Статей о принципах выбора аккумуляторных батарей для авто написано огромное количество, и каждая из них, несомненно, заслуживает внимания. Однако большинство таких материалов базируются на общепризнанных, традиционных, привычных критериях оценки ситуации. То есть, чаще всего практикуется , мощности стартового тока и пр. Но существует и еще один аспект - это объем двигателя. Зная его, можно так же просто выбрать батарею для своей машины.
Действительно, емкость АКБ - главная характеристика, влияющая на продолжительность « жизненного цикла» батареи без подзарядки, количество попуток запуска двигателя и пр. Но это совершенно не значит, что чем больше емкость, тем лучше. Существует оптимальное соотношение этого параметра с объемом двигателя. Об этом и стоит поговорить далее, тем более, первые холода уже дают о себе знать, а до зимы с ее морозными днями и проблемным запуском мотора осталось не так уж и много. Встретим ее во всеоружии, освоив несколько простых формул!
Как работает формула?
Для того чтобы разобраться в принципе подбора батареи, стоит повторить несколько важных моментов. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, что такое автомобильный двигатель, и как он работает? Мотор внутреннего сгорания представляет собой поршневую группу, кривошипно-шатунный механизм и целый ряд других деталей. Так вот, для того чтобы запустить его, необходимо электрическую энергию через маховик преобразовать в возвратно-поступательное движение коленчатого вала, который в свою очередь двигает поршни. Чем больше объем двигателя, тем больше вес этих деталей и более сложная задача стоит перед аккумулятором. Разумеется, для более « объемного» мотора понадобится аккумулятор более значительной емкости.
Подобрать АКБ, исходя из этого принципа, можно по таблице, представленной ниже:
Рабочий объем двигателя, с м³ |
Емкость аккумуляторной батареи, Ач |
Бензиновые карбюраторные двигатели |
|
Бензиновые двигатели с впрыском топлива |
|
90 и более |
|
190 и более |
Вы наверняка обратили внимание на то, что емкости аккумуляторов для дизельных и бензиновых двигателей одинакового объема рекомендуются разные. Это вызвано различиями в принципах работы моторов. Дело в том, что топливо в дизеле воспламеняется за счет сжатия, а не посредством искры. Соответственно, и энергии для запуска такого ДВС требуется примерно на 8-12% больше.
В заключение скажем лишь, что делать , объему двигателя или любому другому параметру без привязки к остальным характеристикам неправильно. Поэтому используйте данный метод, как проверочный - с тем, чтобы убедиться в целесообразности покупки той или иной батареи.
Многие не знают, как выбрать аккумулятор для автомобиля. Причин искать новую батарею множество (например, надоедает постоянно подзаряжать АКБ либо она полностью износилась). Перед покупкой новой модели нужно учитывать некоторые параметры.
Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля
Перед тем как выбрать автомобильный аккумулятор, следует определиться с разновидностями данных устройств.
Выделяют следующие:
- Свинцово-кислотные. Такие АКБ созданы первыми. Этот вариант самый простой. Представляет собой 6 банок, в них пластины из свинца находятся в жидкости с серной кислотой. Подобные обслуживаемые модели дешевые. Еще одно преимущество – электролит можно заменять, поэтому устройство снова заработает. Но существуют и необслуживаемые батареи, в которых не получится достать пробки из банок. Их можно перезарядить. Но нужно помнить, что если элементы сильно разрядятся, то может быть утрачена емкость либо пластина разрушится.
- Гелевые. Они отличаются тем, что вместо жидкости используется густой наполнитель. У АКБ срок службы дольше, а также она герметична, за счет чего способна и дальше функционировать при любом наклоне. Такие устройства самые дорогие.
- Созданные по технологии AGM. Это комбинированный вариант, в котором сочетаются детали от стандартной батареи и гелевой. То есть применяется электролит в форме раствора, чтобы пропитывать наполнитель, расположенный между пластинами. Подобное устройство отличается устойчивостью к вибрации, может работать при сильном наклоне. Но при этом аккумулятор чувствителен не только к сильному разряжению, но и к перезарядке.
Для старых российских отечественных машин подойдет и дешевый вариант, т.е. свинцово-кислотные батареи. Для новых легковых фирменных автомобильных батарей рекомендуются AGM-устройства. Они обладают высоким пусковым током и быстро восстанавливают заряд. Гелевые (из-за их дороговизны) применяют редко.
По каким параметрам выбирать
Перед тем как выбрать аккумулятор на автомобиль, необходимо оценить различные параметры.
Объём двигателя
Автомобилям, которые работают на дизеле, необходим аккумулятор, имеющий более высокую емкость, чем транспортным средствам на бензине. Причем объемы у них будут одинаковыми.
Например, если у бензинового двигателя емкость 1,5 л, то лучше всего использовать батарею с 45-55 Ач. Если мотор дизельный, то требуется АКБ на 65 Ач. Для устройств с объемом до 2,5 л необходима емкость еще больше – около 65 Ач для бензинового устройства и 100 Ач для дизельного.
Более точные показатели зависят от транспортных средств, дополнительно установленных устройств (кондиционер, обогрев и пр.).
Фирма-производитель
Обязательно нужно обращать внимание на производителей аккумуляторных батарей АКБ. Не всегда прослеживается следующая зависимость: популярная фирма автомобильных батарей – высокое качество устройств с долгим сроком службы. Во многом на последний параметр влияют условия эксплуатации, а также правильно подобранная модель устройства для транспортного средства. Существует множество случаев, когда средние по цене АКБ работали по 7 лет, а дорогие модели уже через 6 месяцев выходили из строя.
