Все знают, чем опасна летняя резина (вне зависимости – лысая или новая) резина в поездке по зимней дороге. Вождение автомобиля с летней резиной в зимний период крайне нежелательно и опасно ввиду твердости покрышки и недостаточной глубины протектора. А как обстоят дела с вождением в летний период?
Среди обладателей зимней резины с липучками распространено заблуждение, что менять не нужно, если шина не лысая. Липучки не будут прилипать к дорожному покрытию. Даже осторожная поездка на близкое расстояние имеет ряд негативных последствий: большой риск опасности в экстренной ситуации, сильный износ, трудности с управлением автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!
Универсальные шины, называемые также «всесезонки», рассчитаны на эксплуатацию в условиях среднеевропейского климата. Несмотря на то, что их менять не нужно, стоимость таких комплектов выше, а изнашиваются они быстрее.
Шипованные шины для летней эксплуатации не подходят совсем, нет ни выгоды, ни преимуществ – таково единое мнение специалистов автопрома.
Последствия использования зимней резины летом
Основные отличия зимних шин — в свойствах резины, рисунке протектора и глубине канавок. Все это обеспечивает надежное сцепление с покрытием с минимальным сопротивление качению.
Более подробное рассмотрение, чем опасна езда на зимней резине в летний период, позволят сделать выводы и по необходимости менять мероприятия по сезонному обслуживанию автомобиля. В условиях эксплуатации летом возникает ряд отрицательных моментов из-за того, что зимняя шина не рассчитана на поездки по асфальту в условиях жаркой погоды.
Основные негативные последствия:
Шипованная резина дополняет список неприятных последствий:
- Если ездить на шипованной резине могут вылететь опасные шипы.
- Шум на сухом асфальте лишит поездку всякого комфорта.
- Порча дорожного покрытия. Летом шипы с покрышек практически вырезают часть асфальта, а на дороге образуется колея.
Кроме того, износ резины происходит неравномерно. Попадание камешка в место износа приводит к образованию на протекторе креста напряжений. Износ усиливается настолько, что сотня километров пробега может сделать шину «квадратной», повреждая подвеску и ходовую.
И вопрос, почему летом нельзя ездить на зимней резине с шипами или «липучками», становится уже неактуальным. Когда автолюбитель с запозданием меняет зимние шины на летние, список дефектов, которые обрел автомобиль вовремя неправильной эксплуатации, будет внушительным.
С точки зрения законодательства
Одними неполадками с автомобилем езда на зимних шинах не закончится. Постоянно предпринимаются шаги ввести конкретные нормативы и штрафы за использование зимних шин летом. В 2014 году был подписан Технический регламент Таможенного союза, согласно которому с 2015 года водитель, использующий автомобиль с зимними шинами в летний период, будет оштрафован.
ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» помимо ограничения на эксплуатацию лысых шин, вводит запреты, касающиеся правил эксплуатации шин на дорогах:
Технический регламент Таможенного союза содержит нормы международного права, приравненные отечественному законодательству. В нем нет положений, касающихся правил и сроков эксплуатации других видов зимних шин. Поэтому владельцев автомобилей, укомплектованных шинами с «липучками», данный запрет пока не коснется.
Размер штрафа установлен согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – 500 рублей.
Стоит ли ездить на зимней шине летом?
Эксплуатация зимней резины не по назначению ведет к целому ряду пагубных для автомобиля и водителя последствий: высокий риск аварийности на дорогах, трудности с управлением, быстрый износ и выход из строя целого ряда систем автомобиля, увеличенный расход топлива и, наконец, штраф.
Вопрос, почему надо менять зимнюю резину на летний комплект, имеет однозначный ответ – такие поездки по асфальту в жаркое время года не принесут ничего хорошего. Однако, многое зависит от того, где эксплуатируется автомобиль и в каких климатических условиях. На дорогах в северных широтах, в зоне «вечной мерзлоты» стоит придерживаться здравого смысла и установленных для конкретного региона правил.
Аналогично решается вопрос: когда менять шины на летние. Есть распространенное мнение о сроках замены сезонной шины: 15 марта – переход на летнюю шину, 15 ноября – на зимнюю. Однако в законе нет точно установленной единой даты, и надо менять резину, с учетом особенности климата конкретного региона и конкретные погодные условия.
