От правильного действия автомобильных тормозов зависит безопасность езды. Следовательно, надобно хоть раз на какое-то время проконтролировать действие тормозного механизма. Это позволит более быстро разоблачить всевозможные неполадки в тормозном устройстве. Как без приборов проверить тормоза и проконтролировать правильность действия автомобильных тормозов? Сейчас расскажем.
Для того чтобы проверить тормозной механизм авто, не нужно ехать в какие то специализированные ремонтные мастерские. Достаточно будет широкий отрезок грунтовой дороги без деревьев и оврагов на обочинах. Чтобы тест тормозов был эффективен, прежде всего, следует удостовериться, или в тормозной конструкции есть достаточно много жидкости, она локализуется в специальном бачке.
Для этого необходимо проверить щупом ее уровень и — когда он есть низкий — дополнить такой самой жидкостью, которая предварительно была влита в тормозной механизм. Помните, что это обязана быть тормозная жидкость, рекомендованная производителями данного автомобиля.
Как без приборов проверить тормоза и обследовать — не завоздушена ли тормозная система автомашины
Следующей деятельностью является проверка, нет ли воздуха в тормозном механизме автомобиля. В том числе обследовать эластичные тормозные провода, дабы один из проводов от старости либо в результате механического повреждения не стал слишком «эластичным».
Тест заключается в сильном и энергичном надавливании педали тормоза при неподвижном автомобиле и неработающем двигателе. Более или менее в половине такой операции вы должны ощутить твердое сопротивление педали. Если педальный механизм не оказывает такого сопротивления, может это свидетельствовать о неполадке в тормозной системе авто, требующей интервенции специалиста-механика.
Дальнейшая ревизия автомобильных тормозов
Если тест прошел успешно, следующим ревизионным шагом будет на упомянутой раньше дороге разогнать своего «железного коня» до скорости не больше чем пятьдесят километров в час, после чего резко затормозить, до момента блокировки колес. Внимание — ABS должен быть выключен! Чтобы это сделать, достаточно будет вынуть соответствующий предохранитель.
После блокирования колес, быстро отпустите педаль тормоза, при этом, не допуская, до того чтобы транспортное средство полностью остановилось. Отпечатки торможения, которые останутся на песке, должны для каждой пары колес начинаться и заканчиваться в том же самом месте. Если любое из колес, особенно передних, было заблокировано позже, чем то что находится по противоположной стороне автомобиля или вообще не было заблокировано — визит в мастерскую вам обеспечен. В такой самый способ можно проверить действие ручного тормоза.
Другой способ испытания автомобильного тормозного устройства
О том, или автомобиль тормозит с достаточной силой, можно удостовериться немного другим методом. На сухом и гладком асфальте в месте, где не создаст угрозу это прочим пользователям дороги, остро притормозить. Лучше всего это будет сделать на территории большого, пустого авто-паркинга. При скорости тридцать километров в час с включенной ABS (если есть), проезжая по простой дороге, нужно крепко нажать на тормозную педаль.
Если при таком варианте колеса автомобиля не будут заблокированы, должен он остановиться не дальше, чем пять-шесть метров от места, в котором на асфальте появятся следы от торможения (часто, к сожалению очень трудны к замечанию). Результат этого тестового метода следует трактовать как ориентировочный.
Поэтому не забывайте — только исследование в диагностической станции позволяет более точно определить состояние тормозной конструкции вашей автомашины.
Безотказная качественная работа тормозной системы – это залог безопасного вождения и гарантия того, что если водитель среагирует, он сможет остановить автомобиль и избежать дорожно-транспортного происшествия или свести к минимуму последствия от него. Время от времени необходимо проверять тормозную систему на надежное срабатывание, особенно если автомобиль постоянно эксплуатируется в городе, где водитель практически не передвигается на высоких скоростях и не прибегает к экстренному торможению. Также необходимо проверить тормозную систему при покупке автомобиля «с рук», и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать.
Проверка компонентов тормозной системы
Чтобы остановить автомобиль, водителю достаточно нажать на педаль тормоза или в экстренных случаях дернуть ручник. Два этих действия только кажутся простыми, но для их грамотного исполнения десятки деталей должны сработать слаженно. Не до всех элементов, действующих при торможении машины, можно добраться без снятия агрегатов, но это и не нужно, если не наблюдается проблем с остановкой автомобиля во время движения. Чтобы проверить тормозную систему на наличие критических проблем, достаточно сделать следующее:
К тормозной системе автомобиля также относится ручной тормоз, и за его состоянием необходимо следить. Исправный ручник должен не давать откатиться автомобилю на уклоне в 23%. Кроме того, нужно посчитать количество щелчков, которые проходят при поднятии ручника для фиксации автомобиля. Идеально, чтобы ручник затягивался в 3-4 щелчка. В ситуации, когда ручник не держит, нужно его подтянуть, а также проверить состояние колодок ручного тормоза.
Проверка тормозной системы в движении
Помимо визуального осмотра элементов тормозной системы и их диагностики, можно протестировать работу тормозов в движении.
Важно: Проверку тормозной системы в движении можно выполнять только после того как вы убедились, что отсутствуют явные проблемы с ее компонетами.
Для тестирования тормозной системы в движении, нужно на свободном участке дороги разогнать машину до скорости в 40-50 километров в час, после чего резко нажать на педаль тормоза и проследить за процессом торможения автомобиля. Если система торможения и рулевое управление работают идеально, а также нет проблем с шинами, машину в процессе замедления не должно «сносить» в одну из сторон. Длина тормозного пути на каждом автомобиле индивидуальная, и она зависит от веса машина, состояния дорожного полотна, качества шин и многих других факторов.
Рекомендуем прочитать:
Обратите внимание:
Статья о проверке тормозной системы и ее компонентов, важные нюансы проверки и работы механизмов. В конце статьи - интересное видео о работе тормозной системы машины.
Содержание статьи:
Исправная тормозная система автомобиля не может гарантировать стопроцентную безопасность для водителя - дорога полна неожиданностей, но, тем не менее, если с тормозами у вас все в порядке, вы всегда сможете вовремя остановить машину, чтобы предотвратить потенциальное ДТП. И такая возможность не раз спасала водителям и жизнь, и здоровье.
Поэтому постарайтесь содержать тормозную систему вашей машины в полной исправности, а для этого регулярно ее поверяйте. О том, как это делается, мы сейчас и поговорим.
Диагностика компонентов тормозной системы
Нет ничего проще такого действия, как остановка машины – надавил на педаль тормоза или в отдельных случаях дернул рычаг «ручника». Но при этом надо понимать, что за этими внешне простыми движениями кроется сложная цепочка механизмов, действующих своевременно и слаженно.
В процессе торможения транспортного средства задействованы десятки элементов, многие из которых скрыты от визуального наблюдения, и добраться до них можно только после снятия оборудования. Однако это потребуется лишь в том случае, если с остановкой машины возникают серьезные проблемы.
И этих проблем можно избежать в принципе, если регулярно проверять систему торможения на наличие потенциальных неисправностей. Для того, чтобы провести такого рода проверку, необходимы следующие действия:
- Убедитесь в исправности антиблокировочной системы при наличии таковой. Сделать это несложно: на приборной панели автомобиля имеется целый комплекс диагностических индикаторов, среди которых вы обязательно найдете ту лампочку, которая укажет на текущее состояние ABS. Если при запуске двигателя эта лампа вспыхивает и тут же гаснет, это означает, что электронный блок управления просканировал антиблокировочную систему и не нашел изъянов в ее работе. Если же индикатор загорается и не гаснет или не загорается вообще, то это нужно воспринять как тревожный сигнал, призывающий проверить ABS на наличие неполадок.
- В системе торможения имеются тормозные шланги и вакуумный усилитель, которые также подлежат проверке, и проверять их нужно регулярно. Но если вы пользуетесь автомобилем старой советской модели, то на нем вакуумного усилителя может и не быть. Для проверки вакуумного усилителя многократно надавите на тормозную педаль и, продолжая держать ступню на педали, запустите мотор. При усилителе, не имеющим повреждений, педаль должна «утопиться» на небольшую глубину. Если такого не случилось, но при этом вы услышали в салоне шипение, то поторопитесь заменить усилитель.
- Проанализируйте герметичность тормозной системы авто. Это сделать несложно: сядьте на водительское сидение и многократно нажмите на тормозную педаль. Если все в порядке, вы ощутите сопротивление во время нажатия, то есть, педаль не будет «проваливаться». Более того, с каждым новым нажатием сопротивление педали будет возрастать. Все эти признаки будут свидетельствовать о том, что с герметичностью тормозной системы у вас все в порядке. Но если при многократном нажатии на педаль тормоза сопротивление не изменится или уменьшится, знайте, что тормозная система перестала быть герметичной.
- Необходимо проанализировать свойство и уровень тормозной жидкости. Чтобы это сделать, вам нужно поднять крышку капота, найти емкость с тормозной жидкостью и посмотреть, в какой степени эта емкость заполнена. То есть, количество тормозной жидкости не должно превышать максимального уровня (ориентируйтесь по специальным отметкам) и опускаться ниже минимальной точки. При этом заострите внимание на запахе тормозной жидкости: гарью она пахнуть не должна. Кстати, здесь же вы сможете обнаружить разгерметизацию тормозной системы. При наличии таковой тормозная жидкость начнет покидать бак, и вы такой утечки не сможете не обнаружить.
- Для полной проверки тормозной системы есть смысл исследовать диски и колодки. Сделайте это обязательно! Необходимо убедиться в отсутствии износа этих механизмов. Некоторые колодки оснащены датчиками износа, которые предоставят вам объективную информацию. При отсутствии сигнального оборудования степень износа колодок можно определить визуально. Для этого оцените толщину фрикционной накладки, которая не должна быть меньше одного-двух миллиметров. Также не забудьте проверить, насколько изношены тормозные диски.
Проверка колес, ручного тормоза и тормозов в процессе езды
Проверяем колеса
Осматривая колеса, знайте, что они должны быть совершенно сухими, причем как снаружи, так и внутри. С особой тщательностью осмотрите внутренние поверхности колес, используя смотровую яму. Малейшее присутствие на колесах маслянистых следов послужит тревожным сигналом протекания рабочего цилиндра системы торможения.
Ручной тормоз
Проверяя тормозную систему автомобиля, было бы несправедливо забыть о ручном тормозе, который тоже является частью этой системы и подлежит проверке. Хороший, качественный «ручник» не позволит откатываться машине назад на дорожном уклоне в 23%. При этом вам необходимо посчитать, при каком количестве щелчков в процессе поднятия рычага ручного тормоза машина фиксируется в неподвижном положении. В самом идеальном случае «ручник» срабатывает за 3-4 щелчка.
Тормоза в движении
После визуальной проверки тормозов не забудьте протестировать тормоза в движении. Для этого разгоните машину на открытом отрезке дороги примерно до скорости 50-60 км/ч и после этого резко нажмите на тормозную педаль.
Важно! Проверку тормозной системы в процессе движения можно производить только после того, как вы убедились в исправности всех ее компонентов!
Что касается размера тормозного пути, то он у каждой машины свой и, как правило, зависит от состояния дорожного покрытия, от шин, от веса автомобиля и от многих других причин.
Примечание: при наличие в машине системы ABS процесс торможения будет несколько иным - при резком нажатии на педаль вы почувствуете обратную отдачу, которая будет проявляться в качестве специфической вибрации. А если на машине установлена система курсовой устойчивости, то в этом случае при резком торможении на «торпедо» начнет работать индикатор, сообщающий о работе этой системы.
В заключение отметим, что систему торможения автомобиля можно проверить с помощью специального стенда диагностики, который предоставит объективную информацию относительно состояния тормозной системы.
Видео о работе тормозной системы автомобиля:
Тормозная система необходима для быстрого изменения скорости или полной остановки автомобиля и удержания его на месте при стоянке. Для этого на автомобиле есть такие виды тормозных систем, как - рабочая, стояночная, запасная и вспомогательная система (тормоз-замедлитель).
В случаи, если у вас появились сомнения в исправности, то необходимо их проверить. Ведь будет прискорбно, если действительно они неисправны, а впереди будет бетонная плита или чего хуже чей-то Лексус.
Содержание статьи: |
Как проверить дисковые тормоза?
При проверке дисковых тормозов, как правило в первую очередь измеряется толщина накладок на колодках. В случаи если видна стальная опорная плита, то это нам говорит о том, что необходимо произвести замену тормозных колодок.
При проверке дисковых тормозов на исправность выполняем следующие действия.
1) . Поднимаем домкратом автомобиль, снимаем переднее колесо. В данном случаи не стоит также забывать и о безопасности, то есть следует использовать колесные башмачки.
2). Перед вами тормозной диск, он же ротор. Проводим рукой по двум сторонам диска от центра к краю. Таким образом можно будет определить изношенность тормозного диска. Если почувствуете неравномерность износа или же диск сильно изношен, то следует обратиться к мастеру, для определения возможности дальнейшей эксплуатации тормозного диска (после росточки) или придется произвести его замену.
3) . Далее проверяем тормозной суппорт. Только помните, если автомобиль совсем недавно эксплуатировался, то суппорт будет горячим. Но а если нет, то обхватываем его руками и покачиваем из стороны у сторону, что позволит убедиться в исправности монтажных шпилек и проушин.
4) . Обращаем внимание и на тормозные колодки. В случаи, если толщина накладок тормозных колодок составляет всего 30 процентов от толщины накладок на новых, то заменяем их на новые.
5) . Перед заменой колодок на новые, поршня суппорта утапливаем в корпус, для того чтобы суппорт легко сдвинулся с тормозного диска. После этого откручиваем один из болтов крепления, сдвигаем суппорт и заменяем колодки. Собираем в обратной последовательности.
Как проверить барабанные тормоза?
1). Устанавливаем автомобиль на ровную площадку и под колеса подкладываем упоры. Снимаем со стояночного тормоза, ослабляем болты крепления заднего колеса, ставим на домкрат его (с соблюдением всех необходимых мер предосторожности) и снимаем.
2) . Снимаем тормозной барабан. Отворачиваем болты, вставляем их в технологическое отверстие и заворачиваем до отделения барабана.
3) . Чтобы облегчить процесс снятия и установки тормозного барабана, в зазор между ступицей и барабаном наносим препарат «Унисма – 1» примерно на 15 минут.
4) . В случаи, если тормозной барабан совсем прирос, особенно, когда рабочий тормозной цилиндр не действует, можно воспользоваться следующим вариантом. Просверливаем в барабане несколько отверстий диаметром 2-3 мм, вплотную к выступающий части полуоси. Сверлить начинаем по стыку барабана и полуоси, через который тормозная жидкость проникает в зону контакта. А это в свою очередь может облегчить процесс снятия барабана.
5) . Сняв тормозной барабан, проверяем состояние тормозных колодок с накладками и рабочей поверхности тормозного барабана. Сломанные, изношенные, деформированные колодки заменяем на новые.
Как проверить ручной тормоз?
Как правило, выход из строя механизма ручного тормоза заключается в окислении стальных тросов, которые препятствуют его продвижению по оболочке, в разрыве отдельных нитей или в чрезмерном их удлинении.
Проверка и регулировка стояночного тормоза является очень важным моментом в обслуживании автомобиля. Обрыв стояночного тормоза может стать наиболее неприятным исходом, однако именно его проще всего выявить.
Как проверить?
1) . Для проверки стояночного тормоза автомобиля, желательно загнать его на яму или же поднять на подъемнике. Но в случаи, если такой возможности все же нет, то можно забраться под днище, прихватив с собой инструмент, чтобы снять защитную накладку, закрывающую механизм стояночного тормоза снизу.
2) . Саму операцию лучше конечно проводить с помощником, который будет периодически поднимать и опускать рычаг стояночного тормоза.
3) . Находясь под автомобилем, проверяем насколько хорошо ходят тросы в оболочке, имеется ли на их поверхности ржавчина, отложения, не видно ли порванных нитей.
4) . В случаи, если желаете произвести более детальный осмотр, тросы уже придется полностью снять.
Причины неисправностей .
1) . Если ручка ручного тормоза ходит достаточно легко, в барабанах слышна работа возвратных пружин, но при нахождении рычага в верхней точке не происходит блокировка колес, то значит, что тросы сильно растянуты. Решить проблему можно путем регулировки. В крайнем случаи производим замену.
2) . В случаи, если при попытке «включить» ручной тормоз рычаг не двигается, поднимается со значительным усилием или при его опускании не происходит разблокирование задних колес, то скорее всего «закисли» тросы в оболочке или же произошел частичный разрыв нитей, которые препятствуют свободному ходу троса.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов?
Способ №1.
1). Запускаем двигатель автомобиля, и примерно через 10 минут глушим его. Затем нажимаем на педаль тормоза до упора. При исправно работающем элементе система сработает один раз и вакуум притянет дифрагменную пружину. При последующих нажатиях давление в системе будет иссекать.
2) . Ход педали будет все уменьшаться и уменьшаться. Но нам необходимо обеспечить тормозное усилие именно при первом нажатии. И если устройство справилось с испытанием, то значит с ней все в порядке.
3) . Важный момент: педаль при последующем запуске (если ее зажать в полу) должна опуститься. Это свидетельствует о том, что в системе набралось достаточное давление. Оба контура исправны.
Способ №2.
1) . Запускаем двигатель и нажимаем на педаль, после чего двигатель глушим. При этом педаль необходимо держать в полу, опускаем только через 20 – 30 секунд.
2) . Механизм после этого должен вернуться в исходное положение, так как в контуре образовалось чрезмерное давление. Но в случаи, если педаль «провалилась», то это нам говорит о том, что в вакуумной камере есть утечка.
3) . В этом случаи либо ремонтируем, либо же производим замену вакуумного усилителя тормозов.
Как проверить ход педали тормоза?
Уменьшенный свободный ход педали тормозной системы автомобиля может вызвать подтормаживание колес, что в свою очередь может привести к перегреву тормозных механизмов. Вследствие этого автомобиль будет плохо разгоняться.
1) . Плавно нажимаем на педаль тормоза до тех пор, пока не почувствуем сопротивление. В этом положении между буфером выключателя и кронштейном педали вставляем пластину толщиной в 3 мм. В случаи, если пластина между кронштейном и буфером не входит или же между ними остается большой зазор (более 2 мм), то производим регулировку свободного хода педали тормоза.
2) . Удерживая педаль в нажатом положении, ослабляем затяжку двух гаек крепления выключателя сигнала торможения и перемещая выключатель, добиваемся свободного хода педали. После регулировки кронштейн должен упираться в буфер выключателя (при отпущенной педали). Удерживая педаль в таком положении, затягиваем гайки крепления.
3) . В случаи, если таким способом вам все же не удалось отрегулировать ход педали, то придется обратиться к специалисту.
Как проверить тормозную жидкость?
На автомобилях выпускающихся с середины 1980-х годов и по сегодняшний день емкость прикрепленный к главному тормозному цилиндру является прозрачным. Благодаря прозрачности, для проверки уровня тормозной жидкости, отпадает необходимость в отворачивании крышки.
При проверке уровня жидкости помните, что она должна находиться между отметками «MIN» (минимальной отметки) и отметкой «MAX» (максимальной отметки). То есть не ниже минимальной отметки и не выше максимальной.
При этом также стоит отметить и тот факт, что на некоторых моделях автомобилей (в том числе и на старых) емкость для тормозной жидкости является металлическим и не прозрачным. В этом случаи для проверки уровня жидкости уже придется снимать крышку.
После откручивания крышки, следует посмотреть на сплошную линию, отмеченную внутри резервуара. Но в случаи, если этой линии все же не видно, то вам следует убедиться в том, что уровень жидкости находится примерно в 6 мм от верхней части резервуара. В противном случаи нужно будет жидкость долить до необходимого уровня.
Тормозная система: секреты обслуживания
Распространенные проблемы тормозной системы . Одна из самых популярных проблем заключается в скрипе при торможении. Это может быть последствием как стирания колодок, так и их перекоса, когда происходит трение металлических поверхностей.
Вторая проблема может заключаться в вибрации при торможении руля или корпуса автомобиля. В первом случаи это может быть связано с неисправностью передних тормозов, а во втором — при задних.
Если при торможении автомобиль уводит в сторону, то скорее всего проблема заключается в одном из суппортов, который пришел в негодность.
В процесс непрерывного трения может также произойти и заклинивание колодок, что может вызвать сильный нагрев деталей суппорта.
Требования к смазке суппортов .
1) . Смазка для суппортов должна выдерживать высокие температуры т.к. из-за сильных нагрузок детали тормозной системы могут разогреваться до 500 С. В противном случаи она может вытечь или затвердеть, что может привести к заклиниванию суппорта.
2) . Второй фактор на который также необходимо обращать внимание – низкие температуры. В России в зимнем периоде климат является достаточно суровым. В некоторых регионах температура может опускаться до -30 градусов и ниже. А некоторые смазки не выдерживают температуру -15 градусов.
3)
. Еще один фактор заключается во влиянии смазки на резиновые детали суппорта, к примеру на пыльник. Эта деталь предназначена для защиты направляющих от попадания на них грязи и реагентов, что также может напрямую влиять на тормозную систему. Пыльник не должен менять как свои размеры, так и жесткость.
Заключение
Для того, чтобы тормозная система автомобиля постоянно исправно работала, следует внимательно следить за состоянием вашего транспортного средства самостоятельно, просить о подобной услуге более опытных водителей, или периодически посещать СТО. В таком случае риск неисправности тормозной системы приближается к нулю, так как ее устройство довольно проста и ломаться там практически нечему.