Дизельные генераторы нуждаются в регулярном сервисе и ремонте. Это необходимые условия для максимально продолжительного срока службы. По этой причине следует знать, где приобрести запчасти для дизельных генераторов достойного качества.
Замену расходников и деталей можно проводить самостоятельно или обратиться к профессионалам.
Электростанции на дизельном топливе широко востребованы при строительстве зданий и дорог , в лесопромышленной отрасли, в частных хозяйствах, в качестве источника резервного питания для общественных учреждений и т. д.Какие запчасти для дизель-генераторов предусмотрены для замены?
В процессе эксплуатации дизельного генератора необходимо учесть, какие нужно проводить мероприятия и какие запчасти следует периодически заменять для бесперебойной работы оборудования. Во время проведения технического обслуживания оцените:
- внешний вид деталей, датчиков, частей;
- наличие трещин, сколов, вмятин, повреждений;
- наличие грязи, копоти, нагара на поверхностях;
- герметичность и, по возможности, компрессию.
Мероприятия зависят от количества часов, которые отработал генератор. Общепринятые названия технического осмотра носят названия ТО-1, ТО-2, ТО-3.
Следует регулярно заменять запчасти и проверять работоспособность систем. Мероприятия при проведении обслуживания генератора:
- замена масла;
- замена масляного фильтра;
- контроль уровня антифриза, замена или заливка при необходимости;
- контроль уровня электролита и его плотности, замена или заливка при необходимости;
- замена топливного фильтра;
- замена воздушного фильтра;
- замена ремня привода вентилятора;
- замена свечей накаливания;
- замена электрических и крепежных соединений;
- замена турбокомпрессора;
- замена стартера.
Где искать и покупать запасные части?
Для профилактических и ремонтных работ необходимо иметь универсальный набор инструментов и ключей, а также качественные запчасти и расходные материалы.
Важно серьезно подойти к выбору поставщиков деталей и расходников. Все заменяемые материалы и жидкости должны соответствовать техническим требованиям, которые указывает производитель генератора.
Покупка в специализированных магазинах розничной сети не только не убережет от подделок, но и обойдется дороже приобретения запчастей через интернет.
При выборе интернет-магазина необходимо оценить его надежность, ознакомиться с отзывами, условиями поставки, гарантии и возврата.Нюансы использования каталогов запчастей
При покупке запчастей и расходных материалов в интернет-магазине товар следует найти в каталоге. Он представляет собой структурированную базу запасных частей для генераторов, в которой детали возможно сортировать по типу генератора, его марке, производителю запчастей, цене.
Интернет-каталоги содержат в себе следующие категории запчастей и расходных материалов:
- Оригинальные детали и расходники . Поставляются заводами-производителями. Выпускаются непосредственно для конкретной марки дизельного генератора. Характеризуются высокой стоимостью. Поиск упрощается наличием идентификаторов. Оригинальные узлы и детали могут производить только заводы, имеющие лицензию. Оригиналы сопровождаются всей необходимой комплектацией – болтами, шайбами, гайками.
- Аналоговые запчасти и расходники . Изготавливаются предприятиями для оборудования в соответствии с его техническими характеристиками. Высока вероятность несоответствия детали. Чаще всего заводы, которые производят аналоговые запчасти, экономят на материалах. Следует убедиться в наличии сертификатов качества. Основным преимуществом аналогов является относительно низкая цена.
Масла, антифриз, электролиты также не требуют строгого соответствия марке агрегата. Дизельное топливо для генератора также нуждается в тщательном подборе.
Дизельные генераторы рассчитаны на долгий период применения, и как любой двигатель, работающий по принципу внутреннего сгорания, нуждается в моторном масле. Благодаря ему происходит смазывание внутренних механизмов, что продлевает срок службы и уменьшает износ двигателя. Без использования смазочных материалов двигатель перестанет функционировать. Данный процесс обслуживания необходим для всех видов генераторов, в независимости от мощности или изготовителя.
Оптимальный выбор масла
Для правильной работы и продления срока службы двигателя генератора следует подбирать качественное масло. Моторный тип, предназначенные для работы генератора, делятся на 3 группы:
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические.
