Многие водители, приобретая машину, получают в ней набор опций, о которых ничего не знают, да ещё и зашифрованных различными аббревиатурами. И самая распространённая из них ABS. АБС в машине — что это и как ей пользоваться поможет разобраться наша статья.
Для начала расшифруем и выясним, для чего нужна АБС.
ABS (Antilock Brake System) — антиблокировочная система тормозов. То есть система, которая не позволяет заблокировать колесо при резком торможении, оставляя автомобиль в управляемом состоянии. С 2004 г. данная система устанавливается на все европейские автомобили, начиная с комплектации Norma.
Ответим на некоторые вопросы, с которыми сталкиваются счастливые обладатели этой опции на своих авто.
Владельцы магазина заплатили больше за автомобили с электрическим трио, легкосплавные диски и мощный звук, чем у устройств. С другой стороны, все еще есть много сомнений по поводу этих двух устройств, которые могут облегчить последствия столкновения и даже спасти жизни. Ниже, где и когда были созданы, раритеты и каковы две системы безопасности. С тех пор этот тип тормозов претерпел значительные изменения, работая вместе с системой контроля тяги и устойчивости, помощи при торможении, среди другого оборудования.
В настоящее время в версии 0 система весит менее 1, 5 кг, что значительно ниже версии 6, 3 кг. Это предотвращает проскальзывание и позволяет водителю изменять траекторию во время торможения, тем самым позволяя отклоняться от препятствия на пути. Через электронные датчики вращение каждого колеса контролируется и сравнивается со скоростью транспортного средства, автоматически модулируя давление во время аварийного останова. Избегая блокировки колес, водитель может поддерживать рулевое управление и останавливаться на максимально коротком расстоянии в большинстве условий.
ABS это антиблокировочная система тормозов, которая не позволяет заблокировать колесо при резком торможении, оставляя автомобиль в управляемом состоянии.
Разработка этой системы началась ещё в конце 30-x годов, и только в 1978 году автолюбители получили возможность установки АБС на машины премиум-класса в качестве дополнительной опции.
Устройство блока АБС представляет собой систему датчиков, учитывающих скорость вращения колес, датчика давления тормозной жидкости, самого модуля управления и гидравлический блок в качестве конечного исполнителя.
Ниже этой скорости система отключается. На асфальтовых или бетонных дорожках, независимо от того, являются ли они сухими или влажными, тормозной путь обычно меньше. Уже на участках гравия, песка или снега обычные тормоза блокируют колеса, которые, как правило, выкапывают землю и останавливаются быстрее.
Когда ситуация требует, чтобы водитель сильно затормозил, он почувствует вибрацию педали. В это время важно не сбросить давление педали, так что торможение не теряет своей эффективности и даже может увеличить расстояние до упора относительно обычных тормозов.
Как устроен датчик АБС?
Первоначально на автомобили устанавливались пассивные датчики, которые не могли уловить скорость вращения колёса менее 5-7 км/ч.
С девяностых годов прошлого столетия в АБС стали устанавливать активные датчики. Основное отличие от пассивных: активные датчики работают от источника питания.
Некоторые производители создают новые системы, которые оценивают, пытается ли водитель сделать аварийную остановку и автоматически увеличивают тормозное усилие, если давление педали недостаточно. Первые испытания с подушками безопасности были записаны в десятилетие Два года спустя североамериканский Джон Хендрик также запатентовал набор подушек безопасности для автомобилей, но проект не был направлен вперед.
Он изобрел первую в мире автомобильную электромеханическую систему с датчиком столкновения. В случаях внезапного замедления датчик идентифицирует изменение скорости и посылает электрический сигнал, так что возникает химическая реакция, вызывающая срабатывание устройства.
Датчик ABS на переднем колесе
Сначала датчики системы ABS были магниторезистивные, затем стали ставить в системы антиблокировки тормозов более точные датчики, использующие эффект Холла.
Сначала это были магниторезистивные датчики. Они представляли собой индукционное кольцо, находящееся под напряжением, которое устанавливалось на ступице колеса. При вращении создавалось магнитное поле, которое заставляло электроны постоянного тока менять траекторию, тем самым увеличивая сопротивление. Именно информацию об изменении сопротивления и передавал датчик АБС блоку управления. Скорость вращения они могли улавливать с того момента, как автомобиль тронулся.
Устройство современных датчиков АБС в автомобилях изменилось еще в прошлом веке. И связано это с применением в них эффекта Холла. Теперь его работа заключается в том, что в сам датчик устанавливается полупроводниковая пластина, кольцо постоянного магнита устанавливается на ступице, рядом с и при вращении колеса создаётся магнитное поле, которое заставляет перемещаться электроны на один из краев пластины, микросхемы преобразуют сигнал и передают в блок управления АБС. Этот датчик более точный, так как не имеет импульсного характера, но микросхемы подняли стоимость системы, кроме того микросхема от неровностей дороги может выйти из строя.
Как устроен датчик АБС?
В настоящее время существуют модели, которые вычисляют силу удара и определяют интенсивность заполнения подушки безопасности. Когда открыта подушка безопасности, замечено присутствие белого порошка, который является не более чем обычным тальком или кукурузным крахмалом. Это позволяет мешку оставаться податливым и смазываемым, предотвращая прилипание нейлона и затруднение открытия в случае аварии. После вздутия мешок начинает почти полностью опустошаться, потому что он заполнен микроскопическими отверстиями.
Где же находится датчик скорости вращения колеса АБС?
Датчики скорости устанавливаются на каждое колесо в ступице. Его принцип работы заключается в том, чтобы зафиксировать изменение частоты вращения колеса, передать электронный сигнал в блок управления, где программа сама сформирует дальнейшие действия гидравлической системы тормозов.
Бразильское законодательство требует только, чтобы автомобиль привел водителя и пассажира переднего пассажира. Но есть системы, которые защищают другие части тела, а также обитателей заднего сиденья. Боковые подушки безопасности сохраняют туловище, а занавес защищает от боковых ударов, а также минимизирует попадание стеклянной шрапнели в автомобиль.
Избегайте блокировки колес, фактически, препятствует коньку на поверхности дороги. Запертое колесо производит гораздо меньше трения с асфальтом, скользит по нему. Все это влечет за собой значительное длительное время торможения, а также пространство. Когда давление на педаль тормоза превышает определенный порог, электронная система ограничивает его использование, поэтому колеса вряд ли будут стремиться к блокировке, будучи вынуждены и затем отпущены в течение нескольких секунд, поскольку педаль будет стремиться вибрация, симптом вмешательства системы в давление масла внутри тормозного контура.
Как же работает датчик АБС простыми словами?
Движение автомобиля с системой ABS и без антиблокировки колес
При блокировке колеса с датчика поступает сигнал в блок управления ABS, который в свою очередь подает команду снизить тормозное усилие на колесо.
Держите рулевое колесо надежно
Также возможно определить вибрацию рулевого колеса. Все это вызвано небольшим скольжением транспортного средства. Помня, что при торможении груза на фронте достигается, что транспортное средство может слегка наклоняться. Поэтому рекомендуется крепко обращаться с рулевым колесом обеими руками и никогда не удалять правую ногу от педали тормоза.
Зажигание и последующее выключение указывают правильную работу системы, которая была тщательно проверена электронным блоком управления автомобиля. немедленно в центр обзора. Антиблокировочная система является одной из самых современных функций, которые даже самые восхищенные поклонники старой школы не могут сказать ничего плохого.
Принцип работы датчика АБС заключается в следующем. При резком торможении система собирает информацию о том, что колесо не вращается, при этом машина все ещё движется. Дальше с датчика ABS передаётся информацию в основную систему тормозов, о том, что необходимо уменьшить тормозное усилие на данное колесо, благодаря чему блокировка колеса снимается и автомобиль выходит из заноса.
Принцип работы заключается в следующем: датчики обнаруживают, когда колесо перестает вращаться, что при управлении автомобилем означает, что тормоза преодолели сцепление шины и заблокировали ее. Затем компьютер выпускает гидравлический клапан, который уменьшает давление на тормоз, и колесо можно снова вращать. Процесс повторяется несколько раз в секунду, пока автомобиль не останавливается или не поднимает вашу ногу с педали.
Видео о работе ABS на автомобиле
Если приборная панель загорается, это означает, что компьютер не имеет необходимой информации, или гидравлический насос или клапан не работают. К счастью, антиблокировочная тормозная система использует только обычные тормоза, поэтому без нее вы можете безопасно завершить поездку.
Как работает блок управления АБС
При движении блок управления ABS беспрерывно получает информацию и контролирует работу всей системы в целом и при малейшем сбое включает антиблокировочную систему.
Есть ли ABS на вашем авто?
Если вы купили поддержанный автомобиль и задались вопросом, как узнать, есть ли антиблокировочная система у вашего «железного коня», то ответ на него найти очень просто. Надо набрать скорость и нажать . В результате, если АБС установлено и датчики не отключены, то можно почувствовать отдачу тормозного усилия в ногу в виде кратковременных толчков.
Затем, если это действительно антиблокировочная система, сначала попробуйте несколько раз включить ключ зажигания. Это перезагружает компьютер и дает возможность очистить ошибки в контроллере. Если это не сработает, неплохо было бы использовать диагностический сканер, который будет обнаруживать код ошибки, а затем направит вас туда, где проблема.
Допустим, у вас нет сканера, и вы не ходите в мастерскую. Затем возьмите руководство и инструментарий автомобиля. Целесообразно отсоединить и очистить главный разъем контроллера. Измерьте сопротивление мультиметровых датчиков. Если отсоединение, очистка и подключение основного разъема не работают, пришло время посмотреть на датчики скорости колеса. Возможно, что один из кабелей прерван, и невозможно повредить сами датчики или зубчатые колеса, которые работают с ними. Поскольку они найдены, они могут пострадать от чужих.
Как правильно тормозить на машине с АБС?
Блок управления системой ABS на автомобиле
Для улучшения работы системы ABS необходимо запомнить и выполнять несколько простых правил.
По теории все просто в случае экстренного торможения — педаль в пол, и блок АБС все остальное сделает сам. Но на практике так не всегда бывает.
Для того чтобы получить максимум от антиблокировочной системы тормозов, значительно повысить эффективность торможения, уменьшить вероятность блокировки колёс и заноса вашего автомобиля, улучшить маневренность на мокром асфальте, уменьшить износ резины, необходимо выполнять простые правила:
Ослабьте болты обода, зафиксируйте противоположное колесо и поднимите домкрат. Затем посмотрите на разъем, проводку и датчик скорости. Хотя некоторые датчики интегрированы в концентратор, другие просто устанавливаются на кронштейн и более легко повреждаются. Конечно, если есть разрыв кабеля, сбой датчика и даже отсутствие, то вы обнаружили проблему. Закрепите зазор между датчиком и шестерней - руководство должно точно сказать, как это должно быть. Если расстояние за пределами допустимого диапазона, следуйте инструкциям для его настройки.
- Педаль тормоза нужно нажимать плавно, с нарастающим усилием.
- Не отпускать педаль, при обратной отдаче.
- Использовать покрышки по сезону.
- Полностью не полагаться на систему, так как работает блок АБС не всегда корректно.
Но, как и всё, система имеет свои недостатки. На дороге с рыхлым покрытием, будь то снег или песок, ABS вам не поможет, а даже, наоборот, удлинит тормозной путь.
В редких случаях некоторые зубы колес могут быть повреждены или отсутствуют, то, по крайней мере, в переднем приводе необходимо заменить ось, поскольку колесо является ее частью. Если есть разъем для датчика и под крыльями, отсоедините его и проверьте сопротивление. Вам также необходимо проверить короткое замыкание. Излишне говорить, что вам нужно исправить проблемы с подключением.
Схема расположения компонентов ABS
Предположим, вы все сделали, но свет на черточке продолжает светиться. В конечном итоге его нужно будет заменить. Это система, которая предотвращает блокировку колес при экстренном торможении. Это достигается за счет автоматической регулировки тормозного давления. Предотвращая блокировку колес, эта система помогает водителю сохранить контроль над автомобилем, который подчиняется командам управления даже при экстренном торможении. Это помогает водителю избежать препятствий и дает ему самую короткую остановку в большинстве случаев.
Надеемся, что наша статья помогла Вам найти ответы на то, как, когда и почему срабатывает АБС. Но, все же, пользуясь ей, будьте аккуратнее, держите под контролем свои действия и действия машины.
Конечно, в большинстве случаев выполнения обыденного маневра объезда препятствия с торможением в штатных условиях на дороге нет ничего сложного – достаточно снизить скорость и скорректировать траекторию движения рулем. Но, в случае возникновения непредвиденной ситуации, когда приходится прибегать , значительно повышается опасность заблокировать колеса автомобиля, поскольку к педали тормоза прилагается большее усилие.
Видео про плюсы и минусы АБС
Например, при торможении льда требуется меньшее тормозное давление для блокировки колеса, чем при остановке асфальта. Эта система контролирует скорость и силу педали тормоза, чтобы определить, нацелен ли водитель на экстренное торможение. Если вы нажимаете на педаль тормоза резко и сильно, эта система активируется мгновенно и максимально увеличивает тормозное давление.
То есть, даже если вы не можете достаточно сильно нажать педаль тормоза, автомобиль сделает это за вас, если датчики покажут, что вы резко нажали на педаль и весь аварийный останов. Таким образом, даже неопытные водители могут снизить тормозной путь в аварийных ситуациях до значений, соизмеримых с самыми опытными водителями.
Автомобиль, оборудованный ABS, при торможение смог избежать столкновения, потому что колеса не были заблокированы
Далее все зависит от автомобиля. Если автомобиль не оборудован АБС — антиблокировочной системой тормозов (Anti-lock Brake System, ABS) то траектория движения не отреагирует на корректирующие действия рулем, поскольку скользящие по поверхности колеса не имеют с ней сцепления. В данном случае может помочь лишь знание водителя о том, что такое abs в автомобиле и каковы принципы ее работы – тогда он сможет задействовать прерывистый (импульсный) режим активации тормозов, что поможет вернуть автомобилю управляемость.
Система может генерировать большую тормозную мощность даже при меньшем тормозном давлении. Представьте себе, что леди с каблуками толкает тормоз и как человек на 100 килограммов будет толкать ее. Это система электронного распределения тормозного усилия на большинство захватных колес. Тормозное усилие, применяемое к каждому из колес, может меняться в зависимости от условий дороги, скорости и нагрузки на транспортное средство.
Тормозная система автомобиля
Когда автомобиль находится в движении, вес, поддерживаемый каждым колесом, изменяется непрерывно. Например, в правильном направлении вес автомобиля сдвигается на левые шины, а при торможении справа основной вес падает на передние колеса. Когда автомобиль носит тяжелую нагрузку в багажнике, вес на задних шинах больше. Чем больше вес на одном колесе, тем больше его хватка.
Если же авто оснащено АБС, то находящемуся за рулем автомбиля достаточно с максимальным усилием жать на тормоз и менять направление движения. Разница просто огромна.
Еще одним неприятным последствием блокирования колес может стать мгновенное развитие сноса или заноса автомобиля, а также изменение направления его движения при воздействии различных боковых сил (уклон, сильный порыв ветра, столкновение и т.п.) – в подобной ситуации траекторию практически невозможно изменить.
В процессе торможения вес, поддерживаемый каждым колесом, изменяется так, что требуемое тормозное усилие может быть изменено очень быстро. Основной козырной картой этой системы является улучшение устойчивости транспортного средства при торможении. Это также помогает, когда автомобиль изнашивается тяжелой нагрузкой в багажнике, распределяя больше тормозного усилия на задние тормоза.
Таким образом, если только одно из колес находится на скользкой поверхности, активация тормоза передаст крутящий момент на другое колесо с помощью дифференциального принципа. Эти датчики измеряют разницу в оборотах отдельных колес, чтобы определить, потеряло ли какое-либо из ведущих колес сцепление. В большинстве случаев торможение только на одном колесе достаточно, чтобы остановить бокс. На некоторых таких автомобилях водитель может почувствовать пульсацию дроссельной заслонки, когда система снижает мощность двигателя.
Торможение в повороте на автомобиле без АБС может привести как к сильному сносу
Или к сильному заносу
Кроме всего прочего, не стоит забывать и о значительном увеличении остановочного пути. Поскольку еще из школьного курса физики известно, что величина силы трения при скольжении ничтожно мала по сравнению с аналогичным показателем силы трения покоя. Именно поэтому автомобиль с полностью заблокированными колесами «укатывается» гораздо дальше и может натворить много неприятностей. Если же тормозная система автомобиля оборудована ABS, то в магистралях этой системы всегда поддерживается такое давление, при котором колеса вращаются, находясь на рубеже блокировки.
Причем это вращение сопровождается некоторым – обычно 15- или 20-процентным – поскольку именно при настолько более медленной скорости вращения колеса (относительно скорости колеса, вращающегося свободно) наблюдается максимально эффективное замедление. Именно такой алгоритм и заложен в работу антиблокировочных систем. Проще говоря, ABS вместо водителя прибегает к импульсному торможению, которое является наиболее эффективным.
При этом у водителя не стоит задачи подавить свой инстинкт самосохранения и периодически отпускать (или ослаблять степень нажатия) педаль тормоза. Теперь этим заведует не ошибающаяся электроника.
Собственно, исходя из таких простых и, в то же время архизначимых причин и следует , на который установлена антиблокировочная система ABS, помогающая сохранить машину управляемой в любой ситуации.
Элементы ABS
Абсолютно любая антиблокировочная система abs состоит из таких основных компонентов:
- датчики, следящие за скоростью обращения колес и фиксирующие ее;
- , анализирующий данные датчиков;
- набор модуляторов, которые по команде блока управления изменяют давление в тормозных контурах.
Как работает ABS
Наверное, любому автомобилисту интересно, как работает ABS, хотя ее поведение запросто можно сравнить с водителем-профессионалом, знающим принципы безопасного вождения. В целом, для работы abs характерны «пульсация» педали тормоза и звук, подобный «трещотке», издаваемый .
Работает же система ABS по такому алгоритму: если при замедлении автомобиля колесные датчики зафиксируют угловую скорость колеса, близкой к нулю, то блок управления тут же направит команду модулятору «растормозить» его. Последний, в свою очередь, обладает клапаном с электроприводом, при помощи которого стравливается избыточное давление, а «лишняя» тормозная жидкость отправляется в гидроаккумулятор. Такая процедура будет происходить до того момента, когда колесо обретет определенную скорость вращения. После чего система вновь повысит давление и замедлит колесо. Эти циклы продолжатся, пока на педаль не будет снижена нагрузка, либо она будет полностью отпущена.
Преимущества и недостатки ABS
Касаемо же слышимого стрекота, то это всего лишь звук работы клапанов при блокировке/разблокировке колес, частота которой может составлять десятки раз в секунду. При этом рабочее давление мгновенно стравливается и сразу же поднимается (это может происходить как в одном, так и в нескольких тормозных контурах), что заставляет колодки сжимать/отпускать тормозной диск, чем собственно и обеспечивается импульсное торможение.
Системы последних поколений могут похвастать способностью анализировать множество параметров движения автомобиля. В частности, степень уклона дороги, коэффициент «зацепления» колес за поверхность, влияние активированного круиз-контроля и множество дополнительных факторов, оказывающих влияние на замедление автомобиля и его характер. Именно исходя из анализа этих данных, современные ABS при своей работе определяют величину необходимого давления в контуре и создают его подачей в магистраль, либо же стравливанием ее в гидронакопитель.
Какие бывают ABS
В этом вопросе ранжирование основано на принципе чем дороже, тем лучше и эффективнее. Так, системы с высоким ценником имеют возможность регулировать тормозное усилие на каждом колесе. В таких случаях числу колес равно число датчиков скорости, каналов управления и гидромодуляторов. «Бюджетные» АБС зачастую довольствуются 2-мя датчиками на задней оси, одним управляющим каналом и одним же общим модулятором давления.
Наибольшее распространение получила система с датчиками на каждое колесо, дополненными двумя (на каждой оси) модуляторами и каналами управления. Также существует и так называемая «3-канальная» ABS, в составе которой, помимо четырех датчиков, трудятся уже три модулятора (управляемые таким же количеством каналов), которые обслуживают передние колеса в паре, а задние – каждое в отдельности.