Пояснения и комментарии действия знака:
Правила установки знака
Начало действия знака.
Знак устанавливается непосредственно перед опасным участком дороги на которое накладывается ограничение.
Начинает действовать от места установки знака.
Конец действия знака.
Зона действия распространяется до:
Зона действия знаков может быть уменьшена:
Особые условия
Желтый фон на знака, установленного в местах производства дорожных работ, означает, что этот знак являются временными.
Важно: В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
На кого знак не действует.
Действия знака распространяется на все транспортные средства за исключением спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
В зоне действия знака разрешён обгон тихоходных транспортных средств:
- гужевых повозок,
- велосипедов,
- мопедов
- двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
Штрафы за невыполнения требований
За нарушение полагается:
- 12.15 часть 4 КоАП Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи — административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев
- при повторном нарушении 12.15 часть 5 КоАП Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи — лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - административный штраф в размере 5000 рублей
Дорожный знак в виде белого круга с красным обводом по краю и двумя автомобилями красного из черного цвета.
Некоторые водители применяют обгон гораздо чаще, чем другие. Их манера езды агрессивна, а остальных участников движения они воспринимают исключительно в роли досадного недоразумения, создающего помехи при езде. Другие стараются соблюдать нормы правил дорожного движения, однако и им часто приходится обгонять попутные автомобили, мотоциклы и т. д. Но и первая, и вторая категории обязаны знать и понимать принцип действия знака «Обгон запрещён». Недаром бывалые говорят, что ПДД «написаны кровью». А нарушение правил при обгоне является одной из тех ситуаций, которые потенциально опасны для жизни. Тем более что недавно в правилах, действующих в Российской Федерации, было внесено несколько изменений, которые касаются в том числе соблюдения этих норм. Какие штрафы и прочие меры наказания грозят нарушителю в 2019 году?
Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия
Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.
Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон
Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России - 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.
Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.
Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».
Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).
Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.
Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»
Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.
Знак на жёлтом фоне
Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.
Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками
Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.
Если рядом с «жёлтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «жёлтому», то приоритетным является как раз знак на жёлтом фоне. Это утверждение актуально и для разметки оранжевого цвета, которая служит для разделения транспортного потока на строящихся или ремонтируемых участках дороги. В ПДД указан приоритет подобной разметки перед разметкой белого цвета.
Возможные нарушения, которые могут совершить водители
Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.
Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.
Видео о том, что такое обгон на практике
Спорные ситуации
Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.
Ситуация первая
Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.
Вторая
Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.
Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства
Третья
Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.
Четвёртая
Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать?
По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.
Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.
Видео о спорных ситуациях при обгоне
Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)
О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.
При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным
Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.
Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.
Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД
Не запрещающим знаком едины: когда обгонять всё равно нельзя
Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.
Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.
В тоннеллях обганять нельзя категорически
При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.
Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.
Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2019 году
Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.
Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.
В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.
п. 4 ст. 12.15 КоАП
Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное - лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый - за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй - за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».
Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.
Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.
Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.
Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав
Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.
Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.
Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.
Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд
Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.
Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.
Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами. Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.
Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции - дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.
Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.
Видео о некоторых случаях установки знака «Обгон запрещён»: практика общения с инспекторами ГИБДД
Смягчение и льготы при оплате штрафов
Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:
- при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
- при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
- при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
- при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
- в случае создания аварийной ситуации;
- при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
- при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.
Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.
На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:
- в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
- решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
- 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.
Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.
Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще. Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.
Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.
Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.
Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.
В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное - чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.
(20 ноября 2010 года) осталось совсем немного времени, поэтому в этой статье я подробно разберу одно из изменений правил, которое оказалось самым непонятным и очень часто трактуется водителями неправильно. Масла в огонь подливают и средства массовой информации, которые своей неправильной трактовкой подтолкнут многих водителей к нарушению ПДД, которое карается лишением прав.
В этой статье речь пойдет о совместном использовании знака 3.20 "обгон запрещен" с разными типами разметки (сплошной 1.1 и прерывистой 1.5), о приоритете знаков над разметкой и об обгоне тихоходных транспортных средств.
Совместное использование знака обгон запрещен и сплошной линии разметки
Для начала, предлагаю Вам рассмотреть случай совместного использования знака обгон запрещен и сплошной линии разметки, которую распространяют в средствах массовой информации. Она основывается на двух пунктах правил дорожного движения:
3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
Приложение 2. ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. 1. Горизонтальная разметка
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
Таким образом, если на дороге совместно используются знак 3.20 обгон запрещен и разметка 1.1, то разрешается выполнять обгон тихоходных транспортных средств, несмотря на сплошную линию разметки на дороге (пересекая эту линию).
Этот случай подробно описан в .
Ну а теперь самое время перейти к подробному рассмотрению знаков и разметки.
Значение знака 3.20 "обгон запрещен"
Удачи на дорогах!
Вечер добрый!разрешен ли обгон после знака 3.20 если в попутном направлении две полосы движения?
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Если Вы не выезжаете на сторону встречного движения, то это не считается обгоном.
Владимир-164
Ну а стоящий транспорт (например автобус на остановке без кармана - что сейчас сплошь и рядом в сельской местности) обогнать (объехать) можно?
КоАП РФ, Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Да вот не согласен я с этим. Почитайте рядом или главе "Определения и понятия" не помню где точно. Тут 12.15 часть 4, ибо стоящий по ПДД транспорт, не является препятствием. А тут хоть автобус и перегородил полосу и между ним и сплошной меньше 3 метров, но он стоит на остановке общественного транспорта. Поэтому то за такое не штрафуют, а лишают!
Формально Вы правы. И всё же судья, рассматривающий дело о лишении ВУ может вменить часть третью (штраф). По сути, запрет выезда на встречку, в нарушение ПДД, необходимо, на мой взгляд , рассматривать индивидуально и неформально. Ведь объехать стоящий на остановке автобус не создаёт равной опасности для безопасности ДД, как, например, объзд пробки или поворот налево со встречки.Тут 12.15 часть 4, ибо стоящий по ПДД транспорт, не является препятствием.
Владимир-164
Имеется ввиду стоящий автобус, и вот что нашел
С автобусом, остановившимся для высадки пассажиров (если до сплошной меньше 3 метров) – вопрос сложный.
Если остановочный карман есть, то можно сфотографировать остановившийся автобус (чтобы был виден гос.рег. знак и название остановочного пункта) и объехать.
По идее должно получиться доказать свою правоту в суде.
Хотя про прецеденты пока не слышно.
А если остановочного кармана нет, то по правилам (п.12.4) запрещено останавливаться там, где до сплошной останется меньше 3 метров.
И никаких исключений для общественного транспорта нет.
В этом случае виноваты, по идее те, кто эту остановку и разметку возле нее согласовал и утвердил (мэрия, ГИБДД, ...).
я надеюсь вы пошутили. Поэтому автобус, стоящий на остановке общественного транспорта с нарушением ПДД (между ним и сплошной линией меньше 3-м метров) не считают препятствием! А значит не 12.15 часть 3, а 12,.15 часть 4. И это уже многократно обсуждалось уже много лет с момента принятия той версии КоАП.
При наличии сплошной знак запрета обгона не отменяет требования разметки, т.к. есть отдельный пункт "9.1(1). На ЛЮБЫХ дорогах с двусторонним движением ЗАПРЕЩАЕТСЯ движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева. (введен 28.06.2017)"
Если бы этого пункта не было, то да, мы бы прочитали определение разметки 1.1. и увидев знак "обгон запрещен" сказали бы "Знак отменяет разметку" (хотя, кстати, в данном случае были бы неправы, т.к. данный знак по сути распространяется лишь случаи не связанные с обгоном тихоходов и т.п., оставляя случаи с тихоходами на усмотрение разметки).
Но т.к. такой пункт 9.1(1) отдельный есть, его ввели не просто так, нужно руководствоваться им.
Было постановление пленума Верховного суда, что нельзя наказывать за обгон тихохода при наличии сплошной в зоне действия знака 3.20. Но что самое интересное - это постановление вышло ДО введения пункта 9.1(1)... Какие из этого можно сделать выводы? Не знаю...
Идет добавление комментария
Обгон машин совершается водителями неоднократно, он является одной из главных составляющих движения на дороге. К сожалению, совершая обгон, не все водители реагируют на знаки, установленные на дороге. Часть автолюбителей соблюдает ПДД только в том случае, если на дороге присутствуют сотрудники ГИБДД. Такие водители забывают, что все правила важны. В данной статье рассмотрим знак обгон запрещен, зону действия знака, штраф за обгон под знак обгон запрещен и когда маневр разрешено и запрещено производить.
Понятие обгон и зона действия знака
Поскольку обгон относится к рискованным действиям, он разрешен не всегда.
Обгоном называют опережение на трассе одной, либо нескольких машин с выездом на полосу встречного движения. В процессе водитель выезжает на встречную полосу, а после вновь возвращается на ранее занимаемую. Определение содержится в 12 главе КоАП.
Расшифровку термина стоит рассмотреть подробнее. Ранее обгон считался совершенным в том случае, если движущаяся впереди машина была оставлена позади. Теперь этого пункта в правилах вы не найдете, а законодательство не дает четкой трактовки. Следовательно, обгоном можно считать даже объезд стоящего автомобиля.
Можно сказать, что введение новых правил поспособствовало сужению понятия. Теперь обгон сопровождается выездом на встречную полосу. Но сделать это можно только на тех участках дороги, где нет запрета. Выполняя обгон, обращайте внимание на знаки и разметку дороги.
Знак 3.20 запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски .
Зона действия знака обгон запрещен :
Зона действия знака не заканчивается при пересечении дороги с второстепенными дорогами и с выездами с прилегающей территории.
Какой штраф за знак «Обгон запрещен»
Если вы ехали по дороге, обгон был запрещен, но вы знак проигнорировали, то вас ждет штраф. Наказание водителей, совершивших правонарушение, определяется ч.4 ст.12.15. Но нужно сказать, что большое значением имеют обстоятельства, при которых вы совершили правонарушение.Обратимся к ст.12.15. штраф за обгон под знак обгон запрещен составит 5000 руб ., это же касается выезда на трамвайные пути встречного направления. Конечно, есть исключения, они предусмотрены ч.3 ст. 12.15.
Нарушение знака обгон запрещен также может грозить лишением водительских прав, их изымают у нарушителя на срок от 4 до 6 месяцев. Если вы повторно совершили правонарушение, о котором сказано в ч.4 ст.12.15, то вас лишат прав сроком на 1 год.
Многие водители интересуются, можно ли лишение прав заменить на штраф? Можно сказать, что в этой ситуации решение принимается сотрудник ГИБДД. Если он выберет штраф, то его и выпишет. Но стоит учесть, что дело может быть передано в суд. Тогда вы можете попытаться изменить наказание.
- Если правонарушение было зафиксировано фото и видеофиксацией , за нарушение знака обгон запрещен — штраф 5000 рублей . Уведомление вы получите по почте.
- Если же нарушение зафиксировал на камеру сотрудник ГИБДД, то вас могут лишить прав. А видеозапись может быть использована в суде как дополнительное доказательство.
Обратите внимание на важное нововведение. Например, вы проигнорировали знак обгон запрещен, произвели маневр и у вас забрали права. Не думайте, что будет просто вернуть их. Если раньше после завершения срока их отдавали водителю, теперь нужно сдать экзамен. Для восстановления прав вам придется продемонстрировать знание ПДД, и если вы не сдадите экзамен, то водительское удостоверение вам не выдадут.
Но не все настолько печально, ведь вы можете пересдать экзамен через неделю. В случае неудачи вы можете действовать так до тех пор, пока водительское удостоверение не вернется к вам.
Где обгон запрещен
Если вы едете по дороге и собираетесь совершить обгон, то нужно удостовериться в том, что полоса свободна на расстояние, необходимое для совершения маневра и не установлен знак 3.20 «Обгон запрещен». Кроме того, необходимо убедиться, что маневр не создаст опасности другим машинам.
Сначала воспользуйтесь зеркалами. Посмотрите, чтобы другие машины не пошли на обгон. Только потом включите левый указатель поворота, начинайте выполнять обгон.
Обгон запрещен на следующих участках дорог:
Кроме того, смотрите на указатели. Обгон можно осуществлять в том случае, если действие знака закончилось.
Заключение
Помните о том, что водитель ответственен за последствия своих маневров, совершайте обгон только в разрешенных местах. Помните о безопасности движения, не создавайте помехи другим участникам движения.
Знак «Обгон запрещён» - основной указатель для невозможности выполнения этого манёвра, даже если разметка сигнализирует об обратном. Его устанавливают постоянно на наиболее опасных участках дороги или временно в местах проведения ремонтных работ. По статистике, игнорирование знака провоцирует самые серьёзные аварии, поэтому за нарушение правил водителя ждёт довольно суровое наказание.
Описание знака
Знак «Обгон запрещён» выглядит как круг с белым фоном и красной окантовкой. В центре нанесено схематическое изображение красного и чёрного автомобилей.
Встречается сама разная форма рисунков автомобилей на знаке, но его суть от этого не меняется
Этот знак запрещает обгон других транспортных средств, за исключением тихоходных, а также различных конных повозок, двухколёсных мопедов, скутеров, мотоциклов без бокового прицепа и, конечно же, велосипедистов (как одиночных, так и групп).
Он может комплектоваться дополнительными табличками, устанавливающими зону и время действия запрета.
Табличка с зоной действия для знака «Обгон запрещен» первостепенна - альтернативные причины прекращения его действия актуальны только при её отсутствии
Один из вариантов знака «Обгон грузовым автомобилем запрещён», отличается от основного изображением грузовика, нанесённым красным цветом. Он устанавливает запрет на обгон для грузовых транспортных средств.
Согласно этому знаку, грузовой автомобиль не может обгонять ни легковые, ни грузовые машины, на «легковушки» же такой запрет не распространяется
Знак «Обгон запрещён» приоритетен по отношению к разметке, если они противоречат друг другу.
Цели и места установки
Знак «Обгон запрещён» устанавливается на опасных участках дороги. Для водителя это сигнал о риске, связанном с манёвром на встречной полосе. Основаниями для установки являются следующие факторы:
- наличие риска столкновения со встречными или попутными транспортными средствами из-за ширины дорожного полотна;
- ограниченный обзор, не обеспечивающий видимости транспорта, движущегося по встречной полосе (крутые повороты, спуски или подъёмы);
- плохое дорожное покрытие;
- места резкого сужения полотна.
Например, здесь этот знак установлен по причине узкой дороги и обилия препятствий по обеим её сторонам
Зона действия знака «Обгон запрещён»
Знак прекращает своё действие:
- в месте установки знака, обозначающего окончание действия запрета;
- в конце населённого пункта;
- на первом перекрёстке, обозначенном соответствующим знаком;
- после расстояния, обозначенного дополнительно установленной табличкой;
- в месте нахождения знака «Окончание всех ограничений».
За такими знаками действие знака «Обгон запрещён» прекращается
Выезд из дворов перекрёстком не считается, поэтому действие знака на этом участке не прекращается. Не считается перекрёстком примыкание к основной трассе просёлочных дорог (лесных, степных, полевых и т. п.), а также повороты без образования перекрёстка.
ПДД при наличии знака
Согласно ПДД, обгоном считается опережение транспортного средства с выездом на встречную полосу и возвратом на свою. Отсюда следует, что знак не касается опережения ТС без выезда на встречную полосу или объезда препятствия.
У понятия «Обгон запрещён» есть три исключения, когда манёвр допускается:
- обгон тихоходного транспортного средства, то есть развивающего конструктивно возможную скорость не более 30 км/ч (тракторы, грейдеры, асфальтоукладочные машины, сельхозтехника) и обозначаченного знаком красный треугольник с жёлтой или красной окантовкой - если подобный знак отсутствует, формально обгон ТС будет считаться нарушением;
- обгон гужевой повозки - такое разрешение продиктовано необходимостью предотвратить скопление транспорта позади медленно движущегося транспортного средства;
- обгон мото- и велотехники (велосипедов, мопедов, плоских мотоциклов) – здесь разрешение мотивировано размером такого транспорта и отсутствием необходимости выезда на встречную полосу, мотоцикл же с коляской или другим прицепом обгонять под знак нельзя.
Красный треугольник в жёлтой окантовке на цистерне и есть знак тихоходного транспортного средства
Исключения отменяются при наличии сплошной линии разметки, где запрещено опережение любого ТС, независимо от размера и скорости движения.
Штраф за нарушение
Размер штрафов за нарушение знака зависит от наличия или отсутствия специальной разметки и иных обстоятельств:
- выезд на встречную полосу с нарушением знака при наличии сплошной линии разметки - в соответствии со статьёй 12.15 п. 4 КОАП 5000 р. или лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев в случае первого нарушения, на год при повторном нарушении в течение 12 месяцев с момента первого, а при фиксации нарушения камерами максимальное наказание - 5 000 р. штрафа;
- объезд препятствия по встречной полосе при возможности объезда справа - к подобным ситуациям относятся случаи аварий на дороге либо невозможность проезда по покрытию, и штраф в этих обстоятельствах 1000–1500 р. (ст.12.15. п.3 КОАП).
- обгон под знак без выезда на встречную полосу - подобные ситуации происходят, когда ширина полотна большая и маневрирующее ТС лишь частично захватило центральную полосу, а также на участках после ремонтных работ при отсутствии разметки. Такого нарушителя ждёт штраф 500 руб.
Если водитель начал манёвр при отсутствии знака, а закончил на участке со знаком, размер штрафа должен составить не более 1500 рублей.
Временный знак «Обгон запрещён» и штраф за нарушение
Существует вариант знака, устанавливаемого на участке временно, на период проведения ремонтных работ. Фон временного знака «Обгон запрещён» жёлтый, остальные обозначения совпадают с основным вариантом.
Временные знаки считаются приоритетными по отношению к разметке, а также постоянным запрещающим и разрешающим, если они противоречат друг другу.
Например, если на дороге проводится ремонт покрытия, то только временные знаки учитывают это обстоятельство - отсюда они и в приоритете перед постоянными
Когда водитель может стать нарушителем
Некоторые водители считают установку описываемого знака необоснованной и, несмотря на прямой запрет, совершают обгоны, но доказать абсурдность наличия знака на определённом участке инспектору невозможно, и такой «правдолюбец» однозначно получит заслуженное наказание.
На дороге часто случаются спорные ситуации обгонов при наличии знака, когда сотрудник ГИБДД, вопреки логике и здравому смыслу, на полном основании наказывает водителя:
- автомобилист начал обгонять большегруз и не заметил за его высотой появившийся на обочине знак - оправдываться в этой ситуации перед остановившим ТС инспектором бесполезно, поскольку непосредственно перед знаком разметка дороги изменяется: прерывистые полосы удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию - доказать свою правоту и смягчить наказание можно лишь при условии, если подобная разметка отсутствует или не видна, предположим, под снегом;
- водитель обогнал ТС, которое по всем признакам является тихоходным, но соответствующего знака на нём нет - формально это считается нарушением, и исход дела зависит от лояльности инспектора - однако можно попытаться доказать правоту в суде, заручившись поддержкой опытного автоюриста;
- иногда на трассе складываются ситуации, когда преодолеть участок дороги, не нарушая правил, просто нет возможности - к примеру, нужно объехать огромную яму или упавшее на дорогу дерево - чтобы не стать нарушителем, совершать объезд лучше по правой обочине, и только если это невозможно, придётся идти на риск, а в случае настойчивости придирчивого инспектора имеет смысл выразить несогласие с протоколом соответствующей записью в нём, зафиксировать препятствие на фото- или видеокамеру и обжаловать решение инспектора через суд.
При обсуждениях ситуации с остановившим автомобиль сотрудником ГИБДД водителю имеет смысл выдерживать вежливый тон
Водитель, хорошо знающий правила и ориентирующийся во всех изменениях, всегда будет способен привести свои аргументы на доводы инспектора ГИБДД. Такая уверенность вполне может заставить проверяющего отказаться от собственных намерений выписать штраф, и разговор в этом случае закончится лишь пожеланием «Счастливого пути».
Как оспорить штраф
Смягчить наказание за обгон с нарушением удастся в следующих обстоятельствах:
- попробовать найти на дороге препятствие (глубокую яму, ветку, камень) и объяснить свой манёвр объездом - можно добиться снижения штрафа до 1000 или 1500 р.;
- опротестовать выписанный протокол на основании нарушения норм ГОСТ при установке знака - дорожники часто устанавливают знаки не на той высоте, под ветками деревьев, не соблюдая очерёдности размещения и количества установки разных знаков на мачте - если нарушение одного из этих требований получится найти и предъявить в суде, наказания удастся избежать, поскольку установленный неправильно знак считается недействительным.
Обгоны по встречной полосе - самые опасные манёвры на дороге. Поэтому нарушение знака «Обгон запрещён» это двойной риск для водителя и пассажиров. Совершая его, автомобилисту стоит задуматься не только о сумме штрафа, но и о цене собственной жизни.