Если у вас аккумулятор не держит заряд, перестал крутить стартер — не спешите его выбрасывать, в большинстве случаев его можно восстановить и он будет служить еще несколько сезонов. А если аккумулятор импортный, то он может пережить еще и новый, из дешевых конечно.Возможно, из-за неправильной эксплуатации и хранения с ним что-то произошло, разберем основные неисправности аккумуляторов и способы их ремонта.
Наиболее распространенной причиной неисправности старых аккумуляторов — засульфатированность пластин. При этом емкость аккумулятора значительно падает, иногда почти до нуля и естественно силы аккумулятора не хватает, для того чтобы крутить стартер.
Некоторые автолюбители сразу же обвиняют в этом стартер, но для стартера нужен хороший пусковой ток, 100 и более ампер. И если его нет, то уж извините — стартер здесь не причем. Если у вас нет прибора для проверки аккумулятора под нагрузкой — возьмите у соседа заранее исправный аккумулятор и попробуйте завестись от него.
Вторая причина — разрушение угольных пластин, осыпание пластин. Такой аккумулятор восстановить в некоторых случаях можно, но не всегда. Признаком неисправности есть — темный, почти черный электролит при зарядке.
Третья — замыкание пластин в какой-то секции. Обнаружить эту неисправность тоже не проблема, секция греется и электролит в секции, как правило, выкипает. Восстановление аккумулятора с такой неисправностью сложнее, иногда приходится менять пластины в этой секции, но все же дешевле, чем купить новый.
Следующая неисправность относится к разряду неправильной эксплуатации и хранении аккумулятора. Известно, что разряженный, или наполовину разряженный аккумулятор на сильном морозе может замерзнуть. И беда в том, что при замерзании происходит повреждение как самих пластин, так и корпуса аккумулятора.
В результате — многочисленные замыкания между пластинами, а при зарядке электролит очень быстро закипает. Такой аккумулятор восстановить уже невозможно. Поэтому, заботливые авто-владельцы зимой снимают аккумулятор и хранят где-то в теплом помещении.
Теперь, что касается восстановления аккумулятора. Начнем с более серьезных неисправностей — осыпание и замыкание пластин. Заряжать такой аккумулятор не стоит, это ничего не даст, а скорее наоборот. Сначала надо сделать промывку дистиллированной водой, до тех пор, пока оттуда не вымоется вся грязь. Не бойтесь аккумулятор переворачивать. Если мусора очень много, пластины сильно осыпались — скорее всего он безнадежен. Часто, устранив осыпавшиеся частички, короткое замыкание пропадает.
Итак, сама технология восстановления кислотного, свинцового аккумулятора:
1. Берем свежий электролит (плотностью 1,28 г/куб.см.) растворяем в нем десульфатизирующую присадку (присадке надо, чтобы раствориться, 2 суток). Все нюансы по присадке, сколько чего надо, исходя из объема аккумулятора — читайте в инструкции.
2. Заливаем в аккумулятор электролит, проверяем плотность ареометром, она должна быть номинальной 1,28 г/куб.см.
3. Выкручиваем пробки и подключаем зарядное устройство. Теперь нам надо сделать несколько циклов зарядка-разрядка, чтобы восстановить емкость аккумулятора. Заряжать будем маленьким током, примерно 1/10 часть от максимального. Сам аккумулятор не должен при этом греться и закипать.
При достижении напряжения на клеммах аккумулятора 13,8-14,4 В, ток заряда еще уменьшаем в 2 раза и замеряем плотность электролита. Если через 2 часа плотность не поменялась — можно считать его заряженным, и отключаем зарядку.
4. Теперь делаем корректировку электролита. Доводим плотность до 1,28 г/куб.см., т.е. номинальной, доливая дистиллированную воду или электролит повышенной плотности (1,40 г/куб.см.).
5. Следующий шаг — разрядка. Подключаем нагрузку (резистор или лампочку), и ограничиваем ток примерно до 1А, и 0,5А для 6 вольтового аккумулятора, ждем пока напряжение на клеммах не упадет до 10,2В, для 6-вольтового аккумулятора — 5,1В. Засекаем время с момента подключения нагрузки. Это важный параметр для измерения емкости аккумулятора. Ток разряда умноженный на время разряда — получаем емкость нашего аккумулятора. Если она ниже номинальной, то повторяем цикл заряда-разряда, пока емкость аккумулятора не приблизится к номинальной.
6. Все, процесс восстановления аккумулятора закончен, добавляем в электролит еще немного десульфатирующей присадки и закручиваем пробки. Такой аккумулятор способен прослужить еще не один год.
Есть еще один способ восстановления автомобильных аккумуляторов, более быстрый, в течении 1 часа. Он состоит в следующем:
Аккумуляторную батарею, на сколько можно, заряжают, затем сливают старый электролит и 2-3 раза промывают дистиллированной водой. Затем заливают специальный раствор, содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Ждем, время десульфатации составляет 40-60 минут, при этом видно как происходит реакция.
В некоторых случаях процедуру десульфатации надо повторить. По завершении ее — сливаем раствор и промываем 2-3 раза дистиллированной водой. Далее заливаем электролит, заряжаем батарею номинальным током…
И напоследок несколько советов по правильному уходу за аккумуляторной батареей.
Чтобы батарея долго служила — регулярно проверяйте, раз в несколько месяцев, уровень электролита и его плотность. Электролит выкипает, как правило, от перезаряда, или летом в жару, тогда надо доливать дистиллированную воду.
Зимой, в морозы, если есть необходимость ездить, подымите плотность электролита до 1,40 г/куб.см., но не более!
Заряжайте свой аккумулятор номинальным током — 0,1 от его емкости в ампер-часах, т.е. если его емкость 55А/ч, то заряжайте его током 5,5 ампер.
Не оставляйте аккумулятор на зиму в не отапливаемом гараже. Он может замерзнуть и прийти в негодность. Морозы в -20-25 градусов не каждый аккумулятор может выдержать, особенно если он разряжен.
Приветствую вас друзья. Сегодня я расскажу вам о самом эффективном способе восстановления емкости у свинцово-кислотных аккумуляторов.
