Здравствуйте, дорогие друзья! С моей последней публикации прошло чуть меньше месяца, все это время я расширял свой кругозор касаемо автомобильной тематики и поверьте, узнал много нового! Впереди вас ждут увлекательные, но в первую очередь полезные тексты, написанные простым и доступным языком. Мы будем говорить на самые разные темы и можете не сомневаться, все они будут определенно интересны любому водителю! Сегодня, я разложу по полочкам всю информацию касаемо колесной резины, благодаря которой, по большому счету и возможно движение транспортного средства. Конечно, особое внимание достанется процедуре под названием – расшифровка маркировки шин.
Уверен многие из вас тут же спросят: «Зачем мне все это, ведь всегда в момент замешательства может подсказать продавец-консультант?». Вполне логичный вопрос, но тут нужно понимать, что в мире существует огромное количество производителей и все они выпускают разные по своим техническим особенностям шины. Их разнообразие не вместится ни в одну даже самую умную голову, что уж там консультант. Более того, львиная доля из всей подобной продукции непригодна для эксплуатации в условиях нашей страны. Поэтому, чтобы не купить «фуфло», доверяться подсказкам не стоит, лучше самому научиться расшифровывать заводскую маркировку.
Классификация автомобильных шин
В принципе, расшифровка маркировки шин автомобиля – процесс несложный, но как вы сами понимаете, для того чтобы его осуществить потребуется запомнить некоторые вещи. Разумеется, обязательно нужно знать на какие виды подразделяется та самая резина. Существует несколько групп автомобильных шин, различных по своим техническим характеристикам.
- Автопокрышки для легковых автомобилей – предназначаются исключительно для транспортных средств небольшой массы, так как в их производстве применяется полимерный корт.
- Летние шины – созданы для эксплуатации по асфальтированному дорожному покрытию исключительно при положительной температуре окружающего воздуха.
- Зимние шины – используются при гололеде и на заснеженных дорогах, они способны вернуть нормальный уровень сцепление резины со скользким покрытием.
- Всесезонные шины (All Season) – это такой себе микс из предыдущих двух вариантов, в условиях умеренного климата могут эксплуатироваться круглый год, что и символизирует маркировка AS.
- Автопокрышки для внедорожников – также могут использоваться на протяжении 12 месяцев абсолютно на любом дорожном покрытии как твердом, так и мягком благодаря повышенной проходимости.
- Автопокрышки для спецтехники – каждая модель такой резины индивидуальна (то есть направлена на конкретную сферу эксплуатации). Например, шины для грузовых авто, которые не только транспортируют тяжелые грузы, но и делают это с довольно высокой скоростью (а что расстояние из точки А в точку Б иногда исчисляется сотнями километров), разработаны с учетом специфики их рабочей деятельности.
Вид покрышки, это лишь малая часть от той информации, которую может нам рассказать маркировка шин. Распознать ее несложно, в основном – это простые и понятные изображения. На территории нашей страны особо популярны шины с пометкой «M+S» (грязь+снег). Однако, установить полное представление об свойствах конкретной модели возможно только после полного прочтения этого заводского шифра. Этим мы и будем заниматься в дальнейшем, поэтому сконцентрируйтесь и приготовьтесь к самому интересному!
Несекретный код от производителя
Рядовой автолюбитель, как и тот, кто следит за последними веяниями моды при выборе покрышек, ключевое значение отдает бренду. И это в какой-то мере правильно, но есть несколько нюансов, которые крайне важно учитывать. Смотрите, на данный момент в тренде более дюжины производителей со всех уголков Земли.
- Hankook и Marshal – Южная Корея.
- Avon и Dunlop – Великобритания.
- «Континенталь» и «Пнеумант» – Германия.
- Mastercraft и Cooper – США.
- «Бриджстоун» и Yokohama – Япония.
- «Дебика» и «Дипломат» – Польша.
- Nokian – Финляндия.
- Pirelli и Marangoni – Италия.
- Michelin и Cleber – Франция.
- «Кама» и «Амтел» – Россия.
Казалось бы – все просто и понятно, но это далеко не так. Дело в том, что львиная доля все перечисленных компаний имеет свое производство в других странах. Продукция, выпущенная в таких заводах, хоть имеет оригинальный логотип торговой марки, может существенно отличаться от оригинала. Так, например, французский и таиландский Michelin – это как говорят в Одессе, две разные вещи. И странного здесь мало, ведь обе страны отличаются между собой не только климатической зоной, но и инфраструктурой. Но, как бы там ни было, именно от фирмы изготовителя зависит итоговое качество продукции, поэтому советую запомнить самые авторитетные из них. Непосредственно на резине всегда присутствует полное название производителя, так что разобраться несложно. Что касается страны, ищите знакомые made in.
