а) грузоподъемности (особо малой – до 0,5т, малой – от 0,5 до 2т, средней – от 2 до 5т, большой – от 5 до 15т и особо большой – свыше 15 тонн); б) назначению (общего назначения и специализированные); в) условиям движения (дорожные и внедорожные). Дорожные АТС предназначены для выполнения работ по дорогам общей сети I-V категории, внедорожные – для использования вне дорог общей сети (карьерные автомобили);
г) проходимости (обычной и повышенной). Автомобили обычной проходимости предназначены для выполнения транспортных работ в основном по благоустроенным дорогам, повышенной проходимости – для выполнения работ по неблагоустроенным дорогам и кратковременно в условиях бездорожья;
д) колесной формуле (4×2; 6×4; 4×4). Первая цифра обозначает число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных колес считается за одно;
е) по характеру использования (одиночные автомобили и автомобили-тягачи с прицепами и полуприцепами);
ж) по роду потребляемого топлива – бензиновые (карбюраторные и инжекторные); дизельные; газовые (на сжиженном и сжатом газе).
Классификация грузовых автомобилей по их исполнению и назначению приведена в таблице 2. Таблица 2.
Назначе- ние |
Тип автомобиля по устройству кузова |
Характер использования |
Конструктивные особенности |
Виды перевозимых грузов |
Общего назначе- ния |
Бортовой |
Одиночный автомобиль |
Неопрокидывающийся бортовой кузов |
|
Бортовой |
Автомобиль-тягач с одним или двумя прицепами |
Неопрокидывающийся бортовой кузов.Имеет тягово-сцепное устройство |
Грузы общего назначения, кроме жидких без тары |
|
Седельный тягач |
Седельный тягач с полуприцепом |
Без кузова.Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки полуприцепа |
Грузы общего назначения, кроме жидких без тары |
|
Специали-зирован- ные |
Самосвал |
Одиночный автомобиль |
Самосвальная платформа |
|
Самосвал |
Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами (автопоезд) |
Самосвальная платформа. Имеет тягово-сцепное устройство |
Строительные и сельскохозяйственные грузы |
|
Автоцистерна |
Одиночный автомобиль |
Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы |
||
Автоцистерна |
Автоцистерна с прицепом |
Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы. Имеет тягово-сцепное устройство |
Нефтепродукты, вода, молоко, вино, мука, цемент, бетонно-растворные смеси, битум, минеральные удобрения и другие жидкие и сыпучие грузы |
|
Автофургон |
Одиночный автомобиль |
Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом |
||
Автофургон |
Автофургон с одним или двумя прицепами |
Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом. Имеет тягово-сцепное устройство |
Почта, бумага, мебель, медикаменты, продукты, промтовары, хлебо-булочные изделия, животноводческие продукты в охлажденном и замороженном состоянии |
|
Седельный тягач |
Седельный тягач с полуприцепом (автопоезд) |
Без кузова. Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки специализированного полуприцепа |
Для перевозки грузов определенных видов |
Обозначение грузовых автомобилей
Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.
Таблица 3.
Полная масса, т |
Базовые (первые 2 цифры) индексы для: |
||||
седельных тягачей |
самосвалов |
автоцистерн |
автофурго-нов |
||
До 1,2 вкл. | |||||
От 1,2 до 2,0 вкл. | |||||
От 2,0 до 8,0 вкл. | |||||
От 8,0 до 14,0 вкл. | |||||
От 14,0 до 20,0 вкл. | |||||
От 20,0 до 40,0 вкл. | |||||
Св. 40,0 |
Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)
Грузовые автомобили - один из наиболее распространенных и востребованных видов транспорта в любом деле, будь то строительство или прокладка трассы, коммунальный ремонт или перевозка грузов. Какие же виды грузовых автомобилей востребованы сегодня?
Автоцистерны
Перевозят, в основном, жидкости, в том числе масляные и агрессивные. Нормативная грузоподъемность: 12-22 тонн. Объем: 8-40 метров кубических. Корпус цистерны может быть стальным или алюминиевым. Первые - более надежные, но и более тяжелые. Вторые - намного легче и более устойчивы к агрессивным грузам.
Они, как правило, делятся по форме сечения на три основных вида:
- круглые, которые имеют максимальный показатель прочности в отношении давления на корпус;
- эллиптические, близкие по прочностным характеристикам к круглым;
- напоминающие по форме параллелепипед со слегка закругленными углами, имеющие смещенный к низу центр тяжести, а потому более устойчивые к опрокидыванию.
