Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам октября 2017 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 473 тыс. единиц, а по итогам 10 месяцев 2017 года - около 4,4 млн единиц, что на 1,5% больше, чем год назад.
Ни для кого не секрет, что в этой доходной сфере помимо добросовестных продавцов попадаются мутные товарищи, а иногда и отъявленные мошенники. Любовь наших сограждан к халяве и правовые особенности владения транспортными средствами оставляют множество возможностей для желающих несправедливо получить золото семейного запаса обычных российских граждан.
Однако, благодаря некоторым усилиям государственных органов и прочих организаций у нас появилась возможность довольно оперативно собирать интересующую информацию о конкретных автомобилях по открытым источникам в Интернете. Как делать это быстро и бесплатно , мы постараемся рассказать в этой статье.
Чтобы собрать всю доступную информацию о транспортном средстве, нужно знать его vin-номер. VIN или идентификационный номер транспортного средства (англ. Vehicle identification number) - уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 символов. В коде представлена информация о производителе и характеристиках транспортного средства, и годе выпуска. Структура кода основана на стандартах ISO 3779-1983 и ISO 3780. Идентификационные номера наносятся на неразъемных составляющих кузова или шасси и на специально изготовленных номерных табличках (шильдиках).
Несколько исключений из правил для VIN
У автомобиля может быть два разных VIN
Лучше объяснить на конкретном примере
На Kia Sportage 3 «производства» г. Калининград словацкий VIN выбит в окошке под лобовым стеклом со стороны водителя и под передним пассажирским сидением на металле, а российский VIN - на алюминиевой табличке, приклепанной к правой стойке кузова. При постановке на учет используется российский VIN, но словацкий VIN также вносится в «особые отметки» Свидетельства о регистрации ТС. Если автомобиль корейской сборки, то VIN один.
Важно, что это исключение лишь подтверждает существование правила: на всех местах нанесения VIN автомобиля должен быть одинаковым и проверить нужно их все.
Места нанесения у производителей автомобилей различаются, к примеру VIN под лобовым стеклом может отсутствовать или наоборот, дополнительно он будет выбит в багажнике. К счастью, практически для каждой популярной модели авто есть свой интернет-форум владельцев, где каждый желающий сможет узнать всю необходимую информацию.
Несколько мест, где производитель может указать VIN
У автомобиля может не быть VIN
С 10 июля 2017 года ГИБДД будет по-новому регистрировать машины с поврежденными VIN-номерами. Отныне разрешается ставить на учет машины «с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам, или владельцам после хищения, при условии их идентификации». Теперь, согласно, разъяснениям полиции, чтобы узаконить исчезнувший (например, из-за ржавчины) номер, автовладельцу придется пройти экспертизу по идентификации транспортного средства. И на основании полученного заключения, а также постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, ГИБДД вносит в регистрационные данные пометку, что VIN-номер у машины утрачен.Процедура долгая. По рыночной цене такой автомобиль продать будет существенно сложнее. Риск может быть оправдан для покупателя предоставленной ему большой скидкой, но при этом всё ещё может обернуться серьезными проблемами.
Так как из-за изменений, внесенных в приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» приказом МВД РФ от 7 августа 2013 г. N 605, смена владельца автомобиля стала возможной без снятия с учета. Покупатель подержанного автомобиля уже после того, как купил автомобиль и отдал деньги, должен самостоятельно ставить ТС на учёт в связи со сменой собственника.
Данный документ упраздняет понятие «снятия с учета» и заменяет его на «изменение регистрационных данных». В некоторых случаях подобное упрощение процедуры приводит к тому, что покупатель остается без денег и с автомобилем, который он не сможет зарегистрировать на себя в установленном порядке или сможет, но со значительными потерями денег и времени.
Узнаем VIN по фотографии
На популярных сервисах для размещения объявлений о продаже авто многие продавцы оставляют номерные знаки машин на фотографиях открытыми. Это позволяет бесплатно узнать vin автомобиля, не тратя время на переписку с продавцом.1 способ
В этом случае поможет сервис для просмотра сведений о договоре ОСАГО на сайте Российского Союза Автостраховщиков.РСА является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Простой алгоритм действий:
2 способ
Более быстрым является способ получения VIN из сервиса проверки техосмотра (диагностической карты) по официальной базе ЕАИСТО ГИБДД eaisto.infoСоздан он для проверки легитимности диагностической карты в сервисе путем скоринга данных, введенных в поле формы проверки по базе ЕАИСТО (достаточно ввести гос. номер). То есть, такая процедура полезна даже для тех, кто не собирается продавать автомобиль, чтобы проверить не поддельный ли талон техосмотра вам выдали.
До чего дошла Госавтоинспекция
26 июня 2016 года к 80-летию ГИБДД запущена обновленная версия сервиса проверки транспортных средств. Отныне все желающие могут проверить на сайте ГИБДД историю автомашины, которая их заинтересовала.На сайте Госавтоинспекции достаточно ввести VIN автомобиля и можно будет узнать обо всех дорожно-транспортных происшествиях с его участием, о нахождении того или иного автомобиля в розыске и о наличии ограничений на его регистрацию, а также историю регистрационного учета машины.
Сервис не только отобразит информацию об участии автомобиля в ДТП, но и схематично покажет сведения о наиболее значимых механических повреждениях, полученных в них. Никаких персональных данных о собственнике или владельце машины не публикуется.
К сожалению, временами сервер становится недоступен, к примеру, эта публикация была отложена именно из-за сбоя в его работе, который длился почти сутки. Возможно, ведомству стоит рассмотреть вопрос о переносе этого сервиса в защищенное облако на основе IaaS платформы , аттестованной по требованиям безопасности информации и с использованием сертифицированных ФСТЭК и ФСБ средств защиты. Это позволяет размещать Государственные информационные системы (ГИС), к которым предъявляются наивысшие требования по защите информации. При этом провайдер будет гарантировать уровень доступности услуг - обычно от 99,95% в месяц.
Мы проверили несколько объявлений, выбранных случайно. Вот, что удалось узнать, не выходя из дома и не тратя время на дорогу.
Закономерность №1. Характеристика “битый/не битый» заполняется продавцами в соответствии с текущим состоянием
Как правило, продавец укажет, что автомобиль битый только в случае, если автомобиль продается в сильно поврежденном состоянии и для его эксплуатации требуется ремонт. Если было слабое столкновение или даже серьезная авария, но автомобиль восстановлен, по мнению продавца, - он не битый.Понять стоит ли ехать на осмотр автомобиля и где смотреть особенно тщательно, в списке на сайте gibdd.ru поможет проверка на участие в дорожно-транспортных происшествиях.
При этом нужно знать об особенностях:
По причине этих особенностей проверка по базам – это необходимая, но недостаточная мера для гарантированной успешности покупки подержанного авто.
Закономерность №2. Срочная продажа – признак опасности
Для примера рассмотрим одно из объявлений с акцентом на «срочность».Логично использовать сервис для получения информации о нахождении транспортного средства в залоге. Проверить транспортное средство на предмет обременения можно, воспользовавшись сервисом Федеральной нотариальной палаты www.reestr-zalogov.ru/state/index#
Узнав VIN по номеру с регистрационного знака с помощью сервисов, описанных ранее, вводим его для получения сведений в реестре ФНП.
Машина оказывается имуществом в залоге. Не утверждая ничего о конкретном случае, подобная ситуация может иметь два пути развития:
- Продавец будет недоступен для контакта после продажи автомобиля наивному покупателю. При этом авто останется обремененным залогом, а значит без погашения долга её нельзя будет зарегистрировать на себя.
- Продавец погасит задолженность деньгами, полученными от покупателя.
После того, как вы узнаете ФИО продавца, вы сможете проверить владельца по судебным делам с помощью Сервиса Федеральной службы судебных приставов- fssprus.ru/iss/ip
Сервис ФССП показывает только дела, по которым уже ведется судебное производство.
В случае установления факта наличия возбужденного исполнительного производства при проверке задолженности через сервис «Банк данных исполнительных производств» или через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в отношении должника с идентичными ФИО, датой рождения, во избежание ошибочной идентификации физического лица как должника по исполнительному производству и применению к нему мер принудительного исполнения (наложения ареста на счета, ограничения права регистрации транспортного средства и т.д.) граждане могут обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, и предоставить документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина (копия паспорта, СНИЛС, ИНН).
Заявления о срочности и некоторая нервозность продавца должны быть для покупателя сигналами об опасности. На рынке недвижимости известны случаи, когда квартира продавца, желавшего закрыть сделку как можно быстрее, в день оплаты оказывалась в аресте. При этом, в ходе предварительной проверки перед выходом на сделку по тем же базам всё «было чисто».
Учитывая стоимость некоторых автомобилей сравнимую с ценой квартир, рекомендуем производить повторную и максимально полную проверку перед передачей оплаты.
Дополнительные сервисы для проверки с дублирующей или некритичной информацией:
- Проверить историю авто только по Москве и МО - avtokod.mos.ru
- Проверка автомобиля на использование в качестве такси МосРег - uslugi.mosreg.ru/transport/taxi
- Информация о таможенном оформлении легковых автомобилей, ввезенных на территории государств-членов Таможенного союза - www.customsonline.ru/rastamoghka.html
- Поиск фотографий автомобиля, зафиксированные другими людьми avto-nomer.ru и migalki.net (не было найдено ни одной фотографии из 10 проверенных автомобилей).
- Известны случаи, когда сервисы для проверки транспортных средств собирали информацию, например, сведения о других объявлениях с этим номером телефона по продаже личных вещей на специализированных сайтах, и были заблокированы по решению суда. Поэтому при создании подобных баз данных важно соблюсти баланс интересов пользователей и прав граждан, в том числе на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Нужны ли платные сервисы?
Сервис проверки на сайте gibdd.ru естественно бесплатный. Честный продавец не станет скрывать от вас сведения о vin номере, поэтому получить всю описанную выше информацию можно без финансовых затрат.Мотивация продавцов, закрывающих номер регистрационного знака авто, в основном сводится к повторению этого действия по примеру других. Изначально в основном это делали автосалоны и так называемые «перекупщики». Видя, что знаки закрыты у многих, некоторые владельцы авто поступают также. Но многие по-прежнему этого не делают, и именно о приобретении авто у реального собственника мечтает большая часть покупателей. Поэтому описанный способ получения vin с помощью номера регистрационного знака на фотографии является полезным и экономящим время.
Далеко не все люди являются опытными пользователями Интернета и способны без затруднений путешествовать по ссылкам, описанным выше, с целью получить желаемую информацию. Для решения этой проблемы были созданы платные сервисы, формирующие сборные отчёты по клику. Мы проверили всего один отчет подобного сервиса, и к сожалению, так совпало, что в отчёте была обнаружена «неточность».
По данным сервиса, третий владелец является последним в настоящее время и смены собственника больше не происходило. Этот же запрос на сайте Госавтоинспекции даёт более полную информацию и позволяет понять, что собственник снял автомобиль с учёта более полугода назад и сейчас автомобиль по сути является недвижимостью. Продавец в общении объяснил этот факт тем, что приобрёл автомобиль и не поставил его на учёт. Действительно ли он ездил на незарегистрированном авто? Может ли быть так, что транспортное средство долгое время находилось в ремонте по причине незарегистрированной аварии? Догадаться можно только при осмотре.
