Буксировка автомобиля , выражаясь обывательским языком, представляет собой перевозку одного транспортного средства (практически «пассажира») другим. Необходимость буксировки возникает при внезапном отказе или поломке систем управления автомобилем. Например, в результате , когда автомобиль получает серьезные внешние и внутренние повреждения.
Общие правила буксировки транспортных средств
— Перевозка на буксире требует наличия у автомобиля-тягача вспомогательных технических средств и оборудования , а также достаточно высокой квалификации водителя.
На автомобиле-тягаче должен быть включен ближний свет , а на буксируемом автомобиле — аварийная сигнализация (если она неисправна, то крепится знак «Аварийная остановка»).
— Запрещена перевозка пассажиров в кабине буксируемого и буксирующего автомобилей в связи со снижением их эксплуатационной надёжности.
— В качестве буксиров-тягачей запрещено использовать мотоциклы .
— Скорость буксирования не должна превышать 50 км/ч (для автомобилей с механической трансмиссией) и 30 км/ч (для автомобилей с АКПП).
— Для автомобилей с АКПП также имеются ограничения на протяженность пути буксировки до 30-80 км. , если колеса буксируемого автомобиля «едут» по дороге. При этом рычаг переключения скоростей должен быть установлен в положение «N» (нейтраль). Это ограничение вызвано во избежание перегрева трансмиссионного масла.
Перевозка автомобиля на буксире может осуществляться несколькими способами. Рассмотрим способы буксировки подробнее.
Буксировка на жесткой сцепке
В роли связующего элемента в этом случае выступает специальная металлическая тяга цилиндрической формы, либо буксировочная конструкция из двух тяг, соединенных под углом («треугольник»).
Данный вид буксировки не подходит для перемещения легковых автомобилей, потому что в их конструкции не предусмотрены места для крепления довольно увесистой жесткой тяги.
Правила буксировки на жесткой сцепке:
— Длина буксировочной тяги не должна превышать 4 метров .
должен находиться за рулем , чтобы придерживаться траектории движения, однако при сцепке типа «треугольник» это необязательно (хотя желательно).
— На жесткой сцепке запрещена буксировка автомобилей с неисправным рулевым управлением .
— Буксировка на жесткой сцепке допустима в гололедицу , при .
Буксировка на гибкой сцепке
Для того, чтобы осуществить буксировку на гибкой сцепке, следует использовать капроновый или стальной трос в качестве связующего звена. Кстати, капроновый фал ни в чем не уступает стальному (например, по прочности). Под нагрузкой капроновый фал начинает растягиваться. Благодаря этому, вероятность повредить детали кузова уменьшается, а обрыв или деформация буксирных проушин становятся практически невозможными.
Но и у капронового троса есть недостаток: в том случае, если он сильно провиснет, то, скорее всего, он сотрется об асфальт. Правда, сейчас этот «минус» ликвидирован, благодаря созданию специальной защитной оболочки для капронового троса. Сама оболочка тоже является достаточно гибкой. Применение такой конструкции не допускает провисание капронового фала (даже в тех случаях, когда между автомобилями образовывается минимальное расстояние в 1,5-2 метра).
Правила буксировки на гибкой сцепке:
— Протяженность троса для гибкой сцепки не должна превышать 4-6 метров .
— Буксировочный трос не должен провисать и касаться дороги .
— Для того, чтобы визуально обозначить трос, следует использовать 2 флажка (как минимум), размер которых составляет 215 на 200 мм, их следует разрисовать белыми и красными полосками по диагонали шириной 50 мм.
— Водитель буксируемого средства обязательно должен находится за рулем , чтобы придерживаться траектории движения и определенной дистанции.
запрещена при нарушении рулевого управлении и/или системы тормозов у буксируемого автомобиля.
— Буксировка на гибкой сцепке запрещена в гололед.
Буксировка путем частичной или полной погрузки автомобиля
В качестве вспомогательного транспортного средства тут используют тягач-эвакуатор, оснащенный специальной грузовой площадкой и оборудованием, чтобы поднимать и надежно закреплять транспортируемый автомобиль.
Такой вид буксировки как раз-таки применяют при движении автомобилей в гололед, при неисправном рулевом управлении и отказавшей системе тормозов. То есть, во всех случаях, когда запрещена буксировка на гибкой либо жесткой сцепке.
