ведущих колес.
Комбинированное торможение может выполняться на постоянной передаче или с последовательным включением пониженных передач. Так как включение низших передач при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя представляет собой значительные трудности даже на автомобилях с синхронизированной коробкой передач, то для уравнивания окружных скоростей вращения шестерен, входящих в зацепление, требуется перегазовка. Поскольку правая стопа водителя осуществляет торможение рабочим тормозом, для перегазовки необходимо временно прекратить активное торможение, либо нажимать на акселератор носком (пяткой) стопы, не прерывая торможения рабочим тормозом. А чтобы двигатель не вышел из строя, особенно если пониженная передача включена с большим опережением по частоте вращения коленчатого вала двигателя, сцепление нужно включать с некоторой задержкой.
Небольшие прямолинейные участки с гололедом лучше всего проезжать с ходу, не изменяя положения руля и не тормозя. Ни в коем случае не надо поддаваться рефлекторному желанию нажать на педаль тормоза, так как это может вызвать занос автомобиля.
Определив, что автомобиль продолжает двигаться прямолинейно, следует плавно снизить обороты двигателя и уменьшить скорость до безопасных пределов. Значительно труднее выполнять при гололеде повороты. Прежде всего надо заблаговременно снизить скорость движения, применяя для этого комбинированное торможение, затем включить нужную передачу и на небольшой скорости выполнить поворот. Пускать автомобиль накатом, выключив сцепление, нельзя, так как при включении его снова рывок в трансмиссии может привести к заносу. Весьма опасно, особенно при левом повороте, съезжать на обочину: рыхлый снег, лежащий на ней, может послужить причиной заноса или «затянуть» автомобиль в кювет. Если все же автомобиль одной или даже двумя сторонами съехал на обочину, не надо торопиться вернуть его на проезжую часть. Наледь, обычно образующаяся на границе проезжей части и обочины, может послужить причиной заноса и разворачивания автомобиля. Поэтому сначала нужно снизить скорость до необходимых пределов и только после этого осторожно вернуться на проезжую часть.
При движении по обледенелой дороге не всегда следует надеяться на противоскользящие материалы, которыми посыпают дорогу. Зачастую случается так, что песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Также опасен при гололеде свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие. При торможении снег не укатывается, а перемещается впереди колес автомобиля. Сцепление шин с дорогой снижается, "и тормозной путь автомобиля значительно увеличивается.
Особую осторожность во время гололеда надо проявлять при движении на подъемах и спусках. Прежде всего важно правильно определить ту передачу, на которой можно преодолеть подъем без переключения. Перейти на ату передачу следует заранее, до начала подъема. Если же на выбранной передаче необходимо как можно быстрее переключиться на низшую передачу, постепенно увеличивая обороты двигателя, чтобы не допустить пробуксовки ведущих колес.
На продолжительных крутых спусках» которые часто заканчиваются сужением проезжей части, необходимо заранее включить третью, а то и вторую передачу. Во время спуска нельзя использовать накат, так как автомобиль может развить слишком большую скорость и станет неуправляемым. На спуске следует применять прерывистое торможение в связи с тем, что временное прекращение действия тормозных механизмов позволяет сохранить оптимальный температурный режим рабочего тормоза автомобиля, а следовательно, и его эффективность.
При трогании с места на скользком покрытии нельзя допускать пробуксовки ведущих колес. Поэтому трогаться нужно на более высокой передаче и на минимальных оборотах двигателя, очень плавно отпуская педаль сцепления. Это позволит снизить тяговый момент на ведущих колесах и тем самым не допустить их пробуксовки.
Обгон во время гололеда - маневр нежелательный. Если все же без обгона нельзя обойтись, необходимо очень плавно перестроиться в соседний ряд, предварительно убедившись, что этот маневр не создает помех другим участникам движения. Возвращаться в свой ряд после обгона надо также очень плавно, чтобы не допустить заноса.
Занос автомобиля. Пожалуй, нет среди водителей такого, который не испытал заноса автомобиля. Эта неприятность подстерегает и на мокром асфальте, и в гололедицу, и на заснеженной дороге. Тормозни - и пойдет машина юзом... Известно, что при резком заносе автомобиля возникает поперечная инерционная сила. Она неодинаково распределяет нагрузку на правые и левые шины, рессоры при этом имеют разный прогиб. Кузов перекашивается, снижается устойчивость автомобиля. Предотвратить занос могут хладнокровие, трезвый расчет, уверенные действия водителя.
Разберем случай правильного вывода автомобиля из заноса во время обгона, объезда или на повороте. Автомобиль занесло, скажем, влево, задняя его часть потеряла прямое направление движения. Как только водитель почувствовал начало заноса, он должен, не выключая сцепления, снизить подачу топлива до такого предела, при котором двигатель передает на ведущие колеса минимальный крутящий момент. При этом надо следить, чтобы автомобиль ни в коем случае не тормозился двигателем, так как возрастающие тормозные силы на колесах лишь увеличивают занос. Одновременно со сбрасыванием газа следует плавно повернуть примерно на пол-оборота рулевое колесо в сторону заноса, в нашем случае влево. Как только скорость бокового перемещения начнет уменьшаться, нужно возвратить рулевое колесо в положение дви жения по прямой. Даже если автомобиль какое-то время продолжает двигаться боком, он постепенно возвратится к прямолинейному движению. Может случиться так, что автомобиль несколько развернет в другую сторону, т. е. вправо. Такой разворот надо компенсировать соответствующим поворотом рулевого колеса вправо. После нескольких затухающих колебаний автомобиль займет прямолинейное положение на проезжей части.
Следует отметить, что занос на повороте при достаточно высокой квалификации водителя можно использовать для облегчения маневра. В начальной стадии заноса надо резко увеличить обороты двигателя, а в дальнейшем регулировать положение автомобиля не только рулевым колесом, но и газом. После прекращения заноса автомобиль будет повернут в направлении выхода из поворота, и можно продолжать движение, постепенно прибавляя газ. Такой способ значительно ускоряет вывод автомобиля из заноса на повороте, пользоваться им можно только после соответствующей тренировки на ровных и достаточно широких горизонтальных площадках с ледяным покрытием.
