Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала очередной не радостный в период с января по июль 2016 года. Как и прогнозировали международные аналитики наш рынок автомобилей продолжил свое затяжное падение. Итог не утешительный. За 7 месяцев текущего года продажи новых транспортных средств сократились на 14,4 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще более неутешительная статистика видна по итогу июльского месяца текущего года в котором продажи новых автомобилей упали на 16,6 процентов. Но к подобной падающей статистики люди уже привыкли и вряд ли у кого-то эта информация вызовет удивление. Все дело в том, что все мы уже привыкли каждый месяц видеть, как сжимается . А что, если посмотреть на статистику продаж автомобилей в трехлетний период. Давайте более подробнее узнаем насколько действительно упал наш автомобильный рынок, а также проанализируем его шансы на восстановление.
Для начала давайте вспомним 2013 год, который уже начал показывать замедление темпов продаж новых автомобилей. То есть уже тогда рынок начал свое падение, несмотря на то что до экономического кризиса наша страна еще была далеко. Но судя по 5 процентному падению по итогу 2013 года первым начал реагировать на замедление ВВП страны. И это с учетом того что цены на нефть на мировых биржах были еще высокими, и наша страна получала сверхдоходы от продажи черного золота. Тем не менее из-за структурных проблем в Правительстве и экономики России, замедление ВВП неминуемо отразилась на снижении доходов населения. В итоге автомобильный рынок первым в стране ощутил на себе падение спроса на новые автомобили. Но тогда на снижение продаж никто не отреагировал, так как 2012 год стал для России рекордным по продажам новых транспортных средств. В итоге большинство аналитиков считало, что замедление темпов продаж новых автомобилей в 2013 года было связано с временным насыщением спроса.
Но сегодня оглядываясь назад уже все понимают, что именно 2013 год стал зарождением долгосрочного падающего тренда на авторынке, конца которого нет и по сей день. Хотя эксперты и аналитики считают, что в этом году у Российского авторынка есть реальный шанс прекратить падение. Вполне возможно, что нашему рынку действительно удастся впервые за несколько лет стабилизироваться. Предпосылки к этому есть. Но тем не менее ситуация в экономике страны остается неустойчивой и поэтому прогнозировать итоги года в настоящий момент не благодарное дело.
То, что наш авторынок серьезно упал, ни у кого не вызывает сомнения. Но мало кто задумывается как упали продажи в разрезе последних трех лет. Для этого нужно наглядно видеть насколько упали продажи автотранспортных средств. Давайте посмотрим таблицу, которую мы для вас подготовили. Эта аналитика наглядно показывает, как сильно сложился наш автомобильный рынок:
Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года
МАРКА | ИЮЛЬ | ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ | ||||
2016 | 2013 | Динамика в % | 2016 | 2013 | Динамика в % | |
Lada | 21754 | 37549 | -42,07 | 146107 | 264278 | -44,71 |
KIA | 11841 | 17099 | -30,75 | 81607 | 111969 | -27,12 |
Hyundai | 10802 | 14755 | -26,79 | 75136 | 104221 | -27,91 |
Renault | 9132 | 18013 | -49,30 | 61173 | 122646 | -50,12 |
Toyota | 7144 | 14599 | -51,07 | 51381 | 87653 | -41,38 |
VW | 5839 | 13303 | -56,11 | 39463 | 90583 | -56,43 |
Nissan | 4765 | 11605 | -58,94 | 41089 | 75352 | -45,47 |
Skoda | 4670 | 6805 | -31,37 | 31560 | 49652 | -36,44 |
ГАЗ ком.авт. | 4115 | 7245 | -43,20 | 28865 | 45425 | -36,46 |
Ford | 3306 | 9293 | -64,42 | 23984 | 60416 | -60,30 |
УАЗ | 3290 | 4158 | -20,88 | 24600 | 29141 | -15,58 |
Mercedes-Benz | 2952 | 3835 | -23,02 | 22093 | 23865 | -7,43 |
Chevrolet | 2577 | 15487 | -83,36 | 17360 | 95687 | -81,86 |
BMW | 2100 | 3515 | -40,26 | 16261 | 22789 | -28,65 |
Mazda | 1854 | 3300 | -43,82 | 11001 | 23442 | -53,07 |
Audi | 1700 | 2954 | -42,45 | 12832 | 21135 | -39,29 |
Lexus | 1665 | 1298 | 28,27 | 12752 | 8774 | 45,34 |
Lifan | 1387 | 2603 | -46,72 | 8952 | 14083 | -36,43 |
Mitsubishi | 1358 | 6087 | -77,69 | 10067 | 43662 | -76,94 |
Datsun** | 1303 | 0 | 9532 | |||
Land Rover | 573 | 1715 | -66,59 | 5312 | 11307 | -53,02 |
VW ком.авт. | 456 | 1312 | -65,24 | 3109 | 9010 | -65,49 |