Оптимальный срок службы батареи – около 4 лет при стандартных условиях. То есть влияет, будет ли пробег 45-50 или только 10 тыс. километров в год, а температура окружающей среды зимой опустится до -30°С или лишь до -10°С. Срок службы АКБ определяют количество случаев, когда прибор был разряжен полностью, и длительность периода (т.е. сколько он стоял в таком состоянии).
Необходимо помнить, что гарантия от производителя дается только на 2 года (для большинства АКБ).
Габаритные размеры
Выбирая аккумулятор, нужно учитывать его габариты: высоту, ширину, длину устройства. Оно должно легко встать в выделенное место и быть зафиксировано.
Расположение плюсового контакта
Обязательно нужно учитывать напряжение на клеммах, а также расположение плюсового контакта. Например, если он в автомобиле находится с правой стороны, то длины провода недостаточно, чтобы прицепить клемму на модель, в которой контакт расположен слева.
А развернуть её и установить иным образом не получится, поскольку у большинства аккумуляторов такая возможность не предусмотрена.
Ниже на картинке показана прямая и обратная полярность аккумулятора.
Дата выпуска
Приобретая устройство, нужно всегда следить за датой выпуска. Иногда бывает так, что купленный агрегат не новый. Например, он долгое время хранился на заводе, потом его перевезли на склад, поменяли место, и только после АКБ перешла в продажу. То есть только что купленный аккумулятор может быть изготовлен еще пару лет назад.
Пример даты аккумулятора на картинке выше:
1 – номер производственной линии
011 – индивидуальный код партии
8 – последняя цифра года – 2018
2 – полугодие
2 – порядковый номер месяца в полугодии:
Первое полугодие: 1 – январь, 2 – февраль, 3 – март, 4 – апрель, 5 – май, 6 – июнь
Второе полугодие: 1 – июль, 2 – август, 3 – сентябрь, 4 – октябрь, 5 – ноябрь, 6 – декабрь
02 - день (число месяца)
7 - номер бригады (возможны 2 цифры).
Получается у данной батареи дата производства 02.08.2018.
Рейтинг авто аккумуляторов
Топ аккумуляторов для авто с ёмкостью 55 ампер часов:
- Mutlu Silver Evolution 55 (450). Это лучший агрегат свинцово-кислотного типа. Благодаря специальной технологии производства (производителем аккумулятора является Турция) уменьшена скорость разрядки устройства. Но последний не является обслуживаемым, поэтому отсутствует допуск к пробкам для залива электролита. Емкость составляет 55 Ач.
- Актех (АТ) 55А3. Это иркутский агрегат. Работает хорошо не только в стандартных условиях, но и при сильном морозе. Благодаря этому аккумулятор подходит тем, кто проживает в северных регионах с суровыми зимами. Что касается недостатков такого устройства, то оно отдает большой ток, емкость быстро исчерпывается. Если генератор поломан, то авто может просто не успеть доехать до автосервиса. Вместе с тем аккумулятор является обслуживаемым, поэтому можно достать пробки.
- Зверь (ЗВ) 55А3. У него достаточно современный внешний вид, есть удобная рукоятка. Емкость составляет 55 Ач. Хорошо работает в экстремальных условиях. Прибор является обслуживаемым. Недостатком является высокая стоимость, к тому же агрегат не настолько стабилен, как предыдущие.
- TYUMEN BATTERY STANDARD. Производят аккумуляторы этой серии в Тюмени, поэтому устройства подходят для северных регионов. Но недостатком является высокая чувствительность к полной разрядке. Из-за этого АКБ не может работать долго.
- Tornado. Емкость составляет 55 Ач. Отличается дешевизной, быстро садится в зимнее время из-за дополнительной нагрузки. Кроме того, является слишком чувствительным к полной разрядке.
- Tudor. Создан по технологии AGM. За короткий промежуток времени может отдавать большой ток. Быстро заряжается, из-за повышенной нагрузки емкость уменьшается.
- Optima Yellow Top. Это один из лучших гелевых агрегатов. Емкость составляет 55 Ач. Создан в Америке, компактный, легче других. Устойчив к вибрации, перегрузке. Единственный недостаток – высокая стоимость.
Это лучшие автомобильные аккумуляторы с учетом всех параметров.
Условия низких температур
Все характеристики, которые указываются для аккумуляторов, рассчитаны на примерную температуру в 27°С. При очень низких температурах (например, до -25°С) у АКБ уменьшается емкость в 2 раза. Из-за этого в северных регионах рекомендуется устанавливать устройства с большей емкостью. Например, если подходит 55 Ач, то лучше применять устройства с 65 Ач.
Но не стоит сильно превышать показатель. должна соответствовать и мощности генератора транспортного средства. Нельзя допускать, чтобы у аккумулятора показатель был слишком высоким. В противном случае генератор не сможет справляться с зарядкой. Это будет повышенная нагрузка, из-за чего устройство может перегреваться или даже поломаться. Разрешается выбирать батарею с емкостью только на 20% выше стандартной.
О чем следует помнить
Перед приобретением аккумулятора необходимо проверить его корпус, чтобы не было трещин, сколов либо других дефектов поверхности. Они свидетельствуют о том, что устройство падало, ударялось. То есть, если корпус негерметичный, могут иметься повреждения внутри.
