Начавшегося 20 июля в Астрахани. Экипажи финишировали в Москве, после чего собрались на Красной Площади для официальной церемонии награждения. Команда «КАМАЗ-мастер» заняла все призовые места. Четвертое место у экипажа Сергея Куприянова (№ 311) на газовом КАМАЗе.
Во время 4го этапа Астрахань-Астрахань 24 июля
На первом месте экипаж Андрея Каргинова, на втором – Айрата Мардеева, на третьем – Антона Шибалова. Всего в гонке участвовали 6 КАМАЗов.
Экипаж Андрея Каргинова, 1е место в ралли “Шелковый Путь 2018”
Восьмое по счету ралли «Шелковый путь» прошло по территориям Астраханской, Волгоградской, Липецкой и Тульской области, а также Республике Калмыкия. Большая часть пути проходила по песчаным дорогам и вязким дюнам, на сложность этапов также повлияли неблагоприятные погодные условия – сильные ливни в Астрахани. Этапы гонки включали северную европейскую пустыню – Арчедино-Донские пески, а также брод через реку Бузулук. Общая дистанция гонки составила почти 3500 км. Вторая часть ралли «Шелковый путь 2018» пройдет осенью в Китае.
Во время 5го этапа Астрахань-Волгоград 25 июля. 311 KUPRIYANOV Sergey (RUS), KUPRIYANOV Alexander (RUS), SVISTUNOV Dmitrii (RUS), KAMAZ-master Team KAMAZ 4326
КАМАЗ-4326 участвовал вместе с дизельными грузовиками. Использование природного газа в качестве моторного топлива дает свои плюсы: в частности, нет потери мощности на низких оборотах, что особенно важно во время преодоления участков с зыбким или скользким покрытием, нет дымности, увеличен пробег на одной заправке, а остальное уже зависит от пилота и экипажа.
Александр Куприянов, капитан экипажа №311 команды Камаз Мастер, Silk Way 2018 Off Road rally, 24 июля
В 2018 году была создана новая модификация газового КАМАЗа, двигатель объемом 18,3 л был заменен двигателем Liebherr D9508 16 л., установлено ГБО 3 поколения. Несмотря на снижение объёма, мощностные показатели и динамические качества автомобиля были улучшены. Кроме снижения дымности отработавших газов и меньшей загрязняемости масла, при применении газового топлива на этом двигателе были максимально использованы возможности газодизельного рабочего процесса, в котором скорость тепловыделения выше, чем при впрыскивании только дизельного топлива, а за счёт газа появилась возможность более полного использования воздуха на переходных режимах. Газовое оборудование органично встроилось в автомобиль с дизельным двигателем, оснащённым системой Common Rail.
311 KUPRIYANOV Sergey (RUS), KUPRIYANOV Alexander (RUS),SVISTUNOV Dmitrii (RUS),KAMAZ-master Team KAMAZ 4326, action during the Silk Way 2018 Off Road rally, July 25, Astrakhan – Volgograd, Russia
Топливная система дополнена четырьмя газовыми баллонами Stako (Польша) по 89 литров каждый. В сумме они вмещают 80 м3 природного газа, которых в гонке хватает максимум на 350 км. Баллоны изготовлены из алюминия (толщина 5 мм), снаружи – композитные материалы (кевлар) толщиной 10 мм. Один пустой баллон весит 35 кг. Основной топливный бак вмещает 1000 литров дизельного топлива. Запас хода автомобиля как минимум почти 1000 км, что на 200 км больше, чем при использовании только дизельного топлива.
311 KUPRIYANOV Sergey (RUS), KUPRIYANOV Alexander (RUS), SVISTUNOV Dmitrii (RUS), KAMAZ-master Team KAMAZ 4326, action during the Silk Way 2018 Off Road rally, July 24, Astrakhan – Astrakhan, Russia
При работе в газодизельном цикле топливная смесь состоит на 70% из дизтоплива и на 30% из природного газа. Как уже отмечалось, т.к. температура воспламенения природного газа почти вдвое выше, чем у дизеля, сначала на такте впуска в камеру сгорания подается газовоздушная смесь, которая воспламеняется в конце такта сжатия, в момент впрыска основной (т.н. запальной) порции дизтоплива. Когда природный газ заканчивается, двигатель продолжает работать на чистом дизеле.
during the Silk Way Rally 2018, Stage 2, Astrakhan – Elista, July 22, Russia
Расход топлива на 100 км (дизельное топливо/газ) у газового КАМАЗа: 20-30 л дизеля/10-15 м3 газа на асфальте и 60-120 л дизеля/25-50 м3 газа на бездорожье.