Для автомобилей с АКПП, из-за вышеупомянутых особенностей конструкции, обычно применяют буксировку путем полной погрузки на эвакуатор.
В результате аварии автомобилю нередко требуется серьёзный кузовной ремонт . Подробнее о профессиональном кузовном ремонте вы узнаете на сайте www.avtort.ru.
Довольно часто встречаются ситуации, когда происходит поломка двигателя в автомобиле и своим ходом он больше ехать не может. В таких случая остается либо ремонтировать на месте, либо буксировать транспортное средство на место ремонта. Для того чтобы не произошло никаких ЧП, нужно, чтобы буксировка ТС выполнялась согласно ПДД.
В данной статье рассмотрим правила, которые должны соблюдаться во время буксирования автомобилей, а также условия, при которых это запрещено.
Прежде всего, необходимо разъяснить основные два термина, которые очень похожи между собой, — это буксирующий и буксируемый.
Буксирующий автомобиль - это непосредственно то транспортное средство, которое тянет своей мощностью другое ТС. Проще говоря тот автомобиль, который находится спереди.
Буксируемое авто - это то ТС, которое тянут с помощью буксирного троса либо гибкой или жесткой сцепки, т. е. который находится позади и в большинстве случаев является сломанным.
Например, на данной фотографии буксируемым является второй автомобиль, а соответственно буксирующим — первый.
Непосредственно перед началом буксировки автомобиля необходимо, чтобы были выполнены следующие правила:
- На том транспортном средстве, которое является буксируемым, должна быть постоянно включена аварийка, чтобы все участники, находящиеся сзади, могли понять, что он сломан и принять дополнительные меры при обгоне. Если аварийная сигнализация не работает, то нужно установить и закрепить с задней стороны знак аварийной остановки.
- Ранее правилами было предусмотрено, что у буксирующего ТС должны быть включены осветительные приборы, а именно . Сейчас же все транспортные средства должны всегда ездить с включенным светом, поэтому это не является исключением. В качестве света можно включать как противотуманки, так и ближний. На новых и современных автомобилях устанавливаются , которые могут также применяться.
- Многие интересуются, можно ли буксировать прицеп, — на основании ПДД разрешается буксировка мотоцикла с боковым прицепом. Без бокового прицепа использование буксира запрещено.
Скорость во время буксировки
Во время буксировки нужно соблюдать скорость движения, которая регламентирована правилами. Скорость любого транспортного средства не должна превышать 50 км/ч. Причем участки дороги, по которым происходит движение, не играют роли - требования скорости является одинаковым абсолютно везде.
К важным моментам стоит отнести буксировку на автомагистралях. Каких-либо прописанных требований при движении по ним нет. Как известно из ПДД, на автомагистралях разрешено самое быстрое движение, поэтому на них предусмотрена минимальная скорость для всех ТС - не менее 40 км/ч. В связи с этим, буксировка на автомагистрали не будет запрещена, если скорость будет больше этого ограничения.
Когда буксировка запрещена?
При буксировке какого-либо транспортного средства стоит иметь в виду, что существуют требования, при которых это делать запрещено. Для таких случаев возможно использование только эвакуатора.
Итак, буксировка запрещена в следующих случаях:
- На участке дороги, где установлен знак, запрещающий движение транспорта с повозкой или прицепом. Данный знак распространяется и на движение с буксировкой ТС. При наличии такого дорожного знака буксирование запрещается.
- Нельзя везти на буксире такие ТС, как мотоцикл, который не имеет бокового прицепа, а также скутеры и мопеды, мотороллеры и велосипеды. Здесь стоит отметить, что такого рода транспортные средства не могут быть задействованы при буксире ни под номером один, ни под номером два.
- Запрещается буксировка двух и более прицепов легковым автомобилем в одно время.
За нарушение — штраф
За нарушение правил буксировки, кодексом правонарушений для водителей предусмотрен штраф. В 2018 году штраф за неправильную буксировку установлен в сумме 500 рублей или в лучшем случае - предупреждение.
Как не попасть в ДТП?
Несмотря на то, что ответственность при нарушении ПДД связанных с буксированием, предусмотрена несущественная, требования и правила стоит все равно соблюдать. Во время неправильной транспортировки из-за совершенной ошибки может произойти ДТП.
Во время такого движения буксируемому ТС необходимо в первую очередь соблюдать дистанцию до буксирующего ТС и держать буксировочный трос в натяжении. Ему нельзя разгоняться и близко приближаться, т. к. это чревато ударом в задний бампер. При перестроении также нужно контролировать ситуацию. Начинать перестраиваться должен сначала буксируемый, а только после этого уже буксирующий. Иначе возможно допустить столкновение с другими участниками.
Буксировка транспорта является вполне распространенной мерой обслуживания. С необходимостью данной операции может столкнуться любой автомобилист в результате неожиданной поломки того или иного механизма. Далее остается лишь организовать процесс доставки проблемной техники до ближайшего сервиса или прямо до гаража. При этом существуют разные средства буксировки транспортных средств, о которых будет не лишним иметь представление еще до критического момента.
Основные правила буксировки
В соответствии с указаниями ПДД, буксировка, независимо от метода ее выполнения, может производиться только при условии присутствия водителя за рулем неисправного технического средства. Также правила ограничивают нахождение людей в салоне машины в качестве пассажиров. Очевидно, что и за рулем буксирующего авто должен находиться водитель. Но, как отмечается в ПДД, буксировка транспортных средств может производиться только лицами, имеющими стаж вождения не менее двух лет. Это тот случай, когда правила накладывают ограничение на право вождения по принципу наличия опыта.
Кроме того, уже в процессе движения при использовании гибкого средства сцепления дистанция между двумя автомобилями должна составлять не менее 4 м, но и не более 6 м. В случае организации транспортировки на жесткой сцепке дистанция может составлять не менее 4 м - этот момент также отмечается в ПДД. Буксировка транспортных средств с применением гибкого приспособления должна осуществляться с наличием соответствующей маркировки. Теперь стоит подробнее разобраться с двумя основными видами буксировки - на гибкой и жесткой тяге.
Буксировка на жесткой тяге
В качестве средства сцепления обычно применяется металлическая арматура цилиндрической формы. Также это может быть конструкция на основе двух тяг, которые соединяются треугольником - данная конфигурация обеспечивает более высокую надежность и стабильность управления. Но этот вариант не относится к легковым автомобилям, так как их конструкция не дает возможности использования столь массивной и тяжелой связки.
Что касается уже самого процесса движения, то скорость буксировки транспортных средств должна составлять не более 50 км/ч. Причем этот параметр не зависит от местности, хотя очевидно, что в сложных условиях бездорожья режим может быть гораздо скромнее. К преимуществам этого способа относится возможность транспортировки даже в условиях гололедицы, но есть и свои ограничения. Например, автомобили с неисправным рулевым механизмом к такой буксировке не допускаются.
Буксировка на гибкой сцепке
Для обеспечения гибкой тяги применяется трос. Он может быть выполнен из капрона, композитных волокон или металлических нитей. Желательно выбирать материал в соответствии с массой и габаритами буксируемой техники, но при этом учитывать, что имеющий мельчайшие повреждения стальной трос в случае обрыва может привести к серьезным повреждениям. Есть недостатки и у капроновых тросов - они могут растягиваться при движении, а также их волокна быстро подвергаются износу.
Согласно правилам, буксировка неисправного транспортного средства с применением гибкого звена не должна допускать его провисания. Мера не всегда выполнима, но избежать касаний дорожного покрытия вполне возможно. Как уже отмечалось, в случае использования этого метода транспортировки требуется визуальное обозначение. Для этого применяют два флажка с параметрами 215 х 200 мм с белыми и красными полосами. Что касается ограничений применения гибкой тяги с точки зрения характера неисправности техники, то буксировка недопустима при нарушениях в тормозной системе.
Средства обеспечения буксировки
Обычно в процессе задействуют два компонента - своего рода источник тяги и средство ее обеспечения. В качестве первого может применяться автомобиль, грузовик, тягач или другая грузоподъемная техника, способная справляться с повышенными нагрузками. Выбор конкретного средства зависит от характеристик неисправной техники по массе, а также ее габаритов. Второй компонент уже описывался в виде металлических жестких балок и гибких тросов.