Минимальные проблемы для покупателя заключаются в том, что по истечению 10-дневного срока владелец незарегистрированного авто будет привлечен к административной ответственности – штраф 1500 - 2000 рублей для граждан. Кто-то этот штраф должен будет оплатить, а также возможно, и другие штрафы, полученные за время пока машина не стояла на учёте.
Более серьезные проблемы могут возникнуть в случае, если регистрация прекращена в связи с утратой транспортного средства после аварии или по другой причине: после похищения автомобиля, при сдаче машины в утиль и так далее.
Каким-то образом копировать отчет или его часть с целью предоставлять третьим лицам, то есть, например, читателям Хабра, мы не можем по условиям пользовательского соглашения с сервисом. Без доказательств было бы неправильно называть этот сервис, однако, стоит отметить, что подобная ошибка может привести покупателя к опасной сделке, а использование платного сервиса может быть воспринято им как достаточная мера должной осмотрительности. Разбираться с убытками покупатель будет самостоятельно, так как по условиям этого же соглашения ответственность за устаревшую или неполную информацию сервис не несёт. Хотя скорее это ошибка в логике формирования отчёта, так как данные в нашем случае устарели бы ещё полгода назад.
Вывод
Средства, потраченные на покупку подержанного авто, могут быть результатом сбережений нескольких лет. Очевидно, что приобретение автомобиля с рук - ответственный поступок. Он требует обдуманных решений, принятых исходя из фактов, полученных из проверенных источников с пониманием их специфики, а не только на основе слов продавца. Хорошо, если эта статья поможет кому-то не отправиться на осмотр автомобиля в тёмное время суток по причине того, что продавцу срочно нужны деньги и он хочет продать небитый автомобиль гаражного хранения за половину цены.
Задача IT-отрасли - облегчить этот процесс для обычных граждан путём автоматизации и повышения доступности данных, но без нарушения прав и свобод человека при обработке его персональных данных.
Покупка подержанного автомобиля - очень непростая задача, и риск быть обманутым, приобрести "кота в мешке" довольно реален. Это тем более верно, если Вы подумываете о покупке б/у автомобиля в первый раз. Есть много вещей, на которые следует обратить внимание при покупке подержанного автомобиля, но есть один самый важный фактор - уделить автомобилю физическую проверку, прежде чем принимать окончательное решение, которое может оказаться не всегда самым верным на фоне тех положительных эмоций от ощущения того, что Вы буквально в нескольких шагах от обладания желаемым.
И чтобы удовольствие от покупки не перетекло в разочарование от выявленных недостатков подержанной машины, вот, несколько общих советов о том, как правильно купить подержанный автомобиль и что проверить у б/у машины её перед покупкой.
Итак, давайте сначала определимся, что нам потребуется для проверки желаемого для покупки автомобиля. Список совсем небольшой и простой:
Первое, чем наиболее желательно заручиться - это какой-нибудь гаджет (телефон, планшетный компьютер, ноутбук) с выходом в интернет - это значительно упростит оценку автомобиля.
Блокнот и ручка для заметок.
Бумажные полотенца или чистая тряпка.
Небольшой фонарик.
CD-диск и флешка с записанной на них музыкой (для тестирования стереосистемы).
Кроме того, позвоните продавцу заранее перед встречей и попросите взять с собой сервисную книжку (если автомобиль обслуживался у официального дилера и/или если автомобиль находится на гарантии).
Приедьте на 20 минут раньше
Первый и наиболее прагматичный и смекалистый шаг - это приехать на назначенное место осмотра подержанного автомобиля на 20-30 минут раньше положенного, и вот почему! Ранний приезд может не только дать Вам время, чтобы осмотреть автомобиль без его текущего владельца, не стесняясь его, главное, не удивляйтесь сильно, если Вы поймаете продавца подержанной машины за занятием чего-то "грязного" во всех смыслах этого слова, такого как добавление разного рода жидкостей в машину, протирание мест утечек таких жидкостей.
Опыт говорит о том, что большинство нечестных продавцов будут делать что-то, что поможет скрыть те или иные недостатки подержанного авто, в пределах 20 минут - получаса до назначенной встречи.
Вы также можете увидеть и ещё более "интересные" вещи, например, как продавец переставляет с продаваемого авто на какой-то другой запаску или другие компоненты, аксессуары или даже элементы кузова или украшательства.
Не начинайте тест-драйв до окончания тщательного осмотра машины
Никогда не отправляйтесь в тест-драйв на подержанном автомобиле до завершения полноценного его осмотра. Предварительный полный осмотр машины может помочь Вам раскопать потенциальное нарушение безопасности и механические проблемы, которые Вы не хотели бы, чтобы обнаружились на скорости 80 и более километров в час на шоссе. Кроме того, такая инспекция может просто спасти Вас от необходимости тратить своё время на такой тест-драйв в случае, если Вы обнаружите существенный недостаток, который полностью искоренит Ваше желание на покупку подержанного автомобиля.
Внешний осмотр
- Убедитесь, что автомобиль выглядит соответственно своему возрасту - если это двухгодовалый Фокус, к примеру, следы ржавчины (не просто "цветущих" сколов, а полноценной ржавчины) должны Вас сильно настеречь.