Итоги в генеральной классификации:
1. Экипаж №309 Каргинов А. (КАМАЗ-мастер) 25 часов 26 мин 12 сек;
2. Экипаж №303 Мардеев А. (КАМАЗ-мастер) + 18 мин 02 сек;
3. Экипаж №306 Шибалов А. (КАМАЗ-мастер) + 1 час 03 мин 29 сек;
4. Экипаж №311 Куприянов С. (КАМАЗ-мастер) + 1 час 51 мин 29 сек;
5. Экипаж №301 Николаев Э. (КАМАЗ-мастер) + 2 часа 19 мин 14 сек;
6. Экипаж №308 Сугавара Т. (HINO TEAM SUGAWARA) + 3 часа 01 мин 35 сек;
7. Экипаж №312 Шкляев М. (ГАЗ рейд Спорт) + 12 часов 32 мин 17 сек;
8. Экипаж №317 Левитский Б. (ГАЗ рейд Спорт) + 13 часов 14 мин 10 сек;
9. Экипаж №314 Сугавара Я. (HINO TEAM SUGAWARA) + 23 часа 00 мин 52 сек;
10. Экипаж №300 Сотников Д. (КАМАЗ-мастер) + 104 часа 59 мин 43 сек;
11. Экипаж №304 Мартин ван дер Бринк (MAMMOET RALLYE SPORT) + 216 часов 27 мин 50 сек;
12. Экипаж №320 Ленер Тибор (PH-SPORT) + 463 часов 01 мин 45 сек.
P.S. Экипажи, занявшие 10-12 места, заработали пенальти (101, 203 и 430 часов соответственно).
Ралли «Шёлковый путь-2017» - это 9599 км от Москвы до Сианя, древней столицы Китая, через Казахстан. Из этого расстояния 4094 км занимают спецучастки: размытые дождями просёлки, ухабистые грунтовки в казахских степях, крутые горные склоны и, конечно, пустыни Гоби и Такла-Макан. Из 51 стартовавшего с Красной Площади экипажа 20 даже не доехали до Китая. Репутация самого сложного ралли-марафона оправдалась. Как же показала себя в этом испытании команда ГАЗ Рейд Спорт?
Не считая автомобилей сопровождения, в гонке участвовали 2 Газели-Некст и 2 Садко-Некст. Один Садко сошёл с дистанции из-за ошибки пилота, остальные благополучно финишировали. Причём, Газели показали хорошие результаты: 3 и 4 место в своём классе, 11 и 13 места в общей классификации. Заметим, что в этом марафоне прошлогодний победитель «Дакара» Жерар Де Рой пришёл последним, а раллийная легенда Себастьян Леб разбился и покинул гонку. Капитан газовской команды Вячеслав Субботин поясняет: дело в надёжности машин и мастерстве пилотов, 50 на 50. Двигатель Cummins 2,8l, форсированный до 200 л. с., без проблем выдержал жару пустыни Гоби. Газели шли стабильно и порой дышали в затылок безоговорочным фаворитам гонки - КамАЗам. Не подвели и Соболи 4×4 сопровождения. По словам Константина Гусева, члена одного из экипажей, Соболь прошёл пустыню Гоби спокойно, «как будто это был ралли-рейд по Калмыкии».
Не секрет, что «Шёлковый путь» многими воспринимается как тренировка перед «Дакаром», который должен состояться в январе 2018 года. Об этом можно спорить, однако опыт прошедшего ралли команде ГАЗ Рейд Спорт обязательно пригодится.
Катарец Нассер Аль-Аттия практически разложил Toyota Fortuner во время промо-мероприятий, а у гонщика Андрея Рудского из-за проблем с аккумулятором загорелся его прототип! Тушить машину пришлось всем миром - помог только гоночный , на буксире утащивший горящую машину в болото, где и удалось погасить пламя.
Безумие и проверки
И ведь все это происходит еще до торжественного старт марафона, который запланирован на 20 июля. За день до этого все - от гоночных команд до журналистов - проходят обязательные проверки, инструктажи и прочие обязательные для соревнований такого толка процедуры.
Напомним, что марафон «Шелковый путь-2018» стартовал 20 июля в Астрахани. К финишу гонки 27 июля на Красной площади в Москве участникам предстоит проехать более 3500 «боевых» километров по Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Тульской и Московской областям и Республике Калмыкия. Не все, повторимся, идет гладко.
Фото сайт
Медийные страдания
Например, чтобы аккредитоваться прессе, необходимо получить бейдж Media. Его выдают в здании Астраханского государственного театра оперы и балета, но чтобы попасть туда, надо предъявить охраннику на входе… бейдж Media. Рвать эти порочные круги оргкомитету приходится в ручном режиме, что вносит свою долю безумия в и без того кипящий интернациональный гоночный муравейник.
Буквально у стен театра, который на уик-энд из храма культуры превратился в место служения гоночным богам, проходят технические проверки гоночной техники. Рыча моторами, проползают друг за другом гигантские гоночные грузовики и миниатюрные , легковые прототипы и пресс-кары, которые в классификацию ралли не попадут, но поедут по тем же дорогам, что и боевые экипажи.
Сервис-парк «Шелкового пути» разбит на астраханском стадионе Центральный, так что все неравнодушные к гоночным машинам жители и гости города могут наблюдать за работой механикой своими глазами. Впрочем, даже если вам все-равно на автоспорт, то от него в ближайшие несколько дней никуда не деться.
Астрахань в буквальном смысле живет марафоном - в городском трафике снуют гоночные машины, гостиницы забиты участниками, а парковки уставлены служебными автомобилями организаторов гонки.
ГАЗ за нас
Но в центре внимания, конечно, участники. Взгляды прикованы к команде , которая будет бороться за победу в зачете грузовиков с «МАЗ-СпортАвто» и .
Газовская команда, к слову, единственная, кто выставляет отечественные автомобили не только в категории грузовиков, но и в классе легковых внедорожников. Подготовленные «ГАЗ Рейд Спорт» полноприводные уже доказали, что способны на равных бороться с прототипами MINI, Peugeot, Toyota и другими именитыми марками. А в 2018 году на «Шелковом пути» поедет второе поколение газовских гоночных машин, в которых учтен накопленный за опыт. Доработанная обещает преподнести в 2018 году сюрпризы - приятные для «ГАЗ Рейд Спорт» и не очень для их соперников.
Фото сайт
Ну, а среди них немало легенд мировых ралли-рейдов - двукратный победитель легендарного Dakar катарец Нассер Аль-Аттия, быстрый британец Гарри Хант и опытный француз Матье Серрадори. Полный , правда, отчего-то организаторы назовут лишь на торжественной церемонии старта, поэтому к этим именам могут добавиться и другие знаковые для ралли-рейдов пилоты.
11.07.2016
Шесть спортивных автомобилей ГАЗ стартовали с Красной площади в Москве для участия в ралли-рейде «Шелковый путь». В составе команды «ГАЗ Рейд Спорт» - спортивные «ГАЗели NEXT», «Соболь 4х4», «Садко» и «Садко NEXT».
Автомобили изготовлены на базе серийной продукции Горьковского автозавода, входящего в «Группу ГАЗ» одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент».
Автомобили команды «ГАЗ Рейд Спорт» стартовали с Красной площади в Москве. Две машины команды – спортивная «ГАЗель NEXT» и «Соболь 4х4» – пройдут всю гонку от Москвы до Пекина и финишируют в Китае 24 июля. На «Соболе 4х4» стартует единственный в ралли-рейде полностью женский экипаж. Длина маршрута ралли-рейда составит более 10 000 км. Еще четыре автомобиля: две «ГАЗели NEXT», выступающие в категории Рейд-спорт, а также «Садко» и «Садко NEXT», выступающие в грузовом зачете, примут участие в первой половине марафона, которая одновременно является IV этапом чемпионата России по ралли-рейдам. Финиш этого этапа планируется в столице Казахстана Алматы 14 июля.
