Советы о том, как уверенно управлять машиной в сложных условиях и максимально уменьшить вероятность аварии, нашим читателям дал
Валерий Горянов , мастер спорта по автомотоспорту, тренер по совершенствованию водительского мастерства.Крепче за баранку держись
Правило №1. Перед началом холодного времени, когда столбик термометра только начинает приближаться к нулю, проведите полный техосмотр своего автомобиля.
Зимой нагрузка на двигатель и другие агрегаты значительно увеличивается, поэтому желательно заменить у своего железного коня масло, проверить прочие жидкости, а также залить в бачок омывателя незамерзайку.
Правило №2. Обратите внимание на посадку: многие автомобилисты любят далеко откидывать спинку и находиться в полулежачей позе или, наоборот, максимально приблизиться к приборной панели. Это большая ошибка.
Регулировки кресла должны быть настроены так, чтобы водителю не приходилось тянуться к рулю и педалям, угол обзора был предельно широким, а взгляд направлен параллельно поверхности дороги - это позволит адекватно оценивать скорость сближения и расстояние до объектов. Руль постоянно держите обеими руками, расположенными как стрелки, показывающие на циферблате время «без 10 минут 2». В этом случае их длины всегда хватит для любого поворота и доворота.
Правило №3. Если впервые садитесь за руль незнакомого автомобиля, проверьте вначале ход педалей тормоза и газа. По возможности во время первых заморозков или на свежем снеге опробуйте транспорт на безопасной площадке или в уединённом месте, отработав действия на случай аварийных ситуаций.
Так, всем известно, что при заносе необходимо «ловить» машину, сначала поворачивая руль в ту сторону, куда несёт авто, и, лишь стабилизировав её движение, плавно возвращать на прежний курс. Но вот вычислить угол и скорость такого манёвра и подготовиться к нему психологически гораздо легче, изучив его на практике.
Правило №4. При любом подозрительном отклонении в движении авто сразу сбрасывайте скорость, отпуская акселератор. Да и вообще залог безопасного вождения - неспешная езда.
Почему-то многие россий-ские автомобилисты пытаются выжать из своих авто максимальную скорость, не думая, к каким страшным последствиям это может привести. А вот шведы, например, ограничили допустимую скорость во многих населённых пунктах до 30 км/ч.
Правило №5. Будьте особенно внимательны в дождь: внезапно въехавший в лужу автомобиль теряет контакт с дорогой и перестаёт слушаться водителя.
В такой ситуации не пытайтесь поворачивать руль: сбросив скорость, надо продолжать движение прямо.
Правило №6. При неудачно рассчитанном обгоне, связанном с выездом на встречную полосу, прижмитесь как можно ближе к попутному транспорту, включив правый поворотник.
Не стоит пытаться разойтись со встречным потоком, уйдя на противоположную обочину: даже в случае аварии ущерб от столкновения с авто, двигающимся в вашем направлении, будет несравнимо меньшим, чем при лобовом ударе на встречке.
Правило №7. Никогда не останавливайтесь на дороге с повёрнутыми влево колёсами.
В этом случае при ударе в зад вашу машину выбросит на встречку. Именно так погиб актёр Юрий Степанов. Даже ожидая, когда загорится стрелка, держите колёса строго направленными прямо, а руль поворачивайте только после начала движения.
Правило №8. При повороте всегда держитесь в своём ряду, даже если вам кажется, что поблизости нет других авто.
К примеру, мотоциклисты, которых сегодня становится всё больше, появляются внезапно и почти незаметно.
Правило №9. Тормозите не прямо перед светофором или бампером впереди идущего авто, а заранее нажав и плавно отпуская педаль.
Это не только позволит спокойно остановиться (а в случае отказа системы предпринять другие действия), но и своевременно предупредит о ваших намерениях водителей, едущих сзади.
Правило №10. Не забывайте о существовании «мёртвой зоны» со стороны правой стойки авто. Иногда в зеркале бывает не видно даже движущийся рядом грузовик.
Выяснить, кто с вами соседствует, можно при помощи быстрого поворота головы. Убедитесь, что до ближайшего препятствия достаточное расстояние, но не задерживайте взгляд более чем на мгновение: помните, что на скорости 60 км/ч за секунду машина преодолевает более 16 м.
Уступи «джигиту»
Правило №11. Набирая опыт, учитесь пред-угадывать действия других участников движения.
Например, машина, двигающаяся медленнее потока, скорее всего, ищет место для парковки и может резко затормозить. Учитывайте, что нередко неопытные автовладельцы забывают выключить сигнал поворота или вообще указывают в противоположную сторону от той, куда собираются направиться.
Правило №12. Дайте дорогу «дуракам» и «джигитам».
Сегодня в российские города приезжает всё больше автолюбителей, не имеющих опыта вождения в мегаполисах и не знающих местности. Помните об этом и старайтесь не приближаться к хаотично двигающимся машинам. Если авто перед вами начало останавливаться, не стоит пытаться опередить его, не дождавшись начала манёвра. Слишком часто горячие парни на мощных папиных иномарках стали гарцевать на наших дорогах, создавая на пустом месте конфликтные ситуации. А мода не пользоваться поворотниками показывает, что ребята эти родом из кишлака, по двум улицам которого ездят одни гужевые повозки... Таких нужно пропускать, не пытаясь гоняться за ними или что-то доказывать: нервы, здоровье и безопасность дороже. Если вас подрезали - улыбнитесь и дайте проехать. Жизнь лихачей рано или поздно и научит, и накажет.
К атегория:
Управление автомобилем
Обеспечение безопасности движения при вождении автомобиля в различных условиях
Управлять автомобилем на хорошей, свободной от пешеходов и автомобилей дороге легче, чем в неблагоприятных условиях. Однако при определенных знаниях, навыках и повышенной дисциплинированности водителей ухудшение условий движения не вызывает увеличения числа дорожно-транспортных происшествий. Чем сложнее условия работы, тем больше заботы о своем физическом и моральном состоянии, подготовке автомобиля, внимательности во время движения должен проявлять водитель.
Общие условия предупреждения дорожно-транспортных происшествий при управлении автомобилем:
– хорошее физическое состояние и достаточный отдых водителя перед работой; – свободная, но достаточно теплая, а в жаркое время предотвращающая перегрев одежда;
– исправность автомобиля перед выездом и наблюдение за работой его механизмов в пути;
– правильная подготовка рабочего места и особое внимание к показаниям приборов и оборудования;
– посадка на рабочем месте, обеспечивающая удобство управления и хорошее наблюдение за дорогой. Необходимо туловище держать прямо, прислониться к спинке сиденья, ноги расположить без напряжения: левую - около педали сцепления, а правую - на педали управления дросселем, но быть готовым перенести ее на тормозную педаль;
– постоянное внимательное наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой, даже совершенно безопасной;
– постоянные выдержка и самообладание, исключающие азарт и «соревнование» с нарушителями правил дорожного движения;
– выполнение требований правил дорожного движения, предписаний знаков, линий разметки и сигналов светофоров;
– предупредительность по отношению к пешеходам и малоопытным водителям, содействие их правильному положению на дороге.
Рис. 162. Посадка водителя за рулевым колесом:
а - правильная; б - неправильная.
Работа неотдохнувшего водителя - угроза для безопасности, особенно в темное время суток. Утомленный водитель значительно больше подвержен ослеплению, у него увеличивается время реакции. Наконец, под утро он может невольно заснуть за рулем.
Чистые стекла кабины, правильная установка света фар, исправные стеклоочистители, эф>фективный обдув теплым воздухом ветрового стекла создают условия для хорошего обзора и снижают напряженность зрения.
Надо также учитывать, что охлаждение тела и состояние голода делают водителя более подверженным ослеплению. Поэтому теплая одежда, исправное отопление кабины и своевременное принятие пищи - существенные факторы, предупреждающие дорожно-транспортные происшествия.
Почувствовав сонливость, водитель должен остановить автомобиль, выйти из кабины, отдохнуть, освежиться и сделать несколько резких движений; если это помогло, можно продолжать движение, если нет, надо отвести автомобиль с дорожного полотна и отдохнуть.
Перед началом работы водитель, кроме проверки технического состояния автомобиля, обязан лично убедиться в наличии и исправности комплекта инструмента. Отправляясь в продолжительные рейсы на автомобиле, надо брать буксирный трос, лопату, топор, а зимой цепи противоскольжения.