- Первым делом найдите VIN-код автомобиля - он может быть расположен в нижнем правом углу (если смотреть со стороны улицы) лобового стекла в специальном маленьком окошечке. Если у Вас есть выходи в интернет, проверьте автомобиль на юридическую чистоту (на предмет отсутствия запрета на регистрационные действия - в противном случае Вы просто не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД и, соответственно, ездить на нём законно) на официальном сервисе ГИБДД . Либо запишите ВИН-код в блокнот (и затем проверьте правильность написания) для дальнейшей проверки в домашних условиях.
Если не найдёте VIN-код на авто, Вы, наконец, можете посмотреть его в свидетельстве о регистрации машины. Но и если найдёте, не мешало бы проверить на всякий случай, что Вы покупаете тот автомобиль, который осматриваете. - Обратите внимание на какие-либо из внешних дефектов, и запомните, что свежие вмятины могут появиться в том числе и после осмотра подержанного автомобиля, когда Вы уже будете его покупать.
- Очень внимательно осмотрите все зазоры между деталями кузова машины - они должны быть везде одинаковые и небольшие. Если это не так, то, вероятно, автомобиль был в ДТП . Вообще, наиболее частый обман покупателей подержанных машин на сайтах объявлений (Авито и т.д.) заключается в выдавании битого автомобиля за ни разу не бывавший в ДТП. Поэтому на данный фактор необходимо обратить особое внимание.
- Откройте все двери и посмотрите, закрываются ли они плотно и одинаковое ли усилие необходимо приложить для этого. Если это не так, то это опять-таки повод подозревать продавца в участии в ДТП. Осмотрите шарниры и дверные замки в поисках признаков ржавчины и повреждений.
- Проделайте аналогичную процедуру с крышкой багажника, капота и топливного бака. Настало время спросить продавца, красилась ли машина когда-либо и по какой причине. Если продавец ответит, что не красилась, осмотрите места креплений лючка топливного бака на предмет следов его откручивания - если лючёк бензобака снимался, то наиболее вероятно, делалось это для того, чтобы подобрать цвет для покраски той или иной кузовной детали авто, а, значит, продавец, возможно, лукавит.
- Осмотрите элементы кузова, обращая особое внимание на краску на них, с различных углов, ракурсов и, по возможности, под разным углом освещения (солнца). Какие-либо неровности кузовных элементов, небольшие выпуклости, отличие в цвете окраски может говорить о том, что элементы были повреждены и/или перекрашены. Однако, имейте в виду, что цвет пластиковых и металлических элементов всегда будет, хот немного, но отличаться - это особенность практически всех автомобилей из-за очень тонкого слоя краски и технологии самой окраски нового автомобиля. Кроме того, проверяйте наличие царапин на кузове - иногда они могут быть очень незаметными; также некоторые потёртости может быть и вовсе почти не видно, но сдавать их будет цвет грунтовки (которая обычно находится под краской), часто отличающийся от цвета кузова (чаще всего грунтовка эта розового цвета, но может быть и другого).
Вообще, проверка б/у автомобиля на предмет истории участия в ДТП - это отдельный этап его обследования, и по возможности, обзаведитесь либо знакомым жестянщиком, либо деньгами на приглашение такого жестянщика, либо прибором для измерения толщины слоя краски на элементах кузова - это наиболее точный индикатор того, был ли тот или иной элемент окрашен. - Проверьте шины на предмет равномерности износа. Неравномерный износ не только свидетельствует о наличии проблем с настройкой развала-схождения , но вполне может сигнализировать о других очень серьёзных проблемах с подвеской или даже нарушенной геометрией машины. Спросите, кроме того, у продавца, входит ли в стоимость автомобиля второй комплект шин для иного сезона (зимние или летние шины , в зависимости от того, когда Вы осматриваете автомобиль) - как правило, продавец их продаёт отдельно от машины, но в то же время они ему точно не нужны, так как маловероятно, что для его нового автомобиля подойдут эти же шины или колёса.
- Запишите информацию о шинах на их боковых стенках . Недобросовестный продавец подержанного авто может поменять шины прямо перед продажей, и Вы даже никогда не узнаете об этом. Кроме того, убедитесь, что шины автомобилю и одинаковые.
- Включите и проверьте все световые приборы: фары, фонари, габариты, поворотники или аварийную сигнализацию и проверьте работу этих сигналов. Также попросите продавца сесть за руль, а Вы проверьте работу стоп-сигнала и сигнала заднего хода.
- Пройдитесь по всем четырём углам б/у машины и надавите всем весом, а затем резко отпустите каждый из них - машина не должна раскачиваться от этого (при отпускании машина должна занять прежнее положение и не начать заметно колебаться). Также при этом не должно быть скрипов в подвеске. При этом, все углы автомобиля должны одинаково реагировать на такие действия.
Осмотр в салоне подержанного авто
Осмотр салона не менее важен, чем внешний осмотр. Нажмите каждый выключатель и покорпейте над каждым сантиметром интерьера. Ничто не может быть маловажным для проверки в таких случаях.
- Проверьте, горит ли подсветка салона б/у автомобиля. Если нет, выясните, почему. Проблема может быть в просто перегоревшей лампочке, но это также может указывать на более сложные проблемы с электрикой.
- Попросите продавца предоставить Вам сервисную книжку и проверьте, проводилось ли ТО подержанной машины у официального дилера и насколько часто это делалось. Если с этого момента прошло шесть месяцев и более, не забудьте потом внимательно проверить масло на щупе , когда будете проверять двигатель. Обратите также внимание на соответствие пробега и возраста автомобиля при прохождении техобслуживания. Так, если Вы покупаете автомобиль, которому ровно два года, и Вам называют его пробег в 30 тысяч километров, но первое ТО проводилось, когда машине было всего полгода, но пробег уже составлял 15 тысяч километров, то это должно Вас насторожить - задайте вопрос продавцу, почему автомобиль за первые полгода проехал 15 тысяч, а затем за полтора года - столько же.