Но могут задействоваться и другие средства буксировки транспортных средств для обеспечения вспомогательных функций. В зависимости от условий организации буксировки могут использоваться V-стропы для погрузки, домкрат, захваты, системы дополнительного торможения, фонари для освещения дороги при неисправности штатной оптики и т. д.
Особенности буксировки тяжелой спецтехники
Вышеописанные средства в основе своей оказываются бесполезными, если речь идет о транспортировке крупногабаритных мощных автомобилей с большим тоннажем. В этом случае будут подключаться прицепы-тяжеловозы, колесные или гусеничные тягачи, иногда тракторная техника.
В плане вспомогательных приспособлений можно отметить гидроподъемники и гидродомкраты. Дело в том, что средства буксировки транспортных средств в случае с тяжелыми машинами в немалой степени ориентируются на операции подъема, поэтому задействуются соответствующие силовые механизмы.
Особенности буксировки машин с АКПП
В процессе подготовки к перемещению моделей с АКПП следует тщательно проверить состояние механизмов, а также уровень масла. Далее при повороте ключа зажигания рулевая стока освобождается от блокировки, а ручка ставится в положение нейтрали. После этого буксировка механических транспортных средств с АКПП выполняется с небольшими остановками для охлаждения трансмиссии. Рекомендуется за один раз проезжать дистанции не более 50 км.
В любом случае, даже при соблюдении правил транспортировки машин с «автоматикой», будет нанесен вред трансмиссии. Поэтому при наличии возможности желательно реализовывать частичную или полную погрузку с помощью эвакуатора. Например, буксировка механических транспортных средств с полным приводом и АКПП вовсе не практикуется. Если же выбор пал на этот способ, то оптимальным вариантом перемещения будет организация жесткой тяги.
Полная или частичная погрузка
Данный метод транспортировки лишь отчасти можно ставить в один ряд с традиционной буксировкой, но, как уже отмечалось, он нередко используется в качестве альтернативы. Обычно таким способом перемещается «проблемная» техника (большегрузы, крупногабаритные машины и т. д.), сложность буксировки которой обуславливается требованием больших мощностных ресурсов. В данном случае используются такие средства буксировки транспортных средств, как тягач-эвакуатор, грузовая платформа и грузоподъемная оснастка.
После погрузки машины на платформу также применяются специальные средства фиксации. Что касается различий в полной и частичной погрузке, то в первом случае техника полностью располагается на платформе и там же закрепляется, а во втором - задние колеса могут двигаться по дорожному покрытию, то есть фиксируется только передняя часть.
В каких случаях буксировка запрещается?
Нельзя в одной буксировочной связке задействовать более одного обслуживаемого транспортного средства. Данная конфигурация усложняет управление, не говоря об увеличении нагрузки на тягу. В отдельных случаях в зависимости от условий могут накладываться ограничения на буксировку при плохой погоде или наличии определенных неисправностей.
Поломки в тормозной системе и рулевой стойке, как уже говорилось, заставляют обращаться или к альтернативному способу буксировки, или вовсе выполнять погрузку на платформе. Также буксировка транспортных средств запрещается, если речь идет о мотоциклах без прицепа.
В заключение
Процесс буксировки сам по себе довольно сложен и вполне оправдана новая регуляционная норма, запрещающая выполнять ее без наличия опыта. Даже при условии правильной технической подготовки и организации мероприятия большое значение будет иметь качество работы ведущего водителя. В этом смысле надо учитывать, что буксировка транспортных средств - это процесс, при котором требуется концентрация внимания как на передней части дорожного полотна, так и на обслуживаемой машине.
Специалисты рекомендуют с первых же минут после начала движения выбрать оптимальный (неспешный) темп и следовать ему на протяжении всего пути. Он должен быть не слишком медленным и не быстрым. Главное, чтобы отсутствовали резкие перепады в скоростных режимах. В остальном стиль вождения будет зависеть от способа обеспечения тяги, характеристик участвующих транспортных средств и, конечно, от дорожных условий.
