Фильтр салона - одна из составляющих автомобиля, которая предназначается для очистки воздуха, поступающего через отопительную систему. В инструкции к авто, где прописан регламент замены, есть рекомендации по поводу того, как часто менять фильтр салона. Но по факту такой вид работ осуществляют чаще. Причины и периодичность замены фильтра рассмотрим в статье.
[ Скрыть ]
Расположение фильтра
Найти где находится салонный фильтр несложно, он располагается под приборной панелью со стороны водителя либо на внутренней стороне бардачка, в зависимости от марки автомобиля. В отечественных машинах салонный фильтр находится под капотом в специальной кассете или под лобовым стеклом. Существенно упростит процесс поиска инструкция по эксплуатации автомобиля.
Типы фильтров
К современным автомобильным фильтрам предъявлены жесткие требования. Они должны быть компактными и безотказно выполнять свою функцию даже в критическом режиме: в условиях холодного запуска и повышенного давления. Периодичность смены фильтра в автомобиле зависит от условий эксплуатации, а также установлена по регламенту производителем.
Салонный фильтр отвечает за очистку воздуха, поступающего в машину. Иначе его еще называют угольный фильтр, поскольку сделан из активированного угля. Определяют засорение фильтра по запотевшим стеклам или тогда, когда воздух из печки плохо поступает в салон. Период эксплуатации салонного фильтра по регламенту завода изготовителя - примерно каждые 10 тыс. км.
Изначально при проектировании первых моделей авто фильтры были у всех стандартные. Позже их усовершенствовали до двухслойных. Сегодня салонные фильтры сделаны на основе активированного угля, способного абсорбировать молекулы таких вредных веществ, как, например, серы, оксида азота и подобных.
- Механический. Воздух в салон поступает через тонкие волокна сетки.
- Абсорбционный. Благодаря основе из активированного угля поглощает не только пыль, но и запахи.
Также существуют сажевые типы воздушных салонных очистителей. Такие фильтры есть только у автомобилей с дизельным мотором. Они задерживают твердые частицы выхлопных газов. В замене этот вид фильтра не нуждается, при постинжекции он очищается сам. Если все-таки фильтр забился, его очистку проводят в официальных дилерских центрах.
Все автомобильные фильтры должны быть в исправном состоянии, чтобы определить частоту их замены, нужно руководствоваться информацией, прописанной в книге по эксплуатации.
Нужно ли его менять и как часто
Многие автомобилисты замену салонного фильтра относят к разряду «необязательных» работ. Но важно помнить, что безопасность движения зависит не только от опыта водителя, но и от его самочувствия, а чистый воздух в салоне просто обязателен.
Срок службы салонного фильтра и интервал замены указаны в эксплуатационной книге. Однако то, через сколько времени и как часто менять салонный фильтр, нужно рассчитывать, отталкиваясь от условий использования машины. В каждой стране ситуация на дорогах разная, в российских мегаполисах ввиду повышенной запыленности фильтр служит меньше положенного.
Самостоятельно понять, что пора менять салонный фильтр невозможно. Если на поверхности фильтра нет пыли, это не означает, что он чистый.
Некоторые автомобилисты предпочитают снять салонный фильтр на зиму, поскольку замечают, что в этом случае печка быстрее греет воздух в салоне. Это особенно актуально, когда идет снег и влажность воздуха повышенная, а при быстром обогреве значительно снижается запотевание стекол. Вариант допустим, если на обочинах и дорогах лежит снег и нет мусора и пыли.
Признаки необходимости замены
Определить, когда надо поменять этот элемент в авто, можно по косвенным показателям:
- внутри автомобиля замечен устойчивый неприятный запах;
- кондиционер в летнее время года и печка зимой работают на максимуме, но мощности все равно не хватает;
- потеют стекла, отмечается повышенный уровень влажности в салоне.
Необходимо учитывать, что средняя продолжительность работы фильтра составляет 20–25 тыс. километров.
Видеоинструкция о том, как заменить салонный фильтр в автомобиле Рено от канала «Автошпион».
Как заменить салонный фильтр
Как уже говорилось, салонный фильтр может располагаться в разных местах, в зависимости от марки автомобиля.
