Меня часто спрашивают о выхлопе автомобиля. Зачастую новичкам, да и водителем со стажем не нравится, как машина «дымит». А точнее иногда из выхлопной трубы идет белый дым, может проявляться как с утра (когда только запустили двигатель), так и в течение дня. Причем тут две различные причины. Но все по порядку …
Что такое выхлоп?
Если ваш силовой агрегат и прилегающие к нему системы исправны и работают в штатном режиме, то выхлоп это ничто иное, как соединение водяного пара, азота и углекислого газа. Они практически бесцветны, при работе исправного агрегата из трубы идет невидимый поток этих газов, в очищении работает также и который убирает различные газы на выходе из выпускного коллектора.
Но почему же иногда из глушителя идет белый дым? Проявляется это особенно по утрам в холодную погоду? Не всегда это неисправность, это простая физика.
Холодная погода
Первая причина этому явлению может быть холодная погода. Как мы уяснили сверху, в выхлопе присутствует водяной пар, от этого никуда не скрыться, потому как он находится в воздухе который засасывается двигателем для создания топливной смеси. В холодную погоду горячий пар выходит из глушителя, моментально остывая, вот вам и беловатый оттенок – а точнее пар! Причем чем ниже температура, тем сильнее его будет заметно. Это как пар у вас изо рта.
Также хочется отметить, что иногда в глушителе образуется конденсат, от разницы температур. И когда в запускаете мотор, глушитель раскаляется, и вода начинает испаряться. Таким образом, даже в теплую погоду может идти белый дым.
Конденсат образуется в выхлопной трубе из-за частых коротких пробегов, например, вы живете рядом с работой. Выхлопная система не успевает прогреться, чтобы испарить всю воду, а когда остывает, испарения не происходит. Таким образом, растет уровень воды, сам лично видел когда выливали около литра. Для того чтобы она испарялась и больше не образовывалась, вам нужно хотя бы раз в неделю ездить на продолжительные расстояния, от 30 минут и больше. Либо просто прогревать машину во дворе, тогда концентрация «пара» значительно уменьшиться.
Как вы поняли это не смертельная причина, она не указывает на поломки. Но есть и такая, при которой существует очень серьезное повреждение системы.
Поломка
Обычно симптомы такие: — не важно какая погода и температура, прогретый или нет мотор, из выхлопной трубы идет очень густой белый выхлоп, причем уровень охлаждающей жидкости постоянно падает (как его узнать можно ), вы почти каждый день добавляете новую партию жидкости. Обороты постоянно «пляшут», от 800 до 1200.
Сразу скажу ребята – ничего хорошего. Нужно ехать на СТО причем чем раньше, тем лучше. Если протяните, то можете загубить свой агрегат, тут и до «» недалеко.
Причина: — все дело в том, что охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, после чего она с выхлопом выходит в глушитель. Это очень опасно, ведь идет еще и смешение с маслом, его свойства падают, после устранения проблемы желательно его сменить.
Почему такое происходит? И как она может туда попасть?
Все дело в строении мотора. Как известно он состоит из блока и верхней головки (где располагается «распредвал»), между ними находится прокладка, конструкция должна быть герметичная — так как в блоке и «головке» циркулирует охлаждающая жидкость, которая убирает излишний перегрев. Нужно отметить, что жидкость проходит и через прокладку (там есть специальные пазы).
Если все нормально, утечек нет — антифриз не может попасть в цилиндры. Но при неправильном монтаже головки блока (плохо закручена) или при ее повреждении, возможны мелкие прогибы, через которые начинает сочиться жидкость. Именно она попадает в камеры сгорания, тут же испаряясь и превращаясь в густой белый пар.
Поэтому нужно четко знать, что у вас происходит с двигателем – обычный пар или все антифриз уходит. Смотрим полезное видео.
Можно самому продиагностировать поломку, есть один «дедовский» метод.
1) Прогреваем двигатель до рабочей температуры, хорошо бы после небольшого пробега.
2) Берем, чистый листок бумаги, и прикладываем к выхлопной трубе. Не перекрывая ее полностью, примерно половину. Держим 10 – 15 секунд.
3) Смотрим на бумагу, если она мокрая как от воды, тут ничего страшного. Это просто вода. Если же бумага маслянистая, как после масла, это плохо! Значит, у вас в систему уходит антифриз или тосол. Нужно ехать на СТО, не затягивайте.
Смотрим небольшое видео.
Фильтры
Знаете последней причиной, могут быть вышедшие из строя (забившиеся) фильтры двигателя для очистки воздуха. Я тоже думал что такое не возможно — однако это факт! Все дело в том, что воздуха становится меньше (грязные фильтры не дают ему пройти), а вот топлива больше, при этом «дымность» увеличивается. Но тут также может проявлять не только белый но и черный выхлоп. Но это уже тема другой статьи, обязательно следите за нашим блогом.
В конце хочу сказать – если у вас такой эффект «беловатого тумана» проявляется зимой, уровень жидкости не падает, то это нормально! Не стоит даже на это обращать внимание.
Любой автомобиль постоянно отправляет в атмосферу отработанные газы – и это нормальная ситуация. Все дело в количестве вредных выхлопов и их составе. При правильно отрегулированной и исправной системе газы из глушителя будут прозрачными и почти невидимыми (исключая морозную погоду). Но что делать, если дымит двигатель очень сильно, выбрасывая плотные выхлопы черного или сизого оттенка? Это значит, что с вашей силовой установкой не все в порядке и цвет газов поможет разобраться в причинах «болезни» авто.
Причины возникновения дыма двигателя
Усиленный выход газов из глушителя может быть следствием неправильного баланса между горючим и воздухом, не одновременного либо неполного сгорания смеси, попадания масла или антифриза в цилиндры двигателя. Основные причины, почему машина дымит, можно обобщить ниже:
- возникновение неисправностей в топливной системе;
- износ деталей цилиндро-поршневой группы;
- неполадки охлаждающей системы;
- неправильное функционирование газораспределительного механизма.
Опытные автослесари могут точно определить, почему автомобиль сильно дымит, изучив оттенок выхлопа. А если известна причина, то справиться с проблемой гораздо легче. Появление сизого, белого или черного выхлопа зачастую сопровождается «попутными» неприятностями:
- Затрудненным пуском остывшего двигателя.
- Неустойчивой работой силового агрегата в холостом режиме и под нагрузкой (стрелка тахометра скачет).
- Увеличенным расходом масла и бензина (солярки).
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что у некоторых автомобилей сравнительно высокий расход масла и горючего предусмотрен производителями. Это относится к мощным и дорогим машинам. Например, двигатель Toyota 2UZ FE объемом 4,7 л по трассе расходует 10 л на 100 км, а в городе все 16. При этом естественный угар масла составляет 1 л на 1000 км. Подобные параметры особенно резко бросаются в глаза после пересадки с экономичных машин среднего класса.
- Потерей тяговой мощности автомобиля.
Бывает и так, что дым из трубы глушителя – единственный признак неисправности какого-либо узла машины. Более точно диагностировать неисправность можно по цвету выхлопа.
Прозрачный дым
Неопытные автовладельцы иногда выходящий из глушителя пар принимают за дым и начинают паниковать. Однако это вполне нормальное явление. Жидкость конденсируется на выхлопной трубе при низких температурах и после начала работы двигателя вода начинает активно испаряться, превращаясь в пар. Когда мотор нагреется до рабочей температуры, «явление» прекратится. Объем выделяемого пара связан с влажностью окружающего воздуха: чем она больше, тем продолжительнее белое «дымление». Оно не является признаком поломки силового агрегата, и никаких действий в этом случае предпринимать не требуется. Чтобы окончательно убедиться, что движок работает нормально и из трубы идет пар, приложите к трубе глушителя чистый листок бумаги на несколько секунд: вода высохнет и не оставит ни малейших следов. Если это так, значит, все в порядке.
Выход черного дыма
Эта неприятность наносит наиболее серьезный урон экологической обстановке и свидетельствует о серьезных неполадках в силовой установке. При этом ощущается сильный запах горелого масла или металла, в салоне иногда воняет нагретым пластиком. Почему такое происходит? Вероятные причины, когда двигатель дымит в этом «режиме»:
- неполадки топливной системы, : серьезно разбалансирован состав воздушно топливной системы – в цилиндры поступает чрезмерно обогащенная смесь (много бензина или солярки и мало воздуха);
- сбои в электронном блоке управления двигателем (нарушен правильный впрыск);
- утрата форсунками (они переливают) герметичности в инжекторном двигателе;
- падение компрессии в цилиндрах силового агрегата: причиной служит износ колец, поршней в результате длительной эксплуатации или некачественного ремонта.
Эти неисправности ведут к повышенному расходу горючего, рядом с машиной будет ощущаться запах бензина или солярки. Для ускоренной проверки выверните свечи и оцените их: черный налет подтверждает неисправность системы зажигания или подачи топлива.
Дымообразование голубоватого оттенка
Если он появляется у дизеля или автомобиля, работающего на бензине, то это говорит о проникновении масла внутрь цилиндров. В результате смазочный состав сгорает, образуя сизые клубы дыма, который плохо рассеивается. Голубой оттенок может иметь разную интенсивность, что связано с маркой применяемого масла, температурой окружающего воздуха. Убедиться в перерасходе смазочного материала можно, измерив щупом его уровень. Регулярное уменьшение количества масла свидетельствует о его сгорании или утечке. Еще один тест проводится с помощью листа чистой бумаги, приставленной к трубе глушителя при заведенном моторе. Маслянистые пятна только подтвердят присутствие смазочного состава в камере сгорания. Причины, по которым двигатель дымит:
- поломка, износ или невысокое качество маслосъемных колпачков: при пуске мотора на «холодную» после продолжительной стоянки смазочный состав будет сгорать вместе с топливом, что сразу покажет дымообразование;
- залегание колец поршня;
- — использование смазочного материала, не соответствующего требованиям производителя.
Сизый дым может образовываться и при несильном износе двигателя. После прогрева элементы силового агрегата начинают расширяться, и синий выхлоп постепенно становится менее сильным, а потом может и вовсе исчезнуть.
Белое плотное дымообразование
От пара он отличается не только повышенной плотностью. Если машина дымит белым дымом, то последний будет долго рассеивается. Одновременно ощущается запах гари, не исчезающий после достижения движком рабочей температуры. При пуске двигателя на «горячую» проблема также не решается. Белый дым говорит о наличии серьезных проблем в охлаждающей системе: попадании в масло антифриза. Оттенки выхлопа зависят от типа антифриза (ОЖ). Причины возникновения данной проблемы:
- нарушение герметичности ГБЦ: образование трещин, сильная деформация или прогар прокладки;
- применение низкокачественной ОЖ и : плохой антифриз способен буквально «проедать» металл, резко усиливая коррозию, что в может привести к невозможности восстановления некоторых деталей охлаждающей системы.
При смешивании антифриза и масла, последнее утрачивает свои качества и становится менее вязким, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании всех систем силовой установки и ведет к снижению его эксплуатационного ресурса.
Необходимые действия при появлении белого плотного дыма
Сначала внимательно осмотрите свечи: если на них есть накипь, это говорит о попадании воды внутрь цилиндров. Затем откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения: малый уровень антифриза, масляная пленка, запах гари свидетельствуют о нарушении герметичности системы охлаждения. Далее нужно демонтировать головку и проверить целостность ее прокладки, наличие трещин. Все восстановительные работы необходимо проводить в специализированной автомастерской.
Действия при появлении сизого дыма
В камеру, где приготовляется воздушно-топливная смесь, масло проникает через утратившую свою герметичность клапана или «благодаря» изношенным поршневым кольцам и . Тогда потребуется растачивать и хонинговать цилиндры, переходить на следующий ремонтный размер. Иногда (но ненадолго) помогает замена поршневых колец. Первый вариант, когда количество масла, попадающего в цилиндры, превышает все пределы, подразумевает или клапанов.
Иногда беловатый дым синего оттенка образуется из-за утечки смазывающего состава и попадания его на выпускной коллектор. Тогда проверьте и при необходимости поставить новые прокладки и (или) сальник коленвала.
Неисправности двигателя с турбокомпрессором
Если машина оснащена этим агрегатом, то появление белого выхлопа с сизым оттенком может быть связано с утечкой масла, которое вместо того, чтобы смазывать подшипники турбины, идет в систему пуска. Чтобы проверить это, снимите турбину с дизеля или бензинового мотора и посмотрите, есть ли масло в воздуховоде. Если это так, то целесообразнее посетить автомастерскую. При выходе из трубы черного дыма протестируйте герметичность впускной системы. Особенно хорошо заметен выход темного выхлопа при перегазовке.
Новички-водители часто ищут ответ на вопрос, почему дымит ВАЗ. Есть несколько причин, которые могут вызвать обильное выделение густого пара, похожего на дым. Но случаются и поломки, которые сопровождаются дымом. Что же делать, когда машина стала дымить?
Автомобили ВАЗ имеют много разных проблем, среди которых и частое наличие неисправностей выхлопной системы и двигателя. Большинство неисправностей системы зажигания, выхлопа и узла двигателя сопровождаются дымом. Это происходит по самым разным причинам. Сперва нужно разобрать все варианты, когда не стоит беспокоиться за целостность любой из систем.
Вот первый и основной из них: двигатель заводится, начинается обильное выделение белого дыма из выхлопной трубы.
Это вполне нормальное явление. Белый цвет парообразного вещества свидетельствует о том, что механизмы автомобиля начали работу с большой разницей температур между холодными деталями и окружающей средой. Обычно такое случается после длительного простоя. Когда двигатель начинает работу, все внутренние системы сразу же нагреваются, при этом пар, который обычно не виден, выделяется в огромных количествах из-за резкого изменения температурного режима. Многих новичков может напугать большое облако, которое образуется из выхлопа после запуска движка.
Но это не предвещает беды, если не было замечено увеличение расхода топлива, масла или жидкости для охлаждения. Особо густое парообразование бывает после холодных зим и длительных простоев машины без работы.
Белый пар не опасен, так что нет повода для беспокойства.
Синий дым
Дым любого другого цвета является признаком довольно серьезной поломки. Один из признаков повреждения — голубоватый дым, который появляется после запуска двигателя. Он может иметь все оттенки цвета вплоть до темно-синего, который будет означать обширные повреждения поршневой системы автомобиля. Если из выхлопной трубы идет синеватый дым, какая-то часть цилиндра сломалась. Почему это происходит?
Масло должно поступать в цилиндры для смазывания механизмов, их частичного охлаждения и улучшения рабочего состояния. Обычно масло не может попасть в другие узлы, но если какая-то часть поршня или системы маслораспределения была повреждена, оно протекает в камеру двигателя. Охлаждающая жидкость смывает масло, унося его с собой в систему охлаждения, где происходит его испарение в выхлопные каналы. Из-за этого дым получает синеватый цвет. Цвет будет зависеть от интенсивности работы двигателя — от прозрачно-голубого, почти белого до практически синего.
Газообразование этого цвета сопровождается сильной затратой масла. Решением проблемы является проверка системы смазывания поршней, маслосъемных колпачков или замена масла на другую марку.
Такой дым в ВАЗ-2105 может появляться и со стороны карбюратора, не только в выхлопах. Это также может быть из-за длительного простоя автомобиля или повреждений системы. Если цвет дыма со временем меняется, значит, беспокоиться не стоит, утечка проходит после прогрева деталей.
Черный дым
Одним из самых опасных видов поломки являются неисправности двигателя и топливной системы, которые сопровождаются черным дымом из выхлопной трубы.
Вот другие признаки, которые могут появиться при этом:
- Значительно увеличивается расход топлива, дым очень густой и темный, поэтому довольно токсичный.
- Двигатель работает нестабильно, иногда глохнет.
- Наблюдается потеря мощности двигателя.
- Движок очень плохо запускается.
Почему это происходит? Для ВАЗ эта неисправность свойственна из-за наличия карбюратора. Из-за неисправности игольчатого клапана происходит перелив в поплавковой камере. Также эта неполадка случается, когда забиты воздушные жиклеры. Стоит почистить их и заменить детали, отрегулировать систему подачи топлива или весь движок.
Другие источники дыма
Существует целый ряд других проблем, которые вызывают дымление со стороны двигателя:
- Неисправность системы охлаждения. Детали перегреваются и частично пригорают, выделяется дым.
- Поломка системы подачи топлива. Кроме того, топливо может сгорать не полностью, из-за этого получаются выхлопные газы другого цвета.
- Охлаждающая жидкость либо масло попадает в цилиндры двигателя из-за наличия в них повреждений.
Невозможно перечислить все вероятные неполадки, из-за которых может выделяться дым из машины. В основном для устранения проблемы достаточно замены деталей, масла или топлива, но иногда причину поломки не удается выяснить самостоятельно.
В таком случае единственный вариант — поездка в автосервис за комплексной диагностикой и ремонтом.
На наших дорогах можно встретить машины, у которых из выхлопной трубы буквально валит
дым. В некоторых случаях это является симптомом серьезной неисправности двигателя. Причем этому подвержены как бензиновые агрегаты, так и дизель. Бывалые автомобилисты уже по цвету и характеру выхлопа способны поставить машине диагноз. Однако в отдельных случаях
одинаковый по цвету дым имеет различные причины. Почему двигатель начал сильно дымить?
Какие могут быть причины? Попробуем разобраться.
Диагностика неисправностей по цвету выхлопа
Прежде всего, необходимо зафиксировать все сопутствующие обстоятельства, будь то ухудшение динамики, увеличившийся расход топлива, большой угар масла и прочие. В совокупности с цветом дыма они могут дать более или менее ясную картину неисправности.
Цвет выхлопных газов у «больного» двигателя бывает:
- Белый;
- Синий;
- Черный.
Белый дым
В этом случае важно отличать непосредственно дым от обычного, не сулящего никаких неприятностей, белого пара. Такой пар появляется у совершенно исправных автомобилей при низкой температуре окружающего воздуха. Дело в том, что в выхлопе всегда неизбежно присутствуют водяные пары. Они попадают в холодную выпускную систему, конденсируются и становятся видимыми, а на выхлопной трубе даже появляются капельки воды. По мере прогрева степень конденсации снижается и пара становится меньше. В более холодную погоду белый пар идет сильнее. Этого ни в коем случае не надо бояться.
В ситуации когда на улице погода не очень холодная, а двигатель прогрет до рабочей температуры, но из трубы выхлоп валит белым паром чаще всего виновата охлаждающая жидкость, попавшая в цилиндры. Такое бывает при негерметичной прокладке головки блока. Эта жидкость способствует образованию выхлопа с густым белым паром и едким запахом. Для того чтобы убедиться в правильности поставленного диагноза можно прибегнуть к простому дедовскому способу. Необходимо на некоторое время закрыть отверстие выхлопной трубы листом обычной бумаги. На ней при этом образуются капли. Затем, следует подождать пока они высохнут. Водяные капли без примеси масла испарятся и не оставят жирные следы. Кроме негерметичной прокладки, в попадании охлаждающий жидкости в цилиндры также может быть виновата и трещина в головке блока. Бывают случаи когда жидкость проникает в цилиндр через систему впуска, в частности, через негерметичную прокладку впускного коллектора. Необходимо понимать, что подобные неприятности может иметь как бензиновый двигатель, так и дизель.