При управлении автомобилем необходимо обе руки держать на рулевом колесе (рис. 163), отнимать руку можно только в случаях: включения и переключения передач; включения и выключения приборов; опускания и подъема бокового стекла; сигнализации рукой или дверью; наблюдения за дорогой через открытую дверь при движении задним ходом.
Тормозить автомобиль надо плавным нажатием тормозной педали правой ногой, а при остановке необходимо фиксировать положение автомобиля стояночным тормозом. При трогании на подъеме отпускать стояночный тормоз следует в момент начала движения автомобиля, чтобы избежать его скатывания.
Зеркало заднего вида должно обеспечить наблюдение за дорогой сзади автомобиля, если зеркало находится внутри автомобиля, нельзя загораживать заднее стекло кабины (кузова).
Вождение автомобиля по дорогам и вне дорог. Перед рейсом по ранее не изведанному маршруту необходимо ознакомиться с рельефом местности, обратив особое внимание на опасные участки, и составить график движения так, чтобы их проезжать в светлое время уток. Изучая по карте местность по условным знакам, оценивают возможность движения автомобилей по той или иной дороге и выбирают маршрут, наиболее удобный для движения, даже если он протяженнее.
Рис. 163. Положение рук на рулевом колесе.
Надо учитывать условия движения в зависимости от времени года, количества выпавших осадков и прогноза погоды. Например, грунтовые дороги в лесисто-болотистой местности можно использовать только в сухое время года. Движение по грунтовым дорогам при засухе затруднено из-за пыли, что снизит скорость движения. В горной местности двигаться в, любое время года можно только по дорогам.
Иногда маршрут проходит вне дорог. В этом случае для определения своего местонахождения карту нужно ориентировать по компасу. Для устранения влияния на показания компаса большой массы металла автомобиля отсчет показаний компаса надо производить, отойдя от автомобиля на 5-6 м.
Через 1-1,5 ч движения следует останавливать автомобиль для личного отдыха, проведения контрольного осмотра автомобиля и состояния груза.
Перед преодолением труднопроходимых участков следует останавливать автомобиль для дополнительной проверки и проведения работ, обеспечивающих преодоление препятствия с одного раза (надеть цепи противоскольжения, проконтролировать состояние моста и т. д.). При движении по таким участкам не рекомендуется выключать сцепление или переключать передачи; необходимые для безостановочного преодоления опасного участка передачи следует включать заранее.
Условия движения на автомобильных дорогах требуют надежного сцепления шин с покрытием дороги при высоких скоростях движения. Этому требованию отвечает шероховатое бетонное покрытие. Гладкое дорожное покрытие ухудшает сцепные качества, и на нем может образоваться жидкостный слой, снижающий сцепление с шиной. На поверхности отремонтированной дороги с асфальто-бетонным покрытием выступает битум, это покрытие имеет меньшее сцепление с шинами колес; опасность увеличивается, если оно смочено дождем или полито, так как битум с водой образует слой «смазки», и сцепление резко уменьшается.
Состояние дорожного покрытия сильно влияет на изменение его коэффициента сцепления. Влажность шероховатого покрытия снижает коэффициент сцепления на 1/3 , а на гладком покрытии - до V2 и более.
Загрязнение дорожного покрытия грунтом или пылью уменьшает коэффициент сцепления, особенно в начале дождя, когда грунт превращается в жидкую пленку.
Гололедица наиболее опасна для движения, так как сцепные качества дорожного покрытия снижаются до минимума.
На некоторых участках дорог, где часто изменяется режим движения (у перекрестков, пешеходных дорожек, на спусках), изнашивается и шлифуется дорожное покрытие, что ухудшает его сцепные качества,
На лесных дорогах скользкость их покрытия увеличивается во время листопада.
Сцепление шин с дорогой зависит не только от ее покрытия, но и от состояния шин. На силу сцепления сильно влияет рисунок протектора. Хороший рисунок при движении по влажной дороге должен выдавливать и удалять влагу, обеспечивая движение по сухому покрытию, однако при движении с высокими скоростями из-за кратковременности контакта шины с дорожным покрытием влага не полностью выдавливается и сцепление шины при движении со скоростью 100 км/ч может уменьшиться наполовину по сравнению с сухим покрытием.
Вследствие износа протектора сцепление резко уменьшается. Так, при движении со скоростью около 80 км/ч на мокрой дороге сцепление с дорогой шины с изношенным протектором резко уменьшается, так как шина движется по жидкостной пленке, и автомобиль может стать неуправляемым.
Давление воздуха во всех шинах автомобиля должно соответствовать нормам. При снижении давления увеличивается сцепление шины с покрытием дороги, но резко уменьшается срок ее службы. У шины с повышенным давлением площадь контакта с дорогой меньше, поэтому и ниже коэффициент сцепления. У шин с разным давлением резко возрастает опасность заноса автомобиля из-за неодновременного блокирования колес при торможении.
Двигаясь по скользкой дороге, водитель обязан вести автомобиль с пониженной, равномерной скоростью, избегая резкого ее изменения, торможения и поворотов.
Наблюдение водителя за дорогой и окружающей обстановкой зависит от видимости и обзорности. Видимость изменяется от времени суток, атмосферных условий, освещенности улиц, дистанции до впереди идущего транспортного средства и профиля дороги.
Видимость ограничивается при приближении к вершине холма или повороту дороги, что требует от водителя снижения скорости и движения в крайнем правом ряду во избежание возможности столкновения со встречными транспортными средствами, идущими за пределами видимости (рис. 164).
При тумане, дожде, снегопаде, пыли водитель обязан обеспечить безопасность движения, снизив скорость, чтобы в пределах видимости можно было заметить опасность и остановить автомобиль. Если во время движения в этих условиях видимость становится менее 300 м, а также при движении в туннелях, следует включать ближний свет фар. На пыльных дорогах необходимо увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля, так как видимость в поднятой им пыли резко снижается.
Обзорность зависит от конструкции автомобиля. На современных автомобилях для ее улучшения устанавливают панорамные (выгнутые) лобовые стекла, чем увеличивают поле зрения водителя.
В случае неуверенного движения другого автомобиля, перемещения его из ряда в ряд водитель обязан принять меры предосторожности и снизить скорость, так как там может оказаться неопытный или нетрезвый водитель. Сказанное относится и к пешеходам: при уверенном движении большого количества пешеходов можно двигаться с нормальной скоростью, но достаточно появления одного пьяного на проезжей части, чтобы понадобилась немедленная остановка автомобиля.
Рис. 164.0граничение видимости на дороге с крутым переломом продольного профиля.
В горах, где дороги имеют много крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков, водитель обязан особенно тщательно следить за техническим состоянием автомобиля, так как малейшая его неисправность может привести к более опасным последствиям, чем на равнине. Автомобиль, постоянно работающий в горах, должен быть обеспечен приспособлениями для удержания на месте в случае остановки на уклоне. Наиболее простые приспособления - башмаки, клинья или колодки, помещаемые под колеса автомобиля (рис. 165).
Движение по горным дорогам требует от водителя определенных навыков.
Приближаясь к крутому повороту или серии поворотов (серпантинам), водитель обязан помнить, что за каждым крутым поворотом может быть невидимое препятствие-остановившийся или движущийся автомобиль, ремонтируемый участок дороги и другие. Приближаясь к крутому повороту, водитель обязан снизить скорость, чтобы при необходимости остановить автомобиль в пределах видимости, днем подать звуковой сигнал, а ночью изменить силу света в фарах и проходить поворот, как показано на рис. 166.
Для преодоления крутого подъема водитель обязан заранее включить одну из низших передач, обеспечивающих выполнение подъема без переключения передачи. Нельзя преодолевать крутой подъем, пока впереди идущий автомобиль не поднялся на вершину или встречный автомобиль не закончил спуск.
Рис. 165. Башмаки, клинья и колодки, подкладываемые под колеса автомобилей на уклоне.
На крутых спусках в условиях горных дорог водителю запрещается двигаться с выключенным сцеплением или передачей. Спускаться нужно на одной из низших передач, обеспечивающих эффективность торможения двигателем, периодически пользуясь ножным тормозом.
Деревянные мосты на проселочных и полевых дорогах, перед которыми отсутствуют знаки «Ограничение веса», необходимо проезжать осторожно. По настилу моста надо вести автомобиль плавно, не переключая передач, без рывков и резких торможений. Если проезжают мост впервые, необходимо разведать его надежность. Грузоподъемность моста (рис. 167) определяют по толщине и состоянию (наличию гнили и других повреждений) свай, насадок, прогонов, настила.
В туннелях водителю необходимо соблюдать определенные правила. В городах,даже если туннели имеют большие габариты,хорошо освещены и рассчитаны на пропуск большого количества транспортных средств, должен быть включен ближний свет фар. Запрещается в туннеле останавливаться и обгонять другие транспортные средства с выездом из занимаемого ряда.
Движение по сухим проселочным дорогам не вызывает особых затруднений, хотя и на таких дорогах, даже при незначительном движении, водитель не имеет права снижать внимание, превышать скорость, особенно приближаясь к закрытым поворотам.
Рис. 166. Проезды серпантина
Рис. 167. Определение грузоподъемности моста.
Засохшие глубокие колеи могут повредить шины, и движение по ним следует избегать. Глубокие выбоины, канавы и другие подобные препятствия лучше преодолевать под прямым углом на пониженной скорости для уменьшения деформации рамы или кузова. Перед препятствием притормозить, а в момент его преодоления энергично нажать педаль управления дросселем, что будет способствовать выходу на ровную дорогу за счет инерции автомобиля.
Для устранения возможности задевания нижней частью кузова или буфером за край канавы нужно выбирать более пологие места или предварительно снимать грунт лопатой. Если на дне канавы скопилась вода или грязь, нужно замостить дно подручными материалами или землей.
По мокрой глинистой дороге со старой колеей нужно двигаться, пропуская колею между колесами во избежание остановки в размокшем грунте. По новой колее можно ехать, так как слой грязи в ней небольшой и сопротивление движению меньше. При неполной нагрузке автомобиля и движении по неглубокой грязи можно снять с задних колес наружные скаты, и одинарные ведущие колеса продавят слой грязи до твердого грунта, что обеспечит достаточное сцепление. Участки дороги с глубокой грязью нужно преодолевать на пониженных передачах при больших оборотах двигателя. Чтобы легче проехать этот участок, можно подложить под ведущие колеса доски и жерди. Для облегчения выхода автомобиля из грязи нужно расчистить путь для передних колес.
Двигаясь по пашне с бороздами или преодолевая небольшие ложбины и неглубокие колеи, автомобиль следует пускать под острым углом к ним, что уменьшает передачу толчков от этих препятствий.
Участок дороги, залитый водой, необходимо предварительно разведать, так как там могут находиться ямы или крупные камни, и проезжать его на малой скорости.
По сухому лугу двигаться нужно с такой скоростью, чтобы толчки от неровностей почвы не отразились на состоянии автомобиля. При движении по заболоченному участку надо стараться сохранять слой дернины, при его повреждении колеса провалятся и автомобиль застрянет. В этом случае нельзя допускать буксования, а при застревании необходимо вывешивать автомобиль и подкладывать под колеса хворост, бревна, жерди.
Выбирая направление движения, избегать крутых поворотов и обращать внимание на травяной покров: яркозеленая высокая растительность указывает на слабую дернину, ровная невысокая трава - на относительно прочный грунт. На заболоченных участках нельзя двигаться по следу прошедшего автомобиля, так как ослаблен слой дернины.
Участок с мелким сухим песком в сухую погоду лучше объехать. Остановившийся автомобиль нужно вывесить и положить под колеса металлическую сетку или доски, бревна, хворост. По мокрому песку можно двигаться без опасений: он хорошо уплотнен и колеса в нем почти не вязнут.
Если на автомобиле действует только одна фара (в случае повреждения в пути), она должна находиться с левой стороны.
При остановке на неосвещенной дороге необходимо включить габаритные или стояночные огни, при их неисправности транспортное средство должно быть отведено за пределы дорожного полотна.
Автопоезда отличаются от одиночных автомобилей большей длиной, массой, радиусом поворота и тормозным путем. Поэтому водить автопоезд сложнее, и водителю необходимо соблюдать определенные правила.
Разгоняться на каждой передаче нужно так, чтобы при переключении мощность двигателя была достаточной для движения на повышенной передаче, переключать передачи следует быстро.
Скорость движения автопоезда должна обеспечивать плавное торможение при остановке. При преодолении подъема надо включать передачу, обеспечивающую выход на вершину холма без переключения, а перед спуском снизить скорость до безопасной. Тормозить на спуске нужно не выключая сцепления.
Нельзя тормозить при преодолении препятствий (выбоины, перекопанные места), лучше их проезжать накатом.
В случае разъезда на узкой дороге и перед крутыми поворотами нужно заранее снижать скорость, а в момент разъезда или прохождения поворота, увеличив скорость, вести автопоезд так, чтобы исключить накатывание прицепа на тягач (внатяжку).
Для остановки автопоезда выбирают ровный участок с твердым покрытием. Если остановиться на грунтовой дороге с вязким или сыпучим грунтом, тягач не сможет сдвинуть автопоезд, а его колеса могут зарыться.
Перед преодолением вброд ручьев и мелких речек нужно проверять глубину брода и твердость грунта. Берега должны быть не кру. тыми, а пологими, чтобы они не препятствовали движению. Проверив брод, следует установить ориентиры - вешки. Для легковых автомобилей глубина брода не должна превышать 0,5 м, а для грузовых - 0,7-0,8 м.
Перед преодолением брода следует закрыть жалюзи и снять ремень вентилятора. Спускаться к воде и преодолевать брод нужно медленно на одной из низших передач при средних оборотах двигателя, не допуская остановки. Реки и ручьи с быстрым течением нужно проезжать по течению наискось. Преодолев брод, надо проехать некоторое расстояние при нажатой тормозной педали для просушивания тормозных механизмов.
Въезжать на паром можно только по разрешению паромщика на малой скорости. На пароме надо равномерно распределить нагрузку, не допуская излишнего маневрирования.
При сильных морозах необходимо также обратить внимание на одежду водителя, утепление кабины и исправность системы отопления и обдува ветрового стекла, на качество тормозной жидкости в приводе гидравлических тормозов, предотвращение замерзания конденсата в пневматическом приводе тормозов.
Сильный снегопад требует снижения скорости из-за резкого уменьшения видимости и появления на проезжей части снежного покрова, ухудшающего условия движения и увеличивающего тормозной путь.
По накатанной снежной дороге следует двигаться с умеренной скоростью, так как слой укатанного снега уменьшает сцепление и увеличивает тормозной путь. Нельзя заезжать передними колесами в снег на обочине, поскольку автомобиль может «затянуть» с дороги.
Небольшие сугробы преодолевают с разгона, используя инерцию автомобиля. Если заснеженный участок длинный, нужно заранее включить передачу, которая обеспечит его преодоление без остановки. Остановившийся автомобиль следует осадить по колее назад и с разгона продвигаться вперед. При буксовании колес надо расчистить перед ними снег и подложить хворост или насыпать песок.
Разъезжаться со встречным транспортным средством на узких снежных дорогах следует на малой скорости или, выбрав место, остановиться и пропустить его.
Повышают проходимость автомобилей, используя цепи противоскольжения. Чтобы надеть на колеса цепи, их раскладывают спереди или сзади по колее автомобиля и осторожно въезжают на середину цепей, цепи натягивают и концы соединяют замком. Цепи противоскольжения бывают мелкозвенчатые (рис. 168), траковые (рис. 169), гусеничные (рис. 170).
Цепи устанавливают только для преодоления труднопроходимых участков, при движении на дорогах с твердым покрытием они ускоряют износ шин и повышают расход топлива. В случае отсутствия специальных средств для преодоления таких участков используют подручные- бревна, жерди, доски, хворост, щебенку, шлак.
Автомобиль, оборудованный лебедкой, может вытащить другой автомобиль при условии, что сам он находится на твердом грунте и надежно заторможен, а лебедка работает на первой передаче коробки отбора мощности при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Для самовытаскивания лебедкой необходимо трос надежно закрепить за пень, дерево, а при отсутствии использовать упор, которым может служить вкопанное в грунт бревно, вбитый в грунт лом.
Переправляться по льду можно только после разведки толщины и состояния ледяного покрова (отсутствие полыней и больших трещин), а также определения состояния сопряжения ледяного покрова с берегами, которое, если необходимо, усиливают щитами.
Въезжать на лед следует осторожно, без ударов, двигаться на переправе со скоростью 10-15 км/ч, соблюдая дистанцию между автомобилями не менее 25-35 м. В кабине может находиться только водитель, а обе дверцы должны быть открыты.
Движение по улицам крупных городов отличается большим разнообразием маневров, интенсивностью и частым изменением скоростей. Водитель должен отлично ориентироваться в этой сложной обстановке и быстро принимать правильные решения, обеспечивающие безопасность движения. Дистанция между транспортными средствами на улицах сокращается по сравнению с загородными дорогами, что требует повышенного внимания водителя и уменьшения скорости движения.
Рис. 168. Мелкозвенчатые цепи противоскольжения:
а - для одинарных колес; б-для сдвоенных колес; в-смонтированные на колесах автомобиля.
Рис. 169. Траковые цепи противоскольжения:
Перед выездом на перекресток или площадь водитель должен определить порядок движения и лишь после этого проезжать, помня о том, что обстановка усложнена пересечениями транспортных потоков с потоками пешеходов, пересекающих проезжую часть, что часто является причиной несчастных случаев в городах и населенных пунктах.
Водитель должен учитывать состояние и возраст пешеходов и при достаточном внимании может предотвратить опасность. Наиболее частые нарушения переходов: переход в неустановленном месте; переход перед близко движущимся транспортным средством; неожиданный выход из-за транспортного средства на проезжую часть; игра детей на проезжей части.
Водитель, недооценивающий один из перечисленных факторов, способствует созданию опасной обстановки. Он должен быть постоянно готов к неблагоприятным изменениям в обстановке и обязан стремиться обеспечить безопасность, даже при неосмотрительных действиях других участников движения.
Постоянное поддержание хорошего технического состояния автомобиля обеспечивает выполнение задания при скорости, способствующей безопасности движения, которую можно поддерживать, пользуясь правильными приемами управления и хорошо зная особенности маршрута движения.
Рис. 170. Гусеничные цепи противоскольжения:
а - в развернутом виде; б - смонтированные на колесах автомобиля.
Рис. 171. Определение толщины льда при помощи лопаты:
1 - снег; 2 - снеговой лед; 3 - мутный лед; 4 - прозрачный лед.
Опытный водитель рассчитывает скорость в зависимости от обстановки, добиваясь плавного движения без лишних торможений, что уменьшает износ автомобиля и увеличивает эксплуатационную скорость.
Высокая сознательная дисциплина, постоянное совершенствование приемов вождения, знание и соблюдение Правил дорожного движения, содержание автомобиля в исправном состоянии и постоянное внимание к изменениям дорожной обстановки - основные качества передового водителя.
К атегория: - Управление автомобилем
Безопасное вождение на дорогах очень важно для вас и для других водителей. Начните с шага 1, приведенного ниже, чтобы получить полезные советы о том, как вы можете ответственно управлять автомобилем и избежать несчастных случаев.
Шаги
Часть 1
Ответственное поведение за рулем-
Старайтесь не отвлекаться. Когда вы отвлекаетесь во время вождения, вы не можете уделить свое внимание дороге, а ваша реакция в результате замедляется.
- Использование мобильных телефонов во время вождения, будь то звонок, отправка сообщения или что-то еще - это серьезный ущерб с точки зрения его влияния на внимание водителя. Если вам нужно сделать звонок, спуститесь на обочину и остановите машину.
- Наряду с использованием мобильных телефонов, отвлечением считается все, что отвлекает вас от дороги, будь то возня с радио, проверка или нанесение макияжа или прием пищи. Всех этих вещей следует избегать.
- Также будьте осторожны при движении с детьми и домашними животными, так как они могут быть потенциальными отвлекающими. Убедитесь, что дети прикреплены ремнями безопасности, а домашние животные находятся в контейнерах для перевозки домашних животных.
-
Избегайте сонливости. Чувствовать сонливость за рулем почти так же опасно, как водить под воздействием алкоголя, особенно в ночное время. На самом деле, согласно данным исследования Virginia Tech, сонные водители в четыре раза чаще рискуют попасть в аварию или оказаться на грани аварии.
- Сонливость не обязательно означает засыпание за рулем (хотя это очень опасно), это может быть потеря концентрации на мгновение или два, т.е. это достаточное время, чтобы вызвать серьезную аварию.
- Вы можете избежать потенциальной сонливости за рулем, всегда хорошо высыпаясь ночью (восемь часов в сутки, если это возможно). Вы должны также делать частые перерывы во время вождения (особенно в том случае, если вы чувствуете себя усталым), чтобы подышать свежим воздухом или выпить кофе. Разделите обязанности по вождению с другим водителем, если это возможно.
- Вы также должны быть очень осторожными, принимая какие-то лекарства, которые могут вызвать сонливость. Если вы принимаете противопростудный или антигистаминный препарат, всегда соблюдайте указания на этикетке.
-
Всегда пристегивайте ремень безопасности. Пристегивание ремня безопасности во время вождения является важным элементом безопасности и может снизить риск смертельного исхода для пассажиров в возрасте от 5 лет на 45%. Кроме того, ремень может снизить уровень серьезной травмы до умеренной на 50%.
- Пристегнутый ремень безопасности предотвращает пассажиров автомобиля от выбрасывания в салон или через лобовое стекло во время аварии, тем самым помогая предотвратить переломы, тяжелые травмы головы, рваные раны и возможность наезда другого транспортного средства.
- Иногда доводится слышать пугающие истории о людях, которые оказываются пойманными в ловушку в их автомобиле в результате пристегивания ремнями безопасности. Это явление редкое и возникает только в небольшом проценте аварий. В подавляющем большинстве аварий, ремень безопасности будет работать в вашу пользу.
-
Сохраняйте спокойствие. Несмотря на то, что вы сидите в пробке или имеете дело с отвратительным поведением другого водителя, бывает очень сложно сохранять спокойствие. Злость или расстройство только отвлекут вас, и вы получите больше шансов сделать что-то опасное.
- Избегайте действий, которые могут ухудшить поведение других водителей. Это может быть мигание фар, звуковые сигналы или грубые жесты. Такое поведение может отвлечь других водителей и потенциально привести к аварии.
- Если другой водитель делает что-то опасное или действует агрессивно по отношению к вам, сохраняйте спокойствие, уступите или позвольте ему проехать мимо вас. Чем раньше он уйдет с вашего пути, тем лучше.
Часть 2
Соблюдайте правила дорожного движения-
Соблюдайте скоростной режим. Это может показаться очевидным, но соблюдение скоростного режима является жизненно важной частью безопасного вождения. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения, превышение скорости явилось причиной 30% всех аварий со смертельным исходом в 2011 году.
- Помните, что чем выше скорость, тем меньше времени у вас будет, чтобы среагировать на движение вокруг вас, и столкновение с гораздо большей вероятностью будет серьезным, если оно произойдет на скорости.
- В коротких поездках превышение скорости сэкономит вам всего пару минут, но при этом значительно увеличит риск серьезной аварии. Если вам нужно быть вовремя, просто выйдите раньше.
-
Следуйте «трем вторым правилам». Очень важно избегать близкого нахождения рядом с вами другого автомобиля, поскольку это дает вам меньше времени среагировать на ситуацию, если водитель перед вами решит остановиться или внезапно повернуть. В целях безопасности водителям советуют сохранять дистанцию трех секунд между их автомобилем и автомобилем, находящимся перед ним.
- Расстояние измеряется во времени, а не в шагах (или других единицах измерения), поэтому может быть довольно трудно судить о расстоянии во время вождения и о том, что считается безопасным расстоянием, когда скорость меняется.
- Чтобы судить о минимальном безопасном расстоянии в соответствии со вторым правилом трех, выберите стационарный объект на стороне дороги, такой как фонарный столб или в почтовый ящик. Когда автомобиль перед вами проходит этот объект, начинайте отсчет секунд. По крайней мере, должно пройти 3 секунды, прежде чем вы сами пройдете этот объект.
-
Будьте особенно осторожны в плохих условиях вождения. Быть хорошим водителем значит хорошо адаптироваться к окружающему освещению, независимо от того, плохая ли это погода, ужасная видимость или просто движение в ночное время.
- Вождение в плохих условиях требует от вас быть еще более осторожным, чем обычно. Вы должны ехать медленнее, чем написано на знаке-ограничителе скорости, поддерживать дополнительное пространство между вашим автомобилем и тем, который находится впереди вас и быть очень осторожным на поворотах и изгибах.
- Если на улице темно, туманно или идет дождь, вы также должны помнить, что необходимо включить фары. Вас должны видеть, если вы хотите избежать удара!
- Периодически нужно останавливаться, чтобы протереть затуманенные или замороженные окна, чтобы улучшить видимость. Обработка поверхности (например, "Дождем -X") может улучшить видимость через дворники на стекле.
- Конечно, самое безопасное - это избегать вождения в плохих погодных условиях. Если на улице сильный дождь, снег или гололедица, вы должны подумать о том, чтобы вообще не выходить из дома, если это возможно.
-
Будьте осторожны с другими водителями. Когда вы находитесь за рулем, не думайте, что водители вокруг вас будут вести себя так, как предписывают правила безопасности, или просто ответственно, или что они будут реагировать на ситуацию так же, как и вы.
- Вы должны быть начеку, знать о своем окружении и быть готовым мгновенно реагировать на то, что происходит вокруг вас. Это называется двигаться в обороне.
- Некоторые методы неосторожного вождения включают: неспособность использовать поворотник, резкую смену полосы движения, внезапную остановку, превышение скорости, поворот и отклонение.
-
Используйте зеркала и проверьте «мертвые» точки. Вы должны не просто обратить внимание на машины на дороге перед вами. Вы должны сканировать все вокруг себя более или менее постоянно, используя зеркала по обе стороны и позади вас.
- Тем не менее, каждый автомобиль имеет «мертвые» точки, которые вам нужно знать и делать поправку на такие же зоны в других транспортных средствах. Всегда проверяйте «мертвые» точки, глядя через плечо, прежде чем повернуть или сменить полосу движения.
- Вы также можете установить зеркало в «мертвой» точке, но знайте, что все, что в нем отражается, намного меньше, чем кажется.
- Не закрывайте свой обзор. Не приклеивайте к окнам отличительные знаки и не вешайте висюльки (например, пушистые кости) на ваше зеркало заднего вида.
Часть 3
Работайте с потенциальным источником опасности-
Будьте особенно осторожны при езде по льду. Вождение на льду требует особой тщательности и вот некоторые советы:
- Если вы оказались вдруг на льду (или на гололедице) не бейте по тормозам; вы можете полностью потерять контроль. Если вы должны замедлиться, поставьте автомобиль на более низкую передачу и/или медленно нажмите на тормоза легко и прямо.
- Передвигаясь по льду, не крутите руль. Серьезные аварии часто происходят из-за того, что водители поворачивают колеса на льду. Поворачивайте руль реже или вообще не трогайте, пока автомобиль не выедет на нормальную поверхность, а шины вновь не обретут сцепление с дорогой. После того как шины восстановят сцепление с дорогой, автомобиль будет еще какое-то время ехать по инерции, что может привести к аварии.
-
Используйте индикаторы при повороте. Всегда включайте сигналы поворота, чтобы указать, где и когда вы собираетесь повернуть. Это даст другим водителям время среагировать. Это может быть самая учтивая вещь, которую вы можете сделать.
- Сигнальте, как только вы решите, что хотите повернуть, а затем посмотрите на пространство, в которое вы хотите сделать поворот, а не наоборот. Это даст другим водителям больше времени, чтобы заметить вас, и, возможно, даже освободить вам пространство.
- Эти правила также применяются, когда вы меняете полосу движения, а также резко поворачиваете. Если вы при этом не даете сигнал другим водителям, это может быть очень опасно.
- Менять направление движения (например, левые повороты в странах с правым приводом) становится особо опасным, этого следует избегать, если это возможно. Планируйте в своей поездке делать повороты движением, по мере возможности.
-
Будьте осторожны рядом с грузовиками. Грузовики представляют собой особую опасность. Их водители не могут видеть другие транспортные средства, а также вы можете не видеть их со своего автомобиля.
- Поэтому важно дать грузовику дополнительное пространство. Вы можете сделать это вторым правилом шести (вместо трех секунд) при движении за грузовиком.
- Будьте крайне осторожны при обгоне грузовика. Если происходит несчастный случай между автомобилем и грузовиком, водитель автомобиля подвергнется наибольшему риску.
-
Никогда не двигайтесь на красный свет. При попытке поехать на красный свет, вы берете на себя риск того, что другой автомобиль повернет или выскочит прямо перед вами.
- Не менее вероятно, что пешеход (возможно ребенок) может выйти на пешеходный переход, пытаясь перейти улицу. Если произойдет любая из этих вещей, скорее всего, будет серьезная авария, и в ней будете виноваты только вы.
- Имейте в виду, что другому водителю очень трудно определить, как быстро вы едете, хотите ли вы ускориться или остановиться, когда они идут вам в лоб.
Часть 4
Следите за механикой-
Регулярно проверяйте наличие механических проблем. Регулярно проверяйте механические свойства своего автомобиля, удостоверьтесь, включаются ли фары, работают ли тормоза и подвески.
- Если вы не сильны в этих вопросах, обратитесь к опытным механикам.
- Неисправность любого из этих компонентов может создать опасную ситуацию во время вождения.
-
Поддерживайте свой автомобиль должным образом. Например, если ваше колесо отвалилось, и вы попали в аварию, ваша страховая сразу определит, что виноваты в этом вы.
- Обращайте внимание на незначительные вещи. Меняйте лезвия дворников, когда они начинают оставлять полосы на ветровом стекле во время использования.
- Также постоянно заполняйте бочок ветрового стекла, чтобы очищать грязь и мусор с лобового стекла.
-
Все четыре шины вашего автомобиля должны быть накачены. Это даст лучшее сцепление, пробег и производительность.
- Убедитесь, что давление в шинах в норме, так как неравномерное давление может привести к снижению производительности или даже прорыву резины.
- Замените изношенные шины. Помните, что сцепление на мокрой дороге ухудшается износом протектора до предельно допустимого уровня, потому что у воды меньшие места для вытеснения. Замена 4/32 может быть мудрым решением. Проверьте запчасти, когда вы проверяете свои покрышки.
- Всегда уступайте пешеходам.
- Если рядом с вами на дороге авария, не останавливайте автомобиль, чтобы посмотреть. Это создаст дополнительные возможности для несчастных случаев. Если это незначительное повреждение крыла, оставайтесь на своей полосе и в медленном и безопасном темпе двигайтесь дальше. Не останавливайтесь, чтобы посмотреть.
- Чтобы экономить топливо, не гоните слишком быстро и не ускоряйтесь внезапно, планируйте свои поездки, прежде чем выйти в любом месте в любое время, в том числе и по дороге на работу.
- И следуйте рекомендациям трафика и знакам.
- Будьте внимательны при приближении машин скорой помощи и уступайте им дорогу, если вы видите мигалки и слышите звучание сирен. Помните, что они могут появиться внезапно, могут ездить в нормальном потоке движения, и, возможно, не всегда могут останавливаться на знаках остановки или на сигналах светофора. Кроме того, они могут ехать на высокой скорости, особенно милицейские машины, так что попытайтесь уступить им дорогу, обеспечив место для погони.
- Соблюдайте правила дорожного движения! Принимайте к сведению знаки и будьте постоянно в курсе опасности вокруг вас. Не превышайте скорость, не отвлекайтесь и не паникуйте!
- Отодвигайтесь вправо для сирен и огней! Знайте, что машины скорой помощи могут появиться внезапно в зеркале заднего вида. Запомните и соблюдайте удобные способы, чтобы помочь каждому оставаться в безопасности! И включайте громкость радио в автомобиле в нормальном объеме, так, чтобы вы могли услышать сирены, прежде чем они появятся слишком близко.
- Будьте вежливы. Люди не останутся в долгу и это поможет создать хорошую обстановку на шоссе, где это так необходимо. Если вы находитесь в пробке, это так просто - позволить проехать вперед нескольким автомобилям на вашей полосе. Это не будет иметь никакого значения, будет гораздо безопаснее и сделает день намного проще и для вас и для них. Им нужно поступать также. Сделайте движение по шоссе приятным.
- Никогда не водите машину, которая находится в плохом техническом состоянии. Если ваш автомобиль имеет неисправную механику любого рода, сразу вызовите квалифицированного механика.
- Сигнальте в той или иной форме, будь то поворотники или ручные сигналы. Убедитесь, что знаете ручные сигналы, в случае неисправности сигнала поворота. Если ваши поворотники неисправны в дождь, используйте ручные сигналы. Намочить рубашку или куртку гораздо лучше, чем разбить машину!
- Двигайтесь таким образом, чтобы другие люди могли понять, что вы делаете. Убедитесь, что вы делаете то, что показываете. Другие водители не могут порыться в вашей голове, так что они могут знать только то, что вы говорите им своими действиями. Включите сигналы, фары, предупреждающие огни. Это единственное, что они могут понять. Если вы используете их правильно, вы должны четко сообщать именно то, что вы задумали.
Предупреждения
- Если автомобиль пытается развернуться и в то же время пытается ехать прямо (на той же самой дороге), дайте ему проехать, если можете, потому что нет перекрестка, регулирующего движение.
- Если где-то рядом авария или ДТП на стороне дороги, будьте особенно осторожными, потому что, скорее всего, большинство водителей тоже наблюдают за происходящим, не обращая внимания на дорогу. Так что следите, чтобы в ваш автомобиль не въехали сзади, особенно в таких обстоятельствах.
- У вас должна быть лицензия, если автомобиль не в вашей собственности.
- Будьте особенно осведомлены о ситуациях, когда одна полоса находится почти в бездействии, а на следующей движение идет с нормальной скоростью. Это рассадник аварий. Люди часто сталкиваются с задней частью ближнего к обочине ряда на максимальной скорости или врезаются в них, пытаясь выехать из ближнего к обочине ряда в более быстрый переулок. Худшее положение – быть в самой глубине ближнего к обочине ряда без медленных автомобилей позади. Так что будьте очень осторожны и будьте в курсе (о том, что находится впереди и позади вас) таких ситуаций.
- Некоторые распространенные ошибки, которые совершают люди, и которые вы можете упустить:
- Попытка проскочить на красный свет (или просто не видеть красный свет). Смотрите, чтобы убедиться, что все движение остановилось перед выходом на перекресток; не доверяйте им и делайте обязательно все правильно.
- Никогда не ездите в «мертвой» зоне автомобиля.
- Не сигнальте одну вещь, когда делаете другую (т.е. приближающийся автомобиль дает сигнал, что он собирается повернуть, а сам идет через перекресток).
- Научившись всем этим вещам, вы можете управлять более безопасно.
- Тщательно все проверьте, прежде чем сменить полосу движения (зеркало, движение, сигнал и т.д.), и не забудьте давать сигналы (индикатор).
- Проверьте оба варианта пути, даже если вы просто поворачиваете вправо. Конечно, легко заметить, что слева нет никаких автомобилей, но, возможно, водитель может выезжать справа, находясь в своей полосе.
Никогда не пейте перед тем, как сядете за руль. Всем известно, что люди не должны садиться за руль после употребления алкоголя, но это стоит повторить. Как минимум, выпивка ухудшает вашу мозговую деятельность и замедляет реакцию. В худшем случае, увы, это вызывает затуманенное зрение и потерю сознания.
Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом переработки огромного количества поступающей к нему информации. Отсюда следует, что чем больше опыт у водителя, чем больше развиты у него навыки, чем более подготовлен он к маршруту движения тем безопаснее режим движения в конечном итоге он выбирает, тем больше потенциальная возможность поездки без дорожно-транспортного происшествия. Движения автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои особенности:
- Рядность движения
- Небольшие расстояния между автомобилями
- Обилие технических средств регулирования
- Пешеходных переходах
- Перекрестках
- Наличие непрерывного встречного потока автомобилей
В этих условиях особое значение приобретает выполнение такой последовательности действий:
- Наблюдение
- Сигнализация
- Маневр
Необходимо правильно определять и выдерживать дистанцию между автомобилями и интервалы между рядами.
При выборе безопасной дистанции между автомобилями необходимо учитывать:
- Состояние дорожных покрытий
- Видимость
- Атмосферные условия
- Состояние протекторов шин
- Скорость движения
- Реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций
В городских условиях безопасной считают дистанцию, равную половине скорости движения. При скорости движения 60 км/ч дистанция должна составлять не менее 30 м. На крутых подъемах и спусках дистанция между автомобилями должна быть увеличена в два-три раза.
Также необходимо соблюдать интервал не только между встречными автомобилями, но и между, но и между автомобилями и тратуарами, обочинами, пешеходами. Чем выше скорость, тем больше интервал. В любом случае интервал должен быть не менее одного метра. Особенно тщательно нужно выбирать интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, что водители оставляют слишком малые расстояние между бортами автомобилей.
Проезжая пешеходные переходы, водитель должен проявлять повышенную осторожность и быть готовым вовремя остановить автомобиль. Такие же предосторожности нужно соблюдать, двигаясь мимо остановок общественного транспорта. Основная мера безопасности - заблаговременное снижение скорости движения, готовность к немедленным действия при появлении пешеходов в непосредственной близости от автомобиля.
Дорожные условия могут быть разнообразны: прямые участки дорог и повороты с изменяющимися радиусами, спуски и подъемы, различные ширина и состояния проезжей части, изменение дальности видимости и условий обзора. Все это оказывает значительное влияние на режим движения. Для принятие правильного решения при выборе скорости движения водителю необходимо иметь соответствующие знания и навыки в оценке в дорожных условиях. Особенно важно водителю уметь оценивать сцепные качества дорожного покрытия, а так же знать причины его повышенной скользкости. Это поможет правильно определить величину тормозного пути, а следовательно, выбрать безопасную скорость движения.
Опасность на дороге, имеющей хорошие сцепные качества, могут создать отдельные, зачастую небольшие участки гладкого дорожного покрытия, образующегося в результате его износа и шлифовки колесами автомобилей. Такие участки бывают в местах, где часто меняется режим движения автомобилей, совершаются разгоны и торможения: перед перекрестками и пешеходными переходами, непосредственно на них и за ними, на поворотах, перед подъемами и спусками, в зонах остановок общественных транспортных средств, перед участками с ограниченной видимостью и непосредственно на них. На дорогах также могут быть участки, которые наиболее часто подвергаются загрязнению и увлажнению. Это примыкания или пересечения с дорогами, не имеющими твердого покрытия, участки дорог с грунтовыми обочинами.
Что касается технического состояния транспортных средств. В обязательном порядке наши автомобили должны проходить ежедневное техническое обслуживание, ТО 1, ТО 2.
Как известно, перед каждым поворотом водитель должен притормозить. Однако не все знают, что заканчивать торможение следует до начала поворота. Если вы будете тормозить на повороте, то это заметно снизит боковую устойчивость машины, что даже может стать причиной опрокидывания. Не следует также забывать, что торможение на повороте вызывает повышенный износ деталей ходовой части и рулевого управления, а также колесной резины.
При выполнении поворота траектория транспортного средства должна иметь максимальную крутизну в его начале. По мере прохождения поворота автомобиль постепенно выравнивается.
Перед выбоиной, ямой, выступом или другим аналогичным препятствием на дороге следует снизить скорость заранее, а уже перед самым наездом на препятствии - отпустить педаль тормоза. Таким образом вы сможете минимизировать силу удара. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.
Подъемы и спуски на скользкой дороге рекомендуется проезжать на одной скорости, но не в коем случае не накатом, периодически притормаживая (как это часто делают неопытные водители при езде на спуске), а на пониженной передаче. Без крайней необходимости не следует переключать передачи, увеличивать подачу топлива и делать резкие движения рулевым колесом.
Не все водители знают, что очень опасной дорога становится в первые минуты после начала дождя. Дело в том, что вода смешивается с еще не смытой с проезжей части дорожной пылью и грязью, образуя жидкую кашицу. В это время нужно соблюдать особую осторожность: не делать резких движений (ускоряться, тормозить, изменять направление движения), повороты проходить на небольшой скорости и держать повышенную дистанцию от следующих спереди транспортных средств.
На мокрой дороге нужно быть особенно осторожным. В любом случае в сильный ливень не рекомендуется ехать со скоростью более 60 километров в час (исключением являются автомагистрали, но не всегда). Не соблюдение этой рекомендации приводит к аквапланированию.
Водители знают: одним из самых сложных и опасных маневров на дороге является обгон. Напомню, что в действующей редакции Правил дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (не обязательно на полосу встречного движения). Значительная часть дорожно-транспортных происшествий при выполнении обгона происходит не со встречными, а попутными автомобилями. Чаще всего это обусловлено тем, что автомобили движутся на высоких скоростях без соблюдения дистанции.
Отдавайте себя отчет в том, что водитель обгоняемого вами автомобиля может не видеть вас и в любой момент взять левее, например, для объезда препятствия (выбоины и др.) на дороге, не подав при этом соответствующего сигнала указателем поворота.
По окончании обгона возвращаться на свою полосу можно, только когда транспортное средство, которое вы обгоняли, видно в зеркало, а расстояние до него составляет порядком 20 метров.
При обгоне велосипедистов сохраняйте боковой интервал с ними не менее 1 метра. По своему менталитету велосипедист - тот же пешеход, но передвигается он быстрее. Запрещается перед велосипедистом делать неожиданные движения, а после обгона резво тормозить. С другой стороны, от велосипедиста это вполне ожидаемо (в частности, он может в любой момент потерять равновесие и упасть под колеса автомобиля).
Если в дороге вас застал сильный туман, дождь или снегопад, помните: включение обычных фар только снизит видимость, поскольку может образоваться своего рода «световая стена». В данном случае было бы целесообразно погасить все световые приборы, но это запрещено Правилами дорожного движения, поскольку транспортное средство станет плохо заметным для других участников движения.
В данной ситуации проще водителям, автомобили которых снабжены противотуманными фарами. Если туман не очень сильный (в дальнем свете фар видимость составляет не менее 100 метров), то включите фары дальнего света вместе с противотуманными фарами. Не забывайте при наличии встречных транспортных средств переходить на ближний свет, а «противотуманки» выключать. При попадании в средний туман или сильный дождь включите противотуманные фары и фары ближнего света. Если же туман очень густой либо вы попали в сильный снегопад, то включайте только противотуманные фары.
Когда видимость на дороге не более 10 метров, двигаться можно со скоростью не более 5 километров в час. В противном случае вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.
Одними из самых аварийноопасных мест на дороге являются нерегулируемые перекрестки. Дорожно-транспортные происшествия на них обычно происходят по причине нарушения правил маневрирования, несоблюдения безопасной дистанции, а также потому, что кто-то из водителей своевременно не заметил знаки дорожного движения.
Управляя автомобилем, всегда учитывайте вероятность того, что любой другой участник дорожного движения может проигнорировать Правила дорожного движения либо допустить ошибку, которая приведет к возникновению опасной ситуации. ВНИМАНИЕ.
На дороге старайтесь держаться подальше от военных машин. Нередко такими машинами управляют молодые солдаты, недавно получившие права. Следует ли говорить, насколько опасен крупногабаритный «Урал», за рулем которого сидит неопытный водитель!
Будьте внимательны даже, когда имеете преимущество (едете на зеленый свет, находитесь на главной дороге), чтобы успеть среагировать на возможное нарушение ПДД другими участниками движения.
Стоящее на обочине транспортное средство всегда является объектом повышенной опасности. В частности, из-за припаркованного автобуса или грузовика в любой момент на дорогу может выбежать пешеход. Обращайте внимание на просвет между днищем кузова стоящего автомобиля и проезжей частью. Так вы заметите прохожего или его ноги, что будет сигналом к принятию соответствующих мер предосторожности. Ожидайте неприятности от пешеходов, которые идут близко к проезжей части, например по самому краю тротуара или бордюру. Во-первых, человек может оступиться и упасть на проезжую часть. Во-вторых, есть вероятность, что он начнет переходить дорогу. В-третьих, возможно, это слабовидящий или слабослышащий человек, не подозревающий об опасности.
Соблюдайте особую осторожность, если видите, что возле проезжей части играют дети. Непредсказуемостью отличаются и пешеходы в состоянии опьянения.
Следует учитывать, что при температуре окружающего воздуха больше 28 градусов у подавляющего большинства людей заметно снижаются водительские способности. Кроме того, вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие повышают следующие факторы:
- курение во время движения (если очень нужно, то остановитесь на обочине и покурите);
- прием водителем определенных лекарственных препаратов;
- плохое самочувствие, усталость водителя;
- тугой руль, мягкая тормозная педаль;
- скользкая дорога;
- движение в условиях ограниченной видимости;
- недостаточная контрастность и освещенность потенциального источника опасности;
- управление транспортным средством в состоянии сильного волнения или возбуждения;
Наибольшей усталости организм человека достигает, как правило в дневное время примерно с 15:30 до 19:00 и в ночное время с 2:00 до 6:00.
Вообще специалисты выделяют три степени водительского утомления:
- легкая степень распознается при наступлении зевоты и тяжести век;
- средняя степень характеризуется резью в глазах, сухостью во рту, появлению тех или иных фантазий. При этом по телу может проходить теплая волна и создается ложное впечатление, что другие транспортные средства движутся очень медленно;
- при сильной степени утомления голова начинает клониться вперед, руки сползают с руля, в глазах появляется рябь, человек покрывается потом, а самое главное - создается впечатление, что все это происходит не с ним.
Для снятия легкого утомления достаточно умыться холодной водой, немного передохнуть либо выпить крепкого чая. От среднего и сильного утомления помогает избавиться лишь сон.
ВНИМАНИЕ
Одним из самых опасных состояний водитель является так называемый «сон с открытыми глазами», наступающий в результате переутомления. Со стороны создается впечатление, что человек не спит и управляет машиной, в реальности же он находится в полной «отключке».
Каждый водитель перед поездкой должен себя настроить, что управление автомобилем - это в первую очередь сложная работа, а не приятное времяпрепровождение, которое сопровождается слушанием музыки или разговорами с пассажирами.
Как известно, в пределах населенных пунктов Правила дорожного движения разрешают двигается со скоростью не более 60 километров в час, за пределами населенного пункта - не более 90 километров в час (если иное не регламентировано дорожными знаками). Для безопасной езды в городе необходимо соблюдать дистанцию между транспортными средствами не менее 20 метров, за городом - не менее 40 метров (при условии, что дорога сухая и чистая, без гололеда и т.п.).
Неоправданно большую дистанцию держать также не рекомендуется. Во-первых, это будет провоцировать других водителей на обгон и перестроение, а у пешеходов может возникнуть соблазн перебежать проезжую часть именно перед вашим автомобилем.
Учтите, что при движении 60 километров в час автомобиль каждую секунду преодолевает расстояние 17,7 метра, а при движении со скоростью 90 километров в час - 24,5 метра. Однако тормозной путь при скорости 90 километров в час в два раза больше тормозного пути, чем при скорости 60 километров в час (несоответствие объясняется более высокой силой инерции, а также другими факторами).
В случае встречного разъезда с другими транспортными средствами в условиях плохой видимости старайтесь держаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Встречный автомобиль может перевозить плохо обозначенный и поэтому почти невидимый крупногабаритный груз, выступающий по бокам. Если навстречу движется транспортное средство, у которого горит одна фара, - помните, что это не обязательно мотоцикл, возможно, это машина у которой одна фара не работает.
Неопытные водители совершают одну и ту же ошибку при движении накатом: отпустив педаль газа, они продолжают держать выжатой педаль сцепления и едут так до следующего включения передачи. Этого делать нельзя. Двигаясь накатом, необходимо ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпускать педаль сцепления. В противном случае высока вероятность, что сцепление «сгорит» (выжимной подшипник не рассчитан на такой режим работы).
Пользоваться зеркалами заднего вида следует в среднем каждые 5 секунд, поскольку водитель должен контролировать ситуацию не только спереди, но и по бокам и сзади своего автомобиля. Обязательно нужно посмотреть в зеркало заднего вида перед началом движения, перестроением, поворотом, обгоном, торможением.
Большинство современных автомобилей оснащено противоугонными устройствами, находящимися в рулевой колонке и блокирующими рулевое управление (устанавливаются заводом-изготовителем). На таких транспортных средствах категорически запрещается включать зажигание во время движения (иногда это делают на старых автомобилях для экономии топлива при движении на спуске). В противном случае руль может заблокироваться прямо во время движения, что приводит к катастрофическим последствиям.
Выполняя левый поворот на перекрестке, старайтесь держаться как можно дальше от его центра, что позволяет снизить вероятность столкновения при возникновении опасной ситуации.
В плотном транспортном потоке старайтесь двигаться со скоростью этого потока, избегая перестроений и иных маневров без особой необходимости. Не следует обгонять шеренгу стоящих в пробке автомобилей, особенно по полосе встречного движения (при появлении встречного транспортного средства у вас не будет места для возврата на свою полосу). Если есть выбор, то рекомендуется ехать по знакомому маршруту, пусть даже он немного длиннее.
Учтите, что у автопоезда при повороте прицеп всегда смещается ближе к центру поворота.
При неожиданном попадании на небольшой участок дороги, покрытый льдом, проезжайте его на такой же скорости (разумеется, если позволяет текущая дорожная ситуация). Многие новички в такой ситуации теряются и нажимают педаль тормоза либо пытаются объехать этот участок дороги, что в итоге приводит к заносу.
Если вы монотонно едете по скоростной трассе, то время от времени поглядывайте на спидометр. Дело в том, что при подобной езде человек склонен преуменьшать реальную скорость движения: кажется, что двигаешься со скоростью 90 километров в час, а на спидометре - уже 110 километров в час.
Сегодня стали модными зеркала заднего вида сферической формы. Они намного увеличивают обзор, но имеют серьезный недостаток: в них расстояние до отражающегося объекта кажется больше чем есть на самом деле.
Представляю вашему вниманию серию кратких статей по приемам безопасного вождения. В последующих частях рассмотрим маневрирование, прогноз дорожной ситуации, учет пешеходного движения и другие ситуации.
Введение (можно пропустить)
Не смотря на практическую направленность данной статьи, я обязан написать пару общих строк.
Самое важное — старайтесь как можно чаще соблюдать ПДД, пристегивайтесь ремнями, возите детей в специальных креслах.
Я сам за рулем всего 5 лет (из них активно ездил только первые три года), поэтому не считаю свой опыт всеобъемлющим, но кое-какие особенности усвоить получилось. Ими и поделюсь.
Аварии у меня были. Один раз я в задумчивости поворачивал из третьего ряда (где можно только из двух) и меня слегка догнал эвакуатор, один раз меня также слегка догнал автомобиль, который решил не пропускать маршрутку. Ну и пару раз царапали на стоянке и сносили зеркало. Один раз эвакуировали — не заметил знака. Один раз зимой на летней резине запрыгнул колесом на газон. Реально нельзя было избежать аварии, когда меня догнал автомобиль. Все остальное было достаточно предсказуемо.
Важно!
Самым лучшим решением для повышения безопасности движения за рулем является прохождение специальных курсов по программе «Защитное вождение» (которые я не проходил).
Большинство утверждений в данной статье проверены на собственном опыте. Но какие-то детали я мог упустить. Написанное в данной статье требует в первую очередь осмысления, а не слепого выполнения. Учет приведенных рекомендаций не гарантирует безопасности, но, на мой взгляд, способствует снижению риска возникновения ДТП. Очень многое зависит от конкретной дорожной ситуации и случая.
В первую очередь статья нацелена на водителей со стажем до одного года. Но, возможно, и остальные найдут здесь что-то для себя. Если у вас есть дополнения — жду их в комментариях.
Помните, автомобиль — это не только транспорт, но и эффективный инструмент для убийства. У автомобиля нет предохранителя, как, например, у пистолета, и автомобиль всегда «заряжен». Будьте с ним предельно аккуратны. Профессионал не тот, кто играется с этой «игрушкой» напоказ, а тот, кто осознает вероятные последствия и выбирает соответствующее поведение.
Про практику
Если вы сели за руль впервые после обучения, не поленитесь, найдите подходящую площадку и запомните габариты своего автомобиля — попаркуйтесь задом и передом к какой-либо стенке или к тротуару. Закрепите парковку задним ходом и разворот в несколько приемов. Потренируйтесь трогаться в горку. Мне хватило 3-5 занятий по 1-2 часа. Покатайтесь в дворовых проездах запаркованных автомобилями. Будет тяжело. Не стесняйтесь выходить и смотреть проходит ли автомобиль. Так вы быстро привыкните к габаритам.
Разумеется, чем больше вы ездите, тем лучше вы ездите.
Про пассажиров
Если вы только недавно начали ездить и у вас немного опыта — убедите пассажира помолчать. Если он не замолкает — высадите. Разговоры очень сильно отвлекают. Даже если пассажир подсказывает, что надо делать — фильтруйте его слова. Его поведение, навыки и оценка ситуации могут отличаться от ваших. Вполне возможно, что вы, например, не успеете разогнаться так быстро, как этого требует ситуация, что может привести к ДТП. Принимает решение только водитель с учетом своих возможностей. Не уверены — не делайте.
Если вы опытный водитель, то при совершении сложных маневров (например, при езде по запутанной развязке) отключайте мозг от восприятия пусть даже и очень важных слов и концентрируйтесь на дорожной обстановке и ситуации. Если слова действительно важны — их повторят позже. Мои близкие уже считают нормой постоянно мне все повторять, когда я за рулем.
Пристегивайте себя и всех пассажиров в салоне. Если пассажиры не жалеют свое здоровье — пожалейте сами свою машину. Велика вероятность, что при относительно безопасном столкновении пассажир вылетит из сиденья и разобьет вам головой лобовое стекло.
Если пассажир хочет спать и ему мешает ваша музыка, знайте — как только вы увидите, что он заснул — вам тоже захочется спать. Отсутствие громкой музыки этому будет способствовать. Поэтому разрешайте спать у вас в салоне во время движения только в исключительных случаях. Загородом и, тем более, ночью даже в этом случае музыка должна звучать достаточно громко.
Сон за рулем
Будьте готовы к тому, что поездка, как по загородным дорогам, так и по городским улицам с разрешенной скоростью не зависимо от времени суток будет вызывать у вас непреодолимую тоску и желание заснуть. Этому способствуют также спящий сосед и тихая мелодичная музыка.
Если чувствуете что засыпаете, говорят надо выйти и размяться. Не помню, чтобы мне это надолго помогало. По мне лучше найти безопасный участок дороги и кого-то обогнать. Адреналин — это лучшее средство, спасающее меня от сна. Желательно, чтобы выплески адреналина происходили без нарушения ПДД и условий безопасности.
Как правильно разгоняться и обгонять
Загородные дороги обычно проще городских, если вы не обгоняете. Но обгон часто необходим и в тоже время является очень опасным маневром для новичка. В одном из первых обгонов сам чуть не вылетел с дороги из-за резкого перестроения. Для того, чтобы правильно и безопасно обгонять нужно быстро разгоняться (меньше продолжительность нахождения на встречной полосе). Запомните соответствие максимальных оборотов двигателя вашего автомобиля и скорости для первых двух-трех передач. Для этого можно поразгоняться (лучше загородом). Например, на моей машине первая передача разгоняет где-то до 40-50 км/ч, вторая до 80 км/ч, а третья уже не знаю — всегда хватало, чтобы набрать достаточную скорость.
Для быстрого разгона обязательно переключайтесь на пониженную передачу и вжимайте педаль в пол. Для того чтобы машина не дергалась и резко не тормозила (что может быть весьма неожиданным для следующих за вами автомобилями) при переключении с четвертой передачи на вторую или даже на первую нужна практика. Попрактикуйтесь заранее при отсутствии автомобилей (и сзади и спереди) на дороге.
При скорости 30 км/ч для быстрого разгона переключайтесь на первую до 40 км/ч, потом на вторую до 80 км/ч. Цифры ориентировочные для представления — как это работает. С опытом будете ориентироваться на ощущения.
При обгоне важно большую часть разгона совершить в своей полосе, чтобы на встречной полосе провести как можно меньше времени. А для разгона в своей полосе нужна приличная дистанция до впереди идущего автомобиля (в любой момент времени не менее допустимой — см. Часть 2). Никогда не прижимайтесь к впереди идущему автомобилю просто так. Маневр обгона в этом случае для вас станет более долгим и опасным.
При подготовке к обгону я обычно немного отстаю от впереди идущего автомобиля и подгадываю, чтобы в момент максимальной скорости после разгона встречный автомобиль уже проехал и я смог выехать на встречную полосу.
Начинайте изучение обгона с медленных грузовиков. При этом желательно, чтобы дорога очень плавно поворачивала налево. В этом случае обеспечивается наилучшая видимость. Никогда не обгоняйте, если видите впереди резкий поворот или горку, за которыми не видно встречных машин. Также не обгоняйте загородом на перекрестках и пешеходных переходах. Пешеходов не видно, а въезжающие на дорогу автомобили пропускают машины слева не смотря направо (при повороте направо). Относительно высока вероятность встретиться.
Ночные обгоны особенно опасны на затяжных прямых участках. Не всегда можно с уверенностью определить точное расстояние до встречного автомобиля. В этом плане плавные левые кривые также лучше для обгона — они скрывают встречные машины, которые находятся далеко и не мешают обгону и таким образом не смущают при принятии решения.
При обгоне всегда проверяйте, что по встречной полосе вас никто не обгоняет, а также не разгоняется за вами, чтобы обогнать вас.
Также правильный разгон позволяет легко вписаться в поток с полосы разгона. Практикуйте разгон и он вас вытащит из неприятностей или, как минимум, сократит ваши задержки.