Всем знакома кнопка "спорт" в современных автомобилях? Это кнопка включает, как правило, на автомашинах оснащенными автоматическими коробками передач (или вариаторами) спортивный режим. Как Вы думаете, этот режим действительно придает автомобилю дополнительной мощности и динамики или этот режим бесполезен?
В нашу эпоху цифровых технологий и всеобщего прогресса, каждая функция в нашем автомобиле регулируется с помощью компьютера. Помимо традиционных функций, многие современные автомобили оснащены кнопкой "спорт", которая включает спорт режим. Давайте разберемся, добавляет ли эта функция каких-либо преимуществ автомобилю.
Прежде, чем подробнее разобраться в спорт режиме, давайте попытаемся понять, зачем же нужны различные новые функции в новых автомобилях, которые в наши дни буквально напичканы ими. Производитель, добавляя в свои новые модели, добавляет к своей линейке автомобилей некоторую новизну, и оригинальность. Порой, оснащая автомобиль новыми функциями, автопроизводитель даже не задумывается, действительно ли эта функция полезна для водителя и пассажиров. Многие авто компании идут по простому пути - лучше больше функций, чем качество и надежность автомобиля.
Несомненно, новые автомобили стали лучше, быстрее и более эффективными в отличие от машин прошлых поколений, но с каждым годом различных не нужных функций становится все больше и больше. Цель одна - агрессивный маркетинг, направленный на стимулирование потребителя. , которые не всегда оказываются нужными и качественными.
К примеру, мгновенный расход топлива. Как Вы думаете, нужна ли эта функция в автомобиле. Во первых несмотря на высокие технологии в автопромышленности и электроники мгновенный расход топлива является приблизительным значением, с большой погрешностью. Во вторых данный расход топлива может меняться с опозданием, особенно если нажать резко педаль газа. Смысл этой функции помочь водителю экономить топливо. По нашему мнению эта функция простая уловка производителя.
А как же дело обстоит с кнопкой "спорт", которая активирует спортивный режим? Она, как правило, находится рядом с ручкой переключения передач или на центральной консоли. Во многих современных автомобилях, эта функция может включаться .
Является ли эта функция простой уловкой производителя или она действительно добавляет автомобилю мощности и динамики?
В целом конечно, спорт режим изменяет характер автомобиля. Еще в начале 90-х годов некоторые автомобильные премиум марки стали оснащать свои роскошные автомашины электронным спортивным режимом, который можно было включать и выключать во время движения. После включения электронная система меняла режим работы двигателя и трансмиссии, что увеличивало динамику автомобиля.
Вы думаете, что на разных автомобилях при включении спортивного режима происходит одинаковые изменения? Это не так. И хотя в большинстве автомашинах включение спорт режима активирует разнообразные заводские настройки двигателя и коробки, каждый производитель настраивает этот режим по-своему. Часто на многих автомашинах при включении режима "спорт", помимо изменения работы мотора и трансмиссии, изменяется даже режим работы подвески, которая может стать чуть жестче, что позволяет увеличить сцепление с дорогой и улучшить устойчивость, особенно на извилистой дороге.
Также на некоторых машинах при включенном спортивном режиме рулевое колесо становится более жестким. В том числе меняется режим переключения скоростей автоматической передачи. Передачи становятся длиннее, что позволяет быстрее разгонять автомобиль до необходимой скорости.
Различные марки и модели при включенном спорт режиме использует лишь некоторые выше описанные настройки. Часть автомобилей при спортивном режиме используют другие настройки. Каждая модель отличается друг от друга. Даже автомобили одной марки могут кардинально отличаться по настройкам спорт режима. На многих автомобилях спортивный режим работает более менее достойно. Но, к сожалению, есть автомашины, на которых работа спорт режима разочаровывает.
Несмотря на то, что спортивный режим все-таки изменяет режим работы машины, тем не менее, мы считаем, что производители автомобилей оснащают им свою продукцию, чтобы не создавать идеальный и сбалансированный автомобиль. Ведь если производить транспортные средства, которые идеально будут подходить по предпочтениям и вкусам большинству потребителей, то люди перестанут часто приобретать новые автомобили.
