Россия - страна с ярко выраженной сменой времен года, что, конечно, сказывается на вождении в целом и автомобильной резине в частности. В преддверии зимнего сезона мы расскажем, когда пора менять резину, какой штраф грозит любителям ездить на шинах не по сезону и что же мешает нам соблюдать закон?
○ Почему автолюбители не меняют резину?
Россияне известны тягой к быстрой езде, при этом далеко не всегда безопасной. Один из таких рисков связан с использованием резины не по сезону. Происходит это по разным причинам. Некоторых заставляет экономить кризис, другие не хотят стоять в сезонных очередях шиномонтажных мастерских, третьи просто не планируют ставить новый комплект, будучи готовыми выбросить старый.
Какие бы причины не побудили вас оставить резину не по сезону, плюс может быть только один, и то весьма условный – экономия на услугах шиномонтажа. Минусов будет гораздо больше, в том числе и материальных.
Первый и самый главный недостаток резины не по сезону – снижение управляемости машины, а с тем безопасности водителя и пассажиров. При первом весеннем солнышке и без того мягкая зимняя резина начинает греться от теплого асфальта. Резина становится вязкой, а управляемость авто снижается, при резком торможении машину легко протащит вперед, последствия могут быть очень неприятны.
Более жесткая летняя резина зимой дает пониженное сцепление с дорогой и авто просто «носит» по дороге, что само по себе не безопасно.
Вторая проблема – повышенный износ. ГОСТом установлена минимальная высота протектора легкового автомобиля в 1.6 мм, но дотягивать до этого не стоит, покупая новый комплект уже на 2 мм. Использование резины не по сезону приблизит траты на покупку.
При правильном использовании комплект резины прослужит до трех лет, но если не сменить его, то скорость износа увеличится в среднем в три раза. Шипованная резина прекрасно служит в холодное время года, но с установлением тепла и полной очистки асфальта от гололеда шипы просто вылетают из нее, вынуждая покупать новый комплект к следующему сезону. Кроме того на летней дороге шипы удлиняют тормозной путь, создавая риск ДТП. Но даже нешипованная зимняя резина, прогретая летним солнцем от совей мягкости изнашивается троекратно быстрее.
Причины, по которым не стоит экономить на замене резины ясны, так, когда самое время ее сделать?
○ Сроки перехода на зимнюю и летнюю резину.
Начнем с того что на данный момент в России нет полноценного, вступившего в силу закона, обязывающего менять резину как таковую, или устанавливающего сроки такой замены. В США и Финляндии даты смены жестко установлены. Если инспектор заметит машину «обутую не по сезону» водитель будет оштрафован.
В России существует технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который запрещает использование:
- Шипованной зимней резины в июне, июле и августе.
- Летней резины на любом колесе транспортного средства в декабре, январе и феврале.
Конечно, это не исчерпывающие правила и нужно обязательно ориентироваться на климатические условия конкретного региона. Специалисты советую ставить летнюю резину не ранее чем установится температура выше +5 Со / +7 Со До этого могут встречаться ночные заморозки, после которых возможна утренняя наледь на дорогах. Обычно это 10 – 15 марта, но в Крыму и Краснодарском крае 1 марта весна в разгаре, а в Магаданской области о ней услышат только к апрелю. Это одна из причин, по которой закон «О безопасности транспортных средств», регулирующий замену шин все еще не работает в полную силу, необходимо учесть региональные особенности. На данный момент в нем прописан запрет на использование зимней шипованной резины с 1 мая по 30 сентября, а летней с 1 декабря по 1 марта. Зимние нешипованные покрышки можно оставить на весь год.
Что касается зимней резины, то специалисты не рекомендуют затягивать со сменой более чем 15 ноября. По статистике к этому моменту в большинстве регионов страны уже есть большая вероятность выпадения осадков в виде снега или появления гололедицы.
Законом не запрещена всесезонная резина, но при ее использовании важно учесть климатический фактор, при слишком низких температурах она будет недостаточно устойчива, а слишком жарким летом станет чрезмерно мягкой. Кроме того она должна быть маркирована «М+S», «M&S» или «M S»
○ Штраф за езду на зимней резине летом.
