Грузовики, фуры и другие тяжеловесные виды транспорта выполняют важную функцию - перевозят немалые грузы на большие расстояния. Почему же создается столько правил и ограничений для машин из разряда «великанов», неужели они могут нанести такой большой вред и какие введены штрафы за перегруз грузового автомобиля?
Опасность перегруза на дороге
За последнее время грузовых автомобилей стало настолько много, что увидеть их в центре города не составляет большого труда. Нагруженные фуры перевозят тяжелые грузы (продовольственные товары, строительные материалы, производственное сырое, детали и т.д.), на большие расстояния, что нельзя назвать ненужным делом. Но перегруз влияет на состояние дорожного полотна, а это серьезное правонарушение. Кроме того, предусмотрен штраф за превышение грузоподъемности ТС, а повторное нарушение может стоить водителю прав.
Интересно! За последние 5 лет было введено около десяти законов, касающихся правил дорожного движения для крупногабаритных автомобилей.
Такое внимание со стороны властей этот вид транспорта заслужил не просто так. Крупногабаритные автомобили, наполненные доверху грузом, причиняют огромный вред дорожному покрытию. Многочисленные ямы, выбоины, трещины и перегрузы на дорогах появляются именно из-за несознательных дальнобойщиков. Кроме того, перевоз груза свыше нормы приводит к износу деталей и механизмов самого автомобиля (шин, сцепления, тормозов и т.д.).Перегруженный грузовик, также, часто становится участником и главным виновником ДТП, ведь чем тяжелее авто, тем сложнее им управлять.
Вычисление максимальной нагрузки на оси
Вес груза, который перевозит транспортное средство, распределяется между его осями. Осевая нагрузка - это сила с которой автомобиль оказывает давление своей массой на поверхность дороги. Правилами дорожного движения предусмотрено ограничение, согласно которому установлена предельно допустимая норма нагрузки на переднюю и заднюю ось.
Возникает вопрос, как же вычислить какой перегруз допускается на ось? В первую очередь, нужно помнить, что осевая нагрузка взаимосвязана с общей массой транспортного средства. Переведя это в формулу, мы получаем следующее соотношение:
Масса авто = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось
Эта формула относится к автомобилям с двумя осями. У грузовиков с задней тележкой (средняя и задняя оси объединены), масса авто рассчитывается по следующей формуле:
Масса авто = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю тележку
Важно! В расчете допустимой нагрузки грузового транспорта на дорожное полотно участвует 3 переменных: 1) масса авто в целом и нагрузка на каждую ось по отдельности; 2) группа автомобиля; 3) категория дороги.
Зная к какой группе относится авто, можно избежать осевого перегруза. Допустимая нагрузка на каждую ось, относительно расстояния между осями:
У автомобилей группы А
свыше 2 м - 10 т
1,65-2 м - 9 т
1,35-1,65 - 8 т
до 1 м - 6 т
У автомобилей группы В
свыше 2 м - 6 т
1,65-2 м - 5,7 т
1,35-1,65 - 5,5 т
до 1 м - 4,5 т
К группе А относится транспорт с общей массой не более 38 тонн. Такие автомобили могут ездить по дорогам I-III категорий. Автомобили группы Б , с массой не выше 28,5 тонн, могут свободно перемещаться по дорогам всех категорий, без ограничений. Для того чтобы узнать массу ТС и избежать штрафа за перегруз автомобиля, можно использовать два способа взвешивания:
Динамическое взвешивание, когда измеряется масса авто в движении, разгоняя транспорт до 5 км/час.
Статическое взвешивание, при котором вес грузовика определяется в состоянии покоя.
И тот и другой тип взвешивания позволяет вычислить как общую массу транспортного средства, так и нагрузку на каждую ось по отдельности.
Внимание! Меры наказания за превышение допустимой массы автомобиля весьма ожесточились, а штраф за перегруз грузового автомобиляв 2016 году увеличился в несколько раз.
Штрафы за перегруз грузового автомобиля
Статистика показывает, что 8 из 10 грузовых автомобилей игнорируют ограничения по допустимому весу для дорог местного значения. Желание сэкономить свое время и деньги - главное оправдание правонарушителей, но вред, причиненный ими, куда больше затрат на топливо.
Сумма ущерба дорожному хозяйству исчисляется в миллиардах гривен. Из года в год статистика только ухудшается, а дорог, непригодных для эксплуатации становится все больше. Основная часть нанесенного урона - «заслуга» габаритных видов транспорта, чьи владельцы перегружают авто, тем самым нарушая правила ПДД.
Штраф за перегруз по осям, как определяют перегруз
Штраф за осевой перегруз рассчитывается следующим образом:
1-10% перегруза свыше указанной нормы, равняется 0,1 евро (≈ 3 грн.) за каждый километр пути;
10-40% - 0,2 евро/км;
> 40% перегруза (вес больше 60 тонн) - 0,78 евро.
Интересный факт! В арсенале новой транспортной инспекции будут современные технологии, позволяющие определять массу грузовиков в движении.
Для того чтобы избежать санкций за превышение нормы нагрузки на ось грузового автомобиля,необходимо быть в курсе всех нововведений и поправок в законодательстве за 2016 год.
С тех пор как были введены новые правила, количество нарушений правил ПДД сократилось в 2 раза, и это только за полгода. Если дело так пойдет и дальше, то такими темпами, к концу года, перегруз на дорогах может стать редким явлением, а их качество улучшится в разы.
Среди транспортных средств-правонарушителей, первое место занимают именно крупногабаритные автомобили. Кроме перегруза фуры, владельцам таких транспортных средств стоит опасаться проверки документов на груз. В случае несоответствия фактического и «документальной» массы груза и отсутствии соответствующих разрешительных документов, нарушителя ждет штраф в размере ста необлагаемых минимумов (1700 грн).