Перед приобретением АКБ, в которой электролит содержится внутри, необходимо достать пробки и проверить наличие наполнителя. Пластины должны быть полностью покрыты жидкостью.
Не рекомендуется допускать полной разрядки аккумулятора. Каждый раз из-за этого уменьшается срок его службы. Лучше всего не доводить до разрядки АКБ настолько, что сигнальные лампочки на приборной панели транспортного средства даже не загораются. Во многих современных автомобилях не допускается подобная ситуация, т. к. батарея просто отключается.
Для автомобиля важна работоспособность каждой составляющей детали. Это относится не только к механическим элементам, но и электронным. А основой всего электропитания машины является аккумулятор. Именно поэтому необходимо подобрать оптимальный вариант, который идеально подойдет к конкретному автомобилю.
Выбор аккумулятора — непростая задача для новичка, включающая массу нюансов. Но с ней сталкиваются многие автомобилисты, ведь регулярная замена этого элемента проводится каждые 5 лет. Именно поэтому стоит подготовиться и узнать основные нюансы об аккумуляторах, дабы подобрать подходящий вариант для своих задач.
Типы аккумуляторов
Для начала необходимо определиться с типами аккумуляторов, используемых в автомобиле. Принцип действия у них приблизительно схож, поэтому разделяют их по другим параметрам. Основным типом классификации отмечают разделение по обслуживанию, где отмечают:
- обслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- необслуживаемые.
Первый тип не так распространен, но отличается большой возможностью ремонта. При необходимости в нем можно заменить поврежденные банки, поэтому такой аккумулятор можно спасти даже после короткого замыкания. Хороший вариант, но имеет короткое время работы.
Второй тип — малообслуживаемые батареи. Они наиболее распространены и характеризуются минимальным вмешательством человека в работу. Они не поддерживают замену банок, однако в них можно доливать и заменять электролит, если его плотность снижается.
Необслуживаемые типы редко используются, хотя сейчас их популярность повышается. Они вовсе не подлежат ремонту или вмешательству и применяются лишь при полной исправности. Хотя некоторые умельцы способны заменять в них электролит посредством дрели, это не соответствует нормальной эксплуатации устройства.
Интересно! Среди представленных моделей наибольшим сроком работы обладают необслуживаемые. Хотя они и имеют высокую цену, об их работе можно не беспокоиться до 6 лет. Хотя стоимость такого варианта довольно высока.
Каждый тип аккумулятора имеет свои преимущества и недостатки. Обслуживаемый вариант отличается невысокой стоимостью и возможностью самостоятельного ремонта. Однако за это автомобилист расплачивается:
- низкой емкостью;
- быстрым разрядом;
- малым сроком службы.
Поэтому его приобретение нежелательно, ведь срок работы существенно ниже других вариантов. Обслуживаемый аккумулятор лучше использовать лишь как временное решение, предпочитая ему другие модели.
Малообслуживаемые модели являются средним вариантом между длительностью работы и обслуживанием. Хотя в них нельзя заменять банки, замена и доливка электролита в них допускается. Длительность их службы существенно превышает обслуживаемые модели, а стоимость немного выше.
Последний вариант стоит использовать тогда, когда нет времени заниматься автомобилем. Необслуживаемые модели имеют существенный срок службы, превосходящий все предыдущие модели. Об их работоспособности не стоит беспокоиться несколько лет. Но цена на такие модели довольно высоки.
Выбор между этими вариантами сугубо индивидуален, что зависит от финансовых возможностей, требований к аккумулятору и других нюансов.
Основные характеристики при выборе
Есть несколько основных характеристик аккумулятора, что стоит учитывать при его выборе. Они позволят подобрать подходящую модель для своего автомобиля, полностью соответствующую ему по техническим возможностям. Среди таких характеристик отмечают следующие:
Первый фактор считается наиболее важным и напрямую влияет на возможности аккумулятора. Емкость — это количество электричества, которое способна отдать батарея при длительной разрядке. Чем выше емкость аккумулятора, тем дольше он способен работать без подзарядки. Это особенно актуально при высоком потреблении во время простоя, а также при поломках генератора.
Важно! Различные двигатели имеют разные требования к емкости аккумулятора. Меньше всего требуют бензиновые карбюраторные модели (от 44 А). Дизельные двигатели же имеют большие требования к этому показателю, что стоит учитывать при выборе.
Если на автомобиле установлен комплекс электронных приборов вроде электропривода, аудиосистемы, сигнализации и прочего, то рекомендуется брать аккумуляторы с большой емкостью. Это снизит риск разрядки батареи при высоком потреблении.
Габариты также важны, что зависит лишь от доступного пространства в автомобиле. Если под капотом место сильно ограничено, то нужно сверяться с размерами корпуса для установки батареи. Определить требуемые размеры достаточно просто, для этого можно замерить свободное пространство в будущем месте установки или же прочесть габариты на прошлом аккумуляторе.
Тип клемм — менее распространенный критерий, с которым знаком далеко не каждый автомобилист. Так как рынок аккумуляторов начал наполняться различными моделями со всех уголков мира, возникли определенные проблемы в их совместимости с автомобилем. Отмечают три типа клемм: японские, американские и европейские.
Представленный рисунок позволит разобраться в разновидностях клемм. Первый вариант европейский, а второй - японский. Они отличаются лишь размерами, конструкция у них идентична. Третий же вариант — американский, который существенно отличается от других по типу соединения.
Последний пункт, который стоит учитывать при выборе аккумулятора — полярность. Хотя это не особо важно, но существует прямая и обратная полярность на подобных устройствах. Стандартно плюс расположен слева, а минус — справа, что свидетельствует о прямой полярности. Если минус расположен слева, то полярность обратная.
Это основные технические характеристики аккумулятора, которые стоит учитывать при приобретении. Не стоит забывать и о типе устройства, что также влияет на конструкцию. Но это далеко не все факторы, которые стоит учитывать при выборе модели. На это влияет и масса других нюансов, о которых пойдет речь дальше.
Как выбрать аккумулятор
При выборе аккумулятора на свой автомобиль нужно руководствоваться не только его техническими характеристиками. Используя представленные здесь советы, можно легко выбрать подходящую модель для своего автомобиля.
Перед приобретением устройства необходимо учесть следующие факторы:
- технические характеристики автомобиля;
- наличие электрооборудования в нем;
- условия эксплуатации;
- рекомендованные производителем автомобиля аккумуляторы;
- ориентированную стоимость устройства.
Все эти факторы позволят определиться с требованиями и начать ориентироваться в огромном ассортименте аккумуляторов. Технические характеристики и наличие электрооборудования существенно влияют на рекомендованную емкость батарей. Условия эксплуатации также дают дополнительную нагрузку на возможности аккумулятора, что особенно актуально в холодных регионах.
Совет! Практически каждый производитель автомобилей оставляет рекомендации к автомобилю касательно выбора аккумулятора под него. Руководствуясь этими показателями, можно довольно быстро подобрать подходящий вариант для своего авто.
Последний же фактор, на котором стоит основывать покупку — это финансовые возможности. Стоимость аккумуляторов различна и варьируется в больших пределах, что зависит от характеристик устройства, а также от производителя.
Совет! При выборе важным фактором является вольтаж аккумулятора, его напряжение. Во всех устройствах для легковых автомобилей он варьируется в пределах 12-15В. Если же напряжение меньше 12В, то такой аккумулятор сильно разряжен или неисправен.
Учитывая эти факторы, выбор аккумуляторной батареи для автомобиля будет довольно прост. Важно лишь сопоставить необходимые технические характеристики, подобрать подходящий по цене вариант и удостовериться в его исправности.
Производители аккумуляторов
Хотя технология работы аккумуляторов практически не изменяется, их качество существенно варьируется у разных производителей. Поэтому стоит учитывать, что приобретение товара проверенных производителей будет куда более надежным вложением денег, нежели покупка «неизвестного» варианта.
Оптимальными вариантами для приобретения среди АКБ являются производители Bosch и Varta. Они предоставляют хорошее качество и гарантию на свою продукцию, а их имя известно по всему миру. Но они ставят высокую цену за такое качество, из-за чего многим автомобилистам попросту не по карману приобретать их продукцию. АКБ премиум класса надежны и безопасны, но их стоимость крайне высока по отношению к среднему сегменту.
Если говорить о батареях среднего ценового сегмента, то отмечают следующие неплохие варианты:
- Topla;
- Tudor;
- MULTU.
Что касается отечественных производителей, многие рекомендуют продукцию Тюменского аккумуляторного завода. Все эти варианты достаточно неплохи, обладают своими преимуществами и недостатками. Продукция таких производителей относится к стандартному классу качества, поэтому имеет умеренную цену и отличается неплохими характеристиками.
Совет! Не стоит приобретать АКБ, производителя которого вы не знаете. Безымянные марки часто завышают характеристики своих изделий, да и качество таких устройств довольно низко.
Батареи среднего качества способны прослужить до трех лет в зависимости от условий эксплуатации и других факторов. Разница между ними несущественна, так как самыми важными факторами при питании автомобиля является емкость батареи и напряжение. Если оба параметра в норме, а аккумулятор подключен и нормально заряжается, то его другие особенности несущественны.
Для лучшего ознакомления с аккумуляторами и нюансами их выбора рекомендуется посмотреть это видео. Здесь доходчиво описаны все особенности, которые стоит учитывать при выборе этого устройства, а также другие важные моменты в данном процессе:
Собственно этот вопрос встал передо мной не так давно, у меня накрылся старый аккумулятор, да причем так, что похоже , то есть посыпались решетки. Делать нечего придется покупать новый, но вот как и самое главное какой выбрать? Ведь сейчас существует очень много брендов, технологий, исполнений и самое главное РАЗБЕГ в ценах иногда доходит нескольких раз, если наш Российский можно купить за 3000 – 4000 рублей (а то и дешевле), то импортные аналоги могут доходить до 15, а то и 20 000 рублей! А вот в чем они лучше? Собственно эта статья для вас «ищущие» ответы на вопросы, однозначно полезная информация, будет и подробное видео. Так что читаем, смотрим …
В самом начале ребята хочется отметить, что зачастую батарею можно реанимировать, даже если она необслуживаемая! Именно с этого и ТОЛЬКО С ЭТОГО СТОИТ НАЧИНАТЬ – ЗАПОМНИТЕ ЭТО! По восстановление у меня будет отдельная статья, но сегодня я просто перечислю какие пункты, стоит посмотреть.
Проверка электрики автомобиля
Зачастую даже свежий аккумулятор разряжается не по своей вине. Нет, конечно, у него есть саморазряд, но он настолько минимален, что чтобы разрядить АКБ полностью ваша машина должна простоять примерно полгода без единого пуска двигателя! В таких случаях важно , и он вас не подведет несколько лет.
НО бывают случаи, когда рабочую батарею, просто кто-то «высасывает», буквально за ночь. И этому есть несколько объяснений:
- Ночная утечка тока . Возможно, какое-то оборудование «питается» от АКБ даже когда автомобиль не работает, буквально пару – тройку дней и даже новый «экземпляр» перестанет запускать двигатель. Проверяем утечку, .
- Плохая работа генератора . Тут дело может быть в недозаряде или перезаряде аккумулятора. . Если генератор работает плохо, то батарея банально может недозаряжаться, то есть напряжение при работающем двигателе будет ниже 13,8 – 14,00 Вольт (если 12В, то это вообще критично). Также бывает и перезаряд, то есть напряжение переваливает за 15 – 16 Вольт, это также критично для АКБ, во-первых нагревание свинцовых пластин внутри (что может вызвать их осыпание), во-вторых закипание и как следствие испарение электролита, что снизит емкость. Справедливости ради стоит отметить, что если генератор нормально не работает, у вас на приборной панели может гореть – «красный индикатор аккумулятора».
Перед покупкой обязательно проверяйте эти пункты, если хотите то это — ОБЯЗАТЕЛЬНО! Теперь хочется перейти к восстановлению, и такое бывает.
Несколько шагов к восстановлению батареи
Ребята перед тем выбирать новый аккумулятор — бежать сломя голову в магазин, вам нужно проверить старый, возможно, что не все еще потеряно. Итак, несколько пунктов:
- Напряжение . Вполне вероятно, что ваш АКБ банально разрядился, бывает особенно зимой. Частые холодные запуски, короткие поездки до работы, батарея не успевает заряжаться и напряжение падает до критичного. Напомню, что нормальный показатель от 12,5 до 12,7В. Если у вас 11 или что еще хуже 10 Вольт, это плохо. Попробуйте «погонять» зарядным устройством сутки – двое на малом токе, скажем 1 – 2 Ампера и повторите замеры.
- Уровень электролита . Если есть возможность заглянуть внутрь, то откручиваем пробки и смотрим, бывает что уровень электролита падает, банально испаряется дистиллированная вода из банок, вам нужно ее добавить чтобы она закрывала пластины и подзарядить аккумулятор, опять же на малом токе в 1 – 2 Ампера хотя бы сутки.
- Плотность электролита . Также немаловажный показатель. Нормальным считается 1,27 г/см3. Это соотношение серной кислоты к воде. Если у вас 1,15 – 1,18 г/см3, то это реально мало! О чем нам это говорит – да банально ваша батарея подверглась , может быть были глубокие разряды или батарея перегревалась, например на солнце. В этом случае стоит попробовать восстановить плотность, НО НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОБАВЛЯТЬ КИСЛОТЫ, только вода до уровня. Процесс десульфатации, .
Собственно это все пункт перед выбором аккумулятора, ЗАПОМНИТЕ, ДЛЯ НАЧАЛА ПРОВЕРЯЕМ ЭЛЕКТРИКУ, ДАЛЬШЕ САМ АКБ И УЖЕ ПОСЛЕ ЭТОГО ЕДЕМ В МАГАЗИН!
У меня все оказалось печально, моя батарея приказала долго жить, во-первых напряжение не подминалось выше 10,7 – 11 Вольт, даже если заряжать долго и нудно. Во-вторых после того как открыл все банки одна была мутная, причем значительно – ПОСЫПАЛАСЬ! Печаль, но делать нечего нужно выбирать – покупать новый аккумулятор.
Как выбрать АКБ
Собственно вопрос «на миллион», когда я первый раз заехал со своей полудохлой батареей в магазин, у меня буквально «голова пошла кругом». Столько брендов, столько технологий и решений просто «капец»! Собственно, какую брать – нашу или не нашу, дорогу или дешевую, чем они вообще отличаются? Предлагаю начать с бренда
- . Здесь все не однозначно, конечно Европейские производители ушли далеко вперед по технологиям, у них даже батареи проверяются по-другому (дают нагрузку в течение 30 секунд, напряжение должно упасть не меньше 9 Вольт, просто вдумайтесь огромный разряд целых полминуты). У Российских производителей стандартны немного другие, у нас нагрузка подается в течение 10 – 15 секунд. Как вы понимаете, чтобы войти в стандарты Европейские производители вынуждены делать более качественные АКБ, а вот отечественные производители здесь проигрывают – зачем «перенапрягаться», если итак ГОСТ пройдем, с 10 секундами! Хотя справедливости ради на нашем рынке сейчас начинают появляться стоящие модели и производители (их конечно единицы, но все же), которые не уступают «Европе» по качеству, они даже проходят Европейскую сертификацию (то есть пресловутые 30 секунд). Так что не всегда бренд играет роль, нужно думать головой и выбирать по характеристикам, а не по «лейблу».