Поэтому все-таки спортивный режим - это маркетинговая уловка авто компаний. Вот лишнее доказательство к этому мнению.
К примеру, автопроизводители оснащают некоторые свои автомобили спорт режимом, которые по определению вообще не должен присутствовать на этих машинах. Возьмем спорткар R8 V10. В этом автомобиле присутствует кнопка "спорт", включающая спорт режим. Зачем в этом спортивном автомобиле дополнительная спортивность?
Или новый сумасшедший спорткар . В ней, как и в Lamborghini Gallardo и Aventador есть три режима работы двигателя: Strada, Sport и Corsa. Разве это не глупо оснащать такой мощный автомобиль тремя режимами работы. Как нам кажется, покупатели, которые покупают Lamborghini, ожидают от этого автомобиля сумасшедшей динамики и агрессивного характера все время и при любых дорожных условиях. По нашему мнению три режима это лишнее.
Не лучше ли было сделать один единый сбалансированный режим, который бы включал бы в себя эти три режима работы мотора и трансмиссии?!
Кто-то, возможно, возразит этому мнению, высказав, что спортивный режим развязывает характер автомобиля для спортивной езды по треку или по скоростному участку дороги. Но, к сожалению, как бы не старались автопроизводители настроить спортивный режим, гладким и ровным, как на реальных спортивных автомобилях, не получиться. Универсальность всегда идет во вред каким-то другим параметрам.
Поэтому даже если на автомобиле присутствует большое количество режимов работы двигателя, трансмиссии и подвески, полностью соответствовать спорткарам для трека серийные автомобили, к сожалению не смогут. Также как правило, многие водители в повседневной жизни редко используют различные режимы работы автомобиля. По результатам проведенного мирового исследования, только 10 процентов водителей используют спорт режим.
В завершение мы хотели бы привести несколько примеров, которые убедят Вас, что на некоторых автомобилях присутствие спорт режима не уместно.
: Разница между обычным режимом и режимом спорт незначительна. При включенном спортивном режиме автомобиль разгоняется несколько остро. Как правило, этот автомобиль покупают для использования в городе и с учетом того, что на спорт режиме автомобиль ведет себя практически также, как и на обычном режиме, то кнопка "спорт" это своеобразная уловка производителя.
Abarth: Несмотря на то, что спортивный режим действительно в этом автомобиле прибавляет немного спортивной динамики, по ощущениям тех, кто имеет в собственности эту модель, пользоваться кнопкой "спорт" в городских условиях Вы будете крайне редко.
CLA45 AMG: Мощность автомобиля 355 л.с. Это отличный результат четырехцилиндрового турбированного двигателя. В режимах Comfort и Eco, автомобиль ведет себя несколько скромно. Но истинную мощь Вы можете получить, включив режим спорт. Но тогда назревает вопрос. Если Вы купили AMG зачем Вам режимы Comfort и Eco? Неужели тот, кто купил Mercedes-BenzAMG, захочет использовать менее мощные режимы работы автомобиля?
S: Этот автомобиль доступен с тремя режимами настройки работы систем. Рулевое управление одинаковое во всех трех режимах. В нормальном режиме автомобиль несколько сдержан. Режим Sport Plus раскрывает истинный нрав автомашины. Зачем производитель в таком классе автомашин сделал три режима работы остается загадкой.
Equus: В этом автомобиле спортивный режим ничего не меняет. Машина не становится быстрее, переключения передач не становятся лучше. Естественно и не возникают ощущения, что автомобиль стал спортивнее.
Как-то попросил товарища отбуксировать мою машину на СТО, но он отказался помочь мне, сославшись на то, что у него "автомат", и не дай бог сломается еще чего-нибудь.
Да, ездить на "автомате" мы научились, а вот правильно эксплуатировать - еще не совсем…
Еще каких-то десять лет назад "автомат" у нас считался экзотикой, и при покупке машины большинство отдавало предпочтение "механике". Некоторых отпугивало дорогое (по тем временам) обслуживание АКПП, некоторых - возможный дорогостоящий и зачастую неквалифицированный ремонт, а некоторым сцепление и ручка механической коробки казались более надежными и привычными.
Но все течет, все меняется, и сегодня добрую половину (а, возможно, и большую часть) автопарка нашего города составляют авто с автоматической КПП. В этом нет ничего удивительного, ведь "автомат" в какой-то мере упрощает управление автомобилем, делая его более комфортным. Он избавляет от необходимости выбора нужной передачи в определенный момент и осуществления переключения передач, создает более благоприятные условия эксплуатации двигателя и позволяет сосредоточиться на вождении, что в сложной дорожной ситуации не помешает даже опытному водителю, не говоря уже о новичке.
К сожалению, АКПП имеет и недостатки. Конструкция автоматической трансмиссии такова, что передача крутящего момента от двигателя к валу коробки осуществляется посредством гидротрансформатора, который имеет более низкий КПД, чем дисковое сцепление, вследствие чего увеличивается расход топлива. Другой недостаток - несколько худшие динамические показатели разгона автомобиля с АКПП, чем с "механикой". Ну и, наконец, автомобиль с АКПП нельзя завести иначе как с помощью стартера.
Помимо всего прочего об "автомате" до сих пор существует немало самых разных мифов. Попробуем разобраться, где правда, а где заблуждение.
Простой метод проверки состояния АКПП
Первое, что необходимо проверить в АКПП (например, при покупке автомобиля), - это уровень и качество масла.
Второе - это время включения передачи при перемещении селектора из N в D или R: оно не должно существенно превышать 1-1.5 сек.
О включении передачи можно судить по характерному толчку.
Также важно обратить внимание на качество переключений во время движения.
При переключениях передач не должно быть ударов, вибрации и посторонних шумов. Момент переключения передач не должен сопровождаться повышением оборотов двигателя.
Как оценить качество масла в АКПП?
Разные типы масел для АКПП отличаются как цветом, так и запахом. Масло должно быть прозрачным и не иметь темно-коричневого оттенка или горелого запаха. Капнув масло со щупа на белую бумажную салфетку, можно убедиться, что масло легко впитывается и в нем нет посторонних включений.
Если в неисправной АКПП перед продажей автомобиля несколько раз подряд менялось масло, то все равно при тщательном анализе капли масла в нем можно различить мелкие черные частички, не гармонирующие с прозрачным и ярким маслом.
Не помешает также заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что антифриз не содержит водомасляной эмульсии.
Каким должен быть уровень масла в "автомате"?
Слишком низкий уровень трансмиссионного масла опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная эмульсия, которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность.
Масло теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемым. Следствием этого будет снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение смазки трущихся элементов. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя.
Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, как в случае с заниженным уровнем, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами двигателя.
Масло в "автомате" нужно менять чаще, чем в "механике" |
ПРАВДА |
Это не совсем так. Срок замены масла зависит от типа АКПП. Обычно масло рекомендуется менять через 60 тысяч км пробега или через 25-30 тысяч км, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная езда в условиях мегаполиса в режиме "старт-стоп", постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). При замене масла в АКПП необходимо менять также прокладку поддона и фильтр. |
Что такое зимний, экономичный и спортивный режимы?
Экономичный режим - это программа АКПП для движения с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.
Спортивный режим - это программа АКПП, настроенная на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичным режимом, значительно большие ускорения.
Для выбора того или иного режима на приборной панели или рядом с рычагом АКПП, как правило, предусмотрена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля могут иметь обозначение POWER, S, SPORT, AUTO, A/T MODE и т.п.
Электронные блоки управления многих автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге - так называемый зимний режим. Для его активизации также обычно имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения WINTER, W, HOLD и т.п. В этом режиме возможны различные алгоритмы работы АКПП, но, как правило, во всех случаях трогание осуществляется либо со второй, либо с третьей передачи.
Нельзя буксировать автомобиль с АКПП |
ПРАВДА |
Можно, но при этом необходимо установить селектор АКПП в положение N и буксировать машину, строго соблюдая следующие правила: |
Павел ДРУЗИН
по материалам российской прессы