Когда-то появление обогрева на машине считалось верхом комфорта. Однако сейчас даже автоматического поддержания в салоне автомобиля температуры уже недостаточно. Как правило, при наличии пассажиров кому-то жарко, кому-то зябко, кому-то дует – каждому нужен свой микроклимат. Вот и появились такие устройства, как двухзонный климат-контроль, а также 3-х и даже 4-х зонный.
Оглянемся немного назад
Приводимые ниже сведения отрывочны, носят неполный характер и служат исключительно для получения представления о том, как появилась и развивалась система климат-контроля, в том числе 2-х и 4-х зонная.
Первые автомобили вообще обходились без обогрева салона. Естественно, что подобное не могло продолжаться слишком долго, и появилось устройство, обеспечивающее подачу горячего воздуха от двигателя автомобиля. Для этого на машине под передней панелью ставился специальный радиатор, который обдувался вентилятором, а горячий воздух поступал в салон.
Появление обогрев салона
Затем на автомобиле появилась полноценная система отопления, схема которой предусматривала подачу горячего воздуха и на задние места, регулировку температуры горячего воздуха и его количества, поступающего на обогрев. Принцип управления такой системой был предельно прост: жарко – убавил температуру или, что одно и то же, уменьшил количество воздуха, идущего на обогрев, холодно – прибавил, Контроль работы подобной системы осуществлялся исключительно по ощущениям водителя или пассажиров.
Охлаждение салона
Кроме проблемы борьбы с холодом появилась проблема борьбы с жарой. Хотя первые подобные системы были изготовлены давно, а идея кондиционера запатентована ещё в 1815 году, однако созданные образцы обладали слишком большими размерами, только к середине прошлого столетия удалось их привести к более-менее приемлемым величинам.
Тепло зимой, прохлада летом
Теперь все составные элементы системы присутствовали, и оставалось только ждать, когда появится полноценный климат-контроль. Однако первой оказалась система автоматического управления отопителем. На ее примере можно оценить однозонный принцип управления и контроля системы отопления. Такая схема управления предусматривала установку на потолке салона датчика температуры, по сигналам которого контроллер изменял режим работы вентилятора отопителя, а значит количество воздуха, поступающего на обдув в салон. В машине при таком подходе устанавливалась и поддерживалась постоянная температура, которая по желанию могла быть изменена с панели управления контроллера.
Работа климат-контроля
Климат-контроль в автомобиле явился принципиально новым этапом обеспечения комфорта в нем. В отличие от предыдущих вариантов схема его реализации предусматривала несколько другой принцип – обеспечение комфорта в салоне автомашины реализовывалось с использованием кондиционера. Именно его применение превращает обыкновенную систему автоматического управления отопителем в климат-контроль.
Самое главное достоинство подобной системы – устройство не использует непосредственно ни горячий воздух от двигателя, ни холодный воздух от кондиционера. В работе климат-контроля реализуется принцип смешения: холодный и горячий воздух смешиваются между собой, а смесь затем поступает в салон автомобиля.
Как это выполняется, можно увидеть на рисунке, приведенном ниже:
Такая схема работы системы предполагает, что устройство поддерживает в салоне заданную температуру изменением количества теплого и холодного воздуха, поступающего на смешение, а также общего его объема, поступающего внутрь автомобиля. Для этого используются разнообразные заслонки, изменение положения которых приводит к изменению температуры и объема кондиционированного воздуха, направляемого системой в салон.
Такой подход к организации работы климат-контроля позволяет получить определенные преимущества:
- регулировку температуры в салоне при любых внешних условиях (жара или холод);
- фильтрацию внешнего воздуха от пыли;
- использование кондиционера дополнительно осушает воздух, что исключает запотевание стекол автомобиля при повышенной влажности;
- исключает или, по крайней мере, уменьшает возможность возникновения простудных заболеваний, появляющуюся при обдуве холодным воздухом из кондиционера при жаре.