Приемы вывода автомобиля из заноса, возникающего при торможении, аналогичны в основном приемам вывода автомобиля из заноса на повороте. Нужно только помнить, что в случае блокировки колес необходимо мгновенно ослабить нажим на педаль тормоза. Это - главное правило для прекращения заноса, о котором нужно постоянно помнить. А дальше надо действовать так, как и при заносе на повороте. Зимой на некоторых участках дороги образуется наезженная колея. При движении по ней и особенно при выезде из нее не исключена вероятность резкого заноса автомобиля. Выезжать из колеи следует, когда поблизости нет i других транспортных средств, предварительно снизив скорость. В этом случае необходимо несколько вывернуть рулевое колесо в сторону, противоположную выезду, а затем энергично повернуть его в сторону выезда.
На хорошо укатанной заснеженной дороге можно двигаться со скоростью несколько большей, чем при гололеде, однако надо учитывать, что при разъезде на узких участках возможно попадание колес в рыхлый снег, лежащий на обочине. Поэтому надо снижать скорость.
Движение по мокрым и загрязненным дорогам.
Глубокой осенью большую опасность представляют опавшие с деревьев
листья, лежащие на дорожном покрытии. Попав на такой участок, водитель автомобиля, двигавшегося с большой скоростью, при необходимости торможения может потерять управление и оказаться в кювете или на полосе встречного движения, так как листья под колесами автомобиля могут сыграть роль смазки, резко снизив коэффициент сцепления одного или нескольких колес. Чтобы этого не случилось, необходимо на большем, чем на сухой дороге, расстоянии оценивать обстановку и предвидеть ее возможные изменения, что позволит своевременно и достаточно плавно снизить скорость.
Осенью и весной дорожное покрытие часто бывает не только влажным, но вследствие интенсивных сельскохозяйственных перевозок и грязным. Хотя мокрое, загрязненное покрытие представляет собой меньшую опасность, чем обледенелое, однако нужно учитывать, что коэффициент сцепления колес с дорогой на мокром асфальтобетонном покрытии по сравнению с сухим снижается в 1,5-2 раза, а грязного и замасленного - в 4 раза. В таком же соотношении увеличивается и тормозной путь автомобиля.
Особую опасность представляет для водителей начало выпадания дождя. Первые капли не смывают, а лишь смачивают дорожную пыль и засохшую грязь, превращая их в «смазку», которая значительно снижает эффективность действия ^ тормозов. .Опытный водитель ощущает по движению машины, что после продолжительного и сильного дождя коэффициент сцепления несколько повышается. Это является результатом смывания потоками воды скользкой пленки с дороги. В дождливую погоду особенно опасны участки, где к главной асфальтированной дороге примыкают второстепенные без покрытия. Грунтовая грязь, которую наносят люди, транспорт или скот, может сыграть роковую роль.
Движение по мокрой дороге опасно также тем, что вода, попадая на тормозные накладки, значительно снижает эффективность действия тормозов. Поэтому при проезде больших луж и во время сильного дождя нужно периодически проверять действие тормозов на ходу автомобиля. Если тормоза намокли» то их нужно просушить, прибавив газу, а левой ногой притормаживая. Когда водитель почувствует, что эффективность тормозов восстановилась, он может продолжать обычное движение.
Иногда в дождь может возникнуть весьма опасное явление - гидропланирование. Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы приседает на задних колесах, в то время как передние приподнимаются на водяном клина. Автомобиль перестает слушаться руля, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой. По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движении, а на закруглениях внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной несколько миллиметров, вызывает гидропланирование при скорости движения свыше 80 км/ч. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не свыше 60-60 км/ч.
Гидропланирование зависит от толщины пленки воды, качества поверхности дорожного покрытия, объема воды, наличия поперечных канавок на покрытии, рисунка беговой части протектора шины, удельного давления в зоне контакта, вертикальной и поперечной нагрузки.
Необходимо отметить, что жесткие шины современных грузовиков лучше разрушают водяную подушку, эффект гидропланирования начинается лишь на. скоростях 120-140 км/ч, т. е. практически для них недостижимых, а более эластичные шины легковых автомобилей разрушают водяную пленку лишь на скоростях до 60-80 км/ч.
Не зная о существовании эффекта гидропланирования, некоторые водители объясняли такое состояние автомобиля (у которого не «схватываются» тормоза) просто замасливанием колодок или плохим срабатыванием привода тормозов (непроталкивание рабочей жидкости).
Трудно научить водителя определению начального момента гидропланирования, но знания, опыт, желание понять и найти безопасные методы управления автомобилем помогут в этом.
Ветровая нагрузка. В осенний период зачастую поднимаются сильные ветры. Поэтому водитель должен знать особенности управления автомобилем, связанные с ветровой нагрузкой.
Сила ветра непостоянна ни по величине, ни по направлению.
Самая неприятная для водителя - сильная боковая ветровая нагрузка. Достаточно сказать, что при скорости ветра 25 м/с на автомобиль «Жигули» действует дополнительная боковая сила около 300 кг, а на автобус марки ЛАЗ - более 1600 кг. На скользком и обледенелом покрытии при больших скоростях движения такая сила способна сдвинуть автомобиль. Может начаться занос.
Под действием боковой ветровой нагрузки шины благодаря своей эластичности деформируются, и автомобиль отклоняется от прямолинейной траектории. Водитель должен компенсировать это отклонение поворотом рулевого колеса, и автомобиль сохранит прямолинейность, двигаясь с повернутыми на некоторый угол передними колесами. При резком увеличении или уменьшении силы ветра надо своевременно, небольшими поворотами рулевого колеса поддерживать нужное направление движения. В местах, где резкий порыв бокового ветра может отклонить транспортное средство от прямолинейного движения, устанавливается предупреждающий знак 1.27 «Боковой ветер».
Основная мера безопасности при движении по таким участкам дорог - снижение скорости движения.
Владимир |
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
СОТРУДНИКОВ В 2017 ГОДУ
ОФИСЫ
ПО ВСЕМУ МИРУ
ПЛАНЕТЫ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НАШИ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
СОТРУДНИКОВ В 2017 ГОДУ
ОФИСЫ
ПО ВСЕМУ МИРУ
Службы поддержки
Служба технической поддержки клиентов компании Vaisala является единой справочной службой для направления общих или технических вопросов, касающихся изделий, систем и услуг компании Vaisala.
Служба технической поддержки клиентов и центры мониторинга работают в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней.
Наши специализированные региональные службы поддержки могут быстро получать информацию о ваших проблемах и оперативно определять их. Мы стремимся решать все проблемы оперативно и в максимально короткие сроки. Мы также имеем возможность оказывать общую поддержку по вопросам, связанным с ремонтом, калибровкой, жалобами, контрактами на предоставление услуг, запасными частями и претензиями по гарантии.
Измерения сжатого воздуха
Чистый и сухой сжатый воздух можно обеспечить, используя аппаратуру для точного измерения точки росы. Стабильное измерение точки росы позволяет также не допускать пересушивания и экономить энергию.
Контроль влажности в опасных зонах
Контроль влажности играет важнейшую роль во многих помещениях, в которых хранятся такие легковоспламеняющиеся или взрывоопасные материалы, как топливо, химикаты, взрывчатые вещества. Такие помещения обозначаются как опасные зоны ввиду наличия в них потенциально взрывоопасной среды. Для обеспечения безопасного ведения работ в этих зонах необходима специально разработанная и сертифицированная измерительная аппаратура.
Смазочные и гидравлические системы
Уникальная технология определения содержания влаги в масле, разработанная компанией Vaisala, позволяет непрерывно и в режиме реального времени контролировать водную активность масла и непосредственно определять допускаемый предел образования излишней влаги в масле. В отличие от традиционных методов выборочного контроля, при использовании которых потребуется ожидать несколько дней или недель до получения результатов проверки, технология непрерывного измерения от компании Vaisala позволяет обеспечивать надежность работы оборудования на постоянной основе.
Метрология
Компания Vaisala предлагает средства и услуги для калибровки и обеспечения надлежащего функционирования приборов для измерения влажности, точки росы, содержания углекислого газа и температуры. Ручные приборы для измерения всех этих параметров можно использовать для калибровки полевой измерительной аппаратуры и в качестве образцовых средств измерений.
Контроль производства литиевых аккумуляторных батарей
Компания Vaisala предлагает химически стойкий, полимерный датчик точки росы, который отличается долговременной надежностью и очень малым дрейфом показаний при интенсивном использовании. Калиброванные устройства, на которых используется этот датчик, поставляются в виде низкозатратных измерительных преобразователей или полностью конфигурируемых переносных контрольно-измерительных приборов.
Контроль полупроводниковых приборов
Точные и стабильные измерительные устройства позволяют контролировать микросреду, окружающую полупроводниковые приборы.
Компания Vaisala поставляет оригинальные компактные модули для измерения относительной влажности и барометрического давления.
Измерение влажности материалов конструкций
Комплект приборов для измерения влажности материалов конструкций Vaisala HUMICAP® SHM40 представляет собой простое и надежное решение для измерения влажности железобетонных и других конструкций. Данный комплект предназначен для скважинного метода, в котором наконечник датчика влажности оставляется в скважине до тех пор, пока не будет достигнуто состояние равновесия, и появится возможность считывания значений влажности.
Контроль сушки в кипящем слое
Точный контроль влажности осушающего воздуха необходим для оптимизации процесса сушки. Условия влажности и температуры могут варьироваться. Во многих процессах сушки, особенно в фармацевтической промышленности, выходящий воздух может иметь высокое содержание испарившихся растворителей и химических веществ. Это вызывает необходимость применения очень стабильных средств измерения. В большинстве жестких условий эксплуатации выход сушилки в кипящем слое рассматривается как опасная зона, в которой необходимо использовать измерительную аппаратуру в искробезопасном исполнении.
Вообще ночью лучше спать, а не ездить на автомобиле. По крайней мере, такой вывод напрашивается из анализа статистики, согласно которой в темное время опасность совершить наезд на пешего увеличивается в 9 раз, на велосипедиста - примерно в 2,6 раза, на неподвижное препятствие - в 2 раза.
Однако нет такого автомобилиста, которому не приходилось бы хоть иногда ездить ночью.
Все привычное и знакомое днем ночью выглядит совсем по-другому. Там, где при хорошем освещении видно множество деталей, теперь лишь темные силуэты. И нет ничего удивительного, если вы пропустите нужный поворот или заедете не на ту сторону, ведь признаки, позволяющие вам ориентироваться в дорожном движении, стали совсем другими. Днем ваши глаза воспринимают обстановку с помощью расположенных на сетчатке глаза нервных, окончании, называемых колбочками, а ночью основную роль уже играют не они, а другие, называемые палочками. С их помощью можно различить только контуры предмета, а цвет нельзя. Если у вас красный или оранжевый автомобиль, который днем хорошо заметен, то в сумерках и ночью он будет казаться темным. Поэтому включайте габаритные огни при первых признаках начала сумерек. Это относится и к тем, кто имеет автомобили других цветов, в особенности темных: черного, синего, серого.
Сумерки очень коварны. Человеческий глаз различает в них предметы хуже, чем ночью, тогда хоть фары помогают. В сумерках ничего не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности. Так как сумерки кратковременны, опытные водители часто приурочивают к ним очередной перерыв в движении. Именно в утренние сумерки чаще всего засыпают водители. Это еще один аргумент в пользу остановки для отдыха.
Как подготовить автомобиль к ночному вождению?
Проверьте все световые приборы. Перед ночной поездкой, а также и несколько раз во время поездки, если она длительная, обязательно проверьте, исправны ли фары, стоп-сигнал, указатели поворотов. Проверьте также, достаточно ли чистые стекла этих приборов. Во время движения на них собираются огромные количества пыли, грязи, песка. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой. Обычно вся эта грязь еще смешивается с продуктами нефтехимии, маслами, находящимися на дороге. Поэтому если не очистить своевременно стекла, видимость ухудшится очень существенно, иногда наполовину. Для удаления грязи со стекол пользуйтесь сухими тряпками. Если на каком-то из стекол вы обнаружите трещину, замените его.
Проверьте стеклоочиститель. Удостоверьтесь в том, что щетки стеклоочистителя чистые. Если на них грязь, протрите сухой тряпкой. Иначе, вместо того чтобы в случае необходимости очистить стекло, щетки его так разрисуют (а может, и поцарапают), что видимость ухудшится.
Проверьте зеркало бокового вида. Очистите зеркало от грязи. Все эти нехитрые приготовления надо сделать перед выездом. Заодно проверьте исправность указателей поворотов, стоп-сигнала.
Периодически проверяйте световые приборы и тормоза. Регулярно проверяя световые приборы, вы всегда поддерживаете автомобиль в готовности к ночной поездке.
Проверьте яркость обеих фар. Убедитесь в том, что она одинакова. Если яркость одной из фар слабее, это явный признак того, что она скоро выйдет из строя. Правда, некоторое время она может продолжать тускло гореть, но в этом тусклом свете тоже таится угроза - она ухудшает видимость. Так что разберитесь в причинах неисправности сразу и устраните ее.
Следует регулярно проверять исправность стоп-сигнала.
Габаритные огни нужны для того, чтобы другие водители хорошо видели вас в темноте. Поэтому их исправность следует периодически проверять.
Указатели поворота также имеют важнейшее значение ночью (равно, впрочем, как и днем). Поэтому их следует регулярно проверять.
Уделите внимание и внутреннему освещению, проверьте лампочку внутреннего освещения.
Освещение панели приборов также должно быть исправным.
Предварительные действия перед ночной поездкой :
Включите дальний свет фар. Очень важно хорошо знать расположение всех кнопок включения освещения, чтобы не разыскивать их лихорадочно каждый раз в темноте. Внимательно изучите свой автомобиль и хорошенько запомните, что где включается.
- Переключите свет фар с дальнего на ближний. Ближним светом фар пользуются в городе, когда едут следом за другими водителями (чтобы не ослепить их через зеркало заднего вида), а также при встречном разъезде.
- Нажмите на педаль тормоза, чтобы проверить работу стоп-сигнала. Нажмите на педаль тормоза и посмотрите в зеркало заднего вида. Если увидите отблеск красного света, значит, все в порядке; красный свет стоп-сигнала вашего автомобиля предупредит следующих за вами водителей о том, что вы снижаете скорость. В ночное время такое предупреждение особенно важно, потому что горящий стоп-сигнал - это единственный признак, по которому другой водитель может определить, что вы тормозите.
- Проверьте исправность указателей поворота. Проверьте и левый и правый сигналы. Левый сигнал проверять удобнее - можно просто повернуть голову влево, и вы увидите отблеск.
Успех ночных поездок во многом зависит от вашей способности видеть в темноте. Как ее определить, вы уже знаете из урока 1. Но даже отличное ночное зрение можно ухудшить, если перед поездкой долго находиться в ярко освещенном помещении, читать книгу или разглядывать мелкие предметы в плохо освещенном месте, находиться под воздействием сильного шума или громкой музыки.
Американские психологи установили, что водители, которые перед поездкой долго смотрели телевизор (особенно цветной), за рулем становились невнимательными, часто пропускали опасность. Острота их зрения снижалась на 30% в течение 1-2 ч. После просмотра телевизора надо дать глазам отдохнуть хотя бы 1 ч.
Как “ухудшить” ночное зрение, вы теперь знаете. А как улучшить? Для этого перед поездкой надо съесть несколько кусочков сахара с лимоном или драже витамина С. Чашка крепкого кофе повысит чувствительность ваших глаз к темноте на 30% в течение 1,5 ч. Если ничего этого у вас нет, несколько физических упражнений в сочетании с обтиранием лица и шеи холодной водой, а также 20 глубоких вдохов и выдохов в течение 2 мин дадут неплохой эффект.
Чтобы четко видеть предмет днем, надо смотреть на него в упор. Совсем другое дело в сумерках или ночью. Чтобы разглядеть плохо освещенный объект, например стоящий грузовик, надо смотреть слегка в сторону от него, концентрируя внимание на его контурах и очертаниях.
Если врач прописал вам очки, не забывайте их носить. Имея незначительный дефект зрения, вы можете не пользоваться очками регулярно, надевая их только во время чтения. При управлении автомобилем ношение очков обязательно, в особенности ночью, так как даже при незначительном дефекте ночное зрение ухудшается многократно.
Надеемся, что вы сделаете все, чтобы видеть ночную дорогу как можно лучше. Но даже в этом случае область
видимости обстановки при движении по неосвещенной дороге будет ограничена зоной, освещенной светом ваших фар. Хорошо отрегулированные фары при ближнем свете освещают дорогу на расстоянии 45 м, при дальнем - 100 м. Выбирайте такую скорость, при которой остановочный путь вашего автомобиля будет меньше этих расстояний.
Учтите, что с увеличением скорости расстояние отчетливой видимости уменьшается в дневное время на 6 м при увеличении скорости на каждые 15 км/ч, при плохом освещении - еще больше.
Например, двигаясь ночью со скоростью 100 км/ч, вы будете хорошо видеть обстановку впереди на расстоянии 25 м меньше, чем при скорости 30 км/ч.
