Дизельное топливо. Свойства.
Дизельные двигатели на единицу произведенной работы вследствие более высокой степени сжатия расходуют на 20-25% меньше топлива, чем бензиновые.
Это преимущество явилось основной причиной широкого использования автомобилей с двигателями, работающими на дизельном топливе.
Основными эксплуатационными свойствами дизельного топлива является его испаряемость, воспламеняемость, прокачиваемость, вязкость, температура помутнения, температура застывания, склонность к образованию отложений и нагара, его коррозионное действие.
1. Испаряемость дизельного топлива определяется фракционным составом.
При высоком содержании легких фракций увеличивается скорость сгорания топлива, но двигатель из-за снижения вязкости топлива работает более жестко. Температура выкипания (перегонки) 50% топлива характеризует его пусковые свойства (при использовании дизтоплива с более низкой температурой выкипания облегчается запуск двигателя).
Температура выкипания 95% топлива свидетельствует о содержании в нем тяжелых фракций, ухудшающих смесеобразование и влекущее неполное сгорание топлива.
2. Воспламеняемость – способность топлива загораться в камере сгорания цилиндра без воздействия постороннего источника зажигания.
Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания, происходит не сразу, а по истечении определенного периода, который называется периодом задержки самовоспламенения . В период задержки самовоспламенения топливный насос продолжает подачу топлива в камеру сгорания. Чем продолжительней этот период, тем больше топлива накапливается в цилиндре к моменту самовоспламенения. Это вызывает при самовоспламенении топлива резкое нарастание давления в цилиндре, которое сопровождается глухими стуками и нередко приводит к преждевременному износу подшипников и шеек коленчатого вала (двигатель работает жестко).
Для обеспечения нормальной работы двигателя требуется использовать топлива с оптимальной длительностью периода задержки воспламенения, который оценивается цетановым числом. Цетановое число определяют на одноцилиндровом двигателе так же, как и октановое число, сопоставляя самовоспламеняемость испытуемого и эталонного топлив. В качестве эталонных топлив приняты два углеводорода: цетан и альфа–метилнафталин. Цетан легковоспламеняющийся, цетановое число по нему принято за 100; альфа–метилнафталин самовоспламеняемость имеет плохую (цетановое число принято за 0 единиц).
3. Цетановое число
дизельного топлива численно равно проценту (по объему) содержания цетана в смеси с альфа–метилнафталином, которая по самовоспламеняемости равноценна данному топливу.Чем ниже цетановое число, тем больше период задержки самовоспламенения. Поэтому применение дизельных топлив с цетановым числом менее 45 единиц приводит к жесткой работе двигателя.
С повышением цетанового числа процесс сгорания протекает более плавно, двигатель работает экономично и не так жестко. Но с цетановым числом более 50 единиц топливо в цилиндре воспламеняется, не успев распространиться по всей камере сгорания и перемешаться с воздухом: в результате происходит неполное сгорание, снижается мощность и увеличивается расход топлива.
4. Прокачиваемость дизельного топлива по топливной системе, главным образом через фильтры грубой и тонкой очистки, оценивается вязкостью, температурами помутнения и застывания, содержанием механических примесей и воды. Фильтры грубой очистки задерживают механические частицы размером более 50-60 мкм, тонкой-более2-5 мкм.
5. Вязкость дизельного топлива в большей степени определяет качество распыливания топлива и смесеобразования.
Вязкость регламентируется действующими ГОСТами на дизтопливо при температуре 20°С и находится в пределах 1,2-6,0 мм 2 /с (с Ст).
Топлива с невысокой вязкостью хорошо распыливаются, но при слишком малой вязкости подтекают через распыливающие отверстия форсунок, вызывая их закоксовывание. Из-за недостаточной дальнобойности струи топливо сосредотачивается и сгорает у распылителя форсунки, не распределяясь равномерно по всей камере сгорания. В результате – неоднородность смеси, ухудшение процесса сгорания и падение мощности. Маловязкое топливо ухудшает условия смазки деталей топливной аппаратуры.
С увеличением вязкости топлива качество смесеобразования ухудшается, т.к. при распыливании образуются капли, которые не успевают испарится. Топливо полностью не сгорает, увеличивается его расход, наблюдается дымный выпуск отработавших газов.
