Статья о том, что может быть, если летом кататься на зимней резине. Особенности летних шин, рекомендации и советы. В конце статьи - видео о том, можно ли ездить летом на зимних шинах.
Содержание статьи:
Все автовладельцы знают о том, что резина является сезонным аксессуаром и, в соответствии со временем года, меняется с летней на зимнюю и наоборот. Однако нередко зимой можно увидеть, как машину заносит на так называемой «голой» резине, равно как и летом по характерному шуршащему звуку заметить обутые в шипы экземпляры.
С технической стороны такое отношение к своему автомобилю и к другим участникам дорожного движения нерационально и опасно, но некоторые водители в целях экономии или из-за банальной лени идут на подобный риск. Ведь приобретение двух комплектов шин, что весьма не бюджетно, хранение их, трата времени и средств на сезонную переобувку – всё это создает слишком много хлопот для владельца.
В следующем обзоре попробуем рассмотреть все технические, финансовые и даже правовые аспекты последствий от езды на зимней резине в летний период
Начинающие водители в силу неопытности могут решить, что раз шипованная зимняя резина преодолевает гололед, то на сухом покрытии она тем более обеспечит идеальную поездку. Кроме того, если опасность летней резины на колесах зимой могут понять даже далекие от вождения люди, то в противном случае – никакого видимого риска не существует.
Решение в пользу не переобувания резины напрашивается сам собой:
- факт существенной экономии;
- отсутствие риска попадания в ДТП.
Отличия сезонных шин
Прежде чем подтвердить или опровергнуть вышеупомянутое суждение, следует разобраться в отличиях между зимней и летней резиной.
Летняя резина
Она обладает ярко выраженным рисунком, в основном в виде «шашечек», а также продольными бороздами, которые положительно сказываются на шумоизоляции и способствуют отводу воды во время дождя. Изготавливается он из конкретной смеси резины, обеспечивающей жесткость и стойкость к высоким температурам. Именно благодаря такому сбалансированному составу колеса выдерживают поездку по раскаленному асфальту жарким летом, помогают разгону и торможению, сопротивляются качению автомобиля.
Вот только за счет повышенной жёсткости такого вида резины в случае внезапных скачков температуры в сторону понижения, что часто случается ранней весной или поздней осенью, летняя резина полностью теряет свою эластичность, легко приводя к неконтролируемому заносу, так как качение машины переходит в стремительное скольжение. Именно поэтому при установлении хотя бы небольшой, но отрицательной температуры необходимо сразу же менять летнюю резину на зимнюю.
Зимняя резина
Зимние шины наоборот – намного более мягкие и эластичные, обеспечивающие максимальную маневренность на заснеженных или покрытых льдом дорогах. Протектор имеет более замысловатый рисунок в виде «елочек», шашечек, диагональных борозд, многообразных фигурных ответвлений, облегчая движение и управляемость по скользкому покрытию.
Для некоторых шин применяют специальный химический состав, добавляющий материалу пористости. Такая мера увеличивает площадь соприкосновения с покрытием и, к примеру, на льду помогает активнее цепляться за поверхность и сокращать тормозной путь.
Зимнюю резину легко распознать с первого взгляда – она более массивна, имеет высокий протектор и шипы, чтобы эффектнее «держаться» за дорогу и раскапывать себе дорогу через сугробы.
Что же «получает» автовладелец, катаясь не на той резине?
- сложный рисунок зимнего комплекта в летних условиях будет затруднять движение на высоких скоростях;
- из-за шипов на мокрой дороге машина может потерять управление (результаты тестов на аквапланирование показывают, что уже на скорости в 70 км/ч вождение автомобиля, обутого в шипованную резину, становится небезопасным, увеличивая тормозной путь более чем на 30%);
- в жаркую погоду нагретый асфальт быстро разрушит шипы, а следовательно, к зиме данный комплект резины станет бесполезен;
- экстренное торможение на зимней резине вообще запрещено, так как ведет к аварийной ситуации для себя и других участников дорожного движения.
Деление шин по сезонам вовсе не является маркетинговым ходом производителей или автодилеров с целью выманить лишних деньги с автовладельцев. Летние комплекты разработаны с учетом погодных и дорожных условий, гарантируя эффективную безопасную езду, торможение, управляемость и маневрирование. Они имеют определенные особенности:
- по направленности протектора могут быть направленными и нет (первые дороже, но более безопасны и управляемые, а вторые – бюджетнее, но выдерживают аквапланирование и непритязательны к последовательности установки на колеса);
- по типоразмеру желательно прислушиваться к рекомендациям производителя, хотя владельцу и дается определенная свобода выбора. Например, на низкопрофильной резине езда будет ощущаться жестче, но управление при этом будет очень комфортным. Тогда как на крупном размере при мягкой поездке существует вероятность задевания колесами арок на поворотах, создавая неприятные шумы и вибрации;
- определяя шумоизоляцию, следует присмотреться к рисунку протектора, который описан в предыдущем пункте.
Безусловно, автопроизводители настоятельно советуют клиентам использовать резину строго по назначению. В открытом доступе находятся результаты регулярных испытаний сезонных шин, наглядно демонстрирующих тот факт, что грамотно подобранная резина, используемая в соответствии со временем года, предоставляет лучшие сцепные возможности автомобилю, обеспечивает оптимальный комфорт во время поездки, а также служит несравнимо дольше. Таким образом, расходы на приобретение сезонных комплектов со временем окупятся экономией на эксплуатации.
Инициатива по введению штрафных санкций за нарушение требований эксплуатации автомобиля, в том числе за использование несезонных шин, была предложена Госдуме еще в 2014 году. Даже был определен размер потенциального наказания – 2000 рублей.
Стимулом для создания законопроекта стали многокилометровые и многочасовые столичные пробки, вину за которые решили частично возложить на использование несезонной резины нерадивыми владельцами транспортных средств. При этом подчеркивалось, что при отсутствии шипов на резине допускается применение зимних шин в летний период.
Вплоть до 2016 года рассмотрение законопроекта по разным причинам переносилось и откладывалось, пока его не отклонили уже в первом же чтении.
На данный момент водители могут безнаказанно ездить на той резине, которая им по душе и по карману.
Если предположить, что автовладельцы применяют несезонную резину в целях экономии, то выгода представляется весьма сомнительной. В среднем комплект зимней резины обходится как минимум на 2-3 тысячи дороже летних шин. Безусловно, в бюджетном сегменте разница между сезонными комплектами, равно как между разными производителями не будет так очевидна. Зато в премиальном сегменте, где качество и надежность не в пример лучше, разрыв будет очень ощутим.
В итоге, если водитель продолжит ездить летом на зимней резине, подвергая усиленному износу хорошие и дорогостоящие шины, то потеряет он намного больше, чем, по его мнению, сэкономит.
После анализа технической и финансовой составляющей, на основании профессионального мнения специалистов от заводов-производителей и результатов испытаний вывод напрашивается однозначный – автомобиль обязательно следует «переобувать» в летнюю резину при установлении положительной температуры.
Еще раз напомним, что к основным опасностям применения несезонных шин относятся:
- недостаточная степень сцепления колес с дорожным покрытием, особенно на высокой скорости или при наличии осадков;
- замедленный отклик автомобиля на команды водителя, в том числе при активном маневрировании и при экстренном торможении;
- проявление эффекта аквапланирования уже на малой скорости;
- более длинный тормозной путь;
- усиленный износ покрышек.
Видео о том, можно ли ездить летом на зимних шинах:
Большое количество автовладельцев в нашей стране предпочитает к началу зимнего сезона переобувать автомобиль в шипованную резину. Она обеспечивает надёжное сцепление транспортного средства с дорожным покрытием в условиях гололедицы и заснеженности. Однако у таких шин есть и минусы, и главным является потеря шипов во время эксплуатации.
В связи с этим у многих водителей возникают вопросы о том, можно ли ездить без шипов на шипованных покрышках и не потеряют ли они свои эксплуатационные характеристики на различных дорожных покрытиях. К тому же, многих интересует, будет ли такая езда безопасной и как к этому относится текущее законодательство.
