С наступлением зимнего периода двухколесные транспортные средства теряют свою актуальность. Использование автомобиля для преодоления небольших дистанций с высокой заснеженностью является не особо практичным, а в большинстве случаев – невозможным процессом. Куда лучше с данной задачей справляется снегоход.
Зимнее механическое транспортное средство в большинстве случаев оснащается гусеничным задним приводом и передними рулевыми лыжами. Высокая проходимость, универсальность и простота использования делают снегоход на сегодняшний день наиболее популярным средством передвижения в зимнее время года.
Особенности самодельных снегоходов
Купить снегоход в наше время можно в любом мотосалоне, как крупного мегаполиса, так и небольшого города, однако цены данной техники вынуждают многих любителей зимней езды изготавливать самодельный снегоход на гусеницах своими руками.
Можно выделить четыре важных преимущества самостоятельно выполненного ТС над заводским:
- Цена – важнейший для большинства фактор. Стоимость некоторых агрегатов ведущих производителей мототехники может превышать стоимость собранных из подручных материалов в 5-10 раз.
- Параметры – возможность собрать средство передвижения желаемой конфигурации. Это касается как внешнего вида, так и запаса мощности, типа ходовой части и пр.
- Надежность – тот пункт, которым не всегда могут похвастаться изделия даже известных производителей. При самостоятельном изготовлении человек использует наиболее качественные материалы и уделяет особое внимание важнейшим узлам механизма.
- Польза – возможность задействовать завалявшиеся в гаражах и подсобках материалы, детали и приспособления с других устройств.
При этом самодельные снегоходы находят свое применение, как на улицах населенных пунктов, так и на бездорожных участках загородных раздолий и горнолыжных курортов.
Самодельный снегоход на гусеницах своими руками: с чего начать?
1 — задний фонарь; 2 — прицепное устройство; 3 — кузов (фанера, s16); 4 — боковые катафоты; 5 — задний амортизатор (от мотоцикла «Днепр», 2 шт.); 6 — бензобак (от пускача трактора Т-150); 7 — сиденье; 8 — основная рама; 9 — коммутатор электронного зажигания (от мотоцикла «Восход»); 10 — катушка зажигания (от мотоцикла «Восход»); 11 — силовая установка (от мотоколяски, 14 л.с.); 12 — глушитель (от мотоколяски); 13 — рулевая колонка; 14 — рулевой шарнир в кожаном чехле, заполненном смазкой (шарнир от «УАЗа»); 15 — ограничитель вертикального перемещения рулевой лыжи (цепочка); 16 — ограничитель поворота рулевой лыжи; 17 — рулевая лыжа; 18 — боковая лыжа (2 шт.); 19 — генератор; 20 — рычаг сцепления (от мотоколяски); 21 — щиток цепи привода; 22 — подножка; 23 — цепь привода ведущего вала; 24 — ведущий вал гусеницы; 25 — нижняя направляющая цепи гусеницы (полиэтилен, s10, 2 шт.); 26 — цепь гусеницы (от жатки кормоуборочного комбайна, 2 шт.); 27, 31 — верхние передняя и задняя направляющие цепи (полиэтилен s10, по 2 шт.); 28 — амортизатор шарнирной рамы движителя (укороченные задние амортизаторы мотоцикла «Днепр», 2 комп.); 29 — опорная лыжа; 30 — задняя рама проставки; 32 — задний мост.
Чертеж самодельного снегохода является важнейшим этапом на подготовительной стадии изготовления. Здесь в помощь пригодятся инженерные навыки , а в случае отсутствия таковых – производятся поверхностные наброски, создающие общий образ будущего механизма.
Перед созданием чертежа необходимо определить перечень требуемых компонентов. Основу снегохода стандартной конфигурации составляют:
- Рама – в зависимости от сложности конструкции она может быть позаимствована у квадроцикла, мотороллера, скутера, мотоцикла и пр. В случае их отсутствия деталь, как правило, варится из металлических тонкостенных труб диаметром около 40 мм.
- Сиденье – учитывая непростые условия эксплуатации техники, материал этого элемента должен иметь высокую влагоотталкивающую способность.
- Двигатель – выбирается с расчетом необходимой скорости и общего веса ТС. Чаще всего используются моторы мотоблоков, скутеров, мотоциклов и т.п.
- Бак – 10-15 литровая металлическая/пластиковая емкость вполне обеспечит беззаботные выезды на относительно далекие дистанции и не займет на агрегате много места.
- Лыжи – в случае отсутствия готовых вариантов, для самостоятельного изготовления рекомендуется применять девяти/десятислойные листы фанеры толщиной около 3 мм.
- Руль – выбирается с расчетом удобства и практичности. Подобно раме, двигателю и сиденью изымается у указанных двухколесных агрегатов.
- Привод – деталь, передающая вращающее движение от двигателя к гусенице. Данную функцию хорошо выполняет мотоциклетная цепь.
- Гусеница — наиболее сложный и важный элемент. Об их видах и способах самостоятельного изготовления речь пойдет дальше.
Как сделать самодельные гусеницы?
Одним из самых распространенных материалов изготовления движителя в домашних условиях является автомобильная покрышка . Самодельная гусеница для снегохода из шины автомобиля имеет над другими вариантами одно важное преимущество — она изготовлена в виде замкнутого контура, что значительно снижает вероятность разрыва.