КоАП не содержит статьи с указанием штрафа за использование зимней резины летом , но уже сейчас обсуждается возможность ее введения. Самый вероятный на данный момент размер штрафа - 500 р. Но даже в будущем ответственность предусматривается только за использование шипованных покрышек.
Но уже сейчас инспектор ГИБДД имеет право составить протокол, обнаружив на вашей машине повышенный износ протектора или зимние и летние покрышки на одной оси.
За окном весна, а с наступлением лета асфальт под весом грузовиков превращается в пластилин, а вы - радостно несетесь на дачу или отдых. Правда, обувка в вашем авто осталась если не преждней, то на половину зимней, так точно. Давайте разебермся что же случится, если в жаркую погоду ездить на зимней резине.
Пожалуй, все водители знают, что зимой нужно использовать зимние покрышки, а летом - летние: это обеспечит автомобилю приемлемые сцепные свойства с дорогой, управляемость и пр.
Тем не менее, не все водители со сменой сезона торопятся заменить шины и продолжают ездить на несоответствующей резине. Более того, бытует устойчивое мнение, что летом все-таки можно использовать зимние покрышки, предназначенные «для европейских зим». Чем это грозит, и почему это происходит - см. ниже.
Различия покрышек
Различия в свойствах летних и зимних покрышек значительны и обусловлены различными режимами эксплуатации. Ведь их задача - обеспечить безопасность движения в различных погодных условиях. Это влечет за собой различия и в изготовлении, и в конструкции покрышек для разных сезонов.
Отдельным пунктом идут всесезонные покрышки - они применимы и в летних, и в зимних условиях. Но, как и любой универсальный инструмент, - летом они проигрывают по своим свойствам летним покрышкам, а зимой - зимним.
Состав резиновой смеси
Зимние шины
Зимние шины должны сохранять эластичность и сцепные свойства при низких температурах. Поэтому их изготавливают из резиновой смеси с большим содержанием каучука, в них присутствует большое количество кремнийсодержащих полимеров. Кроме того, различные компоненты (активные наполнители, вулканизаторы, смягчающие вещества, противостарители, красители и т.д.) - рассчитаны именно на зимнюю эксплуатацию. В результате, шина получается «мягкой» и не твердеет на морозе.
Положительные свойства зимней резины начинают проявляться уже при +5-7°С, и в полной мере проявляют себя при отрицательных температурах.
Летние шины
Состав летних шин, напротив, - оптимизирован для температур окружающей среды выше +5-7°С (а летом асфальт может нагреться до +50-60°С). В них используется меньшее содержание каучука и кремнийсодержащих полимеров. А различные дополнительные компоненты подобраны таким образом, чтобы обеспечить наилучшие сцепные свойства с покрытием при температурах выше +5-7°С.
Ниже этого порога резина протектора твердеет, и ее показатели становятся хуже.
Рисунок протектора
Помимо состава резиновой смеси, зимние и летние шины имеют еще одно существенно различие - рисунок протектора.
Зимние шины
Протектор зимней шины имеет специальный, адаптированный для зимних условий, рисунок. Он более разреженный и глубокий, с крупными элементами, обеспечивающими, с большим количеством дополнительных канавок.
Большое количество канавок и ребер обеспечивают шине лучшую управляемость на снежном и скользком покрытии, сцепление увеличивается за счет большей площади, которая вступает во взаимодействие с покрытием дороги. Канавки на зимней резине намного шире, чем в летних, - иначе они забьются, и резина потеряет свои сцепные свойства на первых же метрах передвижения. Зимняя шина должна обеспечивать отвод грязи и снега из пятна контакта с покрытием, в то время как летняя ориентирована только на отвод воды.
Летние шины
Протектор летней шины разработан таким образом, чтобы обеспечивать сцепление с твердой шершавой поверхностью. Рисунок протектора имеет ярко выраженный продольный характер.
Канавки летней резины намного уже, чем зимней - они должны обеспечивать лишь отвод воды. А, учитывая высокую степень «шершавости» летнего асфальта, летние шины должны быть стойки к износу, иметь низкое сопротивление качению, и им нет необходимости цепляться за каждый кусочек нескользкого покрытия.
Что же произойдет
Итак, совершенно очевидно, что каждый тип шин предназначен для своих индивидуальных условий эксплуатации.
Поэтому при температурах ниже +5-7°С летняя шина утратит эластичность. Это ведет к тому, что повышается вероятность заноса даже на сухом асфальтовом покрытии, при проколе колесо может разорваться. Рисунок протектора летней шины не приспособлен для передвижения по снегу и льду, не позволяет отводить снежную кашу из пятна контакта с покрытием.
То есть машина становится практически неуправляемой: плохо «держит» траекторию, слабо реагирует на поворот руля, значительно увеличивается тормозной путь. Практически то же происходит и при использовании зимних шин летом.
При температурах выше +5-7°С зимняя шина становится слишком мягкой, в результате чего быстро стирается об асфальт.
Рисунок протектора зимней шины не предназначен для передвижения по твердому покрытию: у него пострадает управляемость (крупные ламели будут «подламываться»), на поворотах автомобиль будет «плыть», не слушаться руля, значительно увеличится тормозной путь.
Кроме того - увеличится потребление топлива из-за большого сопротивления качению.
Не стоит идти на компромиссы и надеяться на то, что «зимняя резина, предназначенная для Европы, в наших условиях - почти как всесезонная». Потому что для множества моделей шин это не так, а редкий положительный опыт подобного использования резины все-таки не может стать причиной для его рекомендации. И расплачиваться в результате придется намного дороже, чем стоят покрышки.
Когда нужно менять резину?
Автомобиль желательно переобувать тогда, когда температура окружающей среды проходит отметку в +7°С. Это касается как зимней, так и весенней смены резины. Учитывая нестабильность погодных условий, точно отследить этот момент представляется затруднительным, поэтому есть еще одна рекомендация: зимнюю резину следует ставить около 15 октября, а летнюю - в числах, близких к 15 апреля.
Итог
— Летняя резина зимой теряет сцепление с покрытием настолько, что даже самая короткая поездка по сухому асфальту может быть опасной.
— Зимняя резина летом быстро стирается (для этого достаточно 1-2 месяцев), управляемость автомобиля сильно ухудшается.
— Летом все-таки можно ездить на зимних покрышках. Только это затратно, и передвигаться нужно медленно и очень, очень осторожно.
— Зимнюю «европейскую» резину не стоит использовать как всесезонную.
Многих водителей интересует закон о зимней резине, размер штрафов, действующих на территории России, за использование летних шин зимой. Автолюбители в социальных сетях, различных форумах, блогах спрашивают: «В чем заключается главное нововведение?».
Маркировка зимних шин
Законом о зимней резине регулируются допуски по эксплуатации транспортных средств. Основное нововведение коснулось глубины протекторов шин, если отсутствует индикатор износа на поверхности указанного изделия. При наличии заводского индикатора износа степень пригодности изделий устанавливается согласно индикатору. Постановлением указывается маркировка зимней резины, вводится пиктограмма, имеющая снежинку по центру. Из указанных документов можно сделать следующие обобщенные выводы:
- Летом недопустимо ездить на шипованных покрышках. Зимние ошипованные изделия, имеющие маркировку «М+S», допускается применять с наступлением осени и до окончания весны. Т.е. в июне, июле и августе можно ездить только на летней, всесезонной или липучке без шипов.
- Зимой разрешено ездить только на зимней резине. Допускается ставить шипованные, нешипованные шины, имеющие соответствующую пиктограмму, маркированные «М+S», «M&S» или «M S». Оговорено: нешипованные изделия допустимо использовать круглый год. Остаточная глубина протектора должна быть не менее 4мм.
- Всесезонные покрышки, как правило, используются круглый год, если есть в наличии на их поверхности маркировки: «М+S», «M&S» или «M S». Без указанных обозначений изделия нельзя применять зимой.