Зимние шины летом... - казнить нельзя помиловать... Т.е. как бы можно, но нужно ли?
Так можно ли ездить на зимних шинах летом?
Уже одно название изначально четко говорит о предназначении покрышек: ШИНЫ ЗИМНИЕ! Но ведь так хочется иногда сделать то, что не стоит делать. Соблазн сэкономить так велик, что многие водители часто идут на поводу скряжнечества, а не здравого смысла. Но все равно вопрос не так однозначен, даже с точки зрения эксперта, ярого противника эксплуатации зимних шин летом. Потому что всегда есть нюансы, которые мы и постараемся разложить по полочкам.
В этом году сложная экономическая и политическая ситуация в стране заставила многих отказаться от покупки нового комплекта летних шин. Некоторые автомобилисты установили летние шины, которые нужно было выкинуть еще в прошлом сезоне.
Во общем дворе офиса из 17 стоявших машин 5 оказались на лысых шинах и три на зимних!
Это значит, что 47% из них эксплуатировать небезопасно!
Плачевная ситуация. Удивительно, но водители считают, что их шины еще в очень неплохом состоянии!
Начнем с лысых летних шин. Вот наши "герои".
Ланос ездит на одном названии от именитого бренда... На мокром асфальте сцепные свойства шин в таком состоянии едва дотянут до 50% от новых.
Audi A4 ... полный привод не спасет, если протектор лысый... Износ под индикаторы. На мокром асфальте тормозной путь будет значительно удлинен. А на небольшом слое воды - катастрофически длинным! с конкретными результатами замеров тормозного пути на влажном асфальте с учетом высоты протектора и толщины водяного слоя.
Посмотрите на свои шины - если высота протектора на них не выше, чем на фото, то их пора срочно заменить!
Mazda MPV усердно съедала края, оставив середину протектора в почти удовлетворительном состоянии ("почти" с огромной натяжкой). Но такие шины будут непредсказуемы при маневрировании на влажном асфальте и крайне небезопасны при попадании в водяную ванну во время выполнения маневра. С боковым аквапланированием такому протектору бороться просто нечем.
Toyota Avensis. Сразу показалось, что протектор еще "живой"...
А при более близком рассмотрении оказалось - их тоже пора отправить в утиль, т.к. высота протектора максимально приблизилась к индикаторам износа - 1,6 мм. Опытные водители хорошо знают - шины с протектором менее 3х мм - это уже покрышки для клумбы.
Остальные авто на зимних шинах!
На секундочку, температура воздуха уже стабильно держится более +20 тепла днем!!!
Этот владелец авто привык на своей Ниве ездить на чем придется: то летом на лысых шинах, то зимой на "убитом" б/у... а в этот раз в бой со летним асфальтом пошла видавшая виды шиповка.
Эти зимние шины еще в отличном состоянии, но если их не сменить на летние сейчас, то к зиме от них вряд ли что останется и владельцу авто придется покупать новый комплект.
Еврозимка на Максиме выглядит неплохо, т.к. машина очень мало выезжает...
Но при близком рассмотрении оказывается - летняя эксплуатация при высоки температурах высушила поверхностный слой резины, что привело к его растрескиванию. Да и на ощупь блоки уже превратились в жесткие, высохшие перемычки.
Такой протектор не работает ни зимой ни летом. А на мокром асфальте вообще не может обеспечить сколь-нибудь безопасный уровень сцепных свойств.
Неужели зимние шины лучше летних лысых?
Ответ в следующем, как мне кажется
(финансовый вопрос опускаю, он и так ясен):Ряд владельцев авто, поездив часть весны на зимних шинах, с удивлением обнаружили - ездить можно. Но такие выводы очень преждевременны.
Если на автомобиле установлены зимние шины скандинавского типа с мягким составом резиновой смеси, то их эксплуатация в летний период НЕДОПУСТИМА!
И дело тут не в быстром износе самого протектора, а резком снижении сцепных харакеристик шин с ростом температуры.
На фото новые шины европейского типа, которые короткое время эксплуатировавшиеся в активном режиме при температуре воздуха всего +10-20 тепла.
