Конспект индивидуального логопедического занятия
Автоматизация
[ с ] в слогах, словахЦель:
Автоматизировать правильное и четкое произношение звука [ с ] . Задачи:Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению
Закрепить артикуляционную позу для произношения дефектного звука.
Ввести и закрепить звук
[ с ] с в слогах, в коротких словах.Развивать интерес к логопедическим занятиям, желание научиться правильно
произносить дефектные звуки.
Оборудование:
логопедические зонды, зеркала, вертушки, бабочки на ниткахдля выработки воздушной струи, вата, картинный материал по теме занятия, медали, кассы букв и слогов, антисептический раствор.
ТСО: компьютер, электронная доска.
Ход занятия:
Логопед предлагает послушать детям «Весёлую распевку. Лиса.» (распевка сопровождается показом слаидной презентации).
Вы догадались с каким звуком мы будем сегодня работать?
Мы уже работали с этим звуком, вы можете мне сказать, что необходимо выполнять, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дыхательные упражнения.
Для того, чтобы язычок стал «послушным» необходимо выполнять упражнения. Сначала, я предлагаю вам поиграть в игру «Футбол» (логопед кладет небольшой кусочек ваты на стол, делает ворота и объясняет, что вата это мячик его необходимо задуть в ворота, забить гол).
Сделайте губы трубочкой и подуйте вперёд, посмотрите как это делаю я. (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ, языка, направление воздушной струи)
Следующее упражнение называется «Бабочки летают» (на нитке приклеена бабочка из бумаги). Вы должны подуть так, чтобы бабочка полетела вперёд, сохраняйте положение губ и языка (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ и языка, направление воздушной струи).
Следующее упражнение «Вертушка», мы будем заставлять вертушку долго вертеться. Для этого берите воздух носиком и выдыхайте через рот долго, медленно (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует силу и направление воздушной струи).
Можно предложить упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Чей ветерок сильнее?» и другие.
Молодцы!
Массаж.
Следующее упражнение для щёк. Надуйте щёки, выпустите воздух. 3-4 раза
Надуйте правую щёку, выпустите воздух. Надуйте левую щёку, выпустите воздух. 3-4 раза
Надуйте правую щёку, переместите воздух в левую щёку и переместите в правую.3-4 раза Выпустите воздух.
Следующее упражнение «Покажи конфету». При помощи языка покажите конфету то за правой щекой, то за левой. 8-10 раз
Молодцы, теперь погладьте свои щечки и похлопайте.
Логопед предлагает учащимся приготовить зеркала.
Артикуляционная гимнастика
Напомните мне какие упражнения мы будем выполнять.
«Бегемотики»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении, потом закрой рот.(под счёт до 10раз). 3-4 раза.
«Лягушка - Слоник»
«Месим тесто»
(сопровождается показом картинки).Давай покажем, как месят тесто для блинов и пирогов: улыбнитесь, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА….., пошлёпай язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…
«Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до 10.
«Чистим зубки»
Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, и кончиком языка сильно чисти зубки (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт. 7-8 раз. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Выполняй медленно под счёт до 8.
«Киска сердится»
Давай покажем, как киска сердится и выгибает спинку.
Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до 10.
Поглаживание и похлопывание щёк
Закрепление артикуляционной позы.
Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;
Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;
Зубки сблизить, но не смыкать;
Тихо подуть: С-С-С-С…..Воздушная струя должна быть холодная.
Закрепление произношения
Длительное произношение С-С-С-С…
Можно предложить ребёнку упражнения: «Песенка насосов», «Движение по дорожкам», «Мячики», «Лесенка» и другие. (ребёнок может помогать себе движениями пальцев рук)
Закрепление произношения в слоговых рядах и словах
Отражённое повторение
СА-СА-СА- медленно и длительно
СЫ-СЫ-СЫ
СУ-СУ-СУ
СО-СО-СО
Развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»
СА-СА-СЫ
СЫ-СА-СА
СА-СЫ-СЫ
«Определение места звука в слове»
Сапоги, бусы, коса, сын, нос, квас, сумка, носок…..