Chery | 437 | 1853 | -76,42 | 3110 | 11525 | -73,02 |
Volvo | 430 | 1021 | -57,88 | 2924 | 8407 | -65,22 |
Mercedes-Benz ком.авт. | 372 | 411 | -9,49 | 3103 | 2416 | 28,44 |
Subaru | 359 | 1304 | -72,47 | 2989 | 9929 | -69,90 |
Porsche | 358 | 299 | 19,73 | 2719 | 2163 | 25,71 |
Infiniti | 342 | 625 | -45,28 | 2613 | 5051 | -48,27 |
Citroёn | 263 | 2925 | -91,01 | 2390 | 16772 | -85,75 |
Suzuki | 257 | 2551 | -89,93 | 3140 | 16372 | -80,82 |
Peugeot | 248 | 2907 | -91,47 | 2118 | 20464 | -89,65 |
Geely | 242 | 2773 | -91,27 | 3350 | 14474 | -76,86 |
Ravon** | 237 | 237 | ||||
Jaguar | 220 | 175 | 25,71 | 941 | 938 | 0,32 |
FIAT | 129 | 678 | -80,97 | 1361 | 4181 | -67,45 |
Cadillac | 125 | 114 | 9,65 | 724 | 909 | -20,35 |
MINI | 120 | 234 | -48,72 | 743 | 1584 | -53,09 |
Honda | 119 | 2246 | -94,70 | 838 | 14520 | -94,23 |
smart | 96 | 26 | 269,23 | 231 | 108 | 113,89 |
DFM** | 88 | 696 | ||||
Jeep | 85 | 411 | -79,32 | 691 | 2413 | -71,36 |
FAW | 77 | 461 | -83,30 | 577 | 2329 | -75,23 |
Brilliance** | 60 | 706 | ||||
Isuzu | 40 | 20 | 100,00 | 288 | 73 | 294,52 |
Zotye** | 36 | 110 | ||||
Iveco** | 29 | 345 | ||||
SsangYong | 19 | 3651 | -99,48 | 1039 | 19516 | -94,68 |
BAW | 15 | 134 | -88,81 | 108 | 1017 | -89,38 |
Alfa Romeo** | 12 | 65 | ||||
Changan** | 9 | 316 | ||||
Chrysler | 3 | 21 | -85,71 | 19 | 114 | -83,33 |
Foton | 0 | 0 | 27 | 6 | 350,00 | |
Haima* | 0 | 37 | -100,00 | 114 | 136 | -16,18 |
Daewoo* | 3908 | 8574 | 31182 | -72,50 | ||
Opel* | 0 | 6551 | -100,00 | 0 | 46144 | -100,00 |
Great Wall* | 0 | 1708 | -100,00 | 0 | 12122 | -100,00 |
Итого | 109410 | 233574 | -45,60 | 781442 | 1559955 | -32,60 |
* - Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы
** - Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году
Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.
Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов.
В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.
Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как , и за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.
Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.
Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка.
К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей .
Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года
(динамика падения продаж по моделям)
№ | МОДЕЛЬ | МАРКА |
январь- июль 2016 |
январь- июль 2013 |
Изм. (%) | Июль 2016 | Июль 2013 | Изм. (%) |
1 | Granta | Lada | 50301 | 98783 | -49,08 | 6334 | 14542 | -56,44 |
2 | Solaris | Hyundai | 53834 | 66493 | -19,04 | 7904 | 9484 | -16,66 |
3 | New Rio | KIA | 47086 | 51887 | -9,25 | 7632 | 7651 | -0,25 |
4 | Duster | Renault | 26400 | 48058 | -45,07 | 3094 | 7348 | -57,89 |
5 | Polo | VW | 25494 | 41720 | -38,89 | 4135 | 7000 | -40,93 |
6 | Kalina | Lada | 12476 | 40870 | -69,47 | 1885 | 3789 | -50,25 |
7 | Focus* | Ford* | 39913 | 5749 | ||||
8 | Priora | Lada | 9702 | 36767 | -73,61 | 1398 | 4882 | -71,36 |
9 | Cruze** | Chevrolet** | 31296 | 6644 | ||||
10 | Logan | Renault | 16331 | 30180 | -45,89 | 2501 | 4289 | -41,69 |
11 | Niva | Chevrolet | 17085 | 29816 | -42,70 | 2545 | 3961 | -35,75 |
12 | Largus | Lada | 17061 | 29569 | -42,30 | 2514 | 4867 | -48,35 |
13 | Sandero | Renault | 15552 | 26044 | -40,29 | 2054 | 3806 | -46,03 |
14 | Octavia A5 (A7) | Skoda | 12471 | 25770 | -51,61 | 1880 | 3021 | -37,77 |
15 | 4x4 | Lada | 15102 | 25320 | -40,36 | 2035 | 3431 | -40,69 |
16 | Samara* | Lada* | 23845 | 4954 | ||||
17 | RAV 4 | Toyota | 18348 | 23389 | -21,55 | 2181 | 3474 | -37,22 |
18 | Astra** | Opel** | 22532 | 3783 | ||||
19 | Camry | Toyota | 16042 | 20464 | -21,61 | 2864 | 4207 | -31,92 |
20 | Qashqai | Nissan | 10515 | 19388 | -45,77 | 1337 | 3242 | -58,76 |
21 | Sportage | KIA | 10011 | 19030 | -47,39 | 1376 | 2675 | -48,56 |
22 | New Cee"d | KIA | 9510 | 18735 | -49,24 | 2955 | ||
23 | ix35 (Tucson) | Hyundai | 1129 | 18063 | -93,75 | 2859 | ||
24 | Nexia** | Daewoo** | 17622 | 2106 | ||||
25 | Tiguan* | VW* | 16073 | 1851 |
Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)
* - Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей
** - Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке
В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).
Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании.
То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.
Составлен ТОП-10 самых популярных подержанных автомобилей в столице России по итогам марта 2018 года.
Московский рынок автомобилей с пробегом по итогам марта текущего года показал спад. В общей сложности за указанный период было перепродано 24 090 машин. Как сообщает «Автостат », этот результат на 8,3% меньше по сравнению с показателем того же месяца 2017 года. Лидером по объёму продаж на вторичном авторынке снова стал Ford Focus.
ТОП-10 наиболее востребованных автомобилей с пробегом в Москве по итогам марта 2018 года |
|||
Место | Модель | Продажи в марте 2018 года, шт. | Разница, % |
1 | Ford Focus | 787 | — 14,5 |
2 | Hyundai Solaris | 716 | — 4,0 |
3 | Kia Rio | 523 | + 16,5 |
4 | Skoda Octavia | 516 | + 24,0 |
5 | Toyota Camry | 418 | + 7,0 |
6 | Volkswagen Polo | 383 | + 15,0 |
7 | Opal Astra | 343 | — 15,0 |
8 | Mercedes-Benz E-Class | 333 | — 11,0 |
9 | BMW 5 series | 318 | — 4,5 |
10 | Volkswagen Passat | 309 | — 19,0 |
На первой строчке рейтинга самых востребованных машин на вторичном авторынке столицы РФ по итогам января и февраля 2018 года был Hyundai Solaris. Теперь же на место лидера вернулся Ford Focus, несмотря на отрицательную динамику продаж. Наиболее значительный спад из десятки у Volkswagen Passat, а самый ощутимый прирост – у Skoda Octavia.
Любопытно, что Ford Focus обогнал Hyundai Solaris не только в марте, но и по итогам первого квартала, так как суммарное количество перепроданных Фокусов по итогам первых трёх месяцев составило 2 023 единицы, тогда как аналогичный показатель Солярисов – 1 958 экземпляров.
Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что 2018 года составил примерно 489 100 машин. Этот результат на 6,7% больше, по сравнению с мартом 2017 года. В числе лидеров в стране Lada 2114 (13 807 единиц), Ford Focus (12 167), Lada 2107 (11 630), Lada 2110 (10 523), Lada Priora в кузове седан (10 373), Toyota Corolla (9 507), Lada 4×4 (8 734), Hyundai Solaris (8 023), Lada 2112 (8 011) и Lada 2115 (7 758 машин).
По итогам 2017 года мы также публиковали . В пятёрке лидеров оказались Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.
Читайте также
Партнерские предложения
«Такого не было несколько лет». Что происходит с продажами автомобилей
Кто помогает рынку восстанавливаться, какие программы оказались наиболее эффективными, как изменятся цены и почему прогнозы на наступивший год не стали очень оптимистичными
Прошлый 2017 г. запомнился разворотом рынка, когда казавшееся бесконечным падение продаж сменилось полноценным ростом. Окончательные итоги года еще не подведены, но по результатам 11 месяцев, согласно отчетам Ассоциации европейского бизнеса, реализовано 1,43 млн автомобилей — на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты уверены, что к концу 2017 г. рынок точно преодолеет отметку в 1,5 млн машин, превысив уровень продаж 2009 года.
Аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов утверждает, что неожиданностей не было, и в целом прогнозы на рост рынка полностью оправдались: «Год назад мы давали прогноз по рынку на уровне 1,45-1,5 млн и на рост 10-15%. Сейчас мы наблюдаем рост на 12%, и по итогам всего года рынок вплотную подберется к 1,5 млн машин».
Сами местные
У производителей, имеющих локальное производство, прибавка оказалась еще больше. Так, рост продаж марки Lada составил 17%, что помогло производителю добиться доли рынка в 20%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Прибавка марки Renault за 11 месяцев составила 18%. В пресс-офисе компании отметили, что этот результат стал возможен благодаря реализации стратегии локального производства.
Кроме того, французская компания считает успешным опыт организации онлайн-продаж — через интернет удалось продать более 10 тыс. автомобилей. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 33% во многом за счет расширения модельного ряда, увеличения нагрузки на сборочный завод под Калугой и снижения цен на локализованные модели.
«Серьезный отложенный спрос формировался с 2014 г., и теперь люди начали, наконец, менять автомобили, которые они покупали в 2011-2012 годах. Этот процесс пошел в уходящем году и продолжится в следующем», — прогнозирует Азат Тимерханов.
Можно и в кредит
Другим катализатором рынка стали программы господдержки, объясняет эксперт: «За счет программ господдержки, которые были расширены к концу года за счет первого и семейного автомобилей, доля кредитных продаж сильно выросла и превысила 50%, чего не было несколько лет». Так, с помощью кредитных программ была реализована треть автомобилей Renault, а у Hyundai этот показатель достиг величины 52%.
Представитель дилерского агрегатора Autospot.ru Кира Каддаха полагает, что ключевым фактором развития рынка стала именно господдержка, поскольку в 2017 г. льготы были усилены.
