Без общественного транспорта жизнь в городах остановилась бы, ведь очень много людей выбирает для поездок автобусы и троллейбусы. Нередко жители городов выбирают трамваи. Общественный транспорт незаменим, поэтому в ПДД были специально введен ряд пунктов. Они предназначены для регулировки движения общественных ТС и приоритет маршрутных транспортных средств.
Маршрутные транспортные средства- это ТС, которые используются для перевозки людей и ходит по определенному маршруту. Это трамваи, автобусы и троллейбусы, все они движутся по разработанному и утвержденному маршруту. На каждом маршруте имеются специальные места, отведенные по остановки транспорта.
Если транспорт отклоняется от маршрута, то он перестает быть маршрутным ТС. Например, водитель видит впереди пробку. Объезжая ее по дворам, он сойдет с маршрута, тогда транспортное средство потеряет преимущество.
Знаки приоритет маршрутных транспортных средств
Первое преимущество: выделена полоса для маршрутных транспортных средств.
Для их обозначения используют знаки знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:
Необходимо отдельно отметить, что преимущество МТС предоставляется только в том случае, если соблюдены следующие условия:
- общественный транспорт находится на территории города или другого населенного пункта;
- для того, чтобы обозначить остановку, был использован знак 5.16.
Трамвай, если возникает равное право на проезд, имеет преимущество перед остальными безрельсовыми транспортными средствами. При выезде трамвая из Депо трамвай не имеет преимущества перед остальными участниками движения.
Трамвай не имеет преимущество перед остальными участниками движения, так как выезжает из «Депо».
Высадка и посадка пассажиров производится на остановках обозначенные знаком 5.16. Пункт ПДД 18.3. гласит, водители автомобилей обязаны уступать дорогу общественным ТС, который отъезжает от остановки.
В свою очередь водители общественных транспортных средств должны убедиться, что дорога свободна или им уступают дорогу, а затем могут начинать движение.
Что это означает на практике? Если общественный транспорт отъезжает от остановки, и в этот момент произойдет авария с участием троллейбуса или автобуса, то виновниками будут считаться оба человека, которые были за рулем. Дело в том, что водитель машины должен уступить дорогу автобусу или троллейбусу, ведь транспорт начинает двигаться от остановки. А водитель автобуса должен был сначала убедиться в том, что его пропускают, а только потом начинать движение.
Движение по полосе для маршрутных транспортных средств
По выделенной полосе могут двигаться только общественный транспорт. Но есть особенности движения и совершения маневров для остальных участников движения находящиеся на дороге с полосой для МТС.
Поворот направо
Автомобили при поворотах должны перестраиваться на полосу МТС, а затем совершать поворот
Съезд и выезд на прилегающую территорию
Обгон ТС
Посадка и высадка пассажиров
Посадка пассажиров возможна у правого края дороги, при этом не должны создаваться помехи маршрутным ТС.
В Москве движение частным автомобилям по выделенной полосе разрешено в выходные дни (субботу и воскресенье), штраф в эти дни получит нельзя.
Видео: Приоритет маршрутных транспортных средств
Заключение
Правила движения общественного транспорта описаны в ПДД. Общественный транспорт имеет приоритет при движении в черте города, для него предназначена выделенная полоса. Автомобили могут заезжать на нее только в нескольких случаях.
Представленная публикация завершает цикл статей из серии «Правила пешехода на дороге». Говориться в ней будет о том, как следует дожидаться социального транспорта и как в него усаживаться. В действительности люди входят в городской транспорт беспорядочно. Некоторые устремляются со всех ног с противоположной стороны проезжей части, махая руками, с криками, пробегая под самыми колесами проезжающих автомобилей. Такой манерой себя держать в большинстве случаев отличаются люди пенсионного возраста. Как правило, люди не подозревают, что правила движения на дороге регулируют процедуру ожидания городского транспорта и вхождения в него. Стоит разобрать эти положения детально.
Что такое маршрутное транспортное средство?
В пункте 1.2 ПДД говорится о том, что транспорт, следующий определенным маршрутом – это транспорт общего использования (трамваи, троллейбусы, автобусы), рассчитанный на перемещение человека по дорогам и направляющийся по назначенному пути с отмеченными пунктами остановок. Отсюда следует, что к транспорту, двигающемуся согласно маршруту, принадлежат автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутное такси.
