Правильные углы установки колес — один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.
Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.
Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.
Виды основных углов установки колес автомобиля
Параметр | Ось автомобиля | Регулируемый параметр | На что влияет |
---|---|---|---|
Угол развала колес (Camber) | Передняя Задняя | Да (зависит от автомобиля) | Устойчивость движения в повороте Преждевременный износ шин |
Угол схождения колес (Toe) | Передняя Задняя | Да | Устойчивость при прямолинейном движении Преждевременный износ шин |
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) | Передняя | Нет | |
Продольный угол наклона оси поворота (Caster) | Передняя | Да (зависит от автомобиля) | Стабилизация автомобиля при движении |
Плечо обкатки | Передняя | Нет | Стабильность автомобиля при торможении Стабилизация автомобиля при движении |
Развал колес
Положительный и отрицательный углы развала колес
Развал колес (англ. camber ) — это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:
- положительный (+) — когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля)
- отрицательный (-) — когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля)
Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.
Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.
- хорошая устойчивость авто в поворотах
- ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении
- повышенный износ внутренней стороны шины
- хорошее сцепление колес с дорогой
- ухудшается устойчивость в поворотах
- повышенный износ наружной стороны шины
Схождение колес
Схождение колес автомобиляCхождение колес (англ. toe ) — угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.
Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in
) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out
) – наружу.
Положительное и отрицательное схождение колес
Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.
Слишком большой отрицательный угол:
- повышенный износ шины с внутренней стороны
- острая реакция авто на рулевое управление
Слишком большой положительный угол:
- ухудшается выдерживание траектории движения
- повышенный износ шин с наружной стороны
Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI
) — угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы,
стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.
Угол продольного наклона оси поворота колеса
Продольный угол наклона оси поворота
Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) — угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.
Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.
Плечо обкатки
Значение плеча обкатки
Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика — плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают — то плечо обкатки нулевое.
Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.
Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.
Изменение значений углов установки колес и их регулировка
Регулировка развала на стойке Макферсон
Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.
Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки — это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.
Неправильный сход-развал задних колес на переднеприводном автомобиле оказывает меньшее влияние на его управляемость и неравномерный износ шин, поскольку задняя часть менее нагружена. Параметры caster и KPI, регулировка которых в конструкции подвески автомобиля, как правило, не предусмотрена, должны всегда соответствовать допустимым значениям.
От правильной регулировки колес автомобиля зависят многие факторы: управляемость автомобиля, срок службы покрышек, расход топлива. Так давайте разберемся в углах установки колес автомобиля - на что влияют и для чего нужны .
Для чего нужны углы установки колес?
К рекомендациям фирм-производителей автомобилей по установке колес следует относиться с полной ответственностью. Для каждой модели авто эти рекомендации различны. Эти углы обеспечивают наилучшие показатели устойчивости и управляемости, а также минимальный износ шин конкретной модели автомобиля.Периодически при эксплуатации авто (через 30 000 км пробега) их полезно контролировать, а если на машине были заменены отдельные элементы подвески и тем более после серьезных ударов по ходовой это просто необходимо делать сразу. В любом случае следует помнить, что регулировка углов развала и схождения управляемых колес является заключительной операцией ремонта подвески, деталей ходовой части и рулевого управления автомобиля.
Максимальный угол поворота колес
Он характеризует максимальный угол, при котором повернется колесо автомобиля при полностью вывернутом руле. И чем меньше этот угол, тем больше точность и плавность управления. Ведь для поворота даже на небольшой угол потребуется лишь малое движение рулем.Но не стоит забывать, что чем меньше максимальный угол поворота, тем меньше радиус поворота автомобиля. Т.е. развернутся в ограниченном пространстве будет очень тяжело. Вот и приходится производителям искать некую "золотую середину", маневрируя между большим радиусом поворота и точность управления.