Большинство производителей советуют применять только минеральные масла. Для обозначения качества и сферы его использования существует классификация - API. Для разных видов двигателей применяется разная маркировка: для дизельных - С, для бензиновых - S. При выборе масла нужно учитывать такое свойство, как вязкость. При низких температурных показателях топливо становиться вязким, из-за чего генератор может не запуститься. При более высоких температурах, оно наоборот становится более жидким. Вследствие этого ухудшается качество смазки деталей. Покупая масло, нужно подбирать оптимальный вариант, который устойчив к разным температурным показателям. Различают 3 вида масел — летние, зимние и всесезонные. Каждый из указанных видов обладает своей маркировкой. В инструкциях к генераторам, как правило, указываются подходящие масла https://energoone.com.ua/category/dizelnyye-generatory
Основные правила замены масла
Разные модели энергенераторов имеют конструкционные и типовые различия. Но, все они обладают аналогичными правилами обслуживания:
- замену масла следует проводить каждые 200-400 часов работы. Более точную периодичность нужно смотреть в описании к продукту;
- в генератор нужно заливать только масло, указанное в инструкции. Если информации нет, в таком случае следует обратиться к производителю или в магазин, где был приобретен генератор, например, на сайт http://energoone.com.ua/category/generatory. Не рекомендуется заливать масло, предназначенное для авто или генераторов на бензине;
- перед каждым включением, необходимо проверять уровень масла. Если он ниже допустимого предела, следует залить новое. При правильной работе допустимая потеря составляет 100 гр на 100 часов. В случае больших растрат необходимо обратиться к специалисту для детального технического осмотра;
- не следует смешивать разные виды масел, так как в таком случае теряются их смазочные свойства;
- при каждой замене обязательно должна быть проведена установка нового фильтра;
- перед переходом на новое масло надлежит провести промывку двигателя. Данные действия можно осуществить при помощи специальной жидкости либо при использовании небольшого количества нового масла;
- заливая или доливая новое топлива, нужна обязательная проверка его уровня в двигателе.
Существует определенный порядок замены смазочных веществ в генераторе:
- снять крышку, слить отработанное масло;
- промыть двигатель при необходимости;
- поставить новый фильтр, закрыть пробку для слива;
- залить новое масло, провести проверку уровня, запустить двигатель для прогрева.
Не нужно пренебрегать качеством масла для дизельного генератора. Из-за продукта ненадлежащего качества в генераторе могут возникнуть повреждения. Главное: вовремя менять масло, соблюдать его сезонность и следить за его уровнем в двигателе. Выполнение этих простых правил существенно увеличит срок службы вашего генератора.
Гарантией долгой работы любого двигателя является масло, которое надежно защищает его внутренности от износа. Дизельные генераторы служат дольше при использовании качественного.
Многие фирмы-производители в паспорте к установке указывают рекомендуемое масло или набор характеристик, которые должны быть ему присущи. От этих характеристикам зависит и использование того или иного типа масла для ДГУ.
Классификация моторных масел
Моторные масла по своему качественному составу делятся на:
- для дизельных генераторов – С;
- для бензиновых генераторов – S;
- комбинированные для бензинового и дизельного мотора SG/CD.
Для дизельных двигателей используют масла с определенным набором качеств, который обозначается латинскими буквами. Масла с низким качеством обозначатся начальными буквами алфавита (СА, СВ,СС) и не рекомендуются к использованию в ДГУ.
Хорошее масло для ДГУ обозначается буквами CD (11), СЕ и CF (4). Цифры рядом с CD – масло для работы с двухтактными дизельными двигателями, а при CF – для четырехтактных моторов. Такая система определений установлена по международной классификацией Американского института нефти (API).
Вязкость – показатель качества масла для ДГУ
На качество масла так же влияет и его вязкость: с увеличением температуры вязкость уменьшается, а с понижением – увеличивается. ДГУ в мороз будет запустить труднее, поскольку масло в моторе становится вязким и густым. Поэтому разработаны варианты масел для различных времен года: летние, зимние, а так же универсальные.
Моторное масло, как и дизельное топливо, нужно использовать в свое время года и оперативно его заменять, при необходимости на другое. Можно использовать круглый год универсальное, не изменяющее свое вязкости и жару и в холод, но специалисты рекомендуют использование сезонных. При эксплуатации в экстремальных условиях, если, например, дизельный генератор 50 кВт установлен на улице и зимой лучше использовать сезонное.
По международной классификации Общества автомобильных инженеров (SAE) используются следующие обозначения:
- летние (плюсовая температура): SAE 20, 30, 40;
- зимние (минусовая температура): SAE0W;
- универсальны (при любых температурах): SAE 15W40, SAE SW20, SAE 20W50.
По составу сырья масла бывают синтетические и натуральные. Что касается выбора конкретной марки масла, то все зависит от личных предпочтений и бюджета. Поскольку на рынке масел для ДГУ представлены уже всем хорошо известные и зарекомендовавшие себя производители, то выбор осуществить не так сложно, главное, чтобы подходили характеристики выбранного масла.