Штраф за несоблюдение дорожных знаков ограничивающих массу транспортного средства
Игнорирование знаков дорожного движения - серьезное правонарушение. На «пойманного на горячем» водителя грузового авто, который превысил указанную на дорожном знаке весовую норму, будет выписан штраф от 2 тыс.грн.
Бывает и такое, что владельцы перегружают легковые прицепы грузом, тем самым превышая установленный лимит.
Помните! Штрафные санкции относительно «перегруза» легковушки, касаются не только грузов, но и пассажиров.
В случае нарушения ПДД, водитель легкового авто должен будет оплатить штраф за несоблюдение правил перевозки (около 200 грн), и каждого не пристегнутого пассажира в салоне (около 400 грн).
В первую очередь, эти меры нужны для того, чтобы обезопасить всех участников дорожного движения, и свести вероятность ДТП к минимуму. Всегда помните о том,какие штрафы и санкции за перегруз авто ждут всех правонарушителей, и может хотя бы это станет предлогом для соблюдения правил дорожного движения.
Подписывайтесь на наши ленты в
Перевозка грузов автомобильным транспортом – популярная и быстро развивающаяся ниша бизнеса в России. Однако, предприниматели в погоне за прибылью нагружают свои грузовики «под завязку», игнорируя правила дорожного движения и технические возможности грузовых машин.
Перегруженные дальнобои сильно разбивают дорожное полотно. Перегруженный автомобиль больше «ест» технических жидкостей и топлива. И, как уже говорилось, дорожное покрытие быстрее приходит в негодность. Чтобы с этим как-то бороться власти приняли несколько законов, относительно правил проезда грузовиков по разным типам трасс и размеров штрафов за нарушения.
Перегруз автомобиля определяют по нагрузке на каждую ось: задняя плюс передняя. В сумме получается , передаваемая через колёса на полотно дороги. Часто задняя ось автомобиля несёт большую часть нагрузки, по сравнению с передней.
Так как, по сути, на переднюю ось «давит» только кабина и силовой механизм, тогда как на заднюю приходится груз. Кроме того, перегруз быстро изнашивает детали грузовика, а именно:
- замок седла;
- сцепление;
- коробку передач;
- тормозные колодки;
- резину;
- подвески.
Водители знают, что есть дорожные знаки, установленные на некоторых отрезках дорог и перед мостами, ограничивающие проезд автомобилей по весу, например, 3:12. То есть, по мосту или участку дороги после этого знака нельзя двигаться автомобилям, нагрузка на оси которых больше, чем указано на знаке.
Если водитель нарушает это правило, он будет подвергнут штрафу, закреплённому в КоАП, пятой части статьи 12.21.1. В ней говорится, что водитель перегруженного легкового или грузового автомобиля со спецразрешением или без, может быть оштрафован за проезд по непредназначенным для такого веса дорогам или мостам.
Допустимый вес груза для транспорта категорий «А» и «Б»
Есть разные категории трасс, по которым разрешено ездить разным группам грузовых автомобилей. Для группы «А» разрешено движение по трассам 1, 2, 3 категории (обычные дорогие, не являющиеся скоростными, количество полос в одну сторону может быть до четырёх).
Для автомобилей группы «А»:
- Между осями больше двух м – 10 тонн.
- До двух м – 9 тонн.
- До одного м 65 см – 8 тонн.
- До 1 м 35 см – 7 тонн.
- До одного м – 6 тонн.
Для группы «Б» установлены следующие нормы:
- Между осями больше 2 м – 6 тонн.
- До 2 м – 5,7 тонны.
- До 1 м 65 см – 5,5 тонн.
- До 1 м 35 см – 5 тонн.
- До 1 м – 4,5 тонн.
Штрафы за превышение нормы нагрузки на ось
Соответственно, если вес всего авто или нагрузка на ось превышает 2, но меньше 10 процентов, то водителю, должностному лицу, разрешившему выезд, и юридическому лицу, владеющему машиной, грозит штраф за перегруз в размерах 1000–1500; 10000–15 тыс. и 100000–150 тыс. рублей соответственно.
Если превышение массы больше 10, но менее 20%, то штраф за перегруз будет – 3000–3500; 20000–25000; 200000–250 тыс. рублей. Если масса превышает норму на 20, но не достигает 50%, то штрафы за перегруз грузового автомобиля будут 4000–5 тыс. или лишение прав до 3 месяцев ; 30000–40000; для юридических лиц 300000–400 тыс. рублей.
Если перегруз по осям более 50%, штрафы водителю – 7000–10 тыс. или лишение прав на срок до 6 месяцев; должностному лицу – 45000–50000, юридическому лицу – 400000–50 тыс. рублей.
Если такое нарушение было зафиксировано с помощью фото или видео, то размер штрафа будет равен верхней планке штрафа для организации, производившей загрузку машины. Но ответственность и выплату штрафов понесёт и перевозчик.
Дела об административных правонарушениях, связанных с перегрузом или превышением габаритов, согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассматриваются судами общей юрисдикции.
Судебная практика на данный момент уже, можно сказать, сформировалась и суды в полном объёме удовлетворяют подавляющее большинство исков к грузоотправителям или перевозчикам. Причём обжалование решений ничего не даёт.
Почему законом предусмотрены такие большие штрафы за перегруз? Это способ избежать ещё больших расходов и человеческих жертв, поскольку перегруз влечёт за собой:
- выбивание дорожного полотна (расходы на ремонт, аварии из-за ям и трещин на дороге);
- большие шансы возникновения аварий при движении по старым сооружениям и мостам;
- увеличение тормозного пути, что повышает вероятность аварий.
Тормозной путь становится длиннее из-за инерции груза (чем тяжелее груз, тем сильнее инерция). А это может быть чревато заносом грузовика , особенно в гололёд или дождь. Имеет значение и то, насколько хорошо груз закреплён.
Потому что если он во время движения перемещается по кузову, это может стать причиной опрокидывания грузовика и, соответственно, аварии. За это несёт ответственность водитель.
За соблюдением правил перевозки грузов следят передвижные или стационарные контрольно-весовые пункты , инспектора которых имеют полномочия выписывать штраф и забирать автомобили на штрафстоянку до его уплаты.
Пункты оборудованы специальными весами , которые показывают нагрузку на оси грузовика и инспектор определяет, есть перегруз на ось или нет. Взвешивание автомобиля может производиться двумя способами:
- Без остановки авто. Его скорость при этом не должна превышать 5 км/ч. Погрешность измерений может достигать 3%, поэтому этот способ используют не часто.
- Когда автомобиль остановлен. Этот способ даёт более точные результаты.
Если обнаружен перегруз или габариты груза превышают норму, то это будет являться нарушением и водителю придётся платить штраф . Даже если есть спецразрешение и, разумеется, когда его нет.
Спецразрешение для тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов выдаётся в органах исполнительной власти или подведомственной им организации, или собственником дороги, по которому следует груз.
Его заблаговременно должен получить грузоотправитель. В случае когда получение спецразрешения на проезд является обязательным или водитель отклонился от маршрута в нём указанного, ему также может быть выписан штраф.
Кроме того, вес груза должен быть точно указан в товарно-транспортных накладных. Если в документах указан вес, не превышающий допустимых норм, а в действительности определён перегруз, инспектор составит протокол и назначит штраф.
И все эти неурядицы достаются водителю. Чаще всего ему и приходится расплачиваться за то, что его начальство не оформило все необходимые документы должным образом.
Штрафы для крупногабаритных грузов
Для перевозки крупногабаритных грузов также предусмотрены свои правила. Крупногабаритным считается груз, выступающий на более чем один метр сзади или 10–50 сантиметров с каждого борта.
В этом случае груз должен быть оформлен специальными знаками , которые видны днём и светоотражающими элементами или фонарями, чтобы было видно ночью.
Это описано в правилах дорожного движения. КоАП добавляет к этому, что если габариты груза на 10–50 см больше нормы или больше чем указано в спецразрешении, то инспектор контрольно-весового пункта имеет право выписать штраф. Диапазон штрафов тот же, что указан выше 1000–400 тысяч рублей .
Если сумма штрафа внушительная и водитель, естественно, не может её уплатить, авто поставят на штрафстоянку. И тогда грузоотправитель потеряет время, репутацию и возможно клиента. Также понесёт дополнительные убытки расходы на отправку ещё одного грузовика, чтобы поделить груз: покупка топлива, зарплата второму водителю и возможно придётся платить неустойку клиенту за несвоевременную доставку груза, если таковое предусмотрено договором.
– это административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа и лишения прав. Многие полагают, что распространяется это только на тяжеловесные автомобили дальнего следования.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
На самом деле, оштрафовать сотрудники полиции могут и водителя легкого транспорта.
В каком законе прописано
Наказание за перегруз транспортного средства определяется в соответствии со . В данном нормативном акте подробно расписан размер штрафа за превышение допустимого объема груза.
Происходит подразделение в зависимости от процента несоответствия фактического веса и положенного. Также размер штрафа зависит от лица, которое несет ответственность за нарушение: водитель, должностное или юридическое лицо.
Предельно допустимая масса транспортного средства, в соответствии с которой определяется перегруз и, соответственно, размер штрафа, указаны в от 15.04.11 г. Посмотреть установленные законом нормы можно в таблице.
Размеры штрафов при перегрузе
Размер штрафа определяется в зависимости от превышения нормы допустимой нагрузки на оси автомобиля. Чтобы определить фактический вес машины, потребуется провести контрольное взвешивание. Делать это могут инспектора ГАИ, при помощи специальных весов.
Масса авто не может определяться «на глаз». Но перегруз вправе устанавливать при визуальном несоответствии установленным нормам. Например, если в легковом автомобиле находится не 5 человек, а 6 и более.
Взвешивание транспортного средства проводится одним из двух способов:
- В движении. Автомобиль продолжает движение на скорости до 5 км/ч, проезжая по поосным весам. Недостатком данного способа является погрешность, которая может достигать 3%. Инспектора знают про эту особенность весов, но не всегда прощают в случае отклонения от нормы.
- При остановке. Автомобиль останавливается сначала передними колесами на весах, производится взвешивание. Затем измеряется вес задней оси.
Преимуществом данного способа является большая точность, чем в предыдущем методе.
Если инспектор ГИБДД выявляет нарушение (более 2,5%), то составляется акт об административном правонарушении. Согласно этому протоколу выписывается штраф.
Легкового авто
В отношении легкого транспортного средства не действует ответственность, предусмотренная при перегрузе грузового автомобиля. Но это не означает, что машину можно загружать по полной, не соблюдая установленных правил и норм.
Водители и собственники легковых автомобилей также будут обязаны заплатить штраф в случае перегруза.
Превышение массы может произойти по трем основным причинам:
- Автомобиль заполнен тяжелым грузом, общий вес которого превышает допустимую норму.
- В салоне находится большее количество человек, чем предусмотрено ремнями безопасности и количеством посадочных мест.
- Автомобиль перевозит прицеп с грузом, масса которого не допустима по закону.
Каждую ситуацию стоит рассмотреть отдельно.
Грузами
Легковой автомобиль не приспособлен для перевозки тяжелых грузов. Решившись транспортировать несколько тонн цемента или плитки, водитель не просто нарушает закон, он игнорирует правила безопасности.