Кроме того, такая система подразумевает работу вообще без забора внешнего воздуха, для этого используется специальный клапан рециркуляции, перекрывающий его поступление в салон.
Однако, при всех отмеченных достоинствах, по своей сути – это однозонный вариант обеспечения заданных условий в салоне, т.е. по всему его объему поддерживается одна заданная температура. Для исключения отмеченного недостатка в работе системы был использован зонный принцип контроля температуры, в дальнейшем доведенный до создания 4-х таких зон.
Многозонный климат-контроль
Организация такой схемы работы климат-контроля подразумевает возможность установки и поддержания в разных местах автомобиля разной температуры. Самый распространенный вариант – 2-х зонный. При подобном варианте для пассажира на переднем сиденье и водителя может быть задана отличающаяся температура.
Конечно, эта разница не может быть значительной, но при работе климат-контроля она есть и поддерживается устройством автоматически.
Однако это не единственный вариант того, как может быть реализован зонный принцип обеспечения комфорта.
Существуют такие его варианты:
- 3-х зонный, когда возможна установка и поддержание различной температуры на передних и на задних сиденьях;
- 4-х зонный, когда для каждого из пассажиров на заднем сиденье задается своя температура окружающего воздуха.
Однако во многих случаях, например, тот же 4-х зонный контроль является избыточным, особенно если вы предпочитаете перемещаться на машине в одиночестве или максимум вдвоем. В то же время он может оказаться чрезвычайно полезным при размещении пассажиров на заднем сиденье.
Стоит отметить, что работа такого устройства, как климат-контроль, когда предусматривается зонный принцип регулирования температуры, возможна при использовании специальных воздуховодов с дополнительными заслонками, датчиками и только под управлением специального контроллера. Как пример можно рассмотреть Climatronic, устанавливаемый на некоторых автомобилях семейства Volkswagen.
Climatronic
Climatronic – один из вариантов реализации системы управления в салоне микроклиматом. Существуют различные конструктивные исполнения, но Climatronic предназначен для автоматического управления смешиванием горячего и холодного воздуха, при этом поступление холодного воздуха обеспечивается применением кондиционера. Подобная схема работы основана на сравнении заданной и фактически достигнутой температуры в салоне.
Для реализации подобного режима в контроллер управления Climatronic приходит информация от электронных датчиков, она обрабатывается по заданному алгоритму, и согласно полученным результатам на исполнительные механизмы выдаются управляющие сигналы. Даже в случае возникновения каких-то неисправностей Climatronic переходит в аварийный режим и выполняет свои функции.
Управление работой Climatronic осуществляется с панели прибора, размещённой на консоли машины.
Системы существующего климат-контроля, используемые на современных автомобилях, отличаются большим разнообразием, позволяя создавать наиболее комфортные условия при движении как для водителя, так и для пассажиров. Для этого могут применяться такие системы, как 4-х зонные устройства, удовлетворяющие индивидуальные запросы каждого, находящегося в машине.
Климат контроль - сравнительно новое изобретение для увеличения комфорта в салоне автомобиля. О нем мечтают многие автолюбители, тем не менее - оснащаются этим атрибутом машины не самого дешевого класса. Если кто-то желает установить климат контроль на своем авто, эту идею можно воплотить далеко не в каждой модели. Все потому, что это совместная работа многих составляющих, это - система, в центре которой заложена электроника, а направлена ее деятельность на максимально комфортное пребывание в автомобиле водителя и всех пассажиров.
Что такое климат контроль
Климат-контролем называют сложную совокупность составляющих, которая способна оптимизировать все климатические показатели в салоне автомобиля. Это - температура, интенсивность потоков воздуха, влажность. Многие из них на сегодня оснащены еще и функцией очистки воздуха, который при открытии окна или двери попадает в салон. Также климат-контроль заботится о том, чтобы не запотевали стекла автомобиля.
Комплектующие климат-контроля расположены не только под панелями салона, но и под капотом автомобиля, сзади и в боковых частях кузова. По сути, система климат контроля опоясывает весь автомобиль изнутри. Именно поэтому стоимость данного атрибута не может быть низкой и, как правило, обходится автолюбителю в копеечку.
Из этого можно сделать вывод, что далеко не все авто оснащаются такими системами. Во-первых, дело в стоимости. Если машина принадлежит к классу эконом, или находится в средней ценовой категории, нет смысла доводить комфорт до такого уровня, так как стоимость климат-контроля существенно скажется на цене всей машины. Во-вторых, далеко не всегда конструкция авто позволяет установить, если изначально он не входит в комплектацию. Кузов и элементы внутренней обшивки салона должны иметь определенную конструкцию. А без наличия специальных узлов и воздухозаборников произвести установку будет просто нереально.
Но, если вы решились приобрести авто, оснащенное климат-контролем, затраты себя оправдают. Современные климы полностью заботятся о комфорте водителя и пассажиров. Они будут работать в следующих направлениях:
И это - как минимум. Самые умные устройства будут заботиться не только о комфорте, но и самочувствии всех, кто находится в салоне, то есть, предотвратят возможность переохлаждения или простуды.
Вы находитесь в зоне с загрязненным воздухом? И это не проблема, если климат-контроль оснащен соответствующими датчиками и фильтрами. В салоне авто воздух всегда будет оставаться чистым и оптимальным для пребывания в машине. Об этом позаботится система фильтрации воздуха.
Из чего состоит климат-контроль
Прообразом этой сложной системы стал обычный кондиционер. Если говорить о современном климат-контроле, которым оснащаются новые модели автомобилей, то он имеет следующие составляющие:
- отопительные устройства;
- система кондиционирования;
- датчики;
- фильтры воздуха;
- электронный блок управления или в простонародье ЭБУ.
Самые продвинутые системы климат-контроля учитывают и такие факторы, как процент освещенности салона, солнечные лучи, температура окружающей среды, уровень влажности и многое другое.
Климат контроль работает благодаря правильному взаимодействию заслонок, отвечающих за потоки холодного и горячего воздуха в салоне.
Несмотря на наличие блока управления, при помощи которого можно настроить некоторые параметры, электронная начинка практически полностью контролирует все показатели самостоятельно. Человек может настроить только исходные параметры, к примеру - средняя температура воздуха для переднего и заднего ряда сидений.
И уже в зависимости от имеющихся температурных и других показателей в салоне, передающихся на датчики, все комплектующие регулируют климатические условия в соответствии с нормой.
В целом система климат-контроля имеет следующие составляющие:
Все эти составляющие образуют такую систему, как климат-контроль. В зависимости от сложности, она может быть дополнена и другими комплектующими, которые помогут оптимизировать климатические условия внутри салона.
Важно! Некоторые недобросовестные продавцы пытаются выдать за климат-контроль обычную систему кондиционирования воздуха. Но если она не включает в себя регулирование заслонок и скорости подачи воздуха, ее нельзя назвать климат-контролем.
Новейшие дорогие системы оснащаются такими элементами, как датчик солнца и положения солнца, а также - наружными датчиками.
Как работает климат-контроль
Перечень комплектующих системы уже может дать представление о том, как она работает. Но для большей убедительности мы предоставим перечень операций, которые непременно должен выполнять современный климат-контроль. Итак, далее будет описан принцип работы климат-контроля:
- на ЭБУ поступает информация от датчиков;
- в зависимости от показателей происходит регулировка температуры и интенсивности воздушных потоков благодаря взаимодействию систем блока испарителя-отопителя;
- после того, как достигаются оптимальные показатели, ЭБУ заботится о том, чтоб они поддерживались без участия водителя.
При помощи панели управления на электронный блок передается информация про оптимальные показатели. А о том, чтоб они были достигнуты, система забоится самостоятельно.
Выполняется вся работа системы благодаря взаимодействию электронного «мозга», электродвигателей, приводов и заслонок.