«Во-первых, максимальная стоимость машины для программы льготного кредитования была увеличена до 1 450 000 руб. вместо прежних 1 140 000 рублей. Во-вторых, с 2017 г. у покупателей появилась возможность приобрести автомобиль без первоначального взноса. В-третьих, была снижена процентная ставка», — перечисляет эксперт.
Каддаха напоминает, что максимально возможная ставка для заемщика была ограничена отметкой 11,3% годовых. Представители АвтоВАЗа, в свою очередь, особенно отметили эффективность программы trade-in, по которой было продано 40% машин, а у Nissan с использованием trade-in прошло более 50% сделок.
Именно направленностью господдержки директор по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексей Шилыковский объясняет более скромный рост в премиальном сегменте: «Господдержка и спрос в первую очередь нацелены на локальное производство и на автомобили массового сегмента - там рост очевиден, и он будет продолжаться. В премиальном сегменте существенного увеличения объема продаж, скорее всего, ждать сейчас не приходится».
Кроме государтственных программ, у дилеров появились и новые финансовые инструменты. Помимо лизинга для физических лиц дилеры стали активно продвигать кредит с обратным выкупом и небольшими ежемесячными платежами. Такая программа, запущенная представительством Renault, помогла реализовать около 5 000 автомобилей. Аналогичная схема работает у компании Hyundai, и на нее пришлось 40% всех выданных кредитов.
«Одним из факторов, которые влияют на выбор клиентов, стало наличие финансовых инструментов и программ», — подтверждает Юлия Тихонравова из Hyundai.
Представитель Nissan Роман Скольский обращает внимание на легкость получения кредита: «Специальные финансовые программы доступны по методике одного окна — решения по условиям финансирования принимаются за 20 минут с возможностью получить средства без предоставления финансовой отчетности непосредственно в дилерском центре».
Результат рынка мог бы быть еще лучше, утверждает Тимерханов, но продажи сдерживают чисто экономические факторы: «Все упирается в экономику. Цена на нефть держится примерно на одном уровне, отечественная валюта избегает резких колебаний, но реальные доходы населения не растут».
По той же причине эксперты дают более осторожные прогнозы на 2018 год. Покупательская способность снизится, уверяет Кира Каддаха, а объемы локального производства упадут: «Затишье будет связано не только с ростом цен, но и с тем, что завершится период отложенного спроса, за счет которого 2017 г. был таким успешным практически для всех автопроизводителей».
Автомобили и цены
В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», по итогам 11 месяцев средневзвешенная цена на новые легковые автомобили выросла почти на 2%, до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на модельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Не менялись цены на модели Jaguar и Land Rover. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели.
При этом курсовую разницу смогли до конца отыграть не все производители, говорит Тимерханов: «С августа 2014 г. по ноябрь 2017 г. цены на машины выросли на 48%. А иностранные валюты по отношению к рублю выросли более значительно: доллар — на 76%, йена и юань — на 60%, евро — на 50%». А представитель Jaguar Land Rover считает, что полностью компенсировать курсовую разницу было невозможно.
Сохранившаяся курсовая разница — не единственная причина грядущего роста цен на автомобили, которого ждут аналитики. «В первую очередь, это связано с инфляцией и изменениями в акцизах, а также с изменениями комплектаций моделей при смене модельных годов», — говорит Алексей Почечуев из представительства Skoda.
Управляющий директор Киа Моторс Рус Александр Мойнов прогнозирует рост на уровне 5% только по инфляционной составляющей.
С нового года на 15% увеличился утилизационный сбор, который год назад уже повышался на 65%, а также выросли акцизы на легковые автомобили с двигателями мощностью свыше 150 лошадиных сил. Больше всего это коснулось машин большой мощности. Например, акциз для автомобилей мощностью более 300 л.с. составляет 1218 руб. за 1 л.с., то есть фактически, покупателю такой машины придется дополнительно заплатить более 300 тыс. руб. таможенных сборов.
«В правительстве решили, что нужно поднять акцизы на мощные моторы, а на самые сильные из них — более чем вдвое. Соответственно, ценник поднимется из-за увеличения взимаемых с автопроизводителей акцизов, которые те вынуждены закладывать в цену транспортных средств», — поясняет Кира Каддаха. А с утилизационных сборов правительство рассчитывает в 2018 г. получить 223,4 млрд руб., и эти деньги, говорит эксперт, в конечном счете тоже лягут на покупателей.
Цены продолжат расти, но рост будет не таким серьезным, как в период кризиса, уверен Азат Тимерханов. «В среднем ожидаем рост цен на 2-3%. Более конкретные цифры зависят от степени локализации», — говорит эксперт.
Не исключено, что повысить цены производителей могут стимулировать даже негативные ожидания от экономики. О росте цен в новом году уже объявили BMW и Cadillac — баварцы увеличили стоимость машин на 2,5%, американцы — на 6-8%. По информации сайт, в новом году также скорректируют свои прайс-листы Porsche и Mercedes-Benz.
Средство от депрессии
С учетом всех этих факторов в агентстве «Автостат» ожидают, что в 2018 г. рынок продолжит расти, но лишь в пределах 10%. Однако спрос может снизиться во второй половине года, говорит Тимерханов: «Период президентских выборов будет сопровождаться вбросом денежной массы, что позволяет людям более активно вкладываться в покупки. Это будет временный эффект, который будет сохраняться в первом полугодии. Во втором полугодии рынок пойдет на спад, особенно с учетом сравнительно высокой базы 2017 года».
Представители Hyundai также предполагают, что в 2018 г. рынок вырастет на 10% и достигнет объема 1,75 млн автомобилей. А Наталья Костенок из российского офиса Mitsubishi считает, что рост на величину 10-13% будет возможен только при продолжении субсидирования со стороны государства.
Самым важным фактором для рынка эксперты единодушно считают экономическую ситуацию. Все будет зависеть от курса рубля и цен на нефть, утверждает Кира Каддаха: «По прогнозам Министерства финансов среднегодовая стоимость нефти марки Brent в 2018 г. может составлять 40$ за баррель. Минфин заложил в бюджет страны курс доллара 69,8 руб. Это почти на 10 руб. или 16% выше, чем за последние 6 месяцев. Рубль будет дешеветь вместе с нефтью, и есть высокая вероятность того, что 2018 г. может погрузить авторынок в депрессию».
PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок в России может сократиться на 35% в этом году. «Секрет» попросил Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», рассказать, чего ждать рынку и кто выиграет в этой ситуации.
Что происходит на авторынке
В сложной ситуации находятся почти все. Сильно выросли цены на автомобили: автовладельцы, которые готовы были поменять машину, сейчас решили подождать ещё год. Продажи идут, но на очень низком уровне - к новым ценам ещё не привыкли. Выдача кредитов снизилась до минимума.
У брендов ситуация различается. Это зависит от доли российского рынка в глобальных продажах марки, от состава владельцев и формата присутствия в России. SsangYong не уходит с рынка, но, скорее всего, перейдёт со сборки на российском заводе на импорт. Несмотря на небольшие объёмы рынка, им выгодно пока продавать и собирать автомобили, которые уже заказали. Возможно, потом они будут просто импортировать, ведь при небольшом объёме сборки совершенно неэффективно содержать персонал, собирать автомобили и обеспечивать логистику.
Уход General Motors - на мой взгляд, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. Российский рынок для американской корпорации всегда считался значимым. Даже в кризис 2009-го Chevrolet и Opel делили между собой 12,3% рынка. И хотя в 2014-м у GM наблюдалось серьёзное падение продаж, этот показатель сохранился на уровне 8% - это всё равно большой объём. Так что, если политическая ситуация нормализуется, GM может вернуться в Россию. Хотя репутационных потерь в этом случае не избежать.
**Hа 35%** может сократиться автомобильный рынок в России в этом году **на 50%** в 2009 году упал рынок новых автомобилей, а вторичных - на 20%
У Ford ситуация по динамике продаж не лучше, чем у GM, но тем не менее они не собираются уходить с рынка. В прошлый кризис Ford самостоятельно выбрался из финансовых проблем, а GM воспользовался помощью государства, что ещё раз доказывает политическую подоплёку в уходе с рынка.
Для японских Honda и Suzuki по отношению к мировому объёму продаж, российский рынок совсем небольшой. У нас это, скорее, нишевые марки. В зависимости от готовности японских марок мириться с убытками в России эти бренды будут принимать решение, оставаться или нет. Производства в России у них нет.
Но большинство европейских брендов готовы поддерживать дилерскую сеть в России. Они очень плавно поднимают цены, не пытаясь сразу компенсировать рост валют. Те же BMW говорят, что готовы держать сегодняшние цены на свои автомобили, несмотря на падение прибыли и маржи. Цены на новые автомобили стабилизируются и будут снижаться со временем, но несильно.
Фотография: Алешковский Митя/TASS
Как уход General Motors скажется на рынке
У Chevrolet и Opel суммарно 173 дилерских центра в России, и понятно, что это нанесёт по ним удар. Дилеры продолжат обслуживать машины Chevrolet и Opel, но заработать на сервисе им будет сложнее - основной объём выручки дают продажи автомобилей. Нельзя однозначно сказать, вырастет ли цена на сервисное обслуживание этих марок: дилеры, напротив, будут более свободны в использовании запчастей, потому что жёсткие требования GM вряд ли будут действовать после их ухода из России. Всё будет зависеть от экономического положения отдельных дилеров, которые могут понижать или повышать стоимость обслуживания автомобилей Chevrolet и Opel.
Освободившуюся нишу с удовольствием разберут другие игроки рынка, но уход Opel и Chevrolet вряд ли каким-то образом повлияет на цены. Место Opel и Chevrolet займут в первую очередь корейские марки Hyundai и Kia. Отчасти, Volkswagen, Toyota, Škoda. Часть потребителей может перейти и на российскую Lada.
Останутся ли россияне без иномарок
Полноценным кризисом ситуацию назвать нельзя. Массового ухода иностранных производителей не предвидится. Наш рынок большой даже при сегодняшних объёмах продаж, зарубежные компании готовы принимать стратегические решения и сохранять присутствие на рынке. Даже если он будет падать весь этот год и не будет расти до 2018 года.
Многие дилеры и производители были готовы к сегодняшней ситуации благодаря опыту 2009 года, когда падение рынка было неожиданным. Крупные игроки без серьёзной кредитной нагрузки будут устойчивы. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.
В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса - это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин. Кто серьёзно работал в этом направлении, у того сейчас более стабильная ситуация. Такие игроки смогут дальше развиваться и, возможно, даже кого-то покупать.
Фотография: Джапаридзе Михаил/TASS
Как ситуация скажется на вторичном рынке
Рынок подержанных машин более стабилен: на нём тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше. Для примера - в 2009 году рынок новых автомобилей упал на 50%, а вторичный - только на 20%. Здесь продолжается оборот: кто-то продаёт свою подержанную машину и покупает новую на вторичном рынке. В крупных городах люди готовы продавать и покупать подержанные автомобили через дилеров, потому что привыкли к качественному и профессиональному сервису. Можно уже наблюдать рост объёма продаж по некоторым игрокам больше, чем в 2 раза. Когда дилеры выходят на вторичный рынок, они готовы снижать цены на автомобили, поскольку продажа подержанных машин в какой-то степени становится конвейером. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили.
Какие перспективы у российского автопрома
Сейчас дилерам и производителям нужно использовать все возможные методы взаимодействия с правительством и своими штаб-квартирами, чтобы на рынке создалась ситуация, понятная потребителям. Здесь очень важную роль будет играть общее состояние экономики, политическая ситуация и возможные программы льготного кредитования. Минпромторг готов корректировать соглашения о промышленной сборке. От того же GM оно требовало производство 360 000 автомобилей к 2018 году, что сейчас нереально, поэтому я думаю, что сейчас ещё возможны корректировки подписанных ранее соглашений о промсборке в первую очередь по срокам и объёмам локализации.
По моей оценке, при нормальной ситуации объём российского рынка - 3 млн легковых автомобилей в год. Падение в этом году может быть на 30–50%.
Фотография на обложке: Джапаридзе Михаил/TASS
На 17,3%, июль оказался еще более шокирующим. Продажи автомобилей рухнули сразу на 22,9%! Такого падения, кажется, не ожидал никто.
«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?», - иронизирует председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. Причем с высокой долей вероятности можно утверждать, что дна рынок еще не достиг. Наверняка падение будет продолжаться в ближайшие месяцы.
Среди лидеров рынка сильнее всего от кризиса пострадала компания Chevrolet - продажи в июне сократились практически в два раза (минус 23% по итогам 7 месяцев 2014 года). В нелегкой ситуации оказались и дилеры Volkswagen (-32% в июле). «АвтоВАЗ» потерял много, но это уже никого не удивляет - минус 25%. Также можно отметить серьезное падение спроса на Mitsubishi (-42%) и Ford. Сразу минус 52% за один месяц, и теперь Ford, который когда-то был одним из лидеров российского рынка, занимает в общем зачете лишь 12 место (по итогам 2014 года Ford уже потерял 41% - это самое серьезное снижение среди всех более-менее крупных игроков рынка).
Однако есть компании, которые даже в нынешних условиях умудряются удерживать свои позиции. И даже увеличивать продажи! Например, Skoda в июне смогла вырасти на 4%, а Mazda на 13%.
А еще в очередной раз стало ясно - премиальным маркам в России никакой кризис не грозит. Легковое подразделение Mercedes-Benz в июле увеличило продажи на 13% (и +18% по итогам года), спрос на Lexus вырос на 21% (+17% по итогам года), а Porsche прибавила 29%.
В «личном» зачете лидирует по-прежнему Lada Granta (в июне было продано 11 819 штук). Однако обратите внимание - Hyundai Solaris разошелся в количестве 9 778 автомобилей! Причем с каждым месяцем разница между двумя этими моделями неуклонно сокращается. А это значит, что уже в конце года на первое место по продажам в России может выйти иномарка! Пусть и российского производства (для сравнения, в июле 2013 года разница между Granta и Solaris была совершенно иной: 14 542 против 9 482 в пользу Lada).