Перегруз легкого авто может привести к таким последствиям:
- в инструкции к ТС указана допустимая нагрузка на машину. Как правило, она составляет до 500 кг. Превышение массы может стать причиной поломки лонжеронов и рам, а также на кочках могут лопнуть амортизаторы;
- загруженное транспортное средство менее управляемое на дороге. Есть риск потерять контроль над машиной и въехать в столб или другой автомобиль;
- если загружен багажник, то это приводит к тому, что задний бампер царапает дорогу. А это не только порча автомобиля, но и причинение убытков государственному имуществу, за что придется заплатить немалую сумму.
Перегруз легкого автомобиля относится к нарушениям правил перевозки. За это предусмотрен штраф в размере 500 рублей .
Но доказать, что масса груза превышает норму достаточно сложно при отсутствии весов, поэтому инспектора постовых служб оценивают факт перегруза визуально.
Определяется это несколькими признаками:
- груз находится в салоне и закрывает водителю обзор;
- автомобиль едет неустойчиво, его заносит на поворотах;
- грузом закрыты фары, номерные знаки;
- автомобиль мешает другим участникам дорожного движения.
Пассажирами
Более вероятно нарваться на штраф при перегрузе автомобиля пассажирами. Их количество должно соответствовать числу ремней безопасности – в лучшем случаев. Но хотя бы требуется соблюдать правила перевозки по количеству посадочных мест.
Однако инспектора ГИБДД вправе оштрафовать водителя, если в автомобиле находится больше человек, чем количество ремней.
Заплатить придется 500 рублей за нарушение правил перевозки и 1000 рублей за каждого не пристегнутого пассажира.
Сейчас инспектора ГАИ не столь категоричны. В большинстве случаев водителю удается отделаться предупреждением. Но закон есть и соблюдать его нужно, чтобы не попасть под административную ответственность.
Прицепа для легкового автомобиля
Отдельного закона, рассматривающего перегруз прицепа для легкого автомобиля, нет. Но важно учитывать несколько моментов:
- Масса прицепа с грузом не должна превышать массу автомобиля.
- Груз в прицепе должен лежать аккуратно, не заваливаясь на бок и не закрывая обзор другим водителям.
- По разрешено перемещать прицеп с грузом, если общая масса с автомобилем не превышает 3,5 тонн.
За нарушение указанных правил водителю грозит штраф в размере 500 рублей. Другие санкции не предусмотрены.
Грузовой машины
Перегруз грузовых автомобилей контролируется представителями правоохранительных органов очень тщательно.
Устанавливаются специальные знаки, запрещающие проезд тяжеловесных ТС, используются весы для контрольного взвешивания.
Перегруз грузового автомобиля может стать причиной:
- снижения качества дорожного полотна;
- удлинения тормозного пути, что приводит к авариям;
- разрушения старых конструкций при пересечении моста.
При обнаружении перегруза грозит штраф:
Превышение нормы | Физ.лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо |
от 2% до 10% | 1,5 т.р. | 15 т.р. | 150 т.р. |
от 10% до 20% | 4 т.р. | 30 т.р. | 300 т.р. |
от 20% | 10 т.р. | 40 т.р. | 400 т.р. |
Если норма превышена на 50% и более, то водителю грозит лишение прав на срок до 4 месяцев.
Но это не все штрафы, которые предусмотрены в случае перегруза. Как известно, для перевозки крупных грузов требуется разрешение. В нем указывается предельно допустимый вес нагрузки на машину.
Если выясняется, что фактическая масса выше установленных ограничений, то штрафы формируются из другой таблицы:
Если у водителя отсутствует разрешение на перевозку грузов, то штраф составит от 2 до 500 тысяч рублей . Учитывается масса нагруженной машины в соотношении с ее фактическим весом без нагрузки.
На ось
Перегруз на одну ось предусматривает аналогичное наказание, как и при общем перегрузе. Автомобиль взвешивается сначала передними колесами на весах, затем задними.
Чаще всего перегруз происходит на переднюю ось, что связано с резким торможением и смещением груза.
При этом водителю и экспедитору запрещено вскрывать опломбированный кузов, чтобы равномерно распределить нагрузку. Что же делать в данном случае?
Можно рискнуть и продолжить движение. Возможно, смещение груза не произошло, поэтому автомобиль легко пройдет проверку. Или рискнуть с другой стороны и вскрыть кузов, чтобы поправить груз. Это может повлечь за собой неприятности с работодателем.
Если сотрудником ГАИ обнаружен перегруз после резкого торможения, нужно объяснить ситуацию. В его присутствии кузов вскрывается, чтобы убедиться в правдивости слов.
Водители должны знать, что на дорогах устанавливаются знаки 3.11 и 3.12 для того, чтобы запретить проезд ТС с определенной массой. Выглядят знаки так:
Знак 3.11 означает, что проезд разрешен автомобилям с общей массой не более указанного количества тонн (вес машины плюс вес груза).
Знак 3.12 указывает на то, что проезд разрешен только с авто, нагрузка на ось у которой не превышает указанное значение.
За игнорирование этих знаков придется заплатить штраф в размере 2-2,5 т.р.
Где и как оплачивать
Многие автолюбители интересуются – пришел штраф за перегруз, что делать? Сразу стоит отметить, что такое возможно. На дорогах, предусмотренных для тяжеловесных автомобилей, устанавливаются автоматические весы.
Они измеряют вес машины и каждой оси отдельно. Поэтому ситуации, когда штраф назначен за перегруз авто без присутствия водителя, встречаются достаточно часто. Что делать в этом случае?
В первую очередь, нужно убедиться, что нарушение действительно было. Например, в день нарушения водитель перевозил две упаковки минералки или вовсе ехал пустой за грузом.