Плечо обката - кратчайшее расстояние между серединой покрышки и осью поворота колеса. Если ось вращения колеса и середина колеса совпадает, то значение считается нулевым. При отрицательном значении - ось вращения будет смещаться наружу колеса, а при положительном значении - внутрь.Для автомобилей с задним приводом рекомендуется плечо обката с нулевым или отрицательным значением. Но в практике, из-за конструкции автомобиля, сделать это очень сложно, т.к. механизм не помещается внутрь колеса. Вот и получается в итоге автомобиль с положительным плечом обката, который ведет себя непредсказуемо: руль при проезде по неровностям может вырывать из рук, при проезде поворотов создается ощутимый момент, препятствующий равномерному движению.
Для борьбы с положительным плечом оката, специалисты наклоняли ось поворота в поперечном направлении и делали положительный развал колес. Это хоть и уменьшало плечо обката автомобиля, но плохо сказывалось на управлении автомобилем в повороте.
Кастер отвечает за динамическую стабилизацию управляемых колес. Если говорить просто, то кастер заставляет автомобиля ехать прямо при отпущенном руле. Т.е. если вы убрали руки с руля, то автомобиль в идеале должен ехать прямо и не куда не отклоняться. Если же на автомобиль действует боковая сила (например, ветер), то кастер должен обеспечивать очень плавный поворот автомобиля в сторону действия силы при отпущенном руле. К тому же, кастер не дает машине опрокинуться.Главная функция кастера - это наклон колес в сторону поворота руля автомобиля. Наклон колеса влияет на сцепление с дорогой, а значит и на управляемость автомобиля. Если автомобиль двигается прямо, то колеса имеются наибольшее сцепление с дорогой, что обеспечивает для водителя быстрый старт и позднее торможение. А вот в повороте все иначе.
При повороте колеса, покрышка деформируется под действием боковых сил. И чтобы сохранить максимальное пятно контакта с дорогой, колесо автомобиля тоже наклоняется в сторону поворота. Но везде нужно знать меру, ведь при очень большом кастере, колесо автомобиля будет сильно наклоняться, и утратит тогда сцепление с дорогой.
Отвечает за весовую стабилизацию управляемых колес. Суть в том, что в момент отклонения колеса от "нейтрали" передок начинает подниматься. А так как весит он немало, то при отпускании руля под действием силы тяжести система стремится занять исходное положение, соответствующее движению по прямой. Правда, чтобы эта стабилизация работала, нужно сохранить (хоть и небольшое, но нежелательное) положительное плечо обката.Изначально, поперечный угол наклона оси поворота был применен инженерами для устранения недостатков подвески автомобиля. Он избавлял от таких "недугов" автомобиля как положительный развал колес и положительное плечо обката.
Во многих автомобилях применяется подвеска типа "Мак-Ферсон" . Она дает возможность получить отрицательное или нулевое плечо обката. Ведь ось поворота колеса состоит из опоры одного единственного рычага, которой легко можно поместить внутрь колеса. Но и эта подвеска не совершенна, ведь из-за его конструкции сделать угол наклона оси поворота маленьким практически невозможно. В повороте он наклоняет внешнее колесо под невыгодным углом (как у положительного развала), а внутреннее колесо одновременно наклоняется в противоположную сторону.
В результате пятно контакта у внешнего колеса сильно уменьшается. А так как на внешнее колесо в повороте приходится основная нагрузка, вся ось сильно теряет в сцеплении. Это, конечно, можно частично компенсировать кастером и развалом. Тогда сцепление внешнего колеса будет хорошим, а у внутреннего - практически исчезнет.
Схождение колес автомобиля
Существует два вида схождения автомобиля: положительное и отрицательное. Определить тип схождения очень просто: нужно провести две прямые линии вдоль колес автомобиля. Если эти линии пересекутся спереди автомобиля, то схождение положительное, а если сзади - отрицательное. Если будет положительное схождение передних колес, то автомобиль будет легче заходить в поворот, а также приобретет дополнительную поворачиваемость.На задней оси при положительном схождении колес, автомобиль при прямолинейном движении будет более устойчивым, а если будет отрицательное схождение - то автомобиль будет вести себя неадекватно, и рыскать из стороны в сторону.
Но следует помнить, что чрезмерное отклонение схождения автомобиля от нулевого значения увеличит сопротивление качению при прямолинейном движении, в поворотах это будет заметно в меньшей степени.
Развал колес
Развал колес, как и схождение, может быть как отрицательным, так и положительным.Если смотреть спереди автомобиля, и колеса будут наклоняться вовнутрь, то это отрицательный развал, а если будут отклоняться наружу автомобиля - то это уже положительный развал. Развал колеса необходим для сохранения сцепления колеса с дорожным полотном.
Изменение угла развала колес сказывается на поведении автомобиля на прямой, ведь колеса стоят не перпендикулярно дороге, а значит имеют не максимальное сцепление. Но это сказывается только на заднеприводных автомобилях при трогании с места с пробуксовкой.
На этой страничке мы постараемся объяснить вам как влияют углы установки колес
Развал,кастер и схождение - на поведение вашего автомобиля.
Для начала разберемся в основных понятиях об углах установки колес.
РАЗВАЛ
Возможно, самый простой для понимания параметр из трех.
Развал - это угол установки колес по отношению к поверхности дороги при взгляде на автомобиль спереди. Если провести воображаемую линию через центр колеса перпендикулярно к дороге, то это будет нулевой развал.
Если колеса верхней стороной направлены внутрь(«домиком») - это отрицательный угол развала.
Если колеса верхней стороной направлены наружу - это положительный угол развала.
ВЛИЯНИЕ РАЗВАЛА НА ПОВЕДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Значения развала для спортивных автомобилей обычно находятся в пределах
0,5…-5,5 градусов
Какие у этого плюсы:
В повороте корпус автомобиля кренится, тем самым создавая положительный развал и уменьшая площадь пятна контакта колеса с дорогой.Отрицательные значения развала компенсируют этот эффект.Как итог - больше сцепления и больше стабильности в поворотах.
Отрицательный развал на обоих колесах создает дополнительную стабильность на прямой,т.к. колесо с отрицательным развалам старается катиться по траектории, направленной внутрь(подобно конусу, который катится по окружности вокруг своей вершины)
При повороте внутреннее колесо разгружается и даже иногда полностью поднимается, тем самым позволяя опорному колесу еще сильнее уводить автомобиль внутрь поворота.
Отрицательный развал имеет и свои минусы:
Повышенный износ внутренний кромки шины при езде по прямой.
Нестабильность на разгонах и торможениях по прямой(т.к. площадь пятна контакта мала)
Исходя из всего вышесказанного, инженеры ищут компромисс и пытаются удержать развал около -0.5 градусов в время поворота при сжатой подвеске.
Идеальным вариантом было бы иметь колеса, установленные перпендикулярно к дороге при любых условиях. Но, по сравнению с гоночными, на обычных гражданских автомобилях этого сложнее добиться из-за более мягкой подвески с большими ходами,создающей большие крены при поворотах. Так же большую роль играет износ шин - для обычного автомобиля он должен быть экономичным, а гонщики могут позволить себе покупать покрышки чаще(по крайней мере хотелось бы, чтобы это было так:))
КАСТЕР
КАСТЕР - это продольный угол наклона оси поворота колеса.
Это линия проходящая чаще всего через верхнюю и нижнюю точки крепления стойки.
Положительный кастер - когда ось поворота колесазавалена в сторону задней части машины, при взгляде на автомобиль сбоку. Такая конфигурация создает стабилизирующий момент, возвращающий колеса в исходное положение и способствующий прямолинейному движению автомобиля.
КАК КАСТЕР ВЛЯЕТ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Чем больше кастер смещен в сторону позитивного, тем более стабильна машина будет на прямой, но тем сильнее возрастет усилие на руле при повороте.
Кроме того, при повороте внутреннее колесо будет приподнимать машину, а внешнее опускать, тем самым создавая боковой крен, который совсем не желателен.
СХОЖДЕНИЕ
Влияет главным образом на 3 параметра - износ шин, стабильность прямолинейного движения и управляемость на входе в поворот.
Схожде́ние — это угол/расстояние между направлением движения и плоскостью вращения колеса.
Отрицательным считается схождение, когда колеса смотрят в разные стороны по ходу движения.
ВЛИЯНИЕ СХОЖДЕНИЯ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ
В гражданских автомобилях с помощью схождения компенсируют эффект криволинейного качения колеса при углах развала, отличных от 0, чтобы износ резины был минимален.
Для спортивных автомобилей допустимо «играть» схождением в целях изменения характера управляемости автомобиля. Например, можно добавить немного отрицательного схождения для переднеприводного автомобиля, это поможет компенсировать его тенденцию к недостаточной поворачиваемости.
Стоит избегать чрезмерных значений схождения, т.к. при сильно отрицательном схождении будут изнашиваться внутренние кромки шин, и наоборот - при очень положительном сильно нагружены будут внешние кромки шины.
Иногда эффект трения резины от чрезмерного схождения используют для того, чтобы поддерживать рабочую температуру шины. Если слики недостаточно прогреваются в поворотах и остывают на прямой, для обеспечения лучшего сцепления и достижения хорошего результата приходится жертовавать ресурсом резины.
Еще один положителный эффект от этого - из-за постоянного трения шины остаются чище, обеспечивая лучшее сцепление на торможении и в повороте.
Так же схождение может настраиваться и на задних колесах. Эффект от этого, обычно такой же как и на передней оси.
Схождение бывает статическое и динамическое.
Дело в том, что в движении углы установки колес могут изменяться - это зависит от кинематики подвески и податливости соеденительных шарниров.
Например - при разгоне ведущие колеса будут отталкиваться от поверхности дороги и стремиться вперед - к положительному схождению. На гражданских машинах в угоду комфорту используется более мягкая резина во втулках/сайлентблоках- поэтому значения отклонений больше чем на спортивных машинах.
ИТОГ
Как видим, углы установки колес имеют важнейшее значение для управляемости вашего автомобиля и безопасной езды. Поэтому, если возможно, мы рекомендуем использовать заводские настройкиили те, которые вами проверены - как точку отсчета для дальнейшей настройки управляемости после установки подвески. Вложить деньги в новую качественную подвеску и не произвести точную регулировку углов установки колес - значит потратить деньги впустую, ведь так вы не сможете почувствовать всей разницы.
В арсенале КМС имеется необходимое оборудование для тонкой работы с углами установки колес - мы можем предложить услуги по регулировке всем "продвинутым" клиентам, желающим сбросить еще дополнительные секунды с времени круга.
Чтобы получить удовольствие от вождения, автомобиль должен быть не только легок в управлении, но и обеспечивать безопасность на дороге.
Немаловажную роль в легкости управления автомобилем играет правильный сход — развал колес.
Попробуем прежде всего разобраться в понятии развала и схождения колес.
Развал
Итак, что же такое развал колес? Это значение угла наклона колес автомобиля по отношению к дороге. Как правило, под развалом понимают именно статический развал ведущих колес. Но в некоторых авто настраивают развал-схождение и «пассивных» колес. Когда верхняя кромка шины больше наклонена к машине, развал имеет минусовое или отрицательное значение. Когда верхняя кромка шины находится дальше от центра машины, тогда развал имеет плюсовое или положительное значение.
Отрицательное значение развала негативным образом влияет на устойчивость автомобиля. Большое значение отрицательного развала говорит о том, что подвеска либо уже сильно износилась, либо отрегулирована неправильно. Как следствие — резина быстро изнашивается, сцепление с дорогой ухудшается, курсовая устойчивость автомобиля на дороге снижается.
Идеальный развал – это когда его значение нулевое, благодаря чему покрышки изнашиваются меньше.
Если нужно увеличить сцепление с дорогой, нужно поставить 2 или 1,5 градуса на передних колесах и 1,5 градуса на задних, в ущерб резине, конечно же.
Главная цель развала ведущих колес – это снизить передачу на руль неровностей дорожного покрытия, которые гасятся благодаря упругости резины. Также развал служит увеличению сцепления протекторов колес с дорогой, делает автомобиль более стабильным на поворотах, что оказывает влияние на стабильность и «послушность» авто в управлении.
В отношении кинематики для подвески развал так же, как и угол наклона поперек линии, вдоль которой поворачиваются ведущие колеса, влияет на значение радиуса обката, но это влияние гораздо ниже, чем второго приведенного фактора. На деле же угол развала автомобиля без движения устанавливается довольно приблизительно (погрешность при установке можно сравнить с его значением), плюс значение развала значительно изменяется, когда подвеска работает.
Кастер
Кастер, проще говоря, представляет собой угол, получаемый между условно проведенной вертикальной линией и осью, служащей для поворота колеса в плоскости, проходящей вдоль автомобиля. Функцией кастера является «автоматическое» выравнивание рулевых колес под действием скорости при движении автомобиля.
То есть после поворота автомобиль выходит из него сам, а именно: отпущенное рулевое колесо имеет свободный ход, благодаря чему сам способен вернуться к прямолинейному движению (при условии, конечно, что вся механика отрегулирована верно). Что является результатом положительного кастера. В некоторых случаях изменение значения кастера, выставленного на заводе, делает движение прямо более стабильным.
Излишнее значение кастера придает рулю так называемую «тяжесть». Для любителей экспериментов может показаться интересным выставление кастера на +1 или +2 градуса относительно «заводских настроек». Подобные изменения делают ход автомобиля более устойчивым, он еще более стремится к движению прямо.
Схождение
Схождение можно определить как разницу в расстояниях от переднего до заднего края колес.
В некоторых авто представляется возможным регулировка схождения всех четырех колес.
Целью схождения является компенсация увода автомобиля в сторону из-за положительно выставленного развала, что позволяет избежать значительного износа резины. Схождение и развал всегда регулируются одновременно.
Достоинством положительного схождения является устойчивость при большой скорости движения, недостатком – автомобиль становится несколько «неповоротливым».
Достоинством отрицательного схождения является усиленная чувствительность колес к «командам» рулевого колеса, а из минусов – резина «съедается» быстро, все кочки мы чувствуем через руль, или просто «биение».
Одной из главных причин быстрого износа считается неверно настроенное схождение. Как правило, первым признаком того, что значение схождения выставлено неверно, является визг колес при повороте на малой скорости. Если значение схождения равно 5 мм или даже больше, покрышка будет стерта полностью уже меньше чем через 1000 км. Желательно иметь схождение равное нулю.
Когда же необходимо регулировать развал-схождение.
Регулировать сход-развал автомобиля ВАЗ или любого другого нужно, если:
- Вы поменяли шины;
- «Лошадка» прошла уже добрые 10 — 11 тыс. км.;
- Произведен ремонт ходовой части;
- При быстрой езде слышен усиленный шум от шин;
- Автомобиль едет по ровной и прямой дороге и его начинает уводить в сторону;
- Автомобилем становится хуже управлять.
Какова же ориентировочная стоимость сход-развала для автомобилей? Для легковых авто она составит около 1600 рублей. И к тому же при установке треугольных рычагов угол кастера регулируется гораздо проще и на большее значение.
Эта статья не является истиной в последней инстанции. В ней даны основные понятия - какие углы существуют в автомобиле и для чего они нужны. Если у вас есть что дополнить или вы с чем то не согласны, то не стесняйтесь это делать, мы будем рады обсудить ваши мысли. Итак - начнём...
Передние (а у современных автомобилей - и задние) колеса установлены не строго вертикально и параллельно друг другу, а под некоторыми углами. Благодаря этому, улучшается устойчивость и управляемость автомобиля, оптимизируется работа подвески и радиус поворота, обеспечивается самовыравнивание рулевого колеса, уменьшается износ шин и расход топлива. Изменяя эти углы можно серьезно изменить характер управляемости.
У большинства современных автомобилей могут регулироваться следующие углы (параметры) установки колес: развал, схождение и кастер. Проверку и регулировку этих углов и называют обычно «развал-схождение» или «сход-развал». Что это за углы, какие еще углы бывают, как называются и на что влияют - читайте ниже.1. Развал колес (Camber ) - угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса .
Другими словами, если смотреть на автомобиль спереди, то верхняя часть колес будет наклонена либо внутрь, либо наружу в зависимости от модели автомобиля. Если верхняя часть колеса направлена внутрь, то развал называется отрицательным, если наружу – положительным. Развал колес измеряется в угловых величинах -градусах .Развал колес , как правило, уменьшает сопротивление при повороте колеса и снижает толчки от неровностей дороги на рулевом колесе. Одновременно уменьшается нагрузка на подшипник(и) ступицы колеса и шарниры подвески. Величина и знак развала зависят от типа подвески, рулевого управления и привода автомобиля. Отрицательный развал применяется, в основном, на спортивных автомобилях и в автомобилях с типом подвески «Макферсон». В остальных случаях, включая Ниву, Ниву Шевроле и большинство импортных внедорожников, развал устанавливается положительным.
Признаки нарушения углов развала колес: увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний равномерный износ протектора.
Развал левого и правого колеса не должен отличаться более, чем на 30 минут.
При положительном (плюсовом) развале колес, ось переднего колеса наклонена наружу и соответственно наружная часть шины при контакте с дорогой деформируется больше, т.е. наружный радиус качения шины получается меньше, чем внутренний. Передняя ось автомобиля как бы опирается на два вращающихся конуса, которые стремятся разъехаться в разные стороны. Чтобы компенсировать это, плоскости вращения колес нужно свести так, чтобы они образовали некоторый угол. Такое сведение колес называется схождением .
(Toe ) – установка передних колес автомобиля под углом к его продольной оси. При положительном схождении, колеса повернуты внутрь, по ходу движения автомобиля, а при отрицательном - наружу. Схождение, помимо компенсации увода из-за развала колес, служит для компенсации отклонений системы крепления колес, возникающих при движении автомобиля вперед. Угол схождения, который необходимо получить при регулировке - это такое схождение, которое становится равным нулю градусов при движении автомобиля.
Чаще всего, схождение измеряется в угловых величинах , но иногда в миллиметрах или дюймах (разность В-А) со знаком плюс (для положительного схождения), или минус (для отрицательного схождения). Дюймы используются в странах с дюймовым стандартом, например в США. Также в США за "образец" или "отправную точку", принят размер колеса 728мм , именно для этого размера даются значения схождения . При измерении в мм. и дюймах, следует учитывать размер колёсного диска! Схождение всегда регулируется в последнюю очередь .
На рисунке углы положительного схождения:
α β γ δ - частичное (индивидуальное) в градусах
A B С В - частичное (индивидуальное) в мм.\дюймах
Признаки нарушения углов схождения колес: сильный пилообразный износ наружных кромок шин, визг шин в повороте на небольшой скорости, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (накат автомобиля намного меньше положенного), а так же возможно неустойчивое поведения автомобиля на дороге (рыскание). При схождении всего на несколько миллиметров больше или меньше нормы, покрышка может придти в негодность менее чем за 1.000 км.
Теперь понятно, что углы развала и схождения - параметры взаимосвязанные и считается, что угол схождения нужно устанавливать в зависимости от угла развала. Чем угол развала больше, тем больше угол увода колеса. При неравенстве углов развала левого и правого колес автомобиль уводит в сторону большего угла.
3. Кастер - продольный угол наклона оси поворота колеса (Caster ). Угол кастера – это угол между вертикалью и проекцией оси поворота
колеса на продольную плоскость автомобиля. Измеряется в Наклон оси поворота необходим для самовыравнивания передних колес автомобиля при движении. Если в конце поворота отпустить руль, то он будет самостоятельно стремиться принять центральное положение – так проявляет себя кастер. Более наглядно угол наклона оси (кастер) можно представить, вспомнив велосипед и мотоцикл: передняя вилка установлена под углом, благодаря чему на них можно ездить, не держась за руль.
Чем больше продольный угол наклона передних колес, тем лучше автомобиль сопротивляется центробежной силе в повороте. Это происходит из-за того, что колесо немного наклоняется боковой частью в сторону поворота, увеличивая сцепление с дорогой. Наглядный пример такого наклона - на фото слева. Меньший угол кастера (более вертикальный) обеспечивает меньший радиус поворота автомобиля. Нулевой угол кастера для лучшей поворачиваемости устанавливают, например, на погрузчиках.
Признаки нарушения угла кастера: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе при левом и правом поворотах, односторонний износ протектора, визг шин на поворотах. Разность наклонов осей поворота левого и правого колес не должна превышать 30 минут.
4. Поперечный наклон оси поворота (kingpin ) - это угол отклонение верхней точки поворотного кулака от вертикали (угол α на рисунке). Угол наклона оси поворота измеряют между истинной вертикалью и линией, проходящей через центр стойки и нижний шаровой шарнир, если смотреть на автомобиль спереди.
Поперечный наклон оси поворота заставляет автомобиль удерживать прямолинейное движение, помогает возвращать колесо в этом направлени, и обеспечивает весовую стабилизацию передних колес. Задается конструкцией поворотного кулака и как правило не регулируется. Измеряется в угловых величинах - градусах .
5. Включенный (прилежащий) угол (camber+kingpin ) - суммарный угол развала и поперечного наклона оси поворота (на рисунке - угол α + β).
Другими словами, это угол, измеряемый от угла развала до линии, проходящей через центр стойки и нижний шаровой шарнир, если смотреть на автомобиль спереди.
Прилежащий угол вычисляют в угловых величинах - градусах. На большинстве стендов, предназначенных для регулировки углов установки колес (стендов сход-развал), прямое измерение прилежащего угла не выполняется. Чтобы определить прилежащий угол, нужно вычесть отрицательный развал из наклона оси поворота, или прибавить к наклону оси поворота положительный развал.
6. Плечо обката (kingpin offse t, scrub radius ) - это расстояние от линии пересечения срединной плоскости колеса с поверхностью дороги, до точки пересечения оси поворота с этой же поверхностью. Ось поворота колеса - линия, проходящей через центр стойки и нижний шаровой шарнир (подвеска "Макферсон"), или центры шаровых шарниров (подвеска на поперечных качающихся рычагах). Если точка пересечения оси поворота колеса с дорогой лежит с внутренней стороны от плоскости продольной симметрии колеса, то плечо обкатки положительное (а), если с наружной - отрицательное (б). Плечо обката заложено в конструкцию подвески автомобиля и не регулируется, но может меняться установкой дисков с изменённым вылетом.
Автомобили с подвеской на двойных рычагах имеют положительное плечо обката, т.к. рычаги с кулаком просто не помещаются внутри колесного диска. Автомобили с подвеской "Макферсон" имеют нулевое, а иногда и отрицательное плечо обката.
При положительном плече обката случайное повышение силы сопротивления одного из колес способно вызвать поворот руля в эту же сторону и нарушить курсовую устойчивость автомобиля. Разрабатывая конструкцию подвески, стремятся уменьшить положительное плечо обката, максимально приблизить его к нулю, или даже сделать отрицательным.
Плечо обкатки определяется не только конструкцией подвески, но и параметрами колёс. При установке дисков с нулевым или отрицательным вылетом, плоскость вращения колеса (срединная плоскость) сдвигается наружу, и плечо обкатки может приобрести большие положительные значения, руль начнёт вырываться из рук на каждой неровности дороги, усилие на нём возрастет, а износ ступичных подшипников существенно увеличится.
Изменено May 25, 2015 пользователем SAL6 пользователям оценили это