«Звуковой анализ слов»
СЫН, САМ, САД
Введение слогов в слова
СА-са-са-сад
Сы-сы-сы-сын
Со-со-со-сок
СА-са-са-коса, оса
Сы-сы-сы-усы, бусы
Со-со-со-колесо, мясо и др.
Физкультминутка, электронная гимнастика для глаз
Работа с картинным материалом
Логопед предлагает взять картинку назвать что изображено, объяснить назначение этого предмета. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных
Если картинка отмечена значком «5», надо сосчитать их до пяти; если картинка отмечена значком *, назвать во множественном числе.
Проговаривание предложений
У Сони сок. Соня пьёт сок. У Сони сумка. В сумке посуда.
Заучивание чистоговорки
СА-СА-СА- в саду оса
СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы.
В заключении занятия логопед хвалит детей и предлагает ещё раз послушать «Весёлую распевку», вручает медали «Я подружилась со звуком с».
Разработала учитель - логопед
Илюхина Ольга Васильевна
МБДОУ "Детский сад "Теремок"
комбинированного вида"
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;
Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, речевое дыхание;
Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
Воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
Ход занятия
1.Организационный момент
Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:
«Всех лечит вареньем и чаем,
Зарядку для всех назначает.
Энергичная болтунья,
Догадалась, кто это? »
Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.
2. Артикуляционная гимнастика
Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.
«Заборчик»
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Горка»
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
«Качели»
А сейчас качели вверх-
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт-
И никто не отстаёт.
«Загнать мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку посильней,
Гол забей поскорей!
«Улыбка»
Наш Дениска - озорник
Тянет губки к ушкам.
Посмотрите, — говорит,
Я теперь — лягушка!
«Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
«Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе -
Язычок я подниму
И, остатки оближу».
Молодец! У тебя все отлично получилось.
3. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).
4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».
Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.
5. Автоматизация звука [С] в слогах.
Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс
сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос
су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас
со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс
Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!
6. Автоматизация звука [С] в словах.
Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.
Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
(Ребенок выполняет задание).
6. Игра «Скажи ласково»
Сад-садик
Лес-лесок
Пояс-поясок
Сын-сыночек
Самолет-самолетик
Сумка-сумочка
Носок-носочек
Сундук-сундучок
7. Игра «Что с чем?»
Лиса с хвостом
Лестница со ступеньками
Сом с усами
Краски с кисточкой
Сахарница с песком
Куст с листьями
Автобус с колесами
Совок с мусором
Скамейка со спинкой
Кастрюля с рисунком
8. Автоматизация звука [С] в предложениях.
Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.
Динь-дон, динь-дон
В переулке ходит… (слон)
И рыщут по дороге
Слоны и … (носороги)
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не … (киска)
На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит… (сон)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
9. Образование притяжательных прилагательных.
Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?
Сок из слив? - сливовый
Сок из ананасов? - ананасовый
Сок из абрикосов? - абрикосовый
Сок из смородины? - смородиновый.
10. Физкультминутка.
Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук,
Повернись скорей вокруг.
11. Формирование навыка звукового анализа
Игра «Где спрятался звук [С]?»
Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?
(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)
12. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много»
Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса- полосы
Колбаса-
Оса-
Касса-
Салют-
Сахар-
Сундук-
Сова-
Сад-
13. Развитие мелкой моторики.
Послушай стихотворение про сову и выучи наизус
В саду темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.
(Ребенок собирает).
14. Итог занятия.
Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».
Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]
"В гостях у Зайки"
Яськова М.М.., учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск
Цели:
Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.
Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.
Формировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.
Ход занятия:
Организационный момент
Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.
Конечно это зайка.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Слоник – лягушка»;
«Месим тесто»;
«Блинчик»;
«Почистим нижние зубки»;
«Кошка сердится»;
«Насосик»;
«Комарик».
2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.
Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].
А почему он любимый?
Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками, давай назовем их.
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ
Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)
3. Физминутка.
На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)
Любит зайка покрутиться, поклониться,
Ножками потопать, ручками похлопать.
Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.
Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».
Игра с мячом.
проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ
Мяч бросай и слоги повторяй.
4. Автоматизация звука в словах.
