Грузоподъемности. Частные случаи определения эквивалентной
Подбор подшипников качения по статической и динамической
Основными критериями работоспособности подшипников качения являются долговечность по усталостному выкрашиванию и статическая грузоподъемность по пластическим деформациям. Расчет на долговечность выполняют для подшипников, вращающихся с угловой скоростью ω≥0,105 рад/с. Невращающиеся или медленно вращающиеся подшипники (с угловой скоростью ω<0,105) рассчитывают на статическую грузоподъемность.
Значение коэффициентов радиальной X и осевой y нагрузок для однорядных подшипников
Существуют две спецификации грузоподъемности для рециркуляции линейных направляющих и шариковых винтов - статическая грузоподъемность и динамическая грузоподъемность. Большинство инженеров знакомы с динамической грузоподъемностью, так как это значение, используемое для расчета срока службы подшипников. Но также важно учитывать статическую нагрузку компонента, чтобы избежать преждевременного отказа подшипника. Ниже приведен краткий обзор каждой спецификации и их использования для калибровки и выбора.
Проверка и подбор подшипников по статической грузоподъемности.
Если подшипник воспринимает нагрузку находясь в неподвижном состоянии или вращаясь с частотой менее 1 об/мин, то подшипник выбирают по статической грузоподъемности, поскольку при указанном режиме работы исключается усталостное выкрашивание рабочих поверхностей тел и дорожек качения.
Динамической нагрузки на подшипники
Усилие нагрузки на линейные шарики подшипников и дорожки качения заставляет эти поверхности носить со временем. Этот износ или усталость вызывает отслаивание несущих поверхностей, которое становится все хуже и вызывает вибрации и грубое движение. Ухудшение усталости дорожки подшипника.
Динамическая грузоподъемность может быть рассчитана на срок службы 50 км или 100 км, и важно отметить, какое расстояние используется в качестве основы. Эта деформация может быть вызвана чрезмерной нагрузкой или одним ударом. Деформация несущих поверхностей оказывает неблагоприятное воздействие на гладкость работы и может уменьшить срок службы подшипников.
Условие проверки:
Р о < С о,
где Р о - эквивалентная статическая нагрузка;
С о - статическая грузоподъемность (по каталогу на подшипники).
Под статической грузоподъемностью понимают такую статическую нагрузку, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагруженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения.
Обычно рекомендуется использовать коэффициент безопасности для расчета допустимой статической нагрузки в зависимости от типа приложения, вероятности и степени серьезности вибрации или воздействия. Редко для приложения производить нагрузку всего в одном направлении для всего расстояния перемещения. Когда встречаются различные типы нагрузок или когда груз изменяется со временем, расчеты ожидаемой продолжительности жизни основаны на эквивалентной нагрузке на подшипник. Эквивалентная нагрузка представляет собой единственное значение, которое приведет к тому, что продолжительность жизни будет равна продолжительности жизни в результате всех условий приложения.
Р о = X 0 ∙F r + Y 0 ∙F a ,
где Х о и Y o - коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок
(по каталогу).
Выбор подшипников по динамической грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения.
Динамическая грузоподъемность и долговечность (ресурс) подшипника
связаны эмпирической зависимостью
Проще говоря, все различные нагрузки, направления и длительности преобразуются в одну вертикальную нагрузку на подшипник. Некоторые линейные подшипники поддерживают одинаковые значения нагрузки независимо от направления нагрузки, в то время как некоторые из них имеют разные значения нагрузки для боковых или боковых нагрузок, чем для нисходящих нагрузок. Кроме того, большинство производителей рекомендуют снизить срок службы линейного подшипника при наличии определенных условий, таких как экстремальные температуры или загрязнение.
В то время как фактический срок службы рециркуляционной линейной направляющей или шарикового винта зависит от многих факторов, понимание двух типов грузоподъемности, того, как они определяются и как их правильно применять, важно для определения размеров и выбора подшипника, который может достичь желаемого жизнь.
где L-ресурс в млн. оборотах;
С - паспортная динамическая грузоподъемность подшипника - это такая постоянная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение одного млн. оборотов без появления признаков усталости не менее чем у 90% из определенного числа подшипников, подвергающихся испытаниям. Значения С приведены в каталогах;
Мои любящие родители всегда поддерживали и поддерживали меня, мотивировали. Особая благодарность моему советнику, профессору Нагарагу Аракеру за то, что он был великим наставником и другом на протяжении всех моих аспирантур. Его постоянное руководство помогло мне изучить различные области исследований диссертаций, и наши бесчисленные плодотворные дискуссии были очень полезны для моего текущего образования.
