Начинающие автомобилисты часто ищут в правилах дату, когда необходимо «переобуть» автомобиль, а также официальное обоснование наказаний за не соответствующую сезону резину. ПДД не содержат такой информации. А вот условия эксплуатации покрышек, данные о зимнем варианте шин и штрафах можно изучить в приложении к Правилам дорожного движения.
Штраф в 500 руб. или предупреждение при проверке на дороге регламентированы Кодексом об административной ответственности, который ссылается на Приложение № 1 в ПДД.
Где указан срок замены шин?
Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.
Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.
ПДД о состоянии шин, дисков
В 2018 г. актуальны Правила дорожного движения с Приложением № 1 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пятом пункте регламентируется допустимая глубина рисунка на протекторе и деформации, при которых использование транспорта влечет за собой риски аварии для всех участников дорожного движения. Данный пункт обуславливает применение штрафных санкций в размере 500 руб. Автомобилиста также могут просто предупредить о недопустимости использования авто в ненадлежащем состоянии.
Глубина рисунка на протекторе
Измерение глубины протектора требуется при отсутствии индикатора. Если он предусмотрен конструкцией покрышки, то изношенность определяется по нему. Глубина протектора, установленная в ПДД:
- для мотоциклов, мопедов – 0,8 мм;
- для легковых авто и грузовиков с грузоподъемностью меньше 3,5 т – 1,6 мм;
- для грузовиков (от 3,5 т) – 1 мм;
- для автобусов и маршрутного транспорта, в котором больше 8-ми пассажирских сидений – 2 мм.
Такие показатели устанавливаются для дорожного покрытия без снега и льда. В условиях наледи и снежного покрова глубина протектора должна быть не меньше 4 мм. Если показатель 3,5 мм и меньше, то предусмотрено наказание – штраф 500 руб.
Какие шины считаются зимними по ПДД?
Поскольку шинный ассортимент включает несколько сезонных разновидностей, то в ПДД прописали характеристики зимних шин. Это специальная маркировка (трехпиковая вершина со снежинкой, буквы латиницы M S), глубина протектора не менее 4 мм. Для универсальных покрышек в зимний период эти правила также актуальны. Приобретая комплект всесезонных шин, стоит уточнить наличие маркировки, иначе на обледеневшей трассе при проверке могут выписать штраф.
Сотрудники дорожной полиции вправе оштрафовать водителя, если на покрышке виден индикатор изношенности. Шипованную резину можно использовать только с декабря по февраль, показатель износа для нее такой же.
Какие нарушения эксплуатации шин прописаны в правилах?
В приложении предусмотрено, что нельзя эксплуатировать авто, если:
- имеются повреждения покрышек, обнажающие корд;
- отслаивается протектор или боковина;
- отсутствует крепежный болт (гайка);
- расслаивается корд;
- присутствуют трещины диска или ободьев;
- нарушена форма (размер) крепежных отверстий;
- имеется несоответствие (по размеру, нагрузке) покрышки модели машины.
На одну колесную ось запрещено устанавливать покрышки разные по:
- размеру, конструкции, модели, рисунку протектора;
- степени изношенности (новые и со стертым рисунком, новые и восстановленные)
- сезонным характеристикам (для лета и для зимы).
Если транспорт оснащен покрышками с шипами, то они должны быть на всех колесах.
Примеры нарушения правил ПДД, которые касаются шин
- На одном авто установлены зимние (с маркировкой) и летние (без маркировки) шины.
- Рисунок ламелей на протекторе шин, расположенных на одной оси, отличается.
- На передней оси стоят шипованные покрышки, а на задней – фрикционные.
Штраф за такое нарушение – 500 руб., основание – КоАП (ст. 12.5).
Можно ли ставить разные шины на разные оси по ПДД или нет, вопрос достаточно актуальный. Каждый водитель пытается снизить затраты на своё транспортное средство. Но что указано по этому поводу в законодательстве и как разные шины отразятся на безопасности передвижения автомобиля.
Рисунок протектора шины влияет на:
- качество сцепления на различных видах покрытия дороги при различных погодных условиях;
- управляемость автомобиля;
- скоростные возможности;
- уровень шума и степень комфорта.
Помимо всего прочего у шины есть такой показатель как износ и он не должен превышать допустимые нормами показатели.
Законодательная база
Действующие Правила гласят, что не разрешается устанавливать колеса с различным рисунком протектора на одну и ту же ось автотранспорта. Резину на одной оси устанавливают абсолютно одинаковую.