Протектор и модели автопокрышек
Опытные же автомобилисты рекомендуют в первую очередь обращать внимание на тип протектора и модель шины. Все существующие протекторы можно разделить на два вида: с рисунком, который влияет на многие факторы взаимодействия резины с дорожным покрытием (каждый тип покрышки имеет свой узор, помогающий установить лучшее ее сцепление в различных эксплуатационных условиях), и без рисунка – так называемые слики. Последние имеют особенную структуру благодаря чему, отлично держат машину на сухом, а главное – ровном дорожном покрытии, реально найти и модели для дождевой погоды.
Как бы там ни было, огромный ассортимент протекторов, разделяет все известные автопокрышки на несколько категорий:
- Универсальные;
- Вседорожные;
- Городские;
- Дорожные;
- Спортивные;
- Полуспортивные.
Все они имеют свои конструктивные особенности и пригодны для использования в определенных условиях. Найти соответствующую маркировку, по которой можно понять тип достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Соответственно, различают их непосредственно по рельефу протектора.
Индексы автопокрышек
В характеристики любой автопокрышки имеется три индекса, которые несут информацию о максимальной скорости, грузоподъемности и конструкции конкретной модели. Индекс скорости, как вы уже, наверное, поняли символизирует максимальное ее допустимое значение. Самый низкий показатель в 40 км/ч маркируется латинской буквой A, самый высокий (свыше 300 км/ч) – Z. Таблица, расположенная выше, продемонстрирует все обозначения под любую скорость.
Индекс нагрузи представляет из себя двух, а иногда и трехзначное число, которое указывает на порог допустимой грузоподъемности при максимальном уровне давления воздуха внутри шины. Самое низкое значение обозначается цифрой 50 (190 кг), потолок – 100 (800 кг). Обратите внимание, что производитель может указывать вместо шифра непосредственно само значение. В таком случае нужно быть готовым увидеть примерно такие надписи: Max Load 220 KG или же Max Load 450 LBS (для английских фунтов). В общем, как и в предыдущем случае, полную картину в вопросе индекса нагрузки покажет таблица.
Максимально допустимое давление в шинах также немаловажный показатель, его завод указывает на боковой поверхности автопокрышки в фунтах (psi) или Килопаскалях (kpa) на один квадратный дюйм. Учтите – все значения указываются для резины в холодном состоянии, выглядит такая маркировка примерно так: 300 kpa cold. Разумеется, пренебрежение этих требований может привести к плачевным последствиям, поэтому выбирайте модели с небольшим запасом как скорости и нагрузки, так допустимого давления в шинах.
Индекс конструкции, помогает производителю донести до потребителя технологию производства конкретной модели автопокрышек. У нас чаще всего встречаются радиальные шины (неравновесная конструкция), маркирующиеся буквой R, они довольно эластичны и обладают большой грузоподъемностью. Автопокрышки с диагональной (нить располагается под углом в 30-40 градусов) конструкцией, обозначаются вот такими символами <<–>>. Что означает – равновесная конструкция шины.
Размер и еще одна разновидность автомобильных шин
Все мы, причем как опытные, так и неопытные автомобилисты, отправляемся за покупкой автошин определенных габаритов. Больше всего нас беспокоит, конечно же диаметр, но немаловажное значение имеют и другие значение. Итак, чтобы было понятней, возьмем для примера вот такой вот шифр с автопокрышки моей машины – 205/60 R14 94 H XL. Расшифровка размеров выглядит примерно так:
- Ширина автопокрышки – 205 мм;
- Пропорциональность – 60%;
- R – индекс конструкции, в данном случае мы имеем дело с радиальным кордом;
- Диаметр шины – 14 дюймов;
- H – индекс скорости;
- Индекс нагрузки – 94
Существует еще и вариант обозначения типа вот такого 31Х10.5 R14, так сказать – на американский лад, разберем и его.
- Диаметр внешнего кольца автошины – 31 дюйм;
- Ширина шины – 10.5 дюйма;
- R – индекс конструкции;
- Диаметр внутреннего кольца покрышки – 14
Как видим все достаточно просто: берем и читаем! Однако, мало кто знает об еще одной характеристике абсолютно всех автомобильных покрышек. Вернее, знать, то знает, наверное каждый, но догадаться, что данное свойство указанно прямо на шине смогут единицы. И то не без подсказки. Итак, как же маркируются камерная и бескамерная резина?
- Tube Type (TT) – шины, использующиеся в паре с камерой.
- Tubeless (TL) – бескамерные модели.
Конечно, использовать покрышку марки TL в тандеме с камерой можно, но в таком случае нужно учитывать некоторые нюансы. Так, эксперты утверждают, что в такой модификации внутренняя полость шины не рассчитана на плотный контакт с камерой, чего как вы сами понимаете не избежать, отсюда и данный побочный эффект.