Веселое окружение нашего рабочего места всегда держало меня мотивированным. Начиная с двадцатого века производители подшипников стремились предсказать возможности усталостной выносливости подшипников из роликовых элементов. В рамках исследования диссертации были проведены эластичность и статистический анализ для корректировки долговечности подшипника при прогнозировании. Сообщалось, что на глубинах подземных глубин существует градиент свойств материала для закаленных сталей.
р - показатель степени кривой усталости (р=3 - для шариковых подшипников, р=10/3 - для роликовых.
Р - эквивалентная (расчетная) динамическая нагрузка на подшипник. Для перехода от количества млн. оборотов в ресурс в часах запишем:
L h = 10 6 ∙L/(60∙n), ч.
Для радиальных шариковых и радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников эквивалентную нагрузку определяют по формуле:
Исследование показывает, что уменьшение модуля упругости на 10% приводит к улучшению предсказания долговечности усталости на 66%. 11, так как против текущего значения 3 и для роликовых подшипников он должен быть скорректирован до 66 с доверительными границами 2% в сравнении с текущим значением. Следовательно, для проектирования подшипников требуется стандартное уравнение нагрузки нагрузки.
Рабочая температура подшипника, С˚
Они способствуют вращательному и линейному перемещению между двумя движущимися объектами. Следовательно, они используются в сложных механических системах, таких как двигатели внутреннего сгорания и реактивные двигатели для поддержки основных валов двигателя. Среди компонентов нефтегазовой отрасли, таких как буровые роторы, буровые насосы и вращающиеся столы буровых установок, используют подшипники. Их основной задачей является снижение трения и контактных напряжений контакта без каких-либо деформаций.
Р = (X∙V∙F r + Y∙F a)∙K b ∙K T ,
где F r и F a - радиальная и осевая нагрузки на подшипник;
V- коэффициент вращения кольца (V =1 при вращении внутреннего кольца, V =1,2 - при вращении наружного кольца);
К б - коэффициент безопасности, учитывающий характер внешних нагрузок;
К т - температурный коэффициент;
X и Y - коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузок.
Подшипники качения обычно испытывают радиальную нагрузку, осевую нагрузку или комбинированную радиальную и осевую нагрузку. В более поздних случаях комбинация двух нагрузок наряду с внутренними геометрическими характеристиками подшипника определяет угол контакта подшипника. В зависимости от типа подвижного элемента используемый подшипник можно разделить на четыре категории: шариковые подшипники, которые используют сферические шарики в качестве элементов качения. Цилиндрические роликоподшипники, которые используют цилиндрические роликовые подшипники.
Для подшипников с цилиндрическими роликами формула для определения эквивалентной динамической нагрузки имеет вид:
Р = F r ∙V∙K b ∙K T .
Значения коэффициентов X и Yберут в зависимости от значения отношения F a / V∙F r . Осевая сила не оказывает влияния на величину эквивалентной нагрузки до тех пор, пока величина отношения не превысит определенного значения коэф-фициента влияния осевого нагружения e . Поэтому при F a /V∙F r ≤ e расчет ведут на действие только радиальной нагрузки, т.е. X=l, Y=0 . Если F a /V∙F r >e, то X и Y берут в справочниках для конкретного подшипника. Нужно отметить, что коэффициент е для роликовых конических и шариковых радиально-упорных подшипников с углами контакта α>18° постоянен для конкретного подшипника независимо от нагрузки, а для шариковых однорядных подшипников с углом контакта 18° и меньше выбирается в зависимости от соотношения F x /C 0 . Здесь С о - статическая грузоподъемность подшипника.
Конические роликоподшипники, которые используют конические ролики. Сферические роликоподшипники, которые используют сферические бочки между внутренними и наружная дорожка качения. Для большинства применений подшипников радиус кривизны внутреннего и наружного радиуса дорожки качения варьируется от 5 до 53% диаметра качения.