Автомобиль запрещается эксплуатировать, если на одной из осей его (передней или задней) расположены:
- колеса, рисунок протектора которых отличается;
- автопокрышки различных размеров и конструкций (камерной и бескамерной, радиальной и диагональной);
- новые и восстановленные шины с отличающимся протектором;
- морозостойкие и неморозостойкие автопокрышки;
- новые автошины и с произведённым на них углублением желоба протектора;
- покрышки с наличием шипов и без них единовременно.
Обязательно все 4 колеса либо монтируются ошипованными, либо 4 покрышки не должны иметь шипов. Комбинировать их категорически запрещено действующими правилами.
Правила не запрещают устанавливать разную по протектору авторезину на разные оси автомобиля. Для безопасности в условиях непогоды рекомендовано монтировать 4 абсолютно идентичных колеса.
Факт наличия абсолютно одинаковых шин на одной оси ТС обязателен . Например, если по ряду причин передняя правая покрышка была значительно повреждена, автовладелец должен подобрать и купить точно такую же, как передняя левая, либо купить и заменить обе шины одновременно, если аналогичного протектора не нашлось.
Монтаж летних и зимних шин
Автотранспортное средство должно быть оснащено либо зимними покрышками, либо летними в зависимости от сезона, в котором оно используется.
Одновременно использовать зимнюю и летнюю резину нельзя, даже если она будет установлена на различные оси. Правила требуют монтажа всех 4х шин «по сезону». Другими словами, автомобиль должен быть полностью «обут» либо в зимнюю, либо в летнюю резину.
Используя на передней и задней оси автомобиля шины с различным рисунком протектора, водитель правил ПДД не нарушает. Законодательство данный факт не запрещает. Однако здесь следует учитывать некоторые нюансы.
Чтобы автомобиль при плохих погодных условиях хорошо держал дорогу, рисунок протектора на разных осях должен отличаться минимально. Это же касается и характеристик покрышки.
Например, если установить впереди полноприводного автомобиля зимние покрышки, а сзади монтировать летние, то получится следующее:
- передом автомобиль будет отлично держаться за обледенелое дорожное покрытие;
- заднюю часть транспортного средства будет сносить;
- при эксплуатации в таких условиях автомобиль может снести с трассы.
При установке колёс с различной высотой профиля, а так же произведённых разными компаниями, диаметр шин должен быть одинаковым или с минимальным отличием.
Устанавливать колеса различного диаметра на одну и ту же ось ТС не разрешается.
КоАП не запрещает использование водителями шин с отличным рисунком на различных осях автомобиля. Другими словами рисунок протектора шин на передней оси может отличаться от рисунка на задней.
Посредством этого водитель может немного сэкономить, купив только 2 колеса, вместо целого комплекта, а так же не возникнет проблем с торможением из-за не одинакового рисунка покрышек.
Разрешается ли устанавливать новые и бывшие в потреблении
Использовать единовременно новые и бывшие в потреблении покрышки действующие правила позволяют. Однако в данной ситуации есть нюансы:
- Запрещено эксплуатировать новые и восстановленные автопокрышки одновременно.
- Запрещено параллельно с новыми автопокрышками эксплуатировать шины после углубления.
Различие шин состоит в следующем:
- Восстановлением шин называется вторичное покрытие их слоем резины. Далее на поверхности покрышки нарезается рисунок. Действие должно быть произведено исключительно в заводских условиях.
- Углублением протектора будет являться увеличение глубины канавок уже существующего протектора. Действие должно быт выполнено исключительно на предназначенном для данной процедуры оборудовании.
Используя единовременно с новыми перечисленные выше виды покрышек автовладелец получает высокий риск попасть в дорожно-транспортное происшествие, а так же нарушает правила дорожного движения.
Использовать одновременно автошины на одной оси ТС с различным износом не запрещено. Ограничение касается только использования новой и старой резины одновременно.
Требования к используемым в ТС шинам прописаны в приложении к ПДД.
В соответствии с ними должны быть соблюдены следующие нормативы:
- Для летних покрышек легкового автомобиля предельная глубина протектора не должна быть меньше 1.6 миллиметра. Данное правило относится исключительно к легковому транспорту. Другие категории автомобилей будут иметь прочие нормативы.
- Для зимних и всесезонных покрышек предел глубины протектора не может быть менее 4 миллиметров. Высота протектора автопокрышки определяется на СТО при помощи специальной диагностики на лицензионном оборудовании.
- На шинах должны отсутствовать:
- нарушения целостности покрытия;
- отслоения;
- корд не должен быть обнажён.
- Допустимая нагрузка на автошину и размер должны полностью соответствовать модификации транспортного средства.
Так же законодательство предъявляет определённые требования и к колёсным дискам. На них не должно быть:
- внешних повреждений;
- трещин;
- сколов и так далее;
- диски монтируются полным комплектом болтов и гаек. Если отсутствует хотя бы один болт в креплении колеса, эксплуатация ТС до устранения неисправности запрещена.
Автопокрышки, имеющие боковые порезы и так называемые «грыжи» использовать можно, но только при условии отсутствия отслоения резины от корда и последний не должен обнажиться.
Видео: На какую ось ставить лучшую пару шин?
Штрафные санкции
За нарушение действующих правил законодательство предусматривает штрафные санкции. В частности руководствуясь статьёй 12,5 КоАП, за использование не одинакового вида покрышек в автотранспорте на водителя инспектор ГИБДД наложит одно из следующих взысканий:
- предупреждение;
- штраф в сумме 500 рублей.
Ответственность понесет водитель если:
- автомобиль одновременно «обут» в шипованную и не шипованную резину.
- на одной оси автотранспорта установлены отличные друг от друга шины. Например, не одинакового размера, с различным рисунком протектора и так далее.
Устанавливая резину на транспортное средство, водитель должен думать не только об экономии, но и о безопасности дорожного движения.
Владельцы транспортных средств не всегда могут минимизировать расходы на автотранспорт, зачастую экономя на комплектующих и расходных материалах.
Сокращая расходы и стремясь получить прибыль от эксплуатации автомобиля, глаза закрывают даже на безопасность. Получить штраф от сотрудника ГИБДД можно даже не нарушая ПДД по обгону, превышению скорости или проезду перекрестка.
Опасными считаются ситуации, когда на средство передвижения устанавливается неодинаковая резина на осях. Многие даже не знают, можно ли ставить разные шины на разные оси по ПДД в 2019 году.
На легковые авто устанавливаются комплекты покрышек, состоящие из 4 одинаковых шин, которые можно использовать без ограничений . Но если одна из шин повреждена, то требуется ее замена.
Если оставшиеся 3 шины почти новые, то заново покупать комплект резины водитель не особенно хочет. Автовладельцу нужна единственная покрышка, подходящая остальным трем, а многие продавцы не продают шины по одной из комплекта.
Можно ли ездить на разной резине?
ПДД регламентирует использование шин на транспортном средстве . В пункте 5.5 ПДД указано, что установка шин с разной резиной на одну ось автотранспорта запрещена. Закон действует с 2010 года и действителен до сегодняшнего дня.
Согласно пункту 5.5 запрещается эксплуатация транспорта, если на одну ось установлены:
- модели с разными рисунками протектора;
- шины разных размеров и конструкций (камерной и бескамерной, радиальной и диагональной);
- новые и восстановленные с разным протектором;
- морозостойкие и неморозостойкие;
- новые покрышки и с углублением протектора;
- ошипованные и неошипованные шины.
Данный пункт не полностью запрещает применение отличающихся покрышек на передней и задней оси авто, кроме одновременного использования ошипованных и неошипованных шин.
Такая установка однозначно запрещена, комбинировать их категорически нельзя. Все 4 покрышки машины должны быть ошипованными или неошипованными.
С одной стороны этот запрет полезный, так как часто автолюбители отводят вопрос безопасности на второй план, сокращая расходы на обслуживание машины. Транспортное средство, оснащенное отличающимися шинами на одной оси, может повести себя непредсказуемо при торможении.
Эта ситуация особо опасна в дождь или при гололеде на скользкой дороге. Виноват будет в печальных последствиях только водитель.
Например, если на вашей машине установлено одна шина для сухой дороги, а второе колесо предназначено для предотвращения аквапланирования. Когда пойдет дождь, одно колесо будет уходить в занос, а другое будет устойчиво на дорожном покрытии.
Штраф 500 рублей может грозить не только за разные покрышки . Хотя классификации резины и нет в ПДД, но по действующим нормами международных стандартов (Технический регламент Таможенного союза), наказаны могут быть автомобилисты, которые не успели сменить один вид резины на другой.
Зимние шины положено устанавливать на все колеса автотранспорта . Если одна из покрышек пришла в негодность, и не удается найти ей замену, то можно купить две одинаковых шины и установить их на одну из осей машины.
При этом на разных осях шины могут существенно разниться. Запрет действует только на установку зимних неошипованных шин на переднюю ось авто, а обычных летних шин на заднюю ось.
Все покрышки на машине должны быть либо летними, либо зимними.
В идеале шины нужно подбирать с минимум различий между собой . Если повреждена одна из зимних резин, то лучшим вариантом будет купить пару зимних шин, установив их на одну из осей. И хотя установлены будут разные зимние шины спереди и сзади, но это не является нарушением.
В настоящее время обсуждается законопроект в пользу ужесточения за использование несезонных шин. В случае его принятия, автовладельцы с неправильной резиной могут быть оштрафованы на 2 тысячи рублей.
Не исключено, что владельца транспортного средства остановили в тот момент, когда он ехал на СТО для замены шин . Если сотрудника не удалось в этом переубедить устно, то свои объяснения необходимо вписать в протокол о правонарушении.
Если вам придется оспаривать штраф, то эти показания пригодятся. Также можно выразить свои сомнения по поводу правильности измерения длины протектора.
Если вам все-таки вручили постановление о санкции, можно заплатить штраф в течение 2 месяцев или обжаловать его в суде в течение 10 суток, если у вас есть возникли сомнения в законности предпринятых мер инспектора.
Также вы должны знать, что на решение суда можно подать апелляцию . Если ваше дело суд отклонит, то придется уплатить выписанную сумму.
Поэтому владельцам авто следует более внимательно относиться к требованиям, предъявляемым к резине на колесах. Кроме денежных санкций это важно для собственной и чужой безопасности на дорогах.
Имея попарно неодинаковые покрышки спереди и сзади, вы используете автомобиль законно . В законодательстве ничего не сказано об этом, запретов никаких нет.
Так как характеристики колес почти одинаковы, тянуть в стороны транспортное средство не должно, но некоторые нюансы все же имеются.
Чтобы во время дождя автомобилю удавалось лучше держать дорогу, передние и задние пары колес все же должны иметь схожие характеристики.
Ранее часто практиковалось совмещение летней и зимней резины. На заднюю ось машины с классическим приводом устанавливались шины зимнего типа, тогда как летняя резина оставалась на передней оси.
На полноприводных автомобилях важные компоненты и двигатель располагаются под капотом, поэтому основная масса отводится на переднюю часть.
Если автовладелец на переднюю часть авто поставит зимнюю резину, то машина будет великолепно держать обледенелую дорогу передом, но задняя часть вашего автотранспортного средства передвижения будет болтаться. Это может привести к заносам транспорта, что совсем небезопасно.
Хотя законом и не предусмотрен штраф за разную резину на осях, стоит все же задуматься о безопасности на дороге. Устанавливая на авто колеса с разной высотой профиля и от разных производителей, рекомендуем вам делать минимальный разрыв между диаметром резины.
Если при проверке автотранспорта инспектором обнаружена установка резины с отличающимся размером на одной оси, то с вас потребуют штраф за разную резину на одной оси в размере 500 рублей.
Чтобы избежать уплаты этой суммы, можно сказать сотруднику ГИБДД, что колесо вы прокололи только что, и направляетесь на станцию ТО. Но не стоит злоупотреблять таким поведением, гораздо проще будет заменить колесо на оси, избежав проблемы.
Можно ли ставить шины с разным рисунком на разные оси и допускается ли такое?
Иногда автовладельцы на разные оси устанавливают шины с разным рисунком протектора . В КоАП РФ нет прямо указанных норм насчет наказания за разную резину на разных осях.
Эксплуатация автомобиля разрешена, если на передней оси машины две одинаковые покрышки, и на задней оси тоже две одинаковые покрышки. Две передние шины могут отличаться рисунком от двух задних.
Достаточно купить две одинаковые шины и установить их на одну ось . Таким образом, вы немного сэкономите, но и не возникнет проблем при экстренном торможении из-за разницы в рисунках протектора.
Разрешается ли устанавливать на одну ось шины с разным рисунком протектора?
Если у шин разный рисунок протектора, нарушаются условия эксплуатации авто, и это совсем не безопасно.
В п. 5.5. прописана соответствующая норма, и дает повод сотруднику ГИБДД оштрафовать водителя на 500 рублей или сделать ему предупреждение.
