Впервые севший за руль человек должен хотя бы теоретически знать правила переключения передач на автомобиле, ведь на практике они отличны один от другого. Единственное, что их объединяет - схема, состоящая из таких основополагающих моментов: выжимания сцепление, перехода на высшую передачу и, наконец, «расслабления» педали сцепления. При переключении передач авто притормаживает, теряя набранную скорость, и едет как потерявшая равновесие «масса», идущая по только по инерции. Этот факт обуславливает нужду переключать скорости аккуратно, однако не очень медленно, чтобы авто не успело окончательно затормозить.
Со временем переключение передач проходит на подсознательном уровне
Правила переключения передач в МКПП
Как бы ни торопился вперёд прогресс, ни совершенствовалось автопроизводство, машины с механической трансмиссией среди опытных автовладельцев ценятся больше, нежели те, которые обладают автоматической КПП. Новичкам, и без того испытывающим сложности в управлении, «механика» кажется слишком трудной, однако, как показывает опыт, работать с ней легко - это умеют миллионы.
Автовладелец должен знать все тонкости переключения на механике, что способствует уверенности и возможности продумать сложившуюся на дороге обстановку. Находясь за рулём, нельзя задумываться, все операции нужно проводить быстро, на рефлекторном уровне. Чтобы получить такой результат, познакомиться «поближе» с коробкой передач лучше всего с выключенным силовым агрегатом. Однако не стоит забывать о практической езде. Итак, как правильно переключать передачи:
- Чтобы тронуться, сцепление выжимается, затем рычаг коробки ставится на первую передачу, сцепление медленно отпускается и нажимается на газ. Если нужно ехать быстрее, следует увеличить скорость и, естественно, постепенно переключаться на высшие передачи.
- На практике переключения производят реже, разогнав автомобиль до оптимальной скорости, можно ехать так довольно долго. Переход по скоростям должен идти по порядку, т. е. со 2-й на 3-ю, затем на 4 и 5-ю.
- При торможении или подъезде к светофору следует выжать сцепление и переставить рычаг КПП на «нейтралку», отпуская сцепление. Если скорость значительно снизилась (30 км/час), выжимаем сцепление, рычаг переводим на вторую передачу.
- Срочное требует максимальной внимательности автовладельца, нажав на педаль тормоза, нужно быстро выжать сцепление, чтобы выключить силовой агрегат. Затем, не отпуская сцепления, переставить рычаг в положение «нейтраль».
Основы основ для новичков
Правила переключения механической коробки передач для всех авто одинаковые, переход зависит от мощности и скорости, на которой едет автомобиль. Водителям с большим опытом нет необходимости смотреть на спидометр, переключение передач они производят на интуитивном уровне, понимая необходимость переключения по звуку двигателя. Автовладельцы-новички не должны забывать о показаниях этого устройства, следует уяснить, что:
- во время движения с 0 до 20 км/час должна быть включена первая передача;
- на скорости от 20 до 40 км/час - вторая;
- от 40 до 60 км/час - третья;
- от 60 до 90 км/час - четвёртая;
- скорость свыше 90 км/час предусматривает положение рычага на пятой передаче.
Во время движения эти скоростные диапазоны «стираются», практика показывает, что, начиная со второй передачи, переключение происходит иначе. Дело в том, что мощность новых авто способна позволить своему владельцу даже на второй передаче дойти до разгона в 70 км/час, однако, это слишком непродуманный шаг, так как слишком затратный. Переключение на пятую передачу большинство водителей производят при превышении скорости в 110 км/час, хотя рекомендуется это делать уже при 90 км/час. Автовладелец, естественно, должен знать о нормах, но переключать скорость исходя из возможностей машины и . Итак, правильное переключение передач сводится к одному - плавному выжиманию механизма сцепления и быстрому переключению скоростей.
Переключение скоростей во время обгона
Во время езды по трассе, например, зачастую приходится обгонять рядом едущие авто. Но как совершать обгон? Есть одно весомое правило - не делать этого на текущей скорости. Ввиду того, что во время движения по шоссе машина медленно достигает наиболее приемлемой скорости.
Во время обгона лучше всего действовать так: сравнявшись с попутным авто, медленно притормозить до уравнивания скоростей и только потом перейти на высшую скорость. Отъехав до появления значительного просвета, авто необходимо перевести на более устойчивую скорость и завершить обгон.
Новички во время движения часто обгоняют соседствующие машины на текущей передаче, однако такое можно делать лишь в случае свободной «встречки». Если впереди вдруг появится встречное авто, манёвр завершить не удастся.
Что делать, если тормозить приходится силовым агрегатом?
Во время движения иногда приходится притормаживать двигателем, что позволит продлить жизнь тормозной системе. Кроме того, на покрытой льдом дороге или крутом спуске тормоза отказывают, поступить в этом случае лучше так: отпускаем ускоритель, зажимаем сцепление, спускаемся на меньшую скорость и медленно отпускаем сцепление.