Борта от покрышки отделяются при помощи сапожного ножа, после чего остается гибкая беговая дорожка. На приводное полотно крепятся грунтозацепы — распиленные вдоль пластиковые трубы диаметром около 40 мм и толщиной около 5 мм. Обрезанные под ширину покрышки, полутрубы крепятся к полотну при помощи болтов (М6 и т.п.) с интервалом в 5-7 см.
Этим же способом изготавливаются и самодельные гусеницы из транспортерной ленты . Основным их достоинством является возможность выбора длины движителя. После обрезания под необходимую длину, особое внимание следует уделить сцепке. Концы ленты накладываются друг на друга на 3-5 см, и фиксируются по всей ширине теми же болтами, что и грунтозацепы.
Сделать самодельные гусеницы часто помогают и такие подручные материалы, как клиновые ремни. Скрепленные по ширине при помощи грунтозацепов, они составляют полноценное гусеничное полотно с уже имеющимися с внутренней стороны впадинами под шестерню.
Учтите, что чем шире гусеница, тем лучше проходимость снегохода, но хуже его управляемость. Заводские варианты имеют три образца ширины полотен в дюймах: 15 – стандартное; 20 – широкое; 24 – сверхширокое.
Переходим к практике
Рама, изготовленная из труб или уголков, в первую очередь оснащается рулевым механизмом. Выбрав высоту и угол наклона, приварите элемент точечной сваркой. Установите и зафиксируйте двигатель в соответствии с чертежом, уделив внимание отсутствию сильного наклона. Снегоход не должен иметь длинную топливную магистраль, поэтому постарайтесь расположить бак поближе к карбюратору.
Следующий шаг – установка гусеницы. Ведомый мост с надетым полотном крепите сзади рамы (на вилку, подвес, амортизатор и т.п., в зависимости от типа конструкции), ведущий – в средней части снегохода (чаще всего под водительским сиденьем), в максимально короткой сцепке с двигателем. Шестерни обоих мостов сцепляются предварительно.
Самодельный снегоход из мотоблока
Данное преобразование сегодня особо популярно. Мотоблок может быть использован, как частично, так и полностью. В первом случае, к агрегату (двигателю с рулевой вилкой и колесами) доваривается несущая рама с задней осью. Самым сложным этапом при этом становится преобразование рабочего вала мотоблока в приводную шестерню.
Самодельный снегоход из мотоблока с частичным использованием деталей более универсален. В таком случае из “донора” изымается только двигатель и рулевая вилка, к нижней части которой вместо колес крепятся лыжи. Сам мотор же может быть расположен и в задней части конструкции.
Следует заметить, что двигатели основной части мотоблоков рассчитаны на вес и давление колес, которое в разы меньше гусеничного. Поэтому во избежание повышенного износа деталей и расхода топлива такой снегоход лучше оснастить колесами низкого давления.
Динамические качества снегоходу обеспечивает одноцилиндровый двухтактный двигатель от мотоцикла ММВЗ - 3.111, плавность хода - подрессоренные лыжи и независимая пружинная подвеска корпуса, а проходимость - движитель, представляющий собой одну резиноармированную гусеничную ленту от «Бурана».
ДВИГАТЕЛЬ мощностью 10,5 л.с. - легкий и надежный, с отличными пусковыми качествами. На снегоходе он работает в частично закрытом подкапотном объеме, и, чтобы не допускать перегрева, пришлось оснастить его вентилятором принудительного охлаждения.
ТРАНСМИССИЯ.
От ведущей звездочки (z = 14) главной передачи двигателя крутящий момент цепью ПР- 12,7 передается звездочке (z = 24) первичного вала реверс-редуктора. Последний(его передаточное отношение 1:1,64) - от лодочного мотора СМ-500В. На вторичном валу реверс-редуктора закреплена звездочка (z = 16), от которой цепью ПР-15 крутящий момент передается звездочке (z = 20) ведущего вала гусеницы. На нем же установлены две текстолитовые звездочки (z = 9), входящие своими зубьями в окна гусеницы и заставляющие ее двигаться.
КОРПУС снегохода собран с применением дуговой электросварки из предварительно изготовленных узлов и деталей: рамы снегохода, рамы реверс-редуктора, тоннеля, багажника, приборного щитка, днища моторного отсека, подножек и прочего.
Сварка велась пунктирно - прихватками. Необходимая жесткость корпуса обусловлена как прочностными характеристиками примененных материалов, так и его конструктивными особенностями (ребра жесткости, гофр, накладки и т. д.).
Сиденье водителя сделано из фанеры толщиной 10 мм. латексной губки и обивки из искусственной кожи, приколоченной к фанерному основанию обойными гвоздями. Сиденье установлено шарнирно (откидывается вправо на двух петлях), открывая доступ к багажнику (замка багажник не имеет).
Моторный отсек с трех сторон защищен резиновым бампером трапециевидного сечения, приклепанным к боковине отсека трубчатыми заклепками с шагом 50 мм через стальную ленту-накладку. Спереди в бампере прорезаны три продолговатых отверстия-воздухозаборника для вентиляции подкапотного пространства. Кроме того, на подножки вровень с трубами рамы снегохода уложены деревянные планки и прикреплены к обшивке снизу шурупами. Поверх планок настлан резиновый коврик и прибит к ним мелкими гвоздями. Наконец, капот оснащен ветровым стеклом, а тоннель гусеницы сзади прикрыт резиновым щитком.
КАПОТ изготовлен из листовой стали толщиной 1,5 мм при помощи дуговой электросварки. На нем смонтированы путевая фара (с кабелем подключения ее к бортовой электросети) и ветровое стекло. Капот установлен на бампере и прикреплен к корпусу снегохода двумя пружинными замками.
Напомню, что двигатель снегохода работает в частично закрытом подкапотном пространстве, и, чтобы избежать перегрева, мне пришлось оснастить его вентилятором принудительного охлаждения.
Постараюсь объяснить, как я это сделал.
Отсоединив рычаги переключения передач и запуска, снял левую крышку картера, стараясь не повредить прокладку. В крышке, примерно в том месте, которое находилось напротив коленвала двигателя, просверлил отверстие диаметром 20 мм.
Далее, сняв с коленвала гайку крепления ведущей звездочки, заменил ее приспособлением для точной разметки контура отверстия (на внешней поверхности крышки картера) под корпус вентилятора. Приспособление представляет собой стальной стержень диаметром 18 мм, один конец которого оформлен в виде гайки (для навинчивания на хвостовик коленвала), а другой имеет сквозное радиальное отверстие (для
Г-образной чертилки) и осевое резьбовое (для фиксирующего чертилку винта).
Затем вернул крышку картера на место, вставил в приспособление чертилку и зафиксировал ее с таким расчетом, чтобы своим остро заточенным концом она очерчивала окружность диаметром 50 мм.
Временно установил на место рычаг запуска двигателя и осторожно провернул коленчатый вал - чертилка на крышке картера оставила четко видимую риску окружности. Сначала грубым круглым, а затем тонким полукруглым напильником я удалил лишний металл, не забывая примерять предварительно выточенный на токарном станке корпус вентилятора.
Вставив корпус в крышку, разметил и просверлил отверстия под крепежные винты. Запрессовал манжетное уплотнение и подшипники с распорной втулкой. Между корпусом и крышкой установил прокладку из плотного картона толщиной 1 мм.
Вал крыльчатки со стороны двигателя имеет шестигранную полость, в которую плотно входит штатная гайка крепления ведущей звездочки. Шестигранная полость с гайкой создают своего рода шлицевое соединение.
Для более надежной работы вентилятора фланец крыльчатки выточен из дюралюминия. Крыльчатка - от двигателя мотороллера «Электрон». Поскольку направление ее вращения на мотороллере обратно направлению вращения коленвала двигателя снегохода, то своими лопатками крыльчатка обращена к крышке картера. На этой же стороне находятся воздухозаборные отверстия, надежно защищенные от попадания посторонних предметов. Кожух, воздуховод и фланец улитки сварены электродуговой сваркой.
Воздуховод был подогнан к двигателю по месту; сварочные швы обработаны напильником, и вся улитка окрашена в красный цвет.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ. На снегоходе применена простая и надежная система питания: топливо поступает к карбюратору по бензопроводу самотеком. Штатная крышка в поплавковой камере карбюратора заменена другой, с горизонтальным расположением штуцера, что дало возможность исключить «лишнее» колено бензопровода. Топливный бак - от мопеда «Рига- 12» емкостью 5,5 л (для моего снегохода такой емкости вполне достаточно). Габариты бака позволили легко «вписать» его в подкапотное пространство, зажав в жестком хомуте с резиновой прокладкой.
ВЕДУЩИЙ ВАЛ гусеницы расположен под приборным щитком и состоит из собственно вала с приваренными к нему двумя дисками-ступицами и двух текстолитовых звездочек, каждая из которых крепится к ступицам шестью болтами М8. Левый конец вала вставлен в шарикоподшипник, глухой корпус которого прикреплен к стенке тоннеля снегохода шестью болтами М6. Правый конец вала пронизывает корпус подшипника, стенку тоннеля и несет на себе звездочку, зафиксированную шпонкой и винтом М 10x1,5. Корпуса обоих подшипников имеют пресс-масленки.
МЕХАНИЗМ НАТЯЖЕНИЯ с направляющим валом гусеницы расположен в конце тоннеля и прикреплен к раме снегохода. Он состоит из двух кронштейнов, приваренных к законцовкам труб рамы, стальных стаканов, корпусов подшипников с подпружиненными штоками и стального вала с двумя текстолитовыми звездочками. На концах вала - подшипники с манжетными уплотнениями, удерживаемые в корпусах стопорными кольцами. Корпуса подшипников направляющего вала также имеют пресс -масленки.
Натяжение гусеницы регулируется двумя тягами с гайками М10х1,5. Под массой водителя снегоход немного «проседает» - и гусеница ослабевает. Поэтому подтягивать ее нужно до размера 20-25 мм между каждым стаканом и корпусом подшипника.
ОПОРНЫЕ ТЕЛЕЖКИ. На снегоходе имеются три опорных моста (три оси) с шестью опорными тележками, состоящими из балансиров, катков и пружин.
Конструктивно все двенадцать сварных балансиров совершенно одинаковые. Каждый из них представляет собой комбинацию из шести деталей.
Катки вращаются в шарикоподшипниках. Чтобы они не соскакивали с осей, концы последних расклепаны. Втулки катков дюралюминиевые, обода - резиновые, заклепки - стальные. Так как подшипники закрытые и смазки не требуют, то пресс- масленки здесь отсутствуют.