Своевременная смена масла и масляных фильтров, его дозаливка, качество и правильный подбор сохраняет двигатель ДГУ и продляет срок его службы.
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Для обеспечения долговечности и надежного пуска двигателя необходимо использовать масла, соответствующие по уров-ню эксплуатационных свойств его конструкции, а по вязкости — температурам окружающей среды.
Вязкость — свойство масла, связанное с внутренним трением между его слоями. Она умень-шается с ростом температуры масла и наобо-рот. Диапазон рабочих температур всесезонных моторных масел составляет от -35°С (холодный пуск зимой) до +15°-180°С (температура масла в поддоне картера двигателя летом при его работе с полной нагрузкой), что приводит к измене-нию вязкости в сотни раз. Если она будет слиш-ком низкой при высоких температурах, прочность масляной пленки между трущимися по-верхностями и давление в системе смазки будут недостаточными. Это приведет к увеличению износа пар трения. Чрезмерно высокая вязкость при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не прокрутит коленвал, будет невозможен пуск двигателя. Возможно также масляное "голодание" на первых минутах его работы из-за того, что масло не будет прокачиваться по системе смазки.
Температура масла в двигателе зависит от температуры окружающего воздуха и конструкции ДВС. Чем теплее на улице, тем больше оно нагрето, несмотря на то, что температура охлаждающей жидкости в двигателе поддержи-вается в определенных пределах.
В связи с вышеперечисленным масла разбиты на классы по вязкости (см. ниже), для каждого из которых рекомендуются определенные температурные диапазоны применения, несколько различающиеся для разных моделей двигателей.
Зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигате-ля при низких температурах. Они не обеспечивают надежного смазывания двигателя в лет-них условиях эксплуатации.
Летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостными свойствами зимних, а при высоких — летних масел. Для достижения таких вязкостно-температурных характеристик маловязкие масла загущают специальными присадками, позволяющими им меньше "разжи-жаться" при высоких и "густеть" при низких тем-пературах. Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными, так как нет необходимости заменять их при наступлении другого сезона. Кроме того эти масла могут обладать энергосберегающими свойствами.
Эксплуатационные свойства (их уровень) определяют возможную область применения масла (тип и степень форсирования двигателя). К ним относятся: противоизносные, моюще-диспергирующие, антиокислительные, антикоррозионные и энергосберегающие и другие свойства.
Вид масла зависит от его основы (базового масла), в которую вводятся пакеты присадок для улучшения эксплуатационных свойств. В качестве базовых масел используются мине-ральные (полученные переработкой нефти), синтетические (полученные путем органичес-кого синтеза природного газа), а также их смесь. Соответствен-но моторные масла подразделяются на минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic) и частично синтетические (Semi Synthetic) — в обиходе полусинтетические. Минеральные имеют невысокую стоимость при приемлемых эксплуатационных качествах, но относительно узкий температурный диапазон применения. Большую стоимость "синтетики" определяет сложность технологических процессов его изготовления, но этот вид масла обладает лучшими свойствами, прежде всего малым изменением вязкости от температуры. Частично синтетические масла являются компромиссом между названными выше видами, имея лучшие свойства, чем минеральные, при более низкой цене, чем "синтетика".
Классификация моторных масел.
А) Классификация моторных масел по ГОСТу 17479.1-85
Разделяет масла на классы по вязкости и группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств.
По вязкости ГОСТ подразделяет масла на следующие классы:
Летние - 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 (цифра ука-зывает вязкость масла в мм2/с: чем она больше, тем выше вязкость);
Зимние — 4, 5, 6;
Всесезонные — имеют двойное обозначение: первая цифра указывает на зимний класс, которому соответствуют низкотемператур-ные характеристики масла, вторая — на летний: 33/8, 43/6, 43/8, 43/10, 53/Ю, 53/12 (буква "з" рядом с цифрой указывает на то, что масло загущено присадками). Группы по эксплуатационным свойствам обозначаются буквами русского алфавита от А до Е (свойства масел улучшаются от А к Е) с индексами: 1 — для бензиновых двига-телей, 2 — для дизелей. Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей. Если указаны две буквы, то численный индекс первой указывает на тип двигателя, в котором предпочтительнее использо-вать масло.
Пример обозначения моторного масла по ГОСТу: М-63/12-Е1Д2.
Б) Классификация SAE.
Классификация по SAE определяет применение масла в двигателе внутреннего сгорания с учетом температуры наружного воздуха.
Классификация SAE J-300DEC99 Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers) разделяет моторные масла по вязкости на 6 зимних и 5 летних классов. Зимние имеют в обозначении букву W (с англ. Winter — зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость относящихся к нему масел.