Развитие слухового внимания и памяти
Повторите «слова – друзья» тройками:
Зал – замок – завод;
Ваза – база – фаза;
Коза – лоза – пауза;
Заноза – мимоза – берёза;
Глаза – гроза – егоза;
Лиза – виза – подлиза.
5. Развитие слухового внимания.
Игра «ОХОТНИК».
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.
Хлопай, услышав звук [з].
6. Различение единственного и множественного числа существительных.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Логопед называет один предмет, дети должны назвать много предметов
(коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,
береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)
7. Произношение звука [з] в предложении.
Зайчонок любит чистоговорки.
Сочиним для него чистоговорки со словом коза.
За – за – за на лугу стоит коза
Зу – зу – зу вместе мы пасём козу
Зы – зы – зы колокольчик у козы
За – за – за иди домой коза.
Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.
Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?
Правильно, это солнечные зайчики.
А какие они? Золотистые.
Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].
И проговаривай: этот зайчик сел на березу, ... розу, ...
Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?
Поможем Золушке собрать платье.
Ребенку предлагается разрезанная картинка.
Подведение итога.
С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?
Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях
Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука "С" в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.
Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
4. Артикуляционный образ звука.
Логопед:
Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед:
Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.
6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС
8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед:
Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.
9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.
Логопед:
А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.
Логопед:
Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…
10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?
11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед:
Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед:
И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!
Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Конспект индивидуального занятия
Тема: Автоматизация [с]
Цель:
автоматизировать звук [с] в словосочетаниях и предложениях.Задачи:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Закрепить правильное произношение поставленного звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и рифмованных текстах;
Развивать внимание, память, мышление, воображение;
Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
Оборудование:
зеркала, схемы, предметные картинки.Ход занятия
І. Организационный момент
Ребята, сегодня я расскажу вам историю про «Насос».
Жил-был Насос. Каждое утро он делал зарядку.
Давайте покажем (Упражнение на дыхание.)
Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка», «заборчик», «хоботок», «бублик», «месим тесто», «чистим зубы», «горка», «катушечка».
ІІ. Работа по теме занятия.
– Больше всего на свете он любил накачивать шины. Когда Насос работал он «пел» свою любимую песню: с-с-с.
Артикуляция звука
Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке. Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута. Зубы сблизить, но не смыкать. Тихонько подуть: с-с-с.
Какой это звук?
Каким цветом обозначим? Покажите.
2. Д/игра «Велосипед»
Давайте поможем Насосу накачать шины у велосипеда! (Имитация накачивания шин велосипеда.)
Молодцы!
3. Д/игра «Ловушки».
У Насоса есть любимая игра, и он предлагает нам в неё поиграть.
Я буду называть разные звуки, если вы услышите звук [с], то поймайте его, хлопнув в ладоши.
М-р-с-т-с-п-ф-ш-с-с
МА-ра-та-са-фо-со-ту-пу-ша-су
4. Автоматизация [с] в слогах.
Устал Насос. Пусть отдохнёт, а мы ему песенку споём с его любимым звуком.
са-са-са ас-ас-ас
сы-сы-сы ыс-ыс-ыс
со-со-со ос-ос-ос
су-су-су ус-ус-ус
5. Автоматизация звука [с] в словах.
Расскажу вам по секрету: любит Насос подарки, да непростые, а те, в названии которых есть звук [с].
(На доске предметные картинки: собака, слон автобус, кошка, ананас, оса. Учащиеся называют картинки хором, индивидуально.)
Какая картинка лишняя? Почему?
Вот беда, Насос не знает, где прячется звук [с]. (Определение места звука в слове.)
Что случилось? Окружили осы Насос. Сколько их? Давайте посчитаем?
6. Автоматизация
звука [с] в словосочетаниях.Д/игра «1-2-3-4-5»
(Одна оса, две осы, три осы, четыре осы, пять ос.)
Давайте их прогоним, произнося любимый звук Насоса. (С-с-с)
7
. Автоматизация звука [с] в предложениях.Ребята, а это кто? (Это слон.)
Что делает слон? (Слон спит.)
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать, умеет он. (Заучивание наизусть.)
ІІІ. Итог занятия
С кем играли на занятии?
Какой у Насоса любимый звук?