Упругими элементами тележек являются пружины. Они постоянно находятся в слегка сжатом состоянии, поскольку распрямиться до конца им не дают упирающиеся друг в друга стерженьки, приваренные к балансирам снизу.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Руль снегохода - мотоциклетного типа. Выгнут из стальной трубы диаметром 21 мм. На правом роге руля расположен рычажок управления дросселем от мотоцикла ИЖ-49, на левой - рычаг сцепления.
Рукоятка управления реверс-редуктором расположена справа от приборного щитка. Она имеет три фиксированных положения: левое - движение вперед, среднее - «нейтраль», правое - движение назад.
Рукоятка запуска двигателя находится слева от приборного щитка, на тоннеле гусеницы. Если резко дернуть рукоятку на себя, то прикрепленный к ней шнур через блок потянет рычаг запуска - и двигатель заработает. Здесь же находится педаль переключения передач.
Скорость движения снегохода контролируется по спидометру. Рядом с ним установлены переключатель «ближнего - дальнего» света и общий выключатель электропитания. Кстати, энергией электрооборудование «Жука» снабжается от генератора Г-427 двигателя.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Пожалуй, это самая сложная и трудоемкая система снегохода. Как и руль, рулевой вал изготовлен из стальной трубы диаметром 21 мм. Пространственное положение ему задают два съемных кронштейна - верхний и нижний. Первый двумя болтами М8 прикреплен к приборному щитку; второй, несущий на себе еще и узел крепления двигателя, - четырьмя такими же болтами - к стенке тоннеля гусеницы.
Рулевой вал может поворачиваться - подшипниками скольжения ему служат запрессованные в кронштейны бронзовые втулки. Они имеют каналы для подвода смазки, которая подается через пресс-масленки, имеющиеся по бокам кронштейнов (на чертежах не показаны).
Нижний конец вала снабжен съемным карданным шарниром от мотоцикла «Урал-2». Одна из вилок кардана приварена к двуплечей качалке, которая вместе с подшипником установлена на цапфе, приваренной к днищу моторного отсека снегохода. Двуплечая качалка с трехплечей, а та, в свою очередь, с сошками лыжных шкворней соединены регулируемыми по длине тягами. Все восемь пальцев тяг зашплинтованы. Втулки шкворней смазываются через пресс-масленки (на рисунках не показаны). Отклонение лыж от продольной оси влево и вправо достигает 25°.
ЛЫЖИ. Полозья рулевых лыж изготовлены из стального листа толщиной 2,5 мм. Для лучшей управляемости и предохранения от абразивного износа снизу они имеют подрезы из стальной полосы сечением 10x6 мм. Отогнутые вниз боковые кромки полозьев, а также лонжероны П-образного профиля придают им необходимую жесткость. В горизонтальных полках лонжеронов имеются отверстия диаметром 20 мм, через которые производилась сварка лонжеронов с полозьями.
Амортизатор каждой лыжи сделан из одного листа рессоры автомобиля ГАЗ-69. Сзади амортизаторы закреплены как обычно - с помощью проушин, резиновых втулок и болтов. Спереди же они имеют с лыжами подвижное (скользящее) соединение. Поскольку необходимый для данной конструкции изгиб передних законцовок амортизаторов потребовал бы предварительного термического отпуска металла и последующей закалки, то избран пусть грубый, зато более простой путь: законцовки сначала были лишены петель, затем отрезаны, перевернуты и приклепаны к рессорам.
Такая конструкция благодаря подвижности соединения позволяет амортизатору упруго прогибаться и воспринимать нагрузку, а уступ на законцовке ограничивает его от чрезмерного прогиба. Для меньшего истирания поверхностей лонжеронов, контактирующих с амортизаторами, между ними введены тефлоновые прокладки. Так как крейсерская скорость снегохода сравнительно небольшая, то ударные нагрузки невелики, и такой амортизации вполне достаточно.
Кроме того, к носкам лыж приварены ручки, согнутые из листовой стали толщиной 2,5 мм. Они нужны в основном для переноски и погрузки снегохода (с использованием поручня сзади) или для разворота снегохода вручную в узких местах.
В.ПЕТРОВ,
Красноярский край
Николай комментирует:
Двигатели с трансмиссией, полностью готовые для установки на Вашу технику. Для снегоходов, вездеходов. багги, картов и т.д. Подробная информация тут: спам удален
Решили сделать снегоход своими руками? Было бы желание… Конечно, для создания приличного транспортного средства понадобятся еще и слесарные навыки, элементарные знания физики, смекалка, материалы, запасные части и кое-какие инструменты. Нет никаких сомнений, что все это у вас есть, а чего нет, можно приобрести в процессе работы. Главное, каков результат! Собственноручно изготовленный снегоход, передвигающийся по снегу, преодолевающий заснеженное бездорожье – это круто!
Особенности и преимущества самодельных снегоходов
Основу конструкции зимнего ТС составляет гусеничный привод и рулевые лыжи. Из всех преимуществ самодельных снегоходов перед заводскими моделями, можно выделить следующие:
- Цена на собранную из подручных материалов мототехнику ниже в 5-10 раз.
- Возможность собрать модель желаемой конфигурации, мощности и т.д.
- Надежность конструкции, благодаря использованию качественных материалов и проверенных механизмов.
- Польза от того, что вы можете не покупать новые материалы и детали, а использовать хранящиеся в гараже.