- Осмотрите изнутри лобовое стекло в поисках сколов, трещин (а они там, скорее всего, будут).
- Удалите из салона на время освежитель воздуха, если он там есть, чтобы проверить наличие посторонних запахов в салоне. Вообще, такой освежитель (особенно, если их более одного) могут вовсе быть установлены только с целью скрыть такие запахи.
- Представьте, что Вы четырёх- пятилетний ребёнок, которого впервые пустили в салон дорогого роскошного автомобиля. Проверьте все видимые и невидимые переключатели внутри автомобиля, в том числе зажигание. Посмотрите, как трудно завести автомобиль (особенно, если осмотр происходит в мороз).
- Проверьте также индикаторы на панели приборов - они остаются включенными, пока автомобиль не заведён, но включено его зажигание, когда ключ находится в положении ACC (это называется режимом теста панели приборов). Но, главное, они должны выключиться, как только Вы заведёте машину (индикаторы ABS и подушек безопасности могут в течение нескольких секунд гореть, но затем непременно должны погаснуть). Если какие-либо индикаторы остались включенными, то это определённо указывает на неисправность целевого агрегата машины.
- На заведённом авто проверьте работу коробки передач (как механической, так и автоматической) - все передачи МКПП/положения селектора АКПП должны включаться с одинаковым усилием и чётко. Кроме того, на МКПП передачи должны выключаться без посторонних шумов.
- Проверьте печку и кондиционер (или климат-контроль) подержанного автомобиля - идёт ли тёплый или холодный соответственно воздух из них. Посмотрите, как работают вентиляционные отверстия, не выделяют ли они затхлый запах.
- Проверьте работу магнитолы.
- Поставьте машину на ручник. Важно, чтобы он включался и выключался в натяг. Прилипающие колодки могут стать серьёзной проблемой в дороге.
- Убедитесь, что ремни безопасности работают должным образом, в том числе и на заднем сидении.
- Проверьте кресла водителя и пассажира, чтобы убедиться, что они работают в любом предусмотренном направлении. Затем проверьте задние сиденья/диван, если они/он откидываются.
- Если интерьер салона подержанного авто отделан кожей, то исследуйте и её - она должна быть равномерно натянута, без складок и признаков потёртости. Но, к сожалению, если Вы покупаете старый автомобиль, то тут даже бизнес-класс будет видимо изношен.
- Проверить приборную панель на наличие трещин, подгоревших участков, пятен.
- Приподнимите коврики и осмотрите пол под ними - там не должно быть признаков ржавчины и затхлой влажности. Предлагаем Вам отдельно рассмотреть чеклист по проверке автомобиля на утопленника .
Осмотр багажника
Багажник - так же, как и Ваша личная аптечка - скрывает много тайн, но говорит очень многое о её владельце.
- Ищите признаки влаги и ржавчины.
- Осмотрите место для запаски и необходимых аксессуаров, все ли компоненты находятся там.
- Проверьте запасное колесо. Оно должно быть такой же марки и размеров, как и остальные колёса на б/у машине (если речь не идёт о "докатке").
- Говоря о запаске, важно проверить, установлены ли на основные колёса болты(гайки)-секретки, и, главное, есть ли ключ для них.
Под капотом б/у автомобиля
Это становится всё сложнее с новыми автомобилями, сделать визуальный осмотр под капотом, но всё ещё есть вещи, которые Вы как неподготовленный наблюдатель можете обнаружить.
- Откройте капот. Запустите двигатель. Почувствуйте, нет ли устойчивой вибрации от двигателя . В противном случае это может означать проблемы с креплением или подвеской двигателя.
- Посмотрите ещё до запуска двигателя на ремни на наличие признаков износа. Только не прикасайтесь к ним при работающем двигателе.
- Проверьте аккумуляторную батарею на предмет чрезмерной загрязнённости вокруг и признаков коррозии клемм на его вершине, где подключаются провода.
- Отправляйтесь к задней части автомобиля и посмотрите на дым из глушителя - он должен быть частично бесцветным и слегка белым. Синий, чёрный или слишком белый непрозрачный дым означает разного рода проблемы.
- Нюхайте - из двигателя не должно идти посторонних запахов, особенно, запаха гари.
- Заглушите двигатель и вытяните щуп масла и проверьте его уровень.
- Проверьте заливную масляную горловину и в целом двигатель и всё подкапотное на предмет утечек тех или иных жидкостей. Кроме того, после того, как двигатель поработал достаточно длительное время, посмотрите под машину в поисках тех же утечек (кроме лужицы из конденсата паров из системы кондиционирования, если включен кондиционер).
Под машиной
- Встаньте на четвереньки и загляните под машину, но, если есть возможность, то лучше загоните подержанный автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъёмник.
- Проверьте шаткость элементов подвески б/у автомобиля и наличие подтёков.
- Посмотрите на наличие ржавчины.
- Проверьте глушитель на предмет сквозных отверстий.
Тест-драйв подержанного автомобиля
Обязательно проведите полноценный тест-драйв на автомобиле перед принятием каких-либо окончательных решений. Это, пожалуй, один из лучших способов узнать состояние автомобиля, и по ряду параметров - единственный способ определить работоспособность. Таким образом, покупатель должен сделать все возможное, чтобы иметь возможность прокатиться на предполагаемой к покупке б/у машине, прежде чем приходить к каким-либо решениям.
- Во время тест-драйва обязательно проверьте тормоза автомобиля - вообще, желательно проводить такой тест-драйв на пустынной дороге - нажав достаточно сильно на тормозную педаль, чтобы быстро оттормозиться - заодно Вы проверите работу АБС. При торможении Вы не должны чувствовать вибрацию педали тормоза (если вибрация не вызвана работой ABS) или слышать визг или нетипичные шумы.
- Проверьте также и ускорение автомобиля - если оно не соответствует приблизительно указанной мощности машины (и, конечно же, учитывая массу транспортного средства), то это признак целого ряда неисправностей: от загрязнённого фильтра до изношенного блока цилиндров. Ощутите мягкость движения, посторонние шумы, увод руля в одну из сторон на разных скоростях: 40, 80, 110 километрах в час по возможности. Обращайте внимание на своевольные замедления и ускорения машины без причин на то.
- Проверьте отсутствие посторонних звуков, вибрации при резких поворотах. Делайте это на низкой скорости.
Инфографика: проверка подержанного автомобиля перед покупкой:
Подержанный автомобиль обходится намного дешевле нового, но подобные приобретения сопряжены с определенными проблемами. Если продавец авто оказался недобросовестным, то можно очень легко нарваться на машину, которая побывала в ДТП, долгие годы использовалась в такси или находится в залоге у банка. Также сегодня многие скручивают показатели одометра, пытаясь «омолодить» ТС.
Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно проявить внимательность не только при визуальном осмотре б/у машины, но тщательно проверить все документы.
Проверка технического состояния автомобиля
В идеале стоит отправить машину на СТО и провести полную диагностику. Однако такая услуга стоит недешево, поэтому многие обходятся самостоятельным осмотром авто. В этом случае нужно обратить внимание на следующие нюансы:
- Наклейки и прочие аксессуары. Если на авто установлены молдинги, различные накладки, подкрылки и прочее, то стоит оценить состояние кузова под ними.
- Двигатель. Силовой агрегат должен находиться строго в горизонтальном положении. Если он немного наклонен, то это говорит о том, что проводился кузовной ремонт. Двигатель не должен быть слишком грязным, но если он тщательно намыт, нужно проверить, чтобы из него не подтекала жидкость. Также стоит оценить состояние масла. Если в нем просматриваются мелкие частицы металла, то вкладыши коленвала слишком изношены. Дополнительно рекомендуется измерить абсолютное давление в выпускном коллекторе.
- Коробка передач. Нужно вытянуть щуп КПП и оценить состояние жидкости. Если все хорошо, то она будет розовой или красной. Темная жидкость, отдающая гарью, – это плохой признак.
- Тормоза. Педаль тормоза должна нажиматься довольно легко, но не слишком скользить. Лучше всего разогнаться до 50 км/ч и затормозить. При этом не должно быть вибрации, писка или других посторонних звуков.
- Крепления. Особое внимание нужно уделить передним крыльям. Если болты откручивались, а регулировочные пазы пропилены, то авто проходило серьезный ремонт. Об аварии могут сказать винты, отвечающие за фары. Если установочные отверстия пропилены, то есть риск получить битую машину.
- Наличие коррозии. Как правило, ржавчина начинает появляться на подкрылках и порогах. Также стоит проверить резиновые уплотнители. Обязательно проверяются места, где с крышей стыкуются передние и задние стойки, а также внутренние и наружные части арок колес (подробнее на фото).
- Ходовая часть, подвеска и тормоза. Нужно удостовериться в отсутствии люфтов. Поэтому передние колеса вывешиваются (можно использовать обычный домкрат), а руль блокируется. После этого необходимо вручную по очереди попробовать подвигать колеса в разные стороны. Также нужно осмотреть чехлы шарниров руля и подвески. Необходимо надавить на них пальцами, проверить наличие смазки и уровень их герметичности.
- Рама. В обязательном порядке проверяется передний фартук авто. Если он приварен, а не прикручен болтами, то от такой покупки нужно отказаться.
На дисках не должно быть вмятин или заметных трещин. Также стоит обратить внимание на покрышки. Если их износ не равномерный, то это свидетельствует о том, что нарушена геометрия либо самого кузова, либо подвески.
Дополнительно проверяются амортизаторы. Для этого достаточно с силой надавить на крыло машины и отпустить. Автомобиль должен немного приподняться и опуститься. Если он совершает больше одного качания, то это говорит о неисправных амортизаторах.
После внешнего осмотра стоит перейти внутрь машины.
Проверка салона
Чтобы удостовериться в возрасте авто нужно в первую очередь обратить внимание на руль. Обычно «баранки» бывают кожаные или пластиковые. Если автомобиль проехал не меньше 200 000 км, то будет заметен явный износ. Поэтому если, по показаниям одометра такая машина проехала 100 000 км или меньше, то стоит несколько раз подумать. Скорее всего, ее реальный пробег больше.
С кожаными рулями ситуация немного осложняется. Такие «баранки» могут быть выполнены как из гладкой, так и из перфорированной кожи. В первом случае новый руль будет матовым. По мере эксплуатации машины на нем будет появляться глянец, который становится более заметным на тех спицах, к которым прикасается водитель. Кожа с перфорацией изнашивается дольше и потертости не так заметны.
Стоит обратить внимание на сиденья. Если они покрыты тканью, то первые «симптомы износа» появляются после 100 000 км. Как правило, больше всего протираются боковые валики, расположенные со стороны двери. Кожаная обивка служит намного меньше. В этом случае износ становится заметным после 50 000 км.
Полезно! В среднем за год водитель проезжает порядка 16 000 – 25 000 км.
Если на сиденьях использовались чехлы, то обивка будет как новая. В этом случае нужно оценить, насколько кресла «просижены».
При осмотре салона особое внимание уделяется ремням безопасности и «аэрбегам». Если последние устанавливались заново или их нет (хотя данный автомобиль предполагает их наличие), то можно быть уверенным в том, что машина побывала в серьезном ДТП. Ремни безопасности должны быть оснащены биркой, на которой указывается дата их изготовления. Если она отличается от года самой машины, то значить производилась замена этих элементов. Соответственно ТС проходило довольно серьезный ремонт.
Разумеется, об авариях должен сообщить продавец, но мало кто захочет снижать цену за авто, поэтому единицы признаются в таких нюансах. Однако необходимую информацию можно получить из бумаг на машину.
Проверка документов
Перед тем, как купить автомобиль, нужно внимательно изучить ПТС (паспорт транспортного средства). В нем не должно быть особых отметок или вклеек. Обычно они ставятся в том случае, если номер кузова или двигателя невозможно прочитать или они перебиты. Если продавец показывает только копию ПТС, то нужно насторожиться. Как правило, такие дубликаты выдаются в нескольких ситуациях:
- Если оригинальный документ был утерян или поврежден.
- Когда в оригинальном ПТС не остается строк для того, чтобы указать всех владельцев ТС.
Уточнив год регистрации и производства машины в техническом паспорте, нужно также найти там специальный идентификационный номер (VIN). Если речь идет об иномарке, то такой же номер должен быть указан на ремнях безопасности и стеклах. Кроме этого нужно проверить на соответствие номер кузова, который ставится под капотом и в салоне машины. Эти цифры должны совпадать.
Также при помощи VIN можно получить и другую информацию. Например, если вбить его на официальном сайте ГИБДД или на сервисе «Автокод», то можно узнать не используется ли это авто в качестве залога, если продавец оформлял на себя кредит. Также онлайн можно уточнить, есть ли у продавца непогашенные штрафы и более точную информацию о пробеге, пройденных техосмотрах, страховке и ограничениях.
Полезно! Если машина «залоговая» то нужно немедленно отказаться от такой покупки. В противном случае банк может ее изъять, если недобросовестный продавец не выплатит кредит.
Также продавец должен обязательно предоставить свой паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Полезно! У продавца должна быть сервисная книжка, в которой отмечаются все обращения в сервисные центры. Однако многие водители производят самостоятельный ремонт. Поэтому наличие этого документа ничего не доказывает.
Есть множество других нюансов, на которые нужно обращать внимание. Например, стоит убедиться, что машину не трясет на разных скоростях. Поэтому стоит разогнаться до 120 км/ч и проверить как авто «слушается» водителя. Также стоит рассмотреть еще несколько рекомендаций.
Некоторые предпочитают покупать авто через дилера. В этом случае нужно попросить у него показать всю историю машины со дня ее выпуска и до последнего момента. Также не стоит покупать авто, если:
- В салоне машины ощущается очень неприятный запах. Чтобы вывести такой аромат из б/у авто придется потратить огромную сумму денег. Сам по себе запах редко выветривается.
- Часть металлических деталей в машине были заменены на пластик или стекловолокно. Чтобы это проверить достаточно взять с собой магнит.
- Владельцем авто является юридическое лицо. В такой ситуации с наибольшей вероятностью можно предположить, что это корпоративный автомобиль или еще хуже, он использовался в службе такси. Как правило, такие машины буквально «убиваются», поэтому нет смысла отдавать деньги за ТС, которое потребует огромных дополнительных вложений.
Если автомобиль будет использоваться для поездок за границу или его новый владелец проживает в том регионе, где необходимо периодически проходить тест на количество выхлопов, то нужно попросить результат такой проверки у продавца. Если такого документа нет, то вероятнее всего система контроля выбросов неисправна и такую машину будет очень сложно зарегистрировать, не проведя предварительный ремонт.
В заключении
Также стоит проверить состояние краски авто. Лучше всего использовать для этого толщиномер. Таким образом, можно легко установить сколько раз машина перекрашивалась. Если знать марку машины, то установить, какой толщины должен быть слой краски не сложно.
Однако даже если лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии, не стоит расслабляться. Например, машины, которые используются в такси, часто обклеиваются пленкой, поэтому «родная» краска не повреждается от воздействия внешней среды.
Лучше всего обратиться к опытному механику и попросить его оценить стоимость и состояние ТС. Также важно самостоятельно провести тест драйв и убедиться, что машина исправна.
Перед тем, как оформить сделку, покупателю требуется проверить автомобиль перед покупкой на юридическую чистоту. Передавая средства продавцу, будущий владелец должен быть уверен в успехе сделки купли-продажи и благополучной дальнейшей эксплуатации. Под юридической чистотой сделки понимают соответствие показателей и характеристик транспортного средства показателям, заявленным производителем и утвержденным положениям закона.
Что входит в понятие юридической чистоты
Собираясь переоформить автомобиль по сделке купли-продажи, покупатель должен проверить:
- юридическое соответствие документов;
- прозрачность и законность истории эксплуатации транспорта;
- конструкцию автомашины на предмет выявления фактов технического вмешательства;
Юридически чистый транспорт не имеет проблем при постановке на учет в ГИБДД и может быть допущен к эксплуатации на дорогах.
