Устройство и назначение коробки передач автомобиля ГАЗ-53А.
Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения автомобиля в зависимости от условий работы. С помощью КП можно изменить направление движения на задний ход и отключить работающий двигатель от трансмиссии при остановке. Действие коробки передач основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передается на ходовую часть через зубчатые шестерни с определенным передаточным числом на каждой передаче.
Пятиступенчатая коробка передач ГАЗ–53А имеет трехвальную схему. Картер коробки передач изготовлен из чугунного сплава и состоит из двух частей - передней и задней. Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками, запрессованными в передний картер. Передний и задний картеры соединены между собой десятью болтами. Для герметичности между картерами установлена паронитовая прокладка. Шестерня первичного вала, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й. заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком шестерен. Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на насыпных роликах. Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.
Осевые перемещения деталей вторичного вала ограничены стопорными кольцами и буртиком вторичного вала.
Блок шестерен вращается на шариковых подшипниках, установленных в посадочных местах передней и задней части картеров. Осевой зазор блока шестерен регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец, устанавливаемых в посадочное место переднего картера.
Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров и стопорного пальца. От случайного включения передачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной. Штоки переключения передач фиксируются шариками нагруженными пружинами.
Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленвала.
Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками. Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.
При включенной четвертой передаче, крутящий момент передается в следующей последовательности: коленчатый вал, первичный вал, блок шестерен.
Четырехступенчатая коробка передач грузового автомобиля имеет чугунный литой картер 18 (рис.96), который шпильками прикреплен к картеру сцепления. Сверху картер закрыт крышкой 26, в ней размещен механизм управления коробкой передач. С левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню масла, выполнено маслоналивное отверстие. Для слива масла служит отверстие в нижней части картера.
В картере на подшипниках установлены первичный 23, вторичный./О и промежуточный 20 валы. Осевые усилия, действующие на валы, воспринимаются шариковыми подшипниками 22, 9 и //, наружные обоймы которых закреплены в картере. Первичный вал выполнен как одно целое с шестерней 24, зубчатым венцом и конусом. На вторичном валу установлены: на шлицах подвижная шестерня-каретка 6 первой передачи, на бронзовых втулках шестерня 4 третьей и шестерня 5 второй передач и на шлицах ступица синхронизатора 21. Промежуточный вал представляет собой блок четырех шестерен. Шестерня 19 находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала, а шестерни третьей 17 и второй 16 передач - с шестернями 4 и 5 вторичного вала. На оси 13 установлен блок Шестерен 14 и 15 заднего хода. Шестерни коробки передач, за исключением шестерен 6,12,14, 15, имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении.
Первая передача включается перемещением шестерни-каретки 6 вправо и введением ее в зацепление с шестерней 12. Для включения второй передачи шестерню-каретку перемещают влево, вводя внутренний Рис. 96. зубчатый венец в зацепление с наружным зубчатым венцом шестерни. На третьей передаче синхронизатор 21 соединяет шестерню 4 со вторичным валом, а на четвертой передаче - вторичный вал с первичным. Задний ход включается перемещением блока шестерен заднего хода влево. При этом шестерня 14 входит в зацепление с шестерней 12 промежуточного вала, а шестерня 15 с шестерней-кареткой 6.
Синхронизатор выравнивает угловые скорости соединяемых зубьев до их введения в зацепление, что исключает возникновение удара между зубьями при включении.
Муфта 2 (рис. 97) синхронизатора может перемещаться по зубчатой ступице 8, закрепленной на вторичном валу. В трех пазах ступицы расположены сухари 7, входящие. выступами в кольцевую проточку зубьев муфты под действием двух кольцевых пружин 9. По сторонам муфты установлены бронзовые блокирующие кольца 6 и 10, имеющие наружные зубчатые венцы и внутреннюю коническую поверхность с таким же углом конусности, как у конических поверхностей 4 соответственно первичного вала // и шестерни 3 третьей передачи. В пазы на торцах блокирующих колец с окружным зазором, равным половине толщины зуба зубчатых венцов, входят концы сухарей 7.
При включении передачи, например третьей, муфту 2 вилкой 1 перемещают в сторону шестерни 3. В начале движения муфты сухари сдвигают, блокирующее кольцо 6 до соприкосновения с конической поверхностью 4 шестерни третьей передачи. Под действием сил трения, возникающих на конических поверхностях, блокирующее кольцо 6 поворачивается относительно муфты, и ее зубья упираются в зубья кольца 6. Когда угловые скорости вторичного вала и шестерни 3 выравняются, исчезнут силы трения на конических поверхностях, и кольцевые пружины 9 повернут кольцо 6 относительно конуса 4 в исходное положение, что позволит ввести в зацепление муфту 2 с зубьями венца 5.