Микроавтобусы «Газель»
Работают с легкими грузами. Нормативная грузоподъемность: 1-3 тонн. Объем: 3-10 кубических метров. Плюсы: дешево и быстро. Используются как в тентовом варианте, так и с моделью кузова типа «фургон». Широко используются для частных грузоперевозок, переездов, доставки небольших объемов строительных материалов и сервисной доставки торговых сетей в черте города и пригороде.
Удлиненная «Газель»
Модифицированный вариант тентовой «Газели» или фургона предназначен для длинномерных грузов от 3 до 6 метров. Предельная грузоподъемность достигает 1,8 тонны, а полезный объем кузова - 18 кубических метров. Вмещают в себя до 8 европаллет.
Бортовая и бортовая удлиненная «Газель»
Этот тип грузовиков малой тоннажности (до 1,8 тонн) подходит для транспортировки любых, в том числе и сыпучих грузов, которые требуют верхней погрузки. Часто используются для доставки изделий из металла, твердого топлива, оборудования.
ЗИЛ «Бычок»
Эта модель грузового автотранспорта подходит для транспортировки практически любых грузов. Используется, в основном, для перевозки предметов общей массой до 3 тонн, которые не рекомендуется подвергать воздействию осадков и прямых солнечных лучей, так как оснащена полностью закрытым рамным верхом. Полезный объем может достигать 18 кубических метров.
Фургон
Это универсальный вариант для перевозки любых грузов промышленного назначения, в том числе строительных материалов. Основной тип загрузки - задний. По желанию владельца может быть дополнительно оборудован гидролифтом грузоподъемностью от 500 до 1000 килограммов. При этом собственная грузоподъемность автомобиля составляет от 2,5 до 5 тонн, а полезный объем - до 36 кубических метров.
50-тикубовик повышенного объема
Прекрасный вариант для того, чтобы перевезти легкие и объемные грузы на любое расстояние. Имеет закрытый тип кузова и один из самых больших показателей полезного объема - до 60 кубических метров. Подходит для транспортировки легких теплоизоляционных и гидроизоляционных материалов.
КамАЗ
Эти грузовые автомобили выпускаются в различных модификациях. Все их отличает повышенная грузоподъемность и проходимость. Незаменимы для транспортировки любых грузов в условиях низкой проходимости. Чаще всего используется для доставки строительных и инерционных материалов. Может быть оборудован как бортовым, так и тентовым кузовом в зависимости от целей и области использования. Максимальная грузоподъемность - 10 тонн, полезный объем кузова - 36 кубических метров. Автомобили КамАЗ выпускаются как в стандартной комплектации, так и в экспортном варианте.
Автовозы
Конструктивно сложные прицепы, перевозящие легковые автомобили. Нормативная грузоподъемность: 20-25 тонн. Их удельная вместимость зависит от длины прицепа, как правило, рассчитаны на 8 - 10 автомобилей. Имеют сложную многоярусную систему креплений и антискатов. Чаще всего используются для доставки легковых автомобилей без пробега в черту города. Некоторые модели используются эвакуационными службами для вывоза машин на штрафные стоянки или ремонтные боксы.
Зерновозы
Перевозят зерно и другие сельхозкультуры. Нормативная грузоподъемность – 12-22 тонн. Главная отличительная особенность этого типа грузовых автомобилей в глухой бортовке. Так как они рассчитаны на транспортировку мелкофракционных материалов, борта оснащены дополнительными элементами для крепления защитных тентов.
Самосвалы
Основная область применения - перевозка сыпучих грузов, инерционных строительных материалов и сухих смесей различного назначения. Подразумевают верхнюю загрузку кузова. Разгрузка производится путем сбрасывания содержимого через задний борт. Могут иметь различную форму кузова: «короб» или «чашу». Максимальная грузоподъемность самосвалов - до 22 тонн.
Лесовозы
Специализированная грузовая тяжелая техника, предназначенная для перевозки любого длинномера, в том числе сращенных труб длиной свыше 10 погонных метров. Максимальная грузоподъемность лесовозов - до 30 тонн. Часто используются в строительной и коммунальной сферах, имеют высокую проходимость и сравнительно небольшой расход топлива.