Однако в ситуациях, требующих моментальной реакции, очень сложно определить момент замедления и дальнейшее переключение. переходить по скоростям нужно перескочив одну передачу, но с течением времени подобные действия способны разрушать шестерни. Важнейшим моментом является функционирование механизма сцепления в момент «подхвата».
Несмотря на кажущуюся сложность, работать с МКПП несложно, важно научиться «понимать» авто и выполнять все операции обдуманно.
Заключение
Езда на автомате проста, однако достигается она «благодаря» потере важных качеств машины, в частности, её экономичности. МКПП предпочитают пользоваться опытные автолюбители, не способные совершать таких простых ошибок, как:
- преждевременное прибавление мощности силового агрегата;
- «бросание» механизма сцепления;
- неудачной синхронизации этих процессов.
Если переключение скоростей проходит неверно, авто идёт рывками, из-за чего . Чтобы таких ситуаций не было, стоит немного поездить, понять механизм сцепления.
Появление автоматических коробок передач не вызвало восторга у автомобилистов, поскольку на сегодняшний день они считаются неэкономичными. А приобрести автомобиль с действительно хорошей и надежной коробкой-автомат по карману далеко не всем. Поэтому большинству водителей приходится пользоваться механической коробкой передач, освоить которую не так уж и просто. Чтобы помочь в этом вопросе новичкам, которые только осваивают все азы вождения автомобиля с механической КПП, мы и подготовили данную статью.
1. Начало движения и коробка передач.
Старт автомобиля возможен только при включении передачи и открытии подачи бензина. В целом эта задача выглядит достаточно просто, но когда садишься за руль автомобиля и тебе необходимо выехать на оживленную дорогу, можно и растеряться. Тем более, что в момент старта автомобиль может просто глохнуть, что приводит неопытных водителей в недоумение. Чтобы подобного не произошло, необходимо правильно балансировать нажатие педалей газа и сцепления. Для того чтобы мотор завелся и не заглох, в определенный момент они обе должны находится в нажатом состоянии.
Однако еще более важно правильно использовать механическую КПП. Если старт автомобиля начинается с ровной и сухой поверхности, рычаг коробки передач рекомендуется перевести на первую позицию. Поскольку она будет передавать на колеса достаточно интенсивный крутящий момент, автомобильный двигатель вряд ли заглохнет.
Еще один важный момент: включать передачу необходимо только после того, как педаль сцепления будет буквально вжата в пол автомобиля. При этом сам рычаг автоматической КПП передвигать нужно медленно. Во время его переключения вы будете ощущать естественное сопротивление, которое нельзя преодолевать резкими усилиями. Но если при этом вы услышали неприятный звук от работы рычага и резкое смещение точки сопротивления, переведите рычаг в нейтральное положение, после чего полностью отпустите педаль сцепления и попробуйте выполнить задачу еще раз.
Сигналом о том, что вы переключились на нужную передачу, будет пропавшее усилие и остановка движения самого рычага. В этот момент он натолкнется на ограничитель, расположенный в конце паза, который зафиксирует рычаг.
Но все эти рекомендации полезны для езды в сухое и теплое время года. Когда наступает зима и приходят холода, стартовать лучше со второй передачи, с чем также необходимо ознакомиться начинающим водителям. Начав движение со второй передачи, вы сможете избежать пробуксовки колес по скользкой и мокрой дороге. При таком старте также можно избежать заноса и зарывания автомобильных колес в рыхлый снег.
Выполняется такой старт аналогично вышеописанному, однако в нем есть небольшая особенность. Если балансировка между нажатием педали газа и сцепления будет резковатой, вы рискуете очень сильно нагрузить автомобильный двигатель. Поэтому балансировка между нажатиями двух педалей должна быть максимально тонкой. Выполняя старт на своем автомобиле, необходимо учитывать несколько простых рекомендаций, которые помогут избежать поломки и преждевременного износа механической КПП:
1. Нельзя резко передвигать рычаг КПП и пытаться переключиться с передачи на передачу, прикладывая к нему слишком много усилий.
2. Педаль сцепления необходимо отпускать максимально плавно.
3. Контролируйте интенсивность подачи топлива.
2. Использование механической коробки передач на ходу.