На примере рассмотрим процедуру замены, когда фильтр находится в бардачке:
- Убираем из бардачка все содержимое.
- Снимаем ограничитель, который находится по правую сторону.
- Для снятия фиксаторов опускаем бардачок вниз и сжимаем его стенки.
- Снимаем старый фильтр и устанавливаем новый в обратном порядке.
На фильтре изображена стрелка с надписью UP, это означает, что фильтр должен быть поставлен стрелочкой по направлению вверх.
И помните: ремонт фильтра невозможен, продувки и промывки пользы не принесут, необходима только замена.
Открываем бардачок, чтобы снять старый фильтр
Достаем отработанный фильтр Правильное положение, как вставить салонный фильтрПоследствия использования отработанного фильтра или его отсутствие
Салонный фильтр стоит практически на всех марках автомобилей, он задерживает пыль и сажу, не позволяя грязному воздуху проникать в салон. Если водитель аллергик, фильтр в салоне обязателен, чтобы воздух в автомобиле был без вредных примесей.
Во всех автомобилях, а особенно с климат-контролем, фильтр должен всегда быть в исправном состоянии. Если он забился или вовсе отсутствует, то спустя короткий промежуток времени понадобится чистка в автосервисе, а это обойдется намного дороже.
Еще один критический момент при отсутствии или неисправности фильтра, когда обмерзает радиатор испарителя. Замороженная пыль будет со временем оттаивать и создавать идеальную среду обитания для бактерий и вирусов.
А если пыль попала в кондиционер или печку, нужно будет делать полный демонтаж испарителя на СТО, что опять же ударит по карману автовладельца.
К автомобильным фильтрам сегодня предъявляются весьма строгие требования, поскольку только так можно сохранить их работу в должном качестве. Одним таким требований является своевременная замена названных элементов, в том числе и салонного фильтра, предназначенного для очистки воздуха в салоне машины, ведь именно от его «чистой» работы зависит не только комфорт пребывание в авто, но и здоровье находящихся в нем пассажиров и водителя. Итак, как часто менять салонный фильтр в автомобиле?
Принцип работы салонного фильтра.
Для начала разберемся, каким образом происходит очистка воздуха благодаря данному фильтру. Подобно действию противогаза, салонный фильтр с помощью активированного угля, находящегося в фильтрующем элементе, очищает воздух, попадающий в салон автомобиля с улицы (а это не только пыль и грязь, но и потоки выхлопных газов и прочих «прелестей» автомобильных дорог).
Стоит отметить, что ресурс активированного угля лимитирован из-за его ограниченной поглощающей способности. Следовательно, несвоевременная замена салонного фильтра приведет к некачественной очистке воздуха (сохранится лишь задержка механических примесей).
Помимо этого, ввиду того, что салонный фильтр наделен еще и функцией защиты испарителя кондиционера – небольшого радиатора, находящегося в месте радиатора отопителя, – от забивания того мусором, в случае отказа от его замены или несвоевременности этого действия, последний (испаритель) тоже перестанет качественно справляться со своими обязанностями, вот почему так важно менять салонный фильтр тогда, когда это рекомендует делать производитель вашего авто.
При этом хотелось бы обратить ваше внимание на то, что салонные фильтры тех автомобилей, которые большую часть своего пробега совершают в крупных городах, забиваются намного быстрее, чем это предполагается инструкцией по эксплуатации. Следовательно, замена такого фильтра должна производиться по мере его загрязнения, а это, как правило, гораздо чаще прописанного.
Как определить, загрязнен ли салонный фильтр?
По следующим признакам:
- запотевшие стекла во влажную погоду не высыхают;
- воздух практически не поступает в салон, не смотря на максимальные обороты включенного вентилятора печки;
- характерный «грязный» запах в салоне.
Если таких моментов в своем авто вы не наблюдаете, более того, на дороге вы нечастый «гость», и машиной пользуетесь лишь в редких случаях, вам тоже можно отступить от правил, но в другую сторону — заменить фильтр позже.
Период замены салонного фильтра.