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
Когда буксировка производится на жесткой сцепке, буксируемый и буксирующий автомобили соединяются между собой жестким буксирным приспособлением в виде металлической штанги, треугольника или трапеции. Если буксировка происходит на гибкой сцепке, то ТС соединяются тросом, канатом или лентой, на которых через каждый метр должны быть закреплены красные флажки с белыми диагональными полосами.
Если транспорт буксируют на гибкой сцепке или используется штанга (ее еще именуют «карандаш») то в кабине буксируемого ТС обязательно должен находиться водитель! Когда используется жесткая сцепка типа треугольник (ее еще называют «галстук») нахождение водителя в кабине буксируемого ТС не обязательно, но желательно.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
20.2 (1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.
Пункт 20.2 (1) введен в ПДД Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333 (См ).
При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины. Другой способ — когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике. В этих случаях перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.
Нахождение людей при осуществлении буксировки на гибкой или жесткой сцепке в легковом автомобиле или кабине буксируемого грузового автомобиля допускается.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.
Слишком маленькая длина связующей сцепки лишит водителя буксируемого автомобиля обзора, а неоправданно большая длина сцепки может привести к значительному отклонению траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача. В то же время минимальная длина жесткой сцепки не ограничена Правилами, но не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.
20.4. Буксировка запрещается:
- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление () (допускается буксировка методом частичной погрузки);
- двух и более транспортных средств;
Одновременная буксировка двух и более ТС запрещена, однако буксировка неисправного автопоезда не запрещена, потому что автопоезд рассматривается как одна транспортная единица.
- транспортных средств с недействующей тормозной системой (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью ), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
- двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
- в гололедицу на гибкой сцепке.
Добрый день, уважаемый читатель.
В прошлой статье серии «Правила буксировки автомобиля» были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, буксировке на жесткой сцепке, буксировке методом частичной погрузки, а также об ограничениях, накладываемых на каждый вид.
В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил.
Для начала хочу объяснить отличия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Буксирующее ТС — это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На картинке в начале статьи буксирующим транспортным средством является красный автомобиль.
Буксируемое ТС — это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картике буксируемым транспортным средством является желтый автомобиль.
Правила буксировки легковых автомобилей требуют особого выделения на дороге буксируемого (находящегося сзади) транспортного средства:
Во-первых, буксируемое транспортное средство должно быть обозначено аварийной световой сигнализацией или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
Во-вторых, в темное время суток (а также в тоннелях) на буксируемом транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.
Кроме того, не забывайте, что на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены или дневные ходовые огни, или ближний свет фар, или противотуманные фары.
Т.е. и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.
Максимальная скорость при буксировке
Максимальная скорость при буксировке транспортного средства составляет 50 км/ч. Замечу, что скорость буксировки не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.
Буксировка по автомагистрали
Буксировка по автомагистрали в настоящее время не запрещена правилами дорожного движения.
Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортное средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.
Нарушение правил буксировки транспортных средств
Ситуации, в которых запрещена буксировка транспортных средств:
1.Знак «движение с прицепом запрещено» запрещает буксировку механических транспортных средств:
2.Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.
3.Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств. Замечу, что одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.
Штраф за буксировку
В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.
Однако не стоит забывать, что нарушение правил буксировки может привести к столкновению буксирующего и буксируемого транспортных средств.
ДТП при буксировке
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет являться водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Отмечу, что для предотвращения ДТП при буксировке необходимо придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения. Например, буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения маневр сначала должен производить буксируемый (задний) автомобиль, а лишь затем буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Буксировка автомобиля без техосмотра
Довольно часто мне приходится отвечать на вопрос по поводу того, является ли буксировка без техосмотра нарушением правил дорожного движения.
В данном случае все зависит от вида буксировки. Если за рулем буксируемого автомобиля находится водитель, то он управляет этим транспортным средством. Т.е. водитель буксируемого автомобиля нарушает правила и соответствующий штраф может быть наложен сотрудником ГИБДД.
В том случае, если за рулем буксируемого автомобиля водителя нет (например, при частичной погрузке), то управления автомобилем не происходит. Т.е. штраф наложен быть не может.
Напомню, что буксировка автомобиля без техосмотра с 2012 года не будет являться нарушением правил дорожного движения, т.к. штраф за отсутствие техосмотра будет отменен.