Так нужна АБС или нет? Говорят, и без нее можно обойтись, причем в некоторых случаях она даже мешает эффективному торможению. Леонид ВОРОБЬЕВ решил сопоставить популярные мифы и современную реальность.
Антиблокировочную систему тормозов (сокращенно - АБС) с 2004 года в обязательном порядке устанавливают на все новые европейские автомобили. Мы привыкли к этому сочетанию из трех букв, хотя не до конца понимаем, какие преимущества дает АБС. Более того, некоторые считают, что она только мешает в экстренных ситуациях. И сказать, что они абсолютно неправы, нельзя: действительно, до недавнего времени эти системы имели откровенно слабые места.
Особенно выгодно ехать под гору. Двигатель постоянно тормозит автомобиль, в отличие от тормозов, что не приводит к силам, которые могут привести к блокировке колес. В любом случае, не тормозите рулевое колесо внезапно! Это требует гораздо большей готовности во время кризиса, чем водитель. Если водитель сильно затормозится, колеса заблокируются. Заблокированные колеса не только продлевают тормозной путь, но также не позволяют водителю вращать транспортное средство, позволяя рулевому колесу поворачиваться в любом направлении.
Как только вы почувствуете, что произошла блокировка, отпустите педаль тормоза, пока колесо не начнет снова вращаться. Лучше всего остановить прерывание, чтобы вы держали колеса на пределе поворота и блокировали. Колеса никогда не блокируются, что позволяет не только использовать максимально возможную скорость торможения, но и управлять автомобилем в направлении дороги, избегая при этом препятствия. Но и здесь педаль тормоза должна быть обработана в самую чувствительную зиму. Нажимайте педаль тормоза с максимальной силой, даже если он пытается надавить на вашу ногу.
Для начала заметим: наиболее эффективное замедление на идеально ровном покрытии достигается при торможении на грани блокировки колес. Именно такой режим и создает АБС: как только датчики фиксируют блокировку одного из колес, электроника дает
команду на снижение давления в тормозной магистрали, но ровно настолько, чтобы вернуть колесу свободу движения. О том, насколько быстро происходит этот процесс, можно догадаться по количеству щелчков и вибрации педали при торможении с АБС - за секунду проходит несколько циклов.
Принципы вождения на мокрых и скользких дорогах
Тормозное расстояние укорачивается таким «тормозом» с помощью педали тормоза. Двигайтесь медленнее и с большим интервалом, чтобы у вас было достаточно времени для реагирования. Старайтесь использовать не только педаль тормоза, но и тормозной эффект двигателя. Торможение медленно, чтобы избежать блокировки колес и потерять контроль над автомобилем. Если колеса заблокированы, немедленно отпустите педаль тормоза, чтобы восстановить тягу, а затем снова и снова снимите тормоз. При движении по склону возьмите более низкую передачу, которую вы будете использовать в сухую погоду. Это позволяет полностью использовать тормозной эффект двигателя. При движении по склону используйте более высокую передачу, чем тот, который вы использовали бы при движении в сухую погоду.
- Например, при движении в гору приведите нижнюю передачу.
- Бегите как можно гладко.
- Если колеса начинают скручиваться, автомобиль становится неуправляемым.
- В этом случае удалите газ, чтобы восстановить тягу.
- Перед тем, как ехать, замедляйтесь до желаемой скорости, в прямом направлении!
- Держите кривую устойчивой.
- Если это не обязательно, вы больше не будете в изгибе.
Однако сейчас мы рассматриваем идеальное покрытие. Если приблизить ситуацию к реальности и представить, что дорога изобилует мелкими неровностями, работа АБС будет не столь безупречной. При торможении колеса будут то и дело «подвисать» в воздухе, при этом мгновенно блокируясь. Электронике придется сбрасывать давление в магистрали практически до нуля. Разумеется, при контакте с поверхностью необходимо время, чтобы вновь развить достаточное давление для получения эффективного замедления. Однако, пока это произойдет, колесо может вновь «подпрыгнуть». Таким образом, в неидеальных условиях антиблокировочная система не сокращает, а увеличивает тормозной путь.
Вы говорите ему, что он плохой шофер или любовник. И так оно и есть, мы все можем ездить, и мы более безопасные водители, чем другие. С другой стороны, тот факт, что что-то не так, никому не застрахован. На общественных дорогах были убиты довольно профессиональных автомобильных гонках, просто говоря уже о трагической аварии американского актера Пол Уокер, который был убит в автомобиле, который ехал его друг и активный гонщик Роджер РОДАС. Кроме того, в статистике несчастных случаев среди погибших приходится большой процент водителей в возрасте старше 50 лет, которые обычно считаются более безопасными водителями.
Именно так и было довольно долго. Алгоритм работы АБС совершенствовался с каждым годом и принес ожидаемый результат: с проблемами торможения.
Примерно так разработчики АБС пытались справиться и с другой ситуацией. Предположим, что автомобиль движется по рыхлому снегу и начинает тормозить. Поскольку коэффициент сцепления низок.
Все в Словакии знают, кто пережил аварию, потому что он не был заперт. Он обычно падал с высокой скоростью, автомобиль начал гореть, выпал из машины и пошел в таверну и рассказал другим. Когда оперения автомобиля вы рискуете жизнью, если ты останешься там свое тело после столкновения проверки передних стоек, приборную панель, грудь водителя будет выгравирована эмблема на рулевом колесе, а в некоторых случаях проверить пространство под приборной панелью, где после аварии на удивление хорошей форме.
Он немного получит педаль, но это уже не имеет значения. Само тормозное расстояние зависит от многих факторов. Особенно с поверхности, на которой расположен автомобиль. На сухом асфальте у вас есть даже более короткое тормозное расстояние без него. С другой стороны, при торможении автомобиль полностью разблокирован из-за его незапертых колес, поэтому вы можете легко избежать препятствия. Тем не менее, большинство водителей тупо смотрят на препятствие и в конечном итоге ударяют его тоже.
Алгоритмы работы АБС постоянно совершенствуются: с каждым годом эти системы избавляются от собственных недостатков на неровной дороге удалось справиться. Современные системы позволяют автомобилю остановиться быстрее вне зависимости от качества покрытия.
АБС то и дело будет снижать давление в магистрали, традиционно удерживая колеса на грани блокировки. При отсутствии же этой системы колеса действительно блокируются. Если это сделают все четыре колеса одновременно, траектория движения автомобиля будет достаточно стабильной. Колеса, подобно бульдозеру, начнут перебирать перед собой бруствер из нега, который будет оказывать дополнительное сопротивление. С тому же не исключено, что проектор шин заблокированного колеса за счет силы трения будет скользить не по рыхлому, а по боке твердому покрытию под сне-ом. Все эти факторы дают предсказуемый эффект: тормозной путь оказывается короче, чем на автомобиле с АБС при прочих равных условиях. Тут опять-таки следует дать носку - именно так происходило до момента, пока не оптимизировали алгоритм работы антиблокировочной системы. Сегодня электроника вполне успешно распознает раннюю блокировку колеса и делает выводы о состоянии покрытия, по которому движется автомобиль. Далее процесс торможения выглядит следующим образом: АБС некоторое время позволяет колесу оставаться заблокированным, затем снижает давление в магистрали. Колесо, успевшее нагрести перед собой бруствер, перекатывается через него (естественно, не без сопротивления) и вновь блокируется. Таким образом, замедление происходит максимально на снегу. Каким же образом АБС продержалась столько лет, если была столь несовершенна? Дело в том, что ее создавали отнюдь не для того, чтобы помочь автомобилю быстрее остановиться, точнее, эта функция была вторичной. Главная же цель внедрения АБС - сохранить управляемость автомобиля в критической ситуации. Пока колеса вращаются, на машине можно маневрировать - конечно, не так активно, как в режиме равномерного движения, но все же... Как только они окажутся заблокированными, автомобиль превратится в неуправляемый снаряд, предугадать траекторию движения которого практически невозможно. Даже зная это, в экстренной ситуации водители действуют инстинктивно: вдавливают педаль в пол. Некоторые при этом пытаются корректировать положение автомобиля рулем, что при отсутствии АБС и блокировке колес смысла не имеет.
Автомобиль с более длинной колесной базой более стабилен. На стабильность и эффективность вождения влияют несколько факторов: колесная база является только одной из них. Более важным является высота самого центра тяжести и распределение самого веса и, конечно же, геометрия подвески колеса.
Автомобиль с более широкой калибровкой более стабилен. Очень распространенный аргумент в пользу установки расширительных колодок на многих серийных автомобилях. Вместо стабильности, однако, вы, скорее всего, ожидали изменения характеристик движения, более выраженной недостаточной поворачиваемости и более раннего износа шариковых штифтов.
Кстати, АБС здорово выручает при торможении на неоднородных покрытиях. Представьте себе, что автомобиль движется левыми колесами по асфальту, а правыми - по грязи или мокрой траве. При торможении на машине без антиблокировочной системы правые колеса быстро заблокируются, в результате возникнет вращающий момент, а значит, занос и вращение. Чтобы обеспечить автомобилю стабильность движения в такой ситуации, важно не позволить колесам, имеющим меньший коэффициент сцепления с покрытием, заблокироваться.
Миф, который заставлял моторный спорт специально полагаться. Тем не менее, полноприводный автомобиль может ускоряться быстрее, чем кривая, поэтому водители ошибочно считают, что они могут двигаться быстрее. Этот миф был также создан благодаря автоспорту. Особенно в цепях с идеальным асфальтовыми спортивным автомобилем это труднее свести к минимуму крена кузова и, следовательно, смещение центра тяжести, что повышает сквозную скорость прохождения поворотов. В то время, когда вы оказываетесь на обычных путях неравенства, это преимущество становится недостатком в виде отскока колеса.
Конечно, некоторые водители, считающие себя опытными, убеждают, что прекрасно обходятся без АБС. Дескать, уже в совершенстве освоили технику прерывистого торможения и вполне могут самостоятельно добиться эффективного и безопасного замедления. От себя заметим, что «переиграть» антиблокировочную систему теоретически реально, но сделать это под силу лишь спортсменам, имеющим достаточный опыт езды в сложных условиях на больших скоростях и, разумеется, практику торможения. Создать необходимую дискретность изменения давления в магистрали в нужных пределах обычному человеку не под силу.
И колесо не тормозит в воздухе, и водитель не знает. Так что коллега с мягким шасси будет быстрее вас. Опять миф, который многие водители будут отрицать. Это было создано несколько десятилетий назад, когда это было правдой. Старые трехступенчатые автоматические коробки передач имели намного более высокие потери на трение, и, конечно, меньшее количество передач также дисквалифицировало их по сравнению с ручной коробкой передач. Механические редукторы уходят в заднюю часть и заменяют их современные торговые автоматы.
Либо двухканальный, либо классический с гидродинамическим преобразователем, который выключается на более высокой передаче. Торговые автоматы имеют несколько передаточных отношений, поэтому они используют двигатель на оптимальных скоростях и, кроме того, не смеют переходить на более высокую передачу по сравнению с обычным водителем.
Более того, пытаясь имитировать работу АБС, водители действуют слишком медленно и предусмотрительно, не ощущают грань блокировки и поэтому не используют весь потенциал тормозной системы. Иными словами, «недотормаживают», боясь возникновения скольжения и срыва в занос. Не зря на большинстве автомобилей с АБС сегодня устанавливают усилитель экстренного торможения: если электроника замечает, что на педаль тормоза нажали резко, но не до конца, она увеличивает давление в магистрали до максимума (то есть до тех пор, пока колеса не будут двигаться на грани блокировки). Это сделано как раз для случаев, когда водитель боится сильно надавить на тормоз, имея в подсознании установки от инструкторов автошкол тормозить прерывисто.
Да, поэтому монопосты Формулы 1 имеют последовательные редукторы, а не классические руководства, которые Айртон Сенна посоветовал. И он сам призвал к последовательной коробке передач. Осенью из-за худших и худших условий движения тормозное расстояние становится критическим параметром.
При тестировании шин мы всегда задаемся вопросом, какие участники теста должны получать больше очков. И всегда выводы сходятся: самым важным параметром, определяющим активную безопасность автомобиля, является длина тормозного пути, особенно торможение во влажном состоянии.
Еще один важный вопрос: выжимать ли педаль сцепления при торможении на автомобиле с АБС и механической коробкой передач? Инструкции к автомобилям, как правило, рекомендуют это делать. Хотя быстрее остановиться выжим сцепления не поможет: при торможении с включенной передачей потребуется лишь сильнее нажать на тормоз, чтобы достичь максимального замедления.
Ниже мы собрали наиболее часто повторяющиеся вопросы о торможении и о том, что с ним связано. Помните, что удлинение тормозной дистанции до нескольких метров может решить вопрос о здоровье или жизни. Перед зимним сезоном абсолютно необходимо проверить состояние основных элементов тормозной системы. Если толщина фрикционных накладок на блоках составляет менее 3 мм, не пытайтесь пропустить зиму на них. Аналогичным образом шины: протектор ниже 5 мм заставляет задуматься о замене их новыми.
Что еще важнее, когда речь идет о тормозных расстояниях: тормозах или шинах? Чем хуже соблюдение правил дорожного движения, тем больше влияние тормозных шин. В случае с эффективным автомобилем эффективность торможения важна только на сухом асфальте и, главным образом, на высоких скоростях.
Если вы в повседневной езде привыкли тормозить на включенной передаче без выжима педали сцепления (что очень даже правильно!), то выжимать ее при экстренном торможении - лишнее действие. Это не очень хорошо: в аварийной ситуации, чем меньше вариантов действий, тем лучше. С другой стороны, если не выжимать педаль сцепления (или пытаться сделать это непосредственно перед моментом остановки автомобиля), есть риск заглушить мотор. Несмотря на то что после остановки мы никуда не спешим, остановка двигателя сулит немало проблем.
Как во время дождя, так и в зимних условиях шины являются самыми важными. Итак, у нас есть доказательство того, что в данных условиях более слабые звенья - это шины, а не тормоза. Чаще всего мы имеем дело с такой ситуацией. Имеют ли энергосберегающие шины более длительное тормозное расстояние?
Производители шин с пониженным сопротивлением качению стараются предотвратить снижение сопротивления за счет уменьшения сцепления. И хотя этот трюк работал на сухом асфальте, энергосберегающие шины хуже на влажных поверхностях. На нынешнем этапе развития технологии шин эта проблема не может быть устранена.
К примеру, на заднеприводном автомобиле это означает блокировку задних колес - представьте, что вы на полном ходу дернули за ручник. Напомним: в этом случае перестает работать гидроусилитель руля (значит, маневрирование будет крайне осложнено). К тому же педаль тормоза становится «деревянной»: эффективность действия усилителя тормозов практически нулевая. Наконец, необходимость продолжения движения все-таки может возникнуть: если остановиться перед препятствием успели вы, это не значит, что то же самое удастся следующему за вами автомобилю. Значит, возможно, надо будет уйти с опасной траектории. Не исключено, что педалью газа придется корректировать и собственную траекторию - как известно, на переднеприводных автомобилях (каких сегодня большинство) для борьбы с заносом необходимо добавить газ.
Эта закономерность также наблюдается в наших испытаниях шин: энергосберегающие мокрые тормоза немного хуже. Усиливают ли амортизаторы тормозное расстояние? Во-первых, когда торможение приходит к так называемому погружение спереди, что ухудшает работу тормозов. Эффективные амортизаторы могут минимизировать это неблагоприятное явление. Во-вторых, в нормальных дорожных условиях очень часто поверхность неравномерна, и при торможении колесо должно выбирать неравномерность. Эффективные амортизаторы позволяют колесу поддерживать постоянный контакт с дорогой, а при использовании амортизаторов колесо отскакивает.
Подведем итог: современная АБС значительно повышает активную безопасность автомобиля. И не верьте «бывалым» водителям, с пеной у рта доказывающим обратное. Когда-то и японские машины считали низкокачественным продуктом, сегодня же они занимают топовые места в рейтингах надежности.
Взято: Журнал "Автомир" №49, 2012
С наступлением зимы напряженность на дорогах существенно возрастает, поскольку двигаться по заснеженной и местами обледенелой дороге в «летнем» режиме уже невозможно, а быстро изменить стиль вождения получается далеко не у каждого автовладельца. Ввиду отсутствия постоянного и качественного сцепления колес с дорожным покрытием, торможение, особенно в экстренных ситуациях, может привести к потере контроля над транспортным средством. Поэтому с наступлением холодов следует как минимум сменить агрессивный стиль вождения на более спокойный.
Как глубина протектора влияет на тормозной путь? Только на сухом и совершенно чистом асфальте тормозной путь шин с изношенным протектором может быть короче. В нормальных условиях изношенные шины ухудшаются. На сухой дороге различия иногда могут быть незаметными, но уже по влажным потерям составляет несколько десятков процентов.
Если система повреждена, отсутствие функции корректора приводит к тому, что торможение задних колес слишком слабое или слишком сильное.
Вы должны максимально нажать педаль тормоза и подождать, пока автомобиль не остановится. Любые испытания торможения пульсации неэффективны и только расширяют тормозной путь.
Опытные автовладельцы с многолетним стажем именно так и поступают, начинающие же учатся на своих ошибках. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно на скользкой и обледенелой дороге, необходима постоянная практика, поскольку все вместе взятые теоретические советы не позволят обрести требуемый опыт, чувствовать автомобиль, интуитивно чувствовать приближающуюся опасность. При этом следует понимать, что несмотря на оснащение современных автомобилей разнообразными системами, помогающими в управлении, к примеру, ABS, слепо рассчитывать на них не следует.
Лучше ли тормозить на более широких шинах? Наши испытания показали, что на сухом асфальте автомобиль более эффективно тормозится на более широких шинах. Большая площадь контактов асфальтовых шин позволяет лучше использовать так называемые асфальтовая микроструктура. Когда дело доходит до торможения во влажном состоянии, преимущество широких шин может быть незаметным. В этих условиях ясно, что существует оптимальная ширина протектора, и использование намного более широких колес на мокрой дороге больше не приносит улучшения.
Стоит ли использовать спортивные тормозные колодки? Для автомобиля, используемого в обычных дорожных условиях, спортивная обувь не должна использоваться. Реальные блоки производительности очень хорошо работают при высоких температурах, но они не препятствуют вообще, если они не прогреваются должным образом.
ABS - помощь или помеха на льду
Оснащение автомобилей системами помощи в управлении привело к тому, что многие, особенно неопытные водители, стали слишком много доверять ей, забывая многие моменты безопасного вождения. Не следует забывать и о том, что с наступлением морозов следует заменить резину на шипованные варианты - это существенно сокращает тормозной пусть на скользкой дороге. Для того, чтобы знать, как правильно тормозить с АБС, следует познакомится с принципом работы этой системы, которая призвана предотвратить блокировку колес при торможении и потере контроля над транспортным средством.
При попытке резкого торможения на стандартном авто без АБС колеса просто блокируются, что приводит к резкому снижению управляемости и заносу ТС. Стоит отметить, что между заблокированной покрышкой и дорожным покрытием сила трения будет достаточно слабой, поэтому быстрая остановка автомобиля практически невозможна на скользкой дороге. Торможение, которое осуществляется без блокировки отличается большей эффективностью, нежели скольжение по обледенелому покрытию дороги. К тому же, это предотвращает неконтролируемое скольжение и занос автомобиля. О плюсах и минусах АБС подробно рассказано на видео:
Чтобы знать, как тормозить с АБС с максимальной эффективностью нужно понимать принцип работы этой системы, который достаточно прост. На каждой из ступиц автомобиля с АБС имеются специальные выступы по типу зубцов шестеренки. При движении авто они перемещаются под индуктивными датчиками, которые передают в систему управления авто импульсы. Датчиков несколько, и когда колесо при торможении перестает вращаться, передача импульсов прекращается, срабатывают перепускные клапаны и тормозное усилие ослабевает. Именно в этот момент водитель слышит характерный треск. Таким образом система АБС предотвращает стопорение колес, позволяя водителю контролировать процесс управление автомобилем.
Как правильно тормозить на автомобиле, оснащенным ABS
Перед тем как разбираться с вопросом - как правильно тормозить зимой на переднем приводе, следует вспомнить нехитрые правила «зимнего» поведения на дороге, которыми часто пренебрегают современные водители:
- соблюдать дистанцию, которая отличается от летней чуть большим расстоянием;
- резина должна соответствовать сезону - необязательно шипованная, но продолжать эксплуатировать авто на летних покрышках зимой недопустимо;
- избегать резких торможений при совершении маневрирований, особенно при вхождении в повороты;
- не следует чрезмерно сильно давить на педаль тормоза, когда авто преодолевает препятствия/неровности дорожного покрытия.
Последний пункт особенно актуален для автомобилей с АБС. Не стоит наивно полагать, что, если автомобиль новый и дорогой, все имеющиеся в нем системы безопасности и помощь водителю помогут сохранить управляемость в критичной ситуации, когда сам водитель не проявляет элементарного внимания к дорожной ситуации. Кроме того, существуют некоторые особенности, кроме вышеперечисленных, которые позволят тормозить на льду с АБС более корректно. К ним можно отнести следующие:
Внимание! Безусловная эффективность АБС резко снижается на таких покрытиях, как песок, лед, выраженные неровности - торможение на них должно проводится с учетом того, что АБС может сработать некорректно.
Как правильно тормозить зимой на механике
При торможении в зимнее время, когда дорога обледенелая или заснежена, необходимо понимать, что тормозной путь существенно увеличивается, и мероприятия по остановке автомобиля следует начинать заблаговременно. Наиболее оптимально использовать комбинированный способ торможения, то есть помимо педали тормоза, следует использовать коробку передач, особенно если позволяет дистанция. Такое торможение включает в себя не только нажатие на педаль тормоза, но и переход на пониженные передачи.
Но следует понимать, что понижать передачи следует постепенно, при соответствующих показателях на спидометре - если резко перейти на низкую передачу, когда скорость авто высока, есть вероятность «сбить» двигатель, что приведет к полной потере управляемости. Зимой необходимо полностью забыть о такой технике торможения, как «педаль в пол». Это не только неэффективно, но и опасно, поскольку при блокировке колес управление автомобилем становится практически невозможным.
Чтобы знать, как тормозить на льду, если автомобиль не оборудован АБС, следует вспомнить, как эта система работает. Достаточно часто и прерывисто нажимать на тормоз, когда требуется быстро снизить скорость, чтобы избежать потери управляемости и притормозить. Находясь на скользкой дороге очень важно сохранять спокойствие и избегать резких нажатий на педаль тормоза и движений рулевым колесом, помня о том, что такие действия в большинстве случаев способствуют потере контроля над автомобилем.
Особое внимание сложным участкам дороги
Если движение происходит преимущественно в городской черте, особую внимательность необходимо соблюдать на перекрестках. Они представляют повышенную опасность даже в летний период, зимой же риск ДТП здесь многократно повышается. Чтобы правильно тормозить с АБС зимой, процесс необходимо начинать за несколько десятков метров до самого перекрестка. Достаточно слегка нажать на педаль тормоза, позволив все остальное сделать АБС.
Если машина тормозит рывками не стоит паниковать - это нормальное явление, и любые действия водителя в этот момент могут помешать быстрой остановке. На перекрестах соблюдать особую аккуратность необходимо не только в момент остановки. Не следует стремиться стартовать одним из первых, едва красный начнет мигать. Другие участники дорожного движения могут запросто не успеть закончить маневр и полностью прекратить движение, особенно, если их автомобиль не оснащен АБС.