Колесные шины бывают двух популярных разновидностей - радиальные и диагональные. В чем заключается специфика тех и других?
Что представляет собой радиальная шина?
Радиальная шина имеет в своем составе однослойный корд, который перетянут от одной боковой части к другой так, что присутствующие в его структуре нити не перехлестываются друг с другом. Расположены они под углом 90 градусов. Верхний слой каркаса данной шины обтянут специальным поясом, изготовленным из прочного жесткого корда (как правило, стального, иногда - сшитого из ткани).
Радиальная шина
Чаще всего радиальные шины классифицируются как бескамерные. Радиальная шина обычно оснащена 1 бортовым кольцом.
Тот факт, что шина - радиальная, обозначается буквой R на ее боковой части. Иногда рядом присутствуют слова Radial или Belted.
Главные преимущества радиальных шин:
- высокая устойчивость к износу;
- долгий срок службы;
- пониженное сопротивление качению (за счет этого появляется возможность экономнее расходовать топливо);
- обеспечение хорошей управляемости и устойчивости автомобиля;
- обеспечение хорошего сцепления с асфальтом (это обусловлено большой площадью контакта поверхности шин с дорогой);
- легкость;
- способность выдерживать высокие нагрузки;
- высокая теплопроводность каркаса.
Вместе с тем есть у рассматриваемых типов шин и недостатки. В числе таковых:
- уязвимость боковой части к механическому воздействию;
- относительно высокая цена.
Радиальные шины считаются самыми распространенными в автомобилестроении. В свою очередь, на колесах специальных технических средств, равно как, конечно же, и многих автомобилей, часто можно встретить диагональные шины. Изучим их особенности.
Что представляет собой диагональная шина?
Рассматриваемые шины оснащены каркасом, в котором может присутствовать несколько слоев корда (обычно их количество - четное). Они расположены так, что присутствующие в соседствующих слоях нити пересекаются посередине протектора. Размещены они под углом 35-40 градусов. Изготавливаются данные нити в основном из синтетических тканей - например, нейлона, капрона.
Чаще всего диагональные шины классифицируются как камерные. Оснащаются они, как правило, двумя бортовыми кольцами.
Диагональная шинаОсновные преимущества диагональных шин фактически обнаруживаются исходя из сущности недостатков радиальных. Так, диагональные шины:
- лучше защищены с боковых сторон;
- стоят дешевле.
Есть у диагональных шин и недостатки. Они довольно легко определяются, в свою очередь, также исходя из преимуществ радиальных комплектов резины. Так, диагональные шины:
- менее устойчивы к износу;
- имеют меньший срок службы;
- характеризуются более высоким сопротивлением качению;
- не предопределяют улучшения управляемости машиной, усиления сцепления с асфальтом;
- имеют больший вес;
- способны выдерживать меньшую нагрузку;
- имеют каркас с меньшей теплопроводностью.
Как мы отметили выше, диагональные шины чаще всего ставятся на специальные виды техники - тракторы, экскаваторы.
Сравнение
Можно выделить, таким образом, не одно отличие радиальной шины от диагональной. Разница между ними прослеживается:
- в количестве слоев корда, во взаимном положении его нитей и материалах их изготовления;
- в количестве бортовых колец;
- в устойчивости к износу;
- в сроке службы;
- в сопротивлении качению;
- в обеспечении управляемости машины, усиления сцепления колес с асфальтом;
- в весе;
- в способности выдерживать нагрузку;
- в теплопроводности каркаса;
- в оснащенности камерой;
- в сфере применения.
Отмеченных критериев, очевидно, довольно много. Поэтому для того, чтобы более наглядно отобразить, в чем разница между радиальной и диагональной шиной, зафиксируем выводы в таблице.