Это лишь основные виды грузового транспорта, доступного в аренду во многих специализированных компаниях, занимающихся грузоперевозками. Любой из этих видов автомобилей требует особой квалификации в управлении, а потому чаще всего арендуется вместе с водителем.
В каждой стране установлены свои правила дорожного движения (ПДД), согласно которым осуществляется проезд как дорогам, так и по автомагистралям. Грузовые автомобили чаще всего выполняют перевозку грузов по стране и за ее пределами. Именно с этой техникой мы познакомимся поближе и рассмотрим правила движения с учетом различных масс и ответственность за нарушение этих правил.
Что такое грузовик согласно ПДД?
Грузовой автомобиль — понятие обширное. Сюда нельзя относить только тягачи и самосвалы, например. Но многие сталкиваются с проблемой определения типа авто согласно ПДД. На самом деле, сложностей в этом вопросе быть не должно:
- легковым автомобилем считается тот, который достигает, но не превышает разрешенную массу в 3,5 тонны с числом сидячих мест не более восьми (исключая водительское);
- грузовым автомобилем считается тот, разрешенная масса которого превышает 3,5 тонны (автобусы в это число не входят).
Правила дорожного движения четко эти категории не разделяют, в них фигурируют три типа грузовых автомобилей:
- До 2,5 тонн.
- От 2,5 до 3,5 тонн.
- Свыше 3,5 тонн.
В зависимости от того, относится автомобиль к категории грузовых или нет, могут устанавливаться определенные нормы движения, а также запреты на передвижение.
Расположение на проезжей части
Залог безопасности на дорогах — это соблюдение норм и правил, прописанных в ПДД. Они определяют для грузового транспорта особые требования при выборе полос для движения по дорогам различной категории.
Пункт «Расположение транспортных средств на проезжей части» — это пункт 9 в ПДД, с ним можно самостоятельно ознакомиться.
В населенных пунктах
Согласно п. 9.4 существуют ограничения по движению всех грузовиков массой более 2500 килограмм. Водителям таких транспортных средств можно занимать крайнюю левую полосу (при наличии трех и более полос) только в двух случаях:
- при развороте;
- при повороте налево.
Стоит обратить пристальное внимание на тот факт, что под данную категорию попадает ряд автомобилей, которые многими определяются как легковые (условно относящиеся к категории «В») — это пикапы и «ГАЗели».
Иных требований в городе к грузовым авто не предъявляют. Они приравнены ко всем транспортным средствам. Ограничения по движению могут быть введены только при помощи знаков. Например, проезд по центру на грузовиках большой массы часто невозможен.
Вне населенных пунктов
Предыдущее правило распространено и при движении по населенным пунктам, где расположена основная дорога. Здесь действует следующее правило: «держаться как можно правее». Если правая полоса занята, можно двигаться по той, что расположена левее, но при этом, как только правая сторона освободится, необходимо будет занять ее.
Вне населенных пунктов левые полосы используются для интенсивного движения, обгона. Водителям грузовых транспортных средств с разрешенной массой свыше 2500 килограмм не стоит забывать о пункте 9.4, описанном выше.
По автомагистралям и дорогам для автомобилей
Автомагистрали и дороги для автомобилей обозначаются следующими знаками (5.1, 5.3). Движение по ним осуществляется с применением определенных правил. Они общие и распространяются на оба варианта дороги (смотрите п. 16.3).
Определим общие правила движения для всех транспортных средств этой категории:
- грузовой транспорт массой от 2500 до 3500 килограмм может двигаться по любым полосам (при наличии трех и более), но крайнюю левую занимать имеет право только для разворота или левого поворота;
- все грузовики разрешенной массы от 3500 килограмм имеют право движения на таких дорогах только по двум крайним правым полосам (в соответствии с правилом пункта 16.1 выезд на любую другую полосу категорически запрещен);
- легкие грузовики массой не более 2500 килограмм могут занимать любую полосу на таких дорогах, для них ограничений нет.
При нарушении ПДД водителю грозит привлечение к ответственности, о чем мы обязательно поговорим ниже.
Запрещающие знаки для грузовиков
Помимо описанных выше правил движения существует и другой тип ограничений в виде дорожных знаков. Их гораздо больше, и каждый водитель должен знать, что они означают. Дело в том, что они разделены на восемь категорий.
