Меня зовут Павел Бахолдин, с 2001 года я занимаюсь куплей-продажей подержанных автомобилей и услугами для автовладельцев.
За это время через мои руки прошли сотни машин, самых разных марок, моделей и комплектаций. Благодаря накопленному за годы работы опыту, я могу считать себя экспертом в области автомобильного бизнеса.
Мои друзья, знакомые, и знакомые знакомых, желающие подобрать автомобиль с пробегом, регулярно обращаются ко мне за советами, как это сделать правильно. И каждый раз мне приходится пересказывать одну и ту же информацию, которой довольно много. Это натолкнуло меня на мысль создать пошаговую инструкцию, чтобы просто отсылать к этому тексту всех желающих.
Сначала я попробовал найти что-то похожее в интернете, и проштудировал ради такого дела десятки сайтов. Оказалось, что нормального описания, как подобрать подержанный автомобиль с пробегом, в рунете просто-напросто НЕТ.
И тогда я написал свой текст, состоящий из набора статей. Инструкция стала выжимкой из десятилетнего опыта работы на автомобильном рынке и проведения сотен сделок, в которых я побывал как в роли продавца, так и на стороне покупателя.
Не знаю, как в других странах, но в русском сегменте сети нет ничего подобного - поверьте, я искал! :)
О моем пособии
Я закончил свое пособие в июне 2011 года, и с тех пор регулярно редактирую, по мере изменения законодательства. Последняя редакция сделана в августе 2012 года. Так что информация здесь - самая что ни на есть актуальная.
Потенциальная выгода читателя от прочтения этой инструкции - СОТНИ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Именно в такую сумму могут вылиться ошибки, которые делают люди при покупке подержанного авто, становясь жертвой нечистых на руку продавцов.
В то же время, человек, ознакомившийся с моим руководством, и покупающий машину в соответствии с ним, на 100% застрахован:
- от покупки машины, в которой в процессе эксплуатации выявятся неприятные конструктивные особенности, обусловленные ошибками инженеров-конструкторов
- от опасности купить машину, побывавшую в серьезной аварии
- от крупных вложений в технический ремонт сразу же после покупки, из-за серьезных неисправностей, не выявленных до оформления сделки
- от покупки машины, находящейся в залоге, или в угоне
Машина, купленная в соответствии с этой инструкцией, будет долгие годы вашим надежным спутником, став удачным вложением денег и счастливым приобретением.
Даже если вы - не новичок в покупке авто, разбираетесь в жестянке, и сменили в своей жизни не один подержанный автомобиль - в моем пособии вы, скорее всего, найдете для себя что-то новое и полезное.
Мой опыт в сотни раз превосходит опыт человека, не занимавшегося перепродажей иномарок профессионально!
Практика показала, что среди людей, покупавших машины у меня, даже те, кто обладает богатым опытом, все равно в большинстве своем не делают очень многие вещи, которые делать надо, и совершают в то же время множество лишних телодвижений, думая, что делать надо именно так.
Если же вы далеки от автомобильной сферы - для вас это пособие - просто бесценный кладезь информации!
Последовательность покупки машины я изложил простым и понятным языком, снабдив текст в нужных местах фотографиями и гиперссылками. Информация представлена кратко, все - только по делу, «воды» и переливания из пустого в порожнее вы здесь не найдете. Моя цель - сэкономить вам деньги и время, и инструкция составлена так, чтобы следовать этим принципам. Прочитав ее, вы будете знать все необходимое для того, чтобы купить подержанный авто в хорошем состоянии, избежав любых возможных рисков.
Из статей вы узнаете:
- Где лучше всего выбирать машину;
- Как узнавать средние рыночные цены;
- Какие машины покупать НЕ НАДО;
- Как в разговоре по телефону выявить автосалон, прикидывающийся хозяином машины;
- Как не стать жертвой телефонных мошенников;
- Как при осмотре машины самому, ;
- Как быстро и грамотно проверить техническое состояние машины и сэкономить на диагностике ;
В книге так же рассмотрены частные случаи, касающиеся грамотного переоформления машины, кредит по которой еще до конца не выплачен, покупки машины с особыми отметками и вклейками в ПТС, с дубликатом ПТС, покупки по генеральной доверенности, проверки истории машины, привезенной из Америки, и еще несколько подобных моментов.
Статьи сопровождаются примерами из жизни - как делать можно, а как - нет.
В общем, прочитав это пособие, в плане покупки машины вы будете знать всё, что знаю я сам.
Я рад сделать доброе дело, рассказав другим, как покупать машину правильно. И хотел бы, чтобы инструкция стала массовой, поэтому - если вам информация пригодится - дайте ссылку на этот сайт вашим друзьям и знакомым, нажмите лайк внизу странички, или напишите о ней пару строк на вашем любимом форуме:) Для меня это пособие - возможность сделать что-то полезное для общества. Мне приятно от того, что я помогаю хорошим людям купить себе хорошие машины, и создаю преграды нечистым на руку продавцам.
Обратите внимание, что все советы в книге ориентированы на тех, кто собирается купить подержанную ИНОМАРКУ не старше 6 лет. Если вы нацелились на «Жигули», «Волгу», или иномарку почтенного возраста - эта книга будет вам не очень полезна.
Если у вас возникнут какие-то вопросы - пишите мне , или оставляйте вопросы в комментариях к статьям этой инструкции.
Если у вас есть существенное дополнение - буду рад вашим комментариям.
Итак, начнем пожалуй! :)
Начинаем выбирать подержанный автомобиль.
Какие машины покупать не стоит.
Прежде всего, рассматривайте для покупки иномарки не старше 6 лет. Машина старше 8-9 лет как правило требует регулярных вложений в ремонт, которые делают владение автомобилем поновее более выгодным делом, чем поддерживать на ходу старый "пепелац" :) Соответственно, если вы собираетесь владеть машиной долго - ограничьте круг поиска вариантами, которые скорее всего не будут создавать вам серьезных проблем еще хотя бы 2-3 года.
Где выбирать автомобиль и узнавать рыночную цену.
Самый популярный сайт сегодня - это auto.ru. Чтобы определить, сколько сейчас стоит в среднем любая машина любого года выпуска - достаточно сделать выборку через удобную форму поиска на их сайте . Помимо auto.ru, можно еще смотреть объявления на таких сайтах, как avito.ru, drom.ru, auto.mail.ru, irr.ru, и auto.dmir.ru. Эти ресурсы покрывают 99% автомобильных объявлений рунета.
Как определиться с марками машин, из которых будем выбирать себе железного друга.
Допустим, вы уже знаете, какие модели вы можете себе позволить исходя из ваших финансовых возможностей и тех вариантов, что сегодня может предложить рынок. У вас уже есть некоторые предпочтения - какие из этих моделей вы бы хотели посмотреть «вживую». НЕ ТОРОПИТЕСЬ сразу ехать на просмотр. Каждая модель автомобиля (от Дэу Матиз до Мерседеса S500) имеет в Сети клубы своих поклонников. На сайтах этих сообществ есть такая бесценная вещь, как ФОРУМЫ. Им следует уделить немного вашего времени, или вы можете и мы избавим вас от головной боли и потраченного времени.
Автомобиль - сложное техническое устройство, состоящее из нескольких тысяч деталей. Каждый производитель делает по-своему уникальные машины: везде работают свои команды инженеров, и к одним и тем же техническим задачам они подходят с разных сторон. Поэтому каждая модель имеет какие-то особенности, некоторые из которых могут вас (как будущего владельца) просто не устроить. Иногда фирма идет путем смелого эксперимента, внедряя в производство узлы и агрегаты, которые лишь через несколько месяцев после начала продаж показывают свои недостатки.
На форумах, посвященных конкретным моделям, подробно обсуждаются слабые места машин. Из этой информации можно сделать выводы - готовы ли вы мириться с возможными недостатками конкретной модели, или лучше всего сразу же исключить ее из выборки.
В результате финансового кризиса сегодня для многих наших соотечественников является проблемой купить новую иномарку. В этой статье мы хотим поговорить о том, как выбрать автомобиль , бывший в употреблении, на что обратить особое внимание и как не попасть впросак.
Следует понимать, что покупка подержанного автомобиля всегда связана с определенным риском. Вместо надежного средства передвижения он может стать постоянным источником неоправданных расходов на ремонт.
Чтобы не допустить ошибку, покупателю следует выбирать автомобиль предельно внимательно, поскольку нередко бывают случаи, когда стоимость ремонта может превышать цену покупки.
Итак, давайте подробно остановимся на том, как выбрать автомобиль на вторичном рынке.
Первый взгляд на подержанный автомобиль
Лучше всего проводить «знакомство» с автомобилем днем, когда лучше видны дефекты лакокрасочного покрытия.
Если вы будете осматривать машину при искусственном свете в гараже или при недостаточной видимости, то можете не заметить царапины, тем более, если продавец потрудился над их скрытием специальными косметическими средствами
Осматривайте кузов на предмет ржавчины. Особенно наиболее уязвимые для коррозии места: багажник, колесные арки и пороги.
Лакокрасочный слой осматривайте под разными углами зрения, посмотрите, не отличаются ли кузовные панели по цвету. Загляните в кузовные зазоры, их цвет также должен совпадать с общим фоном.
Посмотрите на крепежные гайки. Если на подержанном автомобиле они достаточно новые, значит, кузовные детали снимались. А это может свидетельствовать о серьезном кузовном ремонте. В самом факте ремонта ничего страшного нет, но, во-первых, это дает вам повод поторговаться, а во-вторых, свидетельствует о том, что нужно более внимательно присматриваться к автомобилю.
Осмотрите колеса, которые должны ровно стоять и иметь равномерный износ покрышек. В противном случае что-то не так с ходовой, либо с геометрией кузова.
Если внешние признаки автомобиля удовлетворительны, смотрим дальше.
Загляните под автомобиль
Из неисправных авто могут капать различные технологические жидкости: вода, бензин, тормозная жидкость, тосол, масло. Если вы увидите лужицы, от покупки лучше сразу же отказаться
Моторный отсек
Откройте капот. Двигатель должен быть внешне чистым или хотя бы не забрызганным маслом. Непонятные «усовершенствования», изолента и т.п. должны настораживать. Осмотрите внутреннюю стенку капота. Об утечках масла может свидетельствовать черный налет.
Проверьте на предмет износа все приводные ремни. Обычно ремень, отслуживший свое, белеет, покрывается трещинами и обнажает нити арматуры. Этот вопрос особенно актуален для привода газораспределительного механизма, поскольку в большинстве бензиновых моделей его обрыв становится причиной преждевременного ремонта двигателя. Несмотря на то, что сам ремень стоит недорого, не исключено, что он оборвется сразу после покупки.
Датчики
При открытом капоте поверните ключ в замке зажигания так, чтобы включились датчики приборов.
Должны загореться, как минимум лампочки давления масла и аккумулятора.
Двигатель и топливная система
Затем запустите мотор, и пусть автомобиль прогреется до рабочей температуры. Двигатель должен работать равномерно и тихо.
Попробуйте нажать педаль газа и прислушайтесь к работе мотора на предмет стуков. Отпустите педаль и посмотрите, если обороты упали не сразу или на холостом ходу они превышают 1100 об/мин, значит, есть проблема с регулировкой топливной системы.
Технологические жидкости
Уделите внимание маслу и тосолу. Если изменен характер этих жидкостей (масло пузырится, а в тосоле заметны примеси эмульсии), значит, они смешиваются. Это свидетельствует о деформации головки блока цилиндров вследствие перегрева или о пробитой прокладке.
«Кипевший» двигатель в несколько раз снижает моторесурс, а его капремонт может обойтись в несколько тысяч долларов.
Посмотрите на масло. Если оно загустело и на щупе собирается в комки, значит, смешивали разные виды масел или заливали подделку. Такой мотор прослужит недолго.
Проверьте также уровень тормозной жидкости.
Световые приборы
Проверьте все световые приборы - освещение салона, стоп-сигналы, поворотники, фары. Неисправность хоть одной лампочки может свидетельствовать не только о необходимости заменить предохранитель, но и о серьезном износе плат, ошибке в бортовом компьютере или даже о замыкании проводки.
«Глюкнутая» электрика опасна, автомобиль может воспламениться.
Ходовая часть
Самостоятельно проверить без подъемника или ямы можно лишь амортизаторы.
Для этого несколько раз сильно и резко надавите на капот автомобиля, чтобы он раскачался. Если до восстановления статического положения авто колеблется более одного раза, значит, амортизаторы нужно менять.
Обратите внимание на руль. Согласно с правилами дорожного движения его люфт не должен превышать 5 сантиметров в обе стороны до момента начала поворота колес.
Салон автомобиля
Обязательно проверьте, работает ли климатическая установка. Многие покупатели не обращают особого внимания на кондиционер и «печку», а зря. Часто их ремонт обходится дороже, нежели восстановление ходовой. Более того, иногда чтобы добраться до «климата», приходится разбирать половину салона.
Пробный выезд
После того как двигатель прогреется, включите передачу и попробуйте тронуться. Обратите внимание на то, насколько высоко нужно поднять педаль от полностью выжатого состояния.
Когда схватывание происходит низко, то сцеплению может требоваться серьезный ремонт или даже замена.
Кроме того, во время включения/выключения не должно быть ни скрипа, ни хруста. Если таковые присутствуют, значит, либо изношен трос, либо требуется замена выжимного подшипника, а для этого придется снимать всю КПП.
Начало движения не должно вызывать трудностей. В случае пробуксовки знайте, что это свидетельствует об изношенных дисках сцепления.
Педаль тормоза не должна доходить до пола на несколько сантиметров. Нажмите ее и зафиксируйте в таком положении на минуту. Вы не должны чувствовать, что натяжение ослабевает. В противном случае есть утечки в тормозной системе или даже изношен главный цилиндр сцепления.
Проверьте, не «бросает» ли автомобиль в сторону во время резкого торможения и не слышите ли вы при этом посторонние звуки.
Поездите по мелким выбоинам и кочкам и послушайте подвеску. Если слышны сильные стуки, предложите продавцу проверить машину на специализированном стенде.
Если при крутом повороте или на высокой скорости руль начинает дрожать, значит, колеса, скорее всего не отбалансированы.
При исправной трансмиссии передачи должны переключаться очень легко и при этом не издавать посторонние звуки.
Послушайте звук КПП при отпущенном и выжатом сцеплении: если услышите разницу - предстоит ремонт.
Это были главные моменты, которые необходимо знать, перед тем как выбрать автомобиль . А в следующих статьях мы расскажем о том, как определить "утонувший" автомобиль, рассмотрим самые частые ошибки при покупке б/у автомобилей, а также сколько стоит привести в порядок подержанное авто.
Если с приобретением нового авто ситуация более или менее понятная, то как выбирать автомобиль с пробегом, знают далеко не все. И если на «красавицу» из автосалона не хватает финансов, то перед покупкой подержанной машины не помешает узнать некоторые особенности выбора.
Начнем с того, почему прежний хозяин пытается избавиться от своего «железного коня». Причин тут может быть несколько. Либо владелец решил приобрести более престижную модель, либо он испытывает финансовые затруднения и продажа машины - это единственный способ достать наличность, либо машина своими ремонтами превратила жизнь владельца в ад.
Теперь постараемся проанализировать все вышесказанное и уяснить, как выбрать машину с пробегом, чтобы адом не стала жизнь и нового владельца. Некоторые советчики перед покупкой подержанного авто предлагают тщательно изучить документы на транспортное средство, мол в них указан и год выпуска, и количество владельцев. Документы - понятное дело, просмотреть нужно. Но и не следует забывать о том, что ни в одном техпаспорте не записывается, в каком режиме прежний хозяин эксплуатировал автомобиль. Машина - она хоть и железная, но вещь достаточно нежная. При бездумном отношении «убить» ее можно за пару месяцев. Есть несколько аспектов, на которых следует заострить внимание перед тем, как выбирать автомобиль с пробегом.
Порядок осмотра подержанной машины
Не будем останавливаться на том, что нужно сначала проверить номера на двигателе и кузове и сличить их с номерами в документах. Это знает каждый автомобилист. Следующим этапом после проверки номеров будет осмотр автомобиля на предмет его технического состояния. Для этого не забудьте прихватить с собой фонарик и магнит:
1. Осмотр кузова. Как правило, именно внешний вид машины создает первое впечатление. Тот, кто продает автомобиль, тоже осведомлен об этом. Поэтому, чтобы взять за авто максимальную цену, он его и воском натрет, и «зеркала позолотит». Так что особо не верим глазам своим, а проверяем все опытным путем. Вот для этого и понадобится магнит. Если машина битая, то ее восстанавливали. А если восстанавливали, то без хорошего слоя грунтовки не обошлись. Там, где притяжение магнита будет слабее, и была вмятина.
2. Осмотр ходовой части. После того как разобрались с кузовом, следует заглянуть под автомобиль. Для этого его лучше загнать на эстакаду. Тут понадобится фонарик. Осматривать подвеску лучше при хорошем освещении. И обратите особое внимание на состояние днища. Какой смысл в исправной начинке, если она «упакована» в гнилой кузов.
3. Осмотр салона. Каждый, перед тем как выбирать автомобиль с пробегом, не раз представлял себе внутренне убранство салона. Однако состояние обшивки и сидений может рассказать не только об аккуратности владельца, но и о нелегкой жизни автомобиля. Так, если на приборной панели запотевшие приборы, а на обшивке проглядывают слабозаметные подтеки, то можно смело сказать, что перед вами «утопленник». Как ни суши салон после экстремальных водных процедур, а водяные пары всегда найдут выход.
4. Осмотр подкапотного пространства. Здесь также потребуется фонарик. Следует тщательно осмотреть двигатель. Должно насторожить слишком светлое масло на щупе. Это верный признак того, что масло заменили перед продажей. А вот по какой причине, это известно только хозяину. Также под подозрение должны попасть явные отметины от ключа на гайках двигателя. Это значит, что в моторе что-то ремонтировали незадолго до продажи. Ну и, само собой разумеющееся, на силовом агрегате не должно быть никаких потеков рабочей жидкости.
Многие автовладельцы, приобретающие автомобиль с пробегом (СПб - не исключение), требуют у продавца Действительно, если машина эксплуатировалась в крупном городе, то чаще всего она обслуживалась в одном автосервисе. Все вмешательства во внутренности автомобиля при этом заносятся в сервисную книжку.
Надеемся, что советы о том, как выбирать автомобиль с пробегом, помогут правильно определиться с выбором и не купить «кота в мешке».
Наверное, любой человек, обитающий в современном социуме, хоть раз в своей жизни задумывался о покупке личного средства передвижения. И если новая машина не по карману, мысль о том, как выбирать подержанный автомобиль, не кажется такой уж страшной. Ведь сегодняшняя жизнь довольно динамична, и очень часто мы просто не успеваем справиться с накопившимися делами, передвигаясь пешком или общественным транспортом.
Не роскошь, а средство передвижения
Немаловажным стимулом для приобретения личного автомобиля является извечное человеческое желание повышать уровень комфорта. Поездка в своей машине несравнима с перемещениями в душных автобусах и маршрутных такси. Кроме всего прочего, в современном мире автомобиль - это уже далеко не роскошь, но все равно его наличие подчёркивает статус. И если сложить все эти факты, становится понятной простая идея: покупка собственного транспорта - если не главная, то, безусловно, важная жизненная цель практически каждого гражданина.
Правда, необходимо признать, что эта задача требует серьезных финансовых расходов. Иными словами, перед потенциальным покупателем ребром становится первоочередной вопрос: "Какой же автомобиль купить?" Как выбирать подержанный автомобиль? Или все же новый?
И хочется и колется
Конечно, если позволяют средства, можно пойти в любой автосалон и купить новую машину. Это проще, удобнее и избавляет от многих сугубо технических проблем. Процедура не занимает много времени. Да и вообще, политика почти всех автосалонов направлена на максимальное облегчение выбора авто и содействие его оформлению. Покупатель может определить в этом случае не только доступный ценовой диапазон, но и различные приятные мелочи, дополнительные технические функции. Все это недоступно, если мы пытаемся понять, как выбрать подержанную машину.
Немаловажным аспектом в случае приобретения именно нового авто является гарантия производителя. Это может серьёзно защитить потребителя на несколько лет от проявления всевозможных дефектов, оставшихся незамеченными на производстве (что недоступно, после того как выбрать подержанный БМВ или др.).
Подержанный - доступный
Казалось бы, выбор очевиден в пользу покупки новой машины. Но, к сожалению, такое удовольствие доступно отнюдь не всем. Цены на новые автомобили далеки от реальных зарплат среднестатистических граждан. А желание приобрести четырёхколёсного друга от этого не становится меньше. Выход из такой ситуации довольно прост. Нужно покупать то, на что хватает реально заработанных денег. То есть подержанный автомобиль. При такой покупке есть ряд нюансов, на которых стоит заострить внимание.
Если решение приобрести подержанное авто созрело и оформилось во вполне конкретную сумму, то сначала необходимо четко для себя самого уяснить суть будущей покупки. А именно - для каких целей вам нужна машина. Это прояснит, как правильно выбрать подержанный автомобиль, чтобы остановиться на оптимальном варианте без дополнительных финансовых рисков.
Расходы на обслуживание
Эксперты в этой области напоминают о том, что техническое обслуживание подержанной машины целиком ляжет на ваш собственный или семейный бюджет. Ведь в этом случае требовать исполнения гарантийных обязательств от фирм-производителей бессмысленно. Как правило, авто с пробегом давно не находится на гарантийном обслуживании. Наверное, не нужно объяснять, что стоимость комплектующих деталей для будущего ремонта у импортных и отечественных машин существенно разнится.
Поэтому, перед тем как выбирать подержанный автомобиль, нужно определиться непосредственно со страной, которая выпустила данный механизм. Именно эти два фактора: страна-изготовитель и цель поездок на машине - позволят решить задачу в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.
Простой пример
Рассмотрим самый простой и незатратный вариант решения задачи "как выбрать подержанную машину". Вы по натуре пешеход и много времени проводите именно в активном отдыхе, связанном с пешими прогулками. Ближайший супермаркет у вас под домом, и делать гигантские закупки не нужно. Но у вас есть загородный участок, который расположен слишком далеко от вашего жилища. Конечно, можно воспользоваться общественным транспортом.
Но что делать во время сбора урожая? Как привезти домой плоды своей сезонной работы? Наем грузовой машины сведет на «нет» все усилия по минимизации затрат. В руках перевозить весь объем крайне неудобно. Как правильно выбрать подержанный автомобиль для таких целей?
Существует вариант приобретения недорогой отечественной машины. Эксплуатироваться она будет, как правило, в летнее время. И основная функция - небольшой грузовичок для перевозки собранного урожая. Такое авто не будет слишком дорогим, но это вовсе не означает, что к его выбору стоит относиться несерьёзно.
Выбираем продукцию отечественного производителя
Как выбирать подержанный автомобиль ВАЗ и не попасться на удочку всевозможных аферистов? Для этого необходимо понимать, с какими сложностями можно столкнуться при его покупке.
Опытные автомобилисты говорят, что основная проблема кроется, как это ни странно, именно в оформлении. Как правило, продают такую машину по доверенности без снятия с государственного учета, обоснованно аргументируя это высокой стоимостью самой юридической процедуры. Иногда она может превышать цену самой машины. В этом случае желательно приобретать автомобили, снятые с государственного учета, которых в продаже существенно меньше. Проявив некоторое упорство, найти их можно. И тут вы будете в выигрыше: владельцы ВАЗов, которые снимают с учета свои машины, обычно очень аккуратные люди. Т.е. автомобиль будет в хорошей «физической» форме. Заниматься же самому переоформлением такого транспорта крайне нецелесообразно (с финансовой точки зрения). Поэтому к юридическому оформлению сделки нужно отнестись серьезно, чтобы избежать возможных проблем, связанных с прошлым этой машины.
На что обратить внимание в кузове
И все же как выбирать подержанный автомобиль? К техническому осмотру машины нужно отнестись еще серьёзнее, чем к юридическому оформлению. Ни для кого не секрет, что больше всего требований предъявляется к кузову. Опытные автолюбители называют его даже основной деталью. В случае с отечественным агрегатом все довольно просто.
Кузов не должен нести элементов коррозии, явных вмятин и повреждений ЛКП (лакокрасочного покрытия). Это обычно видно невооружённым глазом, потому что проводить серьёзные лакокрасочные работы с такого класса машинами никто не будет. Стоимость фирменной покраски может превысить стоимость авто. Если при осмотре обнаружились явные дефекты, вы при дальнейшем торге можете существенно снизить цену покупки.
Как проверить двигатель выбранного автомобиля
Технические требования к такому авто минимальны. Эксперты предлагают исходить из нормального состояния основных технических компонентов: двигателя и ходовой части машины. Вот несколько правил того, как выбрать подержанную «Калину», например.
Двигатель следует завести, что называется, «на холодную». В этом случае сразу же выявятся дефекты зажигания, если они есть, а также по звуку холостого хода станет понятно общее состояние силового агрегата. Не лишним будет проверить уровни масла и охлаждающей жидкости. Кстати, по их цвету можно определить приблизительный износ всего механизма. Черное и пахнущее бензином масло с инородными телами - очень плохой признак. Это означает, что смазывающая жидкость уже не выполняет своих функций, и в результате трения началось разрушение соприкасающихся металлических поверхностей.
Самый плохой для двигательного агрегата вариант - это попадание охлаждающей жидкости в масло. Скрыть такой факт невозможно. Потому что белый налет, который образуется при перемешивании двух составов, очень хорошо виден на щупе для измерения уровня масла. Это означает, что прокладка между блоком цилиндров и верхней частью двигателя лопнула и требует замены. Такой мотор даже при скромных обсуждаемых требованиях долго работать не будет.
При тестировании двигательной системы нежелателен дым из выхлопной трубы, который может наблюдаться в разных режимах работы. Это явление свидетельствует об износе поршневых колец и указывает на серьёзные временные изменения механизмов.
Двигатель должен находиться в рабочем состоянии, работать ровно при любых режимах, не «троить» и не давать сбоев при резком нажатии педали газа. На мелкий перестук поршневой или клапанной группы в описываемом случае можно закрыть глаза.
Как проверить ходовую выбранного автомобиля с задним приводом
Изучая то, как правильно выбрать подержанный автомобиль, запомните: самостоятельная диагностика ходовой такого автомобиля очень простая. Для выявления дефектов необходимо проехать на вашей будущей машине несколько километров по неровной дороге.
Если есть неисправности ходовой заднеприводного ВАЗа, сразу же станет слышен характерный гул, доносящий из задней части авто. Как правило, так шумит изношенный редуктор заднего моста. С этим можно ездить некоторое время, но нужно помнить, что замена обойдется вам в кругленькую сумму и отнимет много времени. Исходя из этого, можно добиться существенной скидки от первоначальной стоимости машины.
Характерный булькающий перестук в передней части автомобиля при наезде колесом на кочку в большинстве случаев укажет на неисправность шаровых опорных соединений. Их ремонт не потребует больших затрат, но провести его необходимо из-за аварийности колеса.
Как проверить ходовую выбранного автомобиля с передним приводом
Если вы испытываете переднеприводный ВАЗ, то запомните условия того, как выбрать подержанную «Приору», к примеру. Самый распространённый дефект ходовой части в таких машинах - износ передних шрусов или гранат, как их называют автолюбители. Проверить техническое состояние гранаты довольно просто. До основания выкрутить руль в любую сторону и попытаться резко тронуться с места в этом положении. Если шрус неисправен, вы услышите характерный треск в передней части автомобиля в зависимости от той стороны, куда вывернут руль. Когда шумы присутствуют с обеих сторон - это довольно серьезный дефект ходовой части, который может привести к дополнительным финансовым вложениям. Да и безопасность езды на таком авто довольно сомнительная. Здесь будет уместно просто отказаться от покупки.
Это главные и довольно простые секреты того, как выбрать подержанный ВАЗ. Однако эти же методики тестирования подходят и к иномаркам. Помните о них, и вы купите именно то, что нужно.
Отечественный вездеход: на что обратить внимание
Есть некоторые технические моменты, требующие пристального внимания, если вы задались вопросом о том, как выбрать подержанную «Ниву». Здесь необходимо помнить о том, что это уже, скорее, кроссовер, чем обычный легковой автомобиль. Поэтому повышенное внимание следует уделить именно ходовой части предполагаемой покупки.
Для того чтобы весело штурмовать бровки и неровности загородного покрытия, лучше сразу получить заключение специалистов о надёжности всех рычагов подвески такого ВАЗа. Иначе есть риск, как и в случае с двигательной системой, сразу же после покупки выложить кругленькую сумму на ремонт.
Однако все риски, описанные выше, не умаляют достоинств именно этого выбора. Он оптимален для тех, кто недавно за рулем и хочет совершенствовать свое мастерство при относительно небольших затратах.
Заработать с подержанным авто - миф или реальность
Довольно большой сегмент современного бизнеса занимают автоперевозки. Все больше появляется людей, которые решились зарабатывать себе на жизнь доставкой грузов в городах. Это относительно небольшой тоннаж - приблизительно от 500 кг до 2 тонн. Для этих целей идеально подходит грузовик, выпускаемый в России под маркой «Газель». Как правило, для начала такого бизнеса лучше покупать новый автомобиль с газовой установкой.
Но если все же новенькая машина не по карману, и вы все больше и больше задумываетесь над тем, как выбрать подержанную "Газель", то лучше отбросить идею как неперспективную. Автомобили такого класса продаются с максимальным износом практически всех технических узлов, ремонт которых весьма ощутим с точки зрения капиталовложений.
Трудно не согласиться с тем, что начинать бизнес с ремонта основной его составляющей - по меньшей мере странно. Лучшим выходом в этой ситуации будет поиск и оформление выгодного кредита на покупку новой машины. Но это уже тема для совершенно другой статьи.
Покупка иномарки
Пожалуй, самая интересная и привлекательная для большинства автолюбителей составляющая продаж - подержанные иномарки. Среди опытных водителей бытует мнение, что любая, пусть самая древняя машина, сделанная за пределами нашей необъятной родины, намного лучше новых отечественных моделей. Дескать, и комфортнее, и удобнее, а главное, гораздо надёжнее всех наших ВАЗов и ГАЗов. Спорить с этим трудно, да и не нужно. Лучше всего в этих вопросах довериться собственному опыту или советам специалистов.
Главная ловушка для автолюбителя, решившего приобрести иностранного четырёхколёсного друга и не знающего, как выбрать подержанный "Рено Логан", например, заключается в небольшом количестве средств, которые он готов потратить на вожделенную покупку. Ослепленный желанием сесть за руль престижной машины человек очень часто закрывает глаза на различные мелочи, связанные с таким приобретением.
Найти иномарку без прошлого
В основном все подержанные иномарки ввозятся на нашу территорию из Европы. Для будущего покупателя важно понимать, что далеко не все автомобили доставляются законным путем. Здесь может быть несколько далеко не самых приятных для потенциальных покупателей сюрпризов.
Во-первых, авто может банально числиться в розыске. Вы купите такую машину по доверенности, а ее при первой же плановой остановке на дороге могут проверить по базе Интерпола. И если она в угоне, поверьте, у вас будут крупные неприятности. А главное, что после всех контактов с правоохранительными органами автомобиль все равно изымут. Апеллировать в этом случае будет не к кому.
Во-вторых, могут возникнуть проблемы с таможенным оформлением. Как правило, у таких автомобилей временная регистрация в ближайших странах Евросоюза. Стоят такие машины значительно дешевле, чем растаможенные и ввезённые по всем правилам. Именно невысокая цена нередко привлекает автомобилистов, мучающихся вопросом о том, как выбрать подержанный "Логан".
Надо признать, что зачастую такие эксперименты заканчиваются так же плачевно, как и в первом случае. Временная регистрация обычно очень недолгая. И после ее окончания необходимо будет либо пересекать границу той страны, где стоит на учете машина, либо оформлять ее в своей стране. И в первой, и во второй ситуации предстоят серьезные затраты. В любом случае разницу, которую удалось сэкономить при покупке, придется доплачивать.
И все же как выбрать подержанный "Рено Логан"? Как и в случае с отечественными марками, лучше всего выбирать машину, снятую с любого государственного учета. При оформлении такого автомобиля в обязательном порядке сотрудники правоохранительных органов проверят его по своим базам и выдадут разрешение на регистрацию. Только после этого можно окончательно рассчитываться с продавцами и заканчивать сделку.
И не забывайте, что ответ на вопрос «как выбрать подержанную иномарку» должен учитывать стоимость дальнейшего технического обслуживания такого автомобиля. Довольно часто бывает так, что первоначально низкая стоимость машины обусловлена именно дороговизной комплектующих для последующего сервиса. Поэтому будет не лишним перед покупкой ознакомиться с отзывами людей, уже купивших такие авто, либо проконсультироваться в сертифицированных сервисных центрах, обслуживающих выбранный бренд.
В заключение отметим, что, покупая подержанный автомобиль, тем более иностранного производства, лучше всего отвезти его для грамотной проверки серьёзным специалистам профильных станций техобслуживания. Если все вышеперечисленные нюансы будут учтены, то машина еще очень долго прослужит верой и правдой вам и вашей семье.
Всем привет! Если вы хотите, но не знаете, как купить машину с рук самостоятельно, то без изучения хорошего руководства вам не обойтись. Ведь правильное приобретение подержанного авто у физлица имеет немало важных особенностей, игнорирование которых может привести к серьезным проблемам после купли продажи вплоть до ее аннулирования, потери транспорта, денег, времени и нервов.
Я предлагаю вам начать с прочтения моего обзора по приобретению б/у автомобиля, который даст новичку всю необходимую информационную базу – начиная с решения покупки транспорта и заканчивая его регистрацией в ГИБДД.
Вы узнаете нюансы поиска выгодных предложений, секреты торга, процедуру проверки авто и его владельца, правила и варианты оформления сделки, возможности покупателя, если нет денег, а также многое другое.
Бывает так, что покупка транспортного средства (ТС) происходит спонтанно, если неожиданно появляется возможность приобрести хорошую машину дешево или попадается желанный вариант по другим критериям (марка/модель и т. п.). Но такие сделки как правило проводят опытные автомобилисты, способные адекватно различить действительно стоящую возможность от ложной выгоды.
Новичкам же спонтанных решений лучше избегать. Иначе можно приобрести ТС не только не соответствующее цене технически, но и с серьезными юридическими проблемами, ввергнув себя в изматывающие судебные тяжбы, которые не факт что закончатся в пользу истца.
Вероятность же остаться при своем финансово, даже с выигрышем в суде, еще меньше, особенно если покупатель-новичок столкнется с расчетливым и грамотным обманом, проводимым по схемам, которые можно отнести к мошенническим.
Кроме этого, даже при наличии хорошего и честного предложения, новички из-за неопытности, часто просто покупают не то, что хотели на самом деле или не то, что им на самом деле нужно. Подобное обычно заканчивается продажей приобретенного ТС и потерей в деньгах.
Пошаговая схема этапов, которые предшествуют активной фазе покупки автомобиля
В связи с вышеизложенным, новичкам к покупке ТС нужно готовиться поэтапно по следующей базовой схеме:
- Анализ потребности в покупке ТС – выясняется нужно ли вам авто, а если нужно, то для чего. Это один из самых главных этапов, от которого зависит степень удовлетворенности приобретением.
- Принятие решения о покупке авто – переход от пассивного планирования к активному: целенаправленный сбор информации по определенным маркам/моделям, способам приобретения, анализ финансовых возможностей.
- Предварительный выбор требуемой марки/модели (или нескольких равнозначных вариантов), способа приобретения, целенаправленный сбор информации по уже выбранным критериям и ее анализ, сбор денежных средств, планирование приблизительного времени для заключения сделки.
Выбор подержанного автомобиля покупателем
После приведенных выше этапов, процесс покупки ТС можно переводить в активную фазу – это когда в любой момент возможен переход заключению сделки:
- Непосредственный поиск вариантов
- Анализ имеющихся предложений
- Общение с продавцами, пробные осмотры и т. п.
Предшопинговый экстаз – опасность для покупателя авто
Покупка машины, даже подержанной, для очень многих новичков радостное и давно желанное событие. Вы долго выбирали оптимальную для себя марку, сравнивали характеристики моделей, копили денежные средства, искали по выбранным критериям подходящие варианты.
И когда настает долгожданное время непосредственного выбора авто, вас может охватить т. н. предшопинговый экстаз, – когда машину, о которой вы давно мечтали, хочется заполучить в свое обладание как можно скорее и «деньги жгут ладони». Это вполне нормальная психологическая реакция, но она очень опасна при выборе ТС и заключении сделки.
Именно в таком состоянии, когда положительные эмоции подавляют трезвое мышление, люди совершают наибольшее число промахов и ошибок. Нетерпение часто провоцирует надежду «на авось» из-за чего элементарной осторожностью могут пренебречь даже опытные покупатели ТС.
Надеюсь, вы не сделаете подобной ошибки и перед покупкой авто прочитаете до конца хотя бы эту статью. Старайтесь подавлять шопинговую эйфорию в процессе покупки и совершать выбор на холодную голову.
Поиск подходящего варианта
Один из ключевых этапов покупки ТС – это поиск и выбор подходящего варианта. Здесь многое зависит от следующих факторов:
- Степени опытности автомобилиста в купле-продаже.
- Возможностях покупателя – финансовые рамки, помощь опытных друзей, инструментальная оснащенность, возможность дальнего выезда и т. п.
- Уровня усилий , прилагаемых покупателем на важных этапах процесса приобретения, включая затрачиваемое время.
- Везения – это очень мощный, но плохо поддающийся контролю фактор.
Комбинация перечисленных факторов может давать самые разнообразные результаты – от покупки отличной машины по дешевой цене, при везении и/или приложении серьезных усилий на поиск и анализ, до совершенно плачевного результата.
В каком месте можно купить подержанный автомобиль
Большое значение имеет место приобретения ТС. Даже неопытные покупатели знают, что некоторые люди «гоняют тачки» и . Это означает, что в некоторых местах, отличных от места проживания покупателя, при остальных равных условиях, можно приобрести ТС:
- По более меньшей стоимости.
- В более лучшем состоянии.
- Более лучшего качества исходной сборки.
- С большей возможностью выбора по маркам, моделям и комплектациям.
- С меньшими рисками – по юридической и технической составляющей.
- С меньшими хлопотами относительно общих усилий по купле-продаже.
Например, вы можете купить японский внедорожник:
- У себя в городе при высокой цене и скудности выбора, но с меньшими хлопотами.
- В другом городе или регионе , где цена меньше, а привлекательных вариантов (включая юридически безупречные) больше.
- В другой стране , где цена гораздо ниже, выбор огромен, но требуется много хлопот, связанных с перегоном.
Кроме перечисленных, имеется и много других вариантов и комбинаций, связанных с местом приобретения ТС.
Всегда ли нужно покупать авто самому?
Приобретать автомобиль можно как самому, так и через посредника по покупке. Такой посредник не является дилером, а выполняет функции персонального менеджера покупателя и доставщика. Одновременно он является доверенным лицом покупателя.
Здесь у вас есть следующий выбор:
- Самостоятельно проводить сделку – это дешевле, но более рискованно.
- Нанять посредника , который возьмет на себя все хлопоты и риски, доставляет требуемое авто «под ключ», но возьмет за услуги комиссию.
Покупку ТС в своем городе или в других населенных пунктах региона вполне может осилить и новичок. А если приобретение требует дальней поездки в другой регион или другую страну, то можно рассмотреть возможность найма посредника.
При этом посреднику можно заказать не какой-то конкретный автомобиль по найденному предложению, а передать набор требований и критериев, по которым посредник сам отыщет нужное ТС, проверит его, купит и привезет заказчику.
Это могут быть:
- Юридические фирмы – их обычно используют для приобретения авто в зарубежье (особенно дальнем), а также для дальних регионов.
- Частные перегонщики – обычно их используют при покупке авто в других регионах.
Частным посредничеством и перегоном нередко подрабатывают обычные перекупы, которые помимо поиска машин для перепродажи, попутно выполняют конкретные заказы покупателей.
Внимание! Если вы используете в качестве посредника частное лицо, то для минимизации рисков с ним рекомендуется заключить договор поручения, в котором оговариваются подробности посредничества, обязанности сторон, непредвиденные обстоятельства, возможности претензий, оплата и другие нюансы.
Посмотрите видео о процессе покупки и доставки авто из-за рубежа при помощи третьих лиц:
Где искать подержанный автомобиль для покупки?
Сегодня предложения по продаже авто с пробегом можно найти множеством способов, которые отличаются по степени эффективности.
Виды поиска можно разделить на две основные категории:
- Живой поиск.
- Удаленный поиск.
Живой поиск
Живым поиском пользовались в стародавние времена как единственно доступным. Сейчас он по эффективности и популярности находится на втором месте, но не факт, что это навсегда. Например, в США некоторые виды живого поиска б/у ТС намного популярней удаленного.
- Посещение аторынков и частный торг.
- Посещение заведений юрлиц-посредников , через которые продаются подержанные авто – , автоломбарды, автоаукционы, некоторые .
- Чтение объявлений , расклеиваемых продавцами (как на различных поверхностях, так и на самих авто).
- Мониторинг авторазделов местных СМИ – периодики, телепрограмм, радио.
- Посещение гаражных кооперативов , где в управлении могут помочь с поиском продавца.
- Слежение за новостями «сарафанного радио» среди друзей и знакомых.
Внимание! При живом поиске покупателю доступно гораздо меньшее количество предложений, но все они находятся в непосредственном или быстром доступе, что всегда дает очень важную возможность – предварительный осмотр автомобиля.
Удаленный поиск
Удаленный поиск – это мониторинг и анализ автомобильных объявлений в интернете. Сегодня большинство покупателей ТС пользуются исключительно им из-за его удобства и эффективности.
В сети имеются специализированные порталы, на которых размещаются объявления о с возможностью приложения подробной информации, включая фото и видео.
Кроме этого через интернет можно удаленно выбрать и купить автомобиль даже в дальнем зарубежье. Множество компаний предлагает помощь в покупке и доставке ТС из стран Запада и Дальнего Востока. Есть немало предложений по выбору, покупке и отправке ТС и от частных русскоговорящих посредников, проживающих за рубежом в странах с развитым автопромом.
Также удаленные продажи ТС поставлены на поток через специализированные автоаукционы США, Японии и Южной Кореи.
У кого можно купить автомобиль с пробегом?
Продажей подержанных автомобилей сегодня занимаются многие. Продавцы подразделяются на две основные категории:
- Частные продавцы.
- Бизнес-продавцы и частные предприниматели.
К частным продавцам относятся все те, кто не занимается перепродажей транспорта.
Кроме этого к частникам можно отнести и подкатегорию юрлиц, которые реализуют ТС без целей перепродажи. Дело в том, что перед продажей авто в частные руки такие юрлица как правило выводят оформление транспорта на доверенное частное лицо т. к. прямая продажа по схеме «юрлицо – физлицо» весьма хлопотно по части сбора пакета прилагаемой к сделке документации.
К бизнес-продавцам относятся все, кто подержанного транспорта.
Это могут быть:
- Перекупы , к которым относятся обычные частники, перепродающие ТС от случая к случаю или на постоянной основе. Или они же, но со статусом частного предпринимательства. Некоторые продвинутые перекупы имеют статус юрлица (ООО), что не меняет сути и методов их деятельности.
- Юрлица с площадками для продажи б/у авто в рамках договора комиссии или классической перепродажи, а также в рамках автоаукциона.
Для неопытного покупателя оптимальным вариантом будет покупка авто напрямую от частного лица.
Как искать подержанный автомобиль для покупки онлайн
Поиск продаваемых автомобилей осуществляется через мониторинг предложений продавцов на специализированных порталах бесплатных объявлений.
К ним относятся ресурсы:
Есть много других подобных порталов, но обычно хватает и этих трех, если речь идет о легковом варианте. Если вам нужен грузовой, коммерческий или специализированный транспорт, то поиск ведется по другим ресурсам, наподобие MachineryZone.ru и др.
При поиске в сети предложений по продаже б/у авто новичкам нужно ориентироваться только на частных продавцов. Все остальные варианты – это для более продвинутых и опытных покупателей.
Работа с объявлениями заключается в следующем:
- Настройка поискового фильтра указанных ресурсов – выставляются требуемые вам параметры.
- Сортировка выданных фильтрованным поиском объявлений – выбираются только актуальные, подходящие под ваши планы. Отсеиваются не отвечающие запросам, подозрительные, содержащие минимум информации.
- Проработка отобранных вариантов – пробивка ТС на юридическую чистоту по указанной в объявлениях кодам маркировки.
- Общение с продавцами итоговой выборки объявлений по телефону и выяснение подробностей.
- Составление списка вариантов, по которым стоит потратить время на живой осмотр продаваемого автомобиля.
При работе с объявлениями онлайн используйте следующие важные рекомендации и предостережения:
- Перед поиском и сортировкой объявлений определите приблизительно-точные значения ценового разброса для вашего варианта – рамки минимальной, максимальной и средней стоимости ТС.
- Избегайте подозрительно привлекательных вариантов с сильно заниженной рыночной стоимостью – эти объявления или мошеннические, или с проблемными ТС.
- Если хозяин требует с вас задаток онлайн, а вариант очень хорош и выгоден по цене, но авто продается срочно, то отбрасывайте данное предложение –оно мошенническое.
- Если в процессе выяснится, что продавец перекуп , то лучше откажитесь от данного варианта. Перекупы не мошенники, но часто работают на грани прямого обмана, с использованием серых схем и т. п. Покупать авто у перекупов можно только опытным автомобилистам.
- Если авто на заграничных госномерах , то вариант отбрасывайте однозначно.
- Если авто на госномерах иного региона и прописано нечто вроде «звонить понимающим», то отбрасывайте вариант однозначно.
- Если вариант привлекательный, но фотосессия не дает понимания того, что изложено текстом, то лучше не связываться с этим продавцом.
- Предложения с юридическими проблемами игнорируйте однозначно: без документов, запрет на регистрационные действия, арест ТС и т. п.
- Продавцов залоговых, кредитных и ТС лучше также игнорировать – такие варианты можно рассматривать, но они не для новичков.
- Если VIN-код или № кузова не пробивается по онлайн-базам или маркировочных данных вообще нет, то вариант отбрасывайте.
Посмотрите видео о поиске продающихся авто онлайн:
Как купить подержанную машину дешево
Возможность приобрести авто с пробегом по дешевой цене вполне реальна, но просто так подобные варианты в руки не даются. Приобрести ТС по дешевой цене на вторичном рынке можно в перечисленных ниже случаях.
Фактор везения
Вам просто повезло – например, вы узнали, что ваш знакомый решил продать свое авто , что обычно подразумевает его выкуп перекупами или организациями по цене ниже рыночной. ТС вас устраивает, и вы покупаете его прежде чем продавец успевает обратиться к перекупщикам.
Предложения со сниженной стоимостью ТС регулярно поступают не только напрямую к перекупщикам – многие продавцы при срочной продаже предпочитают подавать онлайн объявления. Однако на него первыми откликаются те же перекупщики.
Успеть за ними обычному покупателю сложно т. к. перекупы используют специальный сигнальный софт, автоматически проверяющий все онлайн площадки на предмет свежих выгодных объявлений в режиме 24/7.
Фактор торга
Если вы умеете хорошо торговаться, то это искусство во многих случаях позволит существенно снизить цену просто так – чисто на вербальном уровне т. к. многие люди не умеют стоять на своем и имеют повышенный уровень внушаемости.
Если же сделать ставку на грамотный торг и провести его успешно, то цену на авто можно сбить до ее нижнего рыночного предела. А если использовать еще и техническую составляющую – проверку на битость толщиномером, специальную проверку узлов и систем ТС, то цена может опуститься и ниже рыночной. Такой подход используют перекупы – это главная составляющая их заработка.
Посмотрите видео, где рассказывается о нюансах торга за авто:
Фактор сезонности
Грамотно используя сезонный фактор, можно экономить на колебаниях среднерыночный цен в течение года. Например, в январе автомобильный рынок имеет наименьшую активность и цены в это время опускаются, а весной наоборот поднимаются т. к. спрос увеличивается.
Сезонный фактор активно используется при покупке новых машин через автосалоны, где к нему привязаны предлагаемые скидки, акции, распродажи, подарки и уровень возможного дополнительного торга.
Посмотрите видео о влиянии сезонного фактора при покупке машины:
Географический фактор
Большую роль на цены играет географический фактор:
- Мегаполисы. В больших городах авто на вторичном рынке как правило дешевле, чем в средних и небольших населенных пунктах из-за уровня конкуренции. Принято считать, что жителям регионов покупать ТС в мегаполисах с населением более 1 млн чел. выгодно. Примером может служить Москва, где приезжих покупателей авто очень много.
- Высокая автомобилизация. Также есть регионы с очень высоким уровнем автомобилизации (кол. ТС на 1 тыс. чел.). Покупать многие марки ТС в таких регионах также выгодно. Примером может служить Приморский Край, где географическая близость Японии, Кореи и Китая дает значения автомобилизации выше, чем в Московской области.
- Места производства отечественных ТС. В некоторых городах России можно выгодно покупать отечественные марки ТС – это Самара, Ульяновск, Тольятти т. к. местный вторичный рынок ими перенасыщен.
- Страны СНГ . Законодательство и колебания курсов национальных валют ряда стран постсоветского пространства периодически дают возможность ввоза машин в РФ по выгодным ценам. Так было с ввозом авто из , и др.
- Дальнее зарубежье. В некоторых случаях выгодной может быть покупка авто в одной из ведущих стран мирового автопрома. Ранее, до закрытия юридических лазеек в таможенном законодательстве, это было даже сверхприбыльно.
В этом видео автоперекупщик рассказывает об отличии цен на авто в крупных мегаполисах:
Как выгодно купить Б/У автомобиль
Покупка машины по дешевой цене условно отличается от выгодной покупки авто:
- Дешевое авто – это когда его стоимость ниже средней по рынку.
- Выгодная цена на авто – это когда его стоимость ниже рыночной.
Корпоративные распродажи
Многие юрлица периодически обновляют свой автопарк, избавляясь от старых машин. При этом старым ТС может быть лишь по бумагам и году выпуска – все зависит от специфики деятельности организации, величины ее автопарка, количества водителей и т. д.
Если проводить поиск в данном сегменте рынка с серьезным подходом, то можно найти по-настоящему выгодный вариант, особенно если используются линии знакомства с работниками организаций, откуда можно почерпнуть информацию. Но можно и просто напрямую обращаться в дирекцию предприятия с вопросом о наличии продающихся или запланированных к продаже ТС.
Многие организации продают ТС по выгодной цене, но с довольно высоким пробегом. Тут нужно смотреть на состояние – авто корпоративных автопарков как правило регулярно проходят сервисное обслуживание, им уделяют внимание штатные техники.
И если это была служебная машина какого-нибудь руководителя, ездившего по делам лишь в пределах хороших дорог, то состояние ТС будет хорошим, несмотря на высокий пробег.
Автомобильный конфискат
Ведомство, именуемое Росимущество, регуляроно проводит открытые торги, на которых реализуется различный автоконфискат . Здесь многое зависит от продолжительности мониторинга покупателя за поступлениями и ходом торгов.
Обычно начальная цена на торгах соответствует среднерыночной, но если аукцион не дал результата, то ТС переоценивают и выставляют на торги вторично по уже сниженной стоимости. Такая переоценка будет проводиться пока авто не продастся. Если уловить момент, то, с определенной долей везения, можно купить ТС по цене ниже рыночной.
Кроме Росимущества, публичные торги для ТС, согласно ст. 447 КоАП , могут проводиться кем угодно, включая частных физлиц. Такие торги могут устраивать банки для перешедших в их собственность залоговых ТС.
Автомобили под восстановление
Немало водителей не желают и/или опасаются ездить на авто после ДТП и продают их по выгодной цене без ремонта. При этом степень повреждений может быть не очень существенна и критична, а стоимость вложений в восстановление рентабельной. В итоге покупка восстановленного авто по итоговому соотношению затрат и фактической стоимости может быть выгодной.
Битые машины продают не только их владельцы, но и некоторые организации. Например, ряд страховых компаний регулярно проводит аукционы ТС с повреждениями. В сети также есть сайты-агрегаторы подобных предложений (migtorg.com и т. п.).
Автокредитование с депозитом
Это довольно интересный вариант. Но здесь обязательно нужен стартовый капитал в размере приблизительной рыночной стоимости машины.
Суть схемы в том, что подержанное ТС покупается по какой-нибудь программе автокредитования с и одновременно с этим покупатель инвестирует накопленные на машину деньги – обычно помещает их на рублевый депозит с ежемесячными дивидендами.
Здесь критично соотношение величины и дивидендов. Если удается подобрать их оптимальное соотношение, то по итогу покупка авто может оказаться выгодной или же в пределах нижней рыночной планки.
Если же подобная схема применяется в кризисное время, когда проценты по депозитам высокие (15 – 20%), то по итогу иногда можно вывести покупку ТС в ноль.
Переоформление автокредита с продавца на покупателя
Автомобили, находящиеся в автокредите, продаются часто и цена на такую машину может быть выгодной.
Здесь играет роль:
- Срочность продажи.
- Остаток выплат по кредиту.
- Условия автокредита, включая возможные дополнительные при переоформлении.
- Отсутствие .
Внимание! Покупатель должен подробно изучить кредитный договор, проконсультироваться с менеджером банка-кредитора и только потом принимать решение.
Как купить машину с пробегом если нет денег
Нередко бывает так, что машину нужно покупать немедленно (срочно нужна, подвернулся хороший случай и т. п.), а денег нет или их не хватает.
Кроме вариантов что-то продать или у кого-то одолжить деньги, можно поступить следующим образом:
- Взять автокредит в банке на подержанное ТС по специальной программе.
- Взять потребительский кредит на авто в банке.
- Взять частную рассрочку на оплату у продавца машины с составлением соответствующего договора.
- Купить ТС у продавца с отсроченным платежом при составлении соответствующего договора.
Наиболее приемлемые здесь – варианты с и отсроченного платежа т. к. по ним или совсем не назначаются или они небольшие, а при форс-мажорах договориться с продавцом легче, чем с банком.
Посмотрите видео о покупке кредитных автомобилей:
Предварительный осмотр продающегося автомобиля
Итак, вы нашли какой-либо подходящий вам вариант и уточнили основные детали. Теперь нужно провести предварительный осмотр ТС, чтобы решить стоит ли продолжать переговоры о сделке.
Договоренность с продавцом о предварительном осмотре машины
Сперва нужно договориться с владельцем о предварительном осмотре ТС. Если такая договоренность проходит в телефонном режиме, то будьте особенно бдительны.
- Предупредите хозяина о том, что вам нужен весь набор обязательных документов на машину, а также его личный паспорт. Если при этом вам начнут рассказывать всякие «правдоподобные истории», то лучше вежливо попрощайтесь и найдите другой вариант, благо продаж на вторичке сегодня предостаточно, а береженого бог бережет.
- На встрече вам может понадобиться напарник , и если вы будете вдвоем, то предупредите об этом покупателя. С его же стороны присутствие на встрече более двух человек выглядит подозрительно. Бывает, что так поступают жулики: на предварительной встрече посторонние лица ведут себя крайне обходительно и вежливо, а при заключении сделки все уже может быть по-другому.
- На осмотр нужно взять свой паспорт (иногда продавцы просят его показать), некоторую сумму денег для возможного задатка, листы чистой бумаги и авторучку. Если у вас есть цифровой толщиномер, то захватите и его. Не помешает также цифровой фотоаппарат или смартфон с хорошей камерой, а также прозрачная линейка и рабочие перчатки.
- Место осмотра , в принципе, может быть любым, но если вы покупаете машину по бросовой цене и вам назначают встречу в каком-либо глухом месте и заводят разговор о задатке, то тут велика вероятность обмана, о чем я подробно писал в статье о .
- Если продавец настаивает на осмотре там, где невозможен тест-драйв , также проявляйте осторожность. В этом случае у авто могут быть скрытые проблемы технического плана. Идеально, если владелец спокойно соглашается на все ваши условия и дает адекватные, подробные ответы на предварительные вопросы.
Если вы разговариваете с девушкой, строящей из себя милашку или дурочку, то будьте особо внимательны – таких барышень часто нанимают перекупы, чтобы отвечать на звонки покупателей и выдавать себя за «аккуратных владелиц» неизвестно чего.
Смысл тут в том, чтобы любыми путями заманить вас на площадку перекупа, а там в ход пойдут годами отточенные приемы всучивания: вы узнаете, что машину той девушки только что «продали», но специально для вас перекуп «оторвет от сердца» другой прекрасный вариант, на который вы только гляньте, ну и т. д.
С виду это может вызвать самоуверенную улыбку, но такая схема безотказно работает уже долгое время, так что лучше сразу уезжайте, по обнаружении не того, за чем ехали. Очень часто данный прием используют всяческие сомнительной пробы автосалоны.
Внимание! Если продавец меняет время и место предварительного осмотра, есть вероятность того, что он является мошенником
Первое впечатление
После хозяина интуитивно оцените автомобиль в общем плане. Спросите себя купите ли вы его, если с ним все будет в порядке и устроит цена. Если авто вам нравится с первого взгляда, то стоит продолжать встречу, а если нет, то не нужно тратить время впустую – следует вежливо извиниться за беспокойство и уехать.
Осмотр документов
Документы хозяина смотрятся в первую очередь. Поинтересуйтесь все ли бумаги он привез, как вы просили. Если в ответ пойдут байки и жалобы на плохую память, то, возможно, дело нечисто и вам стоит откланяться, но смотрите по обстоятельствам. Если человек просто что-либо забыл, то за этим можно элементарно съездить на тест-драйве.
Покажите владельцу свой личный паспорт и попросите его предъявить свой. Если паспорт у хозяина в порядке, то начинайте проверять и копировать данные документов на авто.
Напомню, что автовладелец должен предоставить:
- транспортного средства (ПТС).
- Регистрационное свидетельство транспортного средства (СТС).
Дополнительные документы, которые желательны для ознакомления:
- Сервисная книжка с историей техобслуживания (если таковая вообще была).
- на продажу машины от члена семьи (если авто совместная собственность).
- Договор купли-продажи от .
Хорошо, если все документы оформлены на одно имя. Если же вместо ПТС владелец предоставит его в комплекте с какой-либо интересной историей, то возможно вам хотят «спихнуть» кредитную машину. Такие автомобили можно покупать, но кредитность и подзалоговость ТС или иные его не должны от вас скрываться.
Также вы должны:
- Убедиться в наличии места для записи в ПТС.
- Изучить в ПТС поле особых отметок на предмет наличия там смен, замен, утрат и т. п. подозрительностей, о которых владелец должен правдоподобно отчитаться.
- Сравнить VIN-код ТС во всей документации с маркировкой на самом авто.
- Просмотреть сервисную книжку , если она есть. Идеально, если она будет со всеми штампами, отметками и с полной историей сервисного обслуживания на одной из СТО, удостоверенной прикрепленными чеками оплаты.
- Скопировать из документов основные данные автомобиля и данные его владельца (или сфотографировать, отксерить сами документы).
На этом, после общего осмотра и небольшого тест-драйва, предварительная встреча может быть завершена, если стороны договорились об углубленном осмотре с привлечением СТО или специалиста.
Но если машина покупается в другом регионе или вы хотите немедленно тщательно ее осмотреть, то такой осмотр вполне можно провести и на предварительной встрече.
Техническая проверка автомобиля
Если вы решили провести осмотр машины самостоятельно, то это вполне возможно, при условии наличия у вас минимальных знаний устройства автомобиля.
Сразу уточню, что осмотр машины по выявлению технических неисправностей, изъянов и несоответствий производится с двумя основными целями:
- Решение о заключении сделки или отказе от покупки.
- Набор аргументов для торга при заключении сделки.
При почти любом варианте с подержанным авто вы обязательно найдете какой-то изъян, но это не означает, что от покупки следует отказаться. Да, хозяин может намеренно что-то скрывать, но может и не знать о какой-либо неисправности.
В данном случае осмотр является как бы соперничеством в том, кто кого переиграет. Поэтому скандал по поводу найденных огрехов, даже серьезных и намеренно скрытых, не будет уместным.
Итак, если вы приехали на осмотр вдвоем, то распределите роли таким образом, чтобы вы сосредоточенно занимались осмотром, а ваш напарник ассистировал вам и одновременно служил «громоотводом» для объяснений и сказок владельца, отвлекающих ваше внимание.
Если вы один, то сосредоточьтесь, стараясь не попадать под словесную манипуляцию или напускное обаяние продавца. Предварительно расспросите его о недостатках, которые он согласен раскрыть добровольно – это обоюдно сэкономит время.
Осмотр автомобиля подразделяется на 4 этапа:
- Внешний кузов.
- Двигательный отсек и багажник.
- Салон.
- Тест-драйв.
Осмотр внешнего кузова – пошаговый алгоритм
- Сперва пройдитесь вокруг авто и отметьте все бросающиеся в глаза дефекты.
- Если видимых дефектов не найдено, проверьте заводская ли на кузове окраска. Лучше всего это делать при помощи цифрового толщиномера. Толщиномер может показывать различные значения, но ваша основная задача состоит в определении мест шпатлевки и рихтовки с несколькими слоями покрытий, а также в факте перекраски или подкраски, в случае если хозяин отрицает таковые. К микронным долям различий придираться не стоит.
- Проверьте геометрию кузова по равномерности толщины всех зазоров между соединениями. Можно воспользоваться линейкой. Проверьте как открываются и закрываются все двери, багажник и капот. В нормальном состоянии все двери должны закрываться со сходным звуком и одинаковыми усилиями. Проверьте состояние нижней области стоек передних дверей на предмет обнаружения вмятин, которые говорят о сильном лобовом ударе.
- Проверьте все остекление салона. В соответствующих местах должна стоять фирменная маркировка с годом выпуска.
- Осмотрите состояние молдингов корпуса. Все они должны быть ровными и не шататься, быть как бы влитыми – это их заводское состояние.
- Проверьте фронтальную часть кузова – при достаточном пробеге в нижней передней части неизбежны микро- и макросколы ЛКП. Их можно наблюдать и на нижних ярусах радиаторных сот. Подобное вполне нормально и говорит, что окраска заводская. По этим же сколам можно определять и толщину ЛКП. Оцените состояние бампера: все детали, решеточки и т. п. должны быть прочно закреплены. Противотуманные фары если несколько мутноваты, то это нормально – свидетельство, что они «родные» и авто не было в лобовом столкновении. Проверьте работоспособность омывателей фар, если таковые есть. В авариях они повреждаются, а при ремонте на них обычно экономят и ставят просто заглушки.
- Осмотрите крылья. А именно то, как соприкасается бампер с крылом. Если было лобовое столкновение поврежденные и восстановленные крепления бампера не дадут ему идеально стать в прежнем положении и это заметно невооруженным взглядом.
- Осмотрите локеры задних и передних подкрылков. После аварии они обычно трескаются. Все их крепления должны быть на месте, а сами локеры плотно держаться на своем основании.
- Осмотрите задние фонари и пластик. На нижнем пластике часто присутствует заводская спайка по краю и если была использована структурная краска, то эта спайка исчезает.
- Осмотрите днище кузова с фонариком, но если пачкаться не хочется, то это можно отложить на потом для дообследования при помощи оборудования СТО.
- Осмотрите состояние тормозных дисков. Если они закрыты сплошными колпаками, то нужно их снять. Поверхность дисков должна быть гладкая и блестящая, а область охлаждения тормозов без серьезного налета окалины и коррозии.
- Откройте лючок бензобака и посмотрите, чтобы там были заводские наклейки на внутренней плоскости дверцы, а резинки-амортизаторы стояли на своих местах.
Все, на этом осмотр внешнего кузова завершен.
Тест-драйв – пошаговый алгоритм
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выйдите из салона, чтобы взглянуть на цвет выхлопных газов. В норме они должны иметь прозрачно-сизый цвет, а не черный, оранжевый, или какой-либо другой. Прослушайте ровность работы двигателя на холостых оборотах некоторое время.
- Проверьте мягкость хода сцепления и трогайтесь с места. Обратите внимание на плавность переключений коробки передач. Умеренно разгоните авто и сделайте резкую остановку (вы не должны почувствовать удар или сильный рывок).
- Тест коробки передач лучше всего провести несколько раз чтобы понять насколько ровно и плавно она работает. Одновременно продолжайте следить за шумами и за лишними миганиями индикаторов.
- Проверьте работу поворотников , дворников, омывателей стекла. На скорости можно проверить круиз-контроль. Сделайте разгон и повиражируйте поворотами (в безопасном для таких маневров месте).
На этом техническое состояние машины можно считать проверенным. Конечно, такой осмотр выявляет не все, но многое. А для точной диагностики двигателя, к примеру, его нужно разобрать, что очень редко делается при покупке.
Посмотрите еще одно видео с полезными советами по самостоятельному осмотру ТС:
Сделка по покупке автомобиля
Если обследованный вами автомобиль не вызвал у вас особых нареканий, и вы готовы его купить, то можно двигаться далее:
- Торг. Используйте все выявленные неисправности для аргументов снижения цены. Стесняться тут не нужно, но и особая наглость также может навредить. Придерживайтесь золотой середины и сбейте цену настолько, насколько это возможно в приемлемых рамках.
- Задаток. Если вариант очень хороший, то предложите задаток, но не сильно большой (от 2 до 20 тыс. руб., в зависимости от марки). А если хозяин сам потребует задаток, тогда заставьте его написать стандартную финансовую расписку.
- Дополнительный техкомплект. По достижении согласия в стоимости, можете решить с хозяином что он вам оставит из допкомплекта.
- Назначение даты и места заключения сделки.
Внимание! Размер задатка не должен составлять 1/5 или даже 1/20 стоимости авто. Если с вас требуют такие деньги, то лучше откажитесь от сделки.
Проверка машины на юридическую чистоту
В период между предварительным осмотром и сделкой пробейте авто на юридическую чистоту по взятым у хозяина данным через интернет-сервисы.
Это можно сделать по госномеру или VIN-коду на «Adaperio.Ru », к примеру, или иных подобных ресурсах.
Заключение договора купли-продажи
Сделка по купле-продаже ТС может быть заключена несколькими способами. Некоторые из них не рекомендуются новичкам, а некоторые вообще никому.
- Купля-продажа по одному ДКП из рук в руки – это классический и самый надежный вариант. На сделке документы подписывает собственник ТС и такой договор трудно оспорить.
- Купля-продажа по одному ДКП через устную доверенность – более сложный вариант, когда от имени собственника выступает его доверенное лицо, у которого есть только устная доверенность, но на всех документах в нужных местах имеются заранее заготовленные реальные записи и подписи рукой собственника. Новичкам этот вариант не рекомендуется. Если нет уверенности, что записи и подписи делал собственник, то от сделки лучше отказаться в любом случае.
- Купля-продажа по одному ДКП через письменную доверенность – когда от имени собственника сделку заключает его доверенное лицо, имеющее письменную доверенность (рукописного или нотариального формата) или договор поручения. В этом случае оригинал-копия доверенности и ксерокопия паспорта доверенного лица передаются покупателю, а доверенное лицо ставит в документах свою подпись. Не рекомендуется новичкам.
- Купля-продажа по двум ДКП – когда ТС продает собственник, который не проводил его перерегистрацию в ГИБДД (т. н. промежуточный собственник), покупателю передается второй ДКП, по которому машина была последний раз перерегистрирована в ГИБДД. Обычно это ДКП заключенный между нынешним продавцом и лицом, у которого он купил машину. Оба ДКП обязательно потребуют у покупателя в ГИБДД. Это в том числе белая схема перекупов, которая используется ими если не проходит черный вариант. Новичкам соблюдать осторожность и внимательность.
- Купля-продажа по . Если у продавца имеется действенная генеральная доверенность с правом продажи, то заключается ДКП по первому варианту + покупателю передается доверенность на авто, которая в момент подписания ДКП теряет свое действие, но в ГИБДД ее обязательно потребуют. Данный вариант серой схемой не является, но он иногда может иметь разные юридические сложности, которые должны быть особо оговорены в ДКП. Поэтому для данного варианта обычный бланк договора не всегда подходит – требуется индивидуальная форма, желательно составленная оформителем автодокументов или юристом. Новичкам не рекомендуется.
- Купля-продажа по генеральной доверенности. Если у продавца имеется генеральная доверенность с правом передоверия, но без права продажи и он предлагает передоверить авто на вас, то от такой сделки лучше отказаться. Это хотя и законная, но все же серая схема подмены реальной купли-продажи доверенностью, которая может быть в любой момент аннулирована, что грозит потерей авто и денег.
- Купля-продажа по ДКП от перекупа. Если авто продает перекупщик, то он обычно предоставляет документы с уже заполненными графами от хозяина. При этом хозяин и перекуп разные лица. Проверить подлинность подписи на ДКП нельзя. Перекупы часто заменяют реальный ДКП, по которому приобрели машину, на другой, где имя перекупа не фигурирует. Подпись же продавца обычно подделывается. В результате выходит, что покупатель в темную заключает ДКП неизвестно с кем, да еще без реальной подписи продавца. Такой документ юридически ничтожен и может быть в суде. Эта схема перекупов, которая хоть и часто практикуется, но не рекомендуется никому т. к. она не серая, а черная – т. е. незаконная.
Посмотрите видео о возможных схемах купли-продажи ТС:
Внимание! На сделке не ленитесь составлять документацию, которая дополняет ДКП – это дает продавцу более прочные юридические позиции в случае последующих споров.
Оформление документов при покупке машины с рук
Когда вы приедете на сделку, то не забудьте еще раз, финишно, проверить автомобиль на наличие возможных замен чего-нибудь хорошего на что-либо не очень. После этого можно переходить к составлению документов.
По нынешним правилам документы по переходу прав собственности на движимое имущество (в т. ч. ТС) не требуют государственной регистрации и составляются в свободной форме, но с содержанием обязательных сведений:
- О сдельщиках.
- Об автомобиле.
- По условиям купли-продажи.
Основным документов на сделке является ДКП и его одного достаточно для приведения в действенность механизма отчуждения собственности. Но к ДКП желательно, а иногда и необходимо прилагать дополнительную документацию.
Весь составляемый пакет выглядит следующим образом:
- Договор купли-продажи – основной документ с основными сведениями. Если кроме него ничего не составляется, то он вступает в силу немедленно после подписания сторонами всех экземпляров.
- Акт приема-передачи – дополнительный документ с расширенными сведениями об автомобиле (включая его техническое состояние) с фиксацией даты и места передачи ТС от продавца к покупателю. Если он составляется как отдельный документ, то ДКП вступает в силу с момента подписания акта приема-передачи. Стандартный бланк ДКП может иметь или не иметь в своей структуре элементы акта приема-передачи.
- Заполняемые поля в ПТС – данный документ не составляется, а заполняется: в нужные графы вносятся основные сведения о продавце, покупателе, дате и месте сделки.
- Финансовая расписка – документ удостоверяющий факт передачи денег за машину от покупателя продавцу. Может быть подкреплен приходным кассовым ордером, кассовой квитанцией и др. банковскими документами, если оплата производилась через банковскую кассу, по безналичному расчету или через онлайн платеж. В спорных случаях финансовая расписка может быть принята судом в качестве заменяющего ДКП документа, поэтому в ней нужно указывать все основные сведения о сдельщиках и ТС.
Внимание! В ПТС может не быть записей промежуточных перепродаж ТС, если их было несколько подряд. Подобное допускается.
Внимание! Сохраняйте ДКП и акты передачи, возможно они вам очень понадобятся в будущем.
Посмотрите видео о правильном составлении договора купли-продажи:
Если вы хотите знать досконально все о покупке автомобиля
Через статьи, как бы хороши они не были, физически невозможно передать все необходимые автомобилисту нюансы и секреты покупки ТС и остальные важные знания. В настоящее время в современных системах обучения используется другой более эффективный метод.
Он основан на визуально-графическом восприятии особым образом структурированной информации, которая заключается и преподносится потребителю в виде пакетных курсов. Скорость и КПД такого обучения потрясающа, а их цена всегда в несколько сот раз ниже ценности приобретаемых навыков!
Именно такой современный курс «Все о покупке и продаже автомобиля » предлагается вашему вниманию. В нем вы найдете абсолютно все, что нужно не только рядовому современному автомобилисту, но и настоящему эксперту автомобильного дела.
Среди всего прочего, курс содержит все секреты о продаже и покупке авто, о его предпродажной подготовке и приемах торга, по профессиональному осмотру техсостояния на примере трех Б/У автомобилей, работе с документацией, и многое, многое другое.
Кроме того, в состав данного инфопакета, на акционной основе, вошли два очень востребованных суперкурса: «Как заработать на перепродаже авто» и «Как заработать на аварийном и неисправном авто», которые помогут в полной мере монетизировать полученные вами знания и в, конечном итоге, разбогатеть.
Приобретайте только лучшее и удача всегда будет на вашей стороне!
Подводя итоги
В завершение данного обзора сделаю ряд выводов по ключевым аспектам темы:
- Подготовка к приобретению автомобиля важна так же, как и сама купля-продажа.
- Онлайн поиск сегодня наиболее легкий и эффективный вариант поиска предложений.
- Подержанное авто вполне реально купить по дешевой и даже выгодной цене, а также при отсутствии денег.
- Ключевыми этапами в процессе купли-продажи является проверка технического состояния машины, а также ее юридической чистоты. Проверка документов в покупке автомашины не менее важна, чем техническое обследование.
- Вариантов купли-продажи существует несколько, но не все они подходят новичкам и не все юридически правильны.
- Оформлять ДКП при покупке подержанного ТС нужно с приложением дополнительной документации в достаточном количестве экземпляров.
- Ко всем этапам покупки, от начала и до конца, нужно относиться очень ответственно, чтобы по максимуму исключить возможные неприятности.
Заключение
Итак, правильно и самостоятельно купить машину на вторичном рынке вполне доступна для новичков, но даже опытным автомобилистам в процессе поиска, подготовки и заключения сделки нужно соблюдать внимательность и осторожность.
На этом все, уважаемые читатели, я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Оставляйте комментарии к статье, делитесь информацией в социальных сетях через быстрые кнопки, подписывайтесь на обновления блога. Впереди еще много всего интересного!
Всего вам доброго, удачного выбора и выгодной сделки!