Таблица
Радиальная шина | Диагональная шина |
Обычно имеет однослойный корд | Имеет многослойный корд |
Нити корда не пересекаются | Нити корда пересекаются под углом 35-40 градусов |
Нити корда чаще всего изготавливаются из стали | Нити корда чаще всего изготавливаются из синтетических тканей |
Имеют 1 бортовое кольцо | Имеют 2 бортовых кольца |
Более устойчивы к износу | Менее устойчивы к износу |
Имеют более длительный срок службы | Имеют менее длительный срок службы |
Имеют невысокую сопротивляемость качению | Имеют более высокую сопротивляемость качению |
Обеспечивают более высокую управляемость машиной, усиливают контакт колес с дорогой | Не обеспечивают повышенной управляемости машины и не предопределяют усиления контакта колес с дорогой |
Способны выдерживать более высокую нагрузку | Способны выдерживать менее высокую нагрузку |
Имеют каркас с высокой теплопроводностью | Имеют каркас с менее высокой теплопроводностью |
Как правило, не имеют в составе камеры | Как правило, имеют в составе камеру |
Устанавливаются в основном на автомобили | Устанавливаются в основном на тракторы, экскаваторы и иные виды спецтехники |
Легче | Тяжелее |
Шины автомобильные состоят из двух основных элементов - протектора и каркаса. Последний берет на себя основные силовые нагрузки. Причем это не только давление воздуха изнутри покрышки, но и неровности дорожного полотна снаружи. В связи с этим для ее изготовления используется особая (корд), которая располагается по всему периметру колеса в несколько слоев. Основой корда может быть хлопок, капрон и вискоза, но чаще всего он состоит из металлической проволоки (так называемый металлокорд). При этом поверхность основы (проволоки) покрывается тонким слоем латуни, толщиной приблизительно в 0.1-0.2 миллиметра.
По сравнению со своими аналогами, такая конструкция является наиболее прочной и устойчивой к нагреванию.
Шины автомобильные и их разновидности
Все покрышки, которые устанавливаются на современные легковые и грузовые автомобили, подразделяются на две категории:
- Радиальные.
- Диагональные.
Радиальная шина имеет особые волокна корда с диагональным направлением соединения бортов. В таком случае в смежных слоях краски появляется неизбежное перекрещивание их путей (см. фото).
В связи с этим количество применяемых слоев корда должно быть обязательно четным. Также данный тип шин отличается тем, что волокна соединяют борта напрямую, направляясь к ним под углом 90 градусов.
Классификация радиальных покрышек
В свою очередь данный тип колес подразделяется еще на две категории и может быть как текстильным, так и комбинированным. Оба класса имеют схожий материал для изготовления каркаса. Чаще всего это синтетический нейлон. Основные их отличия - это тип брекера. На текстильных он изготовлен из а на комбинированных - из металлокорда. Именно такое сочетание материалов специалисты называют оптимальным. При этом прочность такой шины значительно повышается, а вероятность образования трещин на ободе и микропроекторе снижается до нуля.
Маркировка
Все современные производители автомобильных шин радиального типа обозначают их на боковине буквой R. В маркировке это выглядит примерно так: 180/75 R14. Очень часто автолюбители путают этот символ с посадочным радиусом колеса. На самом же деле R14 говорит о посадочном диаметре, который в данном случае равен четырнадцати дюймам. Диагональные же аналоги не маркируются подобным символом. В обозначении типоразмера данных шин есть только цифры (к примеру, 6.50-15).
Почему диагональные колеса уходят в прошлое?
Такие колеса на данный момент практически не выпускаются и не устанавливаются на легковые автомобили и на внедорожники. А все потому, что диагональные покрышки подвергаются большой деформации в области протектора во время движения. В результате этого значительно сжимаются канавки рисунка, а выступы начинают проскальзывать по опорной поверхности. За счет этого существенно ухудшается качество их сцепления с дорогой, а соответственно, и безопасность езды оказывается под угрозой.
Преимущества радиальных колес
Среди основных плюсов данного вида покрышек следует отметить их способность к эксплуатации на повышенных скоростях и легкий вес. Кроме этого, радиальные шины имеют большую несущую способность, меньше подвергаются нагреву и по своей структуре более эластичны, по сравнению с диагональными аналогами.
Также необходимо отметить, что, за счет своей малой снаряженной массы, такие колеса более безопасны в эксплуатации. На практике автомобили с радиальными шинами более маневренны и устойчивы на больших скоростях, причем исследования отмечают отличное качество сцепления как с сухим, так и с мокрым дорожным полотном.