Все неисправности, которые связаны с белым выхлопом требуют незамедлительного устранения. Причем устранить нужно не только прямые причины, но и возможные неисправности в системе охлаждения. Довольно часто прямые причины порождаются перегревом двигателя. В этом случае необходимо проверить работу термостата, вентилятора и датчика его включения, герметичность радиатора, пробку расширительного бачка и шланги системы охлаждения.
Синий дым
Почему двигатель начал сильно дымить синим выхлопом? Этот вопрос часто тревожит владельцев неновых машин. Если из выхлопной трубы сильно валит дым синеватого цвета, это свидетельствует о попадании в цилиндры двигателя моторного масла. Сам цвет может иметь оттенки от слегка голубого, до густого синего, а иногда и бело-синего. Этот дым, в отличие от пара, медленно исчезает в воздухе. Если провести упомянутый выше дедовский тест с бумагой, то на ней обязательно останутся жирные капли. Сильно дымящий таким дымом мотор неизбежно потребляет много масла. Нередко масляный расход возрастает настолько, что на сто километров пути его требуется более литра.
Самой главной причиной появления синего дыма является большой износ цилиндропоршневой группы. В этом случае масло попадает в цилиндры через поршневые кольца или через зазоры меду стержнями клапанов и направляющими втулками. Чаще всего цилиндры имеют наибольший износ в месте где останавливается верхнее кольцо когда поршень находится в верхней мертвой точке. Цилиндр приобретает форму овала. Это очень сильно ухудшает работу колец. Хотя бывают и другие ситуации. К примеру, после длительной стоянки машины на цилиндрах и кольцах может образоваться коррозия. Возможно, она и счистится, а детали снова приработаются, но на это потребуется довольно много времени.
Если так дымит дизельный двигатель, это означает, что дизель не полностью сгорает в цилиндрах, а испаряется в выпускной системе, находящейся под высокой температурой. В этом случае вероятны неисправности в аппаратуре, которая отвечает за впрыск топлива. Также вероятна неисправность одного из цилиндров или поломка ТНВД. Если дизель дымит синим при прогреве, то, скорее всего, неисправны свечи канала либо компрессия в цилиндрах очень низкая.
Черный дым
Именно им дымит двигатель при переобогащенной топливовоздушной смеси. Это свидетельствует о неисправности системы подачи топлива. В выхлопе при этом заметны частички сажи, которая остается из-за неполного сгорания горючей смеси. Вместе с черным дымом приходит и высокий расход топлива, высокая токсичность, неустойчивая работа двигателя, потеря мощности и проблемы с запуском. На современных инжекторных автомобилях переобогащение топливовоздушной смеси происходит из-за поломки различных датчиков либо негерметичности форсунок.
Довольно часто так дымит дизельный двигатель . Причины могут быть различны. Возможно, используется дизель плохого качества. Кроме того, вероятно сильное загрязнение воздушного фильтра. Возможен также износ форсунок, неисправный регулятор оборотов в топливном насосе, выход из строя ТНВД. В частности, для ТНВД необходимо постоянное наличие смазки, которую содержит дизель. Однако, наши АЗС далеко не всегда предлагают дизель высокого качества. Это приводит к поломке ТНВД раньше отведенного срока.
Заключение
Понять почему дымить двигатель, выяснить причины и найти пути их устранения при должном опыте автолюбитель может и самостоятельно. Но если нет уверенности в своих знаниях и силах лучше обратиться к высококвалифицированным специалистам.
Да Нет
Любой автомобиль постоянно отправляет в атмосферу отработанные газы – и это нормальная ситуация. Все дело в количестве вредных выхлопов и их составе. При правильно отрегулированной и исправной системе газы из глушителя будут прозрачными и почти невидимыми (исключая морозную погоду). Но что делать, если дымит двигатель очень сильно, выбрасывая плотные выхлопы черного или сизого оттенка? Это значит, что с вашей силовой установкой не все в порядке и цвет газов поможет разобраться в причинах «болезни» авто.
Причины возникновения дыма двигателя
Усиленный выход газов из глушителя может быть следствием неправильного баланса между горючим и воздухом, не одновременного либо неполного сгорания смеси, попадания масла или антифриза в цилиндры двигателя. Основные причины, почему машина дымит, можно обобщить ниже:
- возникновение неисправностей в топливной системе;
- износ деталей цилиндро-поршневой группы;
- неполадки охлаждающей системы;
- неправильное функционирование газораспределительного механизма.
Опытные автослесари могут точно определить, почему автомобиль сильно дымит, изучив оттенок выхлопа. А если известна причина, то справиться с проблемой гораздо легче. Появление сизого, белого или черного выхлопа зачастую сопровождается «попутными» неприятностями:
- Затрудненным пуском остывшего двигателя.
- Неустойчивой работой силового агрегата в холостом режиме и под нагрузкой (стрелка тахометра скачет).
- Увеличенным расходом масла и бензина (солярки).
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что у некоторых автомобилей сравнительно высокий расход масла и горючего предусмотрен производителями. Это относится к мощным и дорогим машинам. Например, двигатель Toyota 2UZ FE объемом 4,7 л по трассе расходует 10 л на 100 км, а в городе все 16. При этом естественный угар масла составляет 1 л на 1000 км. Подобные параметры особенно резко бросаются в глаза после пересадки с экономичных машин среднего класса.
- Потерей тяговой мощности автомобиля.
Бывает и так, что дым из трубы глушителя – единственный признак неисправности какого-либо узла машины. Более точно диагностировать неисправность можно по цвету выхлопа.
Прозрачный дым
Неопытные автовладельцы иногда выходящий из глушителя пар принимают за дым и начинают паниковать. Однако это вполне нормальное явление. Жидкость конденсируется на выхлопной трубе при низких температурах и после начала работы двигателя вода начинает активно испаряться, превращаясь в пар. Когда мотор нагреется до рабочей температуры, «явление» прекратится. Объем выделяемого пара связан с влажностью окружающего воздуха: чем она больше, тем продолжительнее белое «дымление». Оно не является признаком поломки силового агрегата, и никаких действий в этом случае предпринимать не требуется. Чтобы окончательно убедиться, что движок работает нормально и из трубы идет пар, приложите к трубе глушителя чистый листок бумаги на несколько секунд: вода высохнет и не оставит ни малейших следов. Если это так, значит, все в порядке.
Выход черного дыма
Эта неприятность наносит наиболее серьезный урон экологической обстановке и свидетельствует о серьезных неполадках в силовой установке. При этом ощущается сильный запах горелого масла или металла, в салоне иногда воняет нагретым пластиком. Почему такое происходит? Вероятные причины, когда двигатель дымит в этом «режиме»:
- неполадки топливной системы, : серьезно разбалансирован состав воздушно топливной системы – в цилиндры поступает чрезмерно обогащенная смесь (много бензина или солярки и мало воздуха);
- сбои в электронном блоке управления двигателем (нарушен правильный впрыск);
- утрата форсунками (они переливают) герметичности в инжекторном двигателе;
- падение компрессии в цилиндрах силового агрегата: причиной служит износ колец, поршней в результате длительной эксплуатации или некачественного ремонта.
Эти неисправности ведут к повышенному расходу горючего, рядом с машиной будет ощущаться запах бензина или солярки. Для ускоренной проверки выверните свечи и оцените их: черный налет подтверждает неисправность системы зажигания или подачи топлива.
