Что дает диагностика дизельных двигателей
Грамотно проведенная диагностика дизельных двигателей гарантирует, что их последующий ремонт будет не только максимально эффективным, но и еще и оперативным, то есть осуществленным в сжатые сроки.
1. Зачем нужна диагностика дизельных двигателей.
Дизельные транспортные средства современности характеризуются достаточно высоким уровнем надежности всех своих компонентов и узлов. Если водитель своевременно производит замену вышедших из строя и износившихся элементов дизеля, риск их неожиданного отказа в процессе эксплуатации сводится к нулю.
Специалисты в сфере авторемонта утверждают, что спонтанных отказов в нормальном функционировании дизельных двигателей практически никогда не наблюдается. Если какой-либо их важный компонент ломается, это означает, что его дефект не замечался владельцем авто очень долго.
А вот второстепенные детали дизеля могут выйти из строя внезапно, но при этом серьезной угрозы работоспособности ДВС они не несут. Диагностика и ремонт дизельных двигателей при таких незначительных поломках могут выполняться даже в дорожных условиях.
Наиболее часто наладка, ремонт или замена узлов дизеля требуются, когда водитель отмечает: большой выпуск дыма агрегатом (по цвету дыма опытные мастера даже могут установить наличие тех или иных дефектов); проблемы с запуском; высокую шумность; падение мощности тяги и в целом неустойчивую работу двигателя.
При появлении указанных симптомов диагностические мероприятия следует проводить незамедлительно, чтобы выяснить их причину и выполнить требуемый ремонт.
2. Оборудование для диагностики дизельных двигателей.
Оптимальным способом выяснения факторов, которые приводят к поломкам дизеля, в наш технологичный век является компьютерная диагностика его электронных систем. Она позволяет оценить общее техсостояние мотора, проверить все блоки управления, отдельные узлы и детали при помощи мощного компьютера-сканера.
Такой сканер выполняет многоступенчатое обследование агрегата, проверяя по очереди работу топливной системы, а затем и управляющей. Важной частью обследования является именно диагностика топливной аппаратуры дизельных двигателей, неполадки в которой встречаются достаточно часто.
В ходе диагностической процедуры обязательно выполняются приведенные далее действия: анализ функционирования форсунок (их электрической части); снятие показаний со всех имеющихся датчиков температуры; установление показателей компрессии в блоке двигателя (в цилиндрах); замер величин вакуумных преобразователей.
Компьютерное диагностическое оборудование для дизельных двигателей собирает воедино сведения о выявленных неполадках, выводит данные о них на дисплей и дает подробные инструкции по устранению дефектов. Ни один скрытый изъян не остается незамеченным сканером, а значит, любая поломка будет устранена в ходе ремонтных работ, что обеспечит безопасность езды на ТС с дизелем.
3. Преимущества компьютерной диагностики дизельного двигателя.
Уважение автомобилистов сканер заслужил тем, что двигатель для осуществления диагностики не требуется разбирать. Компьютерное оборудование подключается к агрегату и через некоторое время выдает данные об ошибках в функционировании системы и всех имеющихся неисправностях. Простота диагностики и ее стопроцентная точность подходит владельцам машин с дизелем.
Эксперты автодела советуют проводить компьютерное обследование автомобиля дважды в год – перед летним и зимним эксплуатационным сезоном. Так как водители обязательно готовят свое транспортное средство к сезонному использованию, эту операцию можно совместить с диагностикой мотора на компьютере. Итогом процедуры станет безотказность его работы и безопасность управления автомобилем.
В организме человека предусмотрена природой для определения болезней нервная система, которая реагирует на любые “неисправности” здоровья. Так и диагностика двигателя предназначена для выявления нарушений в работе столь ценного для автомобиля узла. Поэтому хотелось бы иметь какой-то способ быстрой и надёжной первичной проверки неисправности двигателя.
Признаки неисправности дизельного двигателя
Запуск двигателя затруднен
Нехватка топлива перед насосом высокого давления из-за попадания воздуха в систему подачи топлива. Неисправности подкачивающего топливного насоса. Слишком малая доза топлива при запуске, вызванная неправильной работой регулятора. Загустение топлива зимой. Неисправны свечи накаливания.
Снижение мощности двигателя
Износ прецизионных элементов топливного насоса высокого давления или регулятора. Неправильная регулировка насоса или всережимного регулятора. Неправильный угол опережения впрыска. Износ или повреждение распылителей. Чрезмерное снижение давления впрыска. Недостаточное количество топлива, подаваемого системой нагнетания, из-за засорения топливного фильтра, недостаточной производительности подкачивающего топливного насоса или попадания воздуха в топливную систему.