Механизм переключения коробки передач состоит из вилок 3, 7, 8 (см. рис. 96), закрепленных на ползунах 27-29, рычага 1 переключения, прижимаемого пружиной 2 к сферической поверхности крышки 26, шариковых фиксаторов 25, предотвращающих самопроизвольное включение и выключение передач, замка, исключающего одновременное включение двух передач, и пружинного предохранителя, затрудняющего включение передачи заднего хода.
Замок состоит из двух сухарей 30 и 32, размещенных в горизонтальном отверстии Крышки между средним, и крайними ползунами, и щтифта 31, находящегося в отверстии среднего ползуна. При перемещении среднего ползуна оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны, исключая их смещение. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, запирает средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также и другой крайний ползун.
В головке ползуна 27 заднего хода установлен пружинный предохранитель 33, состоящий из плунжера, нагруженного пружиной, которая препятствует введению в паз головки рычага 1 и тем самым несколько затрудняет включение" передачи заднего хода.
По количеству ползунов коробка передач с таким механизмом переключения называется трехходовой.
Разрез коробки передач автомобиля ГАЗ-53А:1 - ведущий вал; 2 - шестерня ведущего вала; 3 - фиксатор; 4 - крышка; 5 - замок; 6 - рычаг переключения передач; 7 и 11 -вилки; 8 и 18 - шестерни третьей передачи; 9 и 17 - шестерни второй передачи; 10 - ползун; 12 и 15 - шестерни первой передачи; 13 - фланец; 14 - ведомый вал; 16 - блок шестерен заднего хода; 19 - картер; 20 - шестерня постоянного зацепления; 21 - промежуточный вал; 22 - синхронизатор; 23 - роликовый подшипник.
Техническое обслуживание коробки передач
При ТО: Необходимо визуально проверить состояние коробки передач, причём подтекание масла не допускается.
При ТО-2 необходимо провести операции, проводимые при ТО-1, а также через два ТО-2 заменить в коробке передач масло.
Порядок смены масла в коробке передач: 1). Сливать масло нужно непосредственно после поездки. 2). Перед сливом масла необходимо очистить сапун от загрязнения. 3). Подставить ёмкость под отверстие для слива масла коробки передач. 4). Отвернуть маслосливную пробку и слить масло. Завернуть маслосливную пробку и отвернуть маслозаливную пробку.
5). При сильно загрязнённом слитом масле или при наличии механических примесей в нём необходимо сделать следующее:
залить в картер 0,9 л промывочного масла и установить маслозаливную пробку на место; вывесить одно или оба колеса, включить Г ю передачу и запустить двигатель на 2-3 мин; слить промывочное масло;
протереть маслосливную пробку и установить её на место.
6). Заправить с помощью шприца картер коробки передач свежим маслом. Заправку проводить до уровня маслосливного отверстия (1,2 л). 7). Установить маслосливную пробку на место.
Применяемое оборудование и инструмент
Технологическое оборудование, используемое на СТО, в зависимости от его назначения подразделяется на подъёмно-осмотровое, подъёмно-транспортное, специализированное оборудование для ТО и специализированное оборудование для ТР автомобилей.
Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие при ТО и ТР удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. Сюда входят осмотровые канавы, эстакады, подъёмники, опрокидыватели и гаражные домкраты.
Вторая группа включает оборудование для подъёма и перемещения агрегатов, узлов и механизмов автомобиля: передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры.
Третья группа - специализированное оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТО: уборочно-моечных, крепёжных, смазочных, диагностических, регулировочных и заправочных.
Четвёртая группа - специализированное оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочное, слесарно-механическое, кузнечное, сварочное, медницкое, кузовное, шиномонтажное и вулканизационное, электротехническое и для ремонта систем питания.
Подъёмно-осмотровое оборудование
К подъёмно-осмотровому оборудованию, применяемому при ТО и ТР сцепления и коробки передач относится стационарный двухстоечный электромеханический подъёмник П133 грузоподъёмностью 2 т или четырёхстоечный электромеханический подъёмник П150.
Специализированное оборудование для ТО и ТР
К специализированному оборудованию, применяемому при ТО и ТР сцепления и коробки передач относится: моечная машина для мойки деталей и узлов модели М316, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом, шприц для смазки, комплект инструмента модели 2446, штангенциркуль ШЦ-Ш, динамометрический ключ, ленточный щуп.
Нормы времени на выполнение работ по ТО и ТР
Трудоёмкость представляет собой затраты труда на выполнение операции или группы операций технического обслуживания или ремонта, измеряемые в человеко-часах или нормо-часах.
Норматив трудоёмкости необходим для определения числа исполнителей и оплаты их труда за фактически выполненную работу с учётом требуемой квалификации рабочего (тарифной ставки).
Фактическое время или трудоёмкость выполнения операций ТО и ремонта является случайной величиной, имеющей значительную вариацию, зависящую от технического состояния и срока службы автомобиля, условий выполнения работы, применяемого оборудования, квалификации персонала и других факторов.
При определении или измерении норм используют так называемую фотографию рабочего времени, хронометражные наблюдения, метод микроэлементных нормативов времени.
Коробка передач КПП автомобиля ГАЗ-53 (рис.1) трехходовая, четырехступенчатая. Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления.
Центрирование коробки относительно сцепления обеспечивается фланцем крышки первичного вала.
Рис.1. Коробка передач КПП ГАЗ-53
1 - первичный вал; 2 - выключатель света заднего хода; 3 - шарик фиксатора; 4 - рычаг переключения передач; 5, 13 - шестерни III передачи; 6, 12 - шестерни II передачи; 7, 10 - шестерни I передачи и заднего хода; 8 - сапун; 9 - вторичный вал; 11 - блок шестерен заднего хода; 14 - картер; 15 - шестерня привода промежуточного вала; 16 - промежуточный вал; 17 - муфта
Картер 14 коробки передач ГАЗ-53 имеет на правой стенке люк, который закрыт штампованной крышкой. Под крышку поставлена паронитовая прокладка. Этот люк предусмотрен для возможности установки коробки отбора мощности на моделях автомобиля, где применяется коробка передач от автомобиля модели 53-12.
На основной модели коробка отбора мощности не ставится. Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера, а сливное отверстие располагается в нижней части картера. В эти отверстия ввертываются резьбовые конические пробки.
Первичный вал 1 коробки ГАЗ-53 установлен на двух подшипниках. Передний подшипник смонтирован в гнезде коленчатого вала двигателя, задний - в передней стенке картера коробки передач и закреплен гайкой, навернутой на резьбу вала.
Первичный вал КПП ГАЗ-53 с помощью шлицев соединен с ведомым диском сцепления. На заднем конце первичного вала имеются два зубчатых венца: один с косыми зубьями, находящийся в постоянном зацеплении с зубьями большого венца 15 блока шестерен промежуточного вала, и другой венец с прямыми зубьями, которые при включении прямой передачи входят в зацепление с муфтой.
На прямозубом венце первичного вала КПП ГАЗ-53 предусмотрена выемка, которая необходима для монтажа собранного первичного вала в картере коробки передач после установки в нем блока шестерен промежуточного вала.
От осевого перемещения вперед первичный вал стопорится крышкой, а от перемещения назад-упорным кольцом, вставленным в канавку шарикоподшипника.
Вторичный вал 9 установлен на двух подшипниках: на роликовом цилиндрическом, расположенном в гнезде первичного вала, и на шарикоподшипнике, размещенном в задней стенке картера.
Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без сепаратора). В осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком первичного вала, а задние- упорной плоской шайбой, свободно вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружинным кольцом, которое установлено в канавке.
На заднем конце вала за шарикоподшипником установлены и затянуты гайкой ведущая шестерня привода спидометра, фланец и шайба. Гайка кернится в паз вала. В средней части вал имеет эвольвентные шлицы, по внутренней шлифованной поверхности которых центрируется шестерня 7.
На гладкой шейке вторичного вала КПП ГАЗ-53 свободно поставлена шестерня II передачи, которая имеет два зубчатых венца: первый с косым зубом для постоянного зацепления с соответствующим венцом промежуточного вала и второй с прямым зубом для зацепления с шестерней при включении II передачи.
На переднем конце вторичного вала коробки передач ГАЗ-53 установлены и фиксируются стопорным кольцом: шлицованная ступица, стальная каленая втулка и шайба, упирающаяся в торец шейки, на которой вращается шестерня II передачи.
Втулка посажена на вал плотно и фиксируется от проворачивания стопорным штифтом, один конец которого запрессован во втулку, а второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала. На втулку свободно установлена шестерня 5 III передачи.