По пути спортсмены преодолеют грунтовые дороги Татарстана и Башкортостана, изрезанную канавами и высохшими руслами рек казахскую степь, песчаные трассы и дюны у озера Балхаш, каменистые трассы и барханы пустыни Гоби.
На спортивные «ГАЗели NEXT» и «Соболь 4х4» установлены серийные двигатели Cummins ISF 2,8 со специальными спортивными надстройками. Автомобили «Садко» и «Садко NEXT» укомплектованы двигателями ЯМЗ-534 производства Ярославского моторного завода «Группы ГАЗ». За несколько лет участия в сложных спортивных соревнованиях силовые агрегаты ЯМЗ показали высокую надежность при максимально жесткой эксплуатации в условиях высоких температур. Благодаря специальным настройкам, двигатели ЯМЗ развивают мощность до 300 л.с. при 2600 об/мин и крутящий момент до 1000 Н·м при 1800-2400 об/мин. Характеристики двигателя Cummins ISF 2,8: мощность – 200 л.с. при 3800 об/мин., крутящий момент – 520 Н·м при 2000-3200 об/мин.
Впервые в качестве автомобилей технической помощи будут использованы автомобили «Урал NEXT», созданные на базе серийных машин автозавода «Урал». Небольшие изменения в электронном блоке управления двигателем ЯМЗ-536 и в настройках трансмиссии позволяют этим машинам разгоняться до 120 км/ч. Оперативной помощью, а также подвозом групп журналистов и фотографов к сложным участкам спортивной трассы будут заниматься внедорожники «Соболь 4х4». Высокая проходимость этих автомобилей позволяет им добираться к самым труднодоступным участкам.
Смазочные масла и эксплуатационные жидкости для автомобилей команды «ГАЗ Рейд Спорт» предоставила компания Total. Преимущества моторных масел Total Rubia TIR и Total Trans Gear – сохранение стабильного качества смазки в течение длительного времени при максимальной нагрузке мотора.
Обеспечение команды шинами взяла на себя компания Michelin. На спортивные «Садко» и «Садко NEXT» установлены шины марки Michelin XZL, а «ГАЗели NEXT» и «Соболь 4х4» укомплектованы шинами BFGoodrich All-Terrain. По совокупности характеристик эти шины обеспечивают оптимальное сочетание скорости на грунтовых дорогах и проходимости в песках и на бездорожье.
Экипажи команд:
«ГАЗель NEXT» – пилот Вячеслав Субботин, штурман Евгений Павлов;
«Соболь 4х4» – пилот Татьяна Елисеева, штурман Елена Правдина;
«ГАЗель NEXT» – пилот Михаил Коструков, штурман Олег Нежнов;
«ГАЗель NEXT T1» – пилот Александр Коструков, штурман Рамиль Замалетдинов;
«Садко NEXT» – пилот Болеслав Левицкий, штурман Станислав Долгов;
«Садко» – пилот Михаил Шкляев, штурман Александр Лагута.
Было бы нечестно говорить, что мы ехали за победой. Для команды ГАЗ Рейд Спорт сам финиш в Пекине это уже победа, а мы финишировали. Не на веревке, не на трех колесах, хотя и такое было, финишировали честно, а местами и друзей подтаскивали вперед. Итак, Шелковый Путь позади, осталось подвести итоги.
Скептики и любители философии на диване уже успели попытаться протроллить команду на предмет, на каком месте ГАЗ Рейд Спорт в таблице результатов. Пусть тешатся своим плоским юмором, так как адекватные люди прекрасно понимают, что для нашей команды это был первый выезд на такую длинную дистанцию. Проба пера, тест, разведка боем, тренировка перед Дакаром, называйте как хотите.
Впрочем, давайте обо всем по-порядку. Неразберихи и так хватило в организации всей этой вакханалии, и начнем, пожалуй, прямо со старта.
Тактика и стратегия
Еще на берегу было решено, что в Пекин едут всего два экипажа: Вячеслав Субботин и Евгений Павлов, а также женский экипаж Татьяна Елисеева и Елена Правдина. На российском этапе за место в таблице чемпионата России бились также экипажи близнецов Александра и Михаила Коструковых, и грузовики ГАЗ и ГАЗон Некст.
Вопрос почему Александр и Михаил не поехали в Пекин назревал и назрел, когда команда уже ворвалась в Китай.
Ответ прост — братья должны были биться за места в зачете чемпионата России, а это значит гнать на полную, что противоречит тактике тех, кто ехал в Пекин. В Пекин ехали на доезд, а значит берегли машины вопреки потерянным минутам, а чаще и часам.
Братья молодцы! Это даже не обсуждается и по этапу ЧР по ралли-рейдам они доказали.
Большая глупость объединять ЧР и ШП в одно мессиво. Надо разделять гонки и это будет правильно, тогда все смогут биться по честному и в одном режиме. Думаю, если бы не этап ЧР, то братья также вваливали бы до Пекина, а там уже как получится. Может, и до десятки потягались бы.
А так, одни едут до Алматы, вторые до Пекина. Кто едет до Пекина, тот априори в проигрыше, т.к. бережет машину. Все просто.
И вот, наконец, Китай. От этого этапа остались двоякие впечатления. У всех, кто был, кто прошел, кто вернулся. Очень и очень неудачная организация всех процессов, в половине случаев ужасные места для бивуаков, иногда отсутствие еды в столовой, интернет, которого лучше бы не было.
В общем, хватило и позитива, и откровенного негатива.
Командный подход
В плане спортивных впечатлений все отлично. Для ГАЗ Рейд Спорт все косяки организации отошли на второй план, так как стояла задача проверить свои силы, возможности и возможности автомобилей в песках, которым нет равных в России. Все эти «Большие Браты» просто нервно курят в сравнении с тем, когда подъезжаешь к «стенке» и понимаешь, что это не гора, а просто песок. Дюна!
Учились ездить по серьезным пескам впервые и все. Уже по результатам было принято решение, что по возможности все пилоты с перспективой на Шелковый Путь и Дакар будут тренироваться в песках. Где — пока не решили, но будут. Это просто необходимо, чтобы хотя бы задуматься о результатах. Не о победе, а о результатах.
С другой стороны, говорить, что ГАЗ Рейд Спорт совсем осталась с носом нельзя. За весь Шелковый Путь, по сути, только два ЧП. Один раз на бок легли девушки, второй раз улегся на бок и экипаж Субботина. В обоих случаях автомобили поставили на колеса и они продолжили гонку.
Если посмотреть на общий план, то были и те, кто сошли, кто разбивал машину и приезжал в бивуак на изуродованных снарядах. Получается, что осторожность оправдала себя, хотя, по словам гонщиков, всем приходилось одергивать себя от желания нажать педаль и попробовать побиться за хорошее время.
Слабости и недочеты
С моей позиции, основные проблемы у нашей команды в условиях марафона не самые страшные. Во-первых, это катастрофическая нехватка топлива — надо что-то делать с его запасами. Часто экипажи приходили на финиш с сухими баками и приходилось их заправлять сразу за финишной чертой.
Дальше мелочи, но которые тоже важны. Попав в пыльную бурю, моторы наглотались пыли. Штатные заводские фильтры забивались мгновенно и, похоже, что не очень хорошо сдерживали мелкодисперсную пыль. Проблемы были не только у ГАЗов, но нас то интересуют наши автомобили. Да и пыльная буря для многих стала первой в жизни.
Большие лиазоны и спецучастки требуют соответствующей подготовки и важно все до мелочей. Например, сетки для шлемов, куда можно положить их во время движения по асфальту, чтобы они не перекатывались по полу. Опытные экипажи все это имеют, но для пилотов ГАЗ Рейд Спорт лиазоны по 400 км вообще впервые.
Две запаски — мало! Это уже проверено на собственной шкуре. Три, а то и четыре колеса должно быть в кузове. На камнях можно оставить два колеса разом, а где-то в песках стравиться и разбортировать третье. В итоге — финиш на диске, а то и на ступице, что тоже было.
Больше света! Это уже не для красоты. В багажнике лежала одна люстра от РИФа, но поставить ее так и не смогли. Выкарабкиваясь из песков и по грунтовкам в сумерках штатного света не хватает для высокой скорости. Нужны мощные лампы, которые позволят ехать быстро и хорошо ориентироваться на местности.
Мощные и надежные компрессоры! Компания Автовентури прислала в помощь два компрессора ViAir 450C, но по опыту езды в песках с необходимостью быстро стравиться и потом накачаться стало ясно, что надо по два компрессора на каждый автомобиль. Не по одному двухцилиндровому, а по два на случай, если один вдруг откажет или перегреется, ведь жара на солнце под 50 градусов, а то и выше.
В положительном остатке
После пыльной бури некоторым показалось, что движки стали подъедать масло. Достоверных данных нет. Мой гражданский Соболь вроде как сохранил показатели в норме. Техники будут проверять, сработала ли уже усталость и мнительность или что-то не так.
На такой жаре и в таких условиях тема масла вообще вставала на первый план. Для Total появился не просто полигон для испытаний в формате ЧР, а уже серьезная гонка на двигателях Cummins и масло отработало на пять. К тому же, все пробы были собраны для обработки экспертами Тотал.
Надо заметить, что с маслом Тотал на Шелковый Путь поехали не только ГАЗы, но и многие другие, в том числе известные гонщики команды Peugeot.
Впрочем, что говорить о боевых, если стандартные и чуть-чуть подготовленные автомобили Соболь 4х4 сопровождения и прессы ехали также по жаре, пыли, пескам и грунтовкам. И доехали! Без проблем. Без поломок. Но о «гражданских» экипажах я расскажу отдельно.
Молодцы пилоты и штурманы. Выдержали, не заплутали, не сломились духом после переворотов и казалось бы непреодолимых песков по 70 километров дюн с отвесными стенами. Со стороны просто говорить, но даже я, заехав чуть-чуть в пески, местами не понимал, как туда вообще можно проехать на пять-шесть километров. А они ехали там десятками. Е-ха-ли!
Моральный дух
Ругались, но не дрались! Усталость быстро дала о себе знать. Сон по 2-3 часа в сутки высушивает все эмоции. Улыбаешься через зубы, а раздражительность берется сама по себе. Тем, кто не в руле проще — завалились и спят на лиазоне, а ты цепляешься за руль потому, что надо доехать.
Когда становилось совсем невмоготу, открываешь бутылку с водой и льешь себе на голову. Прямо на ходу. Прямо в машине. Так с периодичностью в 10-15 минут. Помогает. Доезжаешь, что-то делаешь и падаешь с ног. Снова на пару-тройку часов.
В общем, если кого-то обидел резкими высказываниями — извините. Но все понимали. Команда оставалась командой. Надо ехать на финиш с топливом, значит берешь и едешь. Это значит, что в бивуаке будешь уже к полуночи, но иначе нельзя. Мы — команда, а это главное. Потом отоспимся!
Сложнее всего пилотам. Приехали, надо привести себя в порядок, надо рассказать техникам о проблемах, надо все проконтролировать, а только потом поспать. Штурманы в это время рисуют фломастерами, это тоже важно и тоже время.
Потом идут техники. Утром на старте они просто валялись вповалку потому, что ночью делали машины, меняли колеса, меняли масло, устраняли неисправности. Всем хватило. Всем будет, что вспомнить.
В последние дни гонки я говорил, что больше никогда не поеду Шелковый Путь. Гори оно все огнем. Хочу домой, хочу джакузи и смузи. Потом подходил Иван Седов и говорил: Соберись тряпка! А я его посылал в Пекин и дальше.
Сейчас, конечно, думаю, что все это была скопившаяся усталость. Конечно поеду. И Шелковый Путь и Дакар, и Кэмэл Трофи и на Марс, если возьмут.
В медийном плане это была провальная гонка. Если российский этап прошел отлично, то китайский — просто выброшенные деньги и время для пресс-экипажей. Организаторы подумали об официальном пресс-пуле, а о пресс-экипажах, которые тоже заплатили немалые деньги за участие и тоже участвуют в информационном потоке, просто забыли. От слова совсем. От слова пошли вы все в Пекин.