«Платон» — система сбора платы за проезд грузовых машин грузоподъёмностью 12 и больше тонн по дорогам федерального и регионального назначения. Большие грузовые машины обязаны производить плату через систему «Платон» за ущерб, нанесённый дороге. Отказ и уклонение от оплаты влечёт за собой административную ответственность в виде штрафа, в некоторых ситуациях и иные неприятности для собственников большегрузов.
Все владельцы большегрузов обязаны зарегистрироваться в системе Платон
Процесс регистрации
Пройти регистрацию в системе, можно:
- на официальном сайте;
- в центре обслуживания;
- в терминалах при заполнении дорожных карт.
Пройдя успешную регистрацию, владелец грузовика получает бортовое устройство. На его получение и использование заключается договор. Пользователям сайта, необходимо ознакомится с правилами системы, размерами взимания, и изучить информационные данные про центры обслуживания. При самостоятельной регистрации в системе, необходимо заполнить поля регистрационной формы. В них достоверно указываются:
- общая информация о владельце;
- реквизиты банковского счёта;
- адрес электронного ящика и логин;
- данные ТС.
Взимания в системе «Платон» проводится через терминал, с банковского счёта, карты. Оплату производить наличными не возможно.
Пошлину Платон можно оплатить с любой банковской карты
Самостоятельная регистрация
- Перейти на сайт системы «Платон».
- Зайти в «Личный кабинет», кликнуть на вкладку «Зарегистрироваться».
- В выпавшем окне «Резидентство владельца ТС» и «Тип владельца ТС».
- В окне «Основная информация о Владельце ТС» прописать: данные о физическом лице, адрес по месту регистрации, адрес местонахождения.
- В блоке «Банковские реквизиты» указать: наименование банка получателя, SWIFT, расчётный счёт и наименование получателя.
- Следующим шагом, необходимо заполнить «Данные главного менеджера ВТС». Это заполняют менеджеры, которые будут осуществлять взимание платы. Они ставят флажок напротив «Я являюсь регистрируемым физическим лицом». Если доверитель представляет интересы владельца ТС, то он также вводить свои контактные данные (Ф.И.О, электронную почту, номер мобильного).
- Следующий блок – «Пароль для доступа в личный кабинет». Нужно придумать пароль и ответить на контрольный вопрос.
- Поле «Данные транспортного средства». Здесь следует заполнить: страну, номер СТС, идентификационный номер, государственный регистрационный знак, дату выдачи СТС и загрузить копию свидетельства о регистрации ТС.
- Далее, указывается: тип, марка, модель ТС и основания владения.
После заполненных полей и загрузки документов, необходимо активировать электронный адрес, указанный при регистрации. Для этого нужно, зайти на почту и перейти в полученном письме по ссылке. При удачной верификации, появится вкладка «Учётная запись подтверждена». Система «Платон» обработает информацию, и отправить письмо на почту с данными для входа на сайт. Теперь можно производить оплату на восстановление дорог.
В документах нужно точно указать все данные транспортного средства
Бортовое устройство (БУ) для большегрузов
БУ системы «Платон» работает в автоматическом режиме при поддержке спутниковой навигации. Это позволяет отслеживать маршрут дорог, и производить взимание платы за пользование дорог федерального и регионального назначения.
Устройство крепится на лобовое стекло автомобиля и считывает данные про движение транспорта по маршруту, автоматически. То есть, если у собственника ТС имеются средства на лицевом счету, то бортовое устройство рассчитывает и взимает оплату в счёт оплаты, на основании информации полученной с бортового устройства.
Получить БУ может пользователь, который успешно прошел регистрацию в системе взимания платы. Для этого необходимо подписать договор с оператором, и представить пакет документов. Заключить договор и получить бортовое устройство может, только владелец ТС или доверитель обратившись в центр поддержки. Одно бортовое устройство выдаётся на одно ТС. Запрещается использовать бортовое устройство для другого автотранспорта. Купить бортовое устройство, можно лишь оформив заявку на официальном сайте системы взимания платы, представив нужные документы.
Чтоб получить БУ, владелец ТС заключает договор безвозмездного пользования и предоставляет оператору копии заверенных документов.