Все обозначения запрета в ПДД описаны в приложении №1 и в группе 3. Суть их действия заключается как в введении запрета, так и в его отмене через какой-либо промежуток. Возросшие штрафы сегодня побуждают все больше водителей следовать этим знакам безоговорочно, и это правильно. Рассмотрим только знаки запрета для грузового транспорта.
№ | Знак запрета | Пояснение |
1. | Запрет движения грузовых автомобилей | Значок может быть как с определенной массой, так и без нее:
|
2. | Запрет движения грузовых автомобилей с прицепом | В этом правиле много нюансов. Так, полностью запрещено под него проезжать:
Исключение: все авто массой до 3,5 тонн с прицепом имеют право проезда (кроме буксировки). |
3. | Запрет на движение любого транспорта выше указанной массы | Если авто имеет большую массу, чем та, что обозначена на знаке, проезд запрещен. |
4. | Ограничение давление массы на ось | О давлении на ось знают все водители грузовиков, при этом, разрешен проезд только тем, у кого масса на ось менее указанной. |
5. | Ограничение по высоте ТС | Под габариты попадает высота как с грузом, так и без него. |
6. | Ограничение по ширине ТС | Под габариты попадает ширина как с грузом, так и без него |
7. | Ограничение по длине ТС | Под габариты попадает длина как с грузом, так и без него |
8. | Обгон запрещен для грузовых авто | Запрет действует до отмены знака (он будет серым и перечеркнутым). Пока знак действует, грузовые автомобили не имеют право совершать обгон. |
9. | Запрет проезда авто с опасным грузом | Автомобили, занимающиеся такими перевозками, должны маркироваться специальными знаками. |
Ответственность за правонарушения
На сегодняшний день штрафы за правонарушения на дорогах ужесточены. За водителями ведется повсеместный контроль со стороны инспекторов и камер видеофиксации. Конечно, каждый вид должен рассматриваться отдельно, но мы рассмотрим несколько штрафов в качестве примера:
- если водитель грузового автомобиля будет двигаться по автомагистрали дальше второй правой полосы, ему грозит штраф в 1500 рублей;
- в некоторых населенных пунктах проезд под знак «Запрет на проезд грузовых авто» может оказаться дорогим удовольствием: в Москве и Санкт-Петербурге за это придется заплатить 5000 рублей.
Для проезда под некоторые знаки в случае необходимости нужно оформить специальное разрешение. В целом, проезд по дорогам страны для грузовых авто мало чем отличается от движения автобусов и легкового транспорта. Все нюансы, описанные выше, водитель обязан знать.
Классификация грузового автотранспорта производится по разным критериям. Ниже приводятся основные критерии и перечисляются основные характеристики грузового автомобильного транспорта.
Классификация грузового автотранспорта по типу
Грузовые автомобили
К грузовым автомобилям относятся автомобили, конструктивно объединенные с кузовом , который крепится к несущей раме автомобиля. Часто автомобили с такой конструкцией называют "грузовиками". По типу кузова грузовики подразделяются на бортовые и фургоны.
Бортовым грузовиком называют тип грузового транспортного средства, конструктивно объединенное с открытым бортовым кузовом как единое целое. Бортовые автомобили предназначены преимущественно для перевозки грузов строительного назначения, а также грузов не требующих особых условий транспортировки.
Фургон представляет собой транспортное средство, объединенное с закрытым металлическим или тентованным кузовом как единое целое. Основное отличие от бортовых автомобилей - закрытый кузов. Он позволяет значительно расширить спектр перевозимых грузов - осадки, пыль и грязь не попадают внутрь. Кузов, предназначенный для поддержания микроклиматический условий, называется изотермическим, а оборудованный специальной холодильной установкой, способной поддерживать определенный температурный режим, - рефрижератором. Такие типы фургонов позволяют перевозить быстропортящиеся продукты, а также грузы, требующие особых климатических условий.
Тягачи
Тягач - самоходное транспортное средство, оборудованное двигателем. Тягачи предназначены для буксировки прицепов, полуприцепов, а также любой прицепной техники. Часто приходится слышать название "седельный тягач". Это разновидность тягачей, предназначенных для буксировки полуприцепов при помощи специального сцепного устройства- седельно-сцепного механизма. Седельные тягачи, совместно с полуприцепами, обладают неоспоримыми преимуществами перед сочлененными с кузовами грузовыми автомобилями. Они более маневренные, имеют более высокую грузоподъемность, позволяют перевозить длинномерные грузы. Тягач легко заменить в случае его поломки без проведения перегрузки товара на другую машину.
Прицепы
Прицеп это транспортное средство, не оборудованное двигателем, которое предназначено для передвижения в составе транспортного средства ("автопоезд"). В отличие от полуприцепов, прицеп опирается не на тягач, а на собственные колесные оси. Прицепы служат для перевозки различных категорий грузов. По своему назначению прицепы делятся на бортовые, тентованные, изотермические, рефрижераторные, самосвальные и др.
Часто прицепы используются как дополнение к полуприцепам для перевозки большего объема груза в составе автопоезда. В этом случае они сцепляются с полуприцепами.
Полуприцепы
Являются разновидностью прицепов, которые своей передней частью опираются на тягач при помощи сцепного устройства (седельно-сцепной механизм) и приводятся им в движение. Предназначены для транспортировки самых разнообразных видов груза. Основное преимущество перед цельными фургонами и конструктивно объединенными с кузовом грузовыми автомобилями заключается в возможности быстрой замены "головы" машины - тягяча, например, в случае его поломки, без необходимости разгрузки-погрузки перевозимого груза. Преимущество полуприцепа перед обычным прицепом заключается в более быстрой и простой сцепке головы машины с ведомой частью. Именно эти преимущества объясняют популярность полуприцепов перед другими транспортными средствами. К тому же увеличенная грузоподъемность, повышенная маневренность, возможность перевозки длинномерных и негабаритных грузов являются неоспоримыми достоинствами полуприцепов.
Стандартные полуприцепы имеют две или три оси. Часто одна из осей является подъемной, которая задействуется лишь в случае транспортировки очень тяжелых грузов. Данная особенность помогает заметно уменьшать износ резины, в случае, если автомобиль идет порожняком или везет маловесящий груз.
Полуприцепы также делятся по своим конструктивным особенностям на тентованные, бортовые, рефрижераторы, цистерны, тралы, платформы, самосвалы и другие специализированные виды.
Классификация по типу кузова
Кузов грузового автомобиля - это часть грузового автотранспортного средства, предназначенная для перевозки грузов. Кузов крепится к раме транспортного средства. Независимо от вида грузового транспортного средства, кузова классифицируются по назначению на:
Бортовые
Являются самыми древними (по происхождению) из всех кузовов грузовых автомобилей. Бортовой кузов представляет собой платформу, ограниченную со всех сторон бортами. Каждый из бортов может быть снят или откинут для упрощения процедур погрузки и разгрузки.
Тентованные
Являются модификацией бортовых кузовов за счет установки на кузов специальных распорок, на которые натягивается "матерчатый" тент и закрепляется шнуровкой. Такая конструкция позволяет перевозить различного рода грузы, защищая их от внешних воздействий окружающей среды и посторонних глаз. Тентованные прицепы, полуприцепы и грузовики отличаются друг от друга видом загрузки, самый распространенный из которых - задняя загрузка. Однако очень часто встречаются кузова с боковыми и верхними загрузками, а также возможностью снятия всех стоек (полная растентовка), что позволяет повысить удобство погрузки-разгрузки, сокращая при этом время.
Цельнометаллические
В отличие от тентованных, цельнометаллические кузова имеют металлические стенки. Это существенно повышает прочность кузова, а установленные на него металлические запирающиеся двери защищают перевозимый груз от возможной кражи. Однако такое конструктивное исполнение кузова накладывает ограничения на способы погрузки-разгрузки.
Изотермические
Изотермический кузов - это кузов, изготовленный на базе цельнометаллического за счет проклейки на его стенках теплоизоляционный материалов. Это позволяет предотвратить резкие температурные перепады внутри кузова, в случае, например, когда машина движется под палящим солнцем. Это создает благоприятные условия для перевозки капризных к температурным перепадам грузов.
Рефрижераторы
Рефрижератор (от лат. refrigeratus - охлаждённый) - это усовершенствованный изотермический кузов, который комплектуется специальной климатической установкой (холодильником). В таком типе кузовов поддерживается определенный температурный режим. Диапазон поддерживаемых температур зависит от класса рефрижератора. Различают шесть классов рефрижераторов.
Перевозка грузов рефрижераторами обходится значительно дороже, чем их перевозка в других типах кузовов, за счет постоянно работающей холодильной установки. Это значительно увеличивает расход топлива.
Цистерны
Цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных, мелко-дисперсионных и сыпучих (мука, цемент) грузов. Как правило, цистерны изготовляются из металла - стали или алюминия. Алюминиевые цистерны имеют некоторые преимущества перед металлическими - они более легкие, обладают большим сопротивлением к коррозии, не требуют нанесения специального покрытия, хорошо сохраняют свои характеристики в условиях низкой температуры.
По своей форме сечения цистерны делятся на три вида - круглые, эллиптические и в форме "чемодана". Круглые цистерны являются наиболее прочными в плане давления на стенки, эллиптические - имеют компактную форму по высоте и прочность, близкую к круглым цистернам. "Чемодановидные" имеют смещенный к низу центр тяжести, что делает их более устойчивыми к опрокидыванию на бок при резком маневрировании на поворотах.
Цистерны бывают односекционными и многосекционными . Многосекционные цистерны содержат несколько изолированных друг от друга секций, каждая из которых имеет собственный люк, "дыхательный клапан" и сливной-наливной тракт, расположенный внизу, через который происходит слив или заправка цистерны. Использование нижнего наливного тракта позволяет более быстро заливать жидкости, имеющие повышенное пенообразование и пузырение, а также избежать испарения и утечки веществ, чем при их заливке через горловину. Для контроля уровня заливки используются специальные электронные датчики, расположенные внутри цистерны.
Некоторые цистерны оборудованы насосами, позволяющими производить слив вещества, путем создания избыточного давления внутри цистерны.
Для сохранения температуры перевозимого вещества цистерны часто имеют, так называемую, "паровую рубашку ", представляющую собой камеру, окружающую корпус цистерны, через которую проходит греющий пар. Также для поддержания нужной температуры при перевозке груза в холодное время применяются ТЭНы - специальные обогреватели, расположенные внутри цистерны.
Если цистерна заправлена не полностью, то существует риск ее переворачивания из-за образующегося биения жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля. Чтобы снизить силу гидравлического удара жидкости о стенки, цистерны оборудуются поперечным волнорезом . В этом плане многосекционные цистерны более предпочтительны - из за разделенного количества вещества сила гидравлических ударов на каждую из стенок заметно снижается.
Существует еще немало применяемых на цистернах приспособлений и устройств, зависящих от характера перевозимого груза. Так, например, на цистерны для перевозки нефтепродуктов могут быть установлены раздаточные пистолеты со счетчиком количества слитого вещества.
Самосвалы
Исполняются в виде открытого цельнометаллического бортового кузова с гидравлическим устройством для автоматической выгрузки перевозимого груза. При этом сзади имеется крепящийся на верхних шарнирах борт, автоматически открывающийся при наклоне кузова под действием силы собственной тяжести.
Применяются самосвалы преимущественно для перевозки сыпучих грузов строительного назначения (щебень, песок, кирпич).
Платформы и низкорамные тралы
Платформа, а также ее разновидность - низкорамный трал, является специализированным грузовым транспортом для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов . Их отличает повышенная грузоподъемность (до 200 тонн) и наличие специальных крепежных приспособлений. В зависимости от характера перевозимого груза, используются различные приспособления. Например, платформа для перевозки автомобилей оборудована специальными подъемниками для облегчения процесса погрузки. К тралам также относят платформы, перевозящие автомобили, другую технику, оборудование, лесовозы, трубовозы и т.д.
Для успешной доставки груза с пункта отправки в пункт назначения надо произвести много действий, правильно оформить документацию, подготовить, упаковать товар, определить его габариты. Это действие имеет большое значение, ведь нужно подобрать для поставки автотранспортное средство. По габаритам оно должно подходить количеству и виду товара, чтобы груз заполнил все свободное пространство кузова, ведь от этого зависит стоимость поставки, расходы топлива, денежных средств. При организации доставки, отправители используют грузоперевозки длинномерами. Выбор автотранспорта зависит от вида груза. Можно доставить негабаритные и крупногабаритные товары, средства, механизмы.
Автотранспорт для грузоперевозок выбирают в соответствии с характеристиками груза
Характеристика типов транспортных средств
Для правильного выбора транспортного средства, грузоотправителю нужно знать какие виды автомобилей есть, их классификацию и характеристики. Для каждого вида перевозок есть свой тип автотранспорта. Можно доставить крупногабаритные материалы, негабаритный груз. Делятся транспортные средства на такие типы:
- Грузовые машины.