Место, предназначенное для ожидания социального транспорта
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
Когда можно выходить на дорогу при посадке в маршрутный транспорт
В пунктах остановки городского транспорта, которые не оснащены приподнятыми посадочными платформами, позволительно спускаться с тротуара на проезжую часть, чтобы сесть в общественный транспорт. Но делать это можно только строго после того, как он остановится. После того, как человек покинул салон муниципального транспорта, он обязан, не останавливаясь, уйти с проезжей части. Иначе говоря, на проезжую часть разрешается выходить только после окончательной остановки транспортного средства.
К тому же машины обязаны дать пройти пешеходам, которые направляются к муниципальному транспорту или от него (со стороны дверей), если пассажиров сажают или высаживают с проезжей части или с посадочной платформы, которая размещена на ней. Важно отметить, что автомобилям следует пропускать только тех пассажиров, которые двигаются со стороны дверей. Запрещено следовать к автобусу с противоположной края дороги. Такие действия представляют собой несоблюдение правил, а также могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Порядок посадки в муниципальный транспорт
При продвижении через проезжую часть к остановке общественного транспорта или от него людям необходимо следовать предписаниям пунктов 4.4 – 4.7 ПДД. Они были разобраны в предшествующей статье «ПДД. Правила пешехода на дороге. Часть 4. Как правильно переходить дорогу?» Ее центральные аспекты:
- при входе ив общественный транспорт и выходе из него надо следовать командам светофора и регулировщика;
- необходимо учитывать дистанцию до подъезжающих машин;
- запрещено обходить автобус сзади и образовывать аварийные ситуации;
- не позволяется оставаться на проезжей части;
- запрещается затруднять движение спецмашин с мигалкой.
При возникновении вопросов относительно темы данной статьи, можно оставить комментарии.
В правилах дорожного движения РФ имеется специальный пункт под номером 18.3, в соответствии с которым автобусы и троллейбусы в населенных пунктах имеют преимущество перед прочими транспортными средствами, если начинают движение от места остановки. Однако это вовсе не означает, что их нужно пропускать вперед во всех случаях.
В первую очередь и водителям общественного транспорта и другим автомобилистам следует помнить о дополнении к этому пункту ПДД: троллейбусы и автобусы могут начинать выезд только после того, как убедятся, что остальные участники движения действительно готовы уступить им дорогу. Таким образом, ни в коем случае не нужно резко тормозить, если, к примеру, автобус показал сигналом (эту функцию выполняют сигналы поворота), что собирается отъезжать от остановки. Это лишь создаст опасность для всех участников движения.
Кроме того, в пункте 18.3 четко указано, что место остановки должно быть обозначено соответствующим знаком. Если же автобус решил вне графика высадить пассажиров в каком-либо ином месте вдоль дорожной полосы, при отъезде он теряет преимущество и обязан пропускать все проезжающие транспортные средства.
Существуют некоторые нюансы, которые важно учитывать водителям транспортных средств, проезжающих мимо остановок общественного транспорта. Так необходимо помнить, что высаженные на остановке пассажиры нередко начинают сразу перебегать дорогу, в том числе и с нарушениями: впереди стоящего автобуса либо в месте, где отсутствует пешеходный переход. Поэтому всем водителям, проезжая мимо остановки, необходимо убедиться в отсутствии пешеходов на дорожной части (иначе, как говорится, может «запахнуть жареным»).
Если автобус или троллейбус уже начал движение, необходимо плавно сбросить скорость и при этом оставаться на текущей дорожной полосе. Так водители автотранспорта смогут избежать столкновения как с самим общественным транспортом, так и машинами, идущими по встречной или соседней полосе. Следует также всегда соблюдать дистанцию в размере длины одного или двух транспортных средств с впереди идущим транспортом.
Все те кто за рулем каждый день, не раз в течение него пересекаются с автобусами, троллейбусами, газелями, пазиками… В общем со всеми теми ТС, которые перевозят пассажиров. При этом где-то в коре головного мозга у нас на подсознательном уровне отложилось, что надо пропускать ТС отъезжающие от остановки. Однако на практике дела обстоят несколько сложнее. Сказать вот так определенно кого пропускать, а кого нет одной фразой практически невозможно. И эту ситуация опять можно отнести к разностороннему развитию событий, которые невозможно описать однозначно, а также к несовершенству закона, который не способен в своих рамках охватить все вариации происходящего и подконтрольного нам. А значит такому однозначному на первый взгляд вопросу и теме. Придется посвятить целую статью, в которой мы и разберем возможные вариации событий и наши случаи поведения для них.
ПДД по поводу того пропускать или нет ТС отъезжающие от остановки
В ПДД есть довольно четкое указание по поводу того, что автобусы и троллейбусы надо пропускать.
Здесь остается лишь уточнить, что же является теми самыми автобусами и троллейбусами, то есть по каким характеристикам согласно классификации ТС, которое необходимо пропускать.
Для уточнения стоит обратиться к «Техническому регламенту Таможенного союза».
На наш взгляд здесь тоже очень много недосказанного. То есть любое ТС, которое перевозит пассажиров от 8 и более, неважно с разрешенной максимальной массой более или менее 5 тонн. Является тем самым ТС, который надо пропускать от остановки. Все тоже самое, но в наглядном виде.
Самое важно, что следует из этого, что любое ТС, неважно следует оно по маршруту или нет, то есть является оно маршрутным ТС или нет, но визуально похожее на ТС, которое имеет более 8 мест для перевозки пассажиров, необходимо пропускать для выезда на полосу движения от остановки. При этом легковые такси такого приоритета не имеют.
О чем написана эта статья или подводя итог о том, надо ли пропускать ТС отъезжающие от остановки
Первое заключение относится к тому, что подъезжая к остановке и двигаясь по правому ряду, необходимо быть внимательным и даже снизить скорость. Ведь именно на этой остановке с большой вероятностью может стоять автобус, который будет отъезжать от остановки и который следует пропустить.
Второе, если произошло ДТП с участим автобуса или троллейбуса на остановке, то это не делает виновным водителя не пропустившим такое ТС 100% виноватым. Если вчитаться в п. 18.3 (см выше), то водитель автобуса или троллейбуса должен убедиться в том, что ему уступают дорогу. Если же он этого не сделал, то группа разбора при ДТП может обозначить обоюдную вину в такой ситуации.
В этом случае хоть и незначительно, но все же будет облегчена участь для того, кто не пропустил автобус или троллейбус. Так как не будет страховой выплаты по его ОСАГО. А значит он сохранит свой коэффициент бонус-малус.
Рассмотрим Правила Дорожного Движения, действующие для маршрутных транспортных средств. Само по себе понятие маршрутного транспортного средства введено ПДД (п. 1.2) и выглядит следующим образом:
"Маршрутное транспортное средство " - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Как будет видно из текста ниже, для такого автотранспорта зачастую действуют особые правила, отличающиеся от ПДД для другого транспорта. Это обусловлено тем, что общественный транспорт выполняет крайне важную функцию – обеспечение пассажирских перевозок. Он перевозит одновременно многих людей, а значит, такие транспортные средства должны передвигаться без задержек, этим и обусловлена возможность отступать от некоторых пунктов ПДД.
Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств
Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:
Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств , обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Преимущество при начале движения от остановки общественного транспорта
Общественный транспорт имеет преимущество перед другими участниками движения при начале движения от остановки в соответствии с п. 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Когда нужно уступать дорогу автобусу?
Таким образом, уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу, троллейбусу, маршрутке необходимо исключительно в населенном пункте, только если остановка официальная, т.е. обозначена дорожным знаком 5.16.
Пункт 18.3 ПДД содержит требование к водителю маршрутного транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу, перед тем, как воспользоваться преимуществом. То есть в случае ДТП с отъезжающим от остановки автобусом или троллейбусом вина может быть как обоюдной, так и водителя автомобиля, не пропустившего маршрутное транспортное средство – как решит инспектор ГИБДД по разбору ДТП.
Какие дорожные знаки не распространяются на автобусы, троллейбусы и маршрутки
Согласно ПДД действие некоторых дорожных знаков на маршрутные транспортные средства не распространяется. Это позволяет устанавливать маршруты движения вне зависимости от установленных правил проезда перекрестков для остального транспорта.
Разумеется, данное преимущество действует только при движении автобусов и троллейбусов по своему установленному маршруту. Если маршрутка сходит с маршрута, например, чтобы объехать пробку, она теряет право не следовать этим знакам. Протицируем ПДД РФ:
3. Запрещающие знаки
Действие знаков не распространяется:
3.1 - 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 - на маршрутные транспортные средства;
Здесь речь идет о следующих дорожных знаках: