Катание на снегоходе - отличная зимняя забава, однако относиться к этому развлечению следует очень и очень серьёзно.
Неосторожное пользование техникой может привести к самому худшему.
Как кататься без риска для здоровья?
Правило первое , особенно строгое: избегайте соблазна сесть на снегоход после употребления горячительных напитков.
Алкоголь - самая досадная причина трагических случаев на транспорте. Бойтесь расстаться с жизнью или отнять жизнь у кого-то другого.
Подчеркнём, что спиртное опасно не только потому, что оно туманит голову. Увы, горячительные напитки греют только в первые минуты, а потом, напротив, способствуют переохлаждению организма. Сильный ветер, который сначала покажется вам несущественным, может мигом продуть вас до воспаления лёгких.
Правило второе : катайтесь по специальным снегоходным маршрутах. Обычно любители снегоходов ездят по замёрзшим рекам. Кстати, о реках: не доверяйтесь интуиции, оценивая крепость льда. Десять раз подумайте, прежде чем открыть на нём сезон.
Не следует ездить по участкам, на которых снег слишком сильно укатан (например, мимо детских горок) или испещрён проталинами.
Правило третье : будьте внимательны. Не стоит снимать ноги с подножек, размахивать руками, выполнять экстравагантные прыжки. Опасно обгонять другие снегоходы, идущие впереди.
Чтобы ехать без рывков, не допускайте резкого изменения оборотов двигателя. Не гоняйте. Скорость в 70 км/ч - вполне разумный предел, особенно в неидеальных условиях езды.
И ещё один очень важный, хоть и довольно очевидный, совет: всегда надевайте защитный шлем и очки.
Возможные проблемы при езде на снегоходе
Будьте готовы к неприятным сюрпризам, особенно если пользуетесь снегоходом впервые.
У этой машины есть несколько специфических особенностей, о которых желательно знать заранее. Она:
- почти не имеет наката и быстро останавливается просто при сбрасывании газа, без использования тормоза;
- чувствительна к смещению центра тяжести (на поворотах желательно немного наклоняться вперёд, чтобы лыжи плоотнее соприкасались со снегом);
- требует уменьшения оборотов двигателя при пробуксовке.
Если вы замечаете, что под снегом, по которому вы проезжаете, вода, постарайтесь проскочить опасное место, увеличив скорость.
При застревании в сугробе не ленитесь вручную разрыть снег под лыжами так, чтобы они вновь приняли горизонтальное положение.
Провалившись в воду, не паникуйте. Старайтесь держать голову над водой. Ухватитесь за тот участок льда, со стороны которого вы ехали - он уже выдержал ваш вес и вес снегохода. Если течение воды сильное, подогните ноги. Закрепившись, зовите во весь голос на помощь.
Прежде чем Вы сядете за руль снегохода, внимательно прочтите настоящую инструкцию. Она содержит важную информацию о безопасности и пользовании. Исходя из требований общей безопасности, Вы несете ответственность за безопасное управление транспортным средством. Невозможно предостеречь от всех допустимых повреждений связанных с вождением транспортного средства, поэтому Вы должны всегда руководствоваться здравым смыслом.
1. К управлению снегоходом допускаются лица старше 16 лет и весом менее 111 кг. Дети до 16 лет могут кататься только в качестве пассажиров.
2. Всегда следуйте указаниям инструктора!
3. При катании на снегоходе обязательно использовать защитную экипировку : шлем , перчатки, удобная влагозащитная (по сезону) обувь,защитный костюм.
(не рекомендуется ездить на снегоходе в шортах и/или в рубашках, майках с коротким рукавом).Запрещено управление снегоходом без защитного шлема соответствующего размера. Также необходимо надеть средство для защиты глаз (защитную маску или защитные очки).
4. Один из главных элементов безопасности – это Ваша правильная посадка на снегоходе :
- Водитель сидит (не стоит и лежит или как-то иначе) на снегоходе крепко держась за руль обеими руками, ноги на подножках.
- Пассажир сидит на снегоходе, крепко держась за специально предназначенные для этого ручки, а не за водителя, ноги на подножках.
5. Управление снегоходом :
Правая рука, большой палец – рычаг газа.
Левая рука, все пальцы, кроме большого – рычаг тормоза.
Правая рука – переключение передач. Последовательное переключение H-R-L (повышенная передача, задний ход и пониженная передача) при полной остановке снегохода.
6. Для запуска двигателя поверните ключ зажигания в положение «ON», нажмите рычаг тормоза, поверните ключ вправо и удерживайте до пуска двигателя, но не более 5 секунд.
7. Перед тем как тронуться с места убедитесь, что путь свободен от препятствий (людей, снегоходов, другой мототехники и т.д.):
- Трогание с места : включите повышенную передачу (Н ), отпустите рычаг тормоза , плавно нажимайте на рычаг газа, до набора необходимой скорости. Помните, чем меньше скорость , тем больше у Вас времени для принятия решения в случае возникновения преграды.
- Переключение передачи : необходимо ОСТАНОВИТЬСЯ, отпустить рычаг газа, нажать рычаг тормоза и передвинуть рычаг на нужную позицию, на панели приборов загорится индикатор передачи (H-R-L)
- Остановка : отпустить рычаг газа (сбросить газ). затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользоваться тормозом, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость. Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след.
- На поворотах и разворотах необходимо снизить скорость и повернуть по максимально большому радиусу. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег) перенесите центр тяжести тела вперед, что обеспечит лучшее сцепление лыжи со снегом, снизьте скорость до минимума; на рыхлом снегу - наклоните корпус в сторону поворота. Если снегоход застрял в снегу необходимо - дождаться инструктора.
- При пробуксовке гусениц уменьшите обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и «зарывание» снегохода.
- Если снегоход накреняется на бок в процессе движения, необходимо перенести вес тела в противоположную от крена сторону с целью сбалансировать движущийся снегоход. Категорически запрещается восстанавливать равновесие снегохода с помощью ног, так как это может привести к травме.
- Если снегоход застрял в снегу следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально, затем плавно начать движение снегохода. Или дождитесь инструктора.
- Если снегоход попал в водяную яму (вода под снегом). Добавьте газ и не останавливайтесь . Остановка возможна не ранее чем через 500 метров.
- Ери движении с пассажиром маневренность снегохода падает, поэтому, заранее планируйте повороты и остановки.
- Если снегоход стал неисправен , остановитесь и дождитесь инструктора.
8. Запомните основные сигналы рукой :
Сигналы подаются инструктором:
- Певый поворот: вытянутая в сторону левая рука,
- Правый поворот: вытянутая в сторону левая рука, согнутая в локте под углом 90 градусов,
- Остановка, опасность: поднятая прямая левая рука вверх. Увидев данный сигнал, обязательно сбросьте скорость и усильте внимание.
Всегда дублируйте сигналы инструктора.
Если у Вас появилась необходимость в остановке (замерзло стекло шлема, руки и т.д.) не ждите остановки группы. Поднимите левую руку вверх и/или привлеките внимание звуковым сигналом (для остановки едущих за Вами и инструктора), и плавно остановитесь. После остановки дождитесь инструктора с целью проведения дополнительного инструктажа, продолжения путешествия в качестве пассажира с инструктором или более опытным туристом либо поиска иного выхода из сложившейся ситуации.
9. При пересечении дорог , полностью остановите снегоход и убедитесь, что дорога свободна от транспортных средств. Затем пересекайте дорогу под прямым углом к направлению движения по пересекаемой дороге.
10. Дистанция при движении по полю или озеру 80-100м , придвижении по лесу 40-50м .
- При движении по лесу держитесь накатанного следа.
- При движении по полю или озеру за впереди идущими снегоходами поднимается столб снежной пыли, сместитесь на несколько метров в сторону от него, это немного повысит для Вас видимость.
- Двигаться следует только по подготовленной трассе за инструктором.
11. Максимальная скорость – 40 км/ч .
- Не допускайте резких нажатий на рычаг газа или тормоза.
- Держите скорость, передвигаясь с которой Вы чувствуете себя комфортно и безопасно (не более 40 км/ч ). Нет необходимости догонять быстро идущий впереди снегоход. Не торопитесь, Вас подождут.
- Внимательно следите за дорожной обстановкой и соблюдайте скорость, при которой сможете заблаговременно остановиться или замедлить движение при появлении на пути движения различных препятствий (обледенения, глубокие колеи, близко стоящие или поваленные деревья, выступающие корни деревьев, камни и т.п.).
!!!Внимание!!! Не совершайте действий, которые могут привести к повреждению снегохода и снижению Вашей безопасности.
Запрещается:
- Употребление алкоголя и/или наркотических средств до и во время управления снегоходом!
- Ехать по территории пансионата (клуба, дома отдыха) со скоростью более 5 км/ч.
- Провоцирование окружающих на столкновения, участие в гонках.
- Обгон инструктора и других участников поездки.
- Трогаться с места с нажатой педалью тормоза.
- Езда по поверхности без снега (очень плотный снег или голый лед).
- Включать пониженную передачу (L) без разрешения инструктора.
- Удаление от инструктора более чем на 100 метров.
- Умышленно отставать от колонны и догонять колонну на повышенной скорости.
- После труднопроходимого участка продолжать использовать пониженную передачу!
- Умышленный наезд на препятствия вне маршрута.
- Выезд за пределы специального маршрута.
- Прикасаться к движущимся частям, такие как колеса, приводные валы, шкивы вариатора и т.д.
- Выезд на дорогу, предназначенную для движения автотранспорта.
- Игнорировать указания инструктора.
- Ехать в одежде, не предусмотренной для передвижения на снегоходе (длинные, широкие полы штанов и куртки, шнурки, шарфы), которые могут попасть в движущиеся части и причинить травмы.
- Прикасаться к элементам выхлопной системы, во избежание ожога.
- Продолжать движение на снегоходе в случае внезапной поломки различных элементов конструкции.
- Прыгать на снегоходе.
- Движение сидя на коленях.
- Спускать ноги с подножек.
- Агрессивно разговаривать, использовать ненормативную лексику и делать все, что может помешать окружающим Вас людям.
При управлении снегоходом КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:
- Вождение снегохода в состоянии алкогольного опьянения;
- Спускать ноги с подножек;
- Движение стоя или сидя на коленях;
- Езда по поверхности без снега (очень плотный снег, голый лед);
- Обгон впереди идущего снегохода.
Выполнение данных правил сделает Вашу поездку
безопасной и приятной!!!
Прежде чем тронуться с места при управлении снегоходом , убедитесь, что путь в направлении движения свободен и плавно нажимайте на рычаг газа до момента начала движения снегохода. Для избежания рывков при ускорении или сбрасывании газа не допускайте резкого изменения оборотов двигателя.
Для торможения снегохода следует отпустить рычаг газа, затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользоваться тормозом следует, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях при управлении снегоходом достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость.
Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след.
На поворотах и разворотах управляя снегоходом необходимо снижать скорость в зависимости от радиуса поворота. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег), перенесите центр тяжести тела вперед, что обеспечит лучшее сцепление лыжи со снегом, снизьте скорость до минимума; на рыхлом снегу - наклоните корпус в сторону поворота.
При пробуксовке гусениц уменьшите обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и "зарывание" снегохода.
Вождение снегохода
Если снегоход застрял в снегу , следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально. Затем плавно начать движение снегохода.
Помните! Чем выше скорость, тем меньше у Вас времени для принятия решения в сложной ситуации.
Во время езды на снегоходе с пассажиром у Вас уменьшается возможность маневрировать, потому что у снегохода увеличивается вес и изменяется центр тяжести. Уменьшите скорость и оставляйте больше места для маневров.
Если вы попали в водяную яму (вода под снегом), добавьте газ и не останавливайтесь. Остановка возможна не ранее чем через 500 метров.
Пересечение автомобильных дорог происходит согласно Правилам Дорожного Движения.
Движение в колонне (2-3 и более машин):
- Необходимо соблюдать дистанцию не менее 50 метров .
- Обязательно выполнение следующих условных знаков инструктора
:
- левая рука вверх - остановка;
- левая рука влево - поворот налево;
- левая рука вверх, согнута в локте - поворот направо.
Помните:
Отправляясь в поездку на снегоходе, следует одеваться в теплую, удобную, не стесняющую движения одежду. Ведь с учетом приличной скорости снегохода и скорости ветра температура окружающего воздуха будет ощущаться значительно более низкой, чем на самом деле.
Нет никакого сомнения, что сев однажды на снегоход, вы запишете зиму в самое любимое время года. И даже если вы испытывали стойкую неприязнь к холоду и снегу, единственная, захватывающая дух поездка навсегда сделает вас фанатом этого вида транспорта, мечтающим о собственном снегоходе.
Мечты непременно должны сбываться, и вот, вы радостный обладатель чудесной машины. В предвкушении залихватской гонки по заснеженным холмам вы приобрели курточку в цвет снегохода и готовы прямо сейчас устремиться навстречу ветру.
Однако не кажется ли вам, что вы кое-что забыли? Знакомы ли вы с управлением снегоходом? Так ли все просто, как вам кажется?
Управление снегоходом на открытом пространстве
Конечно, для новичка поездка по ровному полю, где отсутствуют препятствия, самый лучший способ потренироваться в управлении снегоходом. Первое время и этого достаточно, чтобы получить море положительных эмоций и провести время с семьей, вместо того, чтобы бестолково убивать его у телевизора.
Открытое пространство – самое удобное место, где все члены семьи могут не спеша усвоить основы управления снегоходом.
Экипировка
— Первое главное правило, которое нужно усвоить раз и навсегда, правильная экипировка для поездок на снегоходе. Для обеспечения безопасности необходим специальный шлем и защитные очки. Отличная идея приобрести теплую спортивную одежду из непромокаемых материалов, предназначенную для зимних видов спорта. Перед поездкой проверьте все застежки и молнии. Все должно быть в исправном состоянии, чтобы не отвлекать вас от управления. Ваша экипировка – это не только безопасность. Это и защита вашего организма от холода, и комфорт, и, в конечном итоге, удовольствие от поездки. Жизненно важны в экипировке хорошие зимние перчатки. Замерзшие руки не могут быстро реагировать на ситуацию, так что от правильно выбранных зимних перчаток зависит, практически, все управление снегоходом.
Подготовка к первой поездке
— Понятно, что перед первой поездкой нужно немного освоиться на сиденье снегохода, найти наиболее удобное положение, изучить визуально рычаги и детали снегохода. Точно так же вы в первый раз садитесь за руль незнакомого автомобиля, как бы примеряясь к рулю и педалям.
Самое идеальное положение райдера — на расстоянии вытянутых рук до руля. Сначала оно кажется немного неудобным, но в поездке такое положение себя оправдывает.
— Ноги всегда должны находиться на специальных подножках или в стременах снегохода. Это поможет вам контролировать снегоход при резких поворотах.
— На правой стороне руля находится рычаг газа. Желаемая скорость достигается нажатием на рычаг большим пальцем. Точно так же слева на руле вы найдете рычаг тормоза. Легкое давление на рычаг обеспечит плавное торможение снегохода.
Теперь, когда вы нашли рычаги газа и тормоза, можно начать движение. Достаточно плавно нажать на рычаг газа, и снегоход начнет перемещаться. Поворачивая руль, вы сможете управлять снегоходом, и с этих минут начнется ваше увлекательное путешествие.
Опыт приходит не сразу, но довольно скоро вы начнете без страха выписывать крутые виражи. Однако при первых экспериментах рекомендуем не лихачить и наклоняться в сторону поворота, не вынимая ног из «стремян». Соблюдайте эти правила, чтобы не вылететь из седла. Не забывайте, что снегоход – тяжелая машина, и ее веса вполне достаточно, чтобы нанести серьезные увечья при аварии вплоть до смертельного исхода.
Торможение снегохода
— В зависимости от плотности снега тормозить нужно по-разному. На мягком снегу вы просто плавно отпускаете рычаг газа, в то время как на укатанной поверхности придется использовать еще и тормоз.
На льду торможение снегохода похоже на автомобильное. Необходимо качать рычаг тормоза, слегка нажимая и отпуская его. Таким образом, будет обеспечена плавная и безопасная остановка снегохода без заноса.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы быстро научитесь управлять снегоходом и впоследствии будете получать невероятное удовольствие от такого зимнего времяпровождения.
Рыбаки и охотники, предпочитающие зимнее время года остальным, давно по достоинству должны были оценить снегоходы . Ведь благодаря этому замечательному транспорту, можно с поразительной легкостью и скоростью добраться по заснеженной дороге туда, куда нет прохода автомобилю. Управление любой техникой требует определенных навыков и знаний. Опытный водитель даже без инструктажа умеет распознавать опасные ситуации и легко принимает меры для их предотвращения. Но вот для новичков за рулем снегохода, мы посвящаем эту статью,в которой расскажем как ездить на снегоходе правильно .
Правила вождения снегохода
довольно просты, и их соблюдать будет нетрудно даже неопытному водителю. Одна из особенностей вождения снегохода
– опасные участки для него часто возникают там, где нет проблем для автомобиля. Потому следует внимательно следить за трассой, и не пытаться пройти сложные препятствия на высокой скорости, так как это может привести к опрокидыванию. С повышенным вниманием надо проезжать склоны и крутые подъемы. Перемещаясь поперек склона, следует распределить свой вес так, чтобы он приходился на подножку, чем компенсируется крен снегохода.
Если снегоход начал заваливаться или просто наклоняться, то без всяких колебаний спрыгивайте с него в сторону вершины холма. В противном случае вы можете получить травмы. Потому трижды подумайте перед тем, как связываться со склонами, не переоцените себя и снегоход. При подъеме с пассажиром нужно быть в разы осторожнее.
Первым делом, опасность в себе таят предметы под снегом . Оценить истинный облик этих айсбергов в снежной трассе часто бывает очень сложно, так же как размеры или вес. Случаются неприятности, когда невнимательный водитель снегохода принимает твердое препятствие за легкий и пушистый сугроб. В лучшем случае, это просто царапина или вмятина в снегоходе, но в худшем – нет предела количеству травм. Очень внимательно надо пересекать замерзшие водоемы . Если вы не уверенны на 100%, что лед выдержит ваш вес в сумме с весом снегохода – найдите обходной путь. Студеною зимой провалиться под лед посреди водоема – занятие не из безопасных, и в большинстве случаев заканчивается очень печально.
К сожалению, опасность для водителя может прятаться не только под гусеницей, но и над головой водителя. Не недооценивайте низкие проводы, ветки и т.д. Их высота с большого расстояния может показаться достаточной для проезда, а приблизившись, вы ощутите на себе свою ошибку. Недооцененные ветки обычно чреваты выбитыми зубами, падением с сидения, сломанными ключицами или руками, и множеством неприятных травм. Внимательность – залог хорошего окончания поездки. Не забывайте, что вы за рулем, хоть и не автомобиля, и правила поведения на «проезжей части» не такие суровые.
И напоследок стоит напомнить, что ездить на снегоходе безопасно становится лишь при знании и соблюдении техники безопасности. Катайтесь осторожно, и зима оставит лишь приятные воспоминания.