Повышенный расход топлива
Неверный угол опережения впрыска. Износ нагнетательных элементов насоса высокого давления. Неправильная регулировка насоса высокого давления. Износ или повреждение распылителей. Слишком большое снижение давления впрыска. Загрязнен воздушный фильтр. Утечка топлива. Недостаточная компрессия.
Черный дымный выхлоп
Плохое смесеобразование в камере сгорания из-за нагара или неплотного закрытия клапанов. Поздний впрыск топлива. Плохое распыление топлива форсунками. Неверные зазоры в клапанах. Недостаточная компрессия.
Серый или белый дымный выхлоп
Неверное опережение впрыска. Недостаточная компрессия. Пробита прокладка головки блока. Переохлаждение двигателя.
Жесткая работа двигателя
Слишком ранний впрыск топлива. Большая разница между дозами топлива, впрыскиваемого в разные цилиндры двигателя. Неправильная работа некоторых форсунок. Недостаточная компрессия.
Перегрев двигателя
Неправильный угол опережения впрыска. Плохое распыление топлива форсунками (струя вместо «факела»).
Не развивается полная мощность двигателя
Короткий ход у педали акселератора, неправильно отрегулирована тяга педали акселератора. Загрязнен воздушный фильтр. Воздух в системе питания. Повреждены топливопроводы. Неисправны крепления распылителей (форсунок). Распылители неисправны. Сбит угол опережения впрыска топлива. Неисправен топливный насос высокого давления.
Повышенный расход топлива
Негермётична система питания. Забит топливопровод слива (от насоса к топливному баку). Высокие обороты холостого хода или же сбито опережение впрыска. Плохо работает двигатель. Неисправны распылители, неисправны форсунки. Неисправен топливный насос высокого давления.
Повышенный шум двигателя
Загрязнения в системе питания, вследствие чего не работают распылители. Уплотнительные шайбы под распылителями отсутствуют или плохо установлены, распылитель слишком сильно (слишком слабо) завернут в головку цилиндров. Воздух в системе питания.
Неравномерная работа двигателя на холостом ходу
Неправильно установлены обороты холостого хода. Затруднен ход педали акселератора. Ослаб топливопровод подачи топлива между топливным насосом высокого давления и топливным фильтром. Повреждена опорная пластина насоса высокого давления. Неисправности в подаче топлива. Неисправны распылители, неисправны форсунки. Неправильное опережение впрыска.
Колебания частоты оборотов коленчатого вала
Износ регулятора оборотов. Разрегулирование или износ системы впрыска. Чрезмерное сопротивление перемещению элементов в системе регулирования. Попадание воздуха в топливную систему. Избыточное давление газов в картере.
Внезапная остановка двигателя
Смещение угла опережения нагнетания (нарушение соединения насоса с приводом). Засорение топливного фильтра и нехватка топлива, подаваемого в насос. Отсутствие подачи топлива, вызванное повреждением топливного насоса высокого давления или подкачивающего насоса. Повреждение трубопровода впрыска. Износ и перекос поршня-разделителя, ротора или поршней насоса высокого давления.
Часто выходят из строя калильные свечи
Неисправны форсунки в соответствующих цилиндрах.
Невозможно заглушить двигатель
Неисправен запорный электромагнитный клапан.
Повышается уровень моторного масла в картере
Течь через уплотнитель цепного или шестеренчатого привода насоса высокого давления.
Слабое торможение двигателем
Засорены сливные топливопроводы. Неверно установлены ускоренные обороты холостого хода.
Зачем нужно проводить диагностику дизельных двигателей?
Дизельные транспортные средства современности характеризуются достаточно высоким уровнем надежности всех своих компонентов и узлов. Если водитель своевременно производит замену вышедших из строя и износившихся элементов дизеля, риск их неожиданного отказа в процессе эксплуатации сводится к нулю.
Специалисты в сфере авторемонта утверждают, что спонтанных отказов в нормальном функционировании дизельных двигателей практически никогда не наблюдается. Если какой-либо их важный компонент ломается, это означает, что его дефект не замечался владельцем авто очень долго.
А вот второстепенные детали дизеля могут выйти из строя внезапно, но при этом серьезной угрозы работоспособности ДВС они не несут. Диагностика и ремонт дизельных двигателей при таких незначительных поломках могут выполняться даже в дорожных условиях.
Наиболее часто наладка, ремонт или замена узлов дизеля требуются, когда водитель отмечает:
Большой выпуск дыма агрегатом (по цвету дыма опытные мастера даже могут установить наличие тех или иных дефектов);
Проблемы с запуском;
Высокую шумность;
Падение мощности тяги и в целом неустойчивую работу двигателя.
При появлении указанных симптомов диагностические мероприятия следует проводить незамедлительно, чтобы выяснить их причину и выполнить требуемый ремонт.
Методы диагностики дизельных двигателей
Можно выделить три основных метода диагностирования дизельных двигателей:
- Визуально-акустический осмотр.
Измерение различных параметров.
Компьютерная (электронная) диагностика.
Первый метод позволяет обнаружить грубые неисправности. Одного его, конечно, недостаточно, но даже визуальный и акустический осмотр, проведенный опытным мастером, дает возможность оценить состояние деталей двигателя, например, по воздушным фильтрам, по звуку выхлопных газов и др.
Второй метод направлен на более точное определение неисправностей с помощью разнообразных замеров, характеризующих деятельность мотора. Например, диагностика дизельных двигателей подразумевает измерение относительной компрессии и утечек в цилиндрах. По этим показателям уже можно выявить ряд проблем двигателей внутреннего сгорания.
Третий метод помогает обнаружить поломки в электронной системе управления работой двигателя. Используемое программное обеспечение позволяет очень точно путем мониторинга датчиков и электроники устанавливать неисправности.
Средства для диагностики дизельных двигателей
Оптимальным способом выяснения факторов, которые приводят к поломкам дизеля, в наш технологичный век является компьютерная диагностика его электронных систем. Она позволяет оценить общее техсостояние мотора, проверить все блоки управления, отдельные узлы и детали при помощи мощного компьютера-сканера.
Такой сканер выполняет многоступенчатое обследование агрегата, проверяя по очереди работу топливной системы, а затем и управляющей. Важной частью обследования является именно диагностика топливной аппаратуры дизельных двигателей, неполадки в которой встречаются достаточно часто.
В ходе диагностической процедуры обязательно выполняются приведенные далее действия:
- анализ функционирования форсунок (их электрической части);
Снятие показаний со всех имеющихся датчиков температуры;
Установление показателей компрессии в блоке двигателя (в цилиндрах);
Замер величин вакуумных преобразователей.
Компьютерное диагностическое оборудование для дизельных двигателей собирает воедино сведения о выявленных неполадках, выводит данные о них на дисплей и дает подробные инструкции по устранению дефектов. Ни один скрытый изъян не остается незамеченным сканером, а значит, любая поломка будет устранена в ходе ремонтных работ, что обеспечит безопасность езды на ТС с дизелем.
Преимущества компьютерной диагностики
Уважение автомобилистов сканер заслужил тем, что двигатель для осуществления диагностики не требуется разбирать. Компьютерное оборудование подключается к агрегату и через некоторое время выдает данные об ошибках в функционировании системы и всех имеющихся неисправностях. Простота диагностики и ее стопроцентная точность подходит владельцам машин с дизелем.
Эксперты автодела советуют проводить компьютерное обследование автомобиля дважды в год – перед летним и зимним эксплуатационным сезоном. Так как водители обязательно готовят свое транспортное средство к сезонному использованию, эту операцию можно совместить с диагностикой мотора на компьютере. Итогом процедуры станет безотказность его работы и безопасность управления автомобилем.
Подписывайтесь на наши ленты в
03.08.2017
Диагностика дизельного двигателя помогает определить причины некорректной работы узла и выявить неисправность на ранней стадии.
Как правило, мотор сам подсказывает водителю, что его нужно ремонтировать. В данной статье мы рассмотрим признаки неисправности дизеля, а также способы его диагностики.
Распространенные неисправности дизельного мотора
Мотор как маленький ребенок - он не умеет говорить, но если его что-то беспокоит, вы об этом непременно узнаете. Рассмотрим характерные признаки неисправности дизельных моторов и их возможные причины:
- Стуки и шумы в моторе могут свидетельствовать о неисправных клапанах или изношенных поршнях, которые стучат о стенки цилиндра.
- Потеря мощности ДВС, нестабильная работа на различных оборотах, а также постоянные отключения чаще всего вызваны поломкой или засорением топливного фильтра.
- Повышенный расход масла также вызван неисправностью поршней.
- Если двигатель начал дымить, стоит проверить состояние головки блока цилиндров на наличие дефектов.
Диагностика дизельных двигателей в домашних условиях
Хотя детальная диагностика автомобилей требует специального оборудования, основные этапы проверки можно произвести и в домашних условиях. Вначале тщательно промойте мотор, а затем проведите визуальный осмотр на предмет течи рабочей жидкости. Проверьте патрубки и их крепления, через которые может течь антифриз. Если вы заметили утечку масла, даже небольшую, поспешите с ремонтом. Мелкие неисправности могут в скором времени привести к большим проблемам. Кстати, в большинстве случаев для устранения утечки масла следует поменять прокладку на ГБЦ.
Замер компрессии
Следующим важным этапом самостоятельного диагностирования мотора является замер компрессии. Эту процедуру особенно необходимо проводить на дизельных моторах, поскольку в них топливо воспламеняется не от искры (как в бензиновых двигателях), а от сжатия топлива в цилиндре. На современных автомобилях оптимальная величина данного показателя должна составлять 35-40 кг/см.
Компрессометр - прибор для измерения данного показателя - есть в большинстве магазинов автозапчастей. Если величина компрессии низкая, существует две возможные причины:
- Износ поршней.
- Неполадки в клапанах.
Чтобы определить источник неполадок следует залить 50 кубиков масла в двигатель, используя обычный шприц, а затем заново замерить уровень компрессии. Если показатель увеличился, сбой в работе двигателя вызван износом поршней. Для решения задачи потребуется снимать ГБЦ, растачивать канавки цилиндров и менять поршни на детали большего диаметра. Данную процедуру необходимо проводить только в специализированных сервисных центрах.
Если после повторного замера, показатель не изменился, причина кроется в клапанном механизме. Для устранения неполадок придется настраивать клапанные зазоры, притирать детали и осуществлять ремонт седел. Все эти операции также лучше выполнять в профессиональном автосервисе.
Диагностика мотора по механическим шумам
Для осуществления данного метода лучше всего использовать стетоскоп, но если его нет под рукой, можно обойтись небольшой палочкой. Один конец приставьте к детали, а второй сожмите в кулак и прислоните к кулаку ухо. Так вы сможете лучше слышать характер посторонних шумов в ДВС. Хотя большинство звуков можно определить без применения специальных устройств.
Клапана стучат из-за увеличенного зазора. Их звук похож на цоканье. Его также можно определить по частоте. Поскольку кулачки распредвала, приводящие в движение клапан, двигаются в два раза медленнее коленвала, стук данных элементов двигателя происходит реже других частей.
О неисправностях цилиндро-поршневой группы свидетельствует приглушенный стук. Он вызван ударами сточенного поршня о внутреннюю поверхность цилиндра. Как уже было сказано выше, данная неполадка решается путем расточки цилиндров и установки новых поршней большего диаметра.
Диагностика топливной системы - это еще одна важная процедура, которую требуется производить на дизельных моторах. Если регулярно не выполнять проверку данного узла, может выйти из строя дорогостоящий элемент - топливный насос высокого давления. Средняя цена замены ТНВД в Москве составляет от 6000 до 13000 руб.
Компьютерная диагностика дизельных двигателей
Хотя диагностические приборы, такие как компрессометр, позволяют определить некоторые неисправности двигателя, самым точным и быстрым способом выявления неполадок является компьютерная диагностика. В среднем она занимает около 2-х часов.
Для ее осуществления не требуется разбирать мотор. За время эксплуатации электронный блок управления накапливает отчет об ошибках в различных системах, которые можно просмотреть при помощи компьютерного оборудования. Чтобы мотор работал исправно, найденные ошибки удаляются из памяти ЭБУ после ремонта.
Чтобы выполнить проверку, требуется подсоединить оборудование к разъему на ЭБУ. В зависимости от модели автомобиля и типа мотора они различны. Поэтому в автосервисах имеется множество переходников и кабелей. При помощи, установленной на компьютер специальной программы сканер считывают информацию с различных датчиков систем и выводит на экран. После обнаружения ошибку необходимо проверить, поскольку она может быть вызвана неполадкой некоторых датчиков, но при этом система, о неисправности которой они сигнализируют, находится в порядке. Для более точного анализа состояния двигателя используют мотор-тестер.
Диагностика и ремонт двигателя в сервисном центре
Проверка дизельных моторов, как и диагностика других узлов автомобиля, требует опыта и профессионализма. Для осуществления квалифицированной помощи необходим проверенный сервисный центр. На сайте сайт для вас представлены адреса более 5600 автосервисов в различных городах, где вам произведут детальную диагностику всех систем двигателя и выполнят качественный ремонт.
Для поиска ближайшего автосервиса в вашем регионе воспользуйтесь специальной картой на сайте. Она определит ваше местоположение и предложит адреса сервисных центров, расположенных недалеко от вас. Вы также можете заполнить заявку, указав следующие детали:
- Марку и год выпуска авто.
- Ваше местоположение.
- Тип услуг (например, проверка топливной системы дизельного двигателя).
- Желаемую дату и стоимость ремонта.
Диагностирование систем питания дизельных двигателей включает в себя проверку герметичности системы и состояния топливных и воздушных фильтров, проверку топливоподкачивающего насоса, а также насоса высокого давления и форсунок.
Герметичность системы питания дизельного двигателя имеет особое значение. Так, подсос воздуха во впускной части системы (от бака до топливоподкачивающего насоса) приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры, а негерметичность части системы, находящейся под давлением (от топливоподкачивающего насоса до форсунок), вызывает подтекание и перерасход топлива.
Впускную часть топливной магистрали проверяют на герметичность с помощью специального прибора-бачка. Часть магистрали, находящуюся под давлением, можно проверять опрессовкой ручным топливоподкачивающим насосом или визуально при работе двигателя на частоте вращения холостого хода.
Состояние топливных и воздушных фильтров проверяют визуально.
Топливоподкачивающий насос и насос высокого давления проверяют на стенде дизельной топливоподающей аппаратуры СДТА (рис. 28). При испытаниях и регулировке на стенде исправный топливоподкачивающий насос должен иметь определенную производительность при заданном противодавлении и давление при полностью перекрытом топливном канале (для двигателя ЯМЗ-236 при 1050 об/мин валика стенда производительность должна быть не менее 2,2 л/мин при противодавлении 150--170 кПа и давлении при полностью перекрытом канале 380 кПа).
Рис. 28. Стенд диагностирования топливных насосов дизельных двигателей: 1 -- ТНВД, закрепленный на стенде; 2 -- место для установки форсунок; 3-- контрольные колбы
Топливный насос высокого давления проверяют на начало, равномерность и величину подачи топлива в цилиндры двигателя. Для определения начала подачи топлива применяют моментоскопы -- стеклянные трубки с внутренним диаметром 1,5--2,0 мм, устанавливаемые на выходном штуцере насоса, и градуированный диск (лимб), который крепится к валу насоса. При проворачивании вала секции насоса подают топливо в трубки моментоскопов. Момент начала движения топлива в трубке первого цилиндра фиксируют по градуированному диску. Это положение принимают за 0° -- начало отсчета. Подача топлива в последующие цилиндры должна происходить через определенные углы поворота вала в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Для двигателя 740 автомобиля КамАЗ порядок работы цилиндров 1--5--4-- 2--6--3--7--8, подача топлива в пятый цилиндр (секцией насоса 8) должна происходить через 45°, в четвертый (секцией 4) -- 90°, во второй (секцией 5) -- 135°, в шестой (секцией 7) -- 180°, в третий (секцией 3) -- 225°, в седьмой (секцией 6) -- 270° и восьмой (секцией 2) -- 315°. При этом допускается неточность интервала между началом подачи топлива каждой секцией относительно первой не более 0,5°.
В табл. 1 представлена последовательность проверки секций ТНВД и нормативный угол поворота для моментов начала подачи топлива.
Таблица 1
Последовательность проверки секции ТНВД и нормативный угол поворота для моментов начала подачи топлива
Рис. 29. Расположение установочных меток двигателей ЯМЗ-236, -238:
а -- вид на муфту опережения впрыска и полумуфту привода ТНВД; б -- вид на шкив KB и крышку распределительных шестерен; в -- вид на маховик и указатель на картере маховика; 1 --муфта опережения впрыска; 2 -- болты крепления ведущей полумуфты; 3 -- метка на муфте; 4 -- соединительная полумуфта стенда; 5--полумуфта; 6--метка на фланце полумуфты; 7 -- метка на шкиве KB; 9 -- указатель; 10 -- маховик.
Момент начала подачи топлива секциями ТНВД зависит от правильности установки муфты опережения впрыска (MOB) относительно привода, т. е. совпадения контрольных меток с соответствующими делениями на шкалах, градуированных в градусах по углу поворота коленчатого вала (рис. 29). В двигателях автомобилей КамАЗ имеется дополнительное устройство в виде фиксатора маховика для установки KB двигателя (следовательно, и привода MOB) в положение, соответствующее началу подачи топлива первой секцией ТНВД в первый цилиндр двигателя (рис. 30).
Рис. 30. Установка коленчатого вала двигателя в положение, соответствующее началу подачи топлива в первом цилиндре автомобилей КамАЗ:
а -- положение ручки фиксатора маховика в эксплуатационном режиме; б -- фиксация штырем маховика при диагностике.
Угол начала подачи топлива в дизелях (по углу поворота KB в градусах) имеет еще большее значение, чем угол опережения зажигания в карбюраторных двигателях, так как и при слишком ранней подаче, и при слишком поздней, впрыск топлива форсункой в камеру сгорания будет происходить при пониженной компрессии, что нарушит процесс нормального смесеобразования.
При проверке правильности установки момента начала подачи топлива, а соответственно и подсоединения ТНВД с MOB к приводу, помимо контроля совпадения различных меток и указателей с нужным градусом на шкалах необходимо вместо трубопровода высокого давления подсоединить к первой секции ТНВД моментоскоп (рис. 31) и медленно поворачивать рычагом специального приспособления KB вместе с приводом ТНВД, подсоединяемого обычно с помощью болтов к MOB, пока топливо не начнет подниматься в стеклянной трубке моментоскопа, что и будет означать момент начала подачи топлива первой секцией.
Рис. 31. Моментоскоп: 1 -- стеклянная трубка; 2 -- переходная трубка; 3 -- трубка от топливопровода высокого давления; 4 -- шайба; 5 -- накидная гайка
Если он будет слишком ранним или поздним -- необходимо отвернуть болты крепления или, поворачивая корпус MOB, изменить ее положение в соответствующую сторону относительно привода. После этого следует завернуть болты и произвести проверку еще раз. В большинстве моделей дизелей угол момента начала подачи топлива составляет 17--20° (до ВМТ, по углу поворота KB). При низких температурах угол опережения увеличивают на 3 -- 5°. Уже начат выпуск новой модели моментоскопа КИ-4941 (рис. 32), который не надо поддерживать рукой в ходе проверки; он также предотвращает разбрызгивание топлива по поверхности двигателя.
Для диагностирования подкачивающего насоса ТНВД, ФТО и перепускного клапана используют прибор мод. КИ-4801 (рис. 33).
Рис. 32. Моментоскоп мод. КИ-4941:
а -- общий вид моментоскопа; б -- установка моментоскопа на ТНВД; 1 -- штуцер; 2 -- уплотнение; 3 -- топливоподающая трубка; 4 -- соединительная трубка; 5 -- контрольная стеклянная трубка; 6 -- жесткий корпус; 7 -- пружина
Один из наконечников прибора подсоединяют к нагнетательной магистрали подкачивающего насоса перед ФТО, а другой -- между ФТО и ТНВД. Пускают двигатель и при максимальной подаче топлива замеряют давление до и после ФТО -- если давление за фильтром ниже 0,6 кгс/см 2 (при нормальном давлении перед фильтром, развиваемым подкачивающим насосом --1,4-- 1,6 кгс/см 2) это свидетельствует о засорении ФТО. Если давление, развиваемое подкачивающим насосом (перед ФТО), ниже 0,8 кгс/см 2 -- насос подлежит замене.
Рис. 33. Прибор КИ-4801 для замера давления в системе топливо-подачи низкого давления перед ТНВД: 1 -- манометр; 2 -- переходник; 3 -- кран; 4 -- топливопровод; 5 -- сединительный штуцер; б -- шарик; 7 -- винт.
Количество топлива, подаваемого в цилиндр каждой из секций насоса при испытании на стенде, определяют с помощью мерных мензурок. Для этого насос устанавливают на стенд и вал насоса приводится во вращение электродвигателем стенда. Испытание проводится совместно с комплектом исправных и отрегулированных форсунок, которые соединяются с секциями насоса трубопроводами высокого давления одинаковой длины (600 ± 2 мм). Величина цикловой подачи (количество топлива, подаваемого секцией за один ход плунжера) для двигателя 740 КамАЗ должна составлять 72,5--75,0 мм 3 /цикл.
Где и ш -- цикловая подача секции с максимальной производительностью, мм 3 ; u min -- цикловая подача секции с минимальной производительностью, мм 3 .
Еще одним важным фактором, влияющим на качество смесеобразования в камере сгорания дизеля, а следовательно, и на процесс сгорания, является давление впрыска (давление начала подъема запорной иглы) форсунок. Оно должно составлять для двигателей ЯМЗ -- 16,5--17 МПа (165--170 кгс/см 2); для двигателей КамАЗ -- 18,5 МПа (185 кгс/см 2) и столько же для ЗИЛ-4331. В процессе эксплуатации жесткость рабочей пружины форсунки снижается, а, следовательно, снижается и давление впрыска. Кроме того, и момент впрыска топлива будет происходить при этом чуть раньше, что тоже нарушит нормальную работу двигателя. Поэтому в ходе диагностических работ проверка давления впрыска форсунок обязательна.
Форсунки дизельного двигателя проверяют на стенде КП-1609 (рис.34) на герметичность, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива. Стенд состоит из топливного бачка, секции топливного насоса высокого давления и манометра с пределами измерения до 40 МПа. Плунжер секции насоса приводится в движение вручную с помощью рычага. Для проверки форсунки на герметичность затягивают ее регулировочный винт, после чего с помощью секции насоса стенда создают в ней давление до 30 МПа и определяют время падения давления от 30,0 до 23,0 МПа.
Рис. 34. Прибор КП-1609А для проверки и регулировки форсунок
Время падения давления для изношенных форсунок не должно быть менее 5 с. Для форсунок с новым распылителем они составляет не менее 20 с. На том же приборе проверяют давление начала подъема иглы форсунки. Для этого в установленной на стенд форсунке с помощью секции насоса прибора повышают давление и определяют величину его, соответствующую началу впрыска топлива.
По аналогичному принципу работают приборы, представленные на рис. 35.
Рис. 85. Приборы для испытания и регулировки форсунок: а -- КИ-ЗЗЗЗА; б -- КИ-562; в -- КИ-1404
При помощи указанных на рис. 34, 35 приборов проверяют и качество распыливания топлива форсункой. Топливо, выходящее из сопел распылителя, должно распыливаться до туманообразного состояния и равномерно распределяться по всему конусу распыливания.
На работающем двигателе давление начала подъема иглы можно определить с помощью максиметра, который по принципу действия аналогичен форсунке, но регулировочная гайка имеет микрометрическое устройство с нониусной шкалой, позволяющее точно фиксировать давление начала подъема иглы. Этот прибор устанавливают между секцией топливного насоса высокого давления и проверяемой форсункой. Добившись одновременности впрыска топлива форсункой и максиметром, по положению микрометрического устройства определяют, при каком давлении он происходит.
Средства проверки токсичности отработавших газов (ОГ). Для определения токсичности ОГ применяются специальные газоанализаторы для карбюраторных двигателей и дымомеры для дизельных.
Газоанализаторы представляют собой как автономные, так и встроенные в некоторые модели мотор-тестеров приборы.
В настоящее время используются два типа газоанализаторов -- инфракрасные и каталитические.
Принцип действия первых основан на поглощении газовыми компонентами инфракрасных лучей с различной длиной волны. Принцип действия вторых основан на каталитическом дожигании содержащегося в выхлопных газах оксида углерода СО и, вследствие этого, фиксации повышения температуры при помощи электрического моста.
При этом газоанализаторы классифицируются по числу анализируемых компонентов.
На рис. 36 представлен внешний вид стенда «Элкон Ш-100А», который позволяет определять количество оксида углерода в ОГ двигателей автомобилей.
Дымомеры работают по принципу поглощения светового потока, проходящего через ОГ.
Дымность отработавших газов у двигателей автомобилей МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ-4331 не должна превышать 40% в режиме свободного ускорения и 15 % при максимальной частоте вращения. Превышение указанных нормативов свидетельствует о неисправной работе топливной системы и требует принятия соответствующих мер путем проведения регулировочных работ или текущего ремонта, так как подобная неисправность может снизить мощность двигателя, привести к перерасходу топлива, а высокое содержание аэрозолей, определяющих процент дымности и состоящих из частиц сажи, золы, несгоревшего топлива, масла и т. д., оказывает вредное воздействие на экологию и здоровье человека. Дымность отработанных газов оценивается на вышеуказанных стендах через их оптическую плотность, регистрируемую при просвечивании фотоэлементом, передающим сигнал на микроамперметр, отградуированный в процентах дымности.
Рис. 36. Внешний вид стенда «Элкон Ш-100А»:
1 -- осциллограф; 2 -- прибор для измерения углов опережения зажигания и замкнутого состояния контактов прерывателя; 3 -- прибор для измерения частоты вращения тахометра; 4 -- газоанализатор; 5-- автометр; б-- стробоскоп; 7 -- мановакуумметр; К 4 , К 6 , К 13 -- переключатели режимов работы; I, II, III -- провода; Н 1 Н 2 -- провода корпуса и первичного сигнала; Н 3 -- индуктивный зонд с трубкой-свечой; Н 4 -- емкостной зонд; V-- вывод к вакууметру
Регулировочные работы по системам питания карбюраторного и дизельного двигателей. Перёд началом регулировочных работ необходимо устранить выявленные при проверке систем неисправности. Наиболее характерными и для карбюраторного и для дизельного двигателей являются устранение негерметичности в топливопроводах и агрегатах, промывка и очистка топливных и воздушных фильтров.
В карбюраторном двигателе регулируют уровень топлива в поплавковой камере, для чего изменяют число прокладок под гнездом игольчатого клапана или изгибают рычажок поплавка, упирающийся в иглу. Жиклеры, не соответствующие по пропускной способности, заменяют. Регулировку карбюраторов проводят на минимальную частоту вращения холостого хода при прогретом двигателе. До ее начала необходимо убедиться в отсутствии подсосов во впускном трубопроводе. Минимальной частоты добиваются поочередным вывертыванием и завертыванием винта качества смеси и упорного винта дросселя; подбирая наиболее выгодное их положение, соответствующее наименьшей устойчивой частоте. При правильной регулировке карбюраторный двигатель должен устойчиво работать при 400-- 600 об/мин коленчатого вала.
При необходимости регулируют момент открытия клапана экономайзера, ход насоса ускорителя, датчик ограничителя максимальной частоты вращения.
У дизельного двигателя проводят регулировку топливного насоса высокого давления и форсунок. Количество топлива, подаваемого секцией, регулируют, вращая плунжер вместе с поворотной втулкой относительно зубчатого венца и изменяя тем самым активный ход плунжера. Момент начала подачи топлива секцией регулируют, ввертывая или завертывая регулировочные болты толкателя. Давление впрыска форсунки регулируют путем изменения толщины регулировочных шайб, установленных под пружину (у двигателей 740 КамАЗ), или с помощью регулировочной гайки (у двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238).
Сегодня мы расскажем, что входит в диагностику дизельного двигателя, какое оборудование необходимо, компьютерная диагностика – как провести самостоятельно.
Диагностику дизельного двигателя автомобиля нужно начинать с поиска и анализа внешних признаков неисправностей. Это поможет определиться, где «копать», и быстрее найти проблему.
Если вы решили заняться данным процессом самостоятельно, вымойте перед этим двигатель (но аккуратно, ведь здесь есть масса нюансов). На чистом агрегате лучше заметны подтеки, микротрещины и прочие дефекты. Обнаружив их, вы существенно сузите круг поиска.
Признаками неисправности двигателей, работающих на ДТ, могут быть:
Понятно, что визуальная диагностика дизельных двигателей автомобилей не даст полной картины об их состоянии и имеющихся проблемах. Поэтому требуется более детальная проверка специализированными средствами.
Компьютерная диагностика дизельного двигателя
Большинство современных двигателей (и работающие на ДТ – не исключение) оснащаются различными датчиками, которые собирают информацию работе систем и отдельных компонентов, «сообщая» ее в ЭБУ. Компьютерная диагностика дизеля позволяет считывать эту информацию, получать сведения об ошибках, расшифровывать и сбрасывать их.
С помощью компьютерной диагностики можно обнаружить различные коды (в зависимости от модели ДВС), связанные с:
Провести компьютерную диагностику дизельного мотора можно и самостоятельно. Для этого подойдет недорогой сканер с минимальным функционалом. НО НУЖНО ПОНМНИТЬ , что такая проверка будет поверхностной. Более детальные сведения дают приборы профессионального уровня.
Кстати, автосканеры, использующиеся при диагностике дизелей, позволяют получать и сведения о пробеге. Если вы, например, «откапиталили» движок, и решили продать машину, понятно, что записанный в памяти пробег не будет соответствовать реальному состоянию обновленного ДВС. Поэтому целесообразно скрутить спидометр . Если доверить это грамотным специалистам, вреда автомобилю не будет нанесено никакого. К тому же и факт корректировки обнаружить будет невозможно.
Другие средства диагностики дизельных моторов
Для состояния оценки и поиска неисправностей моторов используются и следующие средства, и методики диагностики дизельных двигателей:
Некоторые неисправности можно обнаружить только после разборки мотора. Например, если в картере имеются микротрещины, найти их можно при помощи специальной «ванны».
В общем, если вас что-то беспокоит в работе дизельного ДВС, можно продиагностировать его своими руками. Благо для этого сейчас в продаже есть немало средств, доступных многим. Если же не получается обнаружить проблему, или вы не уверены, что сделали все правильно, обратитесь к специалистам. Диагностику дизельных моторов проводят практически на любой СТО.
Пресс релиз подготовлен сайтом Skrutit-speedometr.ru