Урок № 33.
Тема: «Основные правила
безопасного поведения при пользовании
транспортными средствами»
Цели урока:
– знакомство учащихся с правилами безопасного поведения на общественном транспорте.
– формирование навыков осознанного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.
Материалы к уроку:
Дорога к маршрутному транспорту
Работа над маршрутом в школу должна приучить тебя быть внимательным в любой дорожной ситуации, а не только по дороге в школу и обратно. Вам приходится самостоятельно ходить в магазин, в гости, в дом творчества, и не только ходить, но и ездить маршрутным транспортом. Между тем поездка на маршрутном транспорте состоит из пяти этапов:
1. Движение на посадку.
2. Посадка в транспорт.
3. Поездка.
4. Высадка из транспорта.
5. Движение после высадки.
Таким образом, вы последовательно становитесь пешеходом, пассажиром и опять пешеходом. На каждом из этих этапов вас могут подстерегать опасные ситуации. Люди, направляющиеся к транспорту, торопятся, чтобы успеть на подъезжающий к остановке или уже находящийся там общественный транспорт. Будучи вовлеченными, в общую спешку, пассажиры, забывают или пренебрегают требованиями безопасности. Так же ведут себя пассажиры и после выхода из транспорта. Остановки маршрутного транспорта - это места скопления людей, что затрудняет движение пешеходов по тротуару. Возникают толчея, суета. Иногда, даже помимо своего желания, вы можете оказаться на проезжей части.
На проезжей части вблизи остановок тоже складывается сложная ситуация: стоящий на остановке маршрутный транспорт вынуждает другие транспортные средства совершать объезды, то, увеличивая, то, снижая скорость, и даже останавливаться. (До 5% дорожно-транспортных происшествий с детьми происходит в местах остановок общественного транспорта.) В такой обстановке от пешеходов требуется повышенное внимание, четкое и последовательное соблюдение всех правил безопасности. Этим правилам вас учили в младших классах. Коротко напомним о них.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте
Для пассажиров существуют правила поведения в общественном транспорте. Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на тротуаре или обочине в установленных местах, не выходя на проезжую часть.
Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.
Производить посадку в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно только после полной их остановки.
Помните, что нельзя:
Прыгать в транспорт на ходу;
Цепляться за транспорт сзади;
Стоять на выступающих частях и подножках.
Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Однако водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей.
Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры. А в легковом автомобиле открытой на ходу дверцей можно задеть пешехода или самому оказаться на асфальте.
Запрещено прислоняться к дверям, так как они могут неожиданно открыться.
В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
В салоне нельзя:
Отвлекать разговорами водителя во время движения;
Шуметь, громко разговаривать, мешать другим пассажирам;
Высовываться или выставлять из окон какие-либо предметы;
Возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты (их необходимо тщательно упаковывать);
Ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.
Выйдя из общественного транспорта необходимо соблюдать правила перехода на другую сторону улицы.
На остановке
На остановке в ожидании общественного транспорта следует стоять на тротуаре подальше от его края. Здесь ограничительной чертой служит поребрик, стоять на котором нельзя.
Остановка - не место для игр и беготни. Нельзя выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус или троллейбус.
Если трамвайная остановка без посадочной площадки, выходить на проезжую часть для посадки в вагон разрешается только после его полной остановки.
Посадка в транспорт
Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
Входите после инвалидов, пожилых людей и маленьких детей. Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
Поездка
Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
Свободные места рекомендуется сразу занимать, чтобы не мешать проходу пассажиров, но при этом надо уступать места инвалидам, пожилым и самым маленьким. Сидеть лучше лицом по направлению движения: это безопаснее в случае неожиданного резкого торможения. По этой же причине спать во время поездки не рекомендуется.
Ни в коем случае не препятствуйте закрытию и открытию дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это не только может повредить двери, но еще и опасно! Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу.
Некоторые трамвайные поезда представляют собой длинные вагоны с поворотным устройством в середине. Это сочлененные вагоны. К ограждениям поворотного устройства нельзя прислоняться. Нельзя просовывать в пространство за ограждением руки и ноги. Это очень опасно! Можно не только получить травму, но и погибнуть!
Не высовывайтесь из окон и не выставляйте в них какие-либо предметы.
Не шумите, не разговаривайте громко: это не только раздражает пассажиров, но и мешает водителю, которого нельзя отвлекать. Обращаться к водителю можно только на остановках.