У покрышек такого типа основными задачами являются:
- Беспрепятственная проходимость по заснеженным дорогам;
- Уверенное сцепление с покрытием изо льда во время езды, торможения и разгона;
- Хорошая управляемость машины на воде и каше из снега и грязи во время оттепели.
Говоря о снежном покрытии, стоит отметить, что в данной ситуации важно не столько наличие шипов, сколько наличие высокого протектора – именно он позволяет обеспечить хороший уровень проходимости в условиях заснеженности.
Покрытие изо льда, наоборот, требует наличия шипов, так как в температурном диапазоне от -20 до – 18 º C шипованные разновидности способны проколоть лёд и обеспечить надёжное сцепление с ледяной дорогой. Если температура окружающей среды опускается ниже указанного диапазона, то эффективность таких покрышек снижается за счёт высокой прочности льда, однако они продолжают скрести поверхность и благодаря этому сцепление с поверхностью остаётся хорошим.
Что касается снежной каши во время оттепели, то в этом случае шипованные покрышки не смогут эффективно зацепиться за поверхность дороги, на поверхности которой будет много талой воды, и авто начнёт по ней катиться, что впоследствии приведёт к значительному увеличению тормозного пути.
При выпадении шипов из покрышек в них остаются только лишь ламели – они, разумеется, обеспечивают сцепление с дорогой, однако оно уже не является столь эффективным. Лишившаяся своих стальных составляющих, такая покрышка становится абсолютно неэффективной на ледяном покрытии. При этом, однако, характеристики таких колёс для оттепели и заснеженных поверхностей практически не изменяются.
Свойства резины зависят и от количества шипов в покрышке – чем больше элементов из неё вылетело, тем менее пригодной она становится для эксплуатации.
Для надежной езды должно быть нужно количество шипов в резине:
- Если говорить о норме потерянных элементов, то их количество не должно превышать 50% от общего числа шипов в шине, при этом потеря 40-50% составляющих является уже существенным износом.
- Если утеряно в пределах 10-40%, покрышки ещё смогут послужить, обеспечив эффективное управление автомобилем.
- Если же показатель стремится к диапазону 60-90% утерянных элементов, то такие разновидности становится опасно эксплуатировать: на ледяной корке будет невозможно тронуться, а тормозной путь существенно увеличится. Быстрая езда на таких лысых покрышках категорически не рекомендуется.
Законодательные аспекты
Пока ещё не принят закон, регулирующий смену изношенной шипованной резины, но чтения он уже прошёл. Особенно актуальным закон о своевременной замене покрышек будет для южных регионов нашей страны, так как зимние температуры там редко бывают очень низкими и некоторые автолюбители продолжают эксплуатировать один и тот же вид покрышек круглый год.
Если же закон будет принят, то автовладельцам будет запрещено использовать зимнюю резину в летний период, а летнюю во время зимних холодов. За нарушение, вполне возможно, автолюбителям будет грозить штраф в размере 2 000 руб.
Вывод
На зимних шипованных покрышках при отсутствии шипов ездить нельзя, поскольку их использование негативно сказывается на управлении автомобилем.
При этом существенно удлиняется тормозной путь, а авто может занести на ровном месте. Помимо этого, при отсутствии шипованных элементов очень сложно тронуться с места на ледяной корке. Покрышку, утратившую шипы более чем на 60% следует незамедлительно заменить. В случае если протектор ещё не потерял своих качеств, можно попробовать вставить ремонтные шипы, которые смогут значительно улучшить эксплуатационные характеристики протектора.
Не зря говорят, что всему свое время, это относится и к протекторам автомобильных колес, иными словами, зимние шины летом неуместны, поскольку созданы они для холодов. Хотите убедиться?