Поскольку упомянутые автомобильные или зимние - не имеет значения) воспринимают лишь один тип нагрузок, напряженность нитей в каркасе у них значительно ниже, чем у диагональных. Это позволяет использовать меньшее количество слоев материала для каркаса, за счет чего возрастает качество теплоотвода. Кстати, каждый корд здесь является абсолютно самостоятельным. Благодаря этому отпадает необходимость в перекрещивании волокон соседних слоев (отсюда получаем менее затратное производство). Кстати, автомобильные камеры для шин данного типа не требуются. Все они бескамерные, а потому применяются на всех современных авто.
Также необходимо отметить, что радиальная резина допускает применение сверхмодульных типов корда для производства брекера. Благодаря этому получается отличное сцепление протектора с дорогой, о чем мы уже говорили ранее. А за счет жесткости брекера деформация протектора сводится к минимуму, поэтому ресурс у таких колес очень большой (по крайней мерее на ровной дороге). Вместе с тем такое колесо менее уязвимо к проколам, а ведь на наших дорогах нередко можно встретить и и стекло, и ржавые шурупы.
Недостатки
Эксплуатация автомобильных шин показала, что основным минусом таких покрышек является их чрезмерно высокая эластичность. Причем это касается не всего протектора, а лишь боковой его части. При частом передвижении по неровностям или колее это может вызвать повреждение колеса. По этой же причине радиальная шина весьма чувствительна и требовательна к давлению внутри камеры. Если этот показатель будет сильно занижен, стоит ожидать преждевременного образования повреждений при наезде на камни и бордюры. Еще одним минусом такой покрышки является её высокая стоимость.
Особенности применения
В силу своих конструкционных особенностей, радиальная шина практически вытеснила из производства своих диагональных аналогов, которые можно встретить сейчас только на грузовых автомобилях. И даже несмотря на такой «букет» недостатков, по своим характеристикам радиальные колеса далеко превосходят конкурентов, а потому используются на всех видах современного автотранспорта.
Итак, мы выяснили, какими особенностями характеризуется радиальная шина, как она маркируется и где примеряется. При рассмотрении всех преимуществ и недостатков данных колес становится очевидным, что уже в ближайшее время радиальные покрышки полностью вытеснят с мирового рынка своих диагональных собратьев.
Стоит отметить, что предлагаемые на рынке шины, как правило, все радиальные, поскольку у них гораздо больше потребительских преимуществ, чем у диагональных. Однако, недостатки, равно как и преимущества имеют и диагональные и радиальные шины.
Что такое диагональные шины
Рассматриваемые покрышки классифицируются, как камерные и оснащаются двумя бортовыми кольцами. Они оснащены надежным каркасом, в котором присутствует несколько слоев корда (как правило, их количество четное и колеблется от 2 до 8). Расположены в диагональном направлении от борта к борту, соседние нити перекрещиваются, что обеспечивает многослойность корда покрышки. Изготавливаются данные нити из синтетических тканей - к примеру, капрона, нейлона.
Преимущества и недостатки диагональных шин
Благодаря достаточно простой и надежной конструкции диагональные шины обеспечивают хорошие эксплуатационные характеристики, которые делают их не убиваемыми в самых сложных внедорожных условиях. Их боковые стенки очень прочные, их весьма сложно повредить. Такие шины существенно уменьшают ударные нагрузки, которые передаются на автомобиль. Они имеют невысокую стоимость и просты в ремонте, это, пожалуй, главные преимущества диагональных шин.
Есть у шин такого типа и недостатки. Их легко определить исходя из преимуществ, которыми обладает радиальная резина. Так, диагональные покрышки:
- имеют гораздо меньший срок службы;
- выдерживают меньшую нагрузку;
- менее устойчивы к износу;
- не предопределяют усиления сцепления с асфальтом и управляемость машиной;
- имеют синтетический каркас с меньшей теплопроводностью;
- имеют больший вес.
Диагональные шины в основном ставятся на специальную технику - экскаваторы, тракторы.
Радиальные шины – преимущества и недостатки
Такие шины имеют в составе однослойный корд, перетянутый от одной боковой части к другой, в его структуре присутствуют синтетические нити расположены под углом 90 градусов и не перехлестываются друг с другом. Верхний слой каркаса такой шины обтянут поясом, который изготовлен из прочного стального корда. Чаще всего данные покрышки классифицируются, как бескамерные и оснащены одним бортовым кольцом.
Основные преимущества радиальных шин:
- продолжительный срок службы;
- способность выдерживать самые высокие нагрузки;
- обеспечение хорошей устойчивости автомобиля;
- пониженное сопротивление качению (благодаря такому преимуществу есть возможность экономнее расходовать топливо);
- хорошее сцепление с асфальтом;
- высокая теплопроводность каркаса;
- легкость.
Вместе с тем, у данного типа шин есть и недостатки, к которым относятся относительно высокая стоимость и уязвимость боковой части шины к механическому воздействию.
Разница между диагональной и радиальной покрышкой
Таким образом, можно выделить не одно отличие, в чем разница диагональных шин и радиальных, их достаточно много. Между ними прослеживается разница:
- в устойчивости к износу;
- количестве слоев корда, в материалах их изготовления и положении его нитей;
- в сроке службы;
- количестве бортовых колец;
- обеспечение управляемости машины;
- теплопроводности каркаса;
- сопротивление качению;
- способности выдерживать нагрузку;
- оснащенности камерой;
- сферой применения;
- в весе.
В сравнении с диагональной покрышкой, радиальная прослужит дольше (если не будет безвозвратно повреждена на бездорожье) так как у неё гораздо выше стойкость к износу. Отличия радиальной от диагональной шины очевидны, поэтому на рынке автопрома наибольшим спросом пользуется тип шин – радиальный.
Маркировка автомобильных покрышек
Производители автомобильных шин маркируют всю продукцию согласно общим требованиям, на боковой поверхности проставляются условные обозначения, по которым можно определить основные характеристики покрышки. Они указывают тип конструкции, ее основные размеры (значение посадочного диаметра обода и ширины профиля). Маркировка радиальных и диагональных шин бывает в дюймовой, метрической или в смешанной системе.
Пользуясь современными машинами, водители используют радиальные шины, основной особенностью обозначения такого типа является наличие в обозначении буквы «R», указывающей на радиальную конструкцию и обозначение размера в миллиметрах имеют такой вид – 225/70R15. Где 225 означает ширину шины, 70 – высота шины в процентном соотношении от ширины.
Радиальные шины также могут иметь обозначение: 185R14, где отсутствие знака «/» указывает на то, что данная резина – полнопрофильная. Сейчас появились автомобильные шины с полным обозначением в миллиметрах, к примеру 265/790R540, такие шины используют на Rolls-Royce, где первая цифра означает ширину шины, вторая – общий диаметры шины, а буква R традиционно обозначает радиальную конструкцию шины, а третья цифра указывает на посадочный диаметр шины.
Диагональные шины имеют, в основном имеют обозначения в дюймах, например, 6-16”, полное отсутствие букв в индексе указывает, что покрышка диагональной конструкции, здесь нет знака «/», что говорит о том, что покрышка – полнопрофильная, ширина шины и высота профиля одинакова.
Особенности установки радиальных шин
Узнав, что представляет собой радиальная покрышка, следует разобраться с вопросами – как ставить радиальные шины, и какой необходим за ними уход. Если шина установлена неправильно, она больше подвержена износу и безопасность работы авто находится под угрозой.
Устанавливая такие покрышки на автомобиль нужно придерживаться некоторых правил:
- при установке радиальной шины следует ориентироваться на ее маркировку;
- надпись «Rotation» и большая стрелка указывают направление движения колеса;
- направленные шины также имеют специальное обозначение стороны техники. Так покрышки с обозначением «Right» подойдут для колес, находящихся справа, а с «Left» – для левых;
- ассиметричные шины могут содержать надписи «Inside» и «Outside», которые обозначают внешнюю и внутреннюю сторону. Они указывают на правильное расположение боковых поверхностей относительно автомобиля;
- TL или «Tabelles»– обозначение маркировки для радиальных бескамерных шин. Если такая надпись отсутствует – установка радиальной шины должна быть только с камерой.
От того, насколько правильно установлены радиальные шины зависит не только длительность их срока службы, но и важные ходовые характеристики автомобиля.
Радиальные и диагональные шины для легковых автомобилей уже давно не конкуренты на рынке, и после прочтения нашего небольшого обзора вы поймете, почему это так. Выпускаются для наших автомобилей только радиальные разновидности покрышек, а диагональные заняли место в линейке для грузовых машин. Исходя из этого, можно считать, что говорить о различиях нет смысла, но для любопытных мы проведем данный ликбез.
Структура автомобильной шины в двух словах
Для начала следует освежить в памяти или даже открыть для себя примитивную модель строения шины, не углубляясь в тонкости производства. Этот компонент колеса создается из нескольких слоев резины, каждый их которых несет свою функцию. Если двигаться изнутри, первые слои называются каркасом. Эта часть отвечает за жесткость и форму будущего изделия, содержит в себе текстильную нить, чаще всего синтетическую. Особый способ переплетения нитей и их направление в различных слоях и отличает рассматриваемые виды шин.
Следующие слои резины называются брекером, здесь непосредственно прикрепляется протектор, а значит, эта часть конструкции будет ближе к дороге, и в ее обязанности входит терпеть силовые нагрузки. Чтобы придать ей повышенную прочность, в слои вживляют металлокорд (трос из стальной латунированной проволоки). Он укладывается в определенном порядке (диагональ с большим углом), который практически не отличается в диагональных и радиальных . То есть главным отличием будет внутренние слои, каркас и расположение в них нитей
.
Отличие диагональных шин от радиальных – особенности эксплуатации
У диагональных шин можно отыскать больше минусов, чем у радиальных, разберемся в них подробнее . Хитросплетение волокон каркаса создает напряженность, обязывает к увеличению и четности слоев резины, и мы приходим к тому, что это нагромождение создает трудности для отвода тепла при движении по дорожному покрытию. И если двигаться долго и быстро, да еще при жаре, то вероятность «взрыва» таких шин высока.
Диагональность и многослойность также создают жесткость конструкции, отчего радиальная эластичность таких шин падает, площадь контакта с поверхностью уменьшается, а значит, сцепление с дорогой будет хуже, здесь страдает безопасность движения, особенно при мокрой погоде. Радиальные же позволяют автомобилю быть более управляемым, потому что пятно сцепления с дорогой больше, это же делает износ протектора равномернее.
Шины с диагональным расположением волокна из-за сложности структуры будут тяжелее сами по себе, а вот несущей способностью обладают меньшей по сравнению с радиальными. Также снижается допустимая безопасная максимальная скорость автомобиля. Но нет худа без добра, диагональная шина устойчивей к боковым повреждениям, в то время как порез или прокол сбоку радиальной шины ведет к ее полному списанию. Но этот нюанс не стал судьбоносным, и диагональное переплетение уже практически не встречается в легковых автомобилях.
Радиальные и диагональные шины – секрет плетения волокон
Отличие диагональных шин от радиальных практически напрашивается из их названий. Диагональное расположение нитей в каркасе заключается в том, что от одного обода к другому они проходят по диагонали, то есть под углом к колее движения. Для того чтобы натяжение слоев каркаса между собой было равномерным, и шина не имела перекоса, нужно нити каждого нового слоя направлять вперехлест к предыдущему, на такой же угол, только в другую сторону. Отсюда напрашивается вывод, что слоев должно быть четное количество, чаще всего их 4, иногда встречается и больше.
В радиальных шинах таких сложностей нет, все нити слоев резины в каркасе направлены между ободами строго перпендикулярно направлению движения. Отсюда и независимость слоев друг от друга, потому что они все одинаковые, их нечетность никак не повлияет на баланс. Поэтому количество их варьируется довольно широко. Принципиальное отличие структур мы рассмотрели, остается разобраться, какие же плюсы и минусы несут эти особенности конструкций, и почему легковой автопарк отказался от диагональных шин.
Автомобильные шины предназначены для защиты камеры колеса и обеспечивают требуемое сцепление автомобиля с дорожным покрытием. Раньше для автолюбителей совершенно не было разницы, какие шины использовать для движения на собственном автомобиле. Выбор тогда был не велик и водители приобретали только то, что было. В настоящее время существует два вида покрышек – это радиальные и диагональные шины. Постараемся разобраться, из чего производят покрышки, чем отличается их строение, и какие плюсы и минусы имеют оба вида покрышек.
Особенности строения диагональной и радиальной резины
Перед тем, как сравнивать два вида покрышек, необходимо узнать, из чего состоит современная автомобильная шина. Любая покрышка состоит из нескольких слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Первым слоем называют каркас шины. Он отвечает за будущую форму изделия и придает ей определенную жесткость.
Дальнейшие слои резины плавно переходят в протектор, который и осуществляет контакт колеса с дорогой. Все эти слои называются брекером. Брекер – это та часть резины, на которую приходится большая часть различных нагрузок. Именно поэтому его конструкцию упрочняют при помощи металлических прутьев, которые называются металлокорд.
Стоит отметить, что именно плетение каркаса и отличает два вида покрышек, а также, исходя из этого, расположение слоев резины и металлического корда. В радиальных шинах каркас плетется под углом 90 градусов ко всем слоям резины, а в радиальных под углом, примерно, в 45 градусов.
В диагональных шинах, для того чтобы каркас не разошелся, он укладывается в несколько слоев, каждый из которых идет внахлест предыдущему. Логично предположить, что для удачной конструкции такой покрышки необходимо четное количество слоев, поэтому, чаще всего, их используется четыре.
В радиальных же шинах используется другая технология производства. Нити там укладываются перпендикулярно пути движения , а значит, не нуждаются в дополнительных слоях, укрепляющих конструкцию. Тем не менее, у обоих видов покрышек имеются свои плюсы и минусы.
Видео - Сравнение диагональных и радиальных крупногабартных шин
Плюсы и минусы диагональных моделей
В настоящее время, диагональные шины применяются только на грузовых автомобилях, поэтому особого выбора на рынке шин для легковых авто уже не имеется. Тем не менее, еще остались образцы советской резины, которая когда-то применялась и на легковых автомобилях. Поэтому мы расскажем о ее преимуществах и недостатках, по сравнению с радиальной шиной.
Диагональная шина, из-за многослойности своей конструкции обладает высокой прочностью, которой похвастается далеко не всякая качественная резина. Прежде всего, это касается ее боковин, которым не страшны никакие порезы. Даже если это случалось, такую резину вполне можно было отремонтировать и продолжить ее эксплуатацию, когда радиальная, в этом случае, подлежит обязательному списанию.
Другим плюсом диагональной покрышки можно считать то, что она намного мягче воспринимает ударные нагрузки и создает дополнительную амортизацию при движении по неровностям дорожного покрытия.
Последний плюс диагональной резины заключается в простоте их производства, а значит, они намного дешевле радиальных, что делает их доступными на рынке.
К сожалению, на этом плюсы данной резины заканчиваются и далее идут одни недостатки. Во-первых, диагональная резина совершенно не держит форму, так как в ней должно быть строго определенное давление, чувствительное к изменению нагрузок. В результате, получается , а также нарушается управляемость автомобиля, что сказывается на безопасности движения. Такой недостаток отсутствует у радиальных шин.
Другая проблема диагональных шин – высокая чувствительность к температурным воздействиям. Дело в том, что особенности конструкции такой шины предусматривают постоянное смещение нитей, что влияет на повышение температуры покрышки. Именно поэтому при движении во время жаркой погоды с большой скоростью по трассе можно запросто «взорвать» покрышку.
Диагональные шины имеют более высокий протектор , по сравнению с радиальными покрышками. Дело в том, что высота протектора влияет на звук издаваемый автомобилем при движении по асфальту. Слишком продолжительный гул шины по трассе негативно сказывается на слухе водителя.
Последний недостаток спорный, так как все водители дают различные отзывы, касаемо тех или иных марок покрышек. Он подразумевает увеличение или уменьшение проходимости при установке той или иной резины. Мы же обратимся к законам физики. Чем меньше площадь опоры, тем более сильной давление покрышка оказывает на грунт, а значит, что диагональная резина обладает меньшей проходимостью, чем та, что шире – радиальная. Хотя здесь все зависит от параметров размера резины. Ведь диагональные шины используются для многих грузовых автомобилей, в том числе и машин высокой проходимости, поэтому существуют образцы диагональной резины, которая может дать фору любым радиальным шинам.
Вот и все, что нужно знать о различиях между радиальной и диагональной покрышкой. Надеемся, что данная статья поможет вам сделать правильный выбор