Для смазки трущихся поверхностей шестерен II и III передач КПП ГАЗ-53 имеются канавки на торцах шестерен и радиальные отверстия, на наружной поверхности втулки и вала (для II передачи) нарезаны спиральные канавки.
Для предотвращения задиров отверстия шестерен снабжены бронзовыми втулками. Втулки растачиваются в сборе с шестернями. От осевого перемещения вторичный вал стопорится задней крышкой и упорным кольцом, установленным в канавке шарикоподшипника.
Промежуточный вал КПП ГАЗ-53 выполнен в виде блока четырех шестерен, вращается на роликовом и шариковом подшипниках. Шестерни 12, 13, 15 косозубые, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 1 (первичного), 5, 6 вторичного валов.
Шестерня 10 (прямозубая) зацепляется с шестерней 7 при включении I передачи и с большой шестерней блока 11 при включении заднего хода.
Промежуточный вал КПП фиксируется от перемещения крышкой и упорным кольцом шарикоподшипника, который закреплен на валу гайкой. Передний подшипник промежуточного вала закрыт заглушкой, запрессованной в картер заподлицо с передней стенкой. Для снятия внутреннего кольца этого подшипника на торце большого венца имеется выемка.
Передний конец оси блока шестерен заднего хода коробки передач ГАЗ-53 свободно вставлен в отверстие внутреннего прилива картера, а задний конец запрессован в его заднюю стенку.
Ось застопорена штампованной стопорной пластиной, закрепленной болтом, а также краем прилива на задней крышке промежуточного вала, закрывающим часть торца оси.
Резьбовое отверстие в оси может быть использовано для выпрессовки ее из картера. На оси свободно вращается двухвенцовый блок шестерен, имеющий сталеалюминиевую втулку. Между зубчатыми венцами имеется кольцевая канавка, в которую входит вилка включения заднего хода.
Для герметизации коробки передач ГАЗ-53 в ее задней крышке вторичного вала установлен сальник. Кроме того, на внутренней поверхности задней крышки нарезана маслосгонная канавка, которая, сопрягаясь с шейкой фланца вторичного вал а, отводит масло от сальника.
В верхней части крышки установлен сапун 8, предотвращающий образование внутри катера избыточного давления, которое вызывает вытекание масла из коробки передач ГАЗ-53. Аналогичная маслосгонная канавка имеется на внутренней поверхности крышки первичного вала.
С внутренней стороны этой крышки на фланце имеется масляный канал, по которому масло отводится из полости крышки к сточному отверстию в передней стенке картера и далее в картер.
Включение IV и III передач коробки ГАЗ-53 осуществляется перемещением муфты до зацепления внутренних шлиц-муфты с блокирующими венцами соответственно первичного вала 1 и шестерни 5 III передачи. Включение II передачи осуществляется перемещением шестерни 7 I передачи и заднего хода до зацепления ее внутренних шлиц с блокирующим венцом шестерни 6 II передачи.
Включение I передачи достигается вводом в зацепление шестерни 7 I передачи с венцом 10 блока шестерен промежуточного вала, а включение заднего хода - введением блока шестерен заднего хода 11 в зацепление с прямозубым венцом промежуточного вала с зубчатым венцом шестерни вторичного вала 7.
Переключение передач производится с помощью рычага 4 качающегося типа, нижний конец которого входит в пазы переводных головок и вилки, установленных на штоках. Шаровая опора рычага расположена в сферической части штампованного колпака и поджимается к его сферической поверхности конической пружиной.
Колпак удерживается в крышке с помощью запрессованных в горловину двух цилиндрических штифтов, свободные концы которых входят в канавки шаровой опоры рычага и удерживают его от проворачивания вокруг оси.
Для переключения передач в верхней крышке КПП ГАЗ-53 смонтированы три штока, снабженных фиксаторами 3, обеспечивающими фиксированное положение вилок на всех передачах, и замковым устройством, предохраняющим коробку от одновременного включения двух передач. На верхней крышке над штоком заднего хода установлен выключатель 2 света заднего хода.
Уход за коробкой передач ГАЗ-53 заключается в подтяжке точек крепления к картеру сцепления и проверке уровня масла в картере, доливке его и смене в соответствии с картой смазки.
Сливают масло сразу после поездки, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается сильно загрязненным, коробку промывают. Уровень масла проверяют через маслоналивное отверстие картера коробки передач на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке.
Делают это через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть.
_________________________________________________
Запчасти ГАЗ-53
Июнь 9, 2013 – 07:38
- 1 - первичный вал
- 2 - фиксатор
- 3 - рычаг переключения передач
- 4 и 11 - шестерни третьей передачи
- 5 и 10 - шестерни второй передачи
- 6 и 8 - шестерни первой передачи и заднего хода
- 7 - вторичный вал
- 9 - блок шестерен заднего хода
- 12 - картер
- 13 - шестерня привода промежуточного вала
- 14 - промежуточный вал
- 15 - муфта
На переднем конце вторичного вала 7 на шлицах установлена муфта 15, которая служит для включения третьей и четвертой передач. В средней части вторичного вала свободно вращаются шестерни второй 5 и третьей 4 передач, а по шлицам перемещается шестерня 6 первой передачи и заднего хода. На заднем конце вторичного вала установлены шестерни привода спидометра и фланец крепления карданного вала.
Промежуточный вал 14 представляет собой блок четырех шестерен: три косозубых 10, 11 и 13 и одна прямозубая 8.
С левой стороны по ходу автомобиля на неподвижной оси установлен блок 9 из двух шестерен заднего хода.
Включение передач осуществляется перемещением по вторичному валу муфты или шестерни первой передачи и заднего хода и введением их в зацепление с соответствующими шестернями.
Переключение передач производится посредством рычага 3. Рычаг имеет пять положений (рис. ниже) соответственно передачам, на которых движется автомобиль.
Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню смазки. Для слива масла имеется отверстие в нижней части картера. Оба отверстия закрываются резьбовыми пробками.
Правильная эксплуатация коробки передач
Уход за коробкой переключения передач, кроме содержания ее в чистоте, заключается в проверке крепления и поддержании нормального уровня смазки.
Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач.
1. Регулировка карбюратора и момент зажигания должны обеспечивать устойчивую работу двигателя при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода.
2. Привод сцепления должен быть правильно отрегулирован. При выжатой педали сцепление не должно "вести".
3. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с не полностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
Более подробно на: gaz5312.ru
Каждый человек желает чувствовать себя в окружающем мире в полной и безусловной безопасности. Для этого кто-то занимается боевыми видами спорта, но для этого необходимо много времени и целеустремленности. Кто-то носит огнестрельное оружие, но для этого требуется разрешение.
Есть вариант, как обезопасить себя, который подойдет, практически, каждому. Это приобретение электрошокера, который прост в обращении и не требует специального разрешения на ношение и применение. Это устройство, в случае необходимости, поможет вам избавиться от хулиганов или собак.
Электоршокер воздействует на организм высоковольтным разрядом электрического тока. В результате этого действия человек испытывает сильный болевой шок, теряет координацию и ориентацию в пространстве. Также у него появляются судороги, а иногда может быть потеряно сознание.
Наш интернет-магазин предлагает вашему вниманию различные модели, по доступным ценам (всего от 1000 рублей). Модели отличаются как своими характеристиками, так и внешним видом. Например, женщинам подойдет электрошокер в виде губной помады. Он имеет небольшие размеры (9 см в длину) и весит всего 50 гр. . Но главное его легко спрятать и применить неожиданно против вашего противника.
Также в наличии оригинальный электрошокеры, стилизованные под пачку сигарет или фонарик. Эти модели подойдут как для мужчины так и для женщины. Их как и модель "Губная помада" можно применить быстро и неожиданно. Это станет сюрпризом для бандитов. В наличии также множество других моделей более стандартного дизайна. Более подробно со всеми моделями и их характеристиками вы можете ознакомиться по этой ссылке: продажа электрошокеров в СПб .
Заказ на приобретение нашей продукции вы можете сделать по телефону: 8-981-109-28-52.
Для вашего удобства у нас работает курьерская служба доставки. Всего за 200 рублей ваш электрошокер будет доставлен в любую точку города. Либо за 100 рублей к любой станции метро, которая для вас будет наиболее удобной. Кроме того курьер сможет ответить на все интересующие вас вопросы, касающиеся купленного товара, его комплектации и применения. С нами работать удобно и выгодно.
Мы беспокоимся и заботимся о вашей безопасности и спокойствии. Ждем вас в нашем магазине.
Ремонт КПП ГАЗ-53.
Ремонт кпп ГАЗ 53
Коробка передач (рис. 100) трехходовая, четырехступенчатая. Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления. Центрирование коробки относительно сцепления обеспечивается фланцем крышки первичного вала.
Картер 14 коробки передач имеет на правой стенке люк, который закрыт штампованной крышкой. Под крышку поставлена паронитовая прокладка. Этот люк предусмотрен для возможности установки коробки отбора мощности на моделях автомобиля, где применяется коробка передач от автомобиля ГA3-53-12. На основной модели коробка отбора мощности не ставится. Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера, а сливное отверстие располагается в нижней части картера. В эти отверстия ввертываются резьбовые конические пробки.
Первичный вал 1 коробки установлен на двух подшипниках. Передний подшипник смонтирован в гнезде коленчатого вала двигателя, задний - в передней стенке картера коробки передач и закреплен гайкой, навернутой на резьбу вала. Первичный вал с помощью шлицев соединен с ведомым диском сцепления. На заднем конце первичного вала имеются два зубчатых венца: один с косыми зубьями, находящийся в постоянном зацеплении с зубьями большого венца 15 блока шестерен промежуточного вала, и другой венец с прямыми зубьями, которые при включении прямой передачи входят в зацепление с муфтой. На прямозубом венце первичного вала предусмотрена выемка, которая необходима для монтажа собранного первичного вала в картере коробки передач после установки в нем блока шестерен промежуточного вала. От осевого перемещения вперед первичный вал стопорится крышкой, а от перемещения назад - упорным кольцом, вставленным в канавку шарикоподшипника.
Вторичный вал 9 установлен на двух подшипниках: на роликовом цилиндрическом, расположенном в гнезде первичного вала, и на шарикоподшипнике, размещенном в задней стенке картера. Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без сепаратора). В осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком первичного вала, а задние- упорной плоской шайбой, свободно вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружинным кольцом, которое установлено в канавке. На заднем конце вала за шарикоподшипником установлены и затянуты гайкой ведущая шестерня привода спидометра, фланец и шайба. Гайка кернится в паз вала. В средней части вал имеет эвольвентные шлицы, по внутренней шлифованной поверхности которых центрируется шестерня 7.
На гладкой шейке вторичного вала свободно поставлена шестерня 6 II передачи, которая имеет два зубчатых венца: первый с косым зубом для постоянного зацепления с соответствующим венцом промежуточного вала и второй с прямым зубом для зацепления с шестерней при включении II передачи. На переднем конце вторичного вала установлены и фиксируются стопорным кольцом: шлицованная ступица, стальная каленая втулка и шайба, упирающаяся в торец шейки, на которой вращается шестерня II передачи. Втулка посажена на вал плотно и фиксируется от проворачивания стопорным штифтом, один конец которого запрессован во втулку, а второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала. На втулку свободно установлена шестерня 5 III передачи.
Для смазки трущихся поверхностей шестерен II и III передач
имеются канавки на торцах шестерен и радиальные отверстия, на
наружной поверхности втулки и вала (для II передачи) нарезаны
спиральные канавки. Для предотвращения задиров отверстия
шестерен снабжены бронзовыми втулками. Втулки растачиваются в
сборе с шестернями. От осевого перемещения вторичный вал
стопорится задней крышкой и упорным кольцом, установленным в
канавке шарикоподшипника.
Промежуточный вал 16 выполнен в виде блока четырех шестерен,
вращается на роликовом и шариковом подшипниках. Шестерни 12, 13,
15 косозубые, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 1
(первичного), 5, 6 вторичного валов. Шестерня 10 (прямозубая)
зацепляется с шестерней 7 при включении I передачи и с большой
шестерней блока 11 при включении заднего хода. Промежуточный вал
фиксируется от перемещения крышкой и
упорным кольцом шарикоподшипника, который закреплен на валу
гайкой. Передний подшипник промежуточного вала закрыт заглушкой,
запрессованной в картер заподлицо с передней стенкой. Для снятия
внутреннего кольца этого подшипника на торце большого венца
имеется выемка.
Передний конец оси блока шестерен заднего хода свободно вставлен
в отверстие внутреннего прилива картера, а задний конец
запрессован в его заднюю стенку. Ось застопорена штампованной
стопорной пластиной, закрепленной болтом, а также краем прилива
на задней крышке промежуточного вала, закрывающим часть торца
оси. Резьбовое отверстие в оси может быть использовано для
выпрес-совки ее из картера. На оси свободно вращается
двухвенцовый блок шестерен, имеющий сталеалюминиевую втулку.
Между зубчатыми венцами имеется кольцевая канавка, в которую
входит вилка включения заднего хода.