В некоторых применениях используются двойные ряды элементов качения для увеличения радиальной несущей способности подшипника. Угол контакта для угловых контактных шарикоподшипников обычно не превышает. Они подходят для высокоскоростных операций. По сравнению с шарикоподшипниками роликовые подшипники рассчитаны на большую нагрузку. Они обычно более жесткие и обеспечивают лучшую выносливость по сравнению с шарикоподшипниками одинакового размера. Изготовление подшипника ролика очень сложно по сравнению с подшипником шарикоподшипника.
В радиально упорном подшипнике от действия радиальной силы возникает дополнительная осевая нагрузка S. Ее значение для шариковых радиально-упорных подшипников определяется S=e∙F r , а для конических роликоподшипников - S=0,83∙e∙F r . Выше отметили, что радиально-упорные подшипники устанавливают попарно. Существует несколько схем установки. Рассмотрим наиболее часто встречающуюся схему - установку подшипников с осевой фиксацией «враспор».
Конические роликовые подшипники могут нести комбинации больших радиальным и осевой нагрузку, но, как правило, они не используется в высокоскоростных применениях. Эти закаленные стали стали очень твердыми на поверхности. Некоторые из приложений в аэрокосмической промышленности, которые требуют более высокой передачи мощности к весовому соотношению, используют шарики из нитрида кремния на стальной дорожке.
Они называются гибридными подшипниками или керамическими подшипниками. Керамические шарики являются более крупными, чем стальные шарики; следовательно, сила на внешней дорожке качения уменьшается. Кроме того, керамические шарики более твердые, гладкие и имеют лучшие тепловые свойства по сравнению со стальными шариками. Эти факторы приводят к более быстрому износу керамических подшипников в 10 раз по сравнению с стальными подшипниками. Подшипники обычно терпят неудачу из-за образования разбрызгивания в поверхностях качения.
Рисунок 68
Торцы внутренних колец подшипников упираются в буртики вала, аторцы наружных колец - на элементы корпуса агрегата. Обозначим полные осевые нагрузки на подшипники через F a 1 и F a 2 . Эти силы с одной стороны не могут быть меньше осевых составляющих от радиальных сил, т.е.
F al ≥S 1 , F a 2 ≥S a 2
В то же время они должны быть не менее суммарных внешних осевых нагрузок на подшипники:
Основной причиной этого разрушения опорных поверхностей подшипника является усталость контактного контакта. Исторически всегда было трудно точно сформулировать усталость контактного контакта. Три-осевое состояние напряженности и нестационарного отношения напряжений напряжения делает предсказания выносливости действительно трудными. Поэтому подшипниковая промышленность широко использует эмпирические данные о долговечности подшипников. Нынешние промышленные стандарты используются в середине двадцатого века.
Он использует данные о выносливости подшипников, которые были изготовлены с использованием стали и производственной практики, доступных в то время. За последние 70 лет значительно улучшилось качество несущих сталей и точность производственных процессов. Это привело к значительному улучшению возможностей выдерживания несущих сталей. Поэтому нынешние промышленные стандарты серьезно подвержены прогнозируемой долговечности подшипников для современных сталей. Следовательно, на основе последних данных о выносливости необходимо изменить существующее стандартное уравнение нагрузки, используемое для проектирования подшипников. 4 Текущие главы исследования в следующих разделах содержат подробное исследование, направленное на изменение стандартных уравнений нагрузки, используемых для проектирования подшипников.
F a1 ≥F x + S 2 , F a2 ≥S 1 -F x .
Очевидно то, что большее значение из двух удовлетворяет оба неравенства.
Расчет подшипников качения на долговечность проводят в следующей последовательности:
Определяют радиальные опорные реакции для каждой опоры;
Выбирают схему расположения и тип подшипника исходя из условий работы, действующих нагрузок;
Машины, оборудование и условия их эксплуатации
В рамках исследования диссертации были проведены эластичность и статистический анализ для корректировки долговечности усталости подшипников при прогнозировании. Недавние испытания на вдавливание в нано указывают на то, что для упрочненных сталей для градиента существует градиент в объемной фракции карбида на глубине субповерхности. В главе 2 объясняются улучшенные возможности выносливости несущей стали благодаря этому градиенту по модулю упругости. Численный анализ объясняет чувствительность долговечности усталости подшипников к изменениям модуля упругости материала дорожки качения.