Дымообразование голубоватого оттенка
Если он появляется у дизеля или автомобиля, работающего на бензине, то это говорит о проникновении масла внутрь цилиндров. В результате смазочный состав сгорает, образуя сизые клубы дыма, который плохо рассеивается. Голубой оттенок может иметь разную интенсивность, что связано с маркой применяемого масла, температурой окружающего воздуха. Убедиться в перерасходе смазочного материала можно, измерив щупом его уровень. Регулярное уменьшение количества масла свидетельствует о его сгорании или утечке. Еще один тест проводится с помощью листа чистой бумаги, приставленной к трубе глушителя при заведенном моторе. Маслянистые пятна только подтвердят присутствие смазочного состава в камере сгорания. Причины, по которым двигатель дымит:
- поломка, износ или невысокое качество маслосъемных колпачков: при пуске мотора на «холодную» после продолжительной стоянки смазочный состав будет сгорать вместе с топливом, что сразу покажет дымообразование;
- залегание колец поршня;
- — использование смазочного материала, не соответствующего требованиям производителя.
Сизый дым может образовываться и при несильном износе двигателя. После прогрева элементы силового агрегата начинают расширяться, и синий выхлоп постепенно становится менее сильным, а потом может и вовсе исчезнуть.
Белое плотное дымообразование
От пара он отличается не только повышенной плотностью. Если машина дымит белым дымом, то последний будет долго рассеивается. Одновременно ощущается запах гари, не исчезающий после достижения движком рабочей температуры. При пуске двигателя на «горячую» проблема также не решается. Белый дым говорит о наличии серьезных проблем в охлаждающей системе: попадании в масло антифриза. Оттенки выхлопа зависят от типа антифриза (ОЖ). Причины возникновения данной проблемы:
- нарушение герметичности ГБЦ: образование трещин, сильная деформация или прогар прокладки;
- применение низкокачественной ОЖ и : плохой антифриз способен буквально «проедать» металл, резко усиливая коррозию, что в может привести к невозможности восстановления некоторых деталей охлаждающей системы.
При смешивании антифриза и масла, последнее утрачивает свои качества и становится менее вязким, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании всех систем силовой установки и ведет к снижению его эксплуатационного ресурса.
Необходимые действия при появлении белого плотного дыма
Сначала внимательно осмотрите свечи: если на них есть накипь, это говорит о попадании воды внутрь цилиндров. Затем откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения: малый уровень антифриза, масляная пленка, запах гари свидетельствуют о нарушении герметичности системы охлаждения. Далее нужно демонтировать головку и проверить целостность ее прокладки, наличие трещин. Все восстановительные работы необходимо проводить в специализированной автомастерской.
Действия при появлении сизого дыма
В камеру, где приготовляется воздушно-топливная смесь, масло проникает через утратившую свою герметичность клапана или «благодаря» изношенным поршневым кольцам и . Тогда потребуется растачивать и хонинговать цилиндры, переходить на следующий ремонтный размер. Иногда (но ненадолго) помогает замена поршневых колец. Первый вариант, когда количество масла, попадающего в цилиндры, превышает все пределы, подразумевает или клапанов.
Иногда беловатый дым синего оттенка образуется из-за утечки смазывающего состава и попадания его на выпускной коллектор. Тогда проверьте и при необходимости поставить новые прокладки и (или) сальник коленвала.
Неисправности двигателя с турбокомпрессором
Если машина оснащена этим агрегатом, то появление белого выхлопа с сизым оттенком может быть связано с утечкой масла, которое вместо того, чтобы смазывать подшипники турбины, идет в систему пуска. Чтобы проверить это, снимите турбину с дизеля или бензинового мотора и посмотрите, есть ли масло в воздуховоде. Если это так, то целесообразнее посетить автомастерскую. При выходе из трубы черного дыма протестируйте герметичность впускной системы. Особенно хорошо заметен выход темного выхлопа при перегазовке.