Среднестатистическому автолюбителю заводы-изготовители рекомендуют осуществлять замену салонного фильтра раз в десять тысяч километров вместе с заменой масла. Однако если в вопросе «как часто нужно менять салонный фильтр?» у вас остаются-таки сомнения, лучше будет обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, доверив им чистоту воздуха в салоне своего авто.
Видео.
16 марта 2017
Каждый современный автомобиль оснащается системой фильтрации, предназначенной для очистки воздуха, который попадает через систему отопления. Существует несколько разновидностей данного очистителя, поэтому список возможностей каждого варьируется в широких пределах. Угольные, например, дополнительно устраняют неприятные сторонние запахи.
Базовый вариант вбирает в себя всю пыль и грязь, которая поступает извне. Встает вполне закономерный вопрос: как часто менять салонный фильтр? С этой проблемой и постараемся разобраться в данной статье, потому как сам процесс является неотъемлемой частью технического обслуживания автомобиля.
Расположение элемента
Чтобы сменить отработанный фильтр, нужно понять, где он стоит. В большинстве случаев очиститель воздуха монтируется на внутренней стенке бардачка.
В некоторых случаях его можно обнаружить под приборной панелью со стороны водителя.
В советских автомобилях данный компонент устанавливается либо под лобовым стеклом, либо под капотом. В последнем случае его ставит в специальную кассету. Для точного определения местоположения требуется поинтересоваться на СТО, или же самостоятельно заглянуть в паспорт.
Типы фильтров
Впервые воздушные элементы очищения воздуха стали устанавливать на машины еще в начале 90-х годов. На тот момент они были если не идентичны, то очень напоминали стандартные фильтры. В дальнейшем структура и конструкция компонента существенно переделывалась и дорабатывалась. Появлялись первые двухслойные варианты: первый слой задерживал уличную пыль, а второй ликвидировал проникновение в салон микроскопических частиц загрязнения. Через некоторое время на рынке стали появляться модели, снабженные дополнительной прослойкой из активированного угля, что значительно повышало качество фильтрации воздуха .
Условно современные фильтры разделяются по способу очистки воздуха, подаваемого в салон. Существует 2 большие категории:
- механические;
- адсорбционные (угольные).
В первом случае воздух преодолевает «препятствие» в виде сетки из очень тонких специальных волокон. Во втором же в работу включен активированный уголь, поэтому дополнительно элемент поглощает вредные вещества и неприятные запахи.
Срок эксплуатации
Когда менять фильтр в салоне? Здесь все упирается в условия эксплуатации автомобиля.
В городском цикле, при езде по грунтовым покрытиям, в сельской местности и пустынных участках фильтр обязательно менять каждые 10 тысяч пробега, потому как повышенная запыленность далеко не лучшим образом сказывается на элементе фильтрации. Чем сильнее в салоне чувствуется характерный запах пыли – тем сильнее и отчетливее сигнал о том, что компонент себя исчерпал.
Как понять, что пришло время?
Разберем причины, из-за которых нужно менять салонный фильтрующий элемент:
- стойкий неприятный запах внутри автомобиля;
- кондиционер (летом) и печка (зимой) на максимальной мощности работают крайне слабо;
- в салоне наблюдается повышенная влажность и запотевание стекол.
Влажность появляется в том случае, если вода попала на сам фильтр. Данная «болячка» относится скорее к китайскому и отечественному автопрому. Это не недостаток, а скорее особенность внутреннего расположения элемента.
Последствия отработанного или отсутствующего фильтра
Очень важно следить за исправностью фильтра владельцам . Если очиститель забьется, или отсутствует вовсе, то чистка на СТО (а иначе чревато) выльется в круглую сумму.
Второй момент, который также критичен – обмерзание радиатора испарителя . Эффект достигается из-за запыленности фильтра, что провоцирует ухудшение работы воздушной системы в целом. Замороженная грязь после оттаивания станет практически идеальной средой для микробов и бактерий.
Надо ли говорить, что фильтром уже не отделаться, поскольку пыль проникла в печку или кондиционер. Придется полностью демонтировать испаритель, на что способен далеко не каждый водитель.
Сколько будет стоить замена?
Практически каждый автомобилист неоднократно задавался вопросом стоимости очистительного оборудования для своего железного коня. Здесь все зависит от бренда и назначения фильтрующего элемента для конкретной машины.