Правильное переключение передач во время движения автомобиля позволяет обеспечить хорошую динамику работы всех автомобильных узлов, снизить расход топлива и предотвратить возможность поломок самой КПП. Если вы ранее интересовались вопросом о правильном использовании коробки передач, то наверняка сталкивались со следующей рекомендацией: каждое из положений рычага КПП соответствует определенной скорости, с которой движется автомобиль. Но эта рекомендация не имеет никакого отношения к реальности. Не стоит забывать, что каждый автомобиль имеет свою индивидуальную мощность, которая зависит и от силового агрегата, и от состояния основных рабочих узлов всего автомобильного организма. Более того, каждое авто имеет свои передаточные числа, которые подбираются индивидуально.Лучшая рекомендация для неопытных водителей – это следить за показателями автомобильного тахометра. Если на его циферблате вы видите показатель в промежутке от 2500 до 3500 оборотов в минуту, значит, двигатель работает наиболее экономично, и необходимости переключаться на другую передачу нет. Если же работа двигателя стала очень интенсивной, то необходимо переключиться на следующую, более высокую передачу. При этом не стоит забывать о сцеплении, педаль которого необходимо полностью вжимать. Если же обороты двигателя падают, снова необходимо переключить передачу, но в этом случае необходимо будет перейти на низшую.
Если же вы осуществляете разгон, то переключать передачи необходимо последовательно, переходя от первой ко второй, от второй к третьей и так далее. В целом можно перепрыгивать через одну или две ступени коробки передач, однако в такой ситуации необходимо быть предельно осторожным со сцеплением. Если педаль не будет выжата до конца, существует вероятность повреждения валов механической КПП.
Следует отметить, что непосредственно во время движения механическая коробка передач дает водителю целый ряд преимуществ. В частности, благодаря ей можно заблаговременно подготовиться к сложным дорожным ситуациям. К примеру, согласно правилам дорожного движения, переключаться на пониженную ступень коробки передач необходимо в следующих случаях:
1. Когда вы подъезжаете к очень крутому подъему.
2. Когда необходимо двигаться по достаточно опасному спуску.
3. Во время выполнения обгона.
4. На очень крутых поворотах.
Коробка передач может спасти вас даже в том случае, когда невозможно использование тормозов. К примеру, если вам приходится ехать по скользкому участку дороги или же ехать под уклоном. В таких ситуациях рекомендуется начать торможение при помощи двигателя. Для этого просто отпустите педаль газа и переключайтесь с высшей передачи на низшую до тех пор, пока скорость не спадет до необходимого предела. При этом не стоит очень сильно повышать обороты двигателя и если это возможно, то все же использовать тормозную систему.
Для водителей с большим опытом переключения передач не представляет никакого труда, поскольку они ориентируются на звук работы двигателя. Однако, пересаживаясь за руль другого автомобиля, все равно приходится учиться всему заново и адаптироваться к особенностями его мотора. Для настоящего профессионала подсказкой для переключения передач является наблюдение за реакцией автомобиля при нажатии . Когда двигатель достигает определенного уровня работы, он просто переключается на следующую передачу, тем самым улучшая работу автомобиля в целом.
Существует определенное отличие в переключении передач на спортивных карах, на которых установлены высокооборотные двигатели. Для того чтобы освоить вождение такого автомобиля, необходимо посещать специальные курсы, обучающие вождению скоростных авто.
3. Секреты экономичности механической коробки передач.
Даже зная, как переключать передачи на КПП, необходимо также освоить определенные правила, благодаря которым можно будет снизить расход топлива и уменьшить нагрузку на силовой агрегат. Заключаются эти секретные рекомендации в следующем:
1. Для снижения расхода топлива, набирая разгон, переключаться на ступенях коробки передач необходимо достаточно быстро. Как мы уже говорили, оптимальные точки переключения являются индивидуальными для каждой модели авто. Но в целом переход с первой ступени на вторую рекомендуется осуществлять в тот момент, когда автомобиль разгонится до 25 км/ч. На более высокие передачи можно переходить уже при разгоне до 50-60 км/ч.
2. Используйте основное правило использования механической КПП, которое гласит: если работа двигателя чрезмерно интенсивна, и автомобиль не нуждается в такой мощности для поддержания необходимой скорости, необходимо переходить на более высокую ступень.
3. Переход на более низкую передачу необходимо осуществлять в том случае, если без нажатия педали газа автомобиль начинает сбрасывать скорость. Нельзя выполнять медленную езду на высоких передачах, поскольку это способствует очень высокому расходу топлива.
Первое правило, которое поможет обеспечить исправную работу механической КПП, – это своевременное прохождение технического обслуживания автомобиля и всех его узлов. Но помимо этого, важно еще и правильно использовать коробку передач, что позволит увеличить срок ее службы в разы:
1. Для увеличения коэффициента полезного действия трансмиссии и предотвращения износа деталей, двигаться необходимо на прямой передаче, если она есть на вашем автомобиле. Благодаря этому вы сократите путь крутящего момента и снимете нагрузку с шестерен, которые будут меньше участвовать в передаче крутящего момента.
2. Нельзя оставлять выжатым сцепление, если при этом автомобиль уже разогнался до скорости в 20 км/ч. Особенно важно учитывать данную рекомендацию для автомобилей с задним приводом. Не менее важно знать о том, что нажатие педали сцепления необходимо осуществлять максимально быстро. Но вот отпускать эту педаль нужно плавно. Это позволит избежать пробуксовки и не будет вызывать преждевременного износа деталей.