- Дата изготовления . Собственно необслуживаемые, даже новые АКБ, нужно правильно хранить. Если их не правильно заряжали, держали при нежелательных температурах (слишком холодно или наоборот слишком жарко + повышенная влажность), то характеристики ее упадут, даже до установки «под капот». Поэтому если берете свежую батарею (выпуск до 4 месяцев), то конечно ставьте без проблем. А вот если берете «годовалую» или что еще хуже «двухгодовалую», нужно тщательно проверять. Хотя бы проверить, как она ведет себя с нагрузочной вилкой (будет пункт внизу).
- . Много «копий сломалось» на этой теме, можете . Если кратко подвести информацию, то выбираем аккумулятор той же емкости что и у вас. НО МОЖНО И ЧУТЬ БОЛЬШЕ! Например, у вас стояла 55 ампер*час, можно выбрать 60 или даже 65. Главное чтобы место и габариты подошли — ЭТО ВАЖНО, СЕЙЧАС на многих иномарках батарею больше в штатное место просто не засунуть.
- . Собственно на любой батареи пишется пусковой ток, так вот меньше брать я вам не советую, берите либо столько же, либо больше. Все дело в том, что при отрицательных температурах, а именно от – 18 градусов Цельсия, АКБ может терять до 35 – 40% от емкости, если взять слабый вариант, то он банально не сможет запустить ваш авто зимой. Однако мощные АКБ стоят дороже, поэтому при выборе нужно держать «золотую середину». Хорошая .
- Полярность . Может для кого-то секрет, но батареи бывают с прямой и обратной полярностью, то есть у них клеммы расположены по-другому. Прежде чем выбрать новую АКБ стоит посмотреть на старую — .
- Проверка нагрузочной вилкой . Это обязательно ребята, пусть при вас сотрудник магазина подаст напряжение в течение хотя бы 10 секунд. С 12,7В оно конечно просядет, но оно не должно уйти за 9В. В идеале после нагрузки 9 – 9,5В, а потом даже под нагрузкой начнет восстанавливаться. Если проседает ниже 9, а тем более ниже 7В, НЕ ПОКУПАЕМ! Возможно АКБ стоит уже очень долго, либо его на правильно хранили. Читаем материал – .
- Гарантия . Вот тут также есть повод задуматься – собственно серьезные бренды, дают АЖ ПО 4 – 5 лет гарантии, таким я думаю можно доверять, но ценник у них зачастую не обосновано высокий. Другие бренды дают 2 – 3 года, это также показатель, да и цена у них приемлемая. НО вот те которые дают год или менее, думаю рассматривать не стоит, либо только в крайних случаях. Почему так мало? Не задумывались?
Что же это большая часть моего рассказа, НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ. Я выделил два еще очень важных пункта, но решил рассказать о них отдельно.
Сурьмянистый, Гибридный или Кальциевый – какой выбрать?
Условной все свинцовые АКБ можно разделить на три основных типа (конечно, есть еще и гелевые , а также , но они не так сильно распространены). При производстве каждой из батарей используется определенный состав который улучшает характеристики свинцовых пластин, теперь подробнее о каждой из технологий:
Сурьмянистый аккумулятор . Эта самая старая технология, сам свинец (который является основным материалом пластин) это очень мягкий металл, для того чтобы его улучшить, сделать прочнее, первоначально начали добавлять сурьму «Sb» (это синевато-белый металл) примерно 5 – 7%. При достижении заряда в 12,2 – 12,5В сурьма начинает бурный процесс электролиза, похоже что электролит закипает, этот процесс достигает апогея в 12,7В, вот откуда пошло понятие – «если аккумулятор кипит, значит он зарядился». При таких бурных процессах испарение воды из электролита также бурное. Положительный момент – это то что платины в таких типах, очень прочные, они прекрасно противодействуют глубоким разрядам, дольше оставляя прочность, долго не осыпаются. Минусом можно назвать — что нужно постоянно следить за уровнем электрохимической жидкости внутри банок, также ее объем намного больше, чем у остальных типов. То есть жидкости больше чем основной массы пластин, это ограничивает такие АКБ по емкости и пусковому току. Эти аккумуляторы ОБСЛУЖИВАЕМЫЕ, из-за бурного выделения их нельзя герметично «запаковывать», ибо давление может их разорвать. Еще один отрицательный момент, , он может доходить до 2% от емкости в сутки. Правда, такие батареи уже давно не устанавливаются на автомобили, все же это устаревшая технология.
Малосурмянистые аккумуляторы . Конечно это подтип первых, но я решил их вынести в отдельный пункт. Здесь сурьмы в пластинах намного меньше, от 2% до 4%. Эти аккумуляторы не так сильно кипят (не такое интенсивное испарение), электролита им нужно меньше. Поэтому ходят мифы что они не обслуживаемые, НО ЭТО НЕ ТАК. Скорее они малообслуживаемые, но уровень у них нужно проверять. Из-за того что сурьмы в свинце меньше, то и прочность пластин не такая высокая.
Кальциевые аккумуляторы. Это новая технология в батареях. Вместо «сурьмы» в пластины начали добавлять Кальций. Зачастую около маркировки характеристик можно увидеть Ca/Ca это говорит нам о том – что и отрицательная пластина и положительная, содержит этот элемент. Добавление Кальция призвано уменьшить или вообще свести на нет испарение воды в электролите, то есть это серьезный шаг к необслуживаемым АКБ. Также в пластины может добавляться небольшой процент серебра, чтобы уменьшить внутреннее сопротивление, что увеличивает емкость и пусковые токи.
Кальциевые батареи, справедливо назвать необслуживаемыми, ведь вода у них практически не испаряется завесь срок службы, а поэтому зачастую корпуса делают неразборными. Это очень хорошо для новичков, которые не знают как обслуживать АКБ (проверка уровня и плотности)
Также в плюсы можно записать не высокий саморазряд, он на 60 – 80% ниже, чем у сурьмянистых вариантов. Большую емкость потому как здесь воды меньше, а пластин больше при том же корпусе. ДА и процесс электролиза начинается только при 16 Вольт!
НО у каждой прогрессивной технологии есть и минусы. Например, Кальциевый аккумулятор очень требователен к глубоким разрядам, буквально 3 – 4 и он теряет до 80% емкости. При выборе нужно это учитывать. Также они будут самими дорогими из всех, иногда разница с малосурьмянистым АКБ может быть в два – три раза.
Гибридные АКБ . Как становится понятно из названия, это попытка объединить две технологии. НА «бортах» можно найти надписи – «Ca+», «Sb/Ca» или «Hybrid battery».
На одной пластине используется сурьмянистый свинец (а именно малосурьмянистый), а на другой используется кальций. Характеристики получились средними, то есть здесь есть и потребление воды (хотя не такое критичное) то есть они являются малообслуживаемыми, есть и относительно улучшенные характеристики, то есть пусковые токи и емкость, они намного лучше противостоят глубоким разрядам. Еще один плюс это цена, они занимают место между «полностью сурьмой» и «кальцием». В общем, выбрать есть из чего.
Пару слов про «Гелевые AGM и EFB технологии», конечно рано или поздно они вытеснят остальные аккумуляторы, но пока выбрать из этой троицы – НЕЧЕГО! Почему спросите вы? ДА все просто, ценник зачастую выходит всякие нормальные пределы. Например гелевые АКБ стоят около 15 – 20 000 рублей, тогда как хороший кальциевый можно купить за 5000 – 7000 рублей, то есть это три штуки. ДА и не любят гелевые перезаряды, если у вас накроется реле-регулятора на генераторе, то перезаряд может убить GEL буквально за пару дней.
Если подвести итог, выбирайте «Гибридную» (если нет денег) или «Кальциевую» (если есть) батарею, сертифицированную по европейским стандартам. Сейчас к счастью есть много из Российских брендов. Также обратите внимание на гарантию.
Собственно сейчас подробное видео версия, смотрим.
НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.
Начну с того, как надо обращаться с аккумулятором, чтобы его не «уложить» раньше времени и правильно завести автомобиль при очень низких температурах.
- Перед тем как завести автомобиль с механической коробкой передач выжмите сцепление, это снизит нагрузку на аккумулятор и стартер, ведь им не придется крутить первичный вал коробки.
- Включать стартер следует не более чем на 2-3 сек., и, если двигатель не завелся, перед следующей попыткой пуска выждать не менее 15 секунд.
- Не следует увлекаться включением потребителей электроэнергии при остановленном двигателе. Естественно, вовсе отказывать себе в том, чтобы послушать музыку или почитать книгу при свете лампы я не призываю, но пользуясь автомагнитолой или другими потребителями энергии на «привале», следите за датчиком заряда аккумулятора.
Очень важный момент в эксплуатации аккумуляторной батареи – она должна быть хорошо закреплена. Если аккумулятор подпрыгивает на ухабах – это приведет к осыпанию пластин. Клеммы аккумулятора также должны быть чистыми и хорошо затянутыми – если клемма искрит – это вызывает сильные скачки проходящего через пластины тока, что плохо сказывается на сроке службы аккумулятора, а также может вызвать повреждение электросистем автомобиля.
Еще необходимо упомянуть, как действует холод на аккумулятор. При понижении температуры электролит в батарее замерзает, из-за этого снижается химическая реакция в самом аккумуляторе. Соответственно уменьшается количество вырабатываемого тока. Стоит упомянуть о том, что если батарея сильно разряжена, то плотность электролита в ней уменьшается, а это сказывается на температуре, при которой замерзает сам электролит. У сильно разряженного аккумулятора температура замерзания вообще может быть 0 градусов.
Источник фото: http://www.vagzakaz.ru/
Следует помнить, что при замерзании электролита, он, как и любая жидкость, расширяется, вследствие чего в стенках аккумулятора могут образоваться микротрещины, через которые может вытекать электролит, а это может причинить вред кузову автомобиля. Полностью замерзший аккумулятор уже не пригоден к использованию и зарядить его не получится.
Приступаем к выбору
Следует знать, что аккумуляторы делятся на два вида:
- «Необслуживаемый» – заводские батареи, полностью подготовлены к эксплуатации и запаяны пробки для долива электролита.
- «Малообслуживаемые» – аккумуляторы, в которых не запаяны пробки для долива электролита. За такими батареями нужно не забывать ухаживать, доливать электролит и раз в год полностью заряжать.
Чтобы отличить эти аккумуляторы, необходимо консультироваться с продавцом. К сожалению, производители не указывают на этикетке, к какой группе относится батарея.
Идеально подобранный аккумулятор это тот, который на 100% совпадает с аккумулятором от завода-изготовителя вашего автомобиля, ведь, как правило, они служат намного дольше замененных батарей. Чтобы максимально приблизить выбранную батарею к идеалу, нужно знать, что означают обозначения на ней.
Источник фото: http://www.vagzakaz.ru/
Первым делом следует обратить внимание на дату, когда был произведен аккумулятор. Если, допустим, вы увидели, что аккумулятору уже месяцев шесть, то стоит подумать о его приобретении. Ведь если батарея стоит без дела, то она разряжается, а зачем вам разряженный аккумулятор? Если вы покупаете аккумулятор зимой, то, скорее всего, он ждал своей очереди на продажу где-нибудь на складе. Насколько я знаю, очень мало складов отапливаются, а перепады температур негативно сказываются на все том же заряде батареи.
Для того чтобы аккумулятор прослужил долго, необходимо правильно выбрать емкость. Распространенной ошибкой считается то, что чем больше емкость, тем надольше хватит батареи. Ошибка заключается в том, что генератор в каждой марке автомобиля рассчитан на определенное количество вырабатываемого тока, которого достаточно для установленного аккумулятора, и если поставить более мощную батарею, он не сможет полностью ее заряжать. Соответственно, если поставить аккумулятор меньшей емкости, он будет получать чрезмерное количество заряда и тоже быстро выйдет из строя.
Емкость должна быть не ниже, чем указано в инструкции к автомобилю, но учтите – на дешевых китайских образцах могут быть указаны завышенные значения. Если вы оснастили автомобиль дополнительным электрооборудованием - может потребоваться и дополнительная емкость. Но проконсультируйтесь со специалистом – генератор в авто должен быть способен полностью зарядить такой аккумулятор.
У некоторых аккумуляторов, в зависимости от конструкции автомобиля, может быть изменена полярность. Допустим, в вашем родном, заводском аккумуляторе, плюс с правой стороны а минус- слева, а впопыхах вы можете не обратить внимания на то, что в купленной батарее полярности поменяны местами (плюс - слева, минус - справа). Вот и придется опять бежать в магазин/рынок менять на правильную батарею.
Стоит учитывать тот факт, что если по геометрическим размерам батарея будет больше – то она не поместится в предназначенное ей место, либо же не хватит длины проводов для ее подключения. Не поленитесь – перемеряйте их рулеткой.
Цены
Так же как и на любой другой товар, стоимость на аккумуляторы зависит от производителя и мощности батареи. Сравнить цены можно на сайтах:
Утилизация старого аккумулятора
Многие автолюбители по непонятным для меня причинам выбрасывают отслужившие аккумуляторы в лучшем случае на мусорник, в худшем где-нибудь в лесу или за гараж. А о том, что в нем содержится свинец и далеко не безопасный электролит, мало кто задумывается. И о том, что спустя какое-то время целостность корпуса батареи нарушится, и это все «счастье» попадет в окружающую среду, тоже никто не думает. Для заметки - аккумуляторные батареи относятся к отходам 3-й, а то и 2-й группы опасности и должны утилизироваться на специальных предприятиях, а не просто на свалке!
Вот здесь и возникает вопрос – так куда деть старый аккумулятор? Есть предприятия-утилизаторы, которые вам еще и денег заплатят за него. Примеры – ниже:
Мнение
Богдан Горецкий, директор по продажам Inci Aku
Вопрос выбора между обслуживаемым и необслуживаемым аккумулятором для рядового автолюбителя прост – если выбрать необслуживаемый, - одной проблемой в жизни станет меньше.
Замене аккумулятора, преждевременно вышедшего из строя, должна предшествовать проверка электрики и состояния стартера - возможно, причина не в аккумуляторе, и если ее не устранить, новый аккумулятор долго не протянет. Если же с электросистемой все в порядке, и вы не допускали глубокие разряды – значит, батарея была не из лучших.
Следует помнить, аккумуляторы для японских и европейских автомобилей отличаются типом клемм, размерами и емкостью - не стоит пытаться взаимозаменять их. Особо внимательными следует быть владельцам американских автомобилей с двигателями большого объема: аккумуляторы «американского типа» отличаются небольшими размерами, но способны создать пусковой ток до 800 ампер. Если у вас автомобиль с системой «Старт-стоп», предпочтительнее аккумулятор, специально разработанный для использования в этом режиме.
Заряд аккумулятора в теплое время года не должен падать ниже 50 процентов, а зимой – ниже 70 процентов. Что касается поверия о том, что зимой перед пуском надо на пару минут включить фары, чтобы «прогреть» аккумулятор, то это не более чем миф. И, естественно, не следует забывать отключать потребители энергии, те же фары, оставляя машину на стоянке.
Если емкость аккумулятора упала, это также может быть следствием не каких-либо повреждений, а глубокого разряда – более 50 процентов мощности. Работоспособность такого аккумулятора могут восстановить на СТО, где есть специальные зарядные устройства, которыми можно снова «натренировать» аккумулятор. Но если вы не допускали глубокого разряда, все перечисленные признаки – повод к покупке нового аккумулятора.
На некоторых аккумуляторах прямо в крышку встроен индикатор уровня заряда . Инженеры рекомендуют, чтобы необслуживаемый аккумулятор исправно проработал 5 лет и более, никогда не допускать глубокого разряда, не засорять клапан газоотвода и естественно – не замыкать выводные контакты аккумулятора напрямую по неосторожности гаечным ключом.
Правильно же эксплуатируемый аккумулятор от надежного производителя должен служить даже дольше, чем указано на упаковке – хороший производитель, чтобы не уронить свое реноме, указывает минимальный срок эксплуатации, доступный при соблюдении правил эксплуатации его аккумуляторов.