На третьем месте идет Kia Rio (6 853 шт.), на четвертом закрепился Renault Duster (5 694 шт.), а замыкает пятерку Renault Logan - 5 630 машин. Далее Lada Largus и Kalina, Volkswagen Polo, Lada Priora, а на десятом месте идет Toyota Camry.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ
Lada | 28 014 | 37 549 | -25% | 220 822 | 264 278 | -16% | |||||||||||||||||||||||||||||
KIA | 15 303 | 17 099 | -11% | 109 276 | 111 969 | -2% | |||||||||||||||||||||||||||||
Renault | 15 219 | 18 013 | -16% | 111 640 | 122 646 | -9% | |||||||||||||||||||||||||||||
Hyundai | 14 461 | 14 753 | -2% | 104 035 | 104 219 | 0% | |||||||||||||||||||||||||||||
Toyota | 13 312 | 14 599 | -9% | 89 800 | 87 653 | 2% | |||||||||||||||||||||||||||||
Nissan | 9 136 | 11 605 | -21% | 91 484 | 75 352 | 21% | |||||||||||||||||||||||||||||
VW | 9 010 | 13 303 | -32% | 76 363 | 90 583 | -16% | |||||||||||||||||||||||||||||
Chevrolet | 8 457 | 15 487 | -45% | 73 749 | 95 687 | -23% | |||||||||||||||||||||||||||||
Škoda | 7 064 | 6 805 | 4% | 49 111 | 49 652 | -1% | |||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ ком.авт. | 5 517 | 7 245 | -24% | 37 298 | 45 425 | -18% | |||||||||||||||||||||||||||||
Opel | 4 926 | 6 551 | -25% | 38 440 | 46 144 | -17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Ford | 4 500 | 9 293 | -52% | 35 818 | 60 416 | -41% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mercedes-Benz | 4 323 | 3 835 | 13% | 28 085 | 23 865 | 18% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mazda | 3 743 | 3 300 | 13% | 27 544 | 23 442 | 17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mitsubishi | 3 501 | 6 087 | -42% | 41 957 | 43 662 | -4% | |||||||||||||||||||||||||||||
УАЗ | 3 002 | 4 158 | -28% | 22 560 | 29 141 | -23% | |||||||||||||||||||||||||||||
Daewoo | 2 841 | 3 908 | -27% | 26 860 | 31 182 | -14% | |||||||||||||||||||||||||||||
Audi | 2 600 | 2 954 | -12% | 20 566 | 21 135 | -3% | |||||||||||||||||||||||||||||
SsangYong | 2 421 | 3 651 | -34% | 13 844 | 19 516 | -29% | |||||||||||||||||||||||||||||
BMW | 2 178 | 3 515 | -38% | 21 735 | 22 789 | -5% | |||||||||||||||||||||||||||||
Lifan | 1 861 | 2 603 | -29% | 12 011 | 14 083 | -15% | |||||||||||||||||||||||||||||
Land Rover | 1 716 | 1 715 | 0% | 12 086 | 11 307 | 7% | |||||||||||||||||||||||||||||
Lexus | 1 575 | 1 298 | 21% | 10 304 | 8 774 | 17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Citroёn | 1 426 | 2 925 | -51% | 12 461 | 16 772 | -26% | |||||||||||||||||||||||||||||
Geely | 1 351 | 2 773 | -51% | 10 671 | 14 474 | -26% | |||||||||||||||||||||||||||||
Peugeot | 1 338 | 2 907 | -54% | 13 506 | 20 464 | -34% | |||||||||||||||||||||||||||||
Great Wall | 1 307 | 1 708 | -23% | 9 403 | 12 122 | -22% | |||||||||||||||||||||||||||||
Honda | 1 278 | 2 246 | -43% | 12 424 | 14 520 | -14% | |||||||||||||||||||||||||||||
Chery | 1 217 | 1 853 | -34% | 10 369 | 11 525 | -10% | |||||||||||||||||||||||||||||
Suzuki | 1 146 | 2 551 | -55% | 11 048 | 16 372 | -33% | |||||||||||||||||||||||||||||
Subaru | 1 146 | 1 304 | -12% | 9 346 | 9 929 | -6% | |||||||||||||||||||||||||||||
Volvo | 1 053 | 1 021 | 3% | 9 093 | 8 407 | 8% | |||||||||||||||||||||||||||||
VW ком.авт. | 920 | 1 312 | -30% | 7 522 | 9 010 | -17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mercedes-Benz ком.авт. | 600 | 411 | 46% | 3 851 | 2 416 | 59% | |||||||||||||||||||||||||||||
Jeep | 573 | 364 | 57% | 4 460 | 2 413 | 85% | |||||||||||||||||||||||||||||
FIAT | 541 | 678 | -20% | 4 241 | 4 181 | 1% | |||||||||||||||||||||||||||||
Porsche | 385 | 299 | 29% | 2 557 | 2 163 | 18% | |||||||||||||||||||||||||||||
Infiniti | 374 | 625 | -40% | 4 743 | 5 051 | -6% | |||||||||||||||||||||||||||||
FAW | 253 | 461 | -45% | 1 934 | 2 329 | -17% | |||||||||||||||||||||||||||||
MINI | 155 | 234 | -34% | 964 | 1 584 | -39% | |||||||||||||||||||||||||||||
SEAT | 135 | 370 | -64% | 1 044 | 2 292 | -54% | |||||||||||||||||||||||||||||
Jaguar | 135 | 175 | -23% | 981 | 938 | 5% | |||||||||||||||||||||||||||||
Changan | 112 | - | - | 563 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
ZAZ | 92 | 219 | -58% | 478 | 2 111 | -77% | |||||||||||||||||||||||||||||
Haima | 87 | 37 | 135% | 417 | 136 | 207% | |||||||||||||||||||||||||||||
Cadillac | 81 | 114 | -29% | 788 | 909 | -13% | |||||||||||||||||||||||||||||
Isuzu | 74 | 20 | 270% | 253 | 73 | 247% | |||||||||||||||||||||||||||||
BAW | 72 | 134 | -46% | 720 | 1 017 | -29% | |||||||||||||||||||||||||||||
Acura | 64 | - | - | 409 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
JAC | 58 | - | - | 189 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Brilliance | 50 | - | - | 232 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
smart | 30 | 26 | 15% | 186 | 108 | 72% | |||||||||||||||||||||||||||||
ТагАЗ | 14 | 170 | -92% | 105 | 282 | -63% | |||||||||||||||||||||||||||||
Chrysler | 8 | 21 | -62% | 85 | 114 | -25% | |||||||||||||||||||||||||||||
Alfa Romeo | 8 | - | - | 37 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Luxgen | 2 | - | - | 77 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Dodge | 2 | 26 | -92% | 26 | 147 | -82% | |||||||||||||||||||||||||||||
Иж | 0 | 55 | - | 19 | 585 | -97% | |||||||||||||||||||||||||||||
BYD | 0 | 0 | - | 5 | 100 | -95% | |||||||||||||||||||||||||||||
Foton | 0 | 0 | - | 11 | 6 | 83% | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 180 767 | 234 365 | -22.9% | 1 410 606 | 1 565 470 | -9.9% |
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ
1 | Granta | Lada | 11 819 | 14 542 | (2 723) | 1 | Granta | Lada | 83 294 | 98 787 | (15 493) | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Solaris | Hyundai | 9 778 | 9 482 | 296 | 2 | Solaris | Hyundai | 65 352 | 66 491 | (1 139) | ||||||||||||||||||||||||||
3 | New Rio | KIA | 6 853 | 7 651 | (798) | 3 | New Rio | KIA | 54 033 | 51 887 | 2 146 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | Duster | Renault | 5 694 | 7 348 | (1 654) | 4 | Duster | Renault | 46 761 | 48 058 | (1 297) | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Logan | Renault | 5 630 | 4 289 | 1 341 | 5 | Kalina | Lada | 39 902 | 40 870 | (968) | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Largus | Lada | 4 798 | 4 867 | (69) | 6 | Largus | Lada | 39 718 | 29 569 | 10 149 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Kalina | Lada | 4 436 | 3 789 | 647 | 7 | Polo | VW | 36 526 | 41 720 | (5 194) | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Polo | VW | 4 389 | 7 000 | (2 611) | 8 | Logan | Renault | 30 335 | 30 180 | 155 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | Priora | Lada | 3 429 | 4 882 | (1 453) | 9 | Priora | Lada | 28 282 | 36 763 | (8 481) | ||||||||||||||||||||||||||
10 | Camry | Toyota | 3 122 | 4 207 | (1 085) | 10 | Almera | Nissan | 27 335 | 4 484 | 22 851 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | New Cee’d | KIA | 2 857 | 2 955 | (98) | 11 | Niva | Chevrolet | 23 544 | 29 816 | (6 272) | ||||||||||||||||||||||||||
12 | Niva | Chevrolet | 2 692 | 3 961 | (1 269) | 12 | Octavia A7 | Skoda | 22 051 | 1 757 | 20 294 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | Octavia A7 | Skoda | 2 635 | 778 | 1 857 | 13 | Sandero | Renault | 21 413 | 26 044 | (4 631) | ||||||||||||||||||||||||||
14 | 4×4 | Lada | 2 605 | 3 431 | (826) | 14 | RAV 4 | Toyota | 21 368 | 23 389 | (2 021) | ||||||||||||||||||||||||||
15 | Corolla | Toyota | 2 582 | 1 812 | 770 | 15 | 4×4 | Lada | 21 281 | 25 320 | (4 039) | ||||||||||||||||||||||||||
16 | Rapid | Skoda | 2 578 | 0 | - | 16 | ix35 | Hyundai | 20 325 | 18 063 | 2 262 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | RAV 4 | Toyota | 2 489 | 3 474 | (985) | 17 | Camry | Toyota | 19 309 | 20 465 | (1 156) | ||||||||||||||||||||||||||
18 | Cruze | Chevrolet | 2 488 | 6 644 | (4 156) | 18 | Cruze | Chevrolet | 18 769 | 31 296 | (12 527) | ||||||||||||||||||||||||||
19 | Sandero | Renault | 2 314 | 3 806 | (1 492) | 19 | Corolla | Toyota | 17 573 | 14 443 | 3 130 | ||||||||||||||||||||||||||
20 | ix35 | Hyundai | 2 238 | 2 859 | (621) | 20 | Qashqai | Nissan | 17 373 | 19 388 | (2 015) | ||||||||||||||||||||||||||
21 | Almera | Nissan | 2 196 | 1 548 | 648 | 21 | Focus | Ford | 16 989 | 39 913 | (22 924) | ||||||||||||||||||||||||||
22 | Sportage | KIA | 2 060 | 2 675 | (615) | 22 | Sportage | KIA | 16 505 | 19 030 | (2 525) | ||||||||||||||||||||||||||
23 | Focus | Ford | 2 056 | 5 749 | (3 693) | 23 | New Cee’d | KIA | 16 093 | 18 735 | (2 642) | ||||||||||||||||||||||||||
24 | Qashqai | Nissan | 2 017 | 3 242 | (1 225) | 24 | Astra | Opel | 15 019 | 22 532 | (7 513) | ||||||||||||||||||||||||||
25 | Mokka | Opel | 1 938 | 490 | 1 448 | 25 | Outlander | Mitsubishi | 13 545 | 13 079 | 466 |