Зимние классы: SAE OW, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W;
Летние классы: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. п.
Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости при 100°С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость при низких температурах. Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре(см. приложенную таблицу). Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS). Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой температурой безопасного пуска двигателя.
Буквы "HTHS" в таблице расшифровываются как High Temperature High Share Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре. Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет несколько диапазонов вязкости, т.е., отвечает требованиям к вязкости в определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.
Классификация по API определяет качество основы масла, насколько основа чиста от разного рода примесей, от чего зависит количество оставшегося нагара на деталях мотора при сгорании этого масла.
Классификация моторных масел API была создана и совершенствуется в сотрудничестве API (American Petroleum Institute), ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE. Она определяет пределы различных параметров (в частности, чистоты поршня, износа поршне-вых колец и т.д.) с помощью различных испытательных двигателей.
Классификация API (Американский институт нефти) подразделяет моторные масла на две категории:
S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомо-билей, микроавтобусов и пикапов;
С (Commercial) — для дизелей коммерческих авто-1 транспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники, двигателей дизель-генераторов.
Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или С) ука-зывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств. Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.
Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих ка-тегорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) и должны обеспечивать экономию топлива не менее 0,9-2%.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (СО-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2,CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителем автомобилей.
Классификация моторных масел API разделена на две группы:
1. Моторные масла для бензиновых двигателей.
Моторные масла длябензиновых двигателей,где действуют классы SE, SF, SG, SH и SJ.
SE Класс масел для бензиновых двигателей 1972-1980 гг. выпуска.
SF Моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.
SG Масла данного класса обладают еще более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продле-вают срок службы двигателя. Соответствуют требо-ваниям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.
SH Этот класс был введен в 1993 г. Испытания и пре-дельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более требовательная.
SJ Новый класс масел, введенный в 1996 г. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.
2. Моторные масла для дизельных двигателей.
Моторныемасладлядизельныхдвигателей,где действуют классы СС, CD, СЕ, CF, CG и СН.
СС Класс масел для двигателей с легким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
CD Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
СЕ Класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
CF Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей с турбонаддувом.
CF-2 Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназ-начены для двухтактных дизельных двигателей.
CF-4Улучшенный класс масел, заменяющий класс СЕ.
CG-4 Класс масел, предназначенных для высоконагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта.
СН-4 Новый класс масел, предназначенных для тяжелого транспорта.
Европейская классификация АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей)
АСЕА - Ассоциация европейских производителе автомобилей - разработала классификацию моторных масел, которая лучше отвечает требованиям современны европейских автомобилей и условиям их эксплуатации. Она предъявляет более жесткие, чем API, требования к маслам. Классификация АСЕА разделена по типу двигателя на три основные группы: бензиновые двигатели, дизельные двигатели легковых автомобилей и дизельные двигатели тяжелого транспорта.
Содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям (см. таблицу).
А — для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и АЗ-98);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, ВЗ-98 и В4-98);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96, Е4-99 и Е5-99).
Последние две цифры указывают год последнего утверждения класса.
Классы обозначаются следующим образом:
Бензиновые двигателиА1, А2 и АЗ
Дизели легковых автомобилейВ1, В2, ВЗ и В4
Дизели тяжелого транспортаЕ1, Е2, ЕЗ, Е4 и Е5
Цифра после буквы показывает уровень требований данном классе. Чем выше цифра, тем выше требования класса. Исключение составляют, однако, масла классе А1 и В1, которые позволяют сокращать расход топлива, обладают небольшой вязкостью.
Д) Классификация ССМС
Классификация ССМС - Комитета производителей автомобилей стран Общего рынка - была официально отменена в1996 г. и ее заменила новая классификация АСЕ Классификация ССМС еще встречается справочниках и рекомендациях по использованию масел для старых моделей автомобилей. Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей и пикапов, обозначены буквой G, а масла, предназначенные для дизельных двигателей - буквами PC. Моторные масла для дизельных двигателей тяжелого транспорта обозначены буквой D.
Характеристики масел.
Плотность и удельный вес
Плотность вещества - это соотношение его массы к объему (кг/м3).
Удельный вес - соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.
Вязкость
Вязкость - это величина, которая характеризует текучесть жидкости. Вязкость зависит от температуры. Вязкостных единиц множество. Кинематическую вязкость в т.н. технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ (м2/с) или (мм2/с). Когда величину кинематической вязкости умножают на показатель плотности масла в температуре измерения, получают динамическую вязкость, единицей которой в технической системе является Пуаз (П). В системе СИ динамическую вязкость измеряют в Паскаль-секундах (Пас) или (Нс/м2).
Индекс вязкости
Он характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при колебании температуры.
Температура вспышки
При повышении температуры из масла выделяются пары, которые при поднесении открытого огня вспыхивают. Эта температура называется температурой вспышки, которую можно измерять либо в открытом (Cleveland), либо закрытом тигле (Pensky-Martens).
Температура застывания
Температура застывания - это самая низкая температура, при которой масло еще полностью не потеряло текучесть при наклонении пробирки, в которой его охладили. Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.
Число нейтрализации
В зависимости от базовых масел и присадок, а также эксплуатационных условий, в результате окисления в смазочных маслах содержатся кислотные и/или щелочные продукты. Общее щелочное число (TBN) или общее кислотное число (TAN) анализируются в лабораторных условиях. Величина этих показателей характеризует количество тех щелочных/кислых продуктов, которое требуется для нейтрализации масла. Кислотное число измеряется в (мг КОН/г) (миллиграмм гидроокиси калия на грамм масла).
БАЗОВЫЕ МАСЛА.
Минеральные масла.
Хорошее минеральное масло является надежным сырьем смазочных масел. Оно обладает стабильными свойствами в частности стабильной растворимостью присадок эффективностью их действия, а также меньше изнашивает прокладки и сальники, особенно старого образца (т.н. сальниковые набивки). В нормальных эксплуатационных условиях смазочные свойства минеральных масел вполне достаточны при условии выбора подходящей вязкости. Однако, на базе минерального масла трудно, а иногда и невозможно разработать смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах. Вырабатывается из нефтепродуктов.
Частично синтетические масла (полусинтетика).
Свойства минеральных масел можно улучшать заменой части минерального масла на синтетические компоненты. Таким образом, можно производить обладающие хорошими свойствами при низких температурах круглогодичные масла, которые трудно производить на базе одного только минерального масла. Основа - минеральное масло.
Синтетические масла.
С помощью синтетических базовых масел можно улучшить свойства смазочных материалов. Однако само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие свойства, для обеспечения хорошего качества требуется очень внимательный подбор компонен-тов и оптимизация их смеси. Поэтому возможна весьма большая разница в стоимости "однотипных" синтетических масел.
Синтетические масла позволяют достичь следующих свойств:
Отличные свойства при низких температурах, в т.ч. легкий запуск двигателя и смазка в холодных условиях.
Отличные свойства при высоких температурах, в частности,стабильностьпротивокисления,низкая летучесть и расход масла.
Масло вырабатывается из природного газа.
ПРИСАДКИ
С помощью только базовых масел невозможно достичь всех тех свойств, которые современное оборудование и механизмы требуют от смазочных масел. В связи с этим к ним добавляют специальные присадки, которые улучшают свойства высококачественных базовых масел. Однако, необходимо помнить, что даже самые хорошие присадки не способны превратить низкокачественные базовые масла в высококачественные смазочные материалы.
ОСНОВНЫЕ ПРИСАДКИ
Антиокислительные присадки приостанавливают реакцию окисления и исключают каталитическое воздействие примесей на металлические поверхности. Окисление - это цепная реакция, где как продукты окисления, так и примеси, загрязняющие масла, ускоряют реакцию.
Моющие присадки (детергенты и дисперсанты) очищают двигатель.
Дисперсанты не позволяют загрязнениям собираться в комки.
Противокоррозийные присадки обеспечивают образование на металлических поверхностях пленки, предотвращающей коррозию.
Противоизносные присадки образуют на смазывае-мых поверхностях пленку, предотвращающую непосред-ственное соприкосновение металлических поверхностей.
Противозадирные присадки образуют вместе со смазываемыми металлическими поверхностями химическую пленку, которая эффективно предотвращает задиры. Противопенные присадки предотвращают вспенива-ние масел за счет снижения поверхностного напряжения, при этом образующиеся воздушные пузыри легко лопаются.
Присадки, снижающие температуру застывания, предотвращают слипание парафиновых кристаллов и застывание масла.
Присадки, улучшающие индекс вязкости - это высокомолекулярные полимеры, которые замедляют повышение вязкости при понижении температуры.
СКЛАДИРОВАНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ СО СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
Транспортировочная тара должна быть чистой и без воды. Например, бочки лучше хранить на боку или вверх дном, при этом на крышке вода не накапливается и пониженное давление, вызванное колебанием температуры, не может всасывать воду в тару.
Эмульсионные масла, в т.ч. смазочно-охлаждающие жидкости, следует транспортировать и складировать при температуре выше 0°С. Также рекомендуется, чтобы консистентные смазки складировались при температуре выше 0°С.
При транспортировке и складировании смазочных материалов необходимо соблюдать принципы охраны окружающей среды, а также инструкции и указания властей.
Отработанное масло относится к экологически вредным отходам.
Моторные масла для газовых двигателей.
Во многих странах использование газового топлива получает все более широкое распространение благодаря его невысокой стоимости по сравнению с дизтопливом и бензином. К тому же, по сравне-нию с последними, газ обладает еще целым рядом преимуществ:
Химическим составом, обеспечивающим мень-шее содержание двуокиси углерода (СО2) в про-дуктах сгорания, что положительно сказывается на экологии;
Не разжижает и меньше загрязняет частицами сажи моторное масло, что позволяет увеличить пробег между его заменами;
Высокой стойкостью к детонации, что практиче-ски исключает ее вредное воздействие на дета-ли двигателя. Октановое число у газового топли-ва составляет более 100 единиц.
Однако у двигателей, работающих на газовом топливе, имеется и ряд недостатков:
Отработавшие газы содержат большее количе-ство водяных паров, чем в двигателях на жид-ком топливе. Поэтому моторные масла, особен-но некоторые синтетические, должны обладать достаточной водостойкостью;
При сгорании обедненных газовоздушных смесей в отработавших газах возрастает содержание оксидов азота, поэтому масла должны обла-дать достаточной стойкостью к их воздействию (нитрированию);
Особенности смесеобразования повышают чувствительность к образованию в камере сго-рания отложений сгоревшего масла (зольных отложений). Поэтому содержание металлорганических присадок (сульфатная зольность), да-ющих эти отложения у масел для газовых дви-гателей, должно быть ниже.
При выборе моторного масла следует ориентироваться на спецификации (рекомендации) производителя, изложенные в инструкции по эксплуатации.
Желательно также принимать во внимание следующее:
Перечень марок масел, допущенных к применению производителем, посто-янно изменяется. Получают допуск новые марки, некоторые масла его теряют;
Применять масло с более высоким уровнем свойств, чем указанный производителем, не всегда целесообразно. Как пра-вило, стоимость такого масла выше и ком-плекс его свойств несколько иной, что может отразиться на надежности работы элементов системы смазки;
Температурный диапазон применения, указан-ный на упаковке масла, носит лишь рекомен-дательный характер;
Не стоит ориентироваться на цвет масла. Большинство вводимых в него присадок дела- ют его более темным;
Замену масла необходимо производить в сроки, установленные производителем;
Для ДГУ со значительной наработкой замену масла производить чаще, так как условия его работы в изношенных двигателях бо-лее жесткие (прорыв раскаленных газов в картер из-за увеличенных зазоров между пор-шнями и цилиндрами и т. д.).
Смену масляного фильтра проводят вместе с заменой масла. При использовании топлива сомнительного качества и большой наработкой в запыленной местности желательно заменять его чаще, чем масло (в разумных преде-лах). Большое количество продуктов неполно-го сгорания топлива и пыли из воздуха может вывести фильтр из строя раньше времени;
Быстрое (через 4-5 моточасов) изменение цвета масла в двигателе (масло “почернело") не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств. Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное мо-торное масло смывает различные отложения в двигателе (нагар, лакообразные отложения и т.п.) и накапливает в себе продукты непол-ного сгорания топлива. Такой двигатель необходимо промыть;
Нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло, а также доливать минеральное в синтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой "долив" допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или ав-тосервиса, где смесь, находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло;
Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель. Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы. По результатам исследований ЦНИИ Морского фло-та, проводимых с целью изучения возможности "дозаправки" судов маслами в различных портах, даже если они совместимы, то после работы в двигателе не могут смешиваться без потери свойств;
Если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качест-во, промывку двигателя проводить не надо;
Если неизвестно, какое масло заливал прежний владелец ДГУ, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом. В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстро-му засорению фильтра системы смазки;
Добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие, что неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Это связано с тем, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс;
В непрогретом до рабочей температуры масле присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов неполного сгорания топлива, что вызывает усиленный коррозионный износ поршней, их колец и цилиндров. Под нагрузкой двигатель ДГУ прогревается быстрее. По-этому в холодное время его прогрев "на мес-те" следует производить не менее 3-5 мин на холостом ходу, потом подать нагрузку небольшими порциями, постепенно ее увеличивая до номинальной до полного прогрева двигателя.
Слишком частых холостых запусков двигателя и повторяющихсяхолодных запусков следует избегать, так как они вызывают чрезмерное разжижение масла топливом и, таким образом, будет требоваться более частая замена масла и будет происходить понижение температуры вспышки до опасного уровня.
В Москве и Московской области рекомендуется использовать зимой масла классов вязкости SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE10W-30, SAE10W-40. Однако, это весьма общие рекомендации, кото-рые не учитывают все условия эксплуатации, конструкцию и состояние двигателя.
ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА
Для нормальной работы двигателя масло необходимо менять либо через 250 часов работы, либо ежегодно в зависимости от режима работы.
Так как масло имеет тенденцию менять свой состав и стареть, важно соблюдение нижеследующих параметров при замене масла:
1.Вязкость масла не должна превышать10cSt при t= 100°C.
2.При замене масла количество старого должно менее 50%.
3.Температура вспышки масла должна превышать 180°C.
6.Забор образцов масла должен производиться со среднего уровня маслоотстойника двигателя.
Промывка системы смазки двигателя.
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость промыть систему смазки. При этом важно правильно выбрать средство и соблюдать правила его применения.
Моторное масло обладает моющими и дис-пергирующими свойствами, достаточными, чтобы смывать образующиеся на деталях двигателя отложения и не давать им выпасть в осадок.
Но в перечисленных ниже случаях таких "способностей" масла может не хватить, и в масляных каналах, а также на внутренних поверхностях двигателя начнут образовываться отложения. Чтобы свежее моторное масло сразу после заливки не загрязнилось и отработало положенный срок, желательно промыть двигатель.
Когда надо промывать систему смазки.
Несвоевременная смена масла. При наработке моточасов на 10-15% больше, чем рекомендовано производителем, присадки в масле, обеспечивающие чистоту двигателя, уже сработались и он начнет загрязняться.
Приобретение подержанной электростанции.
Новый владелец не может достоверно определить, заливалось ли необходимое для данного двигателя моторное масло, своевременно ли проводилась его замена и, соответственно, насколько загрязнена система смазки. Если по ка-ким-то причинам промывка двигателя новым хозяином не проводилась, ему желательно обра-тить внимание на цвет вновь залитого масла. Если оно потемнело после 4-5 часов работы ДГУ, то система смазки значительно загрязнена и требует промывки.
Вынужденный долив (более 20% объема) масла другой марки.
Продукция разных производителей не всегда совместима, особенно когда в работавшее масло доливают свежее, но имеющее другой состав. В таком "коктейле" присадки могут выпасть в осадок, что по-мимо загрязнения приведет к резкому ухудшению способности смеси противостоять износу двигателя.
Если нет того масла, что вам надо, а долив необходим, лучше приобрести масло того же производителя — там, как правило, аналогичный пакет присадок, но в других количествах. Желательно, чтобы основа (минеральная, частично синтетическая или синтетическая) была, как у масла в двигателе. Из всех возможных вариантов наихудшим является долив "минералки" в систему смазки с "синтетикой". В “синтетике” растворимы не все присадки, которые могут присутствовать в “минералке”.
В крайнем случае можно купить масло другого производителя, имеющего ту же основу с аналогичным уровнем эксплуатационных свойств (по классификации API, ACEA).
Вязкость приобретаемого масла (по классификации SAE) должна быть не меньше, чем у залитого в двигатель или допускаемого производителем для данной температуры окружающего воздуха. Иначе в режиме высоких нагрузок малая вязкость может привести к повышенному износу. Слить содержимое системы смазки необходимо при первойже возможности, и перед залив-кой свежего масла промыть двигатель.
Попадание охлаждающей жидкости (ОЖ) в масло происходит из-за негерметичности системы охлаждения. Ее признаком является белесая эмульсия на щупе. Чаще всего при-чиной этого является повреждение прокладки головки блока цилиндров. Даже в небольших количествах антифриз наносит значи-тельный ущерб моторному маслу. Вода и этиленгликоль, содержащиеся в ОЖ, вызывают слипание (коагуляцию) загрязнений, разложение (гидролиз) присадок и ускоренное окисление (старение) масла. Поэтому его работоспособность резко ухудшается, а слипшиеся частицы осадка могут забить сетку маслоприемника, что приведет к масляному "голоданию" двигателя. Двигатель с такой неисправностью лучше не эксплуатировать (по возможности), и после устранения негерметичности промыть систему смазки.
Заливка некачественного масла (подделки).
Основными проявлениями такой ситуации являются:
сильное почернение масла после 4-5 моточасов работы ДГУ при уверенности в чистоте системы смазки;
черный налет на внутренней поверхности клапанной крышки;
повышенный расход масла;
появление сизого дыма из выхлопной трубы;
снижение мощности (двигатель хуже "тянет"). Это вызвано тем, что нагар лишает подвижности поршневые кольца уже через 10 - 15 моточасов работы, что снижает компрессию (давление в цилиндре в конце такта сжатия).
При появлении любого из этих симптомов необходимо немедленно слить суррогат и промыть систему смазки.
Средства для промывки двигателя
Имеющиеся в продаже средства для промыв-ки двигателя можно разбить на две группы.
Добавки в старое масло:
"пятиминутки", промывающие систему смазки при работе двигателя на холостом ходу в течение 5-10 мин. Из-за короткого промежутка времени не все отложения мо-гут быть смыты;
позволяющие эксплуатировать ДГУ 8 - 10 моточасов до замены масла. Это, как прави-ло, маловязкие жидкости, снижающие вяз-кость моторного масла. При их использовании нежелательно давать двигателю высокие на-грузки, так как из-за сниженной вязкости масло хуже проти-востоит износу.
Такие добавки лучше не использовать.
Промывочное масло, заливаемое вместо отработавшего масла, рассчитано на:
кратковременную работу двигателя (до 15 мин) только на холостом ходу. Масло, даже в предварительно прогретом двига-теле может не достигнуть температуры 70-80°С, необходимой для эффективной промывки си-стемы смазки;
непродолжительная работа (20 - 30 мин) при небольшой нагрузке на двигатель. Это позволяет достаточно прогреться промывочному маслу — чем выше темпера-тура, тем лучше промывается система.
Внимание! При попытке промывки двигателя с большой наработкой есть вероятность перекрытия масляных магистралей оторвавшимися фрагментами коксовых масс, что может повлечь выход из строя поршневой системы.
Все промывочные средства универсальные - используются как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.
Сливать старое масло лучше из двигателя, полностью прогретого. Держать открытым сливное отверстие желательно не менее 5 мин. Дизель-генератор при этом должен быть расположен горизонтально.
Перед промывкой лучше заменить масляныйфильтр,так как промывочное масло растворит име-ющиеся в нем загрязнения и будет менее эффективно. Фильтр для промывки можно приобрести самый дешевыйиз имеющихся в про-даже, поскольку он будет выполнять только роль заглушки.
При использовании промывочного средства необходимо строго соблюдать инструкцию. Если она не на русском языке, то от приобретения такой "промывки" лучше отказаться.
К промывке двигателей с гидрокомпенсаторами и гидронатяжителями, по мнению специалистов, никаких особенных требований нет.
Дизельный генератор, как и бензиновый, нуждается в использовании определённых смазочных материалов. Ведь в процессе функционирования детали двигателя обязаны располагать эффективным лубрикантом. В противном случае ресурс генератора выйдет достаточно быстро. Любой производитель настоятельно рекомендует использовать масло, идеально подходящее к условиям эксплуатации оборудования.
Техническое обслуживание дизельного генератора можно осуществлять, как самостоятельно, так и доверить его специалистам. Одной из важнейших процедур технического обслуживания является своевременная замена масла и масляных, воздушных фильтров. В случае, если она выполняется систематически, можно с уверенностью говорить о длительной и беспроблемной эксплуатации оборудования.
Минеральное масло в чистом виде в генераторах не используется. Действительно, синтетические аналоги располагают весьма эффективными присадками, обеспечивающими более ярко выраженные преимущества:
- улучшенные смазочные свойства;
- сохранение необходимой вязкости при высоких температурах;
- отсутствие загустевания при низких температурах и т.д.
В процессе эксплуатации генератора часть масла сгорает, часть деградирует в результате систематического воздействия со стороны генератора. То есть, замена масла – это процедура регулярная. Она не должна осуществляться время от времени.
Период замены масла зависит в полной мере от характера эксплуатации.
За основу взята маркировка, которая была введена институтом нефти США. Так, литера «С» применяется для обозначения масла для дизельных генераторов. Литера «S» — масло для бензиновых аналогов.
Помимо этого в названии могут содержаться дополнительные буквы. Они указывают на использование конкретных присадок для улучшения характеристик технической жидкости.
Завершает название цифра. Цифра используется для обозначения типа двигателя – двухтактный или четырёхтактный.
Помимо всего вышеозначенного, важно понимать, что масла для дизельных генераторов могут различаться по сезону: летние, зимние и всесезонные. К летним можно отнести такие наименования масел, как SAE30, SAE40. К зимним: SAE0W и т.д.
Конечно, рынок предоставляет и всесезонные масла. Однако не будем забывать о том, что профессионалы в сфере обслуживания дизельных генераторов всё же рекомендуют выбирать масло под конкретный сезон. В этом случае оборудование окажется под максимальной защитой.
В видео демонстрируется процедура замены масла в дизельном генераторе: