Сказка про разные колеса знакома многим из нас с детства. Помните, там тележка с разными колесами оказалась негодным транспортным средством, а потому и была брошена в лесу? Оно и понятно: практически всегда разные колеса ставят от безысходности.
Юридический аспект
Вначале вспомним, как относится к разным колесам закон. К книжечке с Правилами дорожного движения сзади всегда подверстан «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В нем приведены те автомобилей, с которыми запрещена их длительная эксплуатация. С ними вы не сможете получить диагностическую карту, необходимую для оформления полиса ОСАГО. А вот добираться до места стоянки или ремонта со всеми перечисленными ниже недостатками можно. Есть ли там упоминание колес?
Читаем. Эксплуатация запрещена, если:
«на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины».
Пока все понятно. И по правилам, и по здравому смыслу, совершенно очевидно, что на одной оси колеса и шины должны быть одинаковыми. Но эту идиллию часто нарушает... установка запаски. Конечно, если в багажнике лежит полноразмерное колесо, то ничего не изменится, но, к сожалению, существуют и другие варианты. А именно:
у вас летняя запаска, а дело происходит зимой и у вас установлены зимние колеса
у вашего автомобиля запасное колесо меньшего размера, чем остальные колеса
применена докатка с узкой шиной небольшого размера.
Мы уже рассказывали ранее. По закону проехать на них можно только до места стоянки или ремонта. Само собой, что при этом нужно держать скорость не выше 80 км/ч и соблюдать особую осторожность.
Конвейерные исключения
Разные колеса на передней и задней осях зачастую ставят на конвейерах, выпускающих заднеприводные автомобили, от самого малого типа smart fortwo и до таких, как оспортивленные Mercedes-Benz, BMW и некоторые другие.
Считается, что для передачи высокого крутящего момента от двигателя лучше, если задние колеса будут иметь большую ширину. Опыт спорткаров переняли и вполне гражданские машины. Например, Mercedes-Benz C-класса прошлого поколения даже с самым простым двигателем 156 л.с. мог комплектоваться шинами 225/45 R17 спереди и широкими 245/40 R17 сзади. Что ж, такое решение имеет право на существование, но только не стоит забывать, что даже полноразмерная запаска на легкосплавном диске у упомянутой «цешки» в багажнике размерностью, как на передней оси. В случае чего казус выходит!
Полный привод - полный антипод
Полноприводные автомобили всегда выкатываются с конвейера на абсолютно одинаковых колесах. Особенности работы полноприводной трансмиссии требуют симметричности всех четырех колес.
Современные системы против
На относительно недорогом кроссовере Hyundai Creta в моноприводном варианте система контроля за давлением в шинах очень остро реагирует на движение автомобиля с частыми пробуксовками. Даже при абсолютно равном давлении в четырех одинаковых шинах она периодически начинает бить ложную тревогу.
Сами понимаете, что будет, если поставить хоть сколько-нибудь разные колеса на переднюю и заднюю оси. То же самое можно сказать и о других системах, сравнивающих частоты вращения колес. На любых современных автомобилях ESP просто «сойдет с ума», если на автомобиль поставить колеса отличающегося размера.
От безысходности
Колеса, немного различающиеся по размеру, можно ставить только на несложные передне- и заднеприводные автомобили, имеющие, как максимум, систему АВS или не имеющие никаких подобных систем вовсе. Причем делать это можно только при необходимости дотянуть до конца сезона. Например, похитили у вас два колеса, а раздобыть удалось только смежной размерности. Но постоянно в таком режиме не следует эксплуатировать никакой автомобиль.
Случается также, что при фатальном повреждении одной из четырех шин не удается приобрести такую же. Скажем, из-за снятия данной модели с производства или потому, что магазины чаще всего завозят и продают шины в лучшем случае парами. Тут можно посоветовать поискать такую же шину, бывшую в употреблении, либо купить две новые шины той же размерности. Совет пригоден только для моноприводных автомобилей. Приобретать пару лучше всего той же фирмы-производителя, что и была раньше, и максимально близкую по рисунку протектора. При этом новую пару стоит ставить на переднюю ось вне зависимости от типа привода.
Когда зима с летом встречается
Правила не запрещают установку зимних нешипованных колес на одну ось и летних на другую в течение всего года, кроме трех зимних месяцев. Иногда так поступают, если нужно несколько повысить проходимость автомобиля (у зимней резины, как правило, более выраженные грунтозацепы), а тратиться на специальные внедорожные шины нет ни денег, ни желания. Ставят более проходимую резину на ведущую ось, четко понимая, что автомобиль будет склонен к срыву этой оси, что особенно опасно на заднем приводе, но может стоить седых волос и на переднем.
Начинающие автомобилисты часто ищут в правилах дату, когда необходимо «переобуть» автомобиль, а также официальное обоснование наказаний за не соответствующую сезону резину. ПДД не содержат такой информации. А вот условия эксплуатации покрышек, данные о зимнем варианте шин и штрафах можно изучить в приложении к Правилам дорожного движения.
Штраф в 500 руб. или предупреждение при проверке на дороге регламентированы Кодексом об административной ответственности, который ссылается на Приложение № 1 в ПДД.
Где указан срок замены шин?
Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.
Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.
ПДД о состоянии шин, дисков
В 2018 г. актуальны Правила дорожного движения с Приложением № 1 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пятом пункте регламентируется допустимая глубина рисунка на протекторе и деформации, при которых использование транспорта влечет за собой риски аварии для всех участников дорожного движения. Данный пункт обуславливает применение штрафных санкций в размере 500 руб. Автомобилиста также могут просто предупредить о недопустимости использования авто в ненадлежащем состоянии.
Глубина рисунка на протекторе
Измерение глубины протектора требуется при отсутствии индикатора. Если он предусмотрен конструкцией покрышки, то изношенность определяется по нему. Глубина протектора, установленная в ПДД:
- для мотоциклов, мопедов – 0,8 мм;
- для легковых авто и грузовиков с грузоподъемностью меньше 3,5 т – 1,6 мм;
- для грузовиков (от 3,5 т) – 1 мм;
- для автобусов и маршрутного транспорта, в котором больше 8-ми пассажирских сидений – 2 мм.
Такие показатели устанавливаются для дорожного покрытия без снега и льда. В условиях наледи и снежного покрова глубина протектора должна быть не меньше 4 мм. Если показатель 3,5 мм и меньше, то предусмотрено наказание – штраф 500 руб.
Какие шины считаются зимними по ПДД?
Поскольку шинный ассортимент включает несколько сезонных разновидностей, то в ПДД прописали характеристики зимних шин. Это специальная маркировка (трехпиковая вершина со снежинкой, буквы латиницы M S), глубина протектора не менее 4 мм. Для универсальных покрышек в зимний период эти правила также актуальны. Приобретая комплект всесезонных шин, стоит уточнить наличие маркировки, иначе на обледеневшей трассе при проверке могут выписать штраф.
Сотрудники дорожной полиции вправе оштрафовать водителя, если на покрышке виден индикатор изношенности. Шипованную резину можно использовать только с декабря по февраль, показатель износа для нее такой же.
Какие нарушения эксплуатации шин прописаны в правилах?
В приложении предусмотрено, что нельзя эксплуатировать авто, если:
- имеются повреждения покрышек, обнажающие корд;
- отслаивается протектор или боковина;
- отсутствует крепежный болт (гайка);
- расслаивается корд;
- присутствуют трещины диска или ободьев;
- нарушена форма (размер) крепежных отверстий;
- имеется несоответствие (по размеру, нагрузке) покрышки модели машины.
На одну колесную ось запрещено устанавливать покрышки разные по:
- размеру, конструкции, модели, рисунку протектора;
- степени изношенности (новые и со стертым рисунком, новые и восстановленные)
- сезонным характеристикам (для лета и для зимы).
Если транспорт оснащен покрышками с шипами, то они должны быть на всех колесах.
Примеры нарушения правил ПДД, которые касаются шин
- На одном авто установлены зимние (с маркировкой) и летние (без маркировки) шины.
- Рисунок ламелей на протекторе шин, расположенных на одной оси, отличается.
- На передней оси стоят шипованные покрышки, а на задней – фрикционные.
Штраф за такое нарушение – 500 руб., основание – КоАП (ст. 12.5).
Часто водители сталкиваются и с такими ситуациями, за которые можно пострадать от инспектора ГИБДД, даже не нарушая правил дорожного движения в части скоростного режима, обгона, проезда перекрестка и даже состояния здоровья.
Для многих санкции неожиданно могут последовать за разную «обувку» колес – штраф за разные шины на осях автомобиля. Данное правонарушение имеет множество правовых нюансов, от которых зависит размер взыскания, а иногда и сам факт наличия или отсутствия санкций.
Так что же говорит закон и как уклониться от штрафа, если шины на автомобиле разные? Стоит ли вообще ездить на разной резине? Разберемся детально в ситуации.
В этой статье:
Штраф за разную резину на осях
Как известно, в зависимости от вида транспорта, у него существуют оси. И часто бывает так, что на их колеса водители надевают шины с разным рисунком протектора. В этом случае вполне вероятен штраф.
Сегодня в КоАП РФ нет норм, прямо говорящих о том, что разная резина является причиной наказания. Однако, возможный штраф за разную резину на осях, 2019 год сохранил в ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Ведь если протектор шин разный, резина на осях ПДД может быть поставлена под сомнение с точки зрения безопасности. Соответствующая норма прямо закреплена в п. 5.5. А это значит, что нарушаются условия эксплуатации автомобиля.
Это даст повод инспектору ГИБДД сделать водителю предупреждение или даже оштрафовать его на 500 рублей.
Другие возможные неприятности
Новичкам, только севшим за руль, могут грозить санкции и не только за разные покрышки на осях. Вполне вероятно, что под санкции попадут и те водители, которые не успели сменить зимнюю резину на летнюю. Тогда также возможен штраф за разную резину в сумме пятьсот рублей.
Не исключено, что сотрудники ГИБДД могут измерить высоту протектора. Тогда если будут отклонения, то штраф за разную резину также может быть вполне вероятен.
Хотя в ПДД классификация резины не присутствует, но сейчас действуют нормы международных стандартов (например, соответствующий Технический регламент Таможенного союза), которые также применяются на территории страны.
Кроме того, в кулуарах власти сейчас обсуждается законопроект, согласно которому предполагается ужесточить санкции за использование шин не своего сезона.
Если его примут, водители, ездящие на неправильной резине зимой или летом, могут быть оштрафованы на две тысячи рублей.
Можно ли оспорить штраф за разную резину
На самом деле, ситуации бывают разными. Вполне возможно, что водителя остановили в тот самый момент, когда он ехал «переобуваться» на СТО.
Если же устно инспектора убедить в этом факте не удалось, то соответствующие пояснения следует записать в протокол об административном правонарушении. Они пригодятся, когда возникнет необходимость оспаривать выписанный штраф.
Кроме того, можно выразить сомнения и относительно правильности замера длины протектора.
Когда же инспектор ГИБДД все же вручил вам постановление о наложении штрафа, существует два пути. Первый – это покориться воле человека с жезлом и оплатить наложенные санкции. На это по законодательству отводится 2 месяца.
Когда же водитель имеет обоснованные сомнения в законности предпринятых против него мер, он может обжаловать постановление в соответствующий орган ГИБДД или в суд. Для этого есть срок в 10 дней.
Плюс, на решение суда в такой же срок можно подать и апелляцию. Если же поиск правды в судебных инстанциях не увенчался успехом, то уплаты штрафа не удастся избежать.
Автолюбители постоянно экспериментируют со своим авто. Иногда это происходит по причине экономии, иногда просто из-за любопытства. Народные умельцы всяческим образом пытаются изменить своё авто. Изменения, которые не принесли плохих последствий, вживаются в народе, и остальные автомобилисты с радостью и интересом пользуются так называемыми новшествами, не обращая особого внимания .
Разная резина спереди и сзади — один из видов экономии на собственной безопасности
Мы постоянно пытаемся пролить свет на те или иные спорные вопросы, которые касаются безопасной эксплуатации автомобиля. Очень частый вопрос, которым задаются многие автолюбители можно ставить разную резину спереди и сзади? На этот вопрос нам предоставляют ответ , но значительная часть автолюбителей безответственно относятся к изучению всех мелочей, прописанных в ПДД. Сегодня мы попытаемся полностью разобраться с вопросами, касающимися того, что на авто установлена разная резина спереди и сзади. Сразу же нужно отметить, что экономия на безопасности не до чего хорошего не приведёт.
Разная резина на осях
Установка покрышек, имеющих различный рисунок протектора, на одну сторону строго запрещена. Запрет этот действует не только из соображений личной безопасности водителя. Если стоит разная резина на осях - это . Об этом гласит статья 12.5; пункт 5.5 «Правил дорожного движения». Дело состоит в том, что при неодинаковом рисунке протектора шина имеет непохожие свойства.
Значительно отличаются скоростные показатели и характеристики при осуществлении процесса торможения. Не странно, что Закон строго запрещает устанавливать неодинаковые шины на осях. Водитель может получить штраф за разную резину на осях - эти действия являются неправомерными. В таком случае уровень безопасности значительно понижается, что подвергает опасности водителя и пассажиров автомобиля. Представим себе, что на одном колесе установлена шина для мокрого дорожного покрытия, а на другом - для сухого. Когда трасса станет мокрой, одно колесо будет иметь устойчивый контакт с дорогой, а второе будет уходить в занос. В результате этого и , что повлечёт за собой плохие последствия как для машины, так и для людей, находящихся в ней.
Неодинаковые покрышки спереди и сзади
Теперь переходим к рассмотрению вопроса о возможности установки неодинаковых покрышек спереди и сзади. Действующее законодательство не запрещает ездить на машине с различными шинами на передних и задних колёсах. Однако здесь важную роль играет . Сзади и спереди протекторы покрышек должны быть близкие по параметрам. Здесь тоже можно привести пример с шинами для мокрого и сухого дорожного покрытия. В дождливую погоду одна ось будет устойчиво держаться на трассе, а другая будет идти в занос.
Отечественные автолюбители часто совмещали зимние покрышки с летними. Этот тандем возможен только на заднеприводном авто. В нём вес равномерно распределяется, а вот в машине, имеющей передний привод, этот вариант недопустим, ведь в таких автомобилях почти весь вес находится впереди. Специалисты рекомендуют ставить на все колёса одинаковую резину для избежания возникновения . Если установлена на машине разная резина на колесах - это чревато последствиями.
Штрафы за неодинаковые шины
Для водителей, которые пренебрегают собственной безопасностью, со стороны государства существует система ограничений и изысканий . Если при осмотре автотранспортного средства инспектор ДПС обнаружит, что на машине разная резина, а точнее, на одной оси, он может выписать штраф, предусмотренный текущим законодательством. Размер штрафа составляет пятьсот рублей. Это незначительное взыскание, но оно существует, а штрафы предназначены для наказания автомобилистов, несоблюдающих правил дорожного движения, и несущих опасность для себя и окружающих.
Разная резина на одной оси — штраф в размере 500 рублей
Итог
Мы попытались разобраться с вопросом о том, можно ли ставить разную резину на авто. В случае если шины неодинаковые на одной оси, водителю могут выписать штраф. Уровень безопасности при установке разных покрышек значительно понижается. Если разная резина на автомобиле спереди и сзади, то штрафа за это законодательством не предусматривается, но это напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров. Не стоит экономить на собственном здоровье, которое может пострадать в результате неправильной эксплуатации . Не придерживаясь правил дорожного движения, автомобилист может принести вред не только себе и своему автомобилю, но и окружающим.
Грузовые "Газели" смогут докатывать шины до тех пор, пока глубина протектора не составит менее 1,6 миллиметра. "Газелям"-маршруткам придется менять шины, когда глубина протектора составит менее двух миллиметров.
Соответствующий законопроект подготовили в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Он был разработан по поручению президента, в котором указывалось на необходимость установления единых требований в нормативных правовых актах Правительства в части использования автомобильных шин при эксплуатации транспортных средств.
Можно предположить, что вся проблема была именно в "Газелях". Дело в том, что в правилах дорожного движения, в частности в положениях по допуску к эксплуатации транспортных средств, прописано, что шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.
"Газель", равно как и корейский Porter, автомобили категории "В". Их максимальная масса не превышает 3,5 тонны. То есть глубина протектора должна быть 1,6 мм. Однако по все остальным параметрам - это грузовые автомобили. Они предназначены для перевозки грузов. То есть могут докатывать шины до одного миллиметра?
По требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств России, по требованиям такого же регламента Таможенного союза - они остаются грузовыми автомобилями. Категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонны.
С классификацией транспортных средств у нас вообще все очень сложно. К чему, например, отнести пикапы? Они тоже относятся к категории N1 как в международной, так и в российской квалификации, несмотря на то, что управлять многими из них можно, имея открытую категорию "В" в правах. Тут уже автомобили делятся по своему функционалу. Кстати, многим пикапам запрещен въезд в центр города без соответствующего пропуска: грузоподъемность выше тонны. Многими из них можно управлять, имея категорию "С" в правах, - их максимальная масса более 3,5 тонны.
Теперь в соответствии с поручением президента МВД решило указать глубины протекторов для каждого транспортного средства. Для транспортных средств категорий L - это все мопеды, мотовелосипеды, мокики, а также мотоциклы, мотороллеры и даже трициклы и квадрициклы - остаточная глубина протектора положена не менее 0,8 мм.
Для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - это грузовики, и прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 тонны - 1,0 мм.
Для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - это легковые автомобили, а также грузовые, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, а также прицепы к ним, которые также не превышают этой массы, - 1,6 мм.
Для транспортных средств категорий M2, M3 - это автобусы, то есть все, у которых более восьми пассажирских мест, - 2,0 мм.
Впервые в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации прописаны требования к зимней резине и объяснено, какие шины считать таковыми.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии во время эксплуатации на указанном покрытии, составляет не более четырех мм. Обратите внимание, что речь идет именно об их использовании на заснеженном или обледеневшем участке.
Зимние шины маркируются знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками "М+S", "M&S" и "M S". Если на шине есть индикаторы износа, то измерять штангенциркулем глубину протектора и не потребуется.
Какие наказания за это будут предусмотрены - пока неизвестно. Понятно, что на шинах, не соответствующих этим требованиям, не пройдешь техосмотр.
Будут ли введены штрафные санкции на дорогах, пока не ясно. Как сообщили нам в ГИБДД, сначала надо ввести требования, а потом уже думать о штрафах.