Сразу скажем, что владельцам микроавтобусов, внедорожников, крупногабаритной грузовой техники придется выложить значительно больше средств по той простой причине, что фильтр изначально габаритный. Второй нюанс – место покупки и замены. У официальных дилеров прайс будет высоким , но вы будете уверены в качестве элемента и сможете, в случае чего, предъявить претензию из-за некачественной замены.
Второй вопрос – оригинальность компонента. Современные китайские аналоги, стоящие в 2, а то и 3 раза дешевле подлинников, практически ничем не уступают в качестве. Срок службы в обоих случаях практически одинаковый. Да, есть небольшой риск нарваться на «подделку», но здесь только вам решать.
Воздух в салон автомобиля поступает из окружающей среды постоянно через воздуховоды вентилятора, чтобы сохранять достаточное количество кислорода внутри машины для водителя и пассажиров. В плотном потоке машин навстречу транспортному средству направляется воздух в смеси с отработавшими газами, выходящими из машины встречного автомобиля. Дышать таким воздухом небезопасно, и для удержания вредных примесей устанавливается салонный фильтр.
Зачем нужен в автомобиле салонный фильтр
Многие водители недооценивают значимость элемента, фильтрующего воздух, который поступает в салон автомобиля. Согласно проведенным исследованиям, салонный фильтр способен удерживать до 99,5% вредных примесей, содержащихся в поступающем воздухе. При отсутствии фильтрующего элемента водителю и пассажирам приходится дышать продуктами сгорания топлива, в которых содержится: сажа, оксиды азота, серы и углерода, тяжелые металлы, альдегиды и более 200 других вредных для организма веществ.
Согласно исследованиям служб экологического мониторинга ситуации, в крупных мегаполисах загрязненность воздуха на автомобильных дорогах превышает в 20-40 раз установленные нормы. Проводя в автомобиле по несколько часов в день, водитель рискует получить хронические заболевания дыхательных путей и нервной системы. Помимо воздействия токсичных веществ, вред органам дыхания водителя наносят микрочастицы пыли от шин, копоти, асфальта и прочего.
Помимо сохранения здоровья водителя, салонный фильтр выполняет задачу по замедлению устаревания машины. Не пропуская в салон пыль и гарь, фильтрующий элемент позволяет предотвратить помутнение стекол.
Как часто менять салонный фильтр
Нет однозначного ответа на вопрос о том, как часто требуется производить замену салонного фильтра. Каждый производитель автомобиля устанавливает свои рекомендованные сроки замены фильтрующего элемента, которые, в большинстве случаев, варьируются от 20 до 25 тысяч километров пробега машины. Следует отметить, что данные значения заданы для европейских городов, где с экологией лучше, чем в крупных российских мегаполисах. Российские специалисты в области экологии рекомендуют водителям менять салонные фильтры каждые 10-15 тысяч километров.
Поскольку ориентироваться по столь разрозненным рекомендациям достаточно сложно, проще определить засоренность салонного фильтра по явным симптомам:
- При включении системы вентиляции воздуха в салоне появляется пыль;
- Во время движения автомобиля в салоне начал ощущаться неприятный запах;
- Стекла начали часто запотевать изнутри.
Если беспокоят перечисленные проблемы, правильным решением будет снять салонный фильтр и убедиться в его загрязненности или чистоте.
Важно: Грязный салонный фильтр оказывает негативное влияние на воздух в салоне. Со временем в фильтре развиваются вредные бактерии, грибок и плесень. Если фильтр из-за загрязненности не сможет удерживать микроэлементы, они начнут поступать в салон, оказывая негативное влияние на здоровье водителя.
Где находится салонный фильтр
Производители автомобилей могут устанавливать салонный фильтр в различные места салона, но они стараются учитывать тот факт, что фильтрующий элемент приходится довольно часто менять, соответственно, доступ к нему должен быть облегченным. Однозначно сказать где находится салонный фильтр может только книга по эксплуатации конкретной модели автомобиля, в которой данная информация должна быть отображена.