Самодельный снегоход – транспортное средство, которое можно встретить не только на загородных бездорожьях и лыжных курортах, но и на улицах населенных пунктов.
Изготовление снегохода по чертежам
Как сделать снегоход своими руками, какие понадобятся детали и узлы? Для создания самодельного гусеничного средства для передвижения по снегу составляется список необходимых компонентов, делается набросок и выполняются чертежи. В дальнейшем они будут служить руководством для создания ТС.
Стандартная конструкция состоит из нескольких элементов. В нее входит:
- Рама, которую можно позаимствовать у квадроцикла, скутера, мотороллера, мотоцикла и пр. Если такой возможности нет, ее изготавливают методом сварки из тонкостенных металлических труб, диаметра 40 мм.
- Сиденье - желательно из влагоотталкивающего материала.
- Двигатель также может быть от мотоблока, мотоцикла, скутера и т.п. Выбор определяется скоростью и весом ТС.
- Бак, представляющий собой емкость на 10-15 л из металла или пластика.
- Лыжи на самодельный снегоход на гусеницах можно брать готовые или изготовить их из девяти-десятислойной фанеры, толщиной 3 мм.
- Руль, как и многие другие элементы, берется от двухколесного агрегата.
- Привод, передающий вращательные движения от двигателя к гусенице, в качестве которого может использоваться мотоциклетная цепь.
- Гусеница - сложный компонент, требующий детального рассмотрения.
Как сделать своими руками гусеницы?
Самодельные гусеницы можно изготовить из автомобильных покрышек. Преимущество использования шин в том, что они имеют замкнутый контур, снижающий вероятность разрыва. Для изготовления гусеницы борта покрышки срезаются острым сапожным ножом. На оставшееся гибкое полотно прикрепляются грунтозацепы, в качестве которых используются пластиковые трубы, толщиной 5 мм и диаметром 40 мм, распиленные по длине. Половинки труб нарезаются по ширине покрышки, крепятся болтами через каждые 5-7 см.
Аналогичным образом изготавливают гусеницы из транспортерной ленты. Ее преимущество в том, что в случае ее применения нет ограничений по длине. Но возникает необходимость в сцепке путем накладывания концов ленты с нахлестом в 3-5 см и фиксирования болтами. При изготовлении гусениц своими руками нередко используются клиновые ремни. Соединенные грунтозацепами, они представляют полноценную гусеницу с уже готовыми впадинами для шестеренок.
Широкая гусеница улучшает проходимость агрегата, но снижает его управляемость. В заводских моделях предусмотрено три варианта:
- Стандартный – 15;
- Широкий – 20;
- Сверхширокий – 24.
Последовательность создания снегохода своими руками
Чтобы изготовить снегоход на гусеницах своими руками, первоначально нужно соединить раму и рулевой механизм. Выбирается высота и угол наклона, затем производится точечная сварка. В соответствии с чертежом, устанавливается и фиксируется двигатель. Необходимо проследить, чтобы не было сильного наклона. Во избежание большой длины топливной магистрали, бак располагают на близком расстоянии от карбюратора.
Далее устанавливается гусеница. Ведомый мост с полотном крепится позади рамы (в зависимости от конструкции, на подвес, вилку, амортизатор и т.п.)., ведущий мост прикрепляется посередине снегохода (обычно под сиденьем водителя), ближе к двигателю. Сцепление шестерней мостов производится предварительно. После этого проводится подключение топливного бака, троса ручки газа и тормоза, монтируется сиденье, проводятся другие работы.
Снегоход из мотоблока своими руками
Создание снегохода из мотоблока – самый популярный вариант. Транспортное средство, предназначенное для сельхозработ, может использоваться полностью или частично. Следует обратить внимание на то, что двигатели мотоблоков, как правило, рассчитываются на вес и давление колес, которые меньше гусеничного в несколько раз. По этой причине лучше оснастить снегоход колесами низкого давления. Это поможет избежать перерасхода топлива и преждевременного износа деталей. Как мотоблок преобразуется в самодельный снегоход, посмотрите видео.
itemprop="video" >
При изготовлении снегохода необходимо прислушаться к советам опытных умельцев:
При резке трубы при помощи циркулярной пилы рекомендуется разрезать одну сторону, а потом другую. Так вам удастся получить ровные заготовки. Трубу лучше предварительно разрезать на отрезки необходимой длины, так как при резке длинных заготовок пластмасса расплавиться, а диск пилы может зажать.
Размер гусеницы можно выбирать по своему усмотрению. Она может быть широкой и короткой, узкой и длинной, но следует учесть, что от ее ширины будет зависеть управляемость транспортного средства. ТС с широкой гусеницей сложнее в управлении, кроме того, увеличится нагрузка на двигатель. Гусеница маленького размера будет проваливаться в глубоком рыхлом снегу.
Снегоход – уникальное транспортное средство для ежедневного применения в зимний период. Его используют для передвижения по заснеженной местности во время научных экспедиций, экскурсий, походов, охоты на животных, охраны территории. Такое изделие можно приобрести в специализированном магазине или сделать своими руками. Если готовые конструкции имеют достаточно высокую цену, и не каждый человек способен себе позволить такую покупку, то самодельные – более доступный альтернативный вариант, изготовленный из подручных материалов и техники.