Для летней эксплуатации вязкость дизельного топлива должна находится в пределах 3,0-6,0, для зимней 1,8-5,0 и для арктической – в пределах 1,2-4,0 сантистокс (мм 2 /с).
6. Температурой помутнения является температура, при которой дизельное топливо мутнеет вследствие выделения из топлива кристаллов твердых углеводородов (парафинов). Для нормальной работы дизеля нужно, чтобы температура помутнения дизтоплива была на 3-5°С ниже температуры окружающего воздуха.
7. Температурой застывания является температура, при которой топливо теряет свою текучесть. Эта температура должна быть на 10°С ниже температуры окружающего воздуха.
8. Склонность топлива к образованию отложений и нагара. При содержании в дизельном топливе значительного количества смолистых отложений, тяжелых фракций и механических примесей на клапанах, форсунках и поршневых кольцах образуются лакообразные соединения и нагар. Они вызывают перегрев двигателя, пригорание (закоксовывание) поршневых колец, засорение отверстий распылителей форсунок.
Склонность дизельного топлива к нагарообразованию оценивается по показателям коксуемости и зольности. Коксуемостью называют свойство топлива образовывать углистые остатки в результате его прокаливания без доступа воздуха. Чем меньше показатель коксуемости, тем выше качество топлива. Зольность топлива должна быть не более 0,01%, так как зола несгораема и способствует усиленному нагарообразованию и вызывает повышенный износ деталей двигателя.
Автотранс-консультант ру.
В этой статье мы рассмотрим виды и характеристики дизельного топлива. Компания «Ренетоп» предлагает низкие с доставкой по Уралу. Мы эксперты по дизтопливу и знаем о нем все, или почти все.
Зимнее дизельное топливо ЕВРО класса 2, экологического класса 5 (ДТ-З-К5)
Экологический класс 5 дизельного топлива регулирует содержание серы. Оно не превышает 10 мг/кг. Производство дизтоплива и его качество регламентируется ГОСТ 32511-2013.
Температура помутнения составляет не выше -220С метод испытания по ГОСТ 5066. Предельная температура фильтрации - 320С проверка по ГОСТ 22254.
Фракционный состав, испытания проводятся методом А по ГОСТ 2177:
- Перегонка до 1800С - 9%.
- Перегонка дл 3600С - 96,5%.
- 95% перегоняется при температуре 3570С.
Цетановое число не менее 48. Плотность дизельного топлива при температуре 150С составляет 800-840 кг/м3.
Компания «Ренетоп» предлагает жителям Урала:
Зимнее дизельное топливо ЕВРО класса 1, экологического класса 5 (ДТ-З-К5)
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 32511-2013 - основные нормативные документы, в соответствии с которыми производится ДТ-З-К5 класса 1.
Температура помутнения не выше -150С, предельная температура фильтрации не выше минус 26 градусов по Цельсию.
95% перегоняется при температуре 3240С. Цетановое число не менее 49. Плотность дизельного топлива при температуре 15 градусов по Цельсию составляет 800-845 кг/м3.
Зимнее дизельное топливо экологического класса К5
Массовая доля серы не превышает 10 мг/кг. Предельная температура фильтрации не выше -320С, температура помутнения не превышает -220С.
95% перегоняется при температуре 3310С. Цетановое число не менее 48. Плотность дизельного топлива при температуре 15 градусов по Цельсию составляет 800-855 кг/м3.
Топливо дизельное TANECO зимнее класс 2, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5)
ДТ соответствует:
- Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту";
- СТО 11605031-085-2014.
Топливо дизельное TANECO зимнее класс 1, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-З-К5)
Температура застывания: минус 63 °С.
Фракционный состав по ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 (EN ISO 3405, ISO 3405):
- Отгон при температуре 210°С - 25%;
- Отгон при температуре 250°С - 50 %;
- Отгон при температуре 350°С - 97%.
Дизельное топливо содержит присадки:
- Противоизносную "Oli 5500" в количестве до 0,02 % масс.
- Депрессорно-диспергирующую "Keroflux 3670" в количестве до 0,03 % масс.
Топливо дизельное TANECO межсезонное сорт F, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Е-К5)
Температура помутнения дизельного топлива составляет минус 4,5°С. Предельная температура фильтрации не выше минус 15 градусов по Цельсию. Фракционный состав:
- При температуре 250 градусов по Цельсию перегоняется 35%.
- При температуре 350°С перегоняется 93%.
- 95% по объему перегоняется при температуре 355 градусов по Цельсию.
Применяется для дизельных агрегатов в межсезонный период.
Топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5)
Цетановое число в соответствии с государственным стандартом имеет значение не ниже 51. Предельная температура фильтрации не превышает минус 15 градусов по Цельсию. Температура помутнения - минус 8°С. Массовая доля полициклических ароматических углеводородов не превышает 8%.
Топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорта С, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)
Предельная температура фильтрации не выше минус 5 градусов по Цельсию. Цетановое число не менее 51. Фракционный состав:
- При 250°С перегоняется 60%.
- При 350°С перегоняется 97%.
- 95% перегоняется при температуре 332°С.
Массовая доля воды составляет 15мг/кг, при требованиях, предъявляемых государственным стандартом не менее 200 мг/кг.
Топливо дизельное TANECO летнее сорт С, экологический класс К5 ЕВРО (ДТ-Л-К5)
Температура помутнения минус 4,1 градуса по Цельсию, предельная температура фильтрации минус 23°С.
Массовая доля воды менее 30 мг/кг. Цетановое число 56,9. Плотность при температуре 15°С составляет 819 кг/м3.
0Дизельное топливо, предназначенное для быстроходных дизелей, должно удовлетворять следующим основным требованиям:
бесперебойно поступать в цилиндры дизеля в любых условиях эксплуатации;
образовывать в камере сгорания двигателя топливовоздушную смесь, способную своевременно воспламеняться и полностью сгорать; обеспечивать мягкую, без стуков, работу дизельного двигателя; не вызывать значительной коррозии деталей двигателя; образовывать как можно меньше нагара на деталях двигателя; не содержать механических примесей и воды.
Основные свойства дизельного топлива
Весовая плотность (отношение массы топлива к его объему) дизельного топлива зависит от его фракционного состава и колеблется в пределах 820-890 кг/м 2 (0,82-0,89 г/см 3). Плотность измеряют при температуре +20° С. Если плотность была определена при другой температуре, то полученные данные приводят к температуре +20° С по формуле:
где p f - плотность при температуре окружающей среды, кг/м 3 (г/см 3);
к - температурная поправка на 1° С; для топлива плотностью 0,84-0,89 г/см 3 к=0,00073, для топлива плотностью 0,84-0,86 г/см 3 к=0,00070.
Плотность не является оценочным показателем качества топлива, поэтому в ГОСТ ее значение не приводится. Однако при эксплуатации дизелей необходимо знать величину весовой плотности, так как топливный насос отмеряет по объему требуемое количество топлива. Позтому его весовое количество, а следовательно количество тепловой энергии, зависит не только от объема топлива, впрыснутого в цилиндр, но и от плотности топлива.
Существует следующая зависимость между весовым количеством поданного топлива Q и объемным V:
где р t - плотность топлива, кг/м 3 (г/см 3) при температуре t; t - температура впрыснутого топлива, °С.
При определении производительности топливных насосов следует иметь в виду, что плотность дизельного топлива колеблется и пределах 0,82-0,89, поэтому в данные замеров следует вносить соответствующие поправки.
Элементарный состав дизельного топлива
Топливо состоит из углеводородов и небольшого количества кислорода, азота и серы. Элементарный состав топлива следует знать для определения состава продуктов сгорания, подсчета требуемого количества воздуха и оценки других показателей работы двигателя. В дизельном топливе содержится в среднем 85,5-86,0% углерода, 12,5-13% водорода и других элементов 1-2%.Вязкость дизельного топлива
Под вязкостью понимается свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении одного слоя жидкости относительно другого. Различают вязкость динамическую, кинематическую и условную. В технических условиях на дизельное топливо указывается кинематическая вязкость. Единицей кинематической вязкости является стокс. Вязкостью в один стокс обладает жидкость с плотностью 1 г/см 3 , в которой для относительного перемещения со скоростью 1 см/сек двух слоев площадью в 1 см 2 , отстоящих один от другого на расстоянии 1 см, требуется сила в 1 дину. Кинематическая вязкость топлива обычно выражается в сотых долях стокса- сантистоксах (сст).Вязкость является важным показателем качества дизельного топлива. Она влияет на качество распыливания и смесеобразования. Чем больше плотность дизельного топлива, тем больше его вязкость, тем более крупные капли топлива получаются при впрыске форсункой и тем больше дальнобойность струи. Прокачиваемость дизельного топлива ухудшается при низких температурах с увеличением вязкости.
При повышении температуры вязкость уменьшается (рис. 11). В связи с этим увеличивается утечка дизельного топлива через неплотности в прецизионных парах насоса и форсунки и уменьшается его подача. На рисунке 12 показано влияние вязкости топлива на коэффициент подачи при среднем давлении впрыска 30 Мн/м 2 (300 кГ/см 2). При повышении давления вязкости топлива увеличивается (рис. 13). В момент впрыска топлива в цилиндр вихрекамерного дизельного двигателя оно сжимается до двухсот и более атмосфер, вязкость его возрастает по сравнению с вязкостью при атмосферном давлении.
Для обеспечения постоянства мощностных и экономических показателей желательно, чтобы при нагреве или охлаждении дизеля во время эксплуатации вязкость дизельного топлива изменялась как можно меньше.
Зависимость производительности насоса от температуры топлива показана на рисунке 14. Эти свойства топлива необходимо учитывать при регулировке топливной аппаратуры.
Фракционный состав. Для нормального протекания рабочего процесса в дизеле топливо, поступившее в камеру сгорания, прежде чем воспламениться, должно перейти из жидкого в парообразное состояние. Испаряемость влияет на период задержки воспламенения топлива, его сгорание в двигателе, пусковые качества и экономичность двигателя.
Рис. 11. Зависимость вязкости v и плотности р топлива от его температуры t.
Рис. 12. Зависимость коэффициента подачи n н от вязкости топлива при давлении впрыска топлива P нф.пр = 300 кГ/см 2: 1 - при 400 оборотах коленчатого вала в минуту; 2 - при 1000 оборотах коленчатого вала в минуту.
Поэтому в ГОСТ 305-62 указывается, что температура, при которой выкипает 96% дизельного топлива, должна быть не выше 360° С, иначе наблюдается повышенное нагарообразование.
По ГОСТ 4749 - 49 топлива делятся: на арктическое ДА, предназначенное для использования при температуре окружающего воздуха ниже минус 30° С, температура выкипания 90% не превышает 300° С; дизельное зимнее ДЗ - для использования при температуре выше минус 30° С, температура выкипания 90% не превышает 335 °С и дизельное летнее ДЛ - для использования в теплое время года, температура выкипания 90% не превышает 350 °С.
По ГОСТ 305 - 62 топлива делятся на арктическое А, зимнее 3 и летнее Л (табл. 1).
Рис. 13. Зависимость вязкости дизельного топлива от давления Р (n" - вязкость при давлении Р; n - начальная вязкость при атмосфер, ном давлении).
Рис. 14. Зависимость величины подачи топлива за цикл q ц от темцературы t T топлива в головке насоса.
Температура вспышки дизельного топлива - это температура, до которой необходимо нагреть топливо в нормальных условиях, чтобы пары над его поверхностью вспыхнули при поднесении пламени. Она указывает на степень пожарной опасности данного вида дизельного топлива. В стандартах указывается, что для арктических сортов дизельного топлива температура вспышки должна быть не ниже плюс 30-35 °С, для зимних - не ниже плюс 35-50 °С, для летних плюс 40-60 °С.
Температура застывания дизельного топлива - это температура, при которой топливо в определенных условиях испытания теряет текучесть и загустевает. Для эксплуатации в различных условиях желательно, чтобы температура застывания была как можно ниже. Если температура застывания высокая, то зимой забиваются фильтры и топливопроводы, ухудшается запуск двигателя, затрудняется перекачивание топлива на нефтебазах и при заправке тракторов. В стандартах указывается, что температура застывания должна быть для летних сортов топлив не выше минус 10 °С. Для зимних - не выше минус 35-45 °С, для арктических - не выше минус 55-60 °С.
Коксообразование
При сгорании топлива в двигателе образуется нагар и отложения кокса, которые вызывают закоксовывание форсунок, поршневых колец и других деталей. Наличие смол в дизельном топливе вызывает дополнительный износ деталей двигателя (рис. 15). Коксуемость топлив зависит от их химического состава, степени очистки, наличия смолистых отложений. Способность топлив к коксо- и смолообразованию определяется лабораторным методом: взвешиванием остатка пробы топлива после выпаривания. Чем меньше остаток, тем выше качество топлива. По ГОСТ 305-62 допускается содержание фактических смол в дизельном топливе не более 60 мг на 100 мл топлива. По ГОСТ 4749-49 содержание фактических смол в топливе не оговаривается.Дизельные топлива изготовляют из нефти, содержащей серу. В процессе производства топливо не удается полностью освободить от присутствия серы. При сгорании топлива в дизельном двигателе образуются сернистый и серный газы и тем больше, чем больше содержание серы в дизельном топливе. В зонах низких температур газы образуют с парами воды сернистую и серную кислоты, а в зонах высоких температур возникает газовая коррозия металла.
Рис. 15. Зависимость износа поршневых колец от содержания смол в дизельном топливе.
Рис. 16. Зависимость износа поршневых колец от содержания серы в дизельном топливе.
Нагар и коксующиеся отложения в двигателе при наличии серы в топливе приобретают повышенную твердость и более высокие абразивные свойства. Все это вызывает повышенный износ деталей дизельного двигателя (рис. 16).
Если в топливе содержится серы более 0,2%, то для устранения ее вредного действия топливо применяют в тех двигателях, в которых используют дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-339, АзНИИ-7 или ВНИИНП-360. Содержание серы в дизельном топливе допускается не более 1 %.
Кислотность дизельного топлива
В процессе производства дизельного топлива используют минеральные кислоты и щелочи, которые при последующей очистке топлива не удается удалить полностью. Присутствие этих кислот в топливе вызывает коррозию деталей двигателя и топливной аппаратуры. Кислотность дизельного топлива оценивается количеством КОН в мг, предназначенным для нейтрализации 100 мл топлива. Стандартом допускается кислотность не более 5 мг КОН на 100 мл.Зольность дизельного топлива
При сгорании топлива образуется зола, в которой содержатся минеральные вещества. Попадание их между трущимися поверхностями вызывает износ деталей дизельного двигателя. Содержание золы определяют выпариванием топлива.Механические примеси представляют собой частички песка, глины, окалины и кокса. Они засоряют фильтрующие элементы, вследствие чего нарушается нормальная работа топливной аппаратуры. Особенно большую опасность представляют механические примеси из кварца, так как они вызывают абразивный износ прецизионных деталей топливного насоса и форсунок. Поэтому содержание механических примесей в дизельном топливе по ГОСТ не допускается.
Вода в дизельном топливе содержится во взвешенном состоянии и в виде эмульсии. Частички воды заполняют поры хлопчатобумажных фильтров и прекращают доступ топлива к насосу. Кроме того, ухудшается пропускная способность бумажных фильтров при обводнении. При температуре ниже нуля частички воды, содержащиеся в топливе, замерзают и в виде мелких кусочков льда забивают топливопроводы и фильтры.
Вода понижает теплотворную способность топлива и вызывает коррозию топливной аппаратуры, поэтому она не должна содержаться в дизельном топливе.
Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.
Дизельное топливо - это смесь углеводородов, используемая в качестве топлива для всех видов дизельных двигателей и для газотурбинных энергетических установок.
Дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние - по температуре вспышки, зимние - по температуре застывания. Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое). Затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах. Далее идет цифра, которая для летнего дизтоплива характеризует температуру вспышки в закрытом тигле, а для зимнего - температуру застывания. С целью исключения ошибок "минус" перед значением температуры пишется словом, а не знаком "-".
Маркировки дизельного топлива
Дизтопливо Л-0.2-40 - summer diesel L-0.2-40
Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, его применение возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +40°С.
Дизтопливо Л-0.5-40 - summer diesel L-0.5-40
Показатели те же, что у Л-0.2-40, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо Л-0.2-62 - summer diesel L-0.2-62
Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2-40, но температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +62°С.
Дизтопливо Л-0.5-62 - summer diesel L-0.5-62
Показатели те же, что у Л-0.2-62, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо А-0.2 - arctic diesel A-0.2
Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания - не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей - не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы.
Дизтопливо А-0.4 - arctic diesel A-0.4
Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.4%.
Дизтопливо арктическое экологически чистое - arctic diesel ecologicaly safe
Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% - для топлива II вида.
Дизтопливо ДЛЭЧ - diesel (summer ecologicaly safe)
Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения - минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20° может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.
Дизтопливо ДЗп - winter diesel DZp
Дизтопливо зимнее с депрессорной присадкой. Изготавливается на базе летнего дизельного топлива Л-0.2-40 или Л-0.5-40, температура застывания которых снижена за счет добавления депрессорной присадки. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗп возможно при температурах воздуха выше минус 15°С. Содержание серы не более 0.2% для топлива I вида и не более 0.5% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +40°С. Плотность при 20°С не более 0.86 г/см3.
Дизтопливо ДЗЭ - winter diesel (export grade)
Дизтопливо зимнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Может содержать депрессорные присадки. Температура застывания - не выше минус 35°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше минус 30°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 2.7 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +60°С. Плотность при 20°С - не более 0.845 г/см3.
Дизтопливо ДЛЭ - summer diesel (export grade)
Дизтопливо летнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.
Дизтопливо 3-0.2 минус 35 - winter diesel Z-0.2 minus 35
Зимнее дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 25°С, его применение возможно при температуре воздуха выше минус 20°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для 3-0.2, предназначенного для мало и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +40°С, для автотракторных дизелей не ниже +35°С
Дизтопливо 3-0.5 минус 35 - winter diesel Z-0.5 minus 35
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо 3-0.2 минус 45 - winter diesel Z-0.2 minus 45
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но температура застывания не выше минус 45°С, температура помутнения - не выше 35°С и применение его возможно при температуре воздуха выше минус 30°С.
Дизтопливо 3-0.5 минус 45 - winter diesel Z-0.5 minus 45
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 45, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо малосернистое №2 - low sulphur №2 oil
Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы не выше 0.05%. Цетановое число в зависимости от региона меняется от 40 до 45. Плотность при 20°С 0.87 г/см3. Температура вспышки в закрытом тигле не менее 54°С.
Дизтопливо "ГОМ" - gasoil motuer
Французское зимнее дизтопливо. Цетановое число для равно 48, а для печного топлива с этим же названием - 40. Содержание серы - не более 0.3%.
Дизтопливо "Джапан-А" - gasoil Japan-A
В состав топлива входят газойли каталитического крекинга и гидрокрекинга. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 45.
Дизтопливо "Джапан-Б" - gasoil Japan-В
В состав топлива входят только легкие газойли атмосферной перегонки. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 50.
Дизтопливо "Сингапур регулар" - gasoil Singapore regular 0.5pct, gasoil Singapore regular 1.0pct
Дизтопливо с содержанием серы 0.5% или 1% в зависимости от марки. Температура помутнения - от +6°С до +15°С. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5.5 сантистокс. Цетановое число равно 48. Плотность, как правило, равна 0.845 г/см3.
- летнее - используется при температуре воздуха не ниже 0°С и имеет в своем обозначении кол-во серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
- зимнее - применяется при температурах не ниже -20°С и имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, З-0,05 (-25°С);
- арктическое - применяется до -50°С, имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, А-0,05 (-50°С).
В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.
В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A - F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 - 4 для температур от -20 до -44 °С.
В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005 . Он полностью соответствует спецификации EN 590 . Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
- вид I - содержание серы не более 350 мг/кг;
- вид II - содержание серы не более 50 мг/кг;
- вид III - содержание серы не более 10 мг/кг.
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам , которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
- Сорт А (+5 °С)
- Сорт B (0 °С)
- Сорт C (-5 °С)
- Сорт D (-10 °С)
- Сорт E (-15 °С)
- Сорт F (-20 °С)
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
- Класс 0 (-20 °С)
- Класс 1 (-26 °С)
- Класс 2 (-32 °С)
- Класс 3 (-38 °С)
- Класс 4 (-44 °С)
Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2 , с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» . Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
- ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
- ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
- ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей , часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.