Пятно контакта изрезанного ламелями блока не может полностью контактировать с поверхностью дороги т.к. каждый сегмент с обеих сторон округлен износом! Т.е. сами ламелизированные блоки протектора изначально не могли обеспечить требуемой жесткости, так еще и потеряли около 30-40% надежного сцепления из-за неравномерного износа!
О каком качестве сцепления этой зимней шины на летнем асфальте можно вообще вести речь?
Ватные тормоза
Заторможенные рулевые реакции
Значительно удлиненный тормозной путь на сухом и влажном асфальте
Низкая скорость выполнения маневров
Основная ошибка водителей, эксплуатирующих зиние шины в теплый весенний период в том, что они привыкают к плавно меняющимся в ХУДШУЮ
сторону сцепным характеристикам своих покрышек. Они уверены, что контролируют автомобиль, а на самом деле уже ездят на "пороховой бочке", которая в любую секунду может взроваться неожиданным юзом или резкой потерей контроля над управлением автомобилем.
И это все возможно еще на относительно холодном асфальте, который пока прогрет до + 20-30, а не + 50-70 в летний зной!
Самая большая опасность ждет водителей, ездящих на зимних шинах, именно летом в жару! Опасность в том, что зимние шины летом ведут себя заторможенно, но в целом адекватно при спокойном стиле езды, поэтому водитель просто не предполагает, что предел их возможностей на самом деле уже исчерпан.
Вот не самый жаркий летний день - всего +30 тепла, а асфальт разогрет до +54. При такой температуре даже летние шины комфорт-сегмента начинают вести себя неуверенно на высоких скоростях или при активной езде. Их блоки протектора тоже становятся более зыбкими из-за перегрева, что приводит к заведомо большей подвижности. Следствие - ухудшение рулевых реакций, снижение максимальных скоростей выполнения маневров, увеличение тормозного пути. Протектор поплыл - обычно говорят те водители, которые любят доводить летние шины до предела их возможностей. А зимние шины изначально находтяс в "поплывшем" состоянии в жару!
Когда зимняя шина, превратившаяся в желе, не может обеспечить необходимый уровень сцепных свойств на твердом покрытии, то в критической ситуации никакие системы безопасности не могут помочь стабилизировать автомобиль или исправить проблему! Их работа основана именно на качественном сцеплении шин! Нет сцепления - нет помощи от электроники!
Друзья, давайте будем думать не только о том - как сэкономить на шинах, но и не будем забывать об элементарной безопасности движения на дороге. Используя зимние шины летом
вы подвергаете себя и своих близких большОй опасности, не говоря уже за тех, кто едет рядом с вами ничего не подозревая. Чем провинились эти люди?
Вспомните, как часто происходят аварии на мокрой дороге перед пешеходными переходами или перед светофорами. И очень часто тот, кто не смог вовремя остановиться - ехал на лысых летних или зимних шинах! Именно ему, спокойному и уверенному в себе водителю, не хватило 5-10 метров тормозного пути. Именно этот водитель будет доказывать, что ВЫ резко остановились перед ним и он ни в чем не виноват...
Именно скряги и безолаберные владельцы авто любят перекладывать свою вину на плечи других.
Я очень надеюсь, что вскоре ГАИ займется и этим шинным вопросом не с целью поправить свое личное благосостояние, а с целью обеспечить безопасность движения на дорогах.
Ну а всем водителям я рекомендую всегда использовать шины по сезону! А также следить за их состоянием. Помнить, что высоста протектора летних шин не должна быть ниже 3-х мм, т.к. это та отметка, которая любую премиум шину превращает в аутсайдера, особенно на мкором асфальте и тем более в сильный дождь.
С уважением, Master_Tyre
Дмитрий » Добавлено: 17.07.2017 22:12:01
Зимой купил новую пару зимней резины скандинавского типа. Зиму отбегал и не переобуваться;поставил на ремонт(который затянулся аж до лета). Пару дней по жаре, на третий- ливень. Спускаюсь с горки на 3-й накатом, отпустил впереди идущих метров на 20 и вдруг они тормозят, ну и я...Но колеса плывут по реке внизсходящего потока воды, ну и Я:(...Попытался сбросить скорость передачами- успешно но мало для полной остановки(догнал и остался виноватым!)! Вообще по личному опыту переобуваться! Даже новая зима по летнему дождю плывет!!!
Владимир » Добавлено: 10.06.2017 12:05:24
Добрый день! Ситуация такая. Есть нормальные 4 зимних колеса (польская Sava Eskimo S3). Купил недавно 4 колеса с б/у зимней резиной PREMIORRI VIAMAGGIORE, чтобы сейчас ездить (из-за дисков фирменных VW покупал, недорого было), но на одной шине в результате накачивания до нужного давления обнаружились две грыжи - одна чуть больше, другая еле заметная. Это всё R14. А на машине сейчас стоит R13 колёса, практически лысые, но всесезонные debica navigator 175/70. Что лучше сделать в данной ситуации?
Александр » Добавлено: 22.06.2016 11:03:59
Можно много писать про шины, зимние летние, все сезонные (которых нет). Я езжу летом и зимой на зимней резине. Покупаю фирменную, не укр., не рос, не бел, не китай. Все нормально, в дождь аквапланирования нет (это зависит от рисунка протектора). Когда рассказывают о эксплуатации зимней резины летом, что увеличивается тормозной путь, что она "расплавляется", это полный бред. Ни один "писатель" не сослался на тесты производителей или лабораторий, нигде нет тестов тормозного пути зимней резины летом. Также как нет все сезонной резины, назовите хоть одну модель всемирного производителя, у которого на покрышке были "снежинка" и "солнце". Не пишите бред, если вы в этом не разбираетесь.
Добрый день! Уважаемый, прежде чем делать столь громкие заявления, Вы бы по внимательнее посмотрели бы, допустим информацию официальных изданий, которые проводят тесты летних шин с участием зимних и каковы результаты, например из свежих Tuulilasi: тест летних шин 205/55R16 с участием КонтиВикингКонтакт 6, а выходит одним оком читаете, да спешите судить о тех или иных вещах. И пожалуйста, не давайте советов своим знакомым, друзьям, близким, подумайте об их безопасности, если о своей не заботитесь прежде чем не поймете элементарных свойств покрышек и такой же элементарной физики. Ровных Вам дорог и качественной резины! Кстати, Вам на заметку, всесезонная резина существует и обозначается соответствующими символами. Жаль, что Вы об этом не знали.
Для кого-то это может быть неожиданностью, но очень многие автомобилисты в порыве лени и экономии пренебрегают покупкой летней резины и до сих пор катаются на зимней. Разбираемся, чем рискуют такие водители.
Наддувный мотор
Чтобы нагнать в цилиндры больше воздуха, в помощь разнице давлений приходит принудительный наддув. Грубо говоря, на впуске ставят «большой вентилятор». О конструкции таких систем поговорим вкратце чуть ниже.
Не запрещено ли использование зимних шин летом?
Увы, но нет. Закон об обязательной смене шин вступит в силу только 1 января 2015 года, вместе с техрегламентом Таможенного союза.
Правда, наказывать будут только тех, кто ездит зимой на летней резине, а также летом - на шипах.
Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной «липучке», то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.
Летние шины и «липучка»: в чем разница?
Другой протектор
У летних шин рисунок протектора - с крупными гладкими «шашечками» и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.
На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант «ёлочки» с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. «Шашечки» на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.
Другой состав резины
Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же - более жесткие, на морозе моментально «дубеют» и полностью теряют свои свойства.
Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.
Как ведут себя зимние шины летом?
Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это - заблуждение. Причем весьма опасное!
Специалисты финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники») не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.
Так, в тесте на аквапланирование летние шины «всплывали» на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.
В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, «обутая» во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница - три корпуса!
Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!
Что говорят производители?
Подобный вердикт, как ни странно, полностью соответствует рекомендациям компаний-производителей покрышек.
По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге. Кроме того, реакции на рулевое управление замедляются, а устойчивость автомобиля существенно снижается.
Резюме сайт
Основной вывод, сделанный нами по итогам общения со специалистами-шинниками, таков: «переобуваться» к летнему сезону необходимо! Остаться же на «зиме» можно лишь на короткое время, а к зимним покрышкам придется относиться как к запаскам-«докаткам».
Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:
- недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром: на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;
- замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;
- более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а «тошнить»
- заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;
- повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…
На этот вопрос большая часть автовладельцев ответит положительно, искренне считая, что ничего страшного не случится. Такое мнение в корне неверно и, что хуже всего, небезопасно – как для водителя, так и для пешеходов. Водители, которые ездят летом на зимних шинах, поступают неосмотрительно, так как:
1. Это опасно – зимняя резина летом, при возникновении критической ситуации, с высокой долей вероятности, подведет вас.
2. Это не экономично – использование летом зимних шин обойдется вам существенно дороже всех вероятных штрафов.
3. Это неприятно – ведь в летнюю жару даже самая современная импортная машина на зимней резине становится плохо управляемой.
И это еще далеко не все последствия непродуманной езды. На других неприятностях, с которыми может столкнуться водитель, остановимся более детально.
Аварийность
Зимняя резина совершенно не рассчитана на эксплуатацию при температуре, превосходящей +7 градусов, о чем четко заявляют производители. При такой температуре они не гарантируют их надежность. На данную тему журнал «За рулем» не один раз проводил тесты. В результате подобных тестов было выявлено, что при температуре чуть выше +10 градусов машина на руль уже реагирует вяло, во время маневров ее заносит, к тому же машина плохо набирает скорость. Тормозной путь существенно удлиняется. По статистика ГИБДД, в конце весны резко увеличивается количество ДТП со смертельными случаями, в результате того, что пешеход вдруг резко появился перед машиной с зимней резиной.
Летом все обстоит еще более плачевно. В условиях высоких температур зимняя резина закономерно размягчается, и даже маленький камешек на дороге, не ощутимый для летней шины, может привести к полному разрыву зимней шины. И представьте, если это произойдет на приличной скорости, на трассе с большим потоком машин!
Расход горючего
Зимняя резина такова, что подразумевает применение дополнительного усилия, для наибольшего сцепления шины с покрытием дороги. Откуда же появляется это «дополнительное усилие» зимой? – Разумеется, от двигателя, а двигателю для этого нужно будет "съесть" дополнительный количество бензина или дизтоплива.
В летний период – все гораздо хуже: резина размягчается, по этой причине шипы, отвечающие за сцепление с поверхностью, слабеют, и требуется еще более усилий, чтобы привести их в действие. Что мы имеем в конечном итоге? Расход горючего закономерно возрастает на 5 – 10 процентов в случае, если речь идет о шинах – «липучках», и около 3 процентов – на всесезонной резине. Сейчас, с помощью простой математики, зная расход горючего собственного авто, вы сможете подсчитать, в какие издержки обойдется вам роскошь – ездить на зимней резине летом, и одновременно сравнить полученные значения с ценой работ по замене шин на вашем автомобиле.
Можно ли на зимней резине ездить летом иногда?
Представим, вы вовремя не поменяли резину, а нужно срочно куда-то ехать. Если ездить редко и аккуратно, можно ли избежать нехороших последствий? Ну, не "облысеет" же резина из-за одной поездки на дачу!
Дело в том, что зимняя резина. при эксплуатации в летнее время, может не только «облысеть». Если на участок, который пока еще чуть-чуть затронут износом, будет оказано еще большее негативное воздействие (например, камень на дороге), то сразу же запускается процесс, известный как крест напряжений на протекторе. В конечном итоге, водитель может не проехать и 100 км, как шина на его автомобиле может деформироваться и стать квадратной.
О комфорте во время езды на зимней резине в летнее время года говорить вообще не приходится. Трясти будет прилично. Плюс непосредственная опасность для подвески и ходовой части. Результат, в целом предсказуем: когда вы отважитесь и, наконец, поменяете шины, то, вероятнее всего, вам придется заниматься устранением различных неполадок и, вдобавок, оплачивать счета от станций тех. обслуживания.
Универсальные шины
Ездить на универсальных шинах можно круглый год. С единственной оговоркой: климат должен не сильно отличаться от среднеевропейского, на этом основана универсальность "всесезонки". По статистике относительно универсальных шин, уровень аварийности не превосходит обычные значения. Но у них имеются и свои минусы. Первый – стоят они дороже, второй – изнашиваются ощутимо быстрее, по сравнению с сезонными покрышками. Короче говоря, универсальные шины хорошо подойдут тем, кто не выносит трудностей и проживает в местах с достаточно мягким климатом.
А что говорит Закон о езде летом на зимних шинах?
Закон ее не запрещает. Хотя поговаривают, что в скором времени такая езда будет считаться противоправной, а владельцев таких автомобилей будут наказывать штрафами в размере до 2.5 тыс. рублей. И на то есть весомые причины, так как зимняя резина, в условиях жары, очень изнашивает асфальт (толщина асфальта за сезон уменьшается почти на 2 см). Сюда нужно добавить и увеличение случаев ДТП с смертельными исходами.
Сейчас, чтобы не наживать себе проблемы с работниками ГИБДД, вам лучше иметь на лобовом и заднем стеклах машины треугольную наклейку с буквой «Ш». Хотя, если даже вы этого не сделаете, то наложить на вас штраф не имеют право, могут только предупредить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Езда летом на зимней, шипованой резине не является очевидным нарушением закона, и за это не полагается никакого наказания. Но последствия от такой езды, сами по себе, будут наказанием. К концу лета на таких шинах сотрутся все шипы, и, в конечном итоге, эти шины будут и не летними, и не зимними, и не будут годиться для дальнейшей эксплуатации.
Последние годы регулярно ходят разговоры и слухи о том, что скоро в России будет введен штраф за использовании зимней резины летом, а летней резины в зимний период. Назывались даже точные даты, а иногда называлась даже точная сумма в 2000 рублей штрафа за летнюю резину на зимней дороге. В первую очередь мы хотим успокоить сразу всех водителей – данные штрафы за резину не по сезону в 2019 году не введены, а законопроект N 464241-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)», в котором были прописаны штрафы за использование летней резины зимой, не принят в первом чтении.
Но за какую резину могут оштрафовать автовладельца, если его транспортное средство зимой двигается на летних шинах, а летом на зимних? Как себя вести в диалоге с инспектором ГИБДД колес автомобиля?
Тем не менее, владельцам транспортных средств необходимо знать тонкости вопроса регулирования правомерности использования того или иного типа автомобильных шин в летние и зимние периоды, так как не исключено, что в скором времени очередной законопроект будет одобрен в Государственной Думе и штрафные санкции будут введены. В данной статье мы подробно разберемся в проблеме.
Существуют ли штрафы за резину не по сезону?
Еще в 2014 году в Государственную Думу страны был внесен законопроект №464241-6, в котором предлагалось дополнить статью 12.5 КоАП РФ частью 3.2:
«частью 3.2 следующего содержания: «3.2 Управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес,- влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей».
На протяжении двух лет рассмотрение данного законопроекта откладывалось, но 20 октября 2016 года он был направлен на рассмотрение в Государственную думу и должен был быть рассмотрен в трех чтениях. А по факту законопроект о штрафе за использование летней резины в зимнее время не прошел даже первое чтение , и 1 ноября 2016 года было принято решение отложить его рассмотрение на неопределенный срок, и по состоянию на 2019 год к рассмотрению «шинного законопроекта» больше не приступали.
Так какой штраф за летнюю резину зимой на сегодня?
Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины - просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта - для перехода с зимней резины на летнюю.
Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.
Какие штрафы за летнюю резину в зимнее время предлагались?
Как мы уже говорили выше, слухи о том, что в ближайшее время на законодательном уровне будет запрещено «обувать» транспортное средство не по сезону, ходили давно, причем на рассмотрение в Государственную Думу поступали несколько законопроектов, но по разным причинам, ни один не прошел даже первого чтения. Суть этих шинных законопроектов сводилась к следующему:
- Штрафовать за езду на транспортном средстве с использованием шин не по сезону (водитель обязательно должен , либо «переобувать авто» с учетом показателя среднесуточной температуры.
- Штрафовать за то, что водитель в летнее время эксплуатирует транспортное средство на зимней резине с шипами.
- Отказ в в том случае, если при ДТП транспортное средство виновника был на шинах не по сезону.
Но, как видим, пока все эти законодательные инициативы дальше законопроектов не зашли, и вы по прежнему сами решаете, когда вам менять резину с летней на зимнюю и наоборот! Штрафа за летнюю резину в зимнее время в РФ нет!
Существует ли штраф за зимнюю резину летом?
Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:
- На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
- С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
- В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
- Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.
На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.
Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.
Фактически в 2019 году действует штраф за езду летом на зимней резине только опосредованно по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ , то есть если вы летом выехали с сильно изношенным протектором («лысые» шины), глубина которого меньше 4 мм, то штраф за «лысую резину» составит 500 рублей (либо предупреждение).
Каковы штрафы за езду на лысой резине в 2019 году?
В водительской среде давно ходит выражение «лысая резина», означающая езду на резине, где протектор стерся практически полностью. Согласно новым правилам езда на покрышках со стертым протектором может повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (или предупреждение) . Если обратиться к ПДД и его положению о допуске ТС к эксплуатации, то водителю запрещается принимать участие в дорожном движении, если остаточная высота рисунка протектора шин его транспортного средства:
- грузового транспорта – меньше 1 мм;
- легковой машины - менее 1,6 мм;
- мопеда или мотоцикла – менее 0,8 мм;
- автобуса – менее 2 мм.
Согласно ст. 12.5 КОАП сотрудники ГИБДД могут выписать водителю штраф за данное нарушение – 500 рублей.
По слухам, депутаты планируют в будущем на законодательном уровне увеличить сумму штрафа за езду на лысой резине в 4 раза. Такой скачок можно считать вполне обоснованным, так как по вине водителей, выезжающих на дорогу на лысой авторезине, происходит огромное количество ДТП, особенно в зимние месяцы, когда на дорогах гололед.
Появится ли запрет на шипованную резину?
О требованиях к шинам транспортных средств в разные сезоны года мы поговорили, а теперь рассмотрим вопрос, какие изменения относительно использования шипованной резины планируются на законодательном уровне.
Для стран, входящих в Таможенный союз, технический регламент ТР ТС 018/2011, о котором мы говорили выше, устанавливает следующие условия:
- Шипованные шины запрещается использовать в летний период – с июня по август;
- Резина с шипованным протектором должна быть на всех колесах транспортного средства (то есть нельзя иметь одновременно и шипованные шины и нешипованные зимние «липучки»;
- На погонный метр протектора прописано предельное число шипов – 60 штук. Данное требование будет применяться к резине, которая была изготовлена после 1 января 2016 года.
Если говорить о потенциальных штрафах за использование резины с шипами сегодня, то на законодательном уровне они не установлены! Поэтому водителям стран, входящих в Таможенный Союз пока не стоит опасаться штрафных санкций. А вот штраф за то, что вы управляете автомобилем на шипованных шинах, а у вас при этом нет знака «Шипы» – составляет 500 рублей.
Езда на всесезонной резине (липучке) в 2019 году
Отдельно стоит упомянуть про всесезонную резину, на ней вполне комфортно можно ездить на автомобиле и зимой и летом. Собственно, такие нешипованные всесезонные шины и предназначены для эксплуатации на дорогах в течение всего года.
Обратите внимание, что зимой эксплуатироваться подобная резина может только если на ней есть обозначения в виде маркировки «М+S», «M&S» или «MS» (что означает «Mud & Snow», то есть по-английски «грязь и снег») и хотя в ином случае эксплуатация всесезонных шин в зимние месяцы не допускается, штрафа за это всё равно пока нет.
Как сотрудники ГИБДД смогут оштрафовать за шины?
Выше мы уже изложили ситуацию относительно законодательной базы по вопросам сезонной смены резины и штрафов за использование шин не по сезону. Возникает закономерный вопрос, как непосредственно на дороге сотрудники органов ГИБДД будут контролировать выполнение водителями оговоренных выше норм?
Сегодня имеется лишь единственно возможный способ установления соответствия сезонности шин – это прохождение технического осмотра. Но и здесь не обошлось без проблем. К примеру, новые автомобили, только что вышедшие из автосалона, могут не проходить техосмотр. Да и с автомобилями находящимися в эксплуатации тоже не все ясно – в обязанности их владельцев входит прохождение ТО только раз в год, а значит проверяться соответствие авторезины сезону будет только один раз в год.
Подводя итог хотелось бы отметить - несмотря на то, что штрафы за резину не по сезону в 2019 году НЕ введены , каждый автовладелец должен ответственно подходить к вопросу готовности его транспортного средства к текущим дорожным условиям! В ваших же интересах максимально подготовить машину к тем или иным погодным и климатическим условиям!