Грузовые автомобили в советское время были исключительно в государственной собственности. Теперь же грузовик в частном владении мало кого удивит. Более того, для многих автовладельцев он является основным средством заработка.
В отличии от легкового транспорта эксплуатация данных автомашин имеет ряд специфических нюансов, одним из которых является недопущение перегруза транспортного средства.
Чем определяются нормы
Грузоперевозки по автодорогам регламентируются рядом нормативных актов. Одним из них является Федеральный закон об автомобильных дорогах №257-ФЗ от 08.11.2007 — ССЫЛКА .
В пункте 2 статьи 31 которого указывается на необходимость получения разрешения для движения по автодорогам транспортного средства превышающего более чем на два процента допустимую массу автомашины, либо допустимую нагрузку на ось.
Исключение сделано только для транспорта Вооруженных Сил РФ.
При согласовании автовладелец обязан:
- Согласовать маршрут движения автомобиля.
- Возместить вред причиняемый при эксплуатации автодороги.
В случае если превышение составляет не более 10 процентов применяется упрощенная система выдачи разрешения в течение одного дня.
Законодательство Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011 г. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (ССЫЛКА) также устанавливает предельную допустимую массу транспортного средства в тоннах:
Одиночные автомобили:
- двухосные — 18 т;
- трехосные — 25 т;
- четырехосные 32 т;
- пятиосные — 35 т.
Автопоезда седельные и прицепные:
- трехосные — 28 т;
- четырехосные 36 т;
- пятиосные — 40 т;
- шестиосные и более — 44 т.
Максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России
Еще одним параметром, контролируемый данным нормативным актом (приложением №2) является допустимая нагрузка на ось. Регламентируется для автомобильных дорог рассчитанных на 6 т, 10 т и 11,5 т соответственно. Значение имеет также расстояние между сближенными осями и тип колес (односкатные или двускатные).
Таблица 2018-2019 года
Расположение осей транспортного средства |
Расстояние между сближенными осями (метров) |
Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси |
||
для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 6 тонн/ось |
для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 10 тонн/ось |
для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось |
||
Одиночные |
от 2,5 м и более |
|||
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) |
до 1 (включительно) |
|||
от 1 до 1,3 (включительно) |
||||
от 1,3 до 1,8 (включительно) |
||||
от 1,8 до 2,5 (включительно) |
||||
Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) |
до 1 (включительно) |
|||
до 1,3 (включительно) |
||||
от 1,3 до 1,8 (включительно) |
||||
от 1,8 до 2,5 (включительно) |
||||
Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось) |
до 1 (включительно) |
|||
от 1 до 1,3 (включительно) |
||||
от 1,3 до 1,8 (включительно) |
||||
от 1,8 до 2,5 (включительно) |
||||
Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси по восемь и более колес (нагрузка на одну ось) |
до 1 (включительно) |
|||
от 1 до 1,3 (включительно) |
||||
от 1,3 до 1,8 (включительно) |
||||
от 1,8 до 2,5 (включительно) |
Примечание к таблице:
1. В скобках приведены значения для двухскатных колес, без скобок — для односкатных.
2. Оси с односкатными и двухскатными колесами, объединенные в группу сближенных осей, следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами.
3. Для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.
4. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если суммарная нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.
Как рассчитать нагрузку
Под нагрузкой на ось подразумевается нагрузка от массы автотранспортного средства, передаваемая на плоскость через ее колеса. Следует учитывать существенную ее неравномерность на переднюю и заднюю (задние) оси грузовой автомашины.
Любой расчет будет приблизителен, так как скрупулезно учесть все параметры невозможно.
Ориентировочная последовательность расчета для распространенной модели тягач + прицеп:
- Из свидетельства о регистрации ТС берем информацию о массе машины и массе прицепа.
- Определяем фактическую массу груза. Это наиболее сложный этап, так как данные накладной не всегда корректно отражают эту информацию.
- Проводим расчет для прицепа. Для этого складываем массу прицепа и массу груза, поскольку часть нагрузки прицепа передается на тягач, корректируем значение в сторону уменьшения. Наиболее распространенным является соотношение нагрузок 25% на тягач и 75% на прицеп. Соответственно определяем 75% от суммы масс груза и прицепа. Делим получившееся значение на количество осей.
- Теперь определяем приходящийся вес на оси тягача. К 25% от суммы массы груза и массы прицепа прибавляется масса самого тягача.
- Так же как и для прицепа принимаем как 75% от полученного значения. Полученное значение делим на количество задних осей тягача. Определяем нагрузку на переднюю ось как 25% . В результате получены значения для всех осей тягача и прицепа. Ориентироваться следует на любое максимальное значение , именно оно и учитывается на весовых постах.
В сети Интернет имеются калькуляторы позволяющие производить расчеты автоматически. Точный ответ может дать только измерение сделанное специализированными приборами используемыми при весовом контроле.
Видео — как избежать штрафов за перегруз с помощью системы ALM:
Виды весового контроля
Посты взвешивания бывают стационарные и передвижные.
Видео — работа пункта весового контроля и штрафы за перегруз грузового автомобиля:
Стационарные располагаются на заранее определенных местах, перемещение персонала и оборудования на них не осуществляется.
Передвижные посты весового контроля оборудованные на базе автомобильных фургонов способны оперативно менять свою дислокацию и оборачиваться неожиданным сюрпризом для владельцев грузовиков.
Весовой контроль осуществляется в динамическом и статическом режиме.
Динамический режим измерения осуществляется при движении грузового авто с небольшой скоростью по специальным датчикам. Которые последовательно снимают показания по каждой из осей автомашины. Скорость движения не должна быть больше 5 км/ч. Минусом данного способа является значительная, иногда доходящая до 3% погрешность при измерениях.
Видео — как должен работать весовой контроль на дороге:
Статический способ более точен. Измерение производится при неподвижном авто. Способ позволяет измерить как полную массу автомобиля, так и осевые нагрузки.
Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году
За нарушение правил перевозки грузов в части допустимой массы и допустимых осевых нагрузок предусмотрены штрафные санкции. Размеры штрафа за перегруз грузового автомобиля указаны в статье 12.21.1 КоАП РФ — ССЫЛКА .
В КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:
- В п. 1 Ст. 12.21.1 в случае превышения допустимых значений от 2 до 10% без оформленного разрешения, либо аналогичное превышение значений указанных в разрешении, предусматривает штраф на водителя (далее — В) до 1500 р, должностное лицо (далее по тексту ДЛ) до 15000 р, юридическое лицо (далее по тексту ЮЛ) до 150000 р.
- В п. 2 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений от 10 до 20% без оформленного разрешения предусматривает штраф на В до 4000 р, ДЛ до 30000 р, ЮЛ до 300000 р.
- В п. 3 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений от 20 до 50% без разрешения предусматривает штраф на В до 10000 р (либо лишения прав до 4 месяцев), ДЛ до 40000 р, ЮЛ до 400000 р.
- В п. 4 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений согласованных в разрешении от 10 до 20% чем предусматривает штраф на В до 3500 р, ДЛ до 25000 р, ЮЛ до 250000 р.
- В п. 5 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений согласованных в разрешении от 20 до 50% чем предусматривает штраф на В до 3500 р, ДЛ до 25000 р, ЮЛ до 250000 р.
- В п. 6 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений согласованных в разрешении более 50% либо без разрешения, предусматривает штраф на В до 10000 р (либо лишение права управления до полугода), ДЛ до 50000 р, ЮЛ до 500000 р. Следует учесть что кроме штрафа во всех пунктах с 1 по 6 данной статьи предусмотрено задержание автотранспорта с направлением на спецстоянку .
- В п. 11 Ст.12.21.1 то же при превышении значений указанных на специальном ограничивающем знаке влечет штраф 5000 р.
Внимание! За нарушения, предусмотренные статьей 12.21.1 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица!
О чем следует помнить
Следует запомнить о ряде важных моментов. Для того, что бы попасть в ряды нарушителей будет достаточно, если даже одна ось превысит разрешенные нормы нагрузки.
Видео — о перегрузе, штрафах, нагрузках на ось (трактовка спорных моментов):
Если вы уверены в своей правоте и отсутствии перегруза, стоит обратить внимание на оборудование которым делались замеры, оно должно пройти сертификацию и официально являться средством измерения.
Автовладельцам в недалеком будущем предстоит столкнуться и с автоматической системой весового контроля и видеофиксации, которая сможет осуществлять замеры на скорости авто до 140 км/ч. Квитанция со штрафом будет направляться по аналогии с направляемыми за превышение скорости.
В заключении стоит добавить, что добросовестный контроль грузоперевозчика за весовыми параметрами своего автотранспортного средства не только сбережет дорожное полотно, но и сэкономит время и значительные денежные средства на штрафах. Удачи на дорогах!
Да уж, дальнобойщикам не дают «скучать» — одна только чего стоит.
Александр
Спасибо вы Super!!!)))
Альбина
Добрый день! Есть извещение о явке на разбирательство по делу перегруза на 2-ю ось (составило 6,930 кг при норме 6000) Можем ли мы ссылаться на то, что правильность распределения груза это ответственность водителя. И мы, как грузоотправители не нарушили норму по перегрузу, а вся вина только на водителе, т.к. в роцессе загрузки или в процессе транспортировки водитель сам мог перемещать груз. Благодарю! Или как нам правильно избежать оплаты штрафа, т.к. мы ООО и штраф светит 250 000р.
Дмитрий
Добрый день, в соответсвии с ТехРегламентом Таможенного Собза максимально допустимая масса автопоезда 40 тонн, учитывая что эта МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОКУМЕНТ, а по главенству международные соглашения стоят «выше» национальных, то лучше не возить больше 40 тонн
Владимир
Стандартный а\кран КС-45719 на шасси МАЗ-5337.Нагрузка на заднюю ось 11500кг(указано в паспорте крана и на марк.табл кабины),по факту еще больше.По каким же дорогам ему можно передвигаться?Вопрос не праздный,сегодня получили постановление о штрафе на предприятие (Кострома,авт.весы-невидимые)-300тыр.
Сергей
Чисто теоретически подумал, а если на этом кране задние оси «раздвинуть», то он уже будет проходить по весам. Переделки вроде не много, реактивные штанги и кардан заказать по размерам, рессоры тоже можно подобрать или самому собрать с листов.
Валентин
Автоматические системы весогабаритного контроля уже давно работают на территории России. При этом за минимальные перегрузы даже на одну ось (в пределах погрешности +- 400 кг) приходят штрафы на собственника ТС. А если собственник юридическое лицо. Тогда держите тысяч 150 р. за превышение от 2% от разрешенной массы. При чем автоматика не определит что в процессе движения может произойти смещение груза. В общем в ближайшее время будет масса обжалований подобных постановлений.
эдуард
я работал на хозяина теперь штраф мне пришел хотя я и как водитель платил просто инспектор перепутал фамилии. судья сказал что разницы нет кому выписали
Юрий
У меня трехосный тягач и трехосный П/прицеп цистерна. По общей массе перегруза не возим, а по осям бывает. Не пойму, перегруз по общей массе автопоезда- штраф выше чем при по осевом перегрузе???
Михаил
Действительно, я тоже слышал такую информацию, что в недалеком будущем установят на дорогах автоматизированную систему контроля над весом. И зафиксировав перегруз будут высылаться квитанции со штрафом нарушителю. По аналогии с системой, фиксирующей превышение скорости. И уж тогда заживем, Платон тогда покажется пустячком. Я всё прекрасно понимаю, что портится дорога, понимаю что любая ошибка с перегрузом приводит к непоправимому и непредсказуемому. Но адекватный и квалифицированный водитель никогда не допустит перегруза намеренно и распределит груз по осям равномерно. А рвачей и квитанции не остановят.
Леонид
А вот на самом деле те, кто сознательно перегружает свои фуры и самосвалы вредят всем. В первую очередь страдают дороги, по которым мы ездим. Это не только ямы и выбоины, но и глубокая колейность. Вот у нас в области есть дорога Гомель — Брянск, часто по ней езжу, так вот в направлении из Гомеля колея сантиметров 20-25, а в обратном направлении нет колеи. Почему? Да потому, что из Белорусии идут на Москву груженые фуры, а назад пустые! Желание водителя вполне понятно — больше нагрузил, больше перевез, и больше получил. Но! Страдают остальные участники движения. По этому контроль за нагрузкой на ось важен, и должен проводиться на всех значимых федеральных трассах.
Андрей
Строгость автомобильных законов в России, как мы знаем компенсируется коррумпированными гаишниками.
Лёха
С одной стороны любому среднестатическому водителю (если он не управляет грузовиками) «по-барабану» все эти расклады по перегрузам, расчетам нагрузок на оси и так далее. С другой — и те и другие используют одну и ту же дорогу, и состояние этой дороги в первую очередь зависит от грузовых автомобилей. Именно они и дают основную нагрузку на полотно автодороги. Поэтому автовладельцы легкового транспорта имеют полное право участвовать в обсуждении подобных проблем и задавать вопросы, и требовать исполнения норм нагрузки при нарушении. В моем регионе после появления компании «Мироторг» дороги стали просто разваливаться на глазах. В некоторые они вкладываются на ремонт, но далеко не всегда. Я честно оплачиваю транспортный налог и хочу ездить по нормальным дорогам.
Леонид
Жесть, скоро похоже будут за всё подряд штрафовать. И так налоги подняли, а тут ещё теперь за перегруз. Даже если не перегружен, найдут к чему прикопаться. А как говориться: «Российский суд, самый гуманный суд в мире». Так что обращаться туда будет бесполезно в случае чего.
Дмитрий
Теория — это хорошо и правильно, но не надо забывать, что применяются нормы у нас от региона к региона по разному. Так что планируя маршрут обязательно ищите отзывы про местные посты и отношение на них. Читал про то, что творится в Карелии, Татарстане, Башкирии — у нас, например, такого жесткача пока что нет.
SuperMakarij
Развитие парков большегрузных грузовых автомобилей уже в семидесятых годах прошлого века сильно изменило эксплуатацию автомобильных дорог. Тяжеловесы разрушали дорожное полотно, порой выбивая в существующем асфальте колеи. Перегруз автомобилей влияет не только на качество эксплуатации дорог, но и на техническое состояние автомобилей и безаварийную их работу. Особенно проблема перегруза грузовых автомобилей нарастала с 90-х годов, когда в стране ускоренными темпами стали развиваться частные автопарки. Вместе с ними пошел азарт заработка любой ценой, в ущерб правилам эксплуатации грузовиков и безопасности дорожного движения. Меры принимаемые правительством по регулированию и контролю за правилами перевозки грузов вынужденные и требуют от водителей одного – их выполнения.
Владимир
Беда вот в чем! Контроль за перегруз грузового автомобиля, конечно должен быть жестким и он должен осуществляться в угоду защиты дорожного полотна и окружающей среды. Но с другой стороны, для чего вводят дополнительные сборы для дальнобойщиков (систему Платон), повышают постоянно акцизы на бензин и дизельное топливо? Дальнобойщики вынуждены идти на хитрость, перегружая свои машины, чтобы добиться прибыли хоть какой-то. Многие ИП — дальнобойщики уходят с рынка, бросая свое любимое дело. И второе: почему контроль за большегрузами ужесточают, а за дорожниками нет? Новые дороги не выдерживают даже пару зим, разрушаются моментально!
Антон
Купил грузовик в Москве (одиночка 2е оси), гнал домой, загрузив собственным грузом. Под Новосибом попал на автоматику с перевесом на ось (сместился груз). ИТОГ: я собственник, груз некоммерческий, ШТРАФ 300т.р. …. это как ваще??? Не проще раскулачивать нас сразу, зачем такие сложные схемы?
Сергей
Наши законодатели, регулирующие нормы и КоАП, действуют по схеме – «где бы или как бы работать, лишь бы не работать». Они составляют таблицы, издают статьи о превышение допустимых значений, но только без учета качества Российских дорог в настоящее время и при дальнейшей их укладке. Вот вроде бы все хорошо, водитель соблюдает все нормы для определенного качества дороги, норма нагрузки на ось меньше допустимой, затем после проезда по части «убитой» дороги разбивает ходовую часть автомобиля. А ведь ямы, по сути, являются такой же нагрузкой на ось, только по ухудшению эксплуатации транспорта. По нагрузке на ось должно учитывать не только как от перегруза пострадают дороги, но и какие убытки понесет автовладелец от недопустимого их качества. Для начала должны быть введены нормальные законы по гарантии от подрядчика автодора и жесткие меры по их нарушению.
Виктор Александрович
Да не всегда грузовики портят дороги! Колея-то везде легковая, это от шипов. Правительство что про это не знает? Ещё как знает, но ничего не делает, потому результат никому не нужен, а нужна вот эта движуха-шумиха. Вот скажите как водителю соблюдать осевую при перевозке леса, пиломатериалов? Весов в машине нет, плотность сильно зависит от влажности и породы дерева. Удивляет, что все СМИ и дилетанты, которые сами то ни разу на фуры не грузили на всю страну глупости тиражируют.
Александр
Искренне сочувствую водителям большегрузов — как правило, они ничего не решают в разных грузо-экономических раскладах и вынуждены идти на нарушения, чтобы не потерять работу. Только вот отвечать именно им и приходится.
Сергей
Я бывал в Польше на автомобиле и не видел там никакой колейности, хотя по дорогам передвигается много тягачей, значит дело не в машинах, а в качестве полотна!
Анатолий
Конечно, перегруз грузового автомобиля показатель использования автомобиля, который должен быть всегда на контроле, как у водителя, так и ответственных лиц предприятий или организаций. Законодательством не зря предусмотрена ответственность за состоянием погрузки не только на этих лиц, но и на саму организацию. Все это для того, чтобы не было, как говориться, перекладывания всей ответственности на водителя. Водитель, выполняя команды руководства фирмы на перевозку запредельных по весу грузов, не должен быть мальчишкой для битья. Да и ответственность у него не только штрафами, а порою и собственной жизнью. Хотелось бы, чтобы, особенно руководители или хозяева небольших предприятий понимали это. Хочешь получать большую прибыль, организуй достойную работу водителю, обеспечь своевременно, при необходимости, соответствующими разрешениями, отправьте автомобиль по маршруту, где дорожное покрытие может выдерживать вес груженого автомобиля. Серьезная проработка выполнения такой работы должна быть, а не по принципу «я сказал» а там хоть не расцветай. А уж если выполнено все то, что зависит от вас, тогда пусть водитель отвечает за все отступления и нарушения.
Евгений
А я вам скажу так — весь этот контроль весовой, осуществляемый госорганами, малоэффективен на самом деле! Дело в том, что подавляющее большинство фуристов прекрасно знают, где расположены стационарные весы и места, где чаще всего устанавливают передвижные пункты по замеру нагрузки. И еще на стадии загрузки своей фуры на логистическом складе, заранее зная, что у них будет перевес, водители разрабатывают маршрут движения минуя все посты проверки массы и нагрузки. Плюс практически в каждой фуре присутствует коротковолновый приемник-передатчик (рация), с помощью которой на определенном канале общаются водители дальнобойщики, которые делятся обстановкой на дороге, наличия поста ДПС или весов.
Таким образом в сети наших силовиков попадается менее 5-ти процентов нарушителей, то есть это как ловить сеткой с крупной ячейкой мелкую рыбу — кто зазевался или лох, тот и платит! С другой стороны это конечно явные вредители. Ведь что получается — водила один наживается на перевозе перевеса, а дороги ремонтируем мы все вместе (за свои налоги). По этому думаю, что фура с перевесом — общий враг!! Какой нибудь иногородний залетный проедет мимо моего города, и ему по барабану, а мне тут еще всю жизнь ездить.Николай
Каким образом хитрят с перегрузом и нагрузкой на ось, не знаю, но факт есть факт — нарушают, причем часто. Несколько лет назад приходилось часто колесить по федеральным трассам и обращал внимание, что стационарный весовой контроль относится к дальнобойщикам по-разному. У некоторых явный перегруз, в гору еле тянут, к земле прижаты, а на них внимания никто не обращает. Все дело в номерах, какой регион, такое и отношение. Иногда встречались передвижные пункты замера, вот здесь лояльность у проверяющих падала, были намного строже. Много знакомых, которые работают на длинномерах, и у всех свои хитрости обхода весового контроля. Но, как обычно, работодатель (частник) сразу финансирует водителя средствами на штрафы. Кто-то находит обходные пути, но, по-видимому, дешевле заплатить штраф, нежели гонять несколько рейсов. Понятно, что все хотят заработать, у всех своя правда, здесь правит человеческий фактор. Деньги получил на лапу — глаза закрыл. Систему «Платон» ввели, а что изменилось? Страдаем мы, водители легковых авто — дороги разбивают вдрызг. Несколько лет назад провели капитальный ремонт объездной дороги вдоль Саратова, не прошло и пары лет — трасса превратилась в гармошку. Кто тут виноват — дорожники? Возможно, но когда катится авто с весом ж/д вагона, какая дорога-то выдержит.
Лора
На первый взгляд я, как бы, далека от всех этих дальнобойных проблем, но с другой приходится часто ездить по трассе, которую «облюбовали» фуры. И часто с ними встречаться. И мне порой становится страшновато. Там довольно узко и иногда фуры начинает не по-детски раскачивать, заметно, что они перегружены, им непросто удерживать своих монстров. Уже неоднократно меня не просто на обочину, а в кювет загоняли, изверги.
Макарий
Заканчивается март, первый весенний месяц, буквально через несколько недель в центральных областях России, в основном, завершится таяние снега, и начнет оттаивать земля от зимней своей мерзлоты. Время самое опасное для эксплуатации дорог и время ответственности за неразумное их использование. В период оттаивания земля буквально проседает под любыми транспортными средствами. На грунтовых дорогах появляются колеи, порою очень глубокие, особенно от проезда по ним тяжеловесных тракторов, типа Джон-дир, КА – 700 и других. То же самое происходит на автодорогах с твердым покрытием под колесами большегрузных автомобилей. Даже в качественном асфальте набиваются колеи, исправить которые можно будет лишь полной перекладкой полотна дороги. Не случайно в это время к перегрузу автомобилей, движущихся по дорогам, происходит самое пристальное внимание различными службами, особенно ГБДД. Надо также помнить, что общий перегруз автомобиля и превышение нормативного давления на оси автомобилей, не только разрушают дороги, но и могут навредить их исправности. Взрывы колес во время движения, их обрыв, с последующим опрокидыванием автоприцепа или всего грузовика, происходят не редко. И применяемые штрафы на водителей и собственников автомобилей, в таком случае правильные и оправданные.
Антон
Конечно, во всех бедах и нарушениях на дорогах, как правило, виноват лишь водитель. Ведь работник ГИБДД остановивший автомобиль на дороге не будет искать хозяина автомобиля или руководителя предприятия, которому принадлежит автомобиль. А к водителю инспектора строги. У нас на предприятии хорошо оборудован цех погрузки и отправки продукции. И загрузочные средства есть нескольких видов, и отличная весовая, где установлены весы, способные взвешивать тяжеловесные автомобили с прицепами. Один раз я сильно следил за погрузкой, грузчики выполнили все мои требования по равномерной укладке груза на платформе кузова. При взвешивании общий вес грузовика с прицепом не превысил норму установленную законодательством для моего автомобиля. Спокойно уехал в рейс. Не доезжая до города Воронеж, в точке контрольного взвешивания мой автомобиль очень тщательно перевешивали и по показаниям их весов общий вес автомобиля якобы был перегружен на 20%. Конечно, доказать я ничего не смог, заплатил что бы ехать дальше. Вот и получается страна одна, законодательство одно, а весы разные. Хотя у нас на предприятии весы современные, электронные, редко при разгрузке у меня получатель устанавливает разновес. Мне кажется, надо в стране при принятии новых правил, сначала наводить порядок в инструментах контроля, а затем уже контролировать.
Сергей
Конечно законы пишут, чтобы они исполнялись (или их обходили). У нас в Тульской области каждый день по весне на въезде в город, как раз у моих гаражей устанавливают «Газель» с надписью «Весовой контроль» и машину ГИБДД. Когда иду из гаража с любопытством наблюдаю из года в год одну и ту же картину. Идет фура, останавливают, заглядывают внутрь, лезут что-то смотрят. Потом проверяют документы. Естественно ни о каком взвешивании речь даже не идет. Потом водитель сначала садится в машину ГИБДД, потом переходит в «Газель» и выходит оттуда засовывая бумажку в кошелек. Однажды не постеснялся спросить водилу, что ему дали, оказалось квитанцию за перевес. Вот и вопрос, а как же они определили перевес – видимо методом беглого взгляда. А я между прочим регулярно плачу транспортный налог, и езжу по раздолбанным дорогам. Вот и хочу понять это везде у нас по стране так определяют перевес, или только в Тульской области. Более того этот пост стоит на развилке дорог — одна в Тулу, другая на трассу Дон. И фуры естественно поворачивают все!!! на Дон, так как в город им заезд запрещен. Т.е. Штраф берут за трассу Дон, а на выезде из Тульской области стоит еще один такой же передвижной пост весового контроля, который выпускает машины на эту трассу. Вот и не понятно кто у кого ворует эти деньги, и чья там зона ответственности.
Анатолий
Олег
Разрушение дорожного покрытия в России это головная боль всех водителей. Причин множество неправильная резина (например в Европе шипованная резина запрещена), природные условия, загрузка трассы, качество выполнения дорожных работ. Одной из причин является перегрузка автомобиля, передаваемая на дорогу через нагрузку на ось авто. Нагрузка на ось — это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Именно при слишком большом перегрузе автомобиля происходит разрушение дорожного покрытия.
Масса авто и нагрузка на его оси связаны соотношением – вся масса делится на нагрузку на оси авто (если их две – то на две, если три – то на три). На задние нагрузка больше.
На некоторых участках дорог стоит запрещающий знак 3.12, который запрещает движение транспортных средств, у которых нагрузка на ось превышает указанную на знаке. Нарушение карается штрафом, т.е. влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Известны два вида взвешивания: динамическое и статическое. Динамическое – без остановки на скорости не более 5 км/ч., статистическое — это полная остановка, оно наиболее точное. В зависимости от массы больше разрешенной нормы меняется штраф. Кроме того, за нарушения предусмотренные частью 1 – 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, транспортное средство отправляют на штраф стоянку, а если это технически не выполнимо, то запрещают его движение с применением специальных блокирующих средств.
Если превышение массы, было допущено юридическими лицами или ИП, то на них налагают штраф от 250 до 400 тыс.руб.Анатолий
Новое асфальтовое покрытие уже через год становится волнообразным, ездить невозможно.
Дима
Не хотят нормальные дороги делать вот и выдумывают ограничения. В ЕС, Турции максимальная нагрузка 60т. И дороги как стекло
Анатолий Иванович
Жизнь течет и всё в ней изменяется. Законодательство о перегрузе грузовых автомобилей довольно стабильное, меняется лишь система контроля, которая все больше движется в сторону информатики или кибернетики. Во уже работают в России системы контроля за перегрузом автомобилей, которые могут определять его на скорости до 140 километров в час. Хорошо это или плохо. С одной стороны технологии определения перегруза развиваются, упрощаются и соответственно ускоряются, так же приводят практически к бесповоротному наказанию за выявленные нарушения. Это хорошо. Но с другой стороны современная техника контроля не совсем совершенна, при ее работе допускаются большие отклонения от реальных показателей давления на оси автомобиля. Поэтому масса недовольных водителей и собственников автомобилей, неоправданные расходы на перевозку грузов, себестоимость которых и так достаточно велика. Что делать? Конечно же, как всегда, запасаться терпением, радоваться, что удалось избежать этого контроля при работе на дорогах и стараться изо всех сил не перегружать грузовик в угоду заказчикам, правильно размещать груз в кузове, и по габаритам и по весу. Всё это будет позволять избегать незаслуженных наказаний. И это всё пройдет.
Анатолий
Как не крути, а федеральный закон об автомобильных дорогах выполнять надо. Но и без перегруза автомобиля, в отдельных случаях, никак не обойтись. Особенно приходится перегружать автомобиль при перевозке цельных конструкций или крупных изделий, которые по размерам вмещаются в кузов автомобиля, а по весу и соответственно по нагрузке на ось массы груза получается перевес. В нашей организации отдел безопасности перевозок в этом случае оформляет специальные разрешения на перевозку таких грузов, что занимает определенное время и допускается по этой причине простой автомобиля. При небольшом перевесе решение о выдаче такого разрешения принимается быстро, в один день, а вот при перегрузе более десяти процентов службе предприятия приходится потрудиться, доказать необходимость таких действий. У нас был случай однажды. Загрузили две конструкции на кузов автомобиля, которые вместе превысили разрешенную грузоподъемность автомобиля. Автомобиль в ожидании разрешения на провоз этого груза простоял около десяти дней, убытки сплошные для предприятия. Разрешения так и не дали, пришлось снять с платформы кузова одну конструкцию, в результате и разрешение не потребовалось. За два рейса в течение дня перевезли конструкции по месту назначения. Я думаю, что в этом случае не федеральный закон виноват в понесенных убытках предприятием, а тугодумие и нерасторопность наших ответственных служб, не умеют деньги считать.
Сергей Сергеевич
Если нагрузка на ось соответствует норме, но водитель по пути взял на буксировку аварийное транспортное средство, то исходя законам физики тяговая сила так же увеличит весовую нагрузку на ось. В правилах нигде не указано про такие случаи, хотя если все учитывать по нормативу, — то должен налагается штраф, если учитывать человеческий фактор, — то нет. Интересно как регламентирует это ГИБДД.
Надежда
Добрый день!подскажите в период закрытия дорог с допустимой нагрузкой на ось 5 т,как проходить тягочам марки вольво у них передняя ось 6,3т?или за переднюю ось тягоча не штрафуют????
Перегруженный автомобиль как легковой, так и грузовой — это большая опасность для водителя и других участников движения. Кроме того он создает повышенную нагрузку для дорожного полотна, которое страдает в любом случае. Как рассчитать перегруз, и каковы на сегодня штрафы за езду с нарушениями? Каждый водитель должен понимать свою ответственность и знать, что ему грозит.
Допустимая масса транспортных средств
Летом 2015 года в силу вступили изменения в соответствующие акты о перевозке грузов по российским дорогам. На основании этого документа введены новые нормы допустимой массы автомобилей.
Например, максимальный вес машины, которая имеет право без дополнительного разрешения выезжать на дорогу, составляет 44 тонны. Это предельный максимум.
Для легковых автомобилей таких норм, конечно, не существует. Но значит ли это, что можно перегружать свою машину и ездить безнаказанно? Предел все-таки существует. Он заключен в том, что запрещается перевозить большое число пассажиров. Это наказывается соответствующим штрафом.
Допустимая осевая нагрузка
В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.
Итак, все автомобили разделяют на два класса:
- «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
- «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.
Ниже указаны допустимые значения.
В первую очередь, для автомобилей:
- с двумя осями — 18 тонн;
- с тремя осями — 25 тонн;
- с четырьмя осями — 32 тонны;
- с пятью осями — 35 тонн.
Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:
- с тремя осями — 28 тонн;
- с четырьмя осями — 36 тонн;
- с пятью осями — 40 тонн;
- с шестью осями и более — 44 тонны.
Как рассчитать?
Расчет нагрузки производится по сложной формуле. Также нужно учитывать максимальную массу для дорог определенной категории. Нагрузка грузового автомобиля распределяется так: на переднюю ось она меньше, на заднюю (или задние) она значительно выше.
Когда автомобиль заезжает на весы на посту, сотрудник контроля пользуется специальным справочником, где собрано огромное число типов транспортных средств и расписана подробная нагрузка на их оси. Рассмотрим несколько примеров и определим, как она складывается на каждую ось.
Грузовая «ГАЗель» имеет две оси: переднюю и заднюю. Общий вес автомобиля складывается по формуле:
М ТС =Н ПО +Н ЗО, где:
Казалось бы, все просто, но для иных транспортных средств не всегда можно применить эту формулу. Трехосные автомобили с двумя объединенными осями нужно рассчитывать иначе. Например, возьмем автомобиль «Камаз»-53215. Расчет уже ведется по формуле:
М ТС =Н ПО +Н т, где:
- М ТС — это масса транспортного средства;
Таблица
Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.
Расчет должен производиться максимально точно, поскольку погрешность может быть не более 5%. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем сильнее давление на дорожное полотно. Именно этим объясняется зависимость от расстояния.
Законодательные ограничения других стран
Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.
Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.
Страны/автомобиль | двухосный | трехосный | четырехосный | прицеп в 2 оси | прицеп в 3 оси | автопоезд в 4 оси | автопоезд в 5 и 6 осей | автопоезд седельный 3 оси | автопоезд седельный 4 оси |
Польша | 19 | 26 | 30 | 18 | 24 | 37 | 40 | 29 | 38 |
Германия | 17 | 24 | 32 | 18 | 24 | 35 | 40 | 27 | 35 |
Франция | 19 | 26 | 26 | 19 | 24 | 38 | 40 | — | 38 |
Бельгия | 19 | 28 | 32 | 20 | 30 | 38 | 44 | 29 | 39 |
Испания | 20 | 26 | 26 | 20 | 26 | 38 | 38 | — | 38 |
Беларусь | 20 | 25 | 26 | 20 | 26 | 36 | 44 | — | 38 |
Казахстан | 18 | 25 | 32 | 18 | 24 | 32 | 44 | 28 | 38 |
Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.
Статистическое и динамическое взвешивание
На специальных пунктах, расположенный на трассе, происходит контрольное взвешивание с целью определить, перегружен ли автомобиль, и какова нагрузка на ось.
Взвешивают его двумя способами:
- в статике;
- в динамике.
Оба эти способа применяются сегодня, выясним, в чем их различие. Итак, взвешивание в статике происходит так: автомобиль заезжает на весы и останавливается. Такой способ определяет точный вес транспортного средства на данный момент.
Взвешивание в динамике происходит при медленном движении транспортного средства. Такой способ необходим для определения нагрузки на каждую ось. Автомобиль двигается по весам со скоростью не выше 5 км/ч.
Единственный минус такого способа — это погрешность, о которой обязательно нужно знать. Максимально она может составить 3%.
Все весы, используемые сегодня на пунктах взвешивания, преимущественно электронные. Въезд на них производится с помощью пандуса. Не всегда на одном посту установлены сразу два типа весов.
Ответственность за перегруз
Несомненно, все граждане, имеющие автомобили, знают о том, что существует ответственность за перегруз. Чаще всего с этим сталкиваются водители грузовых машин. Владельцы легкового автотранспорта в большинстве своем не задумываются о перегрузе воообще.
Максимально допустимая масса авто, если не брать в расчет нагрузку на оси, устанавливается еще до того момента, как машина сойдет с конвейера. В каждом документе на транспортное средство есть строчка касательно этого момента.
Сам производитель знает, какую нагрузку может выдержать автомобиль. На это влияет множество факторов: от деталей, используемых в производстве, до расстояния между осями.
К чему приводит перегруз?
Ответственность за перегруз — это очень серьезно дело. Подобные действия порой приводят к серьезным последствиям, среди них:
- Создание аварийной ситуации. Перегруженный автомобиль движется по дороге не стабильно. Помимо этого, нагрузка создает давление на ось, которая в один момент может не выдержать.
- Разрушение дорожного полотна. С этим сложно поспорить, но перегруженные автомобили действительно разбивают дороги. Ямы на них — это огромная проблема страны, штрафы не всегда способны покрыть наносимый ущерб.
- Детали автомобиля и его части быстрее приходят в негодность, устаревает и ломается также само транспортное средство.
- Если авто перегружено, то путь торможения будет более длинным, что создаст дополнительный риск аварийной ситуации.
Это не все факторы, на основании которых водителей могут строго оштрафовать.
Грузовой автомобиль
Водителям грузового автотранспорта также нужно помнить о том, как правильно перевозить определенные типы грузов:
- крупногабаритные;
- опасные и другие.
Штрафы за нарушение предусмотрены статьей 12.21 КоАП. Они разделяются на три типа:
- для физического лица — 1500-2000 рублей;
- для должностного лица — до 15 000 рублей;
- для юридического лица — до 400 000 рублей.
В некоторых случаях при перевозке грузов может понадобиться разрешение на провоз. Если его нет, то вас также ждет штраф.
В некоторых ситуациях, когда на груз оформлены документы, и вес не совпадает с тем, что представлен в бумагах, дополнительно инспектор может наложить штраф в размере 5 000 рублей. Для компаний он возрастет минимум в 50 раз.
Инспектор ГИБДД не имеет права выписывать штраф, если не произошло контрольное взвешивание. На глаз перегруз определить можно, но доказать его нельзя никак.
Легковой автомобиль
В Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова о перегрузе легковых транспортных средств. Никто не взвешивает их на дороге. В этом случае у инспектора может найтись иной повод для того, чтобы выписать штраф.
Те, кто нагружает легковой автомобиль под завязку, знают, как это влияет на управляемость, заносы и износ деталей. Чаще всего водителям легковых машин выписывают штраф за неправильную перевозку пассажиров. Их можно разместить ровно столько, сколько было утверждено в документах.
Штрафы предусмотрены следующие:
- предупреждение;
- 500 рублей за нарушение правил перевозки;
- 1000 рублей за не пристёгнутый ремень безопасности.
Итак, перегруз автомобиля — это серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Прежде чем отправляться в дорогу, хорошо изучите правила. Если транспортные компании берут всю ответственность на себя, то частному водителю придется за все отвечать самостоятельно.
Перегруз авто довольно нередкое явление. Он может быть вызван как коммерческим интересом, когда водитель за один рейс хочет привести все необходимое, так и простой, бытовой ленью – водитель не хочет кататься несколько раз. В любом случае это опасное явление, с которым нужно бороться. А, штраф за перегруз грузового автомобиля, как впрочем, и легкового автомобиля отнюдь не редкость.
Опасность перегруза грузового автомобиля, как и легкового, заключается в следующем:
- в износе транспортного средства;
- разрушение асфальта, покрывающего дороги;
- тормозной путь удлиняется, что увеличивает риск аварий, особенно в зимний период, при резком торможении увеличивается вероятность заноса;
- увеличивается расход бензина;
- снижение маневренности транспортного средства.
Это самые основные последствия, однако, далеко не единственные. Очень часто, перегруз автомобиля влечет за собой аварии, заканчивающиеся летальным исходом.
Внимание! Обычно превышение массы игнорируют владельцы грузовых автомобилей. Согласно данным статистики, больше чем двадцать процентов этих транспортных средств передвигается, нарушая заданные стандарты по максимально допустимому весу грузов.
Опасность заключается также в том, что при перегрузе высокая вероятность выпадения груза из автомобиля. Это создаст аварийную ситуацию на дороге. Более того, опасные грузы лишь увеличат количество жертв.
Важно! Поэтому законодательные ограничения в весе введены отнюдь не случайно. Если данные правила нарушаются, то согласно законодательству к нарушившему применяется штраф.
Допустимые нагрузки
Для каждого вида средства передвижения существует свой, максимально допустимый размер груза. Исчисляется он в зависимости от того, какая наибольшая нагрузка возможна на ось авто.
Она же зависит от того, что ГОСТы, на основании которых осуществляется строительство дорог, включают в себя требования, в которых указана максимально возможная нагрузка. Эти требования можно найти в ПДД.
Помимо этого, на вес груза оказывают свое влияние расстояние, на котором расположены оси.
В целом максимальный вес, можно определить исходя из того, какое расстояние меж осями, и из того, какая для них установлена максимальная нагрузка.
Для грузового автомобиля
Так, для грузового автомобиля, расстояние, меж осями которого до одного метра, максимально возможный груз равен шести тоннам.
Если это расстояние от метра до метра тридцати пяти сотых, то вес увеличивается до семи тонн.
Когда расстояние между осями от одного метра тридцати пяти сотых до одного метра шестидесяти пяти сотых, допустимая масса груза равна восьми тоннам.
Расстояние колеблется от одного метра шестидесяти пяти сотых до двух метров? Тогда грузовой автомобиль можно нагрузить на девять тонн.
И, если расстояние меж осями равно двум метрам, максимально возможный груз равен десяти тоннам.
Для легкового автомобиля
Принцип расчета остается таким же.
Если расстояние меж осями до одного метра максимально возможный груз должен быть не больше четырех с половиной тонн.
Когда расстояние колеблется от одного метра до одного метра тридцати пяти сотых, груз не должен, быть тяжелее пяти тонн.
Если расстояние от одного 1,35 до 1,65 метра, то груз не должен превышать пяти с половиной тонн.
Оси на расстоянии от одного метра шестидесяти пяти до двух метров, то вес не больше пяти целых семи десятых тонн.
И, если расстояние равно двум метрам груз должен быть не больше шести тонн.
Как проверяют наличие превышения массы?
Для того чтобы определить есть ли на вашем транспортном средстве перегруз потребуется специальное оборудование.
Проверка будет происходить в форме взвешивания автомобиля. Сделать это возможно двумя способами:
- В статике. Первый способ заключается в том, что автомобиль должен полностью остановиться, после чего происходит его взвешивание.
- В движении. Для второго способа необязательна полная остановка, однако, скорость должна быть не больше пяти километров в час. После чего фиксируется вес авто с помощью весов. Для этого используются специальные поосные весы для автомобилей как грузовых, так и легковых.
Разница между этими способами, как очевидно, заключается в том, что для первого необходима полная остановка авто.
Кроме этого, разница также заключается в погрешности измерений. Первый способ максимально точный, для второго же характерны погрешности от половины, до трех процентов.
Полученные результаты сверяются с источником, где указаны допустимые величины грузов для каждого конкретного вида транспортного средства.
Внимание! Между показателями могут быть различия, не превышающие пяти процентов. Это объясняется погрешностями в измерениях.
Если на вашем авто был обнаружен перегруз, придется оплатить штраф.
Санкции за нарушение
Важно! За перегруз грузового автомобиля, как и легкового, водитель должен выплатить штраф. Он изменяется из-за разных критериев.
Например, оттого, кто виноват, физическое, или юридическое лицо. Если нарушение было сделано физическим лицом, то водитель должен выплатить штраф в размере от пяти до десяти тысяч.
Превышение допустимой массы может изменяться на пять процентов, от цифры, указанной в источнике. В случае если масса окажется значительно больше, возможен запрет дальнейшего движения, и машина может отправиться на штраф стоянку.
В случае если нарушение было сделано юридическим лицом, или индивидуальным предпринимателем размер штрафа значительно возрастает. Причем, выплачивать его будет не сам водитель, а должностное лицо, отправившее водителя в дорогу.
Именно на должностное лицо будет наложена ответственность, и именно это должностное лицо, обязано понести наказание.
Для индивидуального предпринимателя отсутствие регистрации в качестве юридического лица не будет причиной для освобождения от ответственности.
Размеры штрафа колеблются от двухсот пятидесяти, до четырехсот тысяч. Окончательный размер будет зависеть от степени перегрузки транспортного средства.
Внимание! Штрафы за перегруз грузового автомобиля 2017, безусловно, значительны. Они были установлены для того чтобы перегрузка авто в деятельности организаций приводила к убыткам, превышающим прибыль.
Груз больших габаритов
Перевоз этих грузов разрешается лишь по разрешению. Этот вид можно разделить на два типа:
- с осевой нагрузкой;
- с габаритами, равными авто или же длиннее его.
Перевоз грузов больших габаритов регламентируется ПДД и другими, специальными актами. Основание для таких перевозок – разрешение. Оно может быть одноразовым или длительным по сроку действия.
После того как разрешение было получено, нужно осуществлять перевозки, соблюдая ряд правил:
- не отклоняться от заранее установленного маршрута;
- не превышать максимально разрешенную скорость;
- прекращать движение в гололед, дождь или если видимость становится менее ста метров;
- не осуществлять передвижение по обочине, исключение – когда это оговорено в разрешение;
- останавливаться только в специально обозначенных для этого местах;
- при возникновении неисправности, которая может повлечь за собой аварийную ситуацию, остановить движение.
Возможно, ли оспорить решение?
Оспорить выплату штрафа, безусловно, возможно.
Если вы уверены, что штраф был наложен на вас не справедливо, то необходимо бороться за его отмену.
В качестве аргументов, которые помогут вам отстоять свою позицию могут выступать:
- документы, в которых приводится взвешивание транспортного средства до его отправки в дорогу;
- доказательства, подтверждающие тот факт, что весы работают неисправно;
- нечеткость составленного протокола;
- действия не по регламенту инспектора ГИБДД.
Штраф за перегруз легкового автомобиля и перегруз грузового автомобиля довольно распространен. Их большие размеры кажутся автолюбителям грабительскими, однако, они защищают состояние дороги, и самих участников дорожного движения.
Не забывайте, что перегруз грузового автомобиля, как впрочем и легкового, крайне опасен.
Последний раз пересмотр размеров штрафов происходил летом 2015 г. В зависимости от степени перегруза грузовика можно заплатить вплоть до 500 000 рублей
По статистике, до 40% грузовых перевозок в РФ производятся с нарушением допустимых весовых параметров. В среднем машину перегружают на 30%.
Размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей
Согласно ст. 29 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, превышение установленных норм должно составлять не более 2%.
Приведенные ниже цифры закреплены ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Размер превышения массы ТС или нагрузки на ось 1 | Размер штрафа, руб. | |||
Водитель | Должностное лицо, ответственное за перевозку | Юридическое лицо 2 | Собственник (владелец) 3 | |
Более 2, но не более 10% | 1 - 1,5 тыс. | 10 - 15 тыс. | 100 - 150 тыс. | 150 тыс. |
Более 10, но не более 20% (со спецразрешением) | 3 - 3,5 тыс. | 20 - 25 тыс. | 200 - 250 тыс. | 250 тыс. |
Более 10, но не более 20% (без спецразрешения) | 3 - 4 тыс. | 25 - 30 тыс. | 250 - 300 тыс. | 300 тыс. |
Более 20, но не более 50% (со спецразрешением) | 4 - 5 тыс. 4 | 30 - 40 тыс. | 300 - 400 тыс. | 400 тыс. |
Более 20, но не более 50% (без спецразрешения) | 5 - 10 тыс. 4 | 35 - 40 тыс. | 350 - 400 тыс. | 400 тыс. |
Более 50% | 7 - 10 тыс. 4 | 45 - 50 тыс. | 400 - 500 тыс. | 500 тыс. |
1 В случае передвижения ТС без спецразрешения следует опираться на такие понятия, как "допустимая масса" и "допустимая нагрузка на ось". В случае наличия спецразрешения, имеется в виду превышение в сравнении с данными, указанными в нем.
2 За правонарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП, ИП несут ответственность как ЮЛ. Отменим, что ранее штрафы для них значительно отличались.
3 Штраф взимается в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
4 К водителю также может быть применено лишение права управления ТС на срок от 2 до 6 месяцев в зависимости от размера превышения норм.
Размеры штрафов за прочие правонарушения
Нарушение | Размер штрафа, руб. | ||
Водитель | Должностное лицо, ответственное за перевозку | Юридическое лицо | |
Нарушение прочих правил движения тяжеловесных ТС (за исключением указанных в предыдущей таблице) | 1 - 1,5 тыс. | 5 - 10 тыс. | 50 - 100 тыс. |
Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло превышение массы ТС или нагрузки на ось не более 20% | 1,5 - 2 тыс. | 15 - 20 тыс. | 200 - 300 тыс. |
Аналогичное правонарушение, но в случае, если оно повлекло превышение массы ТС или нагрузки на ось на величину более 20% | 5 тыс. | 25 - 35 тыс. | 350 - 400 тыс. |
Ст. 12.21.1.11 КоАП гласит, что несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение ТС, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких ТС осуществляется без спецразрешения, влечет наложение штрафа в размере 5 000 рублей.
Размеры штрафов для грузоотправителей
Одно из последних новшеств в законодательстве - солидарная ответственность лица, произведшего погрузку груза в грузовой автомобиль (ранее они несли ответственность лишь в случае, когда предоставляли неправильные данные перевозчику). Штрафы, указанные в КоАП, основаны на ст. 31.15 Закона об автомобильных дорогах №257.
Допустимые значения массы и нагрузки
Допустимая масса транспортного средства (с грузом или без груза) и допустимая нагрузка на ось устанавливаются Правительством РФ. Текущие нормы содержатся в приложениях №1 и №2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением от 15.04.2011 №272).
Допустимые массы транспортных средств (Приложение №1)
Тип ТС или комбинации ТС, количество и расположение осей | Допустимая масса ТС, тонн |
Одиночные автомобили | |
двухосные | 18 |
трехосные | 25 |
четырехосные | 32 |
пятиосные | 35 |
Автопоезда седельные и прицепные | |
трехосные | 28 |
четырехосные | 36 |
пятиосные | 40 |
шестиосные и более | 44 |
Приложение №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом "Допустимые осевые нагрузки транспортных средств" (Скачать)
Штрафы на основе данных, полученных в автоматическом режиме
Это еще одно из новшеств российского законодательства, которое было введено с 1 октября 2016. Первым регионом, где начали взимать штрафы за перегруз в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, стала Вологодская область. В марте 2017 территория действия пунктов весового контроля была расширена, всего их было запущено 23. В течение 5 лет количество пунктов должно быть увеличено до 387.
Здесь важно отметить, что штрафы, выписываемые в автоматическом режиме, направлены не на водителя, а именно на собственника грузового автомобиля. При этом одним из важных моментов являются допустимые погрешности, так как взвешивание грузовика происходит во время движения (нет приостановки до 7 км/ч). Предельное весовое отклонение в системе заложено в размере 5%.
В 2016 году, когда пункты в количестве 18 штук работали в тестовом режиме, было зафиксировано 1,6 млн правонарушений.
Термин «перегрузка транспортного средства» представлен в виде осевой нагрузки – это масса, которая передаётся колёсами каждой оси на дорожное полотно. Понятия «масса» может включать как полный вес авто, так и вместе с грузом.
Для расчёта данного показателя необходимо соотнести нагрузку на заднюю ось и переднюю. Передняя ось в большинстве случаев испытывает значительно меньшую нагрузку, если сравнивать с задней, поскольку спереди вес составляет кабина и силовой агрегат, а сзади – грузовой отсек. В каком размере выносится штраф за перегруз, и можно ли оспорить данное административное наказание?
Перегруз грузового автомобиля с точки зрения ПДД приводит к следующим опасным ситуациям на дороге:
- разрушение дорожного полотна;
- деформация транспортного средства, негативно влияющая на управляемость;
- снижение максимальной скорости автомобиля провоцирует заторы и аварийные ситуации;
- тормозной путь существенно увеличивается;
- управляемость ТС снижается, особенно когда имеет место неравномерное распределение груза по кузову.
Профильная нормативная база отвечает за регулировку порядка транспортировки груза на территории РФ. Ориентиром является принятый в 2007 году Федеральный закон № 257, согласно пункту 2 статьи 31 которого грузовики, масса которых на 2,5 % превышает регламентированные нормы, могут выезжать только со специальным разрешением. Транспортные средства армии РФ в данную категорию не входят.
Согласовывая перегруз с официальными органами, собственник ТС обязан сообщить о маршруте следования и выплатить компенсацию за повреждение дорожного полотна.
Превышение норматива на 10 % позволяет получить разрешение в течение рабочего дня по упрощённой схеме. Что касается предельных значений груза, нормативы регламентирует правительственное постановление № 272 и для грузовиков, которые следуют по одному, эти нормы следующие:
- 18 тонн для двухосных грузовиков;
- 25 тонн для 3-осных;
- 32 тонны для 4-осных;
- 35 тонн для 5-осных.
Также необходимо учитывать нагрузку по осям, если транспортное средство следует по автотрассе с ограничениями на 11,5 тонн, 10 тонн и 6 тонн. Тип колёс и расстояние между осями также следует брать во внимание.
Разрешение на превышение массы груза
При необходимости транспортировать груз, масса которого превышает указанные в документах показатели, нужно оформить специальное разрешение, в котором будут указаны следующие сведения:
- вид перевозки: международная, региональная, местная и т. д.;
- срок действия разрешения;
- маршрут грузовика;
- характеристики ТС;
- данные собственника, отправителя, а также получателя груза;
- характеристика груза;https://www.youtube.com/watch?v=szFgZREJOOg
- габариты и масса автомобиля и груза;
- распределение общей массы по отдельным осям;
- наименование органа, в котором получено разрешение.
Перевозка крупногабаритного груза
Отдельные нормативы предусмотрены для транспортировки крупногабаритного груза. Речь идёт о грузе, который на метр выступает сзади или на 10 — 50 см с каждого борта. Необходимо обязательно использовать специальные знаки при оформлении груза для его распознавания днём, а также фонари или светоотражающие элементы для обеспечения видимости груза в ночное время суток.
Штраф за перегруз грузового автомобиля в размере от 1 до 400 тысяч рублей в данном случае предусмотрен, если габариты груза превышают норму на 10 — 50 см или указанные в специальном разрешении параметры.
Если выписанный штраф оказался непомерным для водителя, транспортное средство отгоняют на штрафстоянку.
Как рассчитать нагрузку
Точный расчёт величины нагрузки не представляется возможным, но в этом и нет никакой необходимости. Поэтапные действия выглядят следующим образом:
- определение массы автомобиля согласно данным свидетельства о регистрации;
- определение массы груза, например, по накладной;
- разделение результатов на количество осей.
В учёт необходимо брать только максимальные результаты, поскольку при контрольном взвешивании обращается внимание именно на этот параметр. Норматив для каждого транспортного средства можно рассчитать по таблице в упомянутом постановлении.
Весовой контроль представлен передвижными и стационарными постами контрольного взвешивания. Стационарные располагаются вдоль дороги в конкретной локации, тогда как передвижные представлены фургонами, которые можно переместить в любое время и провести контроль массы в любом месте.
Что касается методов взвешивания, стоит рассмотреть следующие варианты.
- Взвешивание по датчикам без остановки ТС при условии низкой скорости. Погрешность в данном случае составляет 3 % и это слишком высокий показатель.
- Статическое взвешивание предполагает остановку ТС. Масса в данном случае определяется максимально точно.
Оба метода позволяют определить общий вес и перегруз на ось.
Штрафы за перегруз грузового авто
Итак, какой штраф за перегруз предусмотрен в 2019 году для разных категорий граждан при различных отклонениях от нормы? Рассмотрим их.
- При перегрузе в 2 — 10 % водитель выплачивает 1 — 1,5 тысячи рублей, должностное лицо в 10 раз больше, юридическое лицо в 100 раз больше. Фиксация перегруза в автоматическом режиме предполагает штраф в размере 150 тысяч рублей, который выплачивает владелец ТС.
- 10 — 20 % перегруза приводит к штрафу в размере 3 — 4 тысяч рублей для водителя, 25 — 30 тысяч рублей для должностного лица, 250 — 300 тысяч для юридического лица и максимальный штраф в размере 300 тысяч для владельца при автоматической фиксации.
- 20 — 50 % перегруза предполагает вынесение штрафа в размере 5 — 10 тысяч для водителя или лишение прав на 2 -4 месяца. Должностное лицо выплачивает 35 — 40 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
- 50 % перегруза и более приводит к лишению водителя прав на 4 — 6 месяцев или штрафу в размере 7 — 10 тысяч, должностное лицо выплачивает 45 — 50 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
- Водитель обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч, если нарушил ограничительные требования относительно движения на дорожном участке с соответствующими знаками.
Индивидуальные предприниматели, владеющие транспортным средством, за рулём которого был совершивший административное правонарушение водитель, выплачивают штраф аналогично юридическим лицам.
Способы оплаты штрафа
Штраф за рассматриваемое правонарушение оплачивается в течение 60 дней. Если законодательные нормы нарушил иностранный гражданин, оплата штрафа должна быть произведена на следующий день. К тому же его могут дополнительно депортировать. Оплата штрафа в течение первых 20 дней после вынесения постановления даёт скидку в 50 %.
В течение суток после оплаты принявшая операцию организация обязана уведомить о данном событии соответствующее подразделение автомобильной инспекции. Водитель, в свою очередь, получает квитанцию, которую необходимо хранить в течение 3 лет.
Если игнорировать необходимость оплаты штрафа, должника ждут следующие санкции:
- запрет на выезд из России;
- арест личных банковских счетов, если в роли правонарушителя выступает юридическое лицо;
- арест движимого или недвижимого имущества.
Если правонарушителю удаётся доказать неспособность оплаты штрафа документально, допускается продление срока оплаты до 5 лет.