Во время поездки выполняйте все указания водителя и кондуктора.
Высадка из транспорта
К выходу необходимо подготовиться заранее: спросить у других пассажиров, выходят ли они там же, где вы, или нет, по возможности подойти ближе к дверям, но не спускаться на ступени. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкаться, не суетиться. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
Движение после высадки
Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующие правила:
Правила поведения для пассажиров автобуса и троллейбуса
На остановке
1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.
2. Стой только на тротуаре, не наступая на поребрик.
3. Не выходи на проезжую часть.
4. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.
При посадке
1. Пропусти выходящих пассажиров.
2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса и троллейбуса
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.
2. В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.
3. При выходе не суетись и не толкайся.
После высадки
На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
В грузовых и легковых автомобилях
Пассажиры, легковых автомобилей, такси, должны соблюдать следующее правило: посадка и высадка должна происходить только с правой стороны улицы. С левой стороны могут выходить лишь водители.
Бывает, что надо ехать на грузовом автомобиле, например, на полевые работы или сопровождать груз. Для перевозки пассажиров в таких автомобилях существуют определенные правила. В кабине, кроме водителя, может помещаться столько человек, сколько мест предусмотрено техническими правилами. Например, в грузовом автомобиле ЗИЛ-130 рядом с водителем могут находиться только два человека.
Группам людей ехать в кузове грузового автомобиля можно лишь в том случае, если он специально для этого приспособлен: в нем должны быть сиденья для пассажиров, а на сиденьях вдоль заднего и боковых бортов прочные спинки. Скорость грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди, не должна превышать 60 км/ч.
Стоять в кузове движущегося автомобиля категорически запрещено.
Не все транспортные средства приспособлены для перевозки людей. Нельзя перевозить людей вне кабины самосвала, автомобиля-цистерны, трактора и других специализированных автомобилей, самоходных машин и механизмов, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, а также на грузовом прицепе или полуприцепе. Нельзя ехать и в кузове грузового мотоцикла или мотороллера.
Обсуждение с учащимися дорожного происшествия:
Группа туристов попросила водителя грузовика довезти их до турбазы в горах. В кузове машины не было сидений: она не была приспособлена к перевозке людей. И туристы ехали стоя. На крутом повороте несколько человек не удержались и, потеряв равновесие, вывалились из кузова, получив тяжелые травмы.
Запрещено возить на заднем сиденье мотоцикла детей, которым нет еще 12 лет. Если пассажиру 12 лет и больше, то ехать на мотоцикле ему разрешается только в застегнутом защитном шлеме.
Не следует выпрыгивать из кузова автомобиля во время движения. Это может привести к несчастному случаю. Такие пассажиры серьезно подводят водителя машины, на которой ехали, потому что он отвечает за их поведение и здоровье.
Вопросы для закрепления:
Какие правила поведения пассажиров на остановке вы знаете?
Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании автобусом и троллейбусом?
Какие правила поведения при пользовании общественным транспортом вы выполняете?
Почему опасно в транспорте прижиматься к двери?
Почему нельзя выпрыгивать из кузова автомобиля до его полной остановки?
Самым ответственным лицом за соблюдение правил поведения в легковом автомобиле является шофер, основное внимание которого должно быть ориентировано на обеспечение безопасности окружающих людей. Шофер автомобиля несет ответственность за соблюдение
техники безопасности пассажирами , он должен смотреть за наличием в машине вполне укомплектованной аптечки, огнетушителя и лично соблюдать и технику безопасности и правила по охране труда.В легковом автомобиле разрешена перевозка такового количества людей, сколько оборудованных для их посадки мест имеется в комплектации стандарт, при этом пассажиры не должны мешать водителю авто управлять им, также они не должны ограничивать обзорность. атегорически воспрещают перевозить пассажиров в багажном отделении, есть, курить, употреблять спиртные напитки во время езды, открывать и закрывать двери автомобиля, находящегося в движении.
Одной из главных заморочек современных автовладельцев является неразрешенное внедрение мобильников. Во время езды на автомобиле категорически запрещено говорить по мобильному телефону во избежание сотворения аварийной ситуации на дороге . Если же телефонный разговор является очень принципиальным, нужно приостановить автомобиль на дорожной обочине и выполнить разговор, и только после чего можно продолжать движение. Телефонные дискуссии за рулем могут вызвать непредсказуемую психическую реакцию у водителя автомобиля, тем отвлекая его от управления транспортным средством.
Как следует вести себя пассажиру?
Пассажирам автомобиля не рекомендуется отвлекать водителя от управления автомобилем дискуссиями и вопросами, что также может иметь очень нехорошие последствия. Водителям дамского пола правила поведения в автомобиле категорически воспрещают приводить свою наружность в порядок во время вождения тс, даже при остановках на светофорах, ввиду переключения внимания от дороги. Находясь за рулем автомобиля, водителю не следует производить деяния, не связанные с управлением транспортным средством. Придерживаясь этого простого правила, каждый автомобилист сумеет обезопасить не только лишь свое собственное благополучие, да и жизнь окружающих его людей. Нужно держать в голове, что при движении тс, в случае возникновения аромата отработавших газов в салоне, непременно необходимо срочно тормознуть для определения предпосылки их появления. Такими причинами могут быть: не соответствующая плотность в щите передка, подсос газовых паров из подкапотного места или через уплотнения багажного отделения либо задней двери. Во время работы с такими эксплуатационными материалами как бензин (в основном этилированный), антифриз, электролит для аккумуляторной батареи и другими субстанциями нужно кропотливо соблюдать правила безопасности, а в случае их попадания в глаза либо на кожные покровы, немедленно помыть водой. Если появляется критическая необходимость в ремонте автомобиля, нужно его приостановить, постаравшись избежать способности самопроизвольного движения. Когда во время поездки появляется потребность в ремонте нижней части кузова автомобиля, целенаправлено произвести установку страховочной подставки под его колеса, что можно сделать при помощи разных подпорок либо запасного колеса.
Шофер авто должен.
Для водителя автотранспорта нужным требованием является хорошее познание мер, предпринимаемых в случае появления пожара. Самым основным в данной ситуации является критическая эвакуация пассажиров салона, выключение мотора и совершение действий по обесточиванию проводки. Вспыхнувший в один момент пожар нужно тушить порошковым либо углекислотным огнетушителем, а в случае последней необходимости, можно пользоваться водой, песком либо кошмой. Есть огнетушители хим и углекислотные. Хим огнетушители представляет собой емкость, заряжающуюся пенообразующим щелочным либо кислотным составом, снутри которого, в сетчатом цилиндре, расположены две стеклянные пробирки, вместимость которых около 185 мл. В какой-то из них содержится серная кислота, в другой — аква раствор, состоящий из сернокислого железа, все оставшееся место заполняется щелочным веществом, представляющим из себя смесь содового экстракта ибикарбоната натрия, общей массой 600-650 гр. в воде. Обращаться с огнетушителем нужно искусно. Он приводится в действие от удара ударным элементом об жесткий предмет, разбивающий стеклянные пробирки прибора. В итоге этого жидкостный состав огнетушителя смешивается, вызывая активное пенообразование, гасящее возгорание. Углекислотный огнетушитель — это округлый металлической баллон, сверху закрывающийся вентилем, на котором устанавливается особый раструб (снегообразователь). Зарядом такового типа огнетушителей служит осушенная сжиженная пищевая или техно углекислота. Через раструб вентиля углекислота извергается в виде комков углекислотного снега в течение недолговременного времени, при всем этом она очень охлаждается и преобразуется в туманообразное состояние. Таким макаром, углекислый газ, понижает температуру пылающего предмета, после этого преобразуется в газ, снижающий в зоне пожара концентрацию кислорода и прекращающий воспламенение.
Дополнительные правила.
В зимнее время года нужно соблюдать дополнительные
правила поведения в легковом авто, а конкретно: пристально смотреть за техническими жидкостями авто и температурой его мотора; прогреваться на маленький скорости либо вообщем на холостых оборотах. ; заблаговременно инспектировать устойчивость тормозной воды и антифриза к замерзанию, вовремя подменять старенькую жидкость на новейшую; выслеживать давление в колесах во избежание ухудшения маневренности авто. Нужно часто поддерживать автомобиль в чистоте, не допуская загрязнения лобового и боковых стекол, а вслучае хранения авто на открытой стоянке нужно часто в зимнее время очищать его от надели.А самое главное при езде в легковом автомобиле - соблюдение ПДД и норм безопасности.
Правила безопасности в автомобиле
Уважаемые родители!
Пожалуйста, помните, что личный пример - лучший метод воспитания детей. Именно поэтому специалистыубедительно просят Вас соблюдать нижеприведенные правила. С их помощью Вы сможете значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации для вас и вашего ребенка.
Убедитесь в том, что ребенок пристегнут ремнями безопасности
Лобовое столкновение при скорости 50 км/час равносильно падению с третьего этажа здания. Поэтому, не пристегивая ребенка ремнями, вы как бы разрешаете ему играть на балконе без перил!
Все средства безопасности должны быть правильно подобраны.
Дети до 12 лет должны сидеть на заднем сиденье. Центральное заднее сиденье - самое безопасное место при боковом столкновении.
Пристегивайте ремни безопасности!
Даже если вы едете по знакомой дороге на небольшое расстояние. Учтите, что 70% несчастных случаев, в которых погибают пассажиры, происходят в пределах первых 25 км пути.
Пристегивайтесь, даже если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности.
Если ремни не пристегнуты, столкновение даже на скорости 30 км/час может привести к гибели пассажиров. Пристегиваясь ремнями безопасности, вы уменьшаете риск несчастных случаев с летальным исходом на 45%.
Самые лучшие устройства безопасности бесполезны, если они неправильно используются. К сожалению, в 40% случаев используемые устройства безопасности либо не подходят детям, либо неправильно крепятся.
Объясняйте детям как себя вести, и подавайте личный пример.
Ремни безопасности и специальное сиденье для детей должны соответствовать росту и весу ребенка
Самым лучшим защитным устройством для ребенка, которому еще не исполнилось 2 лет и вес которого не достигает 13 кг, - это специальное кресло для детей, которое крепится на заднем сиденье и обращено к заднему стеклу. Самое важное - защитить шею ребенка, которая наиболее уязвима. Использование этого кресла уменьшает нагрузку на шею при столкновении почти на 90%. Предупреждение! Если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности, никогда не устанавливайте детское сиденье на переднее место. При срабатывании подушки безопасности, ребенок может быть травмирован, так как его сиденье будет расположено очень близко к ней.
Для детей до 4 лет весом до 18 кг рекомендуется использовать детское кресло со специальной системой ремней безопасности. Оно уменьшает возможностьполучения травм на 70%.
Для детей от 3 до 12 лет подходит специальное сиденье с двумя боковыми системами ремней безопасности или специальной системой безопасности.
Маленький ребенок на руках у взрослых в случае аварии абсолютно незащищен. При лобовом столкновении на скорости 50 км/час со стоящим на месте предметом кинетическаяэнергия превращает ребенка весом 25 кг в ракету, весящую 500 кг, то есть вес возрастает в 20 раз.
Никогда не употребляйте алкоголь, перед тем как сесть за руль. Вам необходимо выбрать: либо пить, либо вести машину. Каждое пятое происшествие на дорогах России связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.
Алкоголь влияет на остроту зрения, рассеивает внимание, повышает утомляемость и увеличивает время реакции.
Риск несчастного случая увеличивается вдвое, когда уровень алкоголя в крови поднимается до 0,5 г/л, и в 10 раз, когда он достигает 0,8 г/л.
Продумайте маршрут и отдохните перед дорогой
Проверьте состояние вашей машины перед поездкой. Даже спущенные шины могут явиться причиной аварии.
Не кладите тяжелые предметы на полку в машине. При столкновении они могут превратиться в смертоносные «снаряды».
Держите руль обеими руками
Положение рук на руле «без четверти три» или «без десяти два» дает наилучший контроль над автомобилем.
Перекрещивание рук на руле или держание руля за основание опасно в случае столкновения и при срабатывании воздушных подушек безопасности.
Подумайте о своем комфорте и безопасности
Наклоните свое кресло под удобным для вас углом и пристегнитесь ремнями безопасности так,чтобы они не стесняли ваших движений.
Обратите внимание на подголовник, который должен быть наклонен к затылку как можно ближе.
Следите за ситуацией на дороге
Будьте готовы в случае опасности среагировать: сманеврировать или нажать на тормоз.
Безопасный автомобиль - автомобиль, конструктивные особенности которого способствуют предотвращению аварий либо в случае дорожно-транспортного происшествия снижают травматизм водителя, пассажиров и пешеходов.
Опытный водитель справится с любой аварийной ситуацией. Бывают случаи, когда многое в происшествии не зависит от водителя, так как причиной аварии являются либо другие люди, либо вообще технические неисправности.
Ремень можно и не застегивать – на малой скорости все равно. При аварии на любой скорости пристегнутый ремень увеличивает шансы на выживание в 2-3 раза.
Подушки безопасности всегда спасут меня. Подушки безопасности эффективны только при пристегнутом ремне безопасности и только на скорости до 80 км/ч, что на трассах является даже преуменьшением.
Подушки безопасности безвредны. Известны случаи, когда люди, попавшие в аварию, были задушены подушкой безопасности. Также примерно 30% людей теряют слух при раскрытии подушки безопасности из-за громкого хлопка, рвущего барабанные перепонки в ушах. Известны и случаи, когда они не срабатывали, либо срабатывали поздно. На современные автомобили их ставят только потому, что альтернативы еще хуже.
Травмобезопасный руль защитит не хуже подушек. Изделия из травмобезопасного пластика предназначены для снижения силы удара, но полной защиты он не обеспечивает. Статистика печальна – травмобезопасный пластик спас лишь 3% жизней.
Задние пассажиры могут не пристегиваться в любом случае. Если задние пассажиры в момент аварии не были пристегнуты, они могут переместиться в любое место в салоне. Это опасно как для них, так и для сидящих спереди.
Дети могут ездить точно так же, как и взрослые. Для перевозки ребенка в машине должно быть детское кресло, которое обеспечивает защиту позвоночника ребенка и правильную фиксацию его ремнем безопасности.
Удар сзади неопасен. По статистике, при ударе стоящей машины сзади более 50% случаев заканчиваются смертельным исходом. Это связано с тем, что основные перегрузки в этом случае приходятся на хрупкий и слабозащищенный позвоночник человека.
Удар сбоку чрезвычайно опасен. В большинстве современных автомобилей применяются боковые брусья-усилители и боковые подушки безопасности, которые делают этот удар наименее опасным. Кроме того, такие удары происходят, как правило, на небольшой скорости.
Удар о грузовик всегда смертелен. Многие грузовики оснащаются противоподкатными брусьями, не позволяющими легковому автомобилю попасть им под колеса, и бамперами из мягких материалов, серьезно снижающих силу удара. Но удар о грузовик всегда намного опаснее, чем столкновение двух легковых автомобилей.
В салоне могут лежать различные вещи – что с ними случится. При аварии предметы, лежащие в салоне, приобретают скорость, с которой ранее двигался автомобиль. А масса их в этом случае будет равна нормальной массе, умноженной на скорость в метрах в секунду. Так что чем тяжелее предмет, тем он потенциально опаснее.
Прицеп никак не повлияет на силу удара. Это, конечно же, не так. Прикрепленный к автомобилю прицеп способен произвести значительные разрушения из-за своей массы и из-за дополнительного удара сзади.
Тюнинг автомобиля не влияет на его безопасность. Конечно же, влияет. Облегченный кузов хуже противостоит ударам, а измененный обвес не обладает такими же энергопоглощающими характеристиками.
Тонировка стекл, снижают безопасность автомобиля. Наоборот: стекла с качественными пленками поглощают солнечные блики, устраняют эффект зеркала, нейтрализуют слепящий свет встречных и попутных машин. Качественная тонировка отражает 99% ультрафиолетовых лучей предохраняя тем самым салон от выгорания. Летом отражает до 70% тепловых лучей и даже если у Вас в машине есть кондиционер, Вы не будете испытывать дискомфорт от очень неприятного эффекта, справа рука мерзнет - слева рука обгорает от солнца. А зимой, полимер, задерживает до 35% тепла в салоне, сохраняя в автомобиле комфортную температуру. А так же, никто не увидит, что Вы забыли ценного в машине, уходя, домой или в магазин. И никто, заранее не будет знать, какая аппаратура установлена в Вашей машине, какие колонки и как они крепятся.
Удар по касательной не опасен вообще. Удар по касательной траектории не приводит к разрушению автомобиля, но опасен потерей контроля над машиной и последующей повторной аварией.
Тяжелый автомобиль чрезвычайно опасен при аварии. На практике тяжелый автомобиль оказывается более прочным и лучше держащим нагрузки, так как он способен поглотить большую нагрузку, чем легкий автомобиль.
Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05–94).
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб (ГОСТ Р 22.0.05–94).
Основные причины возникновения:
нарушения правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей, внезапное ухудшение здоровья во время управления транспортным средством; неудовлетворительные организация движения и качество покрытия автомобильных дорог; негативное воздействие природных факторов; технические неисправности и износ транспортных средств; неправильное размещение груза в автомобиле.
Поражающие факторы и последствия
Основным поражающим фактором при ДТП является динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства.
Основными последствиями ДТП являются: гибель участников движения; травмирование обломками и частями транспортных средств; зажатие пострадавших частями транспортных средств; воздействие высокой температуры нагревшихся частей автомобиля и выделяющихся газов в случае возникновения пожара; воздействие опасных веществ при ДТП с участием спецтранспорта, перевозящего опасные грузы (химическое заражение, радиоактивное загрязнение местности).
Характерные травмы у людей
Травмы при ДТП разнообразны и часто связаны с многочисленными переломами, повреждениями черепа и головного мозга, ушибленными ранами и ранами мягких тканей, порезами и разрывами внутренних органов. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильной кровопотери.
Правила безопасного поведения в легковом автомобиле
Правила дорожного движения предъявляют к пассажирам легковых автомобилей ряд требований:
При поездке пассажир должен быть пристегнут ремнями безопасности;
Дети до 12 лет в транспортных средствах, должны размещаться в специальных детских удерживающих устройствах (креслах);
Во время движения автомобиля пассажиру нельзя высовываться и выставлять руки из окон, люков;
Посадку и высадку пассажир должен производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;
Правила безопасного поведения, если вы видите, что столкновение неизбежно :
Упритесь ногами в пол, защитите голову руками;
При нахождении на заднем сиденье лягте на бок, если позволяет место.
после столкновения:
Постарайтесь быстро покинуть машину;
Если выбраться через двери невозможно, сделайте это, выдавив лобовое или заднее стекло ногами;
Выбравшись наружу, постарайтесь помочь выбраться остальным.
при возгорании:
Следует помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более полутора минут, а салон выгорает примерно за 4 минуты, поэтому необходимо:
1. Немедленно покиньте загоревшееся транспортное средство. Если двери заклинило, откройте или разбейте окна (твердым предметом, либо ногами) и выбирайтесь через них.
2. В случае возгорания одежды, надо гасить пламя, сбивая его плотным материалом или катаясь по земле.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте
При передвижении на общественном транспорте пассажиры должны соблюдать следующие правила:
Вход пассажиров в салон и выход из него разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки транспортного средства;
Посадка в транспортное средство осуществляется через переднюю дверь;
Во время движения транспортного средства необходимо держаться за поручни или спинки сидений;
Нельзя высовываться из окон, находиться в дверном проеме кабины или в самой кабине водителя и отвлекать его во время движения;
Запрещено приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, механизмы для открывания аварийных люков, открывать аварийные выходы, а также препятствовать закрытию или открытию дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев ;
Запрещается провозить огнеопасные, взрывчатые, легко воспламеняющиеся вещества, громоздкий багаж, мешающий другим пассажирам;
При обнаружении в трамвае, троллейбусе, автобусе забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких-либо ценностей, а так же почувствовав в салоне запах гари, дыма или увидев возгорание (огнь), пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.
При возникновении возгорания (пожара) в общественном транспорте выполняйте следующие правила:
1. Немедленно сообщите об этом водителю и пассажирам.
2. Как можно быстрее покиньте транспорт, используя для этого двери или запасные выходы, расположенные, как правило, в боковых окнах (при необходимости разбивайте стекло ногами или металлическим предметом).
3. В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, избегайте соприкосновения с ними.
4. Не паникуйте, окажите посильную помощь пострадавшим и детям, выполняй указания водителя.
Если вы стали участником или очевидцем ДТП, вызовите по мобильному («112») или стационарному телефону (с АЗС, кафе и т. п.) (01,03) спасателей и скорую медицинскую помощь . При этом необходимо сообщить точный адрес происшествия в городе или ориентиры места ДТП на загородной трассе (какое шоссе, ближайший населенный пункт или АЗС, кафе и т. п.), время происшествия, количество пострадавших и их состояние, наличие детей.