По посадочному диаметру вала выбирают конкретный подшипник по каталогу и выписывают d, D, С, С о, X, Y, е;
Определяют эквивалентную динамическую нагрузку на подшипники:
Р = (X∙V∙F r + Y∙F a)∙K b ∙K T ;
Определяют расчетную долговечность наиболее нагруженного подшипника:
L h = (С/Р) р ∙10 6 /(60∙n), час.
и сравнивают с требуемой долговечностью. Если L h < L h треб то можно:
В главе 3 представлена подробная процедура статистического анализа, используемая для калибровки значений показателя износа нагрузки для шариковых и цилиндрических роликовых подшипников. Калибровочные результаты оказались существенно отличными от действующих промышленных стандартов. Следовательно, на основе этого анализа рекомендуется, чтобы уравнение долговременной нагрузки, используемое для проектирования подшипников, должно быть обновлено с помощью откалиброванных значений показателя износа нагрузки для точного прогнозирования усталостных характеристик современных подшипниковых сталей.
а) сменить подшипник на более тяжелую серию;
б) сменить тип подшипника на более грузоподъемный;
в) увеличить диаметр вала;
г) предусмотреть меньший срок службы и замену подшипника.
Расчет подшипников качения на заданный ресурс
Исходные данные: F r1 , F r2 - радиальная нагрузка (радиальная реакция) каждой опоры двухопорного вала, Н: F a -внешняя осевая сила, действующая на вал, Н; n- частота вращения кольца (как правило, частота вращения вала), об/мин; d - диаметр посадочной поверхности вала, который берут из компоновочной схемы, мм; L" sa , L" sah - требуемый ресурс при необходимой вероятности безотказной работы подшипника соответственно в млн. об. и ли в ч; режим нагружения; условия эксплуатации подшипникового узла (возможная перегрузка, рабочая температура и др.).
Как правило, усталость наблюдается как образование в виде качения или поверхностей дорожек качения. Однако было замечено, что при низком или среднем уровне нагрузок поверхности дорожек качения оказываются первыми, чем поверхности качения. Начало инициирования трещины соответствует времени от начала до образования микроструктурных трещин на подповерхностных слоях. Распространение трещины соответствует времени, требуемому для роста трещины от подповерхностных слоев до поверхностных слоев. Однако сообщается, что большая часть срока службы подшипника потребляется при инициировании трещины.
Условия работы подшипников весьма разнообразны и могут различаться по величине кратковременных перегрузок, рабочей температуре, вращению внутреннего или наружного кольца и др. Влияние этих факторов на работоспособность подшипников учитывают введением в расчет эквивалентной динамической нагрузки (19) - (22) дополнительных коэффициентов.
Подбор подшипников качения выполняют в такой последовательности.
1. Предварительно назначают тип и схему установки подшипников.
2. Для назначенного подшипника из каталога выписывают следующие данные:
Для шариковых радиальных и радиально-упорных с углом контакта а<18° значения базовых динамической С r и статической С оr радиальных грузоподъемностей;
Для шариковых радиально-упорных углом контакта а≥18° значение С r , а из табл. 64 значения коэффициентов X радиальной, Y осевой нагрузок, коэффициента осевого нагружения:
Для конических роликовых значений С r , Y и е, а также принимают X=0,4 (табл. 66).
3. Из условия равновесия вала и условия ограничения минимального уровня осевых нагрузок на радиально-упорные подшипники определяют осевые силы F a1 , F a2 .
4. Для подшипников шариковых радиальных, а также шариковых радиально-упорных с углом контакта а<18° по табл. 64 в соответствии с имеющейся информацией находят значения X, Y и е в зависимости от
f 0 F a /C or или F a /(izD w 2).
5. Сравнивают отношение F a /(VF r ) с коэффициентом е и окончательно принимают значения коэффициентов X и Y: при F a /(VF r )≤e принимают X = 1 и Y=0, при F a /(VF r )>e для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных окончательно принимают записанные ранее (в п.1 и 4) значения коэффициентов X и Y.
Здесь V - коэффициент вращения кольца: V = 1 при вращении внутреннего кольца подшипника относительно направления радиальной нагрузки и V= 1, 2 при вращении наружного кольца.
Для двухрядных конических роликовых подшипников значения X, Y и е – по табл. 66.
6. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку:
Радиальную для шариковых радиальных и шариковых или роликовых радиально-упорных
Р r =(VXF r +YF a )K Б K T ;(27)
- радиальную для роликовых радиальных подшипников:
P r
=F r V К Б К Т ;(28)- осевую для шариковых и роликовых упорных подшипников:
P а =FаК Б К Т (29)
- осевую для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников
P a =(XF r +YF a )K Б K T . (30)
Значение коэффициента К Б безопасности принимают по табл. 69, а температурного коэффициента К Т - в зависимости от рабочей температуры t раб подшипника:
t раб , °С |
≤100 |
||||||
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1,25 |
1,35 |
Характер нагрузки |
Область применения |
|
Маломощные кинематические редукторы и приводы. Механизмы ручных кранов, блоков. Тали, кошки, ручные лебедки. Приводы управления |
||
Легкие толчки; кратковременные перегрузки до 125% номинальной нагрузки |
1,0-1,2 |
Прецизионные зубчатые передачи. Металлорежущие станки (кроме строгальных , долбежных и шлифовальных). Гироскопы. Механизмы подъема кранов. Электротали и монорельсовые тележки. Лебедки с механическим приводом. Электродвигатели малой и средней мощности. Легкие вентиляторы и воздуходувки |
Умеренные толчки; вибрационная нагрузка; кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки |
1,3-1,5 |
Зубчатые передачи. Редукторы всех типов. Механизмы передвижения крановых тележек и поворота кранов. Буксы рельсового подвижного состава. Механизмы поворота кранов |
То же, в условиях повышенной надежности |
1,5-1,8 |
Механизмы изменения вылета стрелы кранов. Шпиндели шлифовальных станков. Электрошпиндели . |
Нагрузки со значительными толчками и вибрациями; кратковременные перегрузки до 200% номинальной нагрузки |
1,8-2,5 |
Зубчатые передачи. Дробилки и копры. Кривошипно-шатунные механизмы. Валки и адъюстаж прокатных станов. Мощные вентиляторы и эксгаустеры |
Нагрузка с сильными ударами; кратковременные перегрузки до 300% номинальной нагрузки |
2,5-3,0 |
Тяжелые ковочные машины. Лесопильные рамы. Рабочие роликовые конвейеры крупносортных станов, блюмингов и слябингов. Холодильное оборудование |
Для работы при повышенных температурах применяют подшипники со специальной стабилизирующей термообработкой изготовленные из теплостойких сталей. Для подшипников, работающих при переменных режимах нагружения, задаваемых циклограммой нагрузок и соответствующими этим нагрузкам частотами вращения (рис. 27), вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку при переменном режиме нагружения
где Р i и L i - постоянная эквивалентная нагрузка (радиальная или осевая) на i-м режиме и продолжительность ее действия в млн. об . Если L i задана в ч-L hi , то ее пересчитывают на млн. об. с учетом частоты вращения n i , об/мин:
Если нагрузка на подшипник изменяется по линейному закону от Р min до Р max , то эквивалентная динамическая нагрузка
Рис. 27.Аппроксимация нагрузок и частот вращения
Известно, что режимы работы машин с переменной нагрузкой сведены к шести типовым режимам нагружения (см. ГОСТ 21354-87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность): 0 - постоянному; I -тяжелому; II - среднему равновероятному; III- среднему нормальному; IV - легкому; V - особо легкому.
Для подшипников опор валов зубчатых передач, работающих при типовых режимах нагружения, расчеты удобно вести с помощью коэффициента эквивалентности К E :
Режим работы |
||||||
0,63 |
0,56 |
При этом по известным максимальным, длительно действующим силам F r1max , F r2 max , F Amax (соответствующим максимальному из длительно действующих вращающему моменту) находят эквивалентные нагрузки :
по которым в соответствии с п.п . 2-6 ведут расчет подшипников, как при постоянной нагрузке.
7. Определяют скорректированный по уровню надежности и условиям применения расчетный ресурс подшипника, ч :
(31)
где С - базовая динамическая грузоподъемность подшипника (радиальная С r или осевая С а ), Н; Р - эквивалентная динамическая нагрузка (радиальная Р r или осевая, а при переменном режиме нагружения или Р Еа ), Н; k - показатель степени: k для шариковых и k = 10/3 для роликовых подшипников; n - частота вращения кольца, об/мин; а 1 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от необходимой надежности (табл. 68); а 23 - коэффициент, характеризующий совместное влияние на ресурс особых свойств подшипника и условий его эксплуатации (табл. 70).