3. Осуществлять остановку автомобиля исключительно через переключение ступеней коробки передач не рекомендуется. Для этого также необходимо использовать тормозную систему, параллельно с которой можно переходить с высших передач на более низкие.
4. Не оставляйте зимой свой автомобиль с включенной передачей.
5. Чтобы при езде по гололеду колеса не потеряли сцепление с дорогой, нельзя резко переключать передачи.
6. Уменьшить нагрузку на силовой агрегат во время переключения передач можно следующим образом: перед тем как переходить на более низкую передачу, немного сбрасывайте скорость при помощи тормозной системы.
7. Не забывайте чистить КПП и поддерживать необходимый уровень масла. Используйте только те смазочные материалы, которые рекомендует производитель вашего автомобиля.
Вместе с этим существует ряд действий, которые являются недопустимыми во время эксплуатации механической КПП. Речь идет о быстром и резком переключении с одной передачи на другую. Категорически запрещается осуществлять движение на автомобиле по скользкой дороге с выключенным сцеплением или же на нейтральной ступени коробки передач. Нельзя переключаться на заднюю передачу, если при этом авто движется вперед. Соблюдая все эти правила и обеспечивая механическую коробку передач необходимым и своевременным обслуживанием, вы избавитесь не только от возможных проблем в ее эксплуатации, но и максимально продлите срок ее службы.
Сегодня существуют автомобили как с автоматической коробкой переключения передач, так и с механической.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Причем коробки с «механикой» гораздо более сложны в управлении в силу особенностей процесса переключения передач.
Существует не только стандартный алгоритм включения скоростей, но также определенные нюансы. Соблюдать их необходимо.
Так как это является залогом «здоровья» всего автомобиля (двигателя, КПП и других систем), а также безопасности самого водителя, его пассажиров.
Правильное переключение скоростей КПП позволяет избежать большого количества неприятностей. Особенно важно правильно осуществлять данную процедуру в случае, если имеет место резкий поворот.
Именно по причине сложности относительно недавно стали разделать категории вождения на автомобилях с МКПП и АКПП.
Что нужно знать
Сегодня механическая коробка передач используется несколько чаще, чем автоматическая — несмотря на определенные сложности использования данного устройства.
Основной причиной тому является её относительная дешевизна, а также простота ремонта.
Установка такой коробки практикуется не только на бюджетные модели автомобилей, но также на дорогостоящие.
Нередко расход бензина при умелом переключении скоростей МКПП гораздо меньше, чем при использовании автомата.
Кроме того достаточно большое количество автовладельцев чувствуют себя более комфортно именно по причине управляя авто с МКПП.
Стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами, связанными с использованием механической коробки переключения передач.
На данный момент основными вопросами, рассмотреть которые нужно будет заранее, являются следующие:
- необходимые термины;
- основные функции.
Необходимые термины
Существует ряд терминов, с которыми нужно будет внимательно ознакомиться прежде, чем приступить к использованию механической коробки переключения передач.
Так как существует ряд действий, которые обозначаются соответствующим образом. Схема работы переключения передач может несколько отличаться на различных автомобилях.
К основным понятиям, с которыми нужно будет обязательно ознакомиться заранее, относятся:
- МКПП;
- АКПП;
- пониженная передача;
- повышенная передача;
- номинальные обороты;
- сцепление.
Сегодня для обозначения различных типов коробок для переключения передач, изменения скорости движения и передаточных чисел имеются специальные аббревиатуры.
Они применяются различной технической документации, а также во время обучения. МКПП «расшифровывается» как механическая коробка переключения передач.
Причиной подобного обозначения является именно принцип изменения передаточных чисел. Делается это за счет перемещения рычага, находящегося в салоне.
АКПП | Специальное устройство, благодаря которому осуществляется процесс переключения передач без использования сцепления. Достаточно будет только лишь нажать на педаль газа. В соответствии с нагрузкой, которая передается на двигатель колесами, изменяется скорость вращения коленчатого вала двигателя. Существует множество различных нюансов, связанных с работой АКПП, а также непосредственно видом таких коробок. Со всеми ними лучше всего разобраться заранее |
«Пониженная передача» | Скорость, которая на одну ступень меньше, чем текущая. Обычно переход на пониженную передачу имеет место, когда на двигатель ложится существенная нагрузка. «Повышенная передача» — скорость, на которую имеет место переход в случае, когда нагрузка на двигатель снижается. Очень важно правильно подбирать передачу для включения скоростей. Так как в противном случае могут возникнуть определенные перебои в работе двигателя |
«Номинальные обороты» | Обороты работы двигателя, при которых мотор работает ровно, не «в натяг», перебои не возникают. Для переключения передач на механической коробке необходимо будет обязательно выбирать подходящие обороты. Причем на разных автомобилях, а также разных коробках они несколько отличаются. Процесс данный подразумевает наличие определенных навыков и умений. Малоопытные водители ориентируются по тахометру. Остальные же ориентируются по звуку двигателя |
«Сцепление» | Составная часть трансмиссии транспортного средства, которая предназначается для подключения или же отключения ДВС с коробке переключения передач. Важной особенностью и отличием МКПП является необходимость использовать сцепление для переключения скорости. Существует множество различных типов рассматриваемого типа устройств. Но все они без исключения работают по одному и тому же принципу |
Основные функции
Прежде, чем разобраться, как плавно переключать передачи на механике, необходимо будет обязательно ознакомиться с основными функциями самой коробки.
На данный момент рассматриваемый узел выполняет следующие задачи в современном автомобиле:
- изменения частоты вращения колес;
- изменения величины крутящего момента на двигателе;
- увеличение срока непрерывной работы двигателя;
- оптимизация расхода топлива в различных режимах.
Причем использование данного типа коробки практикуется именно на двигателях внутреннего сгорания различных типов. Так как подобные механизмы обычно обладают низкой приспособляемостью.
Именно поэтому для изменения скорости движения в значительных пределах обязательно применение коробки передач.
В то же время двигателя паровые, электрические обладают высоким показателем гиперболической, параболической характеристик.
Если же говорить упрощенно, то механическая коробка переключения передач применяется для регулирования скорости движения автомобиля, а также выбора оптимальных оборотов.
Делается это обязательно с учетом дорожного режима. Например, при подъеме в гору обычно используется переключение на пониженную передачу.
Умелое использование механической коробки передач позволяет свести к минимуму величину расходуемого топлива.
Потому не только с целью соблюдения техники безопасности, но и ради снижения затрат на бензин необходимо разобраться с тем, как переключать передачи на механике при повороте, а также в других случаях.
Существует достаточно большое количество разных особенностей. Все их по возможности нужно будет соблюдать.
Как лучше переключать передачи на механике
Разобраться, как лучше переключать передачи на механике вниз и вверх, стоит на простом примере.
Многие водители учились ещё на старых коробках, которые устанавливались в ВАЗ 2110 и аналогичные. Принцип работы с течением времени практически не изменился.
Основными вопросами, рассмотреть которые нужно будет заранее перед тем, как приступить к переключению, являются следующие:
- движение с места;
- на высшую передачу;
- на низшую передачу;
- при обгоне;
- при экстренном торможении.
Движение с места
Обычно при обучении движение с места — один из самых сложных этапов. Алгоритм начала движения является стандартным вне зависимости от типа автомобиля, оснащенного механической коробкой переключения передач.
На данный момент данный алгоритм включает в себя следующие основные этапы:
В исходном положении | Должна быть установлена нейтральная передача, а также установлен ручной тормоз |
Поворачивается ключ | В замке зажигания или же нажимается кнопка электропуска |
Левой ногой до конца необходимо выжать сцепление | Правой нажимаем на тормоз |
Включаем первую скорость | — |
Снимаем автомобиль с ручного тормоза | — |
Очень медленно начинаем отпускать педаль сцепления — важно не пропустить момент его «схватывания» | Осуществить контроль процесса можно будет по специальному тахометру |
Далее медленно переносим ногу с педали тормоза на газ | Потихоньку добавляем обороты |
Если будет иметь место рывок — значит сцепление отпущено слишком рано или же нажатие на педаль газа было слишком плавным. Нередко «опытные» водители передерживают сцепление.
Понять это можно по специфическому горелому запаху внутри салона авто. Следует избегать подобной практики, так как таким образом можно серьезно навредить своему транспортному средству.
На высшую передачу
Обычно процесс переключения на повышенную передачу не составляет большого труда. Но в то же время существует особый алгоритм осуществления подобной процедуры.
Процесс данный должен осуществляться непосредственно в случае, если требуется увеличить скорость движения транспортного средства.
Алгоритм переключения на более высокую передачу осуществляется следующим образом:
Автоматизм переключения передач таким образом приходит со временем, с опытом. До этого времени лучше всего осуществлять контроль над переключением при помощи тахометра.
У каждого двигателя существуют оптимальные обороты, при которых необходимо будет осуществлять переключение.
На низшую передачу
Обычно процесс переключения на более низкую передачу более сложен, чем на более высокую. Особенно если процедура подобная осуществляется непосредственно при входе в поворот.
Процесс данный выглядит следующим образом:
- правая или же левая рука (в зависимости от расположения руля) помещается на рычаг переключения передач;
- немного нажимаем на педаль газа, после чего педаль выжимается до предела;
- далее переводится рычаг переключения передач в нужное положение;
- сцепление нужно максимально плавно отпустить;
- рука возвращается на руль.
По необходимости возможно использовать как педаль газа, так и педаль тормоза — в зависимости от дорожных условий, а также иных обстоятельств.
Необходимо обязательно учитывать все обстоятельства движения транспортного средства. Только так можно будет избежать самых разных сложностей, а также повреждения сцепления, коробки переключения передач.
При обгоне
Обгон — один из самых сложных элементов движения по дороге. Необходимо будет в обязательном порядке осуществлять движение на необходимой скорости.
При этом существует ряд обстоятельств, в соответствии с которыми необходимо будет осуществлять переключения.
В случае обгона обычно имеет место переключение передачи на более высокую. Причем используется стандартный алгоритм реализации данного действия.
Важно лишь учитывать следующие моменты:
- выбирать подходящие обороты для переключения скорости;
- соблюдать скоростной режим;
- избегать потерь мощности — это позволит избежать сложностей во время обгона.
При экстренном торможении
Иногда возникают обстоятельства, при которых требуется осуществлять экстренное торможение. Например, ДТП, возникновение на дороге неожиданных препятствий, другое.
Главным условием подобного торможения является необходимость не выключать скорость. Так как для осуществления маневрирования к таких условиях потребуется соединение двигателя с КПП.
В противном случае при попытке набрать скорость водитель может попросту не успеть включить для этого нужную передачу.
Поэтому оптимальным решением в таком случае является быстрое переключение на пониженную передачу. Таким образом возможно будет свести вероятность возникновения ДТП к самому минимуму.
Секреты переключения
Процесс переключения передач имеет большое количество самых разных нюансов. Со всеми ними лучше всего разобраться заранее. Это позволит избежать множества проблем, затруднений.
К основным вопросам, рассмотреть которые лучше всего заранее, можно отнести:
- без рывков;
- как быстро научиться;
- без сцепления.
Без рывков
Нередко новички, которые не имеют достаточного опыта управления транспортным средством, имеют сложности с плавным троганьем и переключением передач.
Возникают рывки, двигатель может начать работать неровно. Исправить подобное можно только лишь путем множества тренировок.
Необходимо будет выбрать ровную поверхность, на которой множество раз отработать процесс начала движения.
Обычно проблемы с рывками имеют место в случае, когда двигатель не получает достаточное количество мощности.
Именно поэтому в большинстве случаев проблемы решается банальным повышением оборотов. Отследить их можно будет по тахометру.
С опытом же водитель сможет даже при отсутствии такового, по ощущениям от работы двигателя выбрать нужное усилие нажатие на педаль газа.
Как быстро научиться
Скорость обучения плавному переключения передач зависит от множества факторов. В первую очередь это врожденные способности самого водителя к управлению транспортными средствами.
Также важным фактором является тип автомобиля, а также МКПП. Многие современные коробки снабжаются специальными синхронизаторами, а также иными приспособлениями для уменьшения нагрузки на двигатель, коробку.
Видео: как переключать передачи
Соответственно, в автомобилях, которые оснащены подобными устройствами, процесс переключения передач существенно упрощается.
Именно поэтому по возможности новичкам стоит выбирать именно такого типа транспортные средства. Это позволит избежать самых разных сложностей в процессе обучения переключению передач на автомобиле.
Без сцепления
Также можно переключать передачи без использования сцепления. С выключением передачи какие-либо сложности обычно не возникают.
Достаточно просто бросить педаль газа и потянуть рычаг КПП в нейтральное положение. Алгоритм включения выглядит следующим образом:
- отпускаем педаль газа;
- переводим рычаг в нейтральное положение;
- включаем нужную передачу;
- через некоторое время передача включится — когда обороты двигателя дойдут до нужных в конкретном случае.
Важно помнить, что не следует «додавливать» передачу. Это может существенно навредить двигателю. Звук при переключении передач таким способом достаточно пугающий.
Несмотря на то, что это крайне редкий выбор передачи при движении, существуют ситуации, при которых есть необходимость перехода на первую скорость, которая будет предпочтительнее для более быстрого разгона, когда автомобиль все еще движется, несмотря на то, что переключение будет связано с определенными сложностями.
Переключение передач может стать автомобильным искусством и полного понимания того, какие действия формируют ровные переходы между передачами, оборотами двигателя и разных скоростей вращения валов в . И несмотря на то, что первая передача по своей природе спроектирована исключительно для того, чтобы сдвинуть автомобиль с места, шпильки и очень крутые повороты, помноженные на крутизну подъема, могут потребовать перейти на передачу с более высоким коэффициентом крутящего момента, на первую скорость коробки.
Если вы пробовали переключаться таким образом раньше, вы, возможно, заметили, насколько трудно бывает «воткнуть» первую передачу, вплоть до лязга под капотом, даже при полном выжиме сцепления. Сразу успокоим, с вашим автомобилем все в порядке, коробка не сломалась, синхронизаторы не рассыпались, просто нужно знать особую технику для того чтобы правильно и четко переключаться на самую низкую скорость.
В обычной жизни, чаще всего ситуация с переходом на 1-передачу происходит в том случае, когда автолюбитель, подъезжая к светофору, практически остановил автомобиль на красный свет, но вот внезапно загорается зеленый сигнал светофора и нужно быстро тронуться. Вторая будет вытягивать долго, приходится всеми правдами и неправдами включать первую, вот здесь и помогут знания которые мы хотим вам дать.
Технически проблема заключается в том, что разница в соотношениях между второй и первой передачами слишком большая. Поэтому, далеко не всегда синхронизаторам удается удачно справится с задачей для восполнения этого пробела. Синхронизирующим устройствам на первой передаче приходится трудиться намного сильнее, чем на остальных передачах, что может привести к их досрочному выходу из строя и .
Синхронизаторы, по сути действия можно сравнить с небольшим сцеплением, которого установлено на выходном валу между шестернями, замедления или увеличения относительные скорости передач для выполнения легкого зацепления зубьев в передаче. Поэтому, когда происходит попытка переключения на первую передачу, относительная скорость между выходным валом и входным валом будет чрезмерно большой, по сравнению с другими менее различными по соотношению скоростями.
Для примера возьмем трансмиссию Honda Civic 2016 года. Соотношение для первой передачи составляет 3.6:1 , что означает, на каждые 3.6 полных оборота коленвала, шестерня делает всего один оборот. 2-я передача имеет соотношение 2.1:1 , соотношение 3-й составляет 1.4:1 , 4-я-1:1 (прямая передача), 5-я 0.8:1 и последняя, 6-я, 0.7:1 .
Как видите, разница в передаточном числе становится все меньше и меньше, с переходом на повышенные передачи, что в свою очередь облегчает задачу для синхронизаторов, сопоставляя скорости вращения шестерен.
Впрочем, схожие проблемы могут возникать не только при переключении со второй на первую.
Например, вам нужно совершить обгон транспортного средства, но до сплошной линии остается недостаточное расстояние. Вы двигаетесь на четвертой передаче, и уже начали обходить обгоняемый автомобиль. Нужно быстро ускориться. Единственным логичным способом в данной ситуации станет переход на пониженную передачу.
Третья? Вряд ли, необходимо более интенсивное ускорение. Опытный водитель, сопоставив скорость движения и обороты двигателя, может прийти к выводу, что нужно включить вторую скорость. Ок. Но сделать это без четкого осознания выполняемых действий будет очень сложно и крайне вредно для коробки. Поэтому существуют решения для безопасного совершения действия.
Их можно разделить на две основные группы: двойной выжим сцепления и перегазовка .
Они позволят сравнять скорости вращения коленчатого вала, уменьшив нагрузку на синхронизаторы на передаче, и поспособствуют плавному переключению. *
*Несмотря на действенность методов мы не рекомендуем регулярное их применение, особенно переход на первую передачу, поскольку максимально снизить ударные нагрузки все равно не получится, и трансмиссия будет получать дополнительный стресс.
Двойной выжим сцепления
Подробнее об этой технике вы можете ознакомиться в нашей статье: Здесь же мы изложим основные постулаты.
Резюмируя процесс переключения на пониженную передачу с четвертой на третью:
- 1. Нажмите на педаль сцепления.
- 2. Переводим рычаг переключения в нейтральное положение.
- 3. Отпускаем сцепление.
- 4. Нажмите на дроссель.
- 5. Нажмите на педаль сцепления еще раз.
- 6. Переключаем на третью передачу.
- 7. Отпускаем педаль сцепления.
С появлением АКПП все оценили ее достоинства в плане удобства управления автомобилем. Однако учитывая ее недостатками, определенное число водителей предпочитает использовать МКПП. Если раньше вам не доводилось ездить на машине с такой коробкой передач, то готовьтесь к тому, что вам действительно придется заново переучиваться ездить на машине. Тем сегодняшней статьи будет посвящена тому, как правильно переключать передачи на механике во время движения.
Умение владеть техникой переключения на МКПП очень важно, потому как такой вид трансмиссии позволяет полностью контролировать поведение автомобиля на дороге . Кроме того, механика концентрирует постоянное внимание водителя, а также учит заранее просчитывать дорожную ситуацию, чтобы избежать аварий.
На первый взгляд, это довольно сложно, однако постоянные тренировки оттачивают все действия до автоматизма, а значит, овладеть механикой можно только постоянно практикуясь.
Теперь немного теории. Для начала, необходимо научиться трогаться. Как на автомате, рычаг переключения должен стоять в нейтральном положении, чтобы исключить самопроизвольное начало движения. Для большей уверенности рекомендуется выжимать сцепление. Последнее действие снижает нагрузку на стартер, так как ему не придется раскручивать первичный вал КПП.
Как только двигатель прогреется, а вы решите начать движение, выжмите сцепление, затем включите первую передачу. Теперь самое ответственное – нужно медленно отпустить сцепление, а также добавлять обороты двигателю. Делать это нужно как можно плавно, но быстро, чтобы не сжечь фрикционный диск. Конечно, с первого раза это может не получиться, но постоянные тренировки и практика помогут вам быстро освоиться с управлением.
После того, как вы научитесь трогаться, самое время изучить принципы разгона
. Это очень сложная тема, потому как многие начинающие водители попросту забывают включать передачи и продолжают наращивать скорость на первой передаче.
- Во-первых, это вредно для двигателя, так как он начинает работать под большой нагрузкой
- Во-вторых, многократно увеличивается расход топлива. Поэтом запомните простое правило. Раскрутили двигатель до нужного диапазона оборотов – переключаемся.Самое изменение ступени происходит следующим образом: педаль газа нужно отпустить и резко выжать сцепление. Пока сцепление выжато, необходимо включить следующую передачу и плавно, но уже быстрее отпускать сцепление. В этом случае также добавляется газ. Как только это получится без рывков и падения скорости, значит, вам все удалось.
Посмотрите видео о том как плавно тронуться на механике
https://youtu.be/rAkN_mUw42g
Многие водители спорят о том, когда лучше переключать передачу. Действительно, это очень острая тема в наше время, потому как все автомобили разные. Однако для бюджетных автомобилей все же сформировались некоторые нормы. Все переключения осуществляются при 2500-3000 оборотах
. Однако стоит отметить, что чем они выше, тем быстрее автомобиль будет разгоняться, но потреблять больше топлива, поэтому необходимо найти среднее. Если вам неудобно пользоваться тахометром или у вас его просто нет, то можно пользоваться и спидометром:
1. 0-20 километров в час – это 1 передача
2. 20-40 километров в час – это 2 передача
3. 40-60 километров в час – это 3 передача
4. 60-90(110) километров в час – это 4 передача
5. Все остальное принадлежит 5-ой скорости.
Конечно, это усредненные значения, которые зависят от мощности двигателя, коробки передач и редуктора (если он есть). Многие автомобили позволяют разогнать до 90 км/ч и на второй скорости, однако это сильно влияет на потребление топлива.
Здесь тоже все достаточно просто, но нужно знать одну важную деталь. При езде на повышенной передаче вы можете разогнаться до большей скорости с экономией топлива, но за больший промежуток времени. Время при обгоне играет важную роль, ведь чем дольше он будет совершаться, тем опаснее становится маневр, поэтому рекомендуется включить передачу пониже и на повышенных оборотах осуществить опережение автомобиля. В конце маневра можно включить следующую скорость.
Последний этап – это торможение . Научиться этому довольно сложно, но вполне возможно. Если вам необходимо очень быстро сбросить скорость, то достаточно быстро нажать сцепление с тормозом. Применять такой прием можно только в экстренных случаях. Для всех остальных – нужно сбросить газ, и притормаживать тормозом. Как только скорость упадет до следующей передачи, выжмите сцепление, не ослабляя нажатия на тормоз, и включите пониженную передачу. Отпускать сцепление теперь нужно так же, как и при начале движения. Как только вы переключитесь на 2 передачу, дальнейшее торможение можно осуществлять на сцеплении.Как переключаться на механике без синхронизаторов
Синхронизаторами называют специальные механические устройства, которые нужны для уравнивания скоростей шестерней . Без них включение осуществляется с хрустом и затруднениями. Кроме того, это разрушает трансмиссию, поэтому при включении скоростей здесь нужно использовать два приема – двойной выжим и перегазовка.
Двойной выжим используется при переключениях на повышенную передачу.
Суть этого действия заключается в следующем: автомобиль разгоняется, а затем нужно выжать сцепление и переключиться на нейтральную, теперь отпустить и снова нажать и переключиться на высшую ступень. Конечно, делать это нужно как можно быстрее.
Перегазовка – это старый, но верный способ сохранить коробке передач жизнь и один из методов не потерять мощность при переключении на пониженную. Пригодится и тем, кто использует МКПП с синхронизаторами, так как при обгоне это поможет поднять обороты и увеличить мощность. Многие наверняка видели, как водитель грузового автомобиля при замедлении очень часто поднимает обороты двигателя и делает это не зря.Во время замедления или перед совершением обгона, необходимо выжать сцепление, включить нейтральную передачу, отпустить педаль и нажать газ до упора. Обороты поднимутся и в этот момент нужно включить пониженную. В этой ситуации сцепление можно бросать.
Научиться этим приемам легко, достаточно немного потренировать на пустой дорогое, и тогда вы сможете в совершенстве владеть техникой переключения на механической коробке передач.