Техника для конструирования снегохода
Самодельный снегоход можно сделать своими руками из доступной техники. Для этих целей специалисты рекомендуют использовать:
- бензопилы;
- мотоблоки;
- мотоциклы.
Важно! Чтобы сделать портативный снегоход в домашних условиях, обязательно нужно иметь навыки работы со слесарными инструментами.
Чертежи, варианты готовых работ
Конструирование снегохода необходимо начинать из создания чертежа желаемого изделия. Он поможет в процессе работы изготовить практичное и функциональное оборудование, которое будет служить не один год.
Вариант готовой работы
Если для создания снегохода из мотоблока или мотоцикла можно воспользоваться готовыми чертежами, то для конструкции из бензопилы – их не предусмотрено, так как каждый инструмент имеет свои технические характеристики и особенности.
Снегоход из бензопилы
Совет. Снегоход можно сделать как гусеничным, так и лыжным.
Прежде чем приступить к изготовлению снегохода из бензопилы, необходимо выбрать оборудование, которое будет обладать всеми необходимыми характеристиками. Оптимальный вариант для этой цели - бензопила «Дружба», «Урал» и «Штиль» (мощность этих инструментов идеально подходит для создания скоростных снегоходов).
Важно! Двигатель и редуктор – основные детали бензопилы, которые используются в процессе работы.
Конструкция снегохода состоит из четырех частей:
- Гусеницы.
- Трансмиссии.
- Двигателя.
Бензопила Урал
Сборка самодельного снегохода производится не по какой-то предложенной схеме или стандартному чертежу, а исходя из материалов и инструментов, которые есть в распоряжении мастера.
Инструкция по сборке снегохода из бензопилы
Сборка изделия – достаточно интересная работа. Она состоит из нескольких последовательных этапов, которые должны выполняться аккуратно и ответственно.
- Первый этап – это сборка каркасной основы будущего самодельного снегохода. Для работы потребуются стальные уголки (размер – 50 х 36 см) или стальные листы (толщина – не менее 2 мм). Из уголков делают среднюю часть конструкции, а из листов – переднюю и заднюю.
Совет. Чтобы придать необходимой жесткости конструкции, металл загибают под уголом в 90 градусов.
- Аккуратно делают два сквозных отверстия под размещение вала гусеничного механизма и направляющих устройств гусеничных колес (натяжные устройства устанавливаются с обеих сторон лонжеронов).
Важно! Переднее устройство специально предназначено для натяжения второй ступени натяжной передачи, оно также помогает в регулировке самой гусеницы.
- К нижней части лонжеронов аккуратно приваривают специальные кронштейны (их крепят на одинаковом удалении друг от друга), в их открытые пазы и устанавливают опорные катки.
- Катки (в резиновых чехлах) располагают на пяти осях, каждый из которых крепят с нижней стороны открытых пазов.
- Между каждым из элементов устанавливают специальные втулки из дюралюминия (они изготавливаются из подходящей трубы).
Совет. Чтобы не тратить время на изготовление катков и осей для них, их можно позаимствовать у старого оборудования для выкапывания картофеля.
- Сами оси кронштейнов крепят при помощи гаек и контргаек (они предназначены для усиления рамы снегохода, удерживают лонжероны на определенном расстоянии друг от друга).
- Из трех металлических уголков делают стойки для крепления подготовленного редуктора бензопилы, устанавливают промежуточный вал цепной передачи.
- На подготовленный каркас устанавливают сиденье для пользователя (для этих целей используют подходящий ящик или автомобильное кресло), его фиксируют на участке между средней и задней частью конструкции.
Снегоход из бензопилы
- На переднем участке каркаса делают отверстие для размещения руля, его делают из трубы с приваренными ручками управления.
- В местах крепления стоек снегохода устанавливают металлические косынки (они укрепляют конструкцию, делают ее более прочной и надежной).
Важно! Чтобы будущий самодельный снегоход обладал хорошей проходимостью по заснеженной местности, его оснащают гусеничным механизмом.
- Из металлической трубы изготавливают вал привода снегохода, в него вставляют специальный круглый фланец для крепления зубчатых колес.
- Для создания рулевого управления применяют оборудование из старых мотоциклов или мопедов с трехрычажным управлением.
Готовый снегоход имеет небольшой вес, легко размещается в багажник автомобиля для транспортировки на большие расстояния. Его управление настолько простое и понятное, что даже ребенок с легкостью может ним пользоваться.
Снегоход из мотоблока
Мотоблок – еще один вариант оборудования, которое используется в процессе изготовления снегохода своими руками. Его конструкцию практически не нужно переделывать, так как она изначально является многофункциональной.
Существует три типа снегоходов из мотоблока:
- колесные;
- на гусеницах;
- комбинированные.
Мотоблок
Прежде чем приступить к работе с мотоблоком, необходимо определиться с типом будущей конструкции. От него и будет зависеть сложность работы мастера, а также длительность всего процесса.
Конструирование снегохода из мотоблока
Важно! Для создания колесного снегохода не нужно переделывать систему рулевого управления, особое внимание нужно уделить только на раму устройства и лыжи.
- Раму снегохода изготавливают из металлических труб или уголков (она должна иметь форму прямоугольника).
- К готовому основанию присоединяют ящик или кресло для размещения водителя.
- Отдельно изготавливают лыжи из уголков и листового металла, приваривают их к раме.
- Готовую конструкцию присоединяют к мотоблоку, используют по назначению.
Чертеж: снегоход из мотоблока
Снегоход из мотоцикла: руководство для мастеров
Сделать снегоход из мотоцикла не так уж и просто. Если сборка предыдущих изделий практически не вызывает трудностей, то с этой конструкцией придется помучиться. Для работы потребуются не только инструменты, материалы и техника, но и навыки в работе со сварочным аппаратом и другим оборудованием.
Важно! Мотоциклы «Урал», «Иж» и «Днепр» - самые подходящие модели для изготовления снегохода своими руками.
Технология конструирования снегохода
- Делают подходящую раму из металлических труб разного диаметра и стальных уголков. Ее основу выполняют в виде прямоугольника (его габариты - 150 х 43,2 см).
- Конструируют рулевую балку из металлических уголков (ее размеры – 50 х 50 х 5 мм), ее части обшивают плотными металлическими накладками. Готовую конструкцию устанавливают в горизонтальном положении на сверлильном станке.
Мотоцикл Иж
- Раму и готовую балку обрабатывают в местах соединения, подготавливают специальные пазы для надежной фиксации элементов.
- Переднюю перекладину рамы оснащают прочным уголком.
- Крепят сидение к раме конструкции.
- Делают отверстия в лонжеронах.
- Между рулевой и средним участком приваривают швеллер.
- Подбирают подходящую гусеничную звездочку и резиновую ленту для дальнейшей установки (подходящие габариты – 2200 х 300 мм, толщина – не более 10 мм).
- Саму гусеницу аккуратно обшивают капроном, чтобы материал не расслаивался в процессе использования.
Снегоход из мотоцикла
- Устанавливают трансмиссию, которая состоит из переднего и заднего моста. Передний – ведущий, он состоит из трубчатого вала, гусеничной звездочки и катков (сами звездочки фиксируются на сквозные болты). Конструкция заднего моста состоит из гусеничного барабана и трубчатого вала.
- Лыжи приваривают к конструкции снегохода (для их изготовления используют листы стали и металлические уголки).
Система управления самодельного снегохода из мотоцикла довольно сложная в конструировании. Она состоит из:
- продольной тяги;
- поперечной тяги.
Из представленной информации можно сделать вывод: самодельный снегоход из элементов мотоблока, бензопилы или мотоцикла – реальность. Его может изготовить каждый желающий мастер. Для продуктивной работы потребуются лишь определенные навыки, оборудование, инструменты и материалы.
Самодельный снегоход: видео
Снегоход своими руками: фото
Снегоход - очень практичная и полезная вещь, которая обязательно пригодится в снежных краях. Заводской снегоход стоит немалых денег, но ведь его можно сделать самостоятельно.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
А вам уже исполнилось 18?
Снегоход своими руками — это реально
Как говорится, если у человека руки растут, откуда надо, то он справится с любой задачей. Такому мастеру дай обычный двигатель и вскоре он смастерит катер, трактор, мотоблок или же снегоход. Так как во многих городах и поселках России снег лежит по несколько месяцев, то создание снегоходов — вопрос очень даже актуальный. Сегодня мы расскажем вам, как сделать самодельный снегоход в домашних условиях.
Это только на первый взгляд кажется, что все слишком сложно, нужно просто иметь навыки и много подручных материалов. Главное, будьте готовы потратить на работу несколько дней, но результат однозначно будет стоить того. Снегоходы самоделки ничем не уступают заводским моделям, прекрасно чувствуют себя в глубоком и рыхлом снегу, не ломаются и не изнашиваются.
Не существует определенных правил из чего должен быть изготовлен самодельный снегоход. В Интернете можно найти определенные чертежи, размеры и схемы. Это может быть обычный простой снегоход с одной или двумя гусеницами, на колесах и так далее.
Ребята, которым удалось смастерить чудо-машину, с радостью делятся своим опытом и впечатлениями от процесса создания снегохода. Но секрет состоит в том, чтобы использовать те материалы, которые есть у вас под руками. Вы можете взять мотор из мотоблока, фару из чего-то другого, капот из-под старой машины, и так далее.
Если речь идет о мини-снегоходе, который является бюджетным вариантом, то его можно спокойно смастерить всего за два выходных. Для этого используйте самодельную гусеницу, которую можно легко смастерить из транспортерной ленты. В роли грунтозацепов можно использовать любые материалы, в том числе и пластиковые водопроводные трубы. Не переживайте, уже проверено мастерами, что пластмассовые трубы нормально чувствуют себя при сильных морозах.
1) Гусеничный снегоход должен быть максимально легким, тогда он сможет без проблем преодолевать даже самый рыхлый и глубокий снег. Раз уж мы начали говорить про такую модель снегохода, тогда следует уточнить некоторые детали. Хотя конструкция довольно простая, но надежная.
Как собратьтакой снегоход-палочник? Сначала делаем внутри транспортерной ленты четыре колеса, они будут катиться прямо по ленте, на которой также прикреплены пластмассовые грунтозацепы. В целом, схема движения своеобразной техники понятна. Двигатель можно взять от мотоблока, но это только как вариант. Используйте то, что есть у вас под руками.
Теперь несколько слов о том, как сделать правильно грунтозацепы из пластмассовых труб. Сначала водопроводная труба нарезается на одинаковые заготовки. Их размер зависит от габаритов будущего снегохода. Каждую заготовку распилите с помощью циркулярки на две одинаковые части. Есть специальное приспособление, которое позволяет спокойно нарезать пластиковые трубы. Именно благодаря ему, получились ровные и красивые «палочки» в роли грунтозацепов. К ленте их прикрепить можно с помощью специальных болтов.