Дополнительная маркировка
И это еще не все, плюс ко всему написанному на теле автопокрышки можно найти еще много полезной информации. Здесь даже можно найти ее год выпуска, обычно он обозначается тремя или четырьмя цифрами, занесенными в овал. Также на большинствах моделях будет присутствовать значение, которое подсказывает на какие диски монтировать резину, на передние или задние. Вот еще несколько подобных обозначений:
- Rear Wheel – шина предназначена для использования на заднем мосту.
- Rotation или обычная фигурная стрелка – говорит о направлении, в котором нужно установить покрышку.
- Tread: 2PL – Rayon: 2PL Steel – производитель говорит о высоком качестве своей продукции.
В общем, примерно так и выглядит картина, касательно расшифровки заводской маркировки собственными силами. Мы с вами прошлись практически по каждой букве и цифре, которые могут присутствовать не теле автопокрышки. Для тех же, кого интересует аналогичная процедура в отношении ободов, смотрите видео, там происходит самая настоящая расшифровка дисков. На этом у меня все, преблагодарен вам за уделенное мне внимание. Надеюсь, я был полезен. Настоятельно рекомендую пристально следить за обновлениями блога, ведь впереди много чего интересного, тут не грех и друзей пригласить! Поклоняюсь и удаляюсь, всего доброго!
Все современные автомобильные шины имеют маркировку, в которой нужно уметь разбираться, чтобы приобрести для своей машины подходящие колеса. В маркировочных знаках заложена информация о параметрах и технических характеристиках покрышек. Сегодня мы расскажем об особенностях маркировки и научим вас выбирать лучшую резину.
1 Требования производителя и основные параметры шин
В мануале (руководстве пользователя по эксплуатации) автомобиля прописаны важные рекомендации производителя транспортного средства по правильному подбору резины. Покупая новые шины, обязательно нужно учитывать тип дисков (легкосплавные или стальные), сезон их эксплуатации (зимние или летние), стандартный заводской размер.
Некоторые водители не придерживаются рекомендаций производителя и приобретают резину, которая не подходит для их марок автомобилей. Такие шины могут понизить удобство эксплуатации транспортного средства, будут быстро изнашиваться и даже способны привести к возникновению на дороге аварийных ситуаций.
Все обозначения на шинах нанесены на их боковины с обеих сторон. Обычно по стандартной маркировке можно получить информацию о типоразмере колес, производителе, индексе скорости и нагрузки, дате изготовления и сезонности эксплуатации. Помимо этого на покрышках могут присутствовать и дополнительные знаки, которые позволяют получить следующую информацию:
- конструкция шины;
- материал изготовления боковины;
- допустимое давление;
- термостойкость;
- стандарт качества;
- направление вращения и т. д.
Только разобравшись в маркировочных обозначениях цифр и букв, можно понять, подойдут ли шины для вашей модели автомобиля.
2 Разбираемся в основных параметрах современной резины
Проще всего найти на шинах информацию об их производителе. Марку бренда указывают крупными буквами на боковине резины, поэтому найти их не составит большого труда. Для своей машины нужно покупать резину только от надежных, проверенных производителей, например, от компаний:
- Мишлен;
- Нокиан;
- Йокогама;
- Данлоп;
- Континенталь;
- Пирелли.
Если на интересующих вас шинах указан малоизвестный производитель, то перед покупкой лучше проконсультироваться с продавцом или поискать отзывы о продукции фирмы в интернете.
Вторая важная характеристика, которую нужно найти на колесах – размерность шин. Выделяют 4 параметра, описывающих размер изделия:
- ширина;
- тип конструкции;
- высота профиля;
- посадочный диаметр.
Типоразмер обычно маркируют следующим образом: 185/65R15, где:
185 – ширина в мм;
65 – процентное соотношение высоты профиля и ширины, то есть: 185/100х65% = 120,25 мм;
R – радиальный тип конструкции (если в маркировке указана буква "D", то тип конструкции – диагональный);
15 – посадочный диаметр в дюймах.
Следующее обозначение в маркировке описывает скоростной индекс – допустимую скорость автомобиля, при которой шины гарантируют качественное сцепление с дорогой. Производители обычно завышают предельно допустимую скорость, поэтому настоятельно не рекомендуется разгонять автомобиль до максимальных скоростей. На рынке можно встретить автомобильные шины с латинскими буквами:
- L – 120 км/ч;
- M – 130;
- N – 140;
- P – 150;
- Q – 160;
- R – 170;
- S – 180;
- T – 190;
- H – 210;
- V – 240;
- W – 270;
- Y – 300.
На шинах для спортивных и скоростных автомобилей может использоваться специальная маркировка – индекс ZR, означающий, что резину можно использовать в критических условиях и при высоких скоростях – более 240 км/ч.
Следующий важный параметр – индекс нагрузки, описывающий максимально допустимую весовую нагрузку на каждое колесо в кг. Нужно учитывать, что вес авто разделяется между осями неравномерно, поэтому подобрать колеса за счет простого деления веса машины на 4 не удастся. Для определения шин с подходящим индексом нагрузки нужно отнять от массы легкового автомобиля 20% (30% от массы внедорожника) и только после этого разделять полученную цифру на 4.
Индекс нагрузки указывают на резине двумя цифрами. Означают цифры максимальную нагрузку на каждое колесо, к примеру:
Чем выше значение индекса, тем более толстым и грубым будет каркас шины, и тем худшими амортизационными качествами она будет обладать.
3 Классификация шин по сезону эксплуатации
По сезону эксплуатации все покрышки разделяют на три категории:
- всесезонные;
- зимние;
- летние.
Резина для использования в теплое время года обычно не имеет специальных знаков и обозначений. Ее легко отличить от других типов визуально по продольным канавкам протектора, которые предназначены для отвода воды. Летняя резина достаточно жесткая, она не имеет микрорисунка, отличается износостойкостью и может обеспечивать максимально качественное сцепление колес с дорогой при положительных температурах.
Зимние шины маркируются или надписью "Winter", или рисунком снежинки. Они намного мягче летней резины, имеют высокий протектор со специальным микрорисунком. Наличие пиктограммы снежинки в маркировке – гарантия возможности безопасной эксплуатации автомобиля с такими шинами при самых сильных морозах.
Иногда на автомобильных шинах можно увидеть маркировку в виде букв "M+S" или "M S". Некоторые автовладельцы ошибочно принимают такую маркировку за обозначение зимних шин. В действительности эти буквы указывают на возможность эксплуатации шин в особых условиях. Буквы M S на резине расшифровываются, как "Mud + Snow", то есть "грязь + снег". Такая маркировка может присутствовать на любых шинах (летних и зимних), и означает она, что резину можно безопасно эксплуатировать при езде по бездорожью, по дорогам, покрытым грязью и снегом.
Если вы видите надпись "Winter" или изображение снежинки на протекторе колеса, то перед вами зимние покрышки
На рынке представлены и универсальные шины, которые можно эксплуатировать зимой и летом. Всесезонные покрышки могут иметь различные обозначения, которые позволяют получить информацию о возможных условиях эксплуатации этой резины. Чаще всего встречаются изделия со следующими аббревиатурами:
- "AW" – всесезонная резина для любой погоды (Any Weather);
- "RW" – всесезонные для холодных областей (Road Winter);
- "AS" – всесезонная (All Season).
Всесезонная резина может иметь и дополнительные обозначения, расшифровка которых позволит понять, что ее можно использовать при сильных дождях. Дождевые покрышки могут иметь надписи "Water", "Aqua", "Aquacontact" или рисунок зонта. Они обладают возможностью отводить воду из плоскости, в которой происходит контакт машины с дорогой, что снижает до минимума вероятность аквапланирования.
Всесезонные шины, несмотря на все их достоинства, невозможно безопасно эксплуатировать в экстремальных погодных условиях, например, при сильных морозах.
4 Какие еще обозначения можно встретить на современной резине?
Современный рынок предлагает водителям широчайший ассортимент автомобильных шин, на которых встречаются и другие, менее распространенные или важные обозначения. Надпись "Max Pressure", сопровождаемая цифровым значением, описывает допустимое давление в покрышке.
Надпись "Rotation" с указующей стрелкой означает, что колесо имеет направленную конструкцию. Шину следует устанавливать таким образом, чтобы стрелка указывала на направление движения. Индекс термостойкости описывается обозначением "Temperature" с цифрами A, B или С. A – максимально возможный индекс.
Надпись "Tubeless" встречается на бескамерных шинах, а словами "Tube Type" обозначают покрышки, предназначенные для применения с камерами. Буквами "RSC" маркируется специальная резина, позволяющая продолжать движение на автомобиле даже при повреждении покрышки – порезе или проколе. При спущенном колесе на такой шине можно проехать до 100 км.
Аббревиатура "TWI" указывает, что в канавке протектора располагается специальный маяк, выполняющий функцию индикатора износа резины. Буквы "PR" означают прочность каркаса покрышки, описываемую количеством слоев резины.
5 Что означают цветные линии и круги на шинах?
Автовладельцы сегодня встречают на колесах не только цифровые и буквенные обозначения, но также различные цветовые маркеры. Цветные круги на боковине резины описывают ее индивидуальные конструктивные особенности:
- зеленый круг – шины, предназначенные для установки на авто на заводе;
- красный – тяжелый участок покрышки;
- желтый – легкий участок покрышки.
Желтые и красные круги встречаются только на покрышках с камерами. Покрышку ставят так, чтобы самая легкая зона резины прилегала к соску. Благодаря этому достигается идеальный баланс колеса при его вращении. Иногда на шинах встречаются специальные маркеры, представляющие собой цифры в белых геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг и т. д.). Такие обозначения свидетельствуют о прохождении шиной специального контроля качества и указывают на конкретного человека, выполнявшего проверку и ответственного за нее.
Многие современные шины имеют разноцветные полоски на рабочей стороне. Для владельцев машины эти маркеры не имеют никакого значения. Они нужны для того, чтобы в хранилищах можно было без труда идентифицировать изделие и отличить его от аналогов. Работникам складов сложно определять размер и другие характеристики каждой шины, если в помещении их тысячи, а если ориентироваться на цвет полос, можно быстро определить класс колеса, его размер и получить другие сведения.
X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?
Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:
- СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
- В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!
Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.
При выборе и покупке шин для автомобиля очень важно понимать, что обозначают все эти непонятные на первый взгляд буквы и цифры на боковых поверхностях покрышек. Без определенных знаний сделать правильный выбор, не прибегая к помощи специалистов, просто невозможно. Ведь именно в этих знаках заложены основные параметры, по которым, собственно, и подбирается резина.
Расшифровка обозначения шин не требует от рядового покупателя никаких дополнительных познаний. Чтобы правильно выбрать покрышки, достаточно лишь знать, какой типоразмер их нужен, а также как и когда они будут использоваться.
С чего начать
В руководстве по эксплуатации автомобиля обычно прописаны некоторые рекомендации по правильному подбору шин. Здесь учитывается тип колесных дисков (стальные или легкосплавные), сезон использования (летние, зимние), а также стандартный заводской размер. Естественно, что не каждый водитель придерживается таких рекомендаций, из-за чего на автомобиле может быть установлена резина, которая по своим параметрам не соответствует требованиям завода-производителя.
Так что начать лучше с изучения стандартных требований для шин определенной Если же вас устраивает вид и размер резины, которая установлена на автомобиле, нужно попросту переписать все имеющиеся обозначения.
Основные параметры шины: обозначения, маркировка
Все надписи на покрышках наносятся на боковины с обеих сторон. Основные обозначения на шинах несут информацию о:
Кроме этих, могут быть и дополнительные обозначения на шинах, информирующие о:
- конструкции покрышки;
- типе шины;
- материале, из которого изготовлена боковина;
- максимально допустимом давлении;
- направлении вращения;
- термостойкости;
- стандарте качества и др.
Данные о производителе
Обозначения на шинах, содержащие имя производителя, наносятся на боковины крупным шрифтом. Не заметить его просто не возможно.
Производитель - это первое, с чем стоит определиться. Такие популярные марки, как, например, «Нокиан», «Мишелин», «Данлоп», «Йокогама», «Пирелли», «Континенталь», «Бриджстоун», в представлении не нуждаются. Шины этих компаний известны по всему миру благодаря своему качеству и надежности. Но существуют и другие производители, имена которых мало кто знает. Вот в этом случае потребуется совет специалиста или поиск объективных отзывов.
Типоразмер шин
Данный критерий является основополагающим в выборе резины. Он включает в себя четыре параметра:
Обозначение размера шин выглядит примерно таким образом: 185/65R15, где 185 - это ширина рабочей поверхности покрышки (в мм), 65 - процент высоты профиля от ширины (185:100 х 65% = 120,25 мм), R - тип конструкции (радиальный), 15 - внутренний диаметр (в дюймах).
Некоторые автолюбители часто путают маркировку «R» с радиусом резины. На самом же деле это не обозначение размера шин, а тип конструкции в зависимости от расположения кордовых нитей. Они могут быть размещены как радиально (R), так и диагонально (D). Шины с диагональным кордом сегодня встречаются гораздо реже, так как радиальные, будучи более практичными, их практически вытеснили.
Скоростной индекс
Эта величина указывает на предельно допустимую скорость машины, при которой резина гарантированно будет справляться со своими задачами. Несмотря на то что производители практически всегда завышают этот параметр, разгонять свою машину до данной скорости настоятельно не рекомендуется. Здесь также следует учитывать, что иностранные компании, выпускающие покрышки, понятия не имеют о состоянии наших дорог, поэтому ни в коем случае не нужно пытаться проверить указанные скоростные индексы. На шинах обозначение максимального разгона маркируется одной литерой латинского алфавита, указывающей на допустимую скорость. У нас чаще всего встречается резина, маркированная следующими буквами:
Для спортивных автомобилей и машин, участвующих в различных соревнованиях, предусмотрено специальное обозначение шин. Индекс скорости «ZR», например, указывает на то, что резина может быть использована в критических скоростных режимах, т.е. от 240 км/ч.
Индекс весовой нагрузки
Этот индекс обозначает максимально допустимую нагрузку на одно колесо в килограммах. Однако подобрать подходящие шины путем деления массы автомобиля на 4 не получится. Здесь необходимо иметь в виду, что вес машины распределен между осями неравномерно, поэтому полученный индекс будет существенно завышен. Для начала необходимо отнять от массы автомобиля 20% ее значения (для внедорожников - 30%), а уж потом разделить на 4.
Обозначения на нагрузки содержат две или три цифры, соответствующие определенной массе. Для определения данного критерия для разных видов автомобилей существуют специальные таблицы, мы же рассмотрим основные примерные показатели для легковых машин:
- 70 - 335 кг;
- 75 - 387 кг;
- 80 - 450 кг;
- 85 - 515 кг;
- 90 - 600 кг;
- 95 - 690 кг;
- 100 - 800 кг;
- 105 - 925 кг;
- 110 - 1030 кг.
Стоит также отметить, что чем больше индекс нагрузки, тем толще и грубее каркас шины, что существенно снижает ее амортизационные качества.
Зимние и летние шины
По сезонному критерию все шины подразделяются на три типа:
- летние;
- зимние;
- всесезонные.
Летняя резина обычно не имеет никакой специальной маркировки. Визуально отличить ее от других типов можно по продольным канавкам, предназначенным для отвода воды. Кроме того, они лишены микрорисунка. Летняя резина довольно жесткая, что обеспечивает оптимальную износоустойчивость и максимальное сцепление с дорогой при плюсовых температурах.
Обозначение зимних шин может содержать либо слово «Winter», либо пиктограмму в виде снежинки. Они существенно мягче летних, и имеют ярко выраженный высокий протектор с микрорисунком. Обозначение зимних шин снежинкой гарантирует безопасное их использование в условиях сильных морозов.
Очень часто автолюбители, увидев на покрышках маркировку в виде литер «M S» или «M+S», ошибочно принимают их за зимние. Но это не обозначение зимних шин. Это маркировка, указывающая на возможность использования резины в особых условиях.
Обозначение «M S» на шинах - это «Mud and Snow», что переводится с английского как «грязь и снег». Оно может наноситься на любые покрышки, независимо от сезонности. Иными словами, обозначение «M S» на шинах - это знак, указывающий на то, что данная резина предназначена для езды по бездорожью или же по асфальту, покрытому мокрой грязью или снежной кашицей. Такие покрышки еще называют грунтозацепами, а используются они по большей части либо для либо же для внедорожников.
Всесезонные шины: обозначения, маркировка
Существуют и универсальные покрышки, которые могут применяться в любое время года. Обозначение всесезонных шин зависит от условий их эксплуатации и может иметь следующие аббревиатуры:
- «AS» (All Season, Any Season) - все сезоны;
- «R+W» (Road + Winter) - всесезонка для холодных регионов;
- «AW» (Any Weather) - всесезонка для любой погоды.
Дополнительно обозначение всесезонных шин часто содержит надписи «Aqua», «Water», «Aquacontact», «Rain» или рисунок зонтика. Это значит, что резина способна эффективно отводить воду из плоскости контакта с дорожным покрытием, что существенно снижает вероятность аквапланирования. Такие шины называют дождевыми.
Но не стоит забывать, что всесезонная резина - понятие достаточно условное, и использовать ее в экстремальных условиях настоятельно не рекомендуется.
Дата изготовления
На дату изготовления необходимо обращать внимание не только при покупке шин, бывших в использовании, но и при приобретении новой. Все дело в том, что недобросовестные продавцы часто скупают по низкой цене резину, которая годами лежала на складах невостребованной.
Производители шин утверждают, что длительное их хранение приводит к тому, что покрышки теряют свою форму и эксплуатационные свойства. Естественно, что ни о какой безопасности при использовании такой резины речь идти не может.
Узнать дату выпуска шины несложно. Маркировка также наносится на боковую поверхность и состоит из четырех цифр, обозначающих неделю и год. Например, надпись 1609 свидетельствует о том, что покрышка произведена на 16-й неделе 2009 года. Практически все мировые производители шин придерживаются данной маркировки, поэтому ее отсутствие на боковине - первый признак несертифицированной продукции.
Кстати, до 2000 года дата обозначалась пятью цифрами, первые две из которых - номер недели, а три остальных - код года производства.
Другие обозначения
Но кроме основных обозначений очень часто резина имеет и другие маркировки:
- «Max Pressure» с цифровым показателем - указывает на предельно допустимое давление в шине (обычно в килопаскалях или барах);
- «Inside», «Autside» - указывают на то, что шины асимметричные;
- «Rotation» с направленной стрелкой - обозначает, что шина имеет направленную конструкцию, должна быть установлена соответствующим образом;
- «Temperature» A, B, C - индекс термостойкости (А - максимальный);
- «Traction» A, B, C - индекс торможения, определяющий эффективность экстренного торможения (А - наилучший);
- «Tubeless» - бескамерная шина;
- «Tube Type» - шина, предназначенная для использования с камерой;
- «RSC» - специальные шины с технологией Run Flat System Component, позволяющей продолжать движение на автомобиле при проколе или порезе покрышки. Такая резина способна пройти до 100 км при полном отсутствии внутреннего давления;
- «TWI» - надпись, указывающая, что шина имеет специальный «маяк», расположенный в канавке между протектором, являющийся индикатором его износа;
- «PR» - прочность каркаса шины, оцениваемая количеством слоев резины.
Зачем на шинах нужны цветные кружки
Наверное, вам приходилось встречать шины с цветными кружочками на боковинах. Об их происхождении ходит много слухов, начиная с того, что это технологические метки, необходимые лишь в процессе производства резины, и заканчивая тем, что производитель или продавец таким образом метит некачественную или бракованную шину.
На самом деле эти разноцветные кружки указывают на особенности конструкции покрышки. Расшифровка обозначения шин, помеченных желтыми или красными пятнами, такова:
Но зачем кому знать, где легкий участок, а где тяжелый? Все просто! Обычно для шин с камерами покрышка устанавливается самой легкой зоной к соску. Это помогает достичь идеального баланса при вращении.
В некоторых случаях на боковине шины можно встретить маркировку, состоящую из цифры в круге, квадрате, треугольнике, нанесенную белой краской. Это своего рода отметка, что изделие прошло контроль качества (наподобие нашего ОТК). Кроме указывает на конкретного контролера, несущего ответственность за проверку.
Цветные линии на протекторе
Практически все новые шины имеют разноцветные полосы на рабочей стороне покрышек. Они также не представляют особого интереса для владельца авто и не несут для него никакой полезной информации. Цветовое обозначение шин предназначено для упрощения их идентификации в хранилищах.
Когда тысячи покрышек стоят стопками на складе, работник не имеет возможности определить их тип и размер, не видя маркировки, расположенной на боковине. Именно с помощью этих цветных полос, расположенных в определенном порядке, можно четко узнать тип шины и ее размер.
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Шина – один из основных элементов автомобильного колеса. Производится из резиновой смеси с добавлением дополнительных компонентов (например, масел и смол). Устанавливается на обод диска. Главные задачи – обеспечивать контакт ТС с дорожным покрытием, компенсировать колебания и смягчать удары, улучшать общий уровень сцепления, повышать .
Автопокрышка состоит из следующих основных частей:
- корд;
- каркас;
- брекер;
- протектор;
- плечевая зона;
- боковины;
- борт.
Основная и дополнительная маркировка шин, классификация и расшифровка для легковых автомобилей
Шинная маркировка – условные знаки, цифры и буквы, нанесённые на боковинах. Содержит максимально подробную и всестороннюю информацию о покрышке. Позволяет определить свойства и технические характеристики автошины. Максимально ускоряет и упрощает процесс выбора для покупателя. Бывает европейской, североамериканской, японской и австралийской. На шинном рынке РФ принято использовать систему маркировки, разработанную в Старом Свете.
При наличии определённых знаний и опыта автовладелец легко расшифрует все обозначения, нанесённые заводом-изготовителем. Определит сезонность покрышки, тип конструкции, посадочный диаметр и т.д.
Видео: Обозначения и расшифровка на шинах
Основная маркировка
Для наглядности расшифруем шинную маркировку (европейскую) на конкретном примере. В качестве образца возьмём модель Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H.
- Cordiant – компания-производитель, один из лидеров по изготовлению автошин в Восточной Европе. Выпускает продукцию под 3 торговыми марками: Cordiant, Cordiant Professional и TyRex.
- Sport 3 – и спортивным характером. Разработаны специально . Одно из сильных мест – высокая сопротивляемость аквапланированию.
- 225 – показатель ширины автопокрышки. Указывается в миллиметрах.
- 65 – отношение высоты профиля к ширине. Указывается в процентах. Высота покрышки измеряется от посадочного обода до края шинного изделия. Умножив 225 на 0,65, получим 146. Это высота профиля в миллиметрах.
- Буква R (также на боковинах наносится надпись Radial) является обозначением радиальной автопокрышки. Основная конструктивная особенность заключается в расположении нитей корда без перехлеста. Они направлены от борта к борту.
- 17 – посадочный диаметр обода колеса. Указывается в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см). Данная характеристика должна быть одинаковой у дисков и шин.
- 106 – обозначение индекса максимальной грузоподъёмности. Цифра бывает двух- или трёхзначной. Чем она выше, тем больше допустимая нагрузка у выбранной модели автошины. В нашем случае числовое значение 106 устанавливает максимум в 950 кг. Характеристика критична в первую очередь для грузовой резины, так как покрышки для легковых машин изготовляются с запасом.
- H – скоростной индекс. Означает максимальную скорость, которую выдерживает автопокрышка при стандартной нагрузке, сохраняя первоначальные эксплуатационные характеристики. Скоростной индекс присваивается только на основе стендовых испытаний, проведённых шинным производителем. Указывается латинскими буквами. Для каждой из них установлено своё значение (в км/ч). H = не более 210 км/ч. Если на боковине покрышки отсутствует маркировка, то максимальная скорость езды на автомобиле не должна превышать 110 км/ч. Спортивные автопокрышки маркируются индексами W и Y (270 и 300 км/ч соответственно).
Классификации шин
1. Диагональные и радиальные.
Главное отличие заключается в технологии натяжения нитей корда. В диагональных автопокрышках они перекрещиваются. Тянутся от борта к борту по диагонали, поэтому корд получается многослойным.
Радиальные автопокрышки – более современные изделия шинного производства. Нити располагаются без перекрещивания. Идут от борта к борту вдоль колеса. Имеют однослойную конструкцию корда, которая отличается надёжностью, повышенной жёсткостью и высокой степенью натяжения.
Основные преимущества радиальных автошин перед диагональными заключаются в следующем:
- более стабильные и сбалансированные сцепные и тормозные характеристики, что способствует лучшей управляемости и устойчивости автомобиля;
- уменьшенное сопротивление качению (способствует экономии топлива);
- высокий показатель теплопроводности каркаса, улучшенный отвод тепла.
Единственным недостатком автошин радиальной конструкции перед диагональными является меньшая приспособленность боковой части (боковины) к внешним механическим воздействиям.
99,9% современных шин для легковых автомобилей имеют радиальное расположение нитей корда. Маркируются буквой R и/или надписью Radial.
2. Камерные и бескамерные.
Камерные шины маркируются аббревиатурой TT или надписью Tube Type, бескамерные – TL или Tubeless. Вторые – более современные, отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками. Главные отличия бескамерных автопокрышек от устаревших моделей с камерами заключаются в конструкции шины, способе крепления на обод колёсного диска. В случае прокола бескамерная покрышка сдувается моментально. Авторезину без камеры можно быстро отремонтировать (без демонтажа, с помощью специальной пасты) при получении небольших повреждений.
Видео: Размеры шин — как правильно их понимать?
О дополнительной маркировке
- дата изготовления;
Указывается 4 цифрами. Они обведены в овал или кружок. Первые две цифры означают неделю, вторые две – год изготовления. Например, 1816 – 18-я неделя 2016 года.
- «погодные» обозначения;
AW, AS (All Seasons) – указание на всесезонные покрышки, использующиеся зимой и летом. Рекомендованы для эксплуатации только в южных широтах России. Для остальной части РФ лучше использовать специализированную летнюю и зимнюю авторезину.
M+S – маркировка зимних шин. Является свидетельством того, что они хорошо приспособлены к эксплуатации на заснеженных трассах за городом, на городских дорогах, где реагенты вместе со снегом образуют снежно-грязевую кашицу.
- соответствие стандартам;
E17 – буквенно-цифровое обозначение. Ставится на боковинах покрышек, допущенных к эксплуатации и соответствующих европейским нормам безопасности. Другой вариант – DOT. Это буквенный код, указывающий на соответствие стандартам безопасности Департамента транспорта США.
- указания на улучшенные эксплуатационные характеристики;
RF или надпись Reinforced – шинные изделия с увеличенной несущей способностью.
XL расшифровывается как Extra Load. Две буквы указываются после индексов предельной нагрузки и максимальной скорости. Обозначают повышенную прочность и увеличенную грузоподъёмность. Наносятся заводом-изготовителем на усовершенствованных моделях авторезины. Их индекс нагрузки увеличен на 4 единицы по сравнению со стандартными.
FR – покрышка с дополнительной защитой обода диска.
ROF (Run Flat у Pirelli, ZP у Michelin и т.д.) – автопокрышки, способные работать в случае прокола . Имеют специальную усиленную конструкцию, противостоящую складыванию боковин. Позволяют комфортно и безопасно доехать до ближайшего шиномонтажа на средней скорости (максимальная – 80-100 км/ч).
- символы и обозначения, упрощающие установку.
Надпись ROTATION и направляющая стрелка наносятся на автопокрышки с протекторным рисунком направленного типа. Облегчают процесс монтажа. Стрелка указывает на направление вращения.
Шинная маркировка – на первый взгляд, вещь достаточно сложная и запутанная. Ситуацию затрудняет большое количество надписей, дополнительных обозначений и символов. Однако если уделить время и разобраться в вопросе, то можно легко и непринуждённо «читать» маркировку, быстро определять технические характеристики автопокрышки. Это поможет при поиске подходящего шинного комплекта для автомобиля.