Наиболее часто салонный фильтр устанавливается за бардачком или под ним. Можно встретить автомобили, в которых поступающий в салон воздух элемент фильтрации устанавливается со стороны водителя, например, под приборной панелью. Некоторые производители машин ставят фильтр на входе воздуха, то есть располагают его под капотом в специальном корпусе или углублении, в таком случае его заменить наиболее просто.
Как заменить салонный фильтр
Салонный фильтр очень просто заменить, достаточно обнаружить его местоположение в салоне автомобиля и добраться до него. Важно при снятии пластиковых вставок, за которыми находится фильтрующий элемент в салоне, не повредить защелки, на которых они держатся. Лучше лишний раз посмотреть в инструкции по автомобилю, как снимается крепление, чем восстанавливать его или полностью менять деталь из-за поломки.
Вынув старый салонный фильтр, не спешите устанавливать новый на его место. Рекомендуется пропылесосить или другим образом очистить место, где был установлен фильтрующий элемент. Далее установите деталь на место старой, обращая внимание на указатели на нем, которые подскажут какой стороной вставить салонный фильтр правильно.
Типы салонных фильтров
Выбирая фильтр, первым образом следует ориентироваться на его размеры. В зависимости от модели автомобиля, размеры салонных фильтров отличаются, и на упаковке с расходным элементом производители указывают, для каких машин он подходит. При этом отличаются салонные фильтры не только по размерам, но и по материалам, из которых они изготовлены.
Салонный фильтр используется в автомобилях для очистки воздуха, поступающего в салон из окружающей атмосферы через воздуховоды вентилятора. Многие водители не придают им большого значения, считая, что от них мало пользы, так как много воздуха и так проходит в салон, минуя фильтр, при открытии окон, форточек, дверей и через щели в уплотнениях кузова. Это в определённой мере справедливо, однако, как говорят: «бережёного бог бережёт». Поэтому, если посмотреть на результаты исследования, проводимые органами контроля над экологической безопасностью, то становится ясно, какая польза от установки салонного фильтра в автомобиль.
В автомобильных «пробках» наличие салонного фильтра крайне необходимо
Зачем нужен салонный фильтр автомобилю?
Организация Мосэкомониторинг провела исследования по содержанию вредных выбросов на столичных дорогах и их влиянию на состояние водителя. По их данным установлено, что общий фон загрязнённости атмосферы города характеризуется как повышенный относительно принятой нормы 142 дня в течение года. Основу вредных компонентов, содержащихся в воздухе, представляют углеводороды, формальдегид, оксиды серы и азота, угарный газ.
Примерно так выглядят новые фильтры всех автомобилей
При этом даже в те дни, когда экологическая обстановка в городе считается благоприятной, концентрация диоксида азота NO 2 на пешеходных дорожках превышает ПДК в 1,4 раза, на самих дорогах – в 3 раза, в кабине легковых машин – в 7 раз. Ежедневное вождение автомобиля в таких условиях, особенно с многочасовыми пробками на дорогах, способствует развитию хронических заболеваний и появлению стрессов с психическими расстройствами.
В неблагоприятные в экологическом отношении дни превышение допустимых норм может достигать 15-20 кратного значения. Можно сказать, что водитель транспорта весь день в такие дни находится под действием «дозы» токсикомана. По тяжести последствий наиболее опасен угарный газ. Он может привести к внезапному обмороку. На МКАД и Садовом кольце в часы пик превышение нормы в салоне нередко достигает 25 кратной величины, а за бортом автомобиля в 40 раз выше.
Кроме токсических вредных веществ воздух над проезжей частью содержит большое количество обычной и шинной пыли, копоти, солей, которые поднимаются с поверхности дорожного покрытия и напрямую проникают в салон автомобиля. Они незаметно наносят ущерб дыхательным органам водителей и пассажиров. Нередко виновниками ДТП становятся водители, страдающие аллергической реакцией организма на пыль и грязный воздух.
Кроме того, применение фильтров значительно уменьшает концентрацию пыли и гари в салоне, что предотвращает появление , ухудшающего их прозрачность и создающего на них отражения. Тот, кто дорожит своим здоровьем, обязательно купит и установит на автомобиль салонный фильтр, однако знает ли он —
Какой должен быть фильтр и где его нужно устанавливать?