Доказать это можно, предъявив оригинал путевого листа или договор с грузоотправителем и грузополучателем.
Если же о перегрузе авто водитель знал, либо такая вероятность присутствует, то остается только заплатить штраф. В течение 20 дней действует скидка в 50%.
Второй важный вопрос – на кого приходит штраф за технический перегруз при автоматическом взвешивании. В этом случае уведомление направляется в адрес собственника транспортного средства.
Если автомобиль находился в аренде, то можно решить вопрос мирным путем, либо в судебном порядке. Для этого потребуется договор аренды.
Если же нагрузка на авто измерялась сотрудником ГАИ лично, то штраф выписывается на имя водителя. А он уже решает – заплатить самостоятельно или передать своему руководству.
Физическим лицам
Оплатить штраф необходимо в течение 60 календарных дней. Скидка в 50% действует только 20 дней для всех категорий лиц.
Внести оплату можно разными способами:
- в терминале или кассе банка;
- через портал Госуслуг;
- через специализированные онлайн-сервисы;
- через интернет-банкинг.
Юридическим лицам
Юридические лица также имеют право на 50% скидку и должны внести всю сумму в течение 60 дней.
В отношении юридических лиц предусмотрена своя схема оплаты штрафа. Они должны переводить средства с расчетного счета своей организации на счет ГИБДД по реквизитам, указанным в квитанции. При составлении бухгалтерской отчетности указывается «Прочие расходы».
Если штраф выписан на имя водителя, но в постановлении указано наименование юридического лица, то оплату производит организация.
В дальнейшем она имеет право взыскать с работника потраченную сумму. Но стоит учитывать, что водитель может обратиться в суд, если вина его в нарушении не доказана.
Как оспорить штраф
Если нарушитель не согласен с наказанием, то оспорить штраф он может в судебном порядке.
Существует три основных способа это сделать:
- Доказать в суде, что протокол был составлен неправильно, либо весы работали неисправно и т.д. Опытные адвокаты знают «лазейки», которые можно использовать для уменьшения или отмены штрафа.
- Доказать в суде, что перегруза не было. Подтверждается это документацией, которая выдается водителю грузоотправителем и получателем. Также можно доказать, что перегруз на одну ось произошел не по вине водителя. Например, в результате резкого торможения с целью . Для этого потребуются показания свидетелей, фото и видео материалы.
- Доказать, что ответственность за перегруз несет другой человек. Например, если автомобиль был сдан в аренду, когда произошло нарушение с автоматической фиксацией.
Конечно, самостоятельно добиться положительного результата очень сложно. Потребуется помощь опытных адвокатов.
Но когда речь заходит о сотне тысяч рублей для юридического лица, стоит воспользоваться услугами профессионала, заплатив ему около 30 тысяч рублей.
Как узнать, есть ли наказание
Перевозка тяжеловесных грузов негативно сказывается на состоянии дорожного полотна, а также приводит к опасным ситуациям на дороге. В 2015 г. в России случилось несколько аварий с большим количеством жертв из-за того, что слишком тяжелые машины легко входят в занос и переворачиваются, прицепы отрываются от тягача, сбивая проезжающие авто. Поэтому государство серьезно подходит к контролю за движением большегрузов, увеличивая санкции за нарушения ПДД. Какой штраф установлен за перегруз по осям в 2019 г.?
Правительство России на федеральном и местном уровнях и собственники дорог устанавливают предельно допустимую нагрузку на полотно и проверяют проезжающие автомобили по двум контрольным значениям: общей массе и осям. Последнее показывает, какой массой от общего веса АТС колеса оси давят на поверхность дороги. Перегруз (превышение) допустим только по специальному разрешению, иначе это - административное нарушение.
В общем случае максимально допустимые нагрузки для грузовых АТС на разных дорогах определены в Постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. Исходя из приведенной в законе таблицы, рассчитывают норматив для рабочей машины.
Например, для движущегося по федеральной трассе М1 4-осного одиночного самосвала «Газель» массой 15 тонн, передние и задние оси которого сближены, с грузом в 16 тонн показатели таковы:
У этой Газели будет перегруз задней оси на 0,8 тонны (5 %).
На отдельных участках дороги, мостах, эстакадах, а также в весенний период «просушки» (в регионах сезонные значения регулируются органами местного самоуправления), весовые требования устанавливаются знаками:
- 3.11 определяет общую массу;
- 3.12 показывает максимальную нагрузку на каждую из осей.
Как считается перегруз? На значимых участках, часто - на въездах в города, устанавливаются пункты весового контроля. Кроме того, измерительные приборы монтируются в проезжую часть перед мостами, эстакадами. Нагрузка определяется после проезда автомобиля по переносным платформам, которые подключены к компьютеру.
Масса груза должна быть указана также в накладных и путевых листах.
Если нагрузка превышает предельное значение, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Помимо этого, автомобиль задерживают и отправляют на спецстоянку до тех пор, пока перегруз по осям или общему весу не будет устранен.
Санкции за перегруз грузового автомобиля в 2019 году
Несоблюдение требований к массе и размерам грузового автомобиля - административное правонарушение, санкции за которое установлены в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Для водителя, грузоотправителя, собственника авто и других причастных к перевозке предусмотрена своя ответственность.
Санкции в 2019 г. установлены и для грузоотправителей, которые указали ложные или неполные сведения в путевых бумагах о грузе или разрешающем пропуске.
Организациям или частным предпринимателям, которые осуществляют погрузку, грозят штрафы:
- 80–100 тыс. руб. для ИП;
- 250–400 тыс. руб. для ЮЛ.
Движение против знаков 3.11, 3.12 влечет наложение штрафа на водителя 5 тыс. руб.
Получив штраф за перегруз автомобиля, нарушители не спешат их оплачивать. В 2019 г. зафиксированы случаи, когда суд существенно снижал размер санкций или отменял их вовсе, если сама дорога не соответствовала требованиям ГОСТ 52748-2007, СНиП или строительным регламентам. Это приводит, в свою очередь, к повреждениям автомобилей, особенно легковых, маловесных грузовых и ТС для перевозки пассажиров (Газелей, например). Чтобы определить это и выдвинуть ответный иск, нужна техническая экспертиза и грамотный юрист.
Кроме того, могут возникнуть нюансы при перевозке насыпных или наливных грузов. В приведенном выше случае общая нагрузка на авто была выдержана в допустимом пределе, но нагрузка на задние оси превышена. Это могло случиться не по злому умыслу, а из-за неправильного распределения груза по кузову Газели. При обжаловании штрафа в суде велика вероятность того, что арбитры отменят вынесенное ГИБДД постановление.
Как предотвратить нарушение: оформление разрешения
По закону, если нагрузка авто на дорогу превышена хотя бы на 2 %, оформляется разрешение на перегруз (согласно Приказу Минтранса № 258 от 24.07.2012 г. и ФЗ № 257 от 08.11.2007).
Специальное разрешение выдается:
- Федеральным агентством «Ространснадзор» и его отделениями на местах (в Москве ул. Петрозаводсткая, д. 32-А);
- Федеральным агентством «Росавтодор» и его территориальными органами (в Москве ул. Бочкова 4; заявление можно подать на сайте);
- местными администрациями (региональными министерствами транспорта);
- собственниками автодорог.
За запрос разрешения в государственных ведомствах необходимо уплатить госпошлину - 1600 руб. (пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Пропуск может быть получен не более чем на 10 поездок и максимум на 3-месячный срок. Если документ многократный, допускается использовать его только на указанном маршруте, перевозя указанные грузы.
Как выдается разрешение? Сначала перевозчик или грузоотправитель подает запрос на получение документа:
- в Росавтодор, если маршрут проходит через несколько регионов или по федеральным трассам. Оформление возможно на сайте или портале госуслуг;
- в Минтранс субъекта РФ, если путь лежит по дорогам муниципального или местного значения в пределах одного региона. Запрос можно послать через портал госуслуг;
- в муниципалитет района, города или другого населенного пункта, если планируется поездка в пределах его территории по дорогам местного значения;
- собственнику автодороги.
Форма и образец заявления на пропуск можно скачать на сайте Росавтодора. Дополнительно подаются:
- копия документа на грузовой автомобиль (ПТС, СТС);
- схема автомобиля с указанием, как будет размещаться груз, и расчетом нагрузки на ось или колеса;
- информация о технических требованиях к транспортировке груза.
Маршрут, указанный в заявлении, согласуется со всеми собственниками дорог и ГИБДД, которые, в свою очередь, проверяют возможность проезда большегруза и оценивают предполагаемый ущерб. Таким образом, цена пропуска складывается из размера госпошлины и платы, которую собственники дорог установили в счет возмещения вреда (порядок подсчета описан в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г.). Разрешение на перегруз выдается после того, как грузоотправитель (или перевозчик) предоставит копии платежных документов. По закону, оно не освобождает собственника авто, в случае необходимости, от уплаты госсборов по системе «Платон».
Минимальное время оформления пропуска - 11, а при согласовании с ГИБДД - 15 рабочих дней. Если необходимо провести техническую экспертизу и работы на нужных участках дороги, срок может растянуться до их окончания.
Перегруз легковых авто и ТС для перевозки пассажиров
В ПДД 2019 г. и соответствующих статьях КоАП речь идет о грузовых автомобилях, но не о легковых или предназначенных для перевозки пассажиров. Но если первые трудно нагрузить как полноценную фуру (сама конструкция машины не выдержит и развалится), то многоместные автобусы, например, «Икарусы», под завязку набитые пассажирами, по массе сопоставимы с большегрузами.
Ответственность за движение АТС, переполненных пассажирами, в российских законах не предусмотрена. Несмотря на это, в некоторых регионах страны штрафуют владельцев автобусов и такси, которые допускают перевозку большего количества людей, чем разрешено регламентами и числом сидячих мест. Так, в 2015 г. в Набережных Челнах на 4 тыс. руб. наказали предпринимателя, в чьей маршрутной Газели в час пик ехало 20 пассажиров, хотя по документам должно быть максимум 18.
В ПДД установлены правила, которые касаются перевозки грузов, и за отступление от них штрафуют даже владельцев легковых авто:
- груз не должен закрывать обзор водителю, внешние световые приборы, мешать управлению машиной;
- автомобиль не должен шуметь и загрязнять окружающую среду;
- груз, который выступает от габаритов сбоку более чем на 40 см, а впереди или сзади на 1 м, необходимо обозначать специальным знаком, а в темноте - подсветкой.
За отступление от этих правил в 2019 г. нарушителю грозит штраф по ст. 12.21 КоАП РФ 500 руб.
Как государство борется с перегрузами?
Государство с каждым годом усиливает борьбу с перегрузами, увеличивая штрафы, устанавливая новые пункты весового контроля, распространяя информацию о недобросовестных перевозчиках. Важность этих мер объясняется тем, что бюджет, выделяемый на ремонт и поддержание дорог, несоизмеримо меньше реального ущерба, который наносят большегрузы. И даже система «Платон» не может существенно изменить ситуацию. Дороги разрушаются вдвое быстрее, чем ремонтируются.
По подсчетам Росавтодора, чтобы эффективно контролировать перегруз на ось или общий вес автомобилей на дорогах России, необходимо поставить и оборудовать около 400 пунктов контроля, не считая электронных весов, которые монтируются в полотно. В 2019 г. таких проверочных точек чуть больше 60. Кроме того, к 2019 г. планируется развернуть сеть, объединяющую камеры слежения, базы данных ГИБДД, монтированные в полотно весовые измерительные приборы. Готовится проект закона, по которым госинспекция будет отслеживать маршрутные такси и автобусы, перевозящие больше пассажиров, чем разрешено регламентом.
Федеральное агентство «Росавтодор» на сайте регулярно публикует ТОП-10 нарушителей, которые в погоне за прибылью наполняют автомобили сверх меры: фотографии транспорта с камер слежения, статика поездок и подсчет того, сколько им предстоит заплатить государству. Доверившись таким перевозчикам, организации рискуют своими деньгами и грузом.
Опытные водители говорят, что необходимо избегать перегруза или наполнения автобусов пассажирами сверх меры не только из-за разрушения полотна, потенциальной опасности на дороге или наказаний. Регулярное хождение с превышением массы хотя бы на 20 % приводит к тому, что авто, какое бы крепкое оно ни было, выдерживает максимум пару лет. Ремонт или замена АТС сведет на нет всю прибыль, полученную от перевозок.
В Министерстве Транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно ужесточаются. В предложении есть плюсы для перевозчиков, однако минусов - не меньше.
Вкратце о сути инициативы. Во-первых, за перегруз транспортного средства теперь придется отвечать грузовладельцу, который ранее оставался безнаказанным. А во-вторых, крупные штрафы (до 500 тыс. руб.!) будут грозить не только юридическим, но и физическим лицам, которые раньше в основном отделывались легким испугом (небольшим штрафом). А теперь разберемся подробнее, к чему внедрение этой идеи приведет.
Перегруз выгоден
Начнем с того, что это не первая мера на тему сбора средств с участников рынка за порчу дорог. С ноября c владельцев грузовиков массой выше 12 т будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам - 3,7 руб. за 1 км. Собранные средства, порядка 50 млрд руб. ежегодно, как обещано, пойдут в дорожный фонд. При этом "Росавтодор" рассматривает возможность подобного же сбора с тяжелых грузовиков и автомобилей массой свыше 3,5 т с ноября нынешнего года. Как задумка на перспективу обсуждается предложение обложить подобным образом и проезд по региональным трассам.
И чиновники, и многие перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке "Росавтодора", ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Павел Ручьев приводил данные о том, что 28% федеральных автодорог работают в условиях перегрузки. По его данным,
с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.
"Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину, а перевозчики, боясь потерять контракт, идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт", - комментирует директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.
По оценке главы Уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, перевес на большегрузных (негабаритных и тяжеловесных) автопоездах, созданный грузовладельцем, может достигать 2,4 и даже 5 т при общем грузе массой 70 т. Так что проблема действительно актуальна.
"Чаще всего такие случаи встречаются в перевозке стройматериалов, песка, щебня, товаров, расфасованных в мешки, а также пива, арбузов и картофеля", - свидетельствует Александр Дьяконов. В транспортной компании РАТЭК упоминают наряду с сыпучими грузами автозапчасти и металлопрокат. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов - не хочется отпускать полупустую машину.
По словам независимого эксперта в сфере логистики Александра Трахтенберга, среди самих транспортников чаще всего идут на риск, соглашаясь на серьезный перегруз, индивидуальные предприниматели и небольшие компании.
Кто виноват, тот и платит
Для транспортных компаний наказание за превышение нагрузки на ось существует уже сейчас. Компанию-перевозчика при нарушении ожидает штраф в сумме до 500 тыс. руб.
А вот грузовладелец не нес никакого наказания и зачастую специально дезинформировал о весе груза. И только когда автомобиль попадал на весовой контроль, грузоперевозчик узнавал о перегрузе и, соответственно, получал наказание.
За все отдуваются транспортники, причем санкционная система довольно громоздкая. Штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража, причем оплатить его надо на месте под угрозой штрафстоянки, рассказывает начальник автоколонны в логистической компании "Веста" Светлана Быкова.
В случае поддержки предложения Минтранса и владельцу груза придется отвечать за "излишки". Придется законопослушно взвесить свой груз, опломбировать грузовик и выдать водителю машины сертификат о проведенном взвешивании. Для транспортных предприятий нововведение скорее в плюс: пока что перевозчик не имеет рычагов влияния при погрузке.
"Уравнивание ответственностей грузоотправителя и перевозчика даст возможность дисциплинировать обе стороны", - считает исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс" Юрий Зорин. А Александр Дьяконов из FM Fresh указывает, что транспортным компаниям такое новшество даже будет выгодно, если, конечно, грузовладелец будет исправно платить за рейсы и при этом не превышать нормативы нагрузки.
Однако, как говорится, возможны варианты. Если грузовладельцы продолжат превышать нормативы, перевозчикам придется заложить штрафы в тарифы, рассуждает эксперт. Что не может не отразиться на ценах товаров, которые, как известно, и так растут.
"Не все виды грузов, например строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков", - добавляет Юрий Зорин. Придется закладывать в тарифы и процесс получения спецразрешений.
Против "уклонистов"
Вторая новелла, предлагаемая Минтрансом, вызывает больше нареканий. Напомним, предлагается уравнять штрафы для юридических и физических лиц. Сейчас последние в случае нарушения платят скромную сумму всего в пару тысяч рублей. Так что распространилась практика: юрлица сдают свои автомобили в лизинг физлицам и в случае штрафа отделываются очень скромными суммами. Теперь же это не пройдет - санкции вырастут вплоть до 500 тыс. руб.
Сдача автопарка в аренду с целью уклонения от больших штрафов прекратится, прогнозируют перевозчики.
В небольших компаниях, правда, опасаются, что штрафы окажутся неподъемными, что приведет к массовому закрытию (точнее, станет дополнительным стимулом для него). Как бы то ни было, речь опять же о росте тарифов и за ними цен на товары, говорят участники рынка.
Дополнительным фактором для вышеозначенных негативных процессов стало то, что формула расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок, была скорректирована, причем не в пользу перевозчиков. Благодаря изменениям в Правилах перевозки грузов допустимые нагрузки были уменьшены.
Эти и другие изменения законодательства делают использование тяжелых фур менее выгодным - интерес к самосвальной технике с меньшим собственным весом вырос уже сейчас, свидетельствуют в ООО МЗ "Тонар".
Весы для грузовиков
Прежде чем усложнять систему санкций за перегруз, надо наладить систему автоматизированного весового контроля, считают участники рынка. Впрочем, пилотные проекты на эту тему уже работают. Например, в Татарстане. Здесь, как докладывал замминистра транспорта республики Анатолий Геллер, проводится эксперимент по оснащению осей транспортных средств датчиками нагрузки с привязкой к навигационному оборудованию. "Ведь фактически не более 10% транспортных средств имеют нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось. А остальные 90% вынуждены простаивать на весах и ждать своей очереди", - объясняет эффективность такого нововведения чиновник.
В "Ространснадзоре" намерены в перспективе наладить всероссийскую систему "отлова" перегруженных автомобилей, о чем прессе сообщил замглавы службы Асланбек Ахохов. Согласно пояснениям чиновника, машины сначала будут проезжать через вмонтированные в дорогу весы. В случае обнаружения перегруза авто отправят на стационарный пункт взвешивания для проверки корректности данных. И только после этого будут выписывать штрафы. Все данные с постов весового контроля будут поступать в "Ространснадзор" и "Росавтодор".
Надо ли добавлять, что такая общероссийская система обещает влететь налогоплательщикам в копеечку?
Комментарии участников рынка
Юрий Зорин, исполнительный директор "Хино моторс сэйлс":
Введение штрафов для грузоотправителя и увеличение их для физлиц (до 500 тыс. руб.) приведет к тому, что перевозчики заложат соизмеримые риски в цену своих услуг, а грузоотправители - в цену товаров. Однако и соблюдение правил загрузки (правильное распределение грузов), скорее всего, увеличит конечный ценник. С другой стороны, не все виды грузов, например, строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков. Кроме того, здесь встает вопрос о сроках получения спецразрешения и требуемых сроках доставки.
Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh:
Сейчас, если при взвешивании автомобиля установлено, что вес превышает разрешенный законодательством норматив хотя бы на 500 кг, водитель должен заплатить штраф. У водителя не всегда с собой есть необходимые деньги. Поэтому он связывается со своим руководителем, но оперативно отправить деньги, как правило, не удается. И автомобиль помещается на штрафную стоянку.
Возможно, стоило бы организовать процесс следующим образом: создать пункты автоматизированного весового контроля, оборудованные камерами видеофиксации по типу контроля скоростного режима. Если весы фиксируют нарушение, то видеокамера считывает государственный номер автомобиля и отправляет в единый центр для оформления штрафа с последующей отправкой почтой владельцу автомобиля. Это позволит сделать процедуру максимально прозрачной.
Сергей Карчевский, заместитель начальника управления сбыта по региональным продажам ООО М3 "Тонар":
Практика показывает, что в последнее время вырос интерес к самосвальной технике с меньшей собственной массой. Этому способствовали, в том числе, последние изменения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления №12), согласно которым допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств (ТС) были уменьшены.
Считаю, что постановление №12 более прогрессивно в плане сохранения дорожного покрытия. Ведь на сохранность дорожного полотна в первую очередь влияет осевая нагрузка, а не полная масса ТС. Не случайно в Европе большим спросом пользуются многоосные ТС.
Можно прогнозировать, что спрос на прицепную технику с облегченным весом и большим количеством осей должен возрасти. А так называемые "монстры" постепенно уйдут в прошлое.
Иван Хворов, менеджер по продажам ЗАО "Алкоа СМЗ":
Уменьшение суммы допустимых осевых масс, узаконенное Постановлением Правительства РФ №12 от 09.01.2014, существенно сокращает полезную нагрузку грузовика. Учитывая, что прибыльность бизнеса перевозок всегда была низкой, уменьшение полезной нагрузки, разумеется, должно обратить внимание транспортников на вопрос снижения собственного веса сцепки. Этого можно достичь разными способами. Например, выбором меньшей кабины при заказе тягача или легкого дополнительного оборудования (компрессоры, ящики и пр.), а можно и заменой стальных элементов алюминиевыми. Отмечу, что некоторые компании (в том числе и Alcoa) предлагают онлайн-калькуляторы возврата инвестиций в облегчение массы сцепки. Когда перевозчик видит, за сколько окупятся деньги, вложенные в замену стальных дисков алюминиевыми, например, ему проще принять решение и планировать инвестиции. Только при замене стальных дисков алюминиевыми на 5-осной сцепке экономия массы составит 260-275 кг в зависимости от типоразмеров дисков.
Светлана Быкова, логистическая компания "Веста", начальник автоколонны:
Думаю, если такой закон примут, он будет дисциплинировать грузоотправителя. Сейчас за все отвечает водитель - он должен следить и за погрузкой, и за распределением массы по осям. "Проспал" - значит виноват. Причем штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража от границы области до пункта контроля. И оплачивать его водитель должен сразу на месте, а у него не всегда есть с собой необходимые денежные средства. Если оплаты нет, то автомобиль помещается на штрафстоянку.
Добавлю, что у нас в парке многие автомобили оборудованы системой определения нагрузки на ось, позволяющей с достаточно высокой степенью достоверности определить массу перевозимого груза и правильность его размещения.