Базовый расчетный ресурс подтверждают результатами испытаний подшипника на специальных машинах и в определенных условиях, характеризуемых наличием гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и отсутствием повышенных перекосов колец подшипника. В реальных условиях эксплуатации возможны отклонения от этих условий, что приближенно и o ценивают коэффициентом а 23 .
При выборе коэффициента а 23 различают следующие условия применения подшипника:
1 - обычные (материал обычной плавкой, наличие перекосов колец, отсутствие надежной гидродинамической пленки масла, наличие в нем инородных частиц);
2 - характеризующиеся наличием упругой гидродинамической пленки масла в контакте колец и тел качения (параметр Δ≥2,5); отсутствие повышенных перекосов в узле; сталь обычного изготовления;
3 - то же, что в п.2, но кольца и тела качения изготовлены из стали электрошлакового или вакуумно-дугового переплава.
Подшипники |
Значения коэффициента а 23 для условий применения |
||
Шариковые (кроме сферических) |
0,7 ... 0,8 |
1,2 ... 1,4 |
|
Роликовые с цилиндрическими роликами, шариковые сферические двухрядные |
0,5 ... 0,6 |
1,0... 1,2 |
|
Роликовые конические |
0,6 ... 0,7 |
1,1 ... 1,3 |
|
Роликовые сферические двухрядные |
0,3 ... 0,4 |
0,8 ... 1,0 |
Машины, оборудование и условия их эксплуатации |
Ресурс, ч |
Приборы и аппараты, используемые периодически (демонстрационная аппаратура, бытовая техника, приборы) |
300 ... 3000 |
Механизмы, используемые в течение коротких периодов времени (сельскохозяйственные машины, подъемные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры, строительные машины и механизмы, электрический ручной инструмент) |
3000 ...8000 |
Ответственные механизмы, работающие с перерывами (вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры для поточного производства, лифты, нечасто используемые металлообрабатывающие станки) |
8000 ... 12000 |
Машины для односменной работы с неполной нагрузкой (стационарные электродвигатели, редукторы общепромышленного назначения) |
10000 ... 25000 |
Машины, работающие с полной нагрузкой в одну смену (машины общего машиностроения, подъемные краны, вентиляторы, распределительные валы, конвейеры, полиграфическое оборудование) |
25000 |
Машины для круглосуточного использования (компрессоры, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы, текстильное оборудование) |
≥40000 |
Непрерывно работающие машины с высокой нагрузкой (оборудование бумагоделательных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов, карусельные печи) |
100000 |
Здесь Δ - параметр режима смазки - характеризует гидродинамический режим смазки подшипника (относительную толщину смазочной пленки).
Формулы расчета ресурса справедливы при частотах вращения свыше 10об/мин до предельных по каталогу, а также если P r (или P a ), а при переменных нагрузках Р rmax (или P amax ) не превышают 0,5С r (или 0,5Ca).
8. Оценивают пригодность намеченного размера подшипника. Подшипник пригоден, если расчетный ресурс больше или равен требуемому :
L sah ≥L sah ′.
В некоторых случаях в одной опоре устанавливают два одинаковых радиальных или радиально-упорных однорядных подшипника, образующих один подшипниковый узел. При этом пару подшипников рассматривают как один двухрядный подшипник. При определении ресурса по формуле п. 7 вместо Сr подставляют базовую динамическую радиальную грузоподъемность С rсум комплекта из двух подшипников: для шарикоподшипников С rсум =1,625 Сr , для роликоподшипников С rсум =1,714Сr. Базовая статическая радиальная грузоподъемность такого комплекта равна удвоенной номинальной грузоподъемности одного однорядного подшипника C 0rcум =2С 0r .
При определении эквивалентной нагрузки Рr значения коэффициентов X и Y принимают как для двухрядных подшипников: для шарикоподшипников по табл. 64; для роликоподшипников - по табл. 66.
Пример 1. Подобрать подшипники качения для опор выходного вала цилиндрического зубчатого редуктора (рис. 28). Частота вращения вала n=120об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L 10ah ′=25000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d=60мм. Максимальные, длительно действующие силы: F r1max =6400Н, F r2mах =6400Н, F Amax =2900H. Режим нагружения - II(средний равновероятный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников - обычные. Ожидаемая температура работы t p аб =50°С.