Салонный фильтр находится или под капотом или за бардачком
Наружный воздух поступает в салон через входные отверстия воздухозаборников отопительной системы автомобиля. Он может проникать самотёком или нагнетаться принудительно вентилятором. Поэтому фильтр должен устанавливаться в корпус отопительного устройства. Классический фильтрующий элемент выполняется из тонкой бумаги, заряженной электростатическим зарядом и пропитанной фенолоальдегидным раствором.
Такая технология фильтра позволяет ему не только задерживать в себе крупнозернистые примеси в атмосферном воздухе, но и притягивать более мелкие взвеси, а также нейтрализовать неприятные запахи. Его использование особенно эффективно для лиц, страдающих болезнями дыхательных органов, астматиков, аллергиков, которые болезненно реагируют на пыль, запах, растительную пыльцу и другие микроскопические частицы воздуха.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Сегодня производители выпускают большое количество фильтров, использующих разные способы очистки и выполненные из разных материалов, цены на которые колеблются в значительных пределах. В основном по способу очистки их можно разделить на 5 типов:
Видео: Салонный фильтр Toyota Corolla (Axio / Fielder) и его замена
- барьерные или обычные фильтры, которые изготавливаются из бумаги, натурального или синтетического нетканого полотна и предназначены для задерживания мелких механических примесей в воздухе. Они очищают поступающий в салон воздух только от пыли и насекомых;
- угольные фильтры на поверхности материала имеют слой активированного угля, который способен абсорбировать вредные газы, содержащиеся в воздухе, а также нейтрализовать неприятные запахи. Они отличаются более высокими фильтрующими качествами по сравнению с обычными фильтрами. Но следует помнить, что со временем абсорбирующие свойства угля истощаются, и они превращаются в обычные фильтры;
- угольные фильтры с полифенольным антиоксидантным покрытием. Такие фильтры предназначены для нейтрализации аллергенов. Одна сторона пористого материала у фильтрующего элемента покрыта слоем активированного угля, а другая сторона покрыта слоем полифенола – естественного антиоксиданта. Они более дорогие по цене и пользуются спросом в весенне-летний сезон, когда активность аллергенов повышена;
- электретные фильтры, содержащие кроме обычного барьерного слоя нетканого полотна, осуществляющего механическую фильтрацию, ещё дополнительный электрически заряженный слой тонких волокон, который притягивает мельчайшие частицы примесей в составе воздуха. Производители заявляют, что такой фильтр способен задерживать: 99% взвесей диаметром 5-100мкм, к которым относятся пыльца растений, споры грибов, шинная и цементная пыль; 65-99% веществ диаметром 0,3-1мкм, к которым относятся частицы дыма, сажи и бактерии; до 30% мельчайших частиц размером в сотые доли микрона;
- комбинированные фильтры, представляющие собой сочетание угольных фильтрующих элементов с электретными слоями и имеющие несколько уровней очистки. Существуют также многослойные фильтры, обладающие слоями механической, электростатической, антисептической и угольной очистки.
Устройство салонного фильтра
Наибольшей популярностью на российском рынке пользуются обычные и угольные салонные фильтры, обладающие минимальными ценами. Антиаллергенные фильтры пока ещё являются товаром премиум класса.
Когда нужно производить замену?
О том, что пришла пора менять салонный фильтр автомобиля, можно узнать по следующим признакам:
- появление запаха в поступающем в салон воздухе;
- появление пыли при включении вентилятора;
- недостаточная сила потока воздуха;
- повышенное запотевание стёкол.
Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Снимать фильтр должен знающий специалист, так как неопытный водитель может легко повредить при демонтаже панели и крепёжные фиксаторы. Некоторые модели автомобилей имеют труднодоступное расположение фильтров, требующее демонтажа окружающих деталей.
Точные сроки замены салонного фильтра при их наличии в базовой комплектации автомобиля указываются в его инструкции по эксплуатации, которые определены для нормальных условий вождения. В среднем периодичность замены составляет 15000 км пробега. В условиях загазованного мегаполиса этот срок должен сокращаться вдвое. Однако наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.
Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения болезней. Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов.