Последний раз пересмотр размеров штрафов происходил летом 2015 г. В зависимости от степени перегруза грузовика можно заплатить вплоть до 500 000 рублей
По статистике, до 40% грузовых перевозок в РФ производятся с нарушением допустимых весовых параметров. В среднем машину перегружают на 30%.
Размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей
Согласно ст. 29 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, превышение установленных норм должно составлять не более 2%.
Приведенные ниже цифры закреплены ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Размер превышения массы ТС или нагрузки на ось 1 | Размер штрафа, руб. | |||
Водитель | Должностное лицо, ответственное за перевозку | Юридическое лицо 2 | Собственник (владелец) 3 | |
Более 2, но не более 10% | 1 - 1,5 тыс. | 10 - 15 тыс. | 100 - 150 тыс. | 150 тыс. |
Более 10, но не более 20% (со спецразрешением) | 3 - 3,5 тыс. | 20 - 25 тыс. | 200 - 250 тыс. | 250 тыс. |
Более 10, но не более 20% (без спецразрешения) | 3 - 4 тыс. | 25 - 30 тыс. | 250 - 300 тыс. | 300 тыс. |
Более 20, но не более 50% (со спецразрешением) | 4 - 5 тыс. 4 | 30 - 40 тыс. | 300 - 400 тыс. | 400 тыс. |
Более 20, но не более 50% (без спецразрешения) | 5 - 10 тыс. 4 | 35 - 40 тыс. | 350 - 400 тыс. | 400 тыс. |
Более 50% | 7 - 10 тыс. 4 | 45 - 50 тыс. | 400 - 500 тыс. | 500 тыс. |
1 В случае передвижения ТС без спецразрешения следует опираться на такие понятия, как "допустимая масса" и "допустимая нагрузка на ось". В случае наличия спецразрешения, имеется в виду превышение в сравнении с данными, указанными в нем.
2 За правонарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП, ИП несут ответственность как ЮЛ. Отменим, что ранее штрафы для них значительно отличались.
3 Штраф взимается в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
4 К водителю также может быть применено лишение права управления ТС на срок от 2 до 6 месяцев в зависимости от размера превышения норм.
Размеры штрафов за прочие правонарушения
Нарушение | Размер штрафа, руб. | ||
Водитель | Должностное лицо, ответственное за перевозку | Юридическое лицо | |
Нарушение прочих правил движения тяжеловесных ТС (за исключением указанных в предыдущей таблице) | 1 - 1,5 тыс. | 5 - 10 тыс. | 50 - 100 тыс. |
Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло превышение массы ТС или нагрузки на ось не более 20% | 1,5 - 2 тыс. | 15 - 20 тыс. | 200 - 300 тыс. |
Аналогичное правонарушение, но в случае, если оно повлекло превышение массы ТС или нагрузки на ось на величину более 20% | 5 тыс. | 25 - 35 тыс. | 350 - 400 тыс. |
Ст. 12.21.1.11 КоАП гласит, что несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение ТС, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких ТС осуществляется без спецразрешения, влечет наложение штрафа в размере 5 000 рублей.
Размеры штрафов для грузоотправителей
Одно из последних новшеств в законодательстве - солидарная ответственность лица, произведшего погрузку груза в грузовой автомобиль (ранее они несли ответственность лишь в случае, когда предоставляли неправильные данные перевозчику). Штрафы, указанные в КоАП, основаны на ст. 31.15 Закона об автомобильных дорогах №257.
Допустимые значения массы и нагрузки
Допустимая масса транспортного средства (с грузом или без груза) и допустимая нагрузка на ось устанавливаются Правительством РФ. Текущие нормы содержатся в приложениях №1 и №2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением от 15.04.2011 №272).
Допустимые массы транспортных средств (Приложение №1)
Тип ТС или комбинации ТС, количество и расположение осей | Допустимая масса ТС, тонн |
Одиночные автомобили | |
двухосные | 18 |
трехосные | 25 |
четырехосные | 32 |
пятиосные | 35 |
Автопоезда седельные и прицепные | |
трехосные | 28 |
четырехосные | 36 |
пятиосные | 40 |
шестиосные и более | 44 |
Приложение №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом "Допустимые осевые нагрузки транспортных средств" (Скачать)
Штрафы на основе данных, полученных в автоматическом режиме
Это еще одно из новшеств российского законодательства, которое было введено с 1 октября 2016. Первым регионом, где начали взимать штрафы за перегруз в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, стала Вологодская область. В марте 2017 территория действия пунктов весового контроля была расширена, всего их было запущено 23. В течение 5 лет количество пунктов должно быть увеличено до 387.
Здесь важно отметить, что штрафы, выписываемые в автоматическом режиме, направлены не на водителя, а именно на собственника грузового автомобиля. При этом одним из важных моментов являются допустимые погрешности, так как взвешивание грузовика происходит во время движения (нет приостановки до 7 км/ч). Предельное весовое отклонение в системе заложено в размере 5%.
В 2016 году, когда пункты в количестве 18 штук работали в тестовом режиме, было зафиксировано 1,6 млн правонарушений.
Перевозка грузов автомобильным транспортом – популярная и быстро развивающаяся ниша бизнеса в России. Однако, предприниматели в погоне за прибылью нагружают свои грузовики «под завязку», игнорируя правила дорожного движения и технические возможности грузовых машин.
Перегруженные дальнобои сильно разбивают дорожное полотно. Перегруженный автомобиль больше «ест» технических жидкостей и топлива. И, как уже говорилось, дорожное покрытие быстрее приходит в негодность. Чтобы с этим как-то бороться власти приняли несколько законов, относительно правил проезда грузовиков по разным типам трасс и размеров штрафов за нарушения.
Перегруз автомобиля определяют по нагрузке на каждую ось: задняя плюс передняя. В сумме получается , передаваемая через колёса на полотно дороги. Часто задняя ось автомобиля несёт большую часть нагрузки, по сравнению с передней.
Так как, по сути, на переднюю ось «давит» только кабина и силовой механизм, тогда как на заднюю приходится груз. Кроме того, перегруз быстро изнашивает детали грузовика, а именно:
- замок седла;
- сцепление;
- коробку передач;
- тормозные колодки;
- резину;
- подвески.
Водители знают, что есть дорожные знаки, установленные на некоторых отрезках дорог и перед мостами, ограничивающие проезд автомобилей по весу, например, 3:12. То есть, по мосту или участку дороги после этого знака нельзя двигаться автомобилям, нагрузка на оси которых больше, чем указано на знаке.
Если водитель нарушает это правило, он будет подвергнут штрафу, закреплённому в КоАП, пятой части статьи 12.21.1. В ней говорится, что водитель перегруженного легкового или грузового автомобиля со спецразрешением или без, может быть оштрафован за проезд по непредназначенным для такого веса дорогам или мостам.
Допустимый вес груза для транспорта категорий «А» и «Б»
Есть разные категории трасс, по которым разрешено ездить разным группам грузовых автомобилей. Для группы «А» разрешено движение по трассам 1, 2, 3 категории (обычные дорогие, не являющиеся скоростными, количество полос в одну сторону может быть до четырёх).
Для автомобилей группы «А»:
- Между осями больше двух м – 10 тонн.
- До двух м – 9 тонн.
- До одного м 65 см – 8 тонн.
- До 1 м 35 см – 7 тонн.
- До одного м – 6 тонн.
Для группы «Б» установлены следующие нормы:
- Между осями больше 2 м – 6 тонн.
- До 2 м – 5,7 тонны.
- До 1 м 65 см – 5,5 тонн.
- До 1 м 35 см – 5 тонн.
- До 1 м – 4,5 тонн.
Штрафы за превышение нормы нагрузки на ось
Соответственно, если вес всего авто или нагрузка на ось превышает 2, но меньше 10 процентов, то водителю, должностному лицу, разрешившему выезд, и юридическому лицу, владеющему машиной, грозит штраф за перегруз в размерах 1000–1500; 10000–15 тыс. и 100000–150 тыс. рублей соответственно.
Если превышение массы больше 10, но менее 20%, то штраф за перегруз будет – 3000–3500; 20000–25000; 200000–250 тыс. рублей. Если масса превышает норму на 20, но не достигает 50%, то штрафы за перегруз грузового автомобиля будут 4000–5 тыс. или лишение прав до 3 месяцев ; 30000–40000; для юридических лиц 300000–400 тыс. рублей.
Если перегруз по осям более 50%, штрафы водителю – 7000–10 тыс. или лишение прав на срок до 6 месяцев; должностному лицу – 45000–50000, юридическому лицу – 400000–50 тыс. рублей.
Если такое нарушение было зафиксировано с помощью фото или видео, то размер штрафа будет равен верхней планке штрафа для организации, производившей загрузку машины. Но ответственность и выплату штрафов понесёт и перевозчик.
Дела об административных правонарушениях, связанных с перегрузом или превышением габаритов, согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассматриваются судами общей юрисдикции.
Судебная практика на данный момент уже, можно сказать, сформировалась и суды в полном объёме удовлетворяют подавляющее большинство исков к грузоотправителям или перевозчикам. Причём обжалование решений ничего не даёт.
Почему законом предусмотрены такие большие штрафы за перегруз? Это способ избежать ещё больших расходов и человеческих жертв, поскольку перегруз влечёт за собой:
- выбивание дорожного полотна (расходы на ремонт, аварии из-за ям и трещин на дороге);
- большие шансы возникновения аварий при движении по старым сооружениям и мостам;
- увеличение тормозного пути, что повышает вероятность аварий.
Тормозной путь становится длиннее из-за инерции груза (чем тяжелее груз, тем сильнее инерция). А это может быть чревато заносом грузовика , особенно в гололёд или дождь. Имеет значение и то, насколько хорошо груз закреплён.
Потому что если он во время движения перемещается по кузову, это может стать причиной опрокидывания грузовика и, соответственно, аварии. За это несёт ответственность водитель.
За соблюдением правил перевозки грузов следят передвижные или стационарные контрольно-весовые пункты , инспектора которых имеют полномочия выписывать штраф и забирать автомобили на штрафстоянку до его уплаты.
Пункты оборудованы специальными весами , которые показывают нагрузку на оси грузовика и инспектор определяет, есть перегруз на ось или нет. Взвешивание автомобиля может производиться двумя способами:
- Без остановки авто. Его скорость при этом не должна превышать 5 км/ч. Погрешность измерений может достигать 3%, поэтому этот способ используют не часто.
- Когда автомобиль остановлен. Этот способ даёт более точные результаты.
Если обнаружен перегруз или габариты груза превышают норму, то это будет являться нарушением и водителю придётся платить штраф . Даже если есть спецразрешение и, разумеется, когда его нет.
Спецразрешение для тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов выдаётся в органах исполнительной власти или подведомственной им организации, или собственником дороги, по которому следует груз.
Его заблаговременно должен получить грузоотправитель. В случае когда получение спецразрешения на проезд является обязательным или водитель отклонился от маршрута в нём указанного, ему также может быть выписан штраф.
Кроме того, вес груза должен быть точно указан в товарно-транспортных накладных. Если в документах указан вес, не превышающий допустимых норм, а в действительности определён перегруз, инспектор составит протокол и назначит штраф.
И все эти неурядицы достаются водителю. Чаще всего ему и приходится расплачиваться за то, что его начальство не оформило все необходимые документы должным образом.
Штрафы для крупногабаритных грузов
Для перевозки крупногабаритных грузов также предусмотрены свои правила. Крупногабаритным считается груз, выступающий на более чем один метр сзади или 10–50 сантиметров с каждого борта.
В этом случае груз должен быть оформлен специальными знаками , которые видны днём и светоотражающими элементами или фонарями, чтобы было видно ночью.
Это описано в правилах дорожного движения. КоАП добавляет к этому, что если габариты груза на 10–50 см больше нормы или больше чем указано в спецразрешении, то инспектор контрольно-весового пункта имеет право выписать штраф. Диапазон штрафов тот же, что указан выше 1000–400 тысяч рублей .
Если сумма штрафа внушительная и водитель, естественно, не может её уплатить, авто поставят на штрафстоянку. И тогда грузоотправитель потеряет время, репутацию и возможно клиента. Также понесёт дополнительные убытки расходы на отправку ещё одного грузовика, чтобы поделить груз: покупка топлива, зарплата второму водителю и возможно придётся платить неустойку клиенту за несвоевременную доставку груза, если таковое предусмотрено договором.
Под перегрузом автомашины понимается превышение разрешенной или нормативной массы. Если перегруз превысит законодательный предел, водителю или владельцу авто грозят административные санкции. В этом материале разберем, при каких условиях будет караться превышение допустимой массы или нагрузки на ось машины, и какой штраф за перегруз предусмотрен законом.
Какие могут быть последствия перегруза грузового автомобиля
Превышение допустимых габаритов или весовых характеристик влечет не только снижение устойчивости машины и угрозу безопасности для водителя. Выпуск перегруженного автомобиля в эксплуатацию влечет следующие негативные последствия:
- чрезмерная нагрузка на дорожное полотно влечет его повреждение и разрушение;
- несанкционированное увеличение массы грузовой машины или нагрузки на ось создает опасность при движении на паромных переправах, мостах, понтонах и иных навесных сооружениях;
- наличие у машины избыточной массы делает непредсказуемым поведение на дороге, увеличивает тормозной путь, влечет опасность переворачивания транспорта на повороте и т.д.
Обратите внимание! Перегруз машины может быть узаконен путем получения специального разрешения. При выдаче этого документа учитывается разрешенный маршрут движения, предельно допустимый вес машины, иные параметры.
Базовая масса грузового автомобиля и стандартная нагрузка на ось определяется производителем. Возможное превышение данных параметров зависит от специального разрешения, которое водитель большегрузной машины должен иметь при себе в процессе передвижения по дорогам.
Закон устанавливает меры воздействия не только за эксплуатацию перегруженного транспорта. В зависимости от обстоятельств наказание последует за:
- противоправное движение с превышением весовых характеристик по дорогам;
- погрузку груза, вызывающую превышение разрешенных весовых характеристик;
- внесение заведомо недостоверных данных в транспортную и сопроводительную документацию;
- иные виды нарушений, связанных с превышением массы или допустимой нагрузки на ось машины.
Ввиду указанных обстоятельств, отвечать за нарушение ПДД может не только водитель, но и его работодатель (предприятие или ИП), погрузочная компания и иные субъекты.
Какой размер штрафа за перегруз грузового автомобиля
Отвечать за нарушение будут граждане, должностные лица, организации и предприниматели. Соответственно, размер штрафа будет зависеть от статуса нарушителя и характера допущенного проступка. Рассмотрим, сколько штраф за перегруз грозит в 2018 году при различных обстоятельствах нарушения.
Для физических лиц
Как правило, штраф за перегруз грузового автомобиля назначается водителю, которого остановили на договоре в процессе движения. Поскольку весовые характеристики подлежат точной оценке, водителю предлагается пройти взвешивание автомашины на стационарных или передвижных измерительных пунктах. В зависимости от выявленного превышения веса, санкции для физических лиц будут назначены в следующих суммах:
- если весовое превышение зафиксировано в пределах 2-10%, санкция составит от 1 до 1,5 тыс. руб.;
- при использовании данных автоматической системы взвешивания и средств фотофиксации штраф за аналогичный перегруз для собственника будет назначен в сумме 150 тыс. руб.;
- при перевесе от 10 до 20%, штраф на водителя составит от 3 до 4 тыс. руб., а для собственника - 300 тыс. руб.;
- штраф за перегруз фуры в 20-50% влечет наказание в 4-5 тыс. руб. либо лишение прав на срок до 3 месяцев, а для собственника - 400 тыс. руб.;
- максимальный размер наказания последует, если превышение весовых характеристик превысило 50% - водитель получит штраф 7-10 тыс. руб. либо лишение прав до 6 месяцев.
Обратите внимание! Если водитель не является собственником фуры, наказание при использовании автоматических систем взвешивания и камер фиксации ему не назначается.
Таким образом, если зафиксировано превышение веса или нагрузки на ось не более 2%, меры воздействия к физическим лицам не применяются. Такое отклонение массы является допустимым и может являться следствием погрешности приборов учета.
Для юридических лиц
Штрафы ГИБДД за перегруз будут существенно выше для юридических лиц - владельцев автотранспорта. В зависимости от приведенных выше весовых характеристик, санкции будут назначены в следующих пределах:
- если весовое превышение зафиксировано в пределах 2-10%, санкция составит от 100 до 150 тыс. руб.;
- при перевесе от 10 до 20%, штраф на предприятие составит от 250 до 300 тыс. руб.;
- штраф за перегруз фуры в 20-50% влечет наказание 350-400 тыс. руб.;
- максимальный размер штрафа грозит за превышение веса на 50% - предприятие будет обязано заплатить в бюджет от 400 до 500 тыс. руб.
Факт нарушения будет зафиксирован в процессуальном протоколе, а точный размер санкции определит суд.
Способы оплаты штрафа
Даже при согласии с выявленным нарушением, штрафные санкции не нужно оплачивать на месте составления протокола. Если нарушение выявил сотрудник ГИБДД, протокол будет направлен в суд. Заплатить штраф, назначенный судом, нарушитель обязан добровольно - на это дается не более 60 дней.
Для постановлений, вынесенных по данным камер фото- и видеофиксации, оплата осуществляется по постановлениям должностных лиц ГИБДД. Если штрафная санкция не погашена в течение 60 дней, принудительным взысканием займутся судебные приставы.
Разрешение на превышение массы груза
Если эксплуатация транспорта связана с регулярным или разовым перегрузом фуры, необходимо оформить специальное разрешение. Этот документ выдается по следующим правилам:
- в зависимости от ведомственной принадлежности дороги, разрешение будут выдавать муниципальные, региональные или федеральные органы в сфере дорожного хозяйства;
- чтобы получить разрешение, нужно представить схему и согласовать маршрут движения транспорта;
- для отдельных категорий грузов необходимо согласовать сопровождение ГИБДД, иначе разрешение будет недействительно.
Обратите внимание! Разрешение выдается на определенный срок, который будет указан в документе. Несвоевременное продление разрешения повлечет санкции, как при его отсутствии.
Разрешительный документ водитель обязан предъявлять инспекторам ДПС на стационарных постах либо при остановке на дороге. В содержании документа будет указана допустимая масса фуры или разрешенная нагрузка на ось - по этим параметрам будет выявляться перегруз.
Чем грозит уклонение от административного наказания за перегруз автомобиля
Помимо наложения санкций по ст. 12.21.1 КоАП РФ, для водителя или владельца большегрузного транспорта могут наступать следующие последствия:
- автомашина может быть помещена на штрафстоянку, а за хранение потребуется оплатить услуги спецучреждения;
- деятельность предприятия или ИП может быть приостановлена в административном порядке;
- если штраф не будет оплачен добровольно в срок 60 дней, наказание будет удвоено по постановлению суда.
Оспорить наказание крайне сложно, так как приборы учета регулярно проходят поверку и сертификацию, а их показания имеют низкую погрешность. Для оспаривания целесообразно обратиться за помощью к профессиональным юристам, которые помогут выявить нарушения норм материального и процессуального права.
Резюме
Какой штраф грозит за перегруз авто? По ст. 12.21.1 КоАП РФ карается превышение весовых характеристик свыше 2%, а наиболее серьезный штраф будет назначен за перегруз более 50%. В зависимости от обстоятельств нарушения, наказание назначается водителю или предприятию-собственнику фуры. Устранить претензии сотрудников ГИБДД поможет специальное разрешение, в котором указывается предельно допустимый перегруз.
Если у вас возникли вопросы о привлечении к ответственности за перегруз грузового автомобиля либо вам нужно обжаловать штраф, обратитесь за помощью к нашим юристам. Получить консультацию вы можете по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.
Добрый день, уважаемый читатель.
В ближайшее время произойдут очередные изменения штрафов ГИБДД. Речь идет о 20 ноября 2011 года , когда в силу вступят новые штрафы за перегруз автомобиля .
Соответствующий федеральный закон N 296-ФЗ был опубликован в Российской газете 9 ноября 2011 года. В соответствии с этим нормативным правовым документом будут внесены изменения в:
- Федеральный закон " ".
Штраф за перегруз по осям
Для начала рассмотрим изменения, которые затрагивают штраф за перегруз по осям или за превышение разрешенной максимальной массы.
В данном случае нововведение заключается не в том, что изменился размер штрафа (он, как и прежде, равен 1 500 - 2 000 рублей для водителя), а в том, что превысить разрешенную массу теперь можно лишь совсем на немного:
3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов -
3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Итак, если ранее статья 12.21 1 КоАП позволяла превысить максимальную массу или нагрузку на ось на 15 процентов, то теперь эта величина уменьшилась в 3 раза (до 5 процентов).
Штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза
С 20 ноября 2011 года в КоАП будет введен совершенно новый штраф ГИБДД, который будет накладываться за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о габаритах и массе груза:
3 1 . Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Размер штрафа за подобное нарушение может составить от 5 000 рублей для граждан, до 400 000 рублей для юридических лиц.
Штраф за несоблюдение требований дорожных знаков
Новый специальный штраф вводится также и за нарушение требований дорожных знаков, ограничивающих общую массу транспортного средства или нагрузку на ось. В данном случае речь идет о следующих знаках:
5. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Размер нового штрафа для водителей составит 2 000 - 2 500 рублей. Это значительно превышает величину обычного штрафа за нарушение требований дорожных знаков (500 рублей), который Вы можете найти в года.
Штраф за искажение сведений о массе и габаритах груза
Еще одно изменение относится не к КоАП, а к Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности , с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.
В данном случае речь идет о том, что теперь если грузоотправитель укажет неверные сведения о массе или габаритах груза, то с него будет взыскан штраф в размере 20% от провозной платы.
Полагаю, введение новых штрафов за перегруз направлено на то, чтобы ограничить движение большегрузных автомобилей в тех местах, где это может навредить дорожному покрытию. Будем надеяться, что это позволит сохранить хотя бы некоторые дороги в хорошем состоянии на протяжении длительного времени.
Кстати, если у Вас есть подозрения, что на Вас наложен новый штраф за перегруз автомобиля, то можете , а затем и .
Удачи на дорогах!
В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.
Ответственность за перегруз грузового автомобиля в 2017 году
В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.
Кто несёт ответственность за перегруз.
В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.
Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.
Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось | Водитель | Ответственное лицо | Организация |
От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 1000 - 1500 | 10000 - 15000 | 100000 - 150000 |
От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 3000 - 4000 | 25000 - 30000 | 250000 - 300000 |
От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 5000 - 10000¹ | 35000 - 40000 | 350000 - 400000 |
Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 7000 - 10000² | 45000 - 50000 | 400000 - 500000 |
¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.
² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.
Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:
- для индивидуальных предпринимателей - в размере от 80000 до 100000 рублей;
- для юридических лиц - в размере от 250000 до 400000 рублей.
Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.
Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.
Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.
Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).
Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.
Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.
Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений - уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций - наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.
Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.
Суть введения весенних и летних ограничений - замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.
Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.
Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.
Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.
При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.
Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.
Кто платит штраф - арендатор или арендодатель?
Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.
Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:
1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.
Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.
Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.
Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <...> частями 1-6 статьи 12.21.1 <...> настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.
Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:
- Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
- Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
- Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.
После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.
Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.
Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.
Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:
- штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
- оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
- оплату за причинённый автомобильной дороге вред.
Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:
- факт искажения сведений;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинную связь между правоотношением и ущербом.
Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:
- превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
- в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.
Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.
Ответственность за перегруз грузового автомобиля в 2017 году
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.
Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.
Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.