Очень важный момент, чтобы между грунтозацепами было максимально одинаковое расстояние. В противном случае они будут просто наскакивать друг на друга, тем самым сбивать гусеницу.
Сверлить транспортерную ленту нужно с помощью специального кондуктора. В магазине можно приобрести небольшие резиновые колеса, ведущие звездочки для гусеницы и подшипники. Лыжи можно использовать от любого детского снегоката. Этот снегоход считается разборным, ведь на его сборку тратится не больше получаса. Поэтому будет выгоднее, после окончания зимнего сезона разобрать конструкцию. Двухгусеничный снегоход — уже более сложная модель, но его тоже реально смастерить вручную.
2) Колесный снегоход — довольно оригинальное строение, его еще называют на пневматиках. Другими словами, это крошечный трактор с весьма необычными колесами. Сделать такую технику можно из мотоцикла, мотоблока. Конструкция благополучно преодолевает рыхлый глубокий снег, потому что есть большая площадь для контакта с поверхностью.
3) Электроснегоход тоже можно сделать самостоятельно. Но раз уж вы решили смастерить электрический снегоход, тогда забудьте о литиевых и полимерных аккумуляторах. Они просто ненадежны для морозной погоды и будут требовать постоянной замены. Лучше всего остановить выбор на свинцовых. Можно смастерить крутойэлектро снегоход для ребенка. Напряжение в 12 вольт — это норма. Наверняка, все видели или внимательно изучали модель снегоход амфибия. Некоторые идеи можно взять из этой всем известной конструкции. Время изготовления настоящего самодельного самохода: от двух дней и до недели. Все зависит от наличия нужных деталей, а также вашего свободного времени. Постарайтесь наперед все просчитать до мелочей, дабы не было проблем уже в процессе работы.
Делаем снегоход из мотоблока своими руками
Мы уже говорили о том, что смастерить снегоход можно практически из любых подручных материалов из:
- бензопилы;
- мотоцикла(ИЖ, Планеты 5, Юпитера 5, Днепра, Минска);
- снегоката;
- скутера;
- велосипеда;
- автомобиля (Нивы, Запорожца);
- мопеда (из муравья, альфы);
- пилы;
- покрышек;
- мотособаки;
- шуруповерта;
- культиватора (мотолкультиватора, крота);
- триммера (бензотриммера);
- газонокосилки;
- снегокатааргамака;
- мотобуксировщика.
Этот список можно продолжать вечно. Но ведь это не означает, что все детали или основа берется из одного конкретного предмета техники. Зачастую донор служит лишь для маленькой цели (каркас, двигатель, лыжи).
Мы не будем детально рассматривать пошаговую инструкцию изготовления снегохода из различной техники. Разберем только модель из мотоблока на пневматиках (без использования гусеницы)своими руками.
Так как нет гусеницы, то ремонтировать конструкцию будет намного проще. Вам понадобится: трубы для рамы, уголок из стали, чтобы укрепить всю конструкцию, от донора берем только силовую установку. Чтобы сделать колеса, нужно использовать камеры внушительных размеров. Отлично подойдут от любой большой сельскохозяйственной техники. Из ВАЗ (не обязательно 2106) можно взять коробку передач и детали ходовой. Также не забудьте о дрели, болгарке и, конечно же, сварочном аппарате.
Внутри рамы будут спрятаны все важные элементы снегохода. Труба нам нужна для того, чтобы изготовить силовой каркас. Рассчитывайте, чтобы мощность мотора более или менее подходила для колес подобного диаметра.
Несколько слов о том, как осуществляется трансмиссия в снегоходах из мотоблока. Есть несколько вариантов. Первый (штатный редуктор) — не самый оптимальный, потому что для переключения требуется полная остановка конструкции. Если есть возможность, то вместо редуктора можно поместить коробку передач из старого автомобиля.
Итак, снегоход из мотоблоков быстро стал популярным и чем-то напоминает собой примитивный легковой автомобиль. Ведь передачи можно переключать не останавливаясь, на первой и второй передачи можно спокойно пробираться по любым дорогам. Третья и четвертая позволят вам медленно прокатиться по уже накатанной трасе.
Для удобства перемещения в темноте, не поленитесь установить тракторные фары, а также автомобильный генератор. Вообще, этот транспорт не будет комфортным более чем двум людям. Если хотите кататься компанией, то позаботьтесь о прицепе.
Но о скорости и думать нельзя. Ведь ваше транспортное средство не оснащено упругими элементами и амортизаторами. Пневматики будут давать о себе знать на скорости. К тому же нет никакой кабины для укрытия, а сильный ветер при быстрой езде сразу же даст о себе знать.
Одни из самых известных моделей снегоходов, такие как: Буран, Рысь, Тайга, Тикси — были оснащены двигателем лифан. Неплохой двигатель можно одолжить из ОКИ.
Снегоход — довольно простой в изготовлении вид транспорта, который поможет свободно передвигаться в снежной местности. Это своего рода внедорожник. Поэтому не поленитесь изготовить технику своими руками, если уж вам посчастливилось проживать в зоне частых снегов. Внимательно составьте схему действий и у вас все обязательно получится!