- Машины с использованием прицепов.
- Машины с типами кузова.
Грузовыми машинами выступают средства у которых кузов и кабина крепятся к одной раме. Такие средства называют грузовиками. Делятся грузовики на бортовые и фургоны. Бортовые грузовые машины имеет открытый кузов и используется для транспортировки негабаритных грузов, строительных материалов, предметов, что не требуют дополнительных условий. Фургоны используются при доставке груза чаще, так как имеют закрытый кузов. Кузов проектируется из железного каркаса и имеет такой же покрывной материал или из брезента.
Силовые машины
К машинам, которые имеют сильную тяговую силу относится тягач. Используют тягач для конвертирования автомобилей, прицепов, машин, которые не могут сами передвигаться, негабаритных механизмов. Тягач перемещает на себе и самолеты, танки. По классификации, тягач делится по:
- Модель, форме машины.
- Силовому, тяговому виду.
- Количеству осей.
Различают тягач седельный и для работы с вагонами, фурами, трейлерами, прицепами. Важное значение имеет карьерный тягач. Применяют карьерный тягач при работе с сельскохозяйственной техникой, строительными машинами. Применяют тягач для транспортировки больших, крупногабаритных и длинных грузов.
При неисправности транспортного средства, груз не познает повреждений, можно использовать другой тягач, заменить его легко.
Тягач может перемещать тяжелые контейнеры и крупногабаритные грузы
Машина с прицепами
Прицеп выступает вспомогательным средством, что не имеет двигателя. Это часть автомобиля, его продолжение. При доставке груза, отправитель может эксплуатировать транспорт с прицепом и транспорт с полуприцепом. Полуприцеп крепится к машине специальным механизмом. Использование полуприцепа актуальное и популярное. Классифицировать прицепы можно на:
- Те, что имеют борт.
- Те, что могут сами свалиться (самосвальные).
- С использованием тента.
- С поддержкой температурного режима, системы охлаждения.
- Изометрические.
Полуприцепы делятся на:
- С использованием тента.
- С использованием рефрижератора.
- Те, что имеют борт.
- Цистерну.
- Трал.
- Платформу.
- Самосвал.
Прицеп и полуприцеп может транспортировать негабаритный, крупногабаритный груз. Важно правильно выбрать нужный тип. Выбор зависит от вида доставляемого товара и груза.
Прицеп является частью автомобиля, не имеющей двигателя
Характеристика прицепов и полуприцепов
Машины, что имеют борт выступают старым образцом грузового автомобиля. При применении машины борт регулируется. Тент позволяет защитить груз от влияния внешней среды, погодных условий. Крепится тент с помощью шнурков, она расположены в конечной части тента, к нижней части кузова. При поставке продуктов питания, медицинских средств или косметических препаратов используют рефрижераторы. Такой прицеп поможет доставить скоропортящиеся продукты. Выбор рефрижератора зависит от типа товара, от расстояния между пунктами поставки. Каждый рефрижератор имеет свою систему охлаждения. В полуприцепах в виде цистерн перевозят жидкие вещества, зерно, взрывоопасные средства, воду, сжиженный газ.
Состоит цистерна их хомута, котла, лестницы, люка, крышки. Выбор цистерны зависит от типа, конструкции и количества осей.
Полуприцепы могут иметь собственную систему охлаждения
Оценка и параметры полуприцепов
Распространенными видами полуприцепов выступают трал и платформа. Трал позволит транспортировать крупногабаритный, негабаритный груз, технику, груз, который нельзя поделить, разделить. Делится трал на такие виды:
- Трал, что используют в рыболовстве (рыболовный трал).
- Трал, что имеет низкую раму (низкорамный трал).
- Трал, который делает проходы, отверстия на минных полях.
- Танковый трал.
Полуприцеп в виде платформы используют для доставки негабаритных, крупногабаритного багажа, груза, техники, строительных материалов. Выбор платформы зависит от количества осей и подвески. Платформа имеет такие оси:
- Платформа с осью фиксированной.
- Платформа с осью, что поворачивается самостоятельно.
- Платформа с осью, которая управляется механически.
- Платформа с подъемной осью.