Для физических лиц с регистрацией в России нужен документ подтверждающий личность владельца ТС и его оригинал.
Для частных предпринимателей с регистрацией в РФ:
- свидетельство о регистрации частного предпринимателя и о взятии на учёт в налоговой инспекции;
- документ, подтверждающий личность владельца большегруза и его оригинал.
Бортовое устройство списывает средства со счета в режиме реального времени
Физические лица, не резиденты РФ:
- документ, подтверждающий личность владельца транспорта и оригинал для осуществления сверки.
Юридические лица, не резиденты РФ:
- свидетельство о регистрации и о взятии на учёт в налоговой службе. Свидетельство о взятии на учёт предоставляется, только если пользователь стоит на учёте в налоговой службе РФ;
- документ о полномочиях единоличного исполнительного органа юр.лица;
- документы о филиале или представительстве, которые находятся на территории России.
Документы на получение БУ могут представлять владельцы автотранспорта или их доверители.
Бортовое устройство выдаётся бесплатно с инструкцией и руководством пользователя. Если с устройством обнаружены неполадки, нужно немедленно сообщить оператору в центр поддержки, и он проинформирует о дальнейших действиях. Если БУ ограниченное количество, то придётся покупать. Стоит устройство не дорого, приобрести его можно оформив соответствующий заказ в системе взимания платы.
Устройство Платон — современный навигационный прибор
Штрафные санкции
Штрафные санкции предусмотрены владельцам ТС, которые:
- не включили бортовое устройство;
- установили стороннее;
- не установили БУ;
- установлено в неисправном состоянии
и продолжают движение по федеральной дороге.
Штрафы накладываются на водителей, которые ездят по дороге общего пользования без оформленной маршрутной карты и БУ.
Административный штраф предусмотрен владельцам, оформившим маршрутную карту и не сообщившим об ее изменениях, продолжая двигаться по дороге общего пользования.
За несоблюдение требований владелец ТС несет ответственность за причинение вреда дороге общего пользования и уплачивает штраф, согласно правилам пользования системой. Средства, полученные от владельцев ТС, переводятся в бюджет на ремонт дорог.
Сравнительно недавно на территории Российской Федерации была запущена система по автоматическому взиманию денежных средств с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн как компенсации за наносимый ими ущерб дорожному покрытию. Система дорог «Платон», получившая свое наименование отнюдь не в честь великого мыслителя, а от сокращения «плата за тонну», с самого момента запуска вызвала много разногласий. В чем же особенности данной программы и каков принцип ее работы?
Система «Платон»: что это такое?
Грузовые подпадающие под действие программы, имеют массу, равную или свыше 12 тонн. За перемещение транспорта по федеральным трассам страны взимается оплата. «Платон» имеет собственную базу данных, в которую внесено свыше двух миллионов автомобилей и более 51 тысячи километров дорожного полотна. Официальный запуск системы был произведен в ноябре прошлого года.
Правительство в роли главного оператора «Платона» выбрало компанию «РТ-Инвест» ТС. После переговоров с Федеральным дорожным агентством было принято решение, по которому оплата проезда взималась как в виде «лицевой оплаты», так и при помощи автоматической системы.
Основная цель системы - улучшение состояния дорожного полотна федеральных трасс на территории всей России. Каждый год ему наносится значительный ущерб из-за автомобильных средств, чей вес превышает 12 тонн. Система «Платон» используется в качестве фундамента для следующей новой программы, которая будет запущена до 2020 года. Исключая возможность реставрации дорожного полотна, его можно будет полностью заменить, не прибегая к средствам из федерального бюджета.
Принципы работы
Существует несколько способов взимания денежных средств с водителей, которые имеет система «Платон». Что это, и как именно происходит оплата проезда по федеральным трассам?
Авансы. Деньги вносятся в систему непосредственно перед отправкой в рейс. Можно внести сумму как за одну поездку, так и за несколько последующих.
За пройденный километраж. Наиболее удобный поскольку не подразумевает переплаты. Перед каждым выездом на трассу вносится оплата. «Платон» предлагает и более практичный способ - установку специального прибора в кабину автомобиля. Впрочем, у подключения имеются и свои недостатки. Первый - строгий контроль пройденного километража. Второй - привязка автомобиля к спутниковой системе ГЛОНАСС и, соответственно, контроль со стороны ГИБДД.
Навесные рамы. Являются частью системы «Платон». Дороги федерального назначения оснащаются подобными конструкциями электромагнитного типа, которые считывают информацию с проходящего сквозь них транспортного средства и списывают определенную денежную сумму с личного счета водителя. Для этого, конечно же, обязательна регистрация в системе «Платон» и наличие специального электронного кода, который и считывают рамки.
Если взимание платы с грузовиков производится авансовым способом и регулярным оформлением дорожных маршрутов, то подобная процедура осуществляется следующим образом:
- В любом Центре поддержки клиентской базы с помощью его сотрудников.
- Заполнением специальной формы и учетной записи, зарегистрированной через личный кабинет на Платон.ру.
Бортовое устройство, устанавливаемое в кабинах транспортных средств, работает полностью в автоматическом режиме.
Регистрация в системе «Платон»
Первоначально владельцам грузовых транспортных средств необходимо пройти регистрацию. В базу данных вносится информация не только о клиенте, но и о его автомобиле. Данную процедуру можно провести через сайт Платон.ру. После завершения авторизации пользователь получит сгенерированные пароль и логин. В личном кабинете необходимо указать лицевой счет и внести на него денежные средства. Оформление маршрутной карты можно начинать сразу же после зачисления денег на счет.
Способы оплаты
При оформлении маршрутной карты денежные средства снимаются с лицевого счета владельца транспортного средства при наличии у него регистрации в системе Платон. Для оплаты выбранного маршрута можно произвести зачисление финансов непосредственно на банковский счет оператора при наличии реквизитов. Подобная процедура подразумевает под собой безналичный расчет. Кроме того, существует возможность оплаты посредством банковской карты, причем относится это не только к терминалам, но и к формам оплаты в личном кабинете и мобильному приложению.
Размер платы для многотоннажных автомобилей
После многочисленных высказываний против "Платона" тариф за один километр пути по федеральным трассам был изменен и зафиксирован на уровне 1,5293 рубля. Действительна стоимость была до конца февраля 2016 года. Ранее тариф составлял 3,73 рубля за километр трассы. Впрочем, снижение его величины действовало ограниченный период времени: начиная с марта 2016 года плата увеличилась практически в два раза и составила 3,06 рублей, теперь она останется неизменной до конца 2018 года.
По сравнению с аналогичными в странах Европы в России подобная является самой низкой. К примеру, в Беларуси плата за проезд по трассам федерального назначения больше в шесть раз. По сравнению с австрийским тарифом российский ниже в двадцать раз.
Как увеличение тарифов скажется на росте цен в стране
Получив систему "Платон", Россия всколыхнулась: многие начали опасаться резкого скачка стоимости продуктов и прочих товаров. Конечно, затраты перевозчиков увеличатся, однако незначительно. Согласно утверждениям аналитиков, средняя стоимость перевозок грузов по территории России составляет приблизительно 30 рублей за километр. Прибавление к данной величине максимальной платы - 3,06 рубля - повысит цену за транспортировку только на 10%. При этом данные траты от конечной стоимости продукции составляют порядка 4-10%, не более. Соответственно, даже если брать во внимание максимальную планку расходов, то цены на товары должны возрасти максимум на 1%.
На данный момент на территории России в перевозке различных продовольственных товаров задействовано порядка 8,5% всех многотонных автомобилей. Оставшиеся 91,5% занимаются перевозкой навалочных и строительных грузов. При этом большая часть продовольствия перевозится на меньшие расстояния и на более крупногабаритных транспортных средствах.
Кроме того, следует брать во внимание и специфичную экономику России в целом. Перевозчики в стране вряд ли единодушно примут нововведения и повысят тарифы на собственные перевозки. Вероятнее всего, придется столкнуться с демпингом и всплеском активности игроков «черного рынка», которые будут уклоняться от уплаты налогов. Помимо этого, многолетняя практика других стран говорит сама за себя: в странах Балтии, к примеру, после внедрения дополнительной оплаты за проезд по трассам перевозчики стараются понижать фрахты, дабы не упускать покупателей в условиях жесткой конкуренции.
Штрафы за уклонение от использования «Платона»
Одновременно с внедрением системы «Платон» законы, внесенные в КоАП РФ, не раз подвергались изменениям и многочисленным обсуждениям. Согласно последней редакции кодекса, за несоблюдение требований о внесении платы за проезд по федеральным трассам владельцы транспортных средств и их водители будут подвергаться штрафам.
- Передвижение автомобиля массой свыше 12 тонн по дорогам федерального назначения без оплаты наносимого им ущерба влечет за собой наложение на водителя данного автомобиля штрафа в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц, которые ответственны за передвижение транспорта - сорока тысяч, на индивидуальных предпринимателей - сорока тысяч рублей, на юридических лиц - четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
- Повторное совершение административного правонарушения становится причиной штрафа в размере от 50 тысяч до одного миллиона рублей для должностных лиц и юридических лиц соответственно.
Таковы за несоблюдение требований штрафы. «Платон» дешевле оплатить, чем на нем сэкономить. Согласно постановлению правительства штрафы могут выписываться, если:
- Транспортное средство передвигается с неисправным либо отключенным бортовым прибором без оплаты маршрута владельцем и оповещения оператора.
- Автомобиль следует по трассе без бортового прибора или на расчетном счету нет средств, необходимых для оплаты.
- Транспортное средство отклоняется по времени или от маршрута, не имея при этом бортового устройства и не информируя об этом операторов.
- Движение автомобиля продолжается после израсходования денежных средств на личном расчетном счете.
На сегодняшний день система функционирует в автоматическом режиме. Водителей во время передвижения по трассе подвергать проверкам не будут. Все данные в автоматическом режиме считываются с бортового устройства либо с карты. Подразумевает выписку штрафов система "Платон" (что это, мы выяснили) только после предоставления записей с приборов видео- и фотофиксации сотрудникам ГИБДД.
Эксплуатация системы
Для того чтобы начать пользоваться системой «Платон», водитель транспортного средства должен оформить специальный документ - маршрутную карту. В качестве альтернативы можно приобрести прибор, размещаемый на борту автомобиля. Стоит отметить, что установка устройства необязательна.
Каждый владелец грузового автомобиля заводит собственный лицевой счет, пополнение которого производится в личном кабинете через банковскую карту. Кроме того, вносить на расчетный счет средства можно через терминалы как самой системы, так и ее партнеров - QIWI либо через офисы на территории страны. На декабрь 2015 года таких точек насчитывалось 138. Оплачивать можно как банковскими картами, так и специальными топливными, с которых деньги снимаются без комиссии.
С целью избежания пробок на переходах между границами созданы специальные мобильные офисы, также осуществляющие прием платы за проезд.
Как расходуются средства, полученные в системе
Зачем нужна система «Платон», что это такое, и куда идут все деньги, вырученные за время ее работы? Сбор и распределение средств являются прерогативой Дорожного агентства. Именно оно ответственно за формирование бюджетов на развитие в регионах страны трасс. В том числе собранные средства будут выделяться и государственно-частным партнерам. Планируется, что система «Платон» будет приносить в год порядка 40 миллиардов рублей, и на эту сумму можно будет провести реставрацию 90% всех федеральных трасс в стране к 2019 году.
Предполагается, что все средства, находящиеся в бюджетах регионов, будут направлены на реализацию наиболее значимых объектов, поскольку ФДА будет принимать отчетные документы, направляя в региональные дорожные фонды деньги за платежи за проезд и штрафы. «Платон», благодаря внедрению и привлечению дополнительных инвестиций, планируется направить на поддержку и строительство самых крупных региональных проектов. К примеру, в Самарской области будет возводиться мост «Фрунзенский», в Ленинградской области и Твери - путепроводы, в Воронежской области - тоннель.
В Минтрансе РФ заявили, что внесенные в систему «Платон» дороги с учетом их последующей реконструкции за счет вырученных средств позволят оптимизировать транспортировку грузов по всей стране и нормализуют все области народного хозяйства. Заводам и предприятиям гарантируется оперативная поставка необходимой продукции для осуществления слаженного и быстрого функционирования.
Протесты против "Платона"
Внедрение системы положило начало массовым протестам дальнобойщиков. Первые недовольные начали появляться еще до того, как программа была запущена - в ноябре 2015 года. Возмущения продлились несколько месяцев, до декабря. Протесты были как против слишком высоких штрафов и платы, так и против того, что денежные результаты "Платона" идут не государству, а частной компании.
Дальнобойщики блокировали дороги и федеральные трассы, намеренно останавливая поток автомобилей. Требования, чтобы "Платон" был отменен в ближайшее время, в Перми превратились в акцию, в ходе которой водители большегрузных машин выстроились в колонну и передвигались со скоростью в 40 км/ч, что стало причиной возникновения пробки длиной в шесть километров. На кольцевой дороге Екатеринбурга была аналогичная ситуация: водители 200 фур собрали пробку длиной в 10 километров. В Тверской области протесты приняли трагический характер: в толпу влетел тягач с прицепом. В результате происшествия погиб один человек, троих госпитализировали.
Соответственно, столь ярая критика системы "Платон", отзывы о ней не самого лестного характера отрицательно сказывались на ее внедрении. Дальнобойщики считали, что программа слишком "сырая" и недоработанная, что ее запуск должен проходить только через несколько лет после прохождения специальных тестов.
Самая крупная акция протеста с лозунгами "Платон" - отменен!" прошла в Дагестане: на дорогах собралось свыше 17 тысяч человек, а локальные СМИ сообщали, что грузовые фуры растянулись на 57 километров. В ноябре 2015 года участники угрожали тем, что пойдут маршем на Москву, причем многие из них были из 16 других регионов страны. В начале декабря автомобилями была частично перекрыта МКАД, на которой для передвижения легковых машин оставили только одну полосу. Затем на парковке торгового центра "Мега-Химки" был организован лагерь дальнобойщиков, в котором находилось свыше 40 человек с фурами.
Протесты дали возможность дальнобойщикам снизить тарифы: Минтранс согласился установить новые расценки - за километр пути взимался 1,53 рубля вместо 3,73, и временно освободить водителей грузового транспорта от выплаты штрафов. В декабре прошлого года президент страны заявил, что "Платон" отменен не будет, однако призвал власти освободить фуры от уплаты налогов.
Аналоги системы в других странах
Программы, аналогичные российскому «Платону», функционируют и во многих других странах. К примеру, в Германии оператором подобной системы является компания Toll Collect: с грузовых автомобилей массой свыше 7,5 тонн взимается плата, величина которой зависит от уровня выбросов в окружающую среду и осей транспортного средства и варьируется от 8 до 22 евроцентов за один километр. Оплата производится либо при выборе определенного маршрута, либо при помощи бортовых приборов.
В Австрии плата взимается государственной компанией ASFiNAG. За один километр дороги дальнобойщики платят от 15 до 44 евроцентов. В прошлом году компанией было инвестировано порядка 500 миллионов евро на постройку новых дорог и около 485 миллионов на реконструкцию старых. Toll Collect и ASFiNAG в 2010 году инициировали запуск программы TOLL2GO, которая предназначается для тех, кто совершает рейсы на грузовом транспорте из одной страны в другую.
Аналог «Платона» в Словакии находится под контролем компании SkyToll: платежи взимаются с грузовых транспортных средств массой свыше 3,5 тонн, однако под действие данной системы подпадают только определенные трассы на территории страны. За один километр дороги плата составляет от 9 до 24 евроцентов и зависит от соответствия экологическим стандартам и массы автомобиля.
Был ли законным выбор концессионера программы?
Дальнобойщиков возмущали не только слишком высокие цены и наличие транспортного налога, но и компания-концессионер, которую выбрали для создания концессии без конкурсной основы.
Изначально правительство страны в августе 2013 года объявило конкурс, для участия в котором от компаний требовалось наличие определенных навыков в области создания и эксплуатации подобных систем. Предварительный этап прошли только три компании, у каждой из которых имелось иностранное участие, так как только зарубежные фирмы имели соответствующий опыт.
Глава «Ростехнологий», оператор системы «Платон» Сергей Чемезов после введения в 2014 году санкций выступил с предложением об отказе от иностранного опыта при формировании системы, полностью доверившись российскому программному обеспечению. Правительство согласилось с предложением и отменило конкурсную основу. Многие юристы высказались отрицательно, поскольку посчитали данное решение некорректным, так как случай с «Платоном» не входит в список исключений закона «О концессионных соглашениях», в которых можно обходиться без конкурсной основы.
Другие претензии
С юридической точки зрения существует еще одна проблема, суть которой сводится к тому, что законодательством РФ подразумевается только схема, по которой концессионер выплачивает правительству средства за право использования объекта соглашения, которым является вся система «Платон» и прочее оборудование.
Проще говоря, оператор должен выплачивать государство определенную сумму за право взимания денег с водителей грузовых автомобилей. Несмотря на это государство само выплачивает компании определенную сумму. Многие пользователи соцсетей и дальнобойщики возмутились фактом того, что РТИТС не только собирает денежные средства с водителей, но и получает их от государства.
Впрочем, все полученные деньги компания отправляет в бюджет страны. Кроме того, в законодательстве страны предусмотрен механизм в котором имеется пункт и об условии платы концедента. По этому принципу и работает вся система «Платон». Смысл всего механизма заключается в том, что концессионер за свой счет возводит всю инфраструктуру, которая затем передается во владение правительства, которое выплачивает концессионеру определенную сумму за создание инфраструктуры.
Об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей "Платон". С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.
"Платон" (от "плата" и "тонна") - российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.
Предпосылки к созданию системы
По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.
В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.
Законодательство
6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты". Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.
Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. - Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация "Ростех", 12,5%).
23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему "Платон" в действие с 14 ноября 2015 г.
Принципы функционирования системы
В рамках системы "Платон" взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).
Предусмотрено три способа взимания платы:
На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.
Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение "Платона" так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.
С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством "Платона" и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.
Тарифы, штрафы
Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем - 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.
За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. - для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников - юридических лиц мог достигать 1 млн руб.
Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против "Платона". В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.
В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе "Платон": для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.
Итоги деятельности
По данным "РТ-Инвест транспортные системы" на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.
Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).
Собранные с помощью "Платона" средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.
В ноябре прошлого года «автомобильные дороги общего пользования федерального значения» стали платными для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн: размер платы за один километр пути установили на уровне 1,53 рубля, хотя ранее планировалось, что километр будет стоить 3,73 рубля.
Ещё одной уступкой должна была стать частичная отмена системы «Платон», через которую и необходимо платить за проезд. Минтранс поначалу постановил, что за границами Московской области дальнобойщиков не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. Но постановление правительства не было издано, а новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла.
Первые протесты против введения системы начались 11 ноября, когда как минимум 200 фур перекрыли федеральные трассы. В ноябре и декабре подобные акции проводились почти ежедневно, а в нескольких городах даже появились стационарные лагеря протестующих. Со временем протестная активность успокоилась: перевозчикам пришлось принять платные «федералки» как данность.
Год спустя
По состоянию на 15 октября оператор «Платона» публично поделился следующей статистикой. За 13 месяцев своего существования система, в которой сейчас числятся 786,7 тысячи грузовиков, позволила собрать 18,1 млрд рублей. Впечатляет? Если честно, не совсем.
Во-первых, «Платон» уверяет, что «663 тысячи машин резидентов и 124 тысячи нерезидентов - это 79% от целевой аудитории». Но: в России зарегистрированы 1,9 млн грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн. Это значит, за проезд реально платит лишь треть российских перевозчиков!
Во-вторых, давайте подсчитаем. Разделив общую сумму на количество машин, получим, что каждый грузовик привёз только 23 тысячи рублей. Или, учитывая стоимость километра (1,53 рубля), проехал 15 тысяч км. За год - 15 тысяч! Меньше иной легковушки.
Конечно, в обоих случаях скромную статистику можно попытаться оправдать. Скажем, часть тяжёлых грузовиков вообще не ездит по дорогам общего пользования. Другая часть редко или вообще не выезжает именно на федеральные трассы (что, мягко говоря, проблематично), третья - просто стоит на учёте ГИБДД, однако полностью недвижима или встала на временный прикол из-за кризиса.
Но, на самом деле, вывод напрашивается один: дальнобойщики нашли способ, как обойти систему. И это действительно так. Правда, с одним важным уточнением: большие флотилии исправно платят за каждый километр пробега каждого автопоезда (их деньги - это 63% всех сборов «Платона»), а вот частники...
...оформляют «бомжуйский паспорт»
Немного статистики. С начала 2015-го до середины 2016 года 320 тысяч юрлиц переоформили машины на частников. Плюс сами частники вдруг массово начали регистрировать технику на других людей. Зачем? Рассказываем: это так называемая схема «бомжуйского паспорта».
В некой деревне Кукуево живёт некий Василий Иванович Петров, который не имеет ни личного имущества, ни водительского удостоверения, а потому ничего не боится. На него и записываются грузовики: пусть присылаются штрафы, проходят суды, приезжают приставы... Василий Иванович исправно платит чисто символические 1 000 рублей каждый месяц, чтобы фуру не арестовали. И всё.
...накрывают прибор «кастрюлей»
Многие из опрошенных нами частников признались: приборы мы получили, но за весь пробег от точки А до точки В не платим. И вот как. Дальнобойное братство прекрасно знает, где стоят стационарные рамки и мобильные патрули «Платона» - этой информацией полны профильные форумы. Плюс, никто не отменял общение по рации. Дальше - дело техники.
Перед камерой водитель включает бортовое устройство, а проехав её - выключает. Самый простой способ - банально накрыть прибор любым металлическим предметом («кастрюлей»), чтобы он перестал ловить сигнал. Но некоторые дорабатывают начинку электронного счётчика. А как машина доехала от рамки до рамки, не проверишь.
Частники исчезнут как класс?
Знают ли платоновцы, что водители их дурят? Разумеется. Но ничего поделать не могут: не поставишь же камеры через каждые 10 километров. Вариант запустить патрули, которые бы не стояли, а постоянно ездили, тоже неидеален, ведь общая протяжённость федеральных трасс - 51 тысяча километров. «Бомжуйские паспорта» вообще непобедимы.
Теперь давайте снова озвучим упомянутый ранее тезис: компании платят, а частники - нет. И, не проводя прямых параллелей, вспомним, что Госдума по инициативе МВД готовит законопроект, который полностью запретит физическим лицам регистрировать на себя грузовики полной массой свыше пяти тонн, если человек не имеет патента на грузоперевозки.
Законопроект находится на стадии подготовки, но поддерживают его многие. За последний год огромное количество единиц такой техники было переоформлено [...]: таким образом бизнес уходит от уплаты налогов. Ведь физические лица платят куда меньшие штрафы. И потом, у физического лица нет возможности проводить качественный техосмотр техники, что влияет на безопасность
Сергей Тен
заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту
В настоящий момент единственным препятствием для законопроекта является отсутствие понятия «патент» в действующем законодательстве. Однако как только правительство устранит этот момент, думский комитет по транспорту внесет документ на рассмотрение депутатам.
Грузовиков станет меньше?
Кроме того, государство силами РЖД добивается, чтобы железнодорожные перевозки стали более выгодными и предсказуемыми, нежели доставка грузов на дальние расстояния фурами. Логика такова: грузовики должны остаться только на коротком (до 400 км) плече.
Для этого сделано очень многое. Многократно выросло количество грузовых поездов, следующих по расписанию, с точным временем отправления и прибытия. Запущены регулярные контейнерные маршруты, часть из которых - ускоренные. Созданы тарифные коридоры, универсальные транспортные сервисы...
В настоящее время АО «ФГК» и ОАО «РЖД» прорабатывают комплекс вопросов по организации контрейлерных перевозок, включая совершенствование нормативной базы, содержание подвижного состава, терминально-складского хозяйства и объектов инфраструктуры, развитие системы взаимодействия с автомобильным транспортом
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2013 № 504 в России была введена плата в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения автотранспортом весом более 12 тонн. Плату собирались взимать с 1 ноября 2014 года, однако решили отложить введение дополнительной нагрузки на бизнес на год – до 15 ноября 2015 года. При этом правительство приняло решение снизить сумму платежа до 1,53 руб. (изначально она должна была составлять 3,73 руб.) с учетом понижающего коэффициента. Но дальнобойщиков это не обрадовало, в любом случае, дополнительный платеж, на отсрочку которого они надеялись, был введен, и по стране прокатились забастовки водителей и владельцев фур.
Установленный в ноябре прошлого года тариф должен был измениться в марте 2016 года, однако пока его оставили на прежнем уровне, и скорректированный тариф на сегодняшний день составляет 1,5293 рубля за один километр пути. Ранее предполагалось, что до июля 2017 года увеличения размера платы с транспортных средств не будет. Однако 2 ноября 2016 года на сайте проектов нормативных актов появилось уведомление о ]]> проекте документа Минтранса ]]> , которым предлагается с февраля 2017 года увеличить тариф. По информации в ряде СМИ плата с большегрузов с февраля 2017 года может вырасти до 2,6 руб. за километр, и до 3,06 руб. – с июня 2017 года.
Для взимания платы была создана так называемая система «Платон». На основании распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р, между Росавтодором, выступающим в качестве концедента от имени государства и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» было заключено соглашение о назначении последнего оператором системы взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Предполагаемые инвестиции в ее создание должны были составить не менее 29 млрд рублей. Оператор взял на себя весь цикл организации и последующей модернизации системы.
«Платон» – система взимания платы, начала работу в конце прошлого года, и по прогнозам Росавтодора должна обеспечивать поступление дополнительных средств в бюджет от 20 до 40 млрд рублей. Ресурс «Платон ру», официальный сайт которого расположен по соответствующему адресу, предлагает полный спектр услуг, связанный с обслуживанием грузовых автомобилей, в плане расчета и взимания платы.
Как работает система «Платон»
Рассмотрим детальнее порядок использования на грузовом автотранспорте системы «Платон», на какие машины распространяется она распространяется и кто должен зарегистрироваться в этой системе. Чтобы ответить на вопрос, как работает система «Платон», рассмотрим принципиальную схему ее функционирования.
Она включает несколько составляющих:
- «Платон» - система взимания платы, официальный сайт, где она расположена.
- Центры мониторинга, информационной поддержки и обработки поступающих данных.
- Системы мобильного и стационарного контроля.
- Автоматическая расчетная и навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS.
- Маршрутные карты и бортовые устройства.
- Круглосуточно действующий колл-центр.
Система «Платон», официальный сайт и все указанные составляющие собраны в единый ресурс, который и обслуживает оператор.
На какие машины распространяется система «Платон»
Применяется система «Платон» для грузовиков с разрешенной максимальной массой, которая превышает 12 тонн. Есть ли в этом плане какие-либо нюансы? Например, предусматривается ли градация по тоннажу? Нет, предназначена система «Платон» для большегрузов определенного тоннажа, и разницы в размере платы между 12-тонником и фурой с большей массой, - нет.
Все расчеты осуществляются после соответствующей регистрации пользователя на ресурсе «]]> Платон ру ]]> ». Система взимания платы позволяет прямо на сайте оформить маршрутную карту для разовой поездки или заказать и получить в безвозмездное пользование на договорной основе бортовое устройство, позволяющее контролировать любую поездку грузового автотранспортного средства через ГЛОНАСС/GPS и автоматически взимать соответствующую плату. При использовании бортового устройства подсчет оплаты более точен, ведь все расчеты происходят в автоматическом режиме.
Сейчас, что такое «Платон», у дальнобойщиков обычно не вызывает вопроса, за год большая часть предпринимателей и владельцев фур зарегистрировались в системе. По данным оператора системы, на 15 октября 2016 года 75% машин, за которые должна вноситься плата, уже есть в информационной базе «Платона» и 260,5 тыс. перевозчиков уплачивает этот своеобразный дополнительный «налог». «Платон» в России за первый год работы собрал в дорожный фонд 15,32 млрд рублей, и по отчетам Росавтодора большая часть средств уже потрачено на ремонт российских дорог.