Какую же скорость можно рекомендовать при движении с ближним светом фар? Мы считаем, что около 50 км/ч.
Почему? Давайте прикинем.
Примем видимость обстановки в свете фар, равной 45 м. Вносим поправку на снижение видимости в связи со скоростью. Будем считать, что при скорости 50 км/ч расстояние отчетливой видимости составляет около 30 м. Остановочный путь равен 28 м. Таким образом, скорость 50 км/ч позволит вам остановить автомобиль в случае неожиданного появления помехи. Но это на сухом покрытии дороги. На скользкой дороге скорость придется значительно снизить.
Если вы едете с дальним светом фар, то, исходя из тех же рассуждений, ваша скорость на сухой дороге при хорошей регулировке фар не должна превышать 90 км/ч.
Теперь о пешеходах. К сожалению, они наиболее часто становятся не только причинами, но и жертвами ночных происшествий.
Человека в темной одежде можно увидеть только на расстоянии около 25 м, а в светлой - около 40 м. Это значит, что, двигаясь со скоростью более 40 км/ч, вы не сможете избежать наезда на пешехода, одетого в темную одежду, как бы вы умело ни тормозили. Поэтому на участках, где большая вероятность появления пешеходов, скорость движения не должна превышать 40 км/ч.
Еще несколько слов о том, как компенсировать недостаточную видимость ночью:
как только наступают сумерки, включайте габаритные огни;
двигайтесь ночью медленнее, чем днем. Двигаясь медленнее, вы не просто лучше видите. У вас к тому же становится больше времени для наблюдения за дорогой, распознавания на ней объектов, а в критической ситуации, если таковая возникнет, больше шансов на спасение; перед каждым маневром заранее включайте указатель
поворота. Ночью особенно важно сообщать другим о своих намерениях, чтобы они заранее знали, чего от вас ожидать. Сигнализируйте о каждом, даже незначительном изменении режима движения. И позаботьтесь о том, чтобы у других участников ситуаций было достаточно времени отреагировать на ваши действия;
точно знайте свой маршрут. Неожиданный поворот дороги, изменение типа покрытия, другая неожиданность, подстерегающая водителя в незнакомой местности, - все это опасно и днем, ночью же опасно вдвойне. А поэтому перед ночной поездкой необходимо самым тщательным образом изучить маршрут, подготовиться к возможным неожиданностям. Имейте в виду, что если вы будете метаться по дороге в поисках нужного вам поворота, вы станете угрозой и для других. Так что уточните, куда вы едете и как туда проехать;
постоянно контролируйте скорость и дистанцию. Человек вообще неточно оценивает скорость встречных транспортных средств. Ночью же эти оценки еще более приблизительны. Так что не полагайтесь на свою интуицию, почаще поглядывайте на спидометр. Что же касается дистанции, то значение ее точного соблюдения при движении ночью трудно переоценить. А поэтому постоянно контролируйте дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю.
Ночное движение за городом.
Самое главное при движении по загородным дорогам - правильный выбор скорости. Если предельная допустимая скорость для движения за городом 90 км/ч, то это не означает, что вы можете двигаться именно с этой скоростью.
Нужно принять в расчет целый ряд факторов - техническое состояние автомобиля, состояние и тип дорожного покрытия, метеорологические условия, видимость и, конечно, насколько знакома вам дорога, по которой вы движетесь.
Если отсутствует встречный транспорт, при движении ночью по загородной дороге пользуйтесь дальним светом фар. Когда появляется встречный транспорт, необходимо переключать дальний свет фар на ближний.
Около 15% всех ночных происшествий связано с ослеплением при встречном разъезде. Водитель, ослепленный дальним светом фар, начинает различать обстановку только через 7-8 с. Для некоторых это время равно 30- 40 с. Все это время водитель едет вслепую.
Как избежать ослепления?
Во-первых, переходите на ближний свет не позже, чем за 150 м до встречного транспорта. Слишком рано переключаться не стоит. Ведь тогда придется снизить скорость движения. Во-вторых, перед тем как перейти на ближний свет, постарайтесь заглянуть как можно дальше вперед. Нет ли там признаков опасности: стоящего автомобиля, пешеходов, дефектов дороги, ремонтируемого участка? Старайтесь смотреть не на фары встречного автомобиля, а как можно правее. Если впереди опасность, снижайте скорость. Ведь
объехать препятствие вам будет очень сложно из-за плохой видимости обстановки после разъезда. В-третьих, если водитель встречного автомобиля не переходит на ближний свет, то проверьте, не горит ли у вас тоже дальний. Скорее переключите его. Приучите себя, переходя на ближний свет фар, синхронно снижать и скорость до 50 км/ч.
При встречном разъезде старайтесь держаться ближе к правому краю дороги, выдерживая как можно больший боковой интервал до встречного транспорта. Он может везти выступающий за габариты груз или прицеп, которые плохо видны.
Переключить ближний свет на дальний можно только после того, как встречный и ваш автомобили поравнялись.
Если вам навстречу едет транспортное средство с одной фарой, возможно, это не мотоцикл, а автомобиль, у которого одна фара неисправна. Держитесь от него на всякий случай как можно правее.
Приближаясь к подъему или спуску дороги, переключитесь на ближний свет до того, как лучи фар встречного и вашего автомобиля встретятся.
Подъезжая к повороту по внешней стороне, смотрите на правую сторону дороги, стараясь избежать ослепления фарами встречного автомобиля. А если едете по внутренней стороне, не забудьте переключить дальний свет на ближний первым.
Следование за лидером ночью.
Когда вы движетесь за лидером, переключите дальний свет фар на ближний. Внимательно следите за безопасной дистанцией.
Движение в роли лидера
. Когда лидер вы сами, а за вами с дальним светом движется другое транспортное средство, помигайте светом стоп-сигналов, чтобы напомнить, что он должен переключить свет фар на ближний. Если он продолжает двигаться с дальним светом, избегайте смотреть в зеркало заднего вида. Дайте ему возможность обогнать вас.
Обгон ночью.
Ко всему, что вы уже знаете о выполнении обгона, прибавляется еще и ночная специфика. Обгонять ночью, конечно, значительно сложнее, чем днем. Порядок следующий:
1) переключите дальний свет на ближний;
2) водитель движущегося впереди автомобиля может помигать вам светом (дальний-ближний-дальний), показывая этим, что дорога впереди для обгона свободна. Не очень-то доверяйте его оценкам, просто примите их к сведению. Оценки же делайте самостоятельно, полагаясь на свой собственный опыт;
3) взгляните на середину дороги и удостоверьтесь в том, что разметка не запрещает обгон;
4) оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота. Как уже неоднократно повторялось, предупредительные сигналы ночью особенно важны;
5) выезжайте на полосу встречного движения. Быстро увеличивайте скорость. Двигайтесь по встречной полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркало заднего вида;
6) поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний, теперь это никак не помешает обгоняемому, а вам очень поможет, так как расстояние видимости увеличится,
7) будучи предельно внимательным, возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;
8) вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и движущегося впереди вас нового лидера.
Когда отказывают световые приборы . Это, конечно, очень плохо, но не надо терять самообладания. Определите, что у вас еще исправно, и постарайтесь хотя бы обозначить свой автомобиль на проезжей части. Снижайте скорость и отъезжайте с проезжей части. Сделать это надо по возможности как можно оперативнее.
В этой статье мы рассмотрим особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях, точнее, в условиях ограниченной видимости.
Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин.
Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или, что хуже, в снегопад. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль. И это нормально.
Сложные дорожные условия это, в общем, совокупность факторов, в результате которых может быть или недостаточная видимость, или ухудшается управляемость автомобиля.
Сюда можно отнести
- погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
- дорожно-транспортные условия (крупногабаритные ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
- собственно, сам автомобиль (все, что внутри салона может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).
Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких ситуациях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость ограничена или она недостаточная. В эти две фразы имеют разные определения (их нужно запомнить для решения ), но в жизни, применительно к дорожным ситуациям, это одно и то же.
Другая неприятность во время дождя – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта луже ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне. Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – рискуете потерять контроль над управлением. Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике и электронике вплоть до того, что может заглохнуть двигатель.
Перед тем, как в эту лужу заехать, необходимо заблаговременно снизить скорость. А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, нужно не забыть проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.
Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги. Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.
Щетки «дворников» должны плотно прилегать к стеклу, чтобы на поверхности не оставалось слепых мест, но они хорошо работают только на чистом стекле при достаточном количестве дождевой воды или омывающей жидкости. Поэтому, если на лобовом стекле имеются следы засохшей грязи (например, от насекомых, если птичка не промахнулась и пр.), то лучше будет удалить эту грязь вручную. Или с помощью воды, или с помощью очистителей. Если щетки износились и не справляются с работой, то их следует заменить.
Движение в сильный снегопад
Когда идет плотный снег, то создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане. Когда снегопад густой, единственное, что вы в состоянии видеть, — это правый край дороги, возможно, будет видна осевая линия, габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене. Видимость, опять же, недостаточная.
Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Еще раз – снижайте скорость ! Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию . Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.
Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не рисковать — не подвергать опасности себя и других. Лучше покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Никакие срочные дела не стоят подобного риска. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.
В следующей статье рассмотрим особенности .
Навигация по серии статей
С целью обеспечения безопасности движения водитель должен применять при управлении автомобилем следующие меры.
Трогание автомобиля с места
Перед началом движения водитель обязан убедиться в том, что дорога впереди свободна, а сбоку и сзади отсутствуют транспортные средства, которым он может создать помеху для движения. Перед тем как тронуться с места, следует включить указатель поворота. В начале движения необходимо определенное расстояние проехать прямо, рядом с тротуаром или обочиной, а затем плавно, не мешая другим транспортным средствам, выехать на полосу движения и выключить указатель поворота.
Скорость движения и дистанция. Допустимая для данных дорожных условий скорость движения зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:
- видимость дороги и о бзорность;
- ширина проезжей части дороги и состояние покрытия;
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на данном участке дороги;
- обустройство дороги светофорами, дорожными знаками, разметкой;
- расстояние от движущегося автомобиля до идущих впереди транспортных средств и т. д.
В городах и населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Вне городов и населенных пунктов скорость движения не должна превышать 70 км/ч.
В зависимости от скорости движения водитель должен выбирать такую дистанцию, которая гарантирует невозможность столкновения в случае торможения идущего впереди транспорта.
Обгон требует от водителя умелого расчета и строгого соблюдения правил выполнения этого маневра. Обгон допускается с левой стороны от идущего впереди транспортного средства при наличии хорошей видимости дороги. С правой стороны допускается обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал левого поворота и приступил к его выполнению.
Перед началом обгона водитель обязан включить указатель поворота и предупредить обгоняемое транспортное средство звуковым сигналом (вне населенного пункта), а в ночное время переключением света фар.
Водитель должен представить себе, сможет ли он в случае необходимости разъехаться со встречным транспортом, оказавшимся случайно в зоне обгона. Скорость обгоняющего автомобиля не должна превышать допустимой правилами движения или дорожными условиями. Перед перестроением в свой ряд по окончании обгона необходимо включить правый указатель поворота и занять место в своем ряду с таким расчетом, чтобы обгоняемый автомобиль не снизил скорости и не изменил направления своего движения. Не допускается обгон на перекрестках (кроме регулируемых), в конце подъема и на участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения, на железнодорожных переездах, а также транспорта, производящего обгон или объезд.
Торможение
Различают служебное и экстренное торможение автомобиля. Процесс экстренного торможения автомобиля разделяется на три фазы:
1) путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя (без торможения);
2) путь, проходимый автомобилем за время срабатывания тормозного привода;
3) полное торможение автомобиля.
Таким образом, остановочный путь при экстренном торможении - это расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до полной его остановки.
Часть остановочного пути с момента приложения водителем усилия к педали тормоза до остановки „автомобиля называется тормозным путем. Главное влияние на величину тормозного пути оказывает скорость движения автомобиля. Кроме того, на величину тормозного пути оказывают влияние состояние дорожного покрытия, величина уклона дороги, состояние шин автомобиля и др.
Состояние дорожного покрытия оценивается коэффициентом сцепления, который характеризует силу трения между шиной и дорогой. Величина коэффициента сцепления зависит от качества покрытия дороги, а также и от других факторов (влажности, обледенения и др.). Сила трения между шиной и дорогой на влажном асфальтобетоне снижается вдвое, а на обледенелом - примерно в 10 раз по сравнению с силой трения на сухом покрытии.
Степень износа рисунка протектора шин, разность давления воздуха в шинах одной оси, неодинаковая нагрузка на шины также оказывают значительное влияние на силу трения между шиной и дорогой. Одной из причин ухудшения эффективности торможения автомобиля является снижение тормозного момента вследствие нагрева фрикционных накладок и тормозных барабанов при частом пользовании тормозами или их неправильной регулировке.
Блокировка колес (юз) при торможении, особенно при движении на влажных и обледенелых дорогах, приводит к износу шин, увеличению тормозного пути, потере управляемости.
В целях обеспечения безопасности движения при работе на линии водитель должен учитывать приведенные выше факторы, влияющие на тормозной путь автомобиля.
Рабочее торможение автомобиля в случае преднамеренной остановки или снижения скорости следует производить в несколько приемов при плавном нажатии на педаль тормоза. Это уменьшает нагрев тормозов и снижает вероятность блокировки колес. На скользких участках дороги рабочее торможение автомобиля с механической коробкой передач необходимо осуществлять с помощью двигателя, не выключая сцепления.
Движение задним ходом требует от водителя повышенного внимания и осторожности. Перед началом движения водитель должен убедиться, что путь сзади свободен и дорожные условия позволяют беспрепятственно подавать автомобиль задним ходом. В условиях ограниченной видимости, а также при подаче назад следует воспользоваться помощью сопровождающих или других лиц.
При движении на уклонах и кривых малого радиуса водитель должен вести автомобиль со скоростью, обеспечивающей при необходимости немедленную остановку и уступать дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем. На затяжных уклонах не допускается движение с выключенной передачей или сцеплением, а на горных дорогах – также буксировка на гибкой сцепке.
Управление автомобилем в сложных метеорологических условиях
Управление автомобилем в сложных погодных условиях (дождь, снегопад, туман) значительно усложняется вследствие ограниченной видимости дорожной обстановки с рабочего места водителя и снижения силы трения между колесами и дорогой. Для обеспечения безопасности движения в ненастную погоду водителю следует применять при управлении автомобилем следующие меры.
При движении в дождливую погоду оценить скользкость дороги и в соответствии с ней выбрать безопасную скорость. Для этого, убедившись в отсутствии идущих сзади автомобилей, на малой скорости произвести резкое торможение и по замедлению автомобиля оценить скользкость покрытия дороги.
Для обеспечения обзорности через переднее стекло кабины при моросящем дожде включать периодически стеклоочистители, предварительно смочив стекло водой из стеклоомывателя. В случае сильного ливня или снегопада, когда стеклоочистители не успевают очищать переднее стекло кабины, на малой скорости доехать до ближайшей площадки отдыха, съезда на боковую дорогу или боковое уширение и переждать непогоду.
При ливне и в метель не останавливаться у края крутых откосов дороги или в низинах.
После проезда через глубокие лужи «просушить» тормоза. Для этого, двигаясь на I передаче, произвести несколько торможений до начала возрастания сопротивления движению.
При движении в тумане в случае резкого снижения видимости дорожной обстановки, а также потери ориентировки съехать с дороги и переждать, пока туман рассеется. При экстренной необходимости продолжать движение следует со скоростью, обеспечивающей немедленную остановку.
В качестве ориентира при движении в тумане использовать осевую линию дороги или линии продольной разметки. При движении в дождь, туман, снегопад водитель должен включить наружные осветительные приборы - габаритные огни и ближний свет фар.
Управление автомобилем в темное время суток
Особенности зрительного восприятия человека в темное время суток. В темное время суток при плохой освещенности нарушаются основные функции глаза: острота зрения, цветное и глубинное зрение; ухудшается видимость вследствие нарушения контрастности восприятия. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время ничего не видит и только через некоторое время начинает различать в темноте предметы. Обратное явление, т. е. приспособление глаза к свету после пребывания в темноте, также связано с временной потерей зрительного восприятия. Наибольшую опасность для водителя представляет временное ослепление светом фар встречного автомобиля. Ослепленный водитель может не успеть снизить скорость при разъезде, что ведет к созданию аварийной обстановки.
Пользование внешними световыми приборами
С наступлением сумерек, в условиях недостаточной видимости днем, при движении в туннелях водитель должен включить габаритные огни. В городах и населенных пунктах на освещенных участках дорог разрешается пользование ближним светом фар, а на неосвещенных дорогах также и дальним светом фар при условии отсутствия встречного движения транспортных средств.
При пользовании дальним светом фар водитель обязан не менее чем за 150 м от встречных транспортных средств переключить дальний свет на ближний. Переключение дальнего света на ближний также обязательно в тех случаях, когда он может ослепить других участников движения и в попутном направлении.
В случае ослепления водитель должен снизить скорость и остановиться на той полосе, по которой он двигается.
При непрерывном встречном движении в темное время суток с целью снижения слепящего действия фар следует, не меняя положения головы, слегка повернуть глаза направо и ориентироваться при движении на обочину дороги.
На остановках или стоянках при отсутствии освещения дороги в темное время суток или днем в условиях недостаточной видимости водитель должен включить габаритные или стояночные огни. В случае неисправности этих огней водитель обязан установить сзади транспортного средства на расстоянии 25-30 м знак аварийной остановки (треугольник) или красный фонарь с мигающим светом.
Преодоление подъемов
Крутые подъемы надо преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки. Нужно заранее определять крутизну подъема и включать ту передачу в коробке передач, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. В зависимости от состояния грунта предварительно снизить давление воздуха в шинах. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии, так как преодоление наискось, с креном, вызывает пробуксовывание разгруженных колес и разворот автомобиля. Совершать повороты допустимо только на, отлогих подъемах. Если невозможно преодолеть подъем своим ходом, следует использовать лебедку.
При хороших дорожных условиях короткие подъемы можно преодолеть с разгона на второй передаче раздаточной коробки и на высших передачах коробки передач.
Преодоление спусков
При переходе к длинному спуску (длиной более 50 м) водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъем подобной крутизны; при этом категорически запрещается выключать двигатель, так как это может привести к израсходованию запаса воздуха привода тормозов и выключению рулевого усилителя управления, что снижает безопасность движения автомобиля. При преодолении такого спуска необходимо всегда использовать торможение двигателем. Спуск с тормозами с выключенной коробкой передач или раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением недопустим.
Если на спуске будет повышаться частота вращения коленчатого вала, надо периодически притормаживать автомобиль, снижая скорость его движения.
Преодоление канав, придорожных кюветов и рвов
Эти препятствия необходимо преодолевать по возможности при движении с малой скоростью. При этом следует учитывать размеры автомобиля. Преодолевать канавы, особенно по влажному грунту, надо под прямым углом, иначе автомобиль может соскользнуть, накрениться вдоль канавы или кювета, и тогда одностороннее перераспределение нагрузки на колеса вызовет пробуксовывание разгруженных колес, что приведет к необходимости применения буксира или лебедки.
Движение по грязным проселкам и профилированным дорогам на глинистом и черноземном грунтах
При движении по глинистым и черноземным грунтам после сильного дождя автомобиль может иметь боковые соскальзывания, поэтому водитель должен проявлять большую осторожность при выборе направления. При движении необходимо выбирать относительно горизонтальные участки пути, надо умело использовать уже проложенную колею, что предотвращает боковые заносы автомобиля.
Особые затруднения для водителя могут возникнуть на чрезмерно мокрых дорогах, имеющих крутой профиль и глубокие придорожные кюветы. На таких дорогах двигаться следует по гребню осторожно с малой скоростью.
При эксплуатации автомобиля в период распутицы необходимо вместо пробки со шплинтом, ввернутой в картер сцепления, завернуть герметичную пробку из комплекта ЗИП.
Снижение давления воздуха в шинах
При преодолении тяжелых участков пути с мягким грунтом можно снижать давление воздуха в шинах в зависимости от характера грунта. Не следует злоупотреблять снижением давления устанавливая, его значительно ниже, чём это необходимо по условиям движения. Следует также помнить о том, что пробег при сниженном давлении ограничен, поэтому снижать давление надо только в случаях крайней необходимости.
Запрещается снижать давление при движении по дорогам с твердым покрытием для увеличения плавности хода.
При выходе с труднопроходимого участка на дорогу с твердым покрытием необходимо остановить автомобиль и поднять давление воздуха В.диагональных шинах до 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2), в радиальных - до 0,2 МПа (2 кгс/см 2). Дальнейшее повышение давления до нормального разрешается проводить на ходу при скорости движения не более 40 км/ч.
Если пробег с пониженным давлением превышает указанный, общий срок службы шин будет снижаться.
При движении с грузом массой 5000 кг снижать давление в шинах запрещается.
В случае длительного движения автомобиля с высокой скоростью температура воздуха в шинах повышается, что вызывает увеличение давления; при этом давление в шинах можно не снижать.
Во время движения шинные краны на колесах надо держать открытыми независимо от состояния дороги. Это позволяет постоянно наблюдать по манометру за давлением в шинах, а также своевременно обнаруживать повреждения в системе и проколы шин.
При исправной системе регулирования Давления воздуха в шинах допускается продолжать движение после прокола шины при условий постоянного поддержания в шинах нормального давления. При первой возможности следует заменить колесо с проколотой шиной запасным или отремонтировать камеру.
Преодоление заболоченных мест, песчаных участков и снежной целины
Заболоченные участки следует проходить на первой передаче раздаточной коробки со скоростью движения не более 15 км/ч, снизив предварительное давление воздуха в шинах.
По заболоченному лугу необходимо двигаться без остановки, не допуская буксования колес; начинать движение следует плавно, без рывков. Если начнется буксование колес, необходимо немедленно выключить сцепление и, включив передачу заднего хода, выехать назад. Двигаться надо по прямой, не делая крутых поворотов. При необходимости поворачивать следует плавно, по кривой большого радиуса. Такой поворот почти не увеличивает сопротивление движению автомобиля, что исключает возможность срыва дерна и буксования колес, неизбежных на крутых поворотах. Следует избегать движения по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.
Песчаные участки нужно преодолевать также с пониженным давлением воздуха в шинах в зависимости от плотности песка и условий движения. На особо тяжелых участках нельзя допускать пробуксовывания. Если началось пробуксовывание, необходимо отъехать назад для разгона и приобретения большей скорости. При движении колонной надо двигаться по следу впереди идущего автомобиля.
Снег глубиной до 500 мм хорошо преодолевается автомобилем без снижения давления воздуха в шинах. Повороты по снежной целине должны осуществляться так же как и при движении по заболоченному лугу. При значительной толщине снежного покрова, препятствующего движению автомобиля, давление следует снижать в зависимости от плотности снега. При движении по глубокому сыпучему снегу следует соблюдать те же правила движения, что и при движении по песку.