На одной оси авто должны быть установлены только идентичные шины .
Разные покрышки на одной оси использовать нельзя, однако под ограничения не попадают покрышки с разным износом на одной оси.
Если ваш транспорт повредил два левых колеса, то на одну из осей можно установить оставшиеся правые шины, а на другую ось – пару новых шин.
Запрет накладывается на использование новых и восстановленных покрышек, а также новых шин и шин с углубленным рисунком протектора:
- Восстановленная резина – это когда полностью изношенную шину отправляют на завод, и там на нее наносят новый слой резины с протектором.
- Углубление рисунка протектора – это когда с помощью специального оборудования на покрышке углубляют канавки, то есть вырезают новый протектор.
Такие углубленные и восстановленные покрышки нельзя одновременно применять с новыми.
Не придерживаясь ПДД, водитель может нанести ущерб не только себе и своему транспорту, но и окружающим. В результате неправильной эксплуатации автомобиля может пострадать собственное здоровье, на котором лучше не экономить.
Часто водители сталкиваются и с такими ситуациями, за которые можно пострадать от инспектора ГИБДД, даже не нарушая правил дорожного движения в части скоростного режима, обгона, проезда перекрестка и даже состояния здоровья.
Для многих санкции неожиданно могут последовать за разную «обувку» колес – штраф за разные шины на осях автомобиля. Данное правонарушение имеет множество правовых нюансов, от которых зависит размер взыскания, а иногда и сам факт наличия или отсутствия санкций.
Так что же говорит закон и как уклониться от штрафа, если шины на автомобиле разные? Стоит ли вообще ездить на разной резине? Разберемся детально в ситуации.
В этой статье:
Штраф за разную резину на осях
Как известно, в зависимости от вида транспорта, у него существуют оси. И часто бывает так, что на их колеса водители надевают шины с разным рисунком протектора. В этом случае вполне вероятен штраф.
Сегодня в КоАП РФ нет норм, прямо говорящих о том, что разная резина является причиной наказания. Однако, возможный штраф за разную резину на осях, 2019 год сохранил в ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Ведь если протектор шин разный, резина на осях ПДД может быть поставлена под сомнение с точки зрения безопасности. Соответствующая норма прямо закреплена в п. 5.5. А это значит, что нарушаются условия эксплуатации автомобиля.
Это даст повод инспектору ГИБДД сделать водителю предупреждение или даже оштрафовать его на 500 рублей.
Другие возможные неприятности
Новичкам, только севшим за руль, могут грозить санкции и не только за разные покрышки на осях. Вполне вероятно, что под санкции попадут и те водители, которые не успели сменить зимнюю резину на летнюю. Тогда также возможен штраф за разную резину в сумме пятьсот рублей.
Не исключено, что сотрудники ГИБДД могут измерить высоту протектора. Тогда если будут отклонения, то штраф за разную резину также может быть вполне вероятен.
Хотя в ПДД классификация резины не присутствует, но сейчас действуют нормы международных стандартов (например, соответствующий Технический регламент Таможенного союза), которые также применяются на территории страны.
Кроме того, в кулуарах власти сейчас обсуждается законопроект, согласно которому предполагается ужесточить санкции за использование шин не своего сезона.
Если его примут, водители, ездящие на неправильной резине зимой или летом, могут быть оштрафованы на две тысячи рублей.
Можно ли оспорить штраф за разную резину
На самом деле, ситуации бывают разными. Вполне возможно, что водителя остановили в тот самый момент, когда он ехал «переобуваться» на СТО.
Если же устно инспектора убедить в этом факте не удалось, то соответствующие пояснения следует записать в протокол об административном правонарушении. Они пригодятся, когда возникнет необходимость оспаривать выписанный штраф.
Кроме того, можно выразить сомнения и относительно правильности замера длины протектора.
Когда же инспектор ГИБДД все же вручил вам постановление о наложении штрафа, существует два пути. Первый – это покориться воле человека с жезлом и оплатить наложенные санкции. На это по законодательству отводится 2 месяца.
Когда же водитель имеет обоснованные сомнения в законности предпринятых против него мер, он может обжаловать постановление в соответствующий орган ГИБДД или в суд. Для этого есть срок в 10 дней.
Плюс, на решение суда в такой же срок можно подать и апелляцию. Если же поиск правды в судебных инстанциях не увенчался успехом, то уплаты штрафа не удастся избежать.