Возможные проблемы
Если не быть осторожным, автомобилист неминуемо сталкивается с весьма неприятными последствиями. К числу распространенных проблем с авто относят:
- наличие криминального прошлого (автомобили участвовали в каких-либо преступлениях, виновные в которых лицах еще не обнаружены, авто участвовало с ДТП со смертельными исходами и т.д.);
- залоговая собственность, наличие обременений во время кредитования (авто находится в залоге банка ввиду кредита;
- транспортные средства с выявленным вмешательством в конструкцию, проведенные мероприятия по сборке-разборке в целях прохождения таможни;
- авто, имеющие проблемы с регистрационными документами (наличие запрета на эксплуатацию и регистрацию).
Еще совсем недавно покупка автомобиля с пробегом на рынке представляла большую опасность, и риск столкнуться с подложными документами и проблемами в автомобиле был велик. Однако в настоящее время автомобилисты научились справляться с проверкой машины и документов на нее.
Проверка документации на авто
Определить благополучность будущей сделки можно несколькими способами. Одним из главных атрибутов успешной сделки – полный порядок с документами, которые позволят благополучно использовать средство и поставить его на учет в госавтоинспекции.
Если не предпринять меры предосторожности, покупатель рискует остаться без денег и без автомобиля. Проверка документов представляет собой их полное наличие, подлинность и правильность составления.
На сделку со стороны владельца ТС обязаны представить следующие документы:
- ПТС (сокращенное название от паспорта транспортного средства). Это основной документ на движимое имущество, подтверждающий право собственности продавца.
- Регистрационное свидетельство или техпаспорт. В документе отражаются основные технические характеристики и состояние авто.
- Нотариальная доверенности при оформлении сделки через представителя продавца.
После того, как проверены все документы, можно с большей степенью уверенности говорить о том, что автомобиль юридически чист.
ПТС
Документ признан основным, с помощью которого покупатель может узнать о годе производства, происхождении авто, перечне лиц, когда-либо владевших им.
Следует быть осторожнее при подаче продавцом документа-дубликата, так как велик риск сталкивания с мошенниками, решившими продать машину, которая служит залогом в банке-кредиторе.
Законом предусмотрено право на дубликат автомобильной документации при потере, отсутствии свободных строк для записи или износе (порче).
Наличие ксерокопии изначального ПТС позволит быть уверенным в том, что сделка будет признана юридически значимой, законной. Документ проверяют визуально и лишь потом переходят к изучению информации о собственниках.
Проверка по VIN
В документации на продаваемый автомобиль должен быть указан специальные код. В номере VIN заложена информация о дате выпуска авто, характеристиках, изготовителе.
Проверить номер можно на многих интернет-ресурсах страны, однако одним из наиболее распространенных является Аuto.ru, где приводится наиболее полная информация об авто. Узнать искомый номер и провести сравнение можно по комбинации знаков номера, которая зачастую указана под капотом, арке водительской двери, зоне лобового стекла. Процесс проверки по VIN позволяет быстро и надежно получить информацию о соответствии планируемой купли-продажи параметрам юридически чистой сделки.
Проверка кода VIN – один из самых надежных способов выявить риск проблемной машины. Желательно, чтобы до проверки машина еще находилась на учете в базе ГИБДД в качестве транспорта продавца. Это упростит процесс проверки в местном подразделении. Сотрудник инспекции проверит номер по единой базе, хранящей регистрационные записи по автотранспортным средствам на всей территории страны.
С помощью VIN проверяют:
- возможность покупки угнанного авто;
- информацию о розыске средства;
- наличие/отсутствие ареста вследствие принятого до этого постановления суда:
- риск ограничения в регистрационных действиях;
- наличие залогового обременения.
Проблемы с кредитным автомобилем
Одной из наибольших опасностей является покупка авто, которое находится под обременением при оформлении кредита. Некоторые заемщики, не дожидаясь окончания выплат по займу, хотя продать имущество, действуя согласно собственным финансовым потребностям.
Показателем юридически чистой сделки является наличие подлинника ПТС. Данный способ не всегда требует изъятия ПТС на хранение вплоть до полного закрытия займа.
Если покупается залоговое авто, займ должен быть закрыт, а продавец предоставляет:
- банковскую справку о закрытии кредитной линии;
- договор о приобретении машины в салоне;
- чек о внесенной сумме.
Отсутствие данных документов представляет собой большой риск для покупателя, поэтому от подобного приобретения лучше отказаться.
Покупка автомобиля, приобретенного по автокредиту, возможна только, если продавец в присутствии покупателя вносит средства в счет полного погашения займа, а банк выдает подлинник ПТС.
Если есть сомнения относительно автомобиля, в договор купли-продажи можно вписать пункт о том, что продавцом предоставляются гарантии того, что машина не является залогом. Стоимость приобретения должна указываться фактической. Это позволит вернуть средства покупателю, если продавец оказался нечестен, а авто оказалось кредитным.
Онлайн-сервисы
Не только непогашенный автокредит может ограничивать право распоряжения транспортным средством. При оформлении сделки могут возникнуть сложности по другим основаниям:
- машина в розыске;
- судебный запрет;
- ограничения регистрационных действий со стороны судебных приставов.
Если установлено регистрационное ограничение, это означает невозможность продажи, обмена, и даже снятия с регистрации.
Исходя из соображений безопасности, настоятельно рекомендуется проверять машину с помощью полезных ресурсов в сети:
- Официальный портал Госавтоинспекции (проверка ТС).
- Интернет-ресурс, посвященный автомобилям Auto.ru.
- Сайт Службы судебных приставов (проверка владельца на отсутствие регистрационных ограничений, права распоряжения имуществом).
- Сайт Реестра залогов (информация о наличии непогашенного кредита, где авто числится в качестве залога).
На видео о проверке автомобиля
Таким образом, существует множество ресурсов, которые проверяют автомобиль и хозяина на отсутствие юридических проблем при переоформлении собственности.