- Указывается возможность местными органами управления продлевать сроки эксплуатации определенного типа шин. При этом уменьшать установленный законом срок власти регионов не могут.
Период, когда нужно производить смену резины смотрите в таблице 1.
Таблица 1. Сезонность различных типов шин.
Из данных таблицы видно, когда нужно переходить на новый тип покрышек, в зависимости от сезонности изделия.
За неправильное применение покрышек будут штрафы?
ПиктограммаЗаконом о зимней резине штраф за использование неподходящих по сезону покрышек отсутствует. Но существует законопроект, предусматривающий определенную меру наказания за езду на летней резине зимой.
Есть штраф, который налагается при применении шин с изношенным протектором, составляет он полтысячи рублей. Указанная мера наказания распространяется на водителя, применяющего шины с высотой протектора менее 0,4 см зимой. Учитывайте: штраф накладывается, если машина эксплуатируется на заснеженном или обледеневшем дорожном покрытии.
Обратите внимание, отсутствуют штрафы в 2017 году за использование неподходящей по сезону резины. Но если будет доказано нарушение закона о зимней резине со стороны водителя, ставшего виновником ДТП с летальным исходом или причинением тяжкого вреда, произойдет отягощение уголовной ответственности, меры наказания ужесточатся. Таким образом, законом предусмотрена ответственность за использование неподходящих шин в зимний период, поэтому стоит своевременно менять покрышки на авто ради собственной безопасности.
Заключение
Закон о зимней резине разработан для увеличения безопасного использования автотранспорта, с его помощью власти пытаются навести порядок на дорогах. По статистике большинство ДТП происходят не из-за нарушений ПДД, а по причине применения изношенных или одетых не по сезону покрышек.
Инспектор ДПС без измерения глубины протектора соответствующим оборудованием не может наложить штраф за применение изношенных покрышек. Проверить изношенность покрышек можно на пункте диагностики, обладающего правом проводить такого рода проверки. Высота протектора практическим путем может быть измерена при прохождении планового ТО. В общем, такой вывод: закон есть, а наказание за нарушение отсутствует. Но не забывайте о собственной безопасности, на которую влияет установка определенного типа шин в зависимости от сезона. В повседневной жизни водитель должен самостоятельно выполнять переход с одного типа резины на другой.
Учитывайте: законы разрабатываются не просто так, в случае ДТП водителю будет сложно доказать свою невиновность, если он применял летние шины зимой либо протектор был слишком изношен.
Не зря говорят, что всему свое время, это относится и к протекторам автомобильных колес, иными словами, зимние шины летом неуместны, поскольку созданы они для холодов. Хотите убедиться?
Готовь зимние шины летом…, сняв и убрав до холодов
Казалось бы, зачем морочить себе голову сменой покрышек с наступлением теплых деньков после затяжных морозов. Ведь любой протектор предназначен для обеспечения сцепления колес с дорожным покрытием, и с этим справляются одинаково хорошо как зимние шины летом, так и летние зимой. Вот именно, что казалось бы, но это далеко не так. По уминающемуся снегу вполне можно проехать на протекторах, предназначенных для летнего времени года, однако недалеко и недолго.
Стоит вам попасть при этом на небольшой заледеневший участок – ДТП вам обеспечено, и хорошо, если оно обойдется без жертв. В теплый сезон после дождя по мокрому асфальту поведут себя немногим лучше, аквапланирование будет запредельным, а сцепление с дорогой близким к нулю. Шипованные покрышки летом увеличивают тормозной путь в несколько раз. Почему так? Все объясняется очень просто. Нужно только найти, в чем заключается отличие зимних шин от летних. Начнем с рисунка протектора.
Вариант, рассчитанный на холодное время года, отличается небольшими шашками (с значительными промежутками), на которых заметны поперечные ламели – волнистые прорези . Все это необходимо для самостоятельной очистки покрышек от забивающегося в рисунок снега. Иногда небольшие участки на шашках лишены ламелей, в таких местах устанавливаются шипы. более узкие и глубокие, причем часто имеются как продольные, так и поперечные, заменяющие собой ламели. Только назначение у них другое – отводить воду из пятна контакта, которое увеличено за счет шашек большой площади.
Почему опасна езда на зимних шинах летом?
Обычно каучук в мороз становится очень твердым, почти как камень. Во всяком случае, протекторы, предназначенные для теплого сезона, ведут себя именно так, и это вполне предсказуемо. Следовательно, пятно контакта будет предельно малым, а отсюда скольжение и высокий уровень опасности столкнуться с любым препятствием. Однако колеса, «обутые» в покрышки, разработанные специально для низких температур, прекрасно контактируют с дорогой даже если на ней толстый слой льда, поскольку сохраняют эластичность. Ламели обеспечивают плотное сцепление с обледеневшей поверхностью.
Однако представьте, что будет с протектором, достаточно мягким даже при -30, если использовать его в летнюю жару.
Каучук станет еще более эластичным и будет быстро стираться о шероховатую поверхность асфальта, особенно во время торможения, а небольшие шашки рисунка и ламели только уменьшат пятно контакта. Отсюда возрастание тормозного пути и более высокая скорость на всей его протяженности. Отсутствие канавок для отвода воды на мокрой дороге тоже сыграет свою роль, и езда на зимних шинах летом после дождя, с тонким слоем влаги под колесом, создаст все условия для аквапланирования. Как результат – скольжение и занос.
В каких случаях допустима эксплуатация зимних шин летом?
Случается, что по какой-то причине владелец транспортного средства не может приобрести летнюю обувку для колес и вынужден ездить на той, что использовал в сезон холодов. Если осторожно, то это вполне допустимо, главное, стараться не слишком разгоняться на мокрой дороге, сбрасывать скорость на поворотах и начинать торможение на большом удалении от точки остановки. Все дело в том, что эксплуатация зимних шин летом обернется для них ускоренным износом, они сотрутся в несколько раз быстрее, чем если бы применялись по назначению.
Впрочем, есть вариант, который вполне устроит тех, кто не любит каждый сезон менять покрышки. Использование зимних шин летом будет вполне эффективным в том случае, если это всесезонные протекторы, то есть на них стоят соответствующие маркировки. Износ их в теплое время года будет незначительным, тормозной путь тоже окажется в допустимых пределах, да и аквапланирование не особо возрастет. Правда, универсальные покрышки создают ряд проблем и в зимний, и в летний период. Для холодов они недостаточно мягкие, ламелей мало, рисунок неглубокий, а в жаркий сезон они слишком жесткие и шумные, нарушают управляемость, большая масса же увеличивает расход топлива.
Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2019 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2019 года, а с декабря и по февраль включительно. Но давайте обо всём по порядку! Итак, зимой на летней резине: какой штраф за это на сегодняшний день, какие условия, требования и тонкости автозакона о летней резине зимой?
Можно ли ездить на летней резине зимой?
Нет, это запрещено. Такой запрет регулирует Технический регламент Таможенного союза в своём пункте 5.5 в своих "требованиях к транспортным средствам в эксплуатации" (приложение 8 регламента). При этом, этот нормативный акт чётко регламентирует зимние месяцы и летние. К первым относятся декабрь, январь и февраль, к последним - июнь, июль и август.
При этом, данные месяцы могут отличаться, если какой-либо регион России установит свои правила, что вполне логично; и только в сторону увеличения, что... совсем нелогично. Ведь в том же Краснодарском крае зимние шины могут вообще не потребоваться. Но увы, таков закон!
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами , удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль) . Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, зимой запрещено ездить на летней резине - в декабре, январе и феврале (сроки могут менять регионы). Не обязательно переобуваться на зимние шины с 1 октября и с 1 ноября.
Где узнать об увеличении запрета в моём городе?
Увы, но однозначно ответить на данный вопрос нет возможности. На 2019 год пока ни один регион и город не изменили положения Техрегламента касательно летней резины зимой.