Российское законодательство предписывает ездить с включенными фарами не только за городом, но и в самом городе. Причем в любое время суток и года, и не важно - пасмурно на улице или светло. Поговорим, зачем нужно включать ближний свет фар.
Плюсы или минусы
Включение ближнего света фар необходимо, чтобы ваш автомобиль был более заметен для других участников дорожного движения. Такая мера должна способствовать сокращению числа аварий. Включать ближний свет фар (или ходовые огни) нужно как летом, так и зимой.
Противники закона о езде с постоянно включенными фарами первым делом сетуют на увеличенный расход топлива. Ведь машина с включенными фарами потребляет большее количество горючего. Но что означает увеличение расхода топлива на 1-2 процента, если сравнивать с возможным сокращением числа ДТП.
В некоторых странах Европы езда с постоянно включенными фарами является обязательным условием множество лет. И вот что говорит статистика тех стран: число аварий может сократиться на 10-15 процентов. А это хороший аргумент в пользу принятие нового закона.
Нужно помнить, что машина с включенными фарами более заметна на дороге , и остальные участники движения, как и пешеходы воспринимают данное авто совершенно по-другому. Это происходит на подсознательном уровне, и машина с включенными фарами воспринимается мозгом как некий источник опасности. К тому же, ваша машина, если она не ярких цветов, может просто сливаться с асфальтом, особенно с наступлением темноты.
Пункт 19.5 ПДД регламентирует, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или ходовые огни. В случае нарушения будет назначен административный штраф по статье 12.20 КоАП РФ - предупреждение или штраф 500 рублей .
Вместо ближнего света, рекомендуется использовать ходовые огни (ДХО). Они чаще всего светодиодные, и большой нагрузки не требуют. Многие современные машины оснащаются ДХО на заводе-изготовителе. Также возможно оснастить свой автомобиль ходовыми огнями самостоятельно, комплект нормальных ДХО начинается от 1000 рублей.
Не знаю, насколько полезно езда с включенным светом в городе, но, когда заставили всех включать ближний свет ЗА городом, я приветствовал данное нововведение. Теперь с первого взгляда видно, встречный идет или кто-то впереди обгон совершает.
Езда с ближним светом фар полезна, в первую очередь, для самих водителей. Когда машина едет с включенными фарами, ее видно на дороге. Но некоторая часть автолюбителей все равно игнорируют это правило, или просто включают габаритки. Другое дело, включенные противотуманные фары или дневные ходовые огни. Они выделяют автомобиль в потоке, только не надо забывать что их стоит отключать в ночное время, т.к. они могут ослеплять встречных водителей.
Господа автолюбители, не забывайте включать ближний свет днем, не стоит экономить на лампочках и прочей чепухи насчет расхода топлива. Безопасность на дороге намного важнее, чем потраченные лишние 50 грамм топлива.
Говорят нам, что на движущемся транспорте по правилам должны быть обязательно включенные дневные ходовые огни или ближний свет фар , которые будут четко обозначать машину на проезжей части.
разрешает водителям использование днем противотуманных фар вместо ходовых огней или ближнего света фар.
КоАП в двух статьях устанавливает меры наказания за отсутствие дневного света:
- В сказано, что, если водитель просто нарушил правила, то он получит предупреждение или штраф
.
Сюда можно отнести ситуацию, когда водитель забыл включить свет.
- говорит, что такой же штраф можно получить, если ходовые огни или ближний свет неисправны, это уже другое нарушение, при котором эксплуатация автомобиля запрещена
.
К неисправностям относятся, к примеру, неработающие лампочки или слишком грязные фары.
В Правилах дорожного движения указано, что, при соблюдении мер безопасности можно с данными неисправностями проехать до места ремонта или парковки. В этом вопросе ПДД и КоАП противоречат друг другу.
Наказание за нарушение
Автомобиль, передвигающийся без света, попадает под две статьи КоАП. За езду с невключенными фарами сотрудник вправе сделать письменное предупреждение и отпустить нерадивого автомобилиста, а может и выписать штраф в размере 500 рублей .
Если ходовые огни или ближний свет неисправны, то езда на таком автомобиле запрещена. Кодекс предусматривает тот же вид наказания : предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Есть также несколько нюансов, связанных с ходовыми огнями:
- Штраф можно получить, если ехать с ходовыми огнями в вечернее и ночное время — следует переключиться на ближний свет.
- Если вместо ходовых огней были включены противотуманные фары , также следует не забыть переключиться на ближний свет при наступлении вечера, иначе штрафа не избежать.
- Штраф неизбежен, если сотрудник ГИБДД увидит самодельные ходовые огни . В автомобилях, где они не предусмотрены, можно устанавливать дневные ходовые огни, но на это следует сначала получить разрешение.
- Если ходовые огни неправильно установлены и слепят других водителей , это тоже попадает под статью. Существует стандарт, который точно описывает, как эти огни должны быть настроены — ГОСТ Р 41.48-2004.
Кто определяет степень ответственности?
Сотрудник ГИБДД на месте решает, выписывать штраф или ограничиться предупреждением. Он смотрит по ситуации , как ведет себя водитель, как часто у него были нарушения, другие смягчающие или отягчающие обстоятельства.
Действует скорее человеческий фактор . Но при первом подобном нарушении можно рассчитывать на письменное предупреждение.
Если автомобиль попадет в с не включенными наружными световыми приборами, он автоматически становится виновником аварии! Даже если он соблюдал все остальные правила дорожного движения и фактически виноват не был.
Езда без включенных ходовых огней или дневного света автоматически создает аварийную ситуацию на дороге , ведь автомобиль становится менее заметным другим участникам движения.
Если же сотрудник ГИБДД собирается выписать штраф, а водитель не согласен, то сначала пишется протокол , а потом уже выносится постановление.
Водитель имеет право оспорить решение сотрудника ГИБДД в отделении ГИБДД или в судебном порядке , если у него есть аргументы в свою защиту. Для этого в протоколе нужно максимально точно описать с чем водитель не согласен, какие были дорожные условия.
Желательно предоставить фото или видео , подтверждающие отсутствие нарушения. В особых случаях водителю может помочь даже диктофонная запись разговора с сотрудником ГИБДД! На оспаривание водителю предоставляется всего 10 дней.
Штрафные санкции за невключенные ходовые огни небольшие - это минимальный размер штрафа за . Но важность включенных, а главное — правильно включенных огней очень часто недооценивается участниками дорожного движения.
Если автомобиль без обозначающей подсветки, его попросту можно не заметить или ввести в заблуждение других водителей. Такая неосторожность может привести к серьезным авариям.
Поэтому, в целях своей же безопасности, никогда не забывайте включать дневные ходовые огни или ближний свет - заявляйте о своем присутствии на дороге!
Ответ экспертаВ последнее время появилась информация о поправках в ПДД, разрешающих водителям не включать световые приборы днем. Так ли это на самом деле, помогает разобраться координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов.
Многие считают, что ездить днем с огнем глупо. Однако так думают лишь люди, не понимающие специфику жизни больших городов. Под эстакадами и в освещенных тоннелях рассмотреть автомобили в зеркала заднего вида бывает непросто, в особенности — когда у них не горят фары.
Кроме того, в яркую солнечную погоду на городских дорогах бликующий асфальт ослепляет водителей, и они перестают видеть в зеркалах своих соседей. Яркие огни ближнего света, пробивающиеся сквозь искры бликов, помогают значительно улучшить видимость, а вместе с ней — и безопасность. Поэтому использование ближнего света фар даже при очень хорошей освещенности оказалось эффективным средством против мелких ДТП.
Хорошее менять — только портить
«Сейчас продолжают действовать старые правила, никаких новых поправок в ПДД, касающихся световых приборов, не принималось», — рассказывает Петр Шкуматов. Но в ПДД скрыт один момент, вокруг которого и начались споры.
Дело в том, что последние поправки в пункт 19.5 ПДД утверждались в 2010 году. Они существенно ужесточили правила использования световых приборов на транспортных средствах. Если раньше легковым автомобилям предписывалось ездить днем с огнем только за городом, то в новой редакции ПДД это стало обязательным и внутри населенных пунктов. Между тем 8 лет назад появилось и некоторое послабление. Было разрешено использовать вместо ближнего света фар дневные ходовые огни. Буквально отредактированный пункт 19.5 ПДД гласил: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
Видимо, добавка «или дневные ходовые огни» и произвела столько разночтений и толкований. Некоторые водители посчитали, что вместо яркого ближнего света днем можно ограничиться тусклыми лампочками габариток. К чему это приводит?
Габаритки — это не ходовые огни
На междугородних трассах нередко встречаются ситуации, когда грязные автомобили визуально сливаются с асфальтом и незаметны на дальности 200-300 метров. Для совершения обгонов необходимо расстояние вдвое больше. И в итоге грязные «невидимки» на встречке проявляются из небытия буквально перед носом начавших обгон водителей. Оправдываются эти грязнули опять же статьей 19.5 ПДД.
Однако путать современные ходовые огни с примитивными габаритками нельзя. Это разные вещи. Ходовые огни специально разрабатывались для движения днем, а габаритки используются лишь для подсветки машины на стоянке у обочины.
Путаница в понятиях возникла из-за того, что к 2010 году многие автопроизводители внедрили новую конструкцию фар с расширенным функционалом. В одном блоке совместились и габаритные огни, и классический ближний свет, а также дальний, противотуманные фонари, а еще адаптивный прожектор, парковочные и ходовые секции. Для обозначения автомобилей днем производители придумали дополнительные светодиодные секции со специальными лампами. Их яркость не уступала классическим галогеновым фонарям. И появление новых мудреных терминов запутало автомобилистов.
Многие водители просто перепутали технические понятия и принялись считать себя владельцами машин с «ходовыми» огнями. А если это так, то надобность в ближнем свете отпадает. Здесь важно помнить, что новые иностранные блоки с ходовыми огнями ставятся пока на дорогие премиальные модели. На старые ВАЗы, «Волги» и «Москвичи» они не подходят.
Таким образом, подавляющему большинству автомобилей в российском автопарке все еще запрещено ездить без ближнего света фар как в городе, так и за его пределами. И никакие габаритки его заменить не могут.
За нарушение требований пункта 19.5 ПДД полагается штраф в размере 500 рублей, предусмотренный статьей 12.20 КоАП РФ.
1 апреля появилась информация об изменениях правил дорожного движения, которая гласила об изменениях использования ближнего света фар. Однако, при анализе и поиске источника данной информации нашей компанией не найдено действующих поправок в ПДД на данную тему. Что говорит о том, что скорее всего - это был первоапрельский розыгрыш, на который попались и крупные интернет-ресурсы.
Ближний свет фар или дневные ходовые огни включать обязательно!
За нарушение правила, управления автомобилем в дневное время суток без осветительных приборов штраф - 500 рублей. Обязательное включение ближнего света вне зависимости от времени суток было связано с увеличением видимости автомобиля на дороге. Включая ближний свет фар вы уменьшаете риск возникновения ДТП, об этом следует помнить!Ближний свет фар и дневные ходовые огни в Правилах дорожного движения
Согласно действующему ПДД п.19.5:
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни
(п. 19.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316).
19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
На всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;(см. текст в предыдущей редакции)
в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.(п. 19.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
UPD: Данная информация является лишь слухами, на данный момент ближний свет фар обязателен для всех водителей, как в населенных, так и не населенных пунктах России.
За управление автомобилем в дневное время без включенных осветительных приборов предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Однако скоро все может измениться! Ходили слухи о том, что хотят разрешить не включать фары днем в период с первого апреля 2018 года по 30 сентября, однако закон пока так и не приняли (на состояние начала апреля).
Использование ближнего света вне зависимости от времени суток стало обязательным с 20 ноября 2010 года. Объяснение простое – авто с включенными фарами становится в разы заметнее на дороге, что в свою очередь снижает аварийность. Несмотря на это появилась новость о том, что в дневное время при движении в населенном пункте можно будет не включать осветительные приборы, но только в период до 30 сентября. Связано это с увеличением светового дня, отмечают инспекторы.
Автомобиль с включенными огнями более заметен на дороге, тем самым практически к нулю сводится количество ДТП по причине банальной невнимательности!
Требования относительно пользования световыми приборами перечислены в пункте 19 ПДД РФ. Так, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости включение фар обязательно! Ближний свет необходимо включать и при движении в тоннеле. Правила дорожного движения не запрещают использовать противотуманные фары вместо ближнего света или вместе с ним, но только в условиях плохой видимости.
Не стоит злоупотреблять дальним светом, особенно при наличии автомобилей на встречной полосе, поскольку это может спровоцировать аварийную ситуацию!
Санкции за игнорирование правил пользования осветительными приборами предусмотрены статьей 12.20 КоАП РФ. Нарушителя ждет штраф в размере 500 рублей, но есть шанс и отделаться устным предупреждением.
Если во время ДТП будет установлено, что невиновный нарушил правила пользования световыми приборами, то виновниками произошедшего будут названы оба водителя!
Что думают автовладельцы
Новость о том, что с 1 апреля 2018 ближний свет фар днем включать не нужно, водители восприняли по-разному.
Многие считают, что солнечного света достаточно, чтобы заметить движущийся автомобиль. Есть и те, кто уверен, что включенные фары привлекают внимание и водителей, и пешеходов, поэтому подобные поправки не нужны. Некоторые аргументируют бесполезность подобного новшества и тем, что во многих цивилизованных странах световые огни горят на авто во время движения всегда, более того там практически все автомобили в штатном оснащении имеют опцию включения фар одновременно с запуском двигателя.
ТОП нарушений, связанных с пользованием осветительными приборами
До вступления в силу поправок самым распространенным нарушением в пользовании осветительными приборами были выключенные фары в дневное время. Помимо этого водители:
- злоупотребляют дальним светом;
- не по назначению используют «противотуманки»;
- включают лишь габаритные огни в темное время суток.
Повторяем, закон об отмене включения в дневное время ближнего света фар пока так и не был принят, несмотря на разговоры об этом.