Готовь зимние шины летом…, сняв и убрав до холодов
Казалось бы, зачем морочить себе голову сменой покрышек с наступлением теплых деньков после затяжных морозов. Ведь любой протектор предназначен для обеспечения сцепления колес с дорожным покрытием, и с этим справляются одинаково хорошо как зимние шины летом, так и летние зимой. Вот именно, что казалось бы, но это далеко не так. По уминающемуся снегу вполне можно проехать на протекторах, предназначенных для летнего времени года, однако недалеко и недолго.
Стоит вам попасть при этом на небольшой заледеневший участок – ДТП вам обеспечено, и хорошо, если оно обойдется без жертв. В теплый сезон после дождя по мокрому асфальту поведут себя немногим лучше, аквапланирование будет запредельным, а сцепление с дорогой близким к нулю. Шипованные покрышки летом увеличивают тормозной путь в несколько раз. Почему так? Все объясняется очень просто. Нужно только найти, в чем заключается отличие зимних шин от летних. Начнем с рисунка протектора.
Вариант, рассчитанный на холодное время года, отличается небольшими шашками (с значительными промежутками), на которых заметны поперечные ламели – волнистые прорези . Все это необходимо для самостоятельной очистки покрышек от забивающегося в рисунок снега. Иногда небольшие участки на шашках лишены ламелей, в таких местах устанавливаются шипы. более узкие и глубокие, причем часто имеются как продольные, так и поперечные, заменяющие собой ламели. Только назначение у них другое – отводить воду из пятна контакта, которое увеличено за счет шашек большой площади.
Почему опасна езда на зимних шинах летом?
Обычно каучук в мороз становится очень твердым, почти как камень. Во всяком случае, протекторы, предназначенные для теплого сезона, ведут себя именно так, и это вполне предсказуемо. Следовательно, пятно контакта будет предельно малым, а отсюда скольжение и высокий уровень опасности столкнуться с любым препятствием. Однако колеса, «обутые» в покрышки, разработанные специально для низких температур, прекрасно контактируют с дорогой даже если на ней толстый слой льда, поскольку сохраняют эластичность. Ламели обеспечивают плотное сцепление с обледеневшей поверхностью.
Однако представьте, что будет с протектором, достаточно мягким даже при -30, если использовать его в летнюю жару.
Каучук станет еще более эластичным и будет быстро стираться о шероховатую поверхность асфальта, особенно во время торможения, а небольшие шашки рисунка и ламели только уменьшат пятно контакта. Отсюда возрастание тормозного пути и более высокая скорость на всей его протяженности. Отсутствие канавок для отвода воды на мокрой дороге тоже сыграет свою роль, и езда на зимних шинах летом после дождя, с тонким слоем влаги под колесом, создаст все условия для аквапланирования. Как результат – скольжение и занос.
В каких случаях допустима эксплуатация зимних шин летом?
Случается, что по какой-то причине владелец транспортного средства не может приобрести летнюю обувку для колес и вынужден ездить на той, что использовал в сезон холодов. Если осторожно, то это вполне допустимо, главное, стараться не слишком разгоняться на мокрой дороге, сбрасывать скорость на поворотах и начинать торможение на большом удалении от точки остановки. Все дело в том, что эксплуатация зимних шин летом обернется для них ускоренным износом, они сотрутся в несколько раз быстрее, чем если бы применялись по назначению.
Впрочем, есть вариант, который вполне устроит тех, кто не любит каждый сезон менять покрышки. Использование зимних шин летом будет вполне эффективным в том случае, если это всесезонные протекторы, то есть на них стоят соответствующие маркировки. Износ их в теплое время года будет незначительным, тормозной путь тоже окажется в допустимых пределах, да и аквапланирование не особо возрастет. Правда, универсальные покрышки создают ряд проблем и в зимний, и в летний период. Для холодов они недостаточно мягкие, ламелей мало, рисунок неглубокий, а в жаркий сезон они слишком жесткие и шумные, нарушают управляемость, большая масса же увеличивает расход топлива.
Когда на дворе много градусов плюс, и под весом автомобилей асфальтное покрытие проминается, зимняя "обувка" автомобиля будет крайне неуместна.
Некоторые водители не придают этому особого значения и продолжают разъезжать на зимней резине летом. Здесь мы попробуем разобраться в том, чем им это может грозить и что произойдет, если летом не менять зимние покрышки.
Отличия типов покрышек
Всем известно, что летом следует использовать летнюю резину, а зимой - зимнюю. Благодаря этому автомобиль надежнее сцепляется с дорожным покрытием и получает хорошую управляемость. Но среди российских водителей распространено мнение, что летом вполне можно использовать резину "для европейских зим". Но это не соответствует действительности.
Зимние и летние покрышки сильно отличаются по составу исходного материала. Они предназначены для разных режимов эксплуатации и обеспечивают надежное и безопасное движение при различных погодных условиях.Конечно, есть и всесезонные покрышки, их можно использовать как в летнее, так и в зимнее время. Но универсальность - это их слабая сторона, потому что летом они несколько хуже летних, а зимой - зимних.
Из чего состоит резиновая смесь
Зимние шины должны быть эластичными и хорошо контактировать с дорогой при низких температурах. В их составе находится много каучука и кремнийсодержащих полимеров. Кроме этого, они содержат компоненты, делающие резину более пригодной для эксплуатации в зимнее время:
- вулканизаторы;
- смягчители;
- красители;
- активные наполнители;
- противостарители.
Такая резина получается мягкой и способна сохранять это качество на сильном морозе. Свойства этих покрышек начинают себя проявлять уже при 0 градусов и в полной мере раскрываются во время мороза.
Летняя резина состоит из компонентов, оптимизированных для повышенных температур. А ведь в некоторых регионах воздух может прогреваться до 50 градусов. Каучука и полимеров в ней уже намного меньше. А дополнительные составляющие подбирались с учетом того, чтобы обеспечить наилучшее сцепление с дорогой при жаркой погоде. При температуре более низкой, чем +5 градусов протектор становится твердым, и технические характеристики снижаются.
Виды рисунков протектора
Летняя и зимняя резина отличается не только по своему составу, но еще и по рисунку протектора. Рисунок на зимних покрышках выполнен таким образом, что больше подойдет для езды по дороге с проблемной сцепляемостью, обусловленной низкими температурами. Его элементы более массивные, протекторы глубже, с большим количеством канавок.
Дополнительные канавки и ребра делают автомобиль более устойчивым на скользкой дороге. Большая площадь протектора также обеспечивает надежное сцепление. Канавки специально сделаны более широкими и глубокими, в противном случае они могут быстро забиться, и взаимодействие с дорогой уже не будет таким надежным. Зимняя резина должна отводить снег и грязь от места ее соприкосновения с дорогой, а летняя предназначена только для отвода воды.
Летняя покрышка может обеспечить качественное сцепление только с шершавым покрытием. Рисунок протектора на ней, как правило, продольный. Узкие канавки ориентированы только на отвод влаги. Но она должна обладать значительной стойкостью к износу, так как летний асфальт всегда имеет высокую степень шероховатости. Ей необязательно обладать свойствами, благодаря которым она будет цепляться за каждый незначительный участок нескользкого участка.
Что же случится, если использовать не ту резину?
Каждый тип колесных покрышек проявит себя положительно только в условиях, к эксплуатации в которых он предназначен. Именно поэтому летняя резина становится менее эластичной, если температура воздуха опустилась ниже отметки +5 градусов. Это значительно повышает возможность заноса даже на сухой дороге. Но самая большая опасность - это большая вероятность того, что при проколе колесо разорвет.
Летняя резина не создана для езды по зимней дороге, она не может отводить снег от участка соприкосновения с дорогой.
На летней резине зимой автомобиль плохо реагирует на движения рулем, его тормозной путь становится больше. То же самое будет происходить, если зимнюю резину использовать летом. На жаре она приобретает излишнюю мягкость, поэтому быстрее стирается о покрытие. Применение зимних покрышек летом также увеличивает тормозной путь автомобиля, ее протекторы могут подламываться, во время поворотов машина не будет слушаться руля и "поплывет", что нередко становится причиной аварий. Кроме прочего, значительная сопротивляемость качению обязательно увеличит расход топлива.
Не нужно думать, что зимние шины адаптированы к любым погодным условиям - это не так. И все же приходится слышать и противоположное мнение водителей, утверждающих, что они не всегда меняют резину летом, и ничего с ними не случается. Возможно, положительный опыт таких поездок и есть, но брать его за основу точно не стоит. Плата за использование резины не по сезону может быть очень большой, во всяком случае, больше, чем стоимость самой покрышки. Вряд ли стоит с этим экспериментировать.
Когда меняют покрышки
Машина должна подлежать переоборудованию, когда отметка температуры воздуха переходит отметку +7 градусов. Это правило относится как к летним, так и к зимним видам колесных покрышек. Конечно, погодные условия могут быть крайне нестабильными, поэтому точную дату назвать довольно сложно.
Обычно на зиму автомобиль "переобувают" в районе 15 октября, а на лето - 15 апреля.
Краткое обобщение
- Летние покрышки очень плохо сцепляются с дорогой зимой, поэтому на них небезопасно отправляться даже в короткие поездки.
- Зимняя резина при использовании летом сотрется уже через 2 месяца, при этом управляемость машиной тоже падает.
- Летом все же возможно использование зимних шин, но при этом ездить можно только на невысокой скорости. Кроме этого, такая езда затратна.
- Есть, конечно, внесезонная резина, но зимняя "европейская" к ней точно не относится.
Покупать каждый год по два комплекта резины достаточно дорого, особенно в кризисные времена. Не удивительно, что все больше водителей решают сэкономить и ездят летом на изношенной зимней резине. Почему люди предпочитают “зиму” летом не так сложно догадаться - это все из-за экономии. Убрать из своих расходов покупку комплекта летних шин, значит сэкономить практически половину месячной зарплаты среднестатистического россиянина. Однако в использовании зимних шин летом есть множество подводных камней, о которых мы сегодня и поговорим.
1. Реакция руля становится не такой четкой
Зимние шины сделаны из более мягких сортов резины, а протектор изобилует большим количеством мелких бороздок. Это позволяет машине хорошо держать дорогу на снегу или промерзшем асфальте. При движении по прогретому солнцем дорожному покрытию зимняя резина работает как амортизатор, за счет этого создается эффект подушки между машиной и дорогой. Автомобиль приобретает “валкость”, а реакция автомобиля на работу рулем становиться размытой и замедленной. В среднем, эффективность управления летом на зимних шинах почти в 10 раз меньше, чем при использовании летней резины.
2. Тормозной путь.
При повышении температуры асфальта зимняя резина начинает очень быстро стираться, не давая должного сцепления с дорогой. При торможении это оборачивается увеличенным тормозным путем, а, следовательно, может повлечь аварийную ситуацию на дороге. Различные компании проводили испытания, в ходе которых удалось доказать, что тормозной путь летом при скорости 50 км/ч больше на 1,5 метра, а при скорости 100 км/ч уже на 6 метров больше, чем на летних шинах.
3. Шум в салоне
Не сложно заметить, что зимние шины имеют много кромок, в отличии от обтекаемых летних моделей. Каждая дополнительная грань покрышки при контакте с дорогой образует дополнительный шум. Чем больше таких граней, тем шумнее автомобиль на дороге. Шипованные шины издают еще больше шума.
4. Расход топлива
Чем меньше сцепление с дорогой, тем сложнее автомобилю двигаться по дороге. За счет мягкой фактуры и сильно “изрезанного” протектора зимняя резина затрудняет автомобилю сцепление с дорогой. Двигатель раскручивается сильнее для набора той же скорости, следовательно расходуется и больше топлива.
5. Износ
При температуре выше 7 градусов резина сильно стирается. Если в планах использовать шины на будущий зимний сезон, то велика вероятность, что износ будет максимальным и резину останется только выкинуть.
6. Прохождение поворотов
Зимняя резина плохо справляется с сильным боковым ускорениям, поэтому при прохождении поворотов лучше выбирать более низкую скорости иначе велик риск сильного сноса автомобиля и аварии.