Решение. 1. Для переменного типового режима нагружения II коэффициент эквивалентности К E =0,63 (см. п.6).
Вычисляем эквивалентные нагрузки, приводя переменный режим нагружения к эквивалентному постоянному:
F r1 =K E F r1 max =0,63·6400=4032Н;
Рис. 28. Расчетная схема к примеру 1
F r2 =K E F r2max =0,63 ·6400=4032 Н ;
F A =K E F Amax =0,63 ·2900=1827 Н .
2. Предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники легкой ce рии 212. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) - обе опоры фиксирующие; каждая фиксирует вал в одном направлении.
3. Для принятых подшипников по каталогу находим: С r =52000Н, С оr =31000H, d=60мм, D=110мм, D w =15,88мм.
4. Для радиальных шарикоподшипников из условия равновесия вала следует F a1 =F A =1827Н, F a2 =0. Дальнейший расчет выполняем для более нагруженного подшипника опоры 1.
5. По табл. 58 для отношений D w cosа /Dpw =15,88cos0°/85=0,19 находим значение f 0 =14,2; здесь Dpw =0,5(d+D )=0,5(60+110)=85мм. Далее по табл. 64 определяем значение коэффициента е для отношения f 0 F a1 /С оr =14,2×1827/31000=0,837:е=0,27.
6. Отношение F a /F r =1827/4032=0,45, что больше е=0,27. По табл. 64 для отношения f 0 F a1 /C or =0,837 принимаем Х=0,56, Y=1,64.
7. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V=1 (вращение внутреннего кольца); К Б =1,4 (см. табл. 69); К Т =1(t раб <100°С)
Рr =(1·0,56·4032+1,64·1827)1,4·1=7356Н.
8. Расчетный скорректированный ресурс подшипника по формуле (31) при а 1 =1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), а 23 =0,7 (обычные условия применения, табл. 70), k=3 (шариковый подшипник)
9. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L 10ah >L 10ah ′(34344>25000), то предварительно назначенный подшипник 212 пригоден. При требуемом ресурсе надежность выше 90%.
Пример 2. Подобрать подшипники для опор вала редуктора привода цепного конвейера (рис. 29). Частота вращения вала n=200об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%:
L 10ah ′=20000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d=45мм. Максимальные, длительно действующие силы: F r1max =9820Н, F r2max =8040Н, F Amax =3210Н. Режим нагружения - III (средний нормальный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников обычные. Ожидаемая температура работы t раб =45°С.
Решение. 1. Для переменного типового режима нагружения III коэффициент эквивалентности К E =0,56 (см. п.6).
эквивалентному постоянному:
2. Предварительно назначаем конические роликовые подшипники легкой серии - 7209А. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) - обе опоры фиксирующие: каждая фиксирует вал в одном направлении.
R =62700Н, е=0,4, Y=1,5.
4. Минимально необходимые для нормальной работы радиально-упорных подшипников осевые силы:
Рис.29. Расчетная схема к примеру 2
Примем F a1 –F a1min =1826Н; тогда из условия равновесия вала следует: F a2 =F a1 +F A =1826+1798=3624Н, что больше - F a2min =1495Н, следовательно, осевые реакции опор найдены правильно.
5. Отношение F a1 /F r1 =1826/5499=0,33, что меньше е=0,4. Тогда для опоры 1: Х=1, У=0.
Отношение F a2 /F r2 =3624/4502=0,805, что больше е=0,4. Тогда для опоры 2: X=0,4, У=1,5.
6. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка для подшипников при V=1; К Б =1,4 (см. табл. 69) и К Т =1 (t раб <100°С) в опорах 1 и 2.
7. Для подшипника более нагруженной опоры 2 вычисляем по формуле (31) расчетный скорректированный ресурс при а 1 =1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), a 23 =0,6 (обычные условия применения, табл. 70) и k=10/3 (роликовый подшипник)
8. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L 10ah >L 10ah ′(21622>20000), то предварительно назначенный подшипник 7209А пригоден. При требуемом ресурсе надежность несколько выше 90%.
Пример 3. Подобрать подшипники для опор вала червяка (рис. 30). Частота вращения вала 920об/мин. Требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%:
L 10ah ′=2000ч. Диаметр посадочных поверхностей вала d=30мм. Максимальные, длительно действующие силы: F r1 max =1000Н, F r2 max =1200Н, F Amax =2200Н.