В период даже самой правильной эксплуатации, аккумулятор каждый день теряет свою емкость. И в один прекрасный момент его заряда не хватает, чтобы завести двигатель автомобиля. Обостряется данный пример с приходом холодов.
Естественно автолюбитель ставит аккумулятор на зарядку и спустя некоторое время видит, что батарея не заряжается, а напряжение при зарядке стоит как в норме – 14,4-14,7 В или выше (12,6 без зарядника).
Тогда если есть нагрузочная вилка проверка производится ей и выясняется, что под нагрузкой напряжение сильно просаживается. Все указывает на потерю емкости аккумулятором. Причиной тому – сульфатация пластин.
Обычно, при правильной эксплуатации это происходит примерно через 5 лет. Это очень хороший показатель. И тут есть выход – купить новый аккумулятор. Но, если вы хотите сэкономить деньги (так как батареи сейчас не из дешевых), и продлить срок службы аккумулятора ещё на пару лет, то тогда необходимо провести его обслуживание. И не простое, а специальное, которое может реанимировать батарею.
Какие аккумуляторы можно восстановить?
Этот способ подходит для батарей, которые в период своей эксплуатации не были подвержены серьезным токовым или механическим повреждения. А пришли в негодность в результате временной, естественной сульфатации.Этот способ не подходит для аккумуляторных батарей у которых имеется внутреннее осыпание пластин, имеется внутреннее замыкание банок, имеется вздутие или иные механические повреждения.
Способ отлично подходит для десульфатации пластин и называется в народе методом «переполюсовки» аккумулятора.
Я разделю восстановление аккумуляторной батареи на три этапа.
Процесс восстановления аккумулятора
Этап первый: подготовка
Первое что не обязательно, но нужно сделать это очистить поверхность батареи от любых загрязнений. Промыть с моющим средством всё поверхность.Далее, визуально убедиться в отсутствии повреждений на корпусе, в отсутствии вздутий и выпуклостей по сторонам.
Второе, открыть все пробки банок и убедиться в наличии электролита. Если в одной из банок его нет, то нужно убедиться в отсутствии трещин на корпусе.
Затем, с помощью фонарика осмотреть пластины внутри – осыпаний быть не должно. Тут как раз за одно можно отчетливо увидеть сульфатацию – белый налет на пластинах.
Если все в порядке – доливаем в каждую банку дистиллированную воду до уровня. Не лишним будет замерить плотность электролита каждого отсека.
Этап второй: классический способ восстановления
Прежде чем переходить к переполюсовке аккумулятора, необходимо протестировать обычный способ восстановления, ставший уже классическим.Шаг первый: заряжаем аккумулятор до полного заряда 14,4 В.
Шаг второй: галогеновой лампочкой или другой нагрузкой разряжаем батарею до 10,6 В (напряжение замеряется под этой же нагрузкой).
Повторяем цикл из этих двух шагов 3 раза и заряжаем батарею на полную. Проверяем емкость нагрузочной вилкой или стартером в работе машины. Если батарея восстановилась – хорошо – продолжаем эксплуатацию. Если нет, или не достаточно, то переходим к третьему этапу.
Этап третий: переполюсовка аккумуляторной батареи
Этот метод восстановления аккумулятора самый действенный из всех существующих. И реанимирует батарею почти в 90% случаях.Шаг первый: вешаем на батарею нагрузку в виде галогенной лампы, и разряжаем аккумулятор в ноль. Лампа потухнет примерно через сутки (все зависит от начальной емкости аккумулятора). Оставляем батарею с подключенной лампой ещё на 2-3 суток, чтобы окончательно разрядить остатки.
Шаг второй: зарядка аккумулятора обратным током. Подключаем зарядное устройство на оборот: плюс к минусу, а минус к плюсу. Чтобы не испортить ваш зарядник (или чтобы не сработала защита от короткого замыкания), последовательно батареи подключаем ту же галогенную лампу. И заряжаем аккумулятор в обратной полярности. После того, как напряжение поднялось до вольт 5-6, лампу из цепи можно исключить. Ток заряда желательно ставить 5 процентов от емкости батареи. То есть если емкость 60 ампер-часов, то ток заряда в обратном направлении ставим на 3 Ампера. В это время все банки с электролитом начинают активно бурлить и шипеть –это нормально, так как идет обратный процесс.
Заряжаем примерно сутки, до появления напряжения 12-14 В. В итоге у вас получилась полностью заряженная батарея у которой на выходе плюса – минус, а на минусе – плюс.
Шаг третий: опять полностью разряжаем батарею галогенной лампой пару суток. Затем производим правильную зарядку плюсом к плюсу, минусом к минусу. Заряжаем на полную до 14,4 В.
На этом все действия завершены.
Результат восстановления аккумуляторной батареи
Обычно результат помогает повысить емкость аккумулятора до 70-100 % от заводской, конечно бывают и исключения.Конкретно в моем случае удалось поднять емкость на 95% - что является отличным результатом. С пластин пропал белый налет сульфата, и они приобрели черный цвет как у нового аккумулятора. Электролит стал более прозрачным и чистым.
Видео по восстановлению аккумулятора
Я рекомендую вам посмотреть видео, где восстанавливается полностью «мертвый» аккумулятор, которому около 10 лет.Вначале идет «раскачка» со сменой полярности питания, а почти в самом конце уже дан полный цикл переполюсовки.
Работоспособность авто сильно зависит от технического состояния аккумуляторной батареи. Стоит ей разрядиться или выйти из строя, и эксплуатировать машину становится весьма затруднительно. Постоянно толкать либо тягать транспортное средство на буксире – не выход. Поскольку замена источника питания – удовольствие недешевое, возникает естественный вопрос, как восстановить аккумулятор автомобиля в условиях обычного гаража. Зачастую продление срока службы вполне реально.
О конструкции кислотных АКБ
На транспортных средствах используется 3 разновидности аккумуляторов – гелевые, щелочные и свинцово-кислотные. Первые считаются относительно новыми, применяются нечасто и пока не наработали достаточный ресурс, чтобы говорить о восстановлении. Щелочные батареи встречаются на коммерческом транспорте, электрических погрузчиках и карах. Подавляющее большинство легковых авто оснащается кислотными АКБ, поэтому их реанимацию стоит рассмотреть подробнее.
Свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой герметичный пластиковый корпус, куда помещены такие элементы:
- положительные электроды (аноды) в виде свинцовых пластин с активным наполнителем, собранных в блоки (на жаргоне – банки);
- отрицательные электроды (катоды) идентичной конструкции;
- сепараторы – изоляционные перегородки из полимерных материалов либо стекловолокна;
- соединительные шины, заканчивающиеся двумя клеммами для подключения батареи к автомобильной электросети;
- электролит – раствор серной кислоты.
Отрицательные и положительные электроды установлены поочередно, между ними во избежание замыкания размещены сепараторы. В процессе зарядки аккумулятора происходит химическая реакция, отчего на поверхности анодов осаждается диоксид свинца – происходит накопление энергии.
После подключения потребителей диоксид реагирует со свинцом катодов, образуя на отрицательных электродах слой сульфата свинца – энергия высвобождается. Выделяющиеся в результате реакции газы выходят наружу через клапан и вентиляционное отверстие.
Распространенные неисправности батарей
Восстановление автомобильного аккумулятора возможно далеко не всегда и зависит от вида неисправности. Также играет роль тип батареи:
- обслуживаемая АКБ оснащена пробками, установленными сверху над каждой банкой;
- необслуживаемый источник питания отличается цельным пластиковым корпусом – моноблоком без пробок.
При наличии откручивающихся крышек можно проверить и откорректировать либо слить жидкость с целью ремонта. Герметичный моноблок реанимируется одним способом – путем зарядки по определенному алгоритму, но положительный результат не гарантируется.
Неисправности аккумулятора условно делятся на 2 группы – внешние и внутренние. Каждую разновидность стоит разобрать отдельно.
Устранение внешних дефектов
В процессе эксплуатации батарей автолюбителям приходится сталкиваться с двумя наружными неисправностями: окисление свинцовых клемм и трещины в корпусе. Последние возникают по таким причинам:
- корпус лопнул в результате механического повреждения (например, падение аккумулятора);
- вздутие разряженной АКБ, находящейся на сильном морозе;
- пластик стал хрупким от старости.
Окисление клемм препятствует надежному контакту источника с бортовой сетью и зачастую служит причиной отказа стартера. Дефект «лечится» простой зачисткой с помощью крупной наждачной бумаги, в запущенных случаях – мелкого напильника. Аналогичным образом слой окиси удаляется с контактов, насаживаемых на клеммы и прикручиваемых болтами.
Если в корпусе образовалась трещина, восстановить необслуживаемый аккумулятор не выйдет – отсутствуют отверстия для опорожнения и заливки электролита. АКБ, оборудованная пробками, ремонтируется так:
- Слейте из всех банок электролитическую жидкость и промойте корпус изнутри дистиллированной водой, чтобы при пайке горячий инструмент не контактировал с кислотой.
- Просушите корпус со стороны трещины, затем тщательно пропаяйте ее по всей длине.
- Вырежьте заплатку из пластмассы и приварите ее поверх трещины, заделывая швы без пропусков.
- Другой вариант – использование клеевого пистолета. Дефект нужно слегка расширить, заполнить полимерным составом, а затем наложить латку.
По окончании проверьте аккумуляторную батарею на герметичность, залив доверху дистиллированной водой. При отсутствии протечек заполните АКБ электролитом и пробуйте заряжать. Если блоки пластин не повреждены, аккумулятор «возьмет» заряд и продолжит служить на автомобиле.
Примечание. Если корпус треснул от вздутия либо преклонного возраста изделия, то оживить аккумулятор путем пайки дефекта вряд ли удастся. Точный результат покажет только зарядка, выполняемая после заделки трещины.
Внутренние неполадки
Большинство внутренних неисправностей однозначно приводит батарею в негодность, если проблема обнаружена слишком поздно. На ранних стадиях реанимация вполне возможна. Список распространенных неполадок выглядит так:
- сульфатация электродов – отложение на пластинах толстого слоя сернокислого свинца, не позволяющего электролитической жидкости нормально контактировать с активным наполнителем;
- осыпание наполнителя со свинцовых решеток;
- замыкание электродов и блоков между собой.
Справка. Короткое замыкание пластин – следствие осыпания большого количества активного наполнителя с решеток. Дефект является критическим – АКБ восстановлению не подлежит.
Причины возникновения указанных неисправностей следующие:
- многократная полная разрядка кислотно-свинцового аккумулятора «в ноль»;
- эксплуатация источника питания с низким уровнем зарядки из-за неполадок генератора либо электрической части автомобиля;
- длительное хранение в разряженном состоянии.
Если проблема обнаружена на последней стадии – глубокая сульфатация, тотальное осыпание – реанимировать аккумулятор автомобиля не удастся. Непоправимый дефект диагностируется просто – батарея абсолютно не воспринимает зарядку, электролит постоянно кипит. В остальных случаях пробуйте реализовать описанные ниже способы реставрации АКБ.
Как избавиться от сульфатации?
Первый способ устранения неисправности подходит только для обслуживаемых аккумуляторов. Для реализации понадобится зарядное устройство, прибор – измеритель плотности электролита (ареометр), мультиметр и лампочка – потребитель на 12 В.
Важно! Мощность лампы принимается по такому расчету: емкость батареи (например, 45 Ач) умножается на коэффициент 0,1 и на величину напряжения (12 вольт). В данном случае мощность составила 45 х 0,1 х 12 = 54 Вт.
Реставрация неисправной АКБ ведется в следующем порядке:
- Полностью зарядите аккумулятор силой тока, равной 10% от емкости источника питания.
- Проверьте величину плотности во всех банках ареометром, она должна составлять 1,27 единицы. Если плотность «недотягивает» до указанной цифры, добавьте электролита и заряжайте батарею в течение 30 минут.
- Подсоедините к клеммам лампу и разряжайте аккумулятор, периодически замеряя напряжение. Не забудьте засечь время начала разрядки.
- Когда напряжение упадет до 10,2 вольта (полная разрядка), отключите лампочку. Если процесс занял более 8 часов, аккумулятор находится в приемлемом состоянии (показатель разрядки новой АКБ – примерно 10 ч).
- По окончании снова зарядите батарею на 100% и ставьте ее на авто. Не держите источник питания полностью разряженным.
Процедура позволяет частично либо полностью вернуть утраченную емкость аккумулятора. Чтобы восстановить АКБ с необслуживаемым корпусом, воспользуйтесь другой методикой:
- Отыщите зарядник, способный выдавать малые токи – от 0,5 до 2 А с функцией периодического отключения.
- Заряжайте батарею не менее 2 суток, периодически измеряя напряжение.
- Отключите зарядное устройство и проверяйте напряжение в течение 2 часов. Если оно не упадет, пробуйте ставить аккумулятор на автомобиль, в противном случае заряжайте дальше.
Для достижения положительного результата длительность зарядки может составить 50 часов и более. Предпочтительно использовать зарядник, в котором предусмотрена функция десульфатации – он будет подавать ток величиной 2 А через определенные промежутки времени.
Способ химической промывки
Данная процедура используется для устранения сульфатации и быстрого восстановления обслуживаемого аккумулятора в домашних условиях. Понадобится 2 реагента, имеющихся в продаже, – «Трилон Б» и раствор аммиака. Порядок действий такой:
- Постарайтесь полностью зарядить аккумулятор, затем слейте весь электролит.
- Промойте батарею дистиллированной водой.
- Приготовьте раствор, добавив к дистилляту 5% аммиака и 2% «Трилона Б» (от объема воды).
- Аккуратно залейте раствор в банки – начнется бурная реакция, сопровождающаяся кипением и разбрызгиванием.
- Когда жидкость перестанет кипеть, слейте ее и повторно промойте аккумулятор.
После промывки заливайте электролит и снова заряжайте АКБ до конца. Промывка удаляет лишний слой сернокислого свинца, поэтому емкость батареи должна восстановиться.
Последний способ удаления сульфата свинца заключается в замене электролитической жидкости дистиллированной водой и длительной зарядке напряжением 14 вольт. На первой стадии аккумулятор доводится до кипения, затем напряжение уменьшается. Цель – медленное растворение сульфата водой. На втором этапе дистиллят меняется, а напряжение и ток зарядки ставится на минимум. Операция считается удачной, если плотность раствора не упадет в течение 2–3 суток. По длительности процедура может занять 3–4 недели.
У всех аккумуляторов есть срок годности, с многочисленными циклами заряда-разряда и множеством проработанных часов аккумулятор теряет свою емкость и держит заряд все меньше и меньше.
Со временем емкость аккумулятора настолько падает что дальнейшая его эксплуатация стает невозможна.
Вероятно у многих уже накопились аккумуляторы от бесперебойников (UPS), систем сигнализаций и аварийного освещения.
В множестве бытовой и офисной техники находятся свинцово-кислотные аккумуляторы, и в независимости от марки аккумулятора и технологии производства, будь то обычный обслуживаемый автомобильный аккумулятор, AGM, гелевий (GEL) или маленький аккумулятор от фонарика, все они имеют свинцовые пластины и кислотный электролит.
По окончание эксплуатации такие аккумуляторы выбрасывать нельзя потому как они содержат свинец, в основном их ждет судьба утилизации где свинец извлекают и перерабатывают.
Но все же, не смотря на то что такие аккумуляторы в основном "необслужываемые", можно попытаться их восстановить вернув им прежнюю емкость и использовать еще некоторое время.
В этой статье я расскажу о том как восстановить 12вольтовый аккумулятор от UPSa на 7ah , но способ подойдет для любого кислотного аккумулятора. Но хочу предупредить что данные меры не следует производить на полностью рабочем аккумуляторе, так как на исправном аккумуляторе добиться восстановления емкости можно всего лишь правильным способом зарядки.
Итак берем аккумулятор, в данном случае старый и разряженный, поддеваем отверткой пластмассовою крышку. Скорее всего она точечно приклеена к корпусу.
Подняв крышку видим шесть резиновых колпачков, их задача не обслуживание аккумулятора, а стравливания образующихся при зарядке и работе газов, но мы воспользуемся ними в наших целях.
Снимаем колпачки и в каждое отверстие, с помощью шприца, наливаем 3мл дистиллированной воды, следует заметить что другая вода не годится для этого. А дистиллированную воду можно легко найти в аптеке или на авторынке, в самом крайнем случае может подойти талая вода от снега или чистая дождевая.
После того как мы долили воду, ставим аккумулятор на зарядку и заряжать его будем с помощью лабораторного (регулируемого) блока питания.
Подбираем напряжения пока не появляются какие то значения зарядного тока. Если аккумулятор в плохом состояние то зарядного тока может не наблюдаться, поначалу, вообще.
Напряжения надо повышать, пока не появится зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Добившись таких значений зарядного тока нужно быть внимательным, так как ток будет со временем расти и придется постоянно уменьшать напряжение.
Когда ток дойдет до 100мА дальше напряжения уменьшать не надо. А когда ток заряда дойдет до 200мА нужно отключить аккумулятор на 12 часов.
Дальше снова подключаем аккумулятор на зарядку, напряжение должно быть таким чтоб ток зарядки для нашего 7ah аккумулятора был в 600мА. Также, постоянно наблюдая, поддерживаем заданный ток на протяжении 4 часов. Но смотрим за тем чтоб напряжение зарядки, для 12вольтового аккумулятора, было не больше 15-16 вольт.
После зарядки, спустя примерно час, аккумулятор нужно разрядить до 11 вольт, сделать это можно с помощью любой 12вольтовой лампочки (например на 15ват).
После разрядки аккумулятор нужно снова зарядить с током в 600мА. Лучше всего проделать такую процедуру несколько раз, то есть несколько циклов заряд-разряд.
Скорее всего вернуть номинальную не получится, так как сульфатация пластин уже понизила его ресурс, а к тому же имеют место быть и другие пагубные процессы. Но аккумулятор можно будет дальше использовать в штатном режиме и емкости для этого будет достаточно.
По поводу быстрого износа аккумуляторов в бесперебойниках, было замечено следующие причины. Находясь в одном корпусе с бесперебойником, аккумулятор постоянно поддается пассивному нагреву от активных элементов (силовых транзисторов) которые кстати говоря нагреваются до 60-70 градусов! Постоянный прогрев аккумулятора ведет к быстрому испарению электролита.
В дешевых, а порой и даже некоторых дорогих моделях UPSов отсутствует термокомпенсация заряда, то есть напряжение заряда выставлено на 13,8 вольта, но это допустимо для 10-15градусов, а для 25 градусов, а в корпусе порой и намного больше, напряжение заряда должно быть максимум 13,2-13,5 вольта!
Хорошим решением будет вынести аккумулятор за пределы корпуса, если хотите продлить его срок службы.
Также сказывается "постоянный маленький под заряд" бесперебойником, 13.5 вольтами и токе в 300мА. Такая подзарядка призводит к тому что когда кончается активная губчатая масса внутри аккумулятора то начинается реакция в его электродах что призводит к тому что свинец токоотводов на (+) становится коричневым (PbO2) а на (-) стает "губчатым".
Таким образом, при постоянном пере заряде, мы получаем разрушение токоотводов и "кипение" электролита с выделением водорода и кислорода, что приводит к увеличению концентрации электролита, что опять способствует разрушению электродов. Получается такой замкнутый процесс что призводит быстрому расходу ресурса аккумулятора.
Кроме того такой заряд (пере заряд) большим напряжением и током от которого электролит "кипит" - переводит свинец токоотводов в порошковый оксид свинца который со временем осыпается и может даже замыкать пластины.
При активном использование (частом заряде), рекомендуется раз в год доливать в аккумулятор дистиллированную воду.
Доливать только на полностью заряженный аккумулятор с контролем как уровня электролита так и напряжения. Некоем случае не переливать, лучше ее не долить потому как назад отбирать ее нельзя, потому что отсасывая электролит вы лишаете аккумулятор серной кислоты и в последствие концентрация меняется. Думаю понятно что серная кислота нелетучая поэтому в процессе "кипения" во время зарядки, она вся остается внутри аккумулятора - выходит только водород и кислород.
На клеммы подключаем цифровой вольтметр и шприцем на 5мл с иглой заливаем в каждую банку по 2-3мл дистиллированной воды, одновременно светя внутрь фонариком чтобы остановиться если вода перестала впитываться - после заливки 2-3мл смотрите в банку - увидите как вода быстро впитывается, а напряжение на вольтметре падает (на доли вольта). Повторяем доливку для каждой банки с паузами на впитывание по 10-20сек(примерно) до тех пор пока не увидите что "стекломаты" уже влажные - то есть вода уже не впитывается.
После доливки осматриваем нет ли перелива в каждой банке аккумулятора, вытираем весь корпус, устанавливаем на место резиновые колпачки и приклеиваем на место крышку.
Так как аккумулятор после доливки показывают примерно 50-70% зарядки, вам надо его зарядить. Но зарядку нужно осуществлять или регулируемым блоком питания или же бесперебойником или штатным устройством, но под присмотром, то есть во время зарядки необходимо пронаблюдать за состоянием аккумулятора (нужно видеть верх аккумулятора). В случае с бесперебойником, для этого придется сделать удлинители и вывести аккумулятор за пределы корпуса UPSa.
Под аккумулятор подстелем салфетки или целлофановые мешочки, заряжаем до 100% и смотрим, не протекает из какой либо банки электролит. Если вдруг такое произошло, прекращаем зарядку и убираем салфеткой подтеки. С помощью салфетки смоченной в растворе соды - очищаем корпус, все впадины и клеммы куда попал электролит, для того чтоб нейтрализовать кислоту.
Находим банку откуда произошло "выкипание" и смотрим, если в окошке видно электролит, отсасываем излишки шприцем, а потом аккуратно и плавно заправляем этот электролит обратно внутрь волокна. Часто случается что электролит после доливки не равномерно впитался и вскипел вверх.
При повторной зарядке наблюдаем за аккумулятором как описано выше и если "проблемная" банка аккумулятора снова начнет "изливаться" при зарядке, излишки электролита придется удалить из банки.
Также под осмотром следует проделать хотя бы 2-3 полных цикла разряда-заряда, если все прошло отлично и нет никаких подтеков, аккумулятор не греется (легкий нагрев при заряде не в счет), то аккумулятор можно собирать в корпус.
Ну а теперь рассмотрим особо кардинальные способы реанимации свинцово-кислотных аккумуляторов
Из аккумулятора сливается весь электролит, а внутренности промываются сначала пару раз горячей водой, а потом уже горячим раствором соды (3ч.л соды на 100мл воды) оставив в аккумуляторе раствор на 20 минут. Процесс можно повторить несколько раз, а вконце хорошенько промыв от остатков раствора соды - заливают новый электролит.
Дальше аккумулятор сутку заряжают, а спустя, в течение 10 дней, по 6 часов вдень.
Для автомобильных аккумуляторов током до 10 ампер и напряжением 14-16 вольт.
Второй способ это обратная зарядка, для этой процедуры понадобится мощный источник напряжения, для автомобильных аккумуляторов например сварочный аппарат, рекомендуемый ток - 80ампер напряжением 20 вольт.
Делают переполюсовку, то есть плюс к минусу а минус к плюсу и на протяжение пол часа "кипятят" аккумулятор с его родным электролитом, после чего электролит сливают и промывают аккумулятор горячей водой.
Дальше заливают новый электролит и соблюдая новую полярность, на протяжение сутки заряжают током 10-15 ампер.
Но самый эффективный способ делается с помощью хим. веществ.
Из полностью заряженного аккумулятора сливают электролит и после неоднократной промывки водой, заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Происходит процесс десульфатации на протяжение 40 - 60 минут, на протяжение которого с небольшими брызгами выделяется газ. По прекращению такого газообразования можно судить о завершение процесса. При особо сильной сульфатации аммиачный раствор трилона Б следует залить снова, убрав перед этим отработавший.
Вконце процедуры внутренности аккумулятора тщательно промывают несколько раз дистиллированной водой и заливают новый электролит нужной плотности. Аккумулятор заряжают стандартным способом до номинальной емкости.
По поводу аммиачного раствора трилона Б, его можно разыскать в химических лабораториях и хранить в герметичных емкостях в темном месте.
А вообще если интересно то состав электролита которые выпускают фирмы Lighting, Electrol, Blitz, akkumulad, Phonix, Toniolyt и некоторые другие, это водный раствор серной кислоты (350-450гр. на литр) с прибавлением сернокислых солей магния, алюминия, натрия, аммония. В составе электролита фирмы Gruconnin кроме того содержатся калиевые квасцы и медный купорос.
После восстановления аккумулятор можно заряжать обычным для данного типа способом (например в UPSe) и не допускать разряда ниже 11вольт.
В многих бесперебойниках присутствует функция "калибровка АКБ" с помощью которой можно осуществлять циклы разряд-заряда. Подключив на выходе бесперебойника нагрузку в 50% от максимума ИБП, запускаем эту функцию и бесперебойник разряжает АКБ до 25% а потом заряжает до 100%
Ну а на совсем примитивном примере зарядка такого аккумулятора выглядит так:
На аккумулятор подается стабилизированное напряжение 14.5 вольта, через проволочный переменный резистор большой мощности или через стабилизатор тока.
Ток заряда расчсчитывается по простой формуле: емкость аккумулятора разделяем на 10, например для аккумулятора в 7ah будет - 700мА. И на стабилизаторе тока или с помощью переменного проволочного резистора необходимо выставить ток в 700мА. Ну а в процессе зарядки ток начнет падать и нужно будет уменьшать сопротивления резистора, со временем ручка резистора придет до упора в начальное положение и сопротивление резистора будет равно нулю. Ток будет дальше постепенно уменьшатся до нуля пока напряжение на аккумуляторе не станет постоянным - 14.5 вольта. Аккумулятор заряжен.
Дополнительную информацию по "правильной" зарядке аккумуляторов можно найти
светлые кристаллы на пластинах - это сульфатация
Отдельная "банка" батарея аккумулятора подвергалась постоянному недозаряду и в результате покрыта сульфатами, ее внутреннее сопротивление росло с каждым глубоким циклом, чтоб привело к тому что, во время заряда она стала "закипать" раньше всех, из-за потери емкости и выведения электролита в нерастворимые сульфаты.
Плюсовые пластины и их решетки превратились по консистенции в порошок, в следствие постоянного подзаряда бесперебойником в режиме "стенд-бай".
Свинцово кислотные аккумуляторы кроме автомобилей, мотоциклов и разнообразной бытовой техники, где только не встречаются и в фонариках и в часах и даже в самой мелкой электронике. И если вам попал в руки такой "нерабочий" свинцово-кислотный аккумулятор без опознавательных знаков и вы не знаете какое напряжение он должен выдавать в рабочем состояние. Это легко можно узнать по количеству банок в аккумуляторе. Отыщите защитную крышку на корпусе аккумулятора и снимите ее. Вы увидите колпачки для стравливание газа. по их количеству станет понятно на сколько "банок" данный аккумулятор.
1 банка - 2вольта (полностью заряженная - 2.17 вольта), то есть если колпачка 2 значит аккумулятор на 4 вольта.
Полностью разряженная банка аккумулятора должна быть не ниже 1.8 вольта, ниже разряжать нельзя!
Ну а вконце дам небольшую идею, для тех кому не хватает средств на покупку новых аккумуляторов. Найдите в вашем городе фирмы которые занимаются компьютерной техникой и УПСами (бесперебойниками для котлов, аккумуляторами для систем сигнализаций), договоритесь с ними чтоб они не выбрасывали старые аккумуляторы от бесперебойников а отдавали вам возможно по символической цене.
Практика показывает что половина AGM (гелевых) аккумуляторов можно восстановить если не до 100% то до 80-90% точно! А это еще пару лет отличной работы аккумулятора в вашем устройстве.
Без аккумулятора транспортное средство становится бесполезной недвижимостью — только редкие современные автомобили можно заводить с толчка. Аккумуляторная батарея является источником питания как для стартера, так и для многих электронных устройств, которые отвечают за комфортабельность или безопасность автомобиля. Но, к сожалению, любой аккумулятор имеет определенный срок годности, по истечению которого он приходит в негодность. Как правило, вышедшие из строя аккумуляторные батареи меняют на новые, однако в отдельных случаях возможен ремонт источника питания, после которого он прослужит своему обладателю еще некоторый период времени. Как самостоятельно восстановить аккумуляторную батарею — читайте далее в статье.
Аккумуляторная батарея с номинальным напряжением двенадцать вольт состоит из (как правило, шести) автономных аккумуляторов (то есть банок) меньшего напряжения (два вольта), которые собраны в одном корпусе и последовательно соединены между собой.
Как работают аккумуляторы
Принцип действия аккумулятора очень прост — при подключении нагрузки заряженные частицы в аккумуляторе начинают перемещаться, что влечет за собой появление тока. При заряде от зарядного устройства либо генератора напряжение заряда превосходит номинальное значение напряжения аккумуляторной батареи и частицы двигаются в обратном направлении.
Типы автомобильных аккумуляторов
На сегодняшний день существует три типа автомобильных аккумуляторов — обслуживаемые, необслуживаемые и частичного обслуживания.
В наше время первый тип встречается достаточно редко. Корпус таких аккумуляторов выполняется из эбонита, а снаружи герметизируется, к примеру, мастикой. В обслуживаемых батареях есть возможность замены любого компонента.
Необслуживаемые аккумуляторные батареи не требуют какого-либо вмешательства человека в течение всего срока службы. Здесь используется особая конструкция системы конденсирования и пластин. Данные аккумуляторы на сегодняшний день признаются самыми качественными, поэтому их стоимость весьма высока.
Самые распространенные — батареи частичного обслуживания. Суть обслуживания подобных аккумуляторов сводится только к поддержанию требуемого уровня электролита и контролю его плотности.
Помимо этого, батареи отличаются по технологиям, применяемым в их производстве:
Лучший самый распространенный тип аккумулятора для автомобиля
Наиболее распространенными автомобильными аккумуляторами являются кислотные. Среди преимуществ такого типа батарей следует отметить их невысокую стоимость, низкий саморазряд, а также абсолютное отсутствие «эффекта памяти».
Кислотный АКБ, устройство и принцип работы
Внешне кислотный аккумулятор выглядит как закрытый пластиковый корпус, от которого исходят две клеммы. Внутри корпус разделен на шесть секций, где размещены рабочие элементы батареи — положительные и отрицательные свинцовые пластины, на которые нанесена активная масса. Расположены они переменно. Во исключение возможного соприкосновения данных пластин, между ними расположен сепаратор.
Пластины объединяются в блоки, каждый из которых имеет выводную перемычку, то есть баретку, подсоединенную к мосту. Благодаря баретке блоки каждой банки соединяются между собой в один общий мост, имеющий вывод на клемму.
Отдача электроэнергии у аккумулятора осуществляется в результате химический реакций, потому банки заполнены электролитом. Сама по себе батарея электроэнергию не вырабатывает, она, по сути, просто является хранилищем электроэнергии. При зарядке аккумулятора электрическая энергия, поступающая на клеммы от генератора либо зарядного устройства, преобразуется в химическую. Во время разряда происходит обратный эффект.
Обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы, в чем различие
Обслуживаемые аккумуляторы имеют небольшие отверстия, закрытые пробками, расположенные в верхнем отделе корпуса аккумулятора. Необслуживаемые батареи такими отверстиями не оборудуются, они имеют лишь маленькое отверстие для отвода газов. Их главное отличие в том, что обслуживаемые аккумуляторы требуют определенного ухода со стороны владельца, что не достаточно удобно. Поэтому в наше время они используются очень редко.
Неисправности АКБ
Все неисправности аккумулятора можно разделить на внутренние и внешние. Самостоятельно обнаружить их и устранить может каждый автовладелец, но это зависит от степени повреждения
внешние, как устранить
Существует только две внешние неисправности — сильное окисление клемм, в результате чего аккумуляторная батарея плохо соединяется с бортовой сетью, и пробой корпуса (либо в результате внешнего влияния на него, либо трещину на корпусе вызвали внутренние неисправности).
Что касается клемм, то здесь особо говорить нечего. Посмотрите, есть ли на них значительный слой окислов. При наличии данного слоя, его счищают.
Если в корпусе есть пробой, то обнаружить его достаточно просто — из него будет вытекать электролит. Трещину, если такая имеется, можно заделать, однако в том случае, когда батарея является обслуживаемой. Из аккумулятора сливают электролит, после чего заделывают трещину. Для этого используют паяльник и кусок пластика. Сначала пропаивают саму трещину, а затем поверх пропаивают подготовленный пластик для большей уверенности в качестве проделанной работы. На последнем этапе проверяем герметичность корпуса, залив в него дистиллированную воду.
внутренние неисправности
Внутренних неисправностей, возникающих в батарее, существенно больше, причем большая их часть наносит аккумулятору вред, устранить который невозможно. Одной из наиболее распространенных неисправностей аккумуляторов является сульфатация пластин.
сульфатация АКБ, причины, возможно ли устранить
К сульфатации аккумуляторной батареи приводит ее некорректная эксплуатация — длительное хранение аккумулятора в разряженном состоянии, постоянные недозаряды батареи, частые глубокие разряды, поэтому необходимо подбирать АКБ по марке транспортного средства. По сути, сульфатация — это появление сернокислого свинца на поверхности пластин, из-за чего электролит не способен проникнуть внутрь активной массы, поэтому определенная часть данной массы уже не способна вступать в реакцию.
Сопротивление внутри аккумулятора возрастает, что влечет за собой снижение емкости. Как результат, батарея не может взять заряд полностью и быстро разряжается. Сульфатацию пластин на ранних стадиях можно устранить, однако, если она глубокая — аккумулятор ремонту не подлежит.
осыпание пластин аккумулятора, причины, как устранить
Еще встречаются такие поломки, как осыпание с пластин активной массы, с возможным дальнейшим замыканием. При несильном осыпании, как правило, помогает промывка аккумуляторов дистиллированной водой. Также возможно вздутие батареи в результате замерзания электролита. Такое происходит, если разряженный аккумулятор находился на сильном морозе. После замерзания автомобильный аккумулятор не подлежит восстановлению.
Способы устранения сульфатации (пошаговая инструкция) методом заряд-разряд
Методов устранения сульфатации пластин используется несколько. Первый, наиболее распространенный способ — проведение контрольно-тренировочного цикла (сокращенно КТЦ). Применение данного метода даст возможность устранить сульфатацию еще на ранних стадиях, а также восстановить емкость аккумулятора.
Суть данного способа заключается в проведении цикла заряд-разряд. Сначала производится полная зарядка аккумулятора. Зарядка батареи выполняется током, который по силе равен десяти процентам от номинальной емкости, т. е. при емкости аккумулятора в шестьдесят Ач, сила тока должна составлять шесть Ампер. После зарядки в каждой банке проверяют плотность.
У полностью заряженного аккумулятора данный показатель должен составлять 1, 27. Когда это значение ниже, понадобится доведение плотности до требуемого значения с дальнейшей дозарядкой аккумулятора на протяжении получаса для перемешивания электролита.
После зарядки выполняется контрольный разряд, для чего к клеммам батареи подключается источник потреблении энергии. Потребление энергии при этом подсоединенным потребителем не должно превосходить десять процентов от емкости. В качестве потребителя лучше всего применять автомобильную лампу накалывания, имеющую определенную мощность.
Высчитать необходимую мощность можно посредством умножения напряжения и силы тока. Сила тока в процессе расчета берется исходя из емкости аккумулятора. То есть, в процессе расчета мощности, требуемой для проведения разряда аккумулятора на шестьдесят Ач, сила тока берется шесть Ампер, умножается данное значение на 12 В. В результате получаем значение мощности 72 Вт. Примерно такая мощность и должна быть у лампы.
Затем батарея разряжается с помощью лампы, при этом систематически замеряется напряжение. Разряжая аккумулятор необходимо добиться уменьшения напряжения на клеммах АКБ до 10.2 В. Данное значение напряжения будет свидетельствовать о полном разряде аккумулятора. При этом необходимо замерять время, за которое батарея разрядилась. У новой АКБ это значение должно составлять примерно десять часов. Чем меньше время разрядки, тем больше батарея потеряла своей емкости. Нельзя надолго оставлять разряженный аккумулятор, его сразу же необходимо ставить на зарядку, пока заряд полностью не восстановится.
При выполнении данного мероприятия емкость аккумулятора восстановится, а в результате снижения сульфатации уменьшится внутреннее сопротивление.
Инструменты, приспособления, расходные материалы
Чтобы провести контрольно-тренировочный цикл, потребуется наличие зарядного устройства, вольтметра, ареометра, а также источника потребления электрической энергии.
Таблица соотношения плотности электролита от степени заряженности батареи
Способ устранения сульфатации с применением реверсивных токов, достоинства и недостатки
Вторым способом удаления сульфатации является использование реверсивных токов во время зарядки аккумулятора. Недостаток данного метода — потребность в наличии специального оборудования — генератора реверсивного тока. Суть этого способа сводится к долгому заряду аккумулятора малыми токами. Так, при несущественной сульфатации батарея заряжается незначительным током — 0.5-2 А. Зарядка при этом производится долгий период, а в некоторых случаях может достигать пятидесяти часов.
Окончание процесса десульфатации — несменяемость напряжения на клеммах и неизменяющаяся плотность электролита на протяжении двух и более часов.
Промывка батареи с последующей зарядкой, плюсы и минусы
Третий метод, применяющийся для восстановления батареи — промывка аккумулятора с последующей его зарядкой. Однако данный способ длительный и его выполнение способно затянуться аж до месяца. С батареи сливают электролит, а на его место заливают дистиллят. Затем аккумулятор ставят на зарядку в условиях напряжения 14 В.
После того, как дистиллят закипит, напряжение немного снижается. Главная задача — поддержание кипения в аккумуляторе, однако не интенсивное. Плотность дистиллята со временем будет повышаться из-за растворения сульфата свинца в воде. Затем воду сливают и заливают новую, а батарею снова ставят на зарядку при небольшом напряжении.
Необходимо добиться, чтобы в дистилляте возникали пузырьки, однако до закипания его доводить не нужно. На зарядке батарею следует держать до того времени, пока плотность не перестанет меняться в течение нескольких дней.
Химический способ (самый быстрый) удаления сульфатации (пошаговая инструкция)
Самым быстрым методом удаления сульфатации является химический. Он сводится к промывке аккумулятора раствором трилона Б и аммиака. Перед промывкой с помощью раствора батарею заряжают, с нее сливают электролит и промывают дистиллятом. Далее в банки заливают водный раствор с добавлением пяти процентов от объема воды аммиака и двух процентов — трилона Б.
Данный и сульфатный растворы вступают в реакцию, которая будет сопровождаться брызгами и кипением. Как только кипение закончится, раствор сливают, а банки промывают водой, после чего заливают электролит и заряжают батарею.
Все неисправности с АКБ не появляются сами по себе, происходят они в результате небрежной эксплуатации и игнорирования проведения систематического обслуживания. Аккумулятор не требует к себе очень много внимания. Достаточно хотя бы раз в полгода заряжать его с помощью зарядного устройства.
Если батарея обслуживаемая, перед постановкой на подзарядку необходимо обратить внимание на уровень электролита и при потребности восстановить его. После зарядки проверьте плотность электролита в каждой банке. Существенных различий по значениям плотности между банками быть не должно. Допускается минимальная разница между ними.
Перед монтажом новой батареи на автомобиль, проверьте напряжение, которое выдает генератор, во исключение перезаряда. Кроме того, устанавливая новый аккумулятор, необходимо хорошо его закрепить для предотвращения возможного повреждения корпуса.
Как на Алиэкспресс найти качественные автотовары по сходной цене и бесплатной доставкой
- 1 шаг — регистрация на сайте, для чего необходимо ввести фамилию, имя и адрес электронной почты, а также придумать пароль. Чтобы ваш аккаунт на не заблокировали, важно подтвердить электронную почту в течение суток.
- 2 шаг — заполняем адрес доставки. Это можно сделать в своей профиле. Важно заполнять все поля латинскими символами.
- 3 шаг — возле графы категории нажимаем на ссылку «Смотреть все» (в левом верхнем углу сайта).
- 4 шаг — выбираем категорию «Автомобили и мотоциклы».
- 5 шаг — затем вы увидите восемь подкатегорий, а именно: запчасти для мотоциклов; запчасти для автомобилей; инструменты, техническое обслуживание; автомобильная электроника; транспорт и аксессуары; салонные аксессуары; внешние аксессуары; дорожная безопасность. Из данных категорий выбираем требуемую, в зависимости от типа искомого товара. Например, салонные аксессуары.
- 6 шаг — в поисковую строку вводим ключевые слова, к примеру, чехлы на автомобильные сиденья.
- 7 шаг — вверху страницы вы увидите панель инструментов, с помощью которой можно отсортировать результаты и отсеять ненужное. К примеру, выбираем только розничные товары и товары с бесплатной доставкой. Что касается сортировки результатов, то лучше выбрать сортировку по рейтингу продавца. Почему? Да потому что, если у продавца высокий рейтинг, значит его товары качественные, соответствуют описанию и недорогие. Кстати, не забудьте почитать отзывы других покупателей.
- 8 шаг — на странице описания товара необходимо выбрать нужное вам количество, размер и цвет.
- 9 шаг — если вы желаете перейти к оплате товара прямо сейчас, нажмите на ссылку «Купить сейчас», если же вы хотите оплатить товар немного позже, нажмите «Добавить в корзину».
- 10 и последний шаг — оплата товара.