Рис. 30. Расчетная схема к примеру 3
Режим нагружения - 0 (постоянный). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников - обычные. Ожидаемая температура работы t раб =65°С.
Решение. 1. Для типового режима нагружения 0 коэффициент эквивалентности K E =1,0.
Вычисляем эквивалентные нагрузки:
2. Предварительно назначаем шариковые радиально-упорные подшипники легкой серии - 36206, угол контакта α=12°. Схема установки подшипников: 2а (см. рис. 24) – обе опоры фиксирующие; каждая фиксирует вал в одном направлении.
3. Для принятых подшипников из каталога находим: С r =22000Н, С or =12000Н, d=30мм, D=62мм, D w =9,53мм.
4. Минимально необходимые для нормальной работы радиально-упорных подшипников осевые силы в соответствии с формулами (24), (25):
для опоры 1
Находим осевые силы, нагружающие подшипники.
Примем F a1 =F a1min =347Н, тогда условия равновесия вала следует: F a2 =F a1 +F A =347+2200=2547Н, что больше F a2min =431Н, следовательно, осевые реакции опор найдены правильно.
5. Дальнейший расчет выполняем более нагруженной опоры 2. По табл. для отношения D w cos α/D pw =9,53×cos12°/46=0,2 находим значение f 0 =14 , здесь D pw =0,5(d+D )=0,5(30+62)=46. Далее по табл. 64 определяем значение коэффициента е для отношений f 0 iF a2 /С or =14·1·2547/12000=2,97:е=0,49 (определено линейным интерполировав для промежуточных значений "относительной осевой нагрузки" и угла контакта). Отношение F a2 /F r2 =2547/1200=2,12, что больше е=0,49. Тогда для опоры (табл. 64): Х=0,45; Y=1,11 (определённым линейным интерполированием для значений "относительной осевой нагрузки" 2,1 и угла контакта 12°).
6. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V=1, К Б =1,3 (см. табл. 69) и К Т =1 (t раб <100°С)
7. Расчетный скорректированный ресурс, при а 1 =1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 68), а 23 =0,7 (обычные условия применения, табл. 70) и k=3 (шариковый подшипник)
8. Так как расчетный ресурс больше требуемого: L 10ah > L10ah′ (2317>2000), то предварительно назначенный подшипник 36206 пригоден. При требуемом ресурсе надежность несколько выше 90%.
Пример 4. Вычислить скорректированный расчетный ресурс роликовых конических подшипников 1027308А фиксирующей опоры вала червяка (рис. 31). Частота вращения вала n=970об/мин. Вероятность безотказной работы 95%. Максимальные, длительно действующие силы: F rmax =3500Н, F Amax =5400Н. Режим нагружения - I(тяжелый). Возможны кратковременные перегрузки до 150% номинальной нагрузки. Условия применения подшипников - обычные. Ожидаемая температура работы t раб =85°С.
Решение. 1. Для переменного типового режима нагружения I коэффициент эквивалентности K E =0,8 (см. п.6).
Вычисляем эквивалентные нагрузки, приводя переменный режим нагружения к эквивалентному постоянному:
2. Для роликоподшипника конического с большим углом конусности - условное обозначение 1027308A- по каталогу С r =69300Н, е=0,83.
3. Подшипниковый узел фиксирующей опоры червяка образуют два одинаковых роликовых радиально-упорных конических подшипника, которые рассматривают как один двухрядный подшипник, нагруженный силами F r и F a =F A . Для комплекта из двух роликоподшипников имеем С r сум =1,714С r =1,714·69300=118780Н.
4. Отношение F a /F r =4320/2800=1,543, что больше е=0,83. Определим значение угла контакта α (табл. 66):
α=arctg (e/1,5)=arctg (0,83/1,5)=28,96°.
Тогда для двухрядного роликового радиально-упорного подшипника:
Х=0,67;
Y=0,67ctgα=0,67ctg28,96º=1,21.
5. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка по формуле (27) при V=1; К Б =1,4; К Т =1
6. Расчетный скорректированный ресурс а 1 =0,62 (вероятность безотказной работы 95%, табл. 68), а 23 =0,6 (табл. 70) и k=10/3 (роликовый подшипник)
Рис. 31. Расчетная схема к примеру 4