Многие думают, что система климат-контроля и ее работа зависят от того, как выглядит внешняя панель управления и из каких компонентов она состоит. Но в действительности вся нагрузка идет на электронную начинку системы и внутренние составляющие.
Важно! На рынке можно встретить специально модернизированные кондиционеры, оснащенные системой климат-контроля. Но при их покупке следует учитывать, что они в состоянии выполнить разве что одну десятую тех функций, на которые направлены полноценные системы.
Преимущество климат-контроля состоит прежде всего, в том, что система кондиционирования или отопления никогда не допустит наличия тех температурных показателей, которые смогут навредить здоровью человека.
Принцип работы климат контроля состоит в том, чтоб создавать оптимальную среду внутри салона. Диапазон температурных показателей при этом будет колебаться от +18 до +25. Как известно, именно такая температура не может никак навредить здоровью. Человеческий фактор в данном случае может только навредить, ведь в летнюю жару отдельно работающий кондиционер можно настроить и на температуру +15, что в результате скажется негативно на здоровье всех, кто пребывает в салоне.
Хорошая система климат-контроля никогда не допустит подобной ситуации и самостоятельно подберет все оптимальные показатели.
Виды систем
В зависимости от сложности систем, они различаются на следующие типы:
Два последних вида систем имеют отдельные пульты управления для задних пассажиров. Естественно, если авто оснащено еще и третьим рядом сидений, то клима может контролировать температуру и воздушные потоки для них. В зависимости от количества зон, система может иметь от одного до пяти датчиков.
Нужен ли вам в автомобиле этот недешевый, но очень удобный атрибут, решать вам. В любом случае затраты на него себя оправдают, так как уровень комфорта в автомобиле будет находится на самом высоком уровне.
На видео можно увидеть механизм работы климат-контроля:
Система климат-контроля – это комплекс устройств (специальных датчиков, печки, кондиционера, системы фильтрации), которые работают под управлением отдельного электронного блока и поддерживают в салоне заданную температуру. Есть многозонные системы, которые позволяют назначать разные значения температур для нескольких участков (например, для передней и задней части салона).
Где установить климат-контроль автомобиля?
Установка системы климат-контроля считается довольно трудоемкой и сложной в инженерном отношении операцией. Поэтому цена установки климат-контроля автомобиля достаточно высокая. Она зависит от модели машины, комплектации и производителя выбранной системы. Тем не менее, у дилеров стоимость установки климат-контроля авто зачастую ниже, чем в сторонних компаниях.Кроме того, при установке системы контроля климата вносятся изменения в конструкцию многих важных узлов, производится разборка и сборка печки , кондиционера и других агрегатов. Чтобы установка климат-контроля не нарушила работу этих систем, ее нужно производить в официальном сервисе. Узнать, сколько стоит установить климат-контроль авто, можно у дилеров.
Как устанавливается климат-контроль?
Процесс установки климат-контроля зависит от конструкции конкретной модели, и этапы монтажа системы могут отличаться:- Итак, сначала надо снять (аккуратно, чтобы не повредить покрытие) центральную консоль, снять бардачок, убрать шумоизоляцию салона там, где будет отверстие рециркуляции воздуха.
- Потом надо слить антифриз, выполнить снятие печки , спилить крепление аккумулятора.
- Разметить и вырезать отверстие рециркуляции, просверлить отверстия для крепления испарителя и прикрутить его, сделать отверстие в моторном щите (резать нужно очень аккуратно, так как рядом проходят магистрали топливопровода).
- Затем нужно поменять подкапотную проводку вентилятора охлаждения на специальную проводку датчиков климат-контроля. Установить потолочный датчик и датчик с вентилятором, подключить их.
- Протянуть проводку по магистрали влево (выполнять установку печки пока не нужно, без нее монтировать проводку удобнее). Подключить колодки, протянуть провод АКБ, установить на место блок отопителя и испаритель, подключить проводку.
- После этого можно установить ЭБУ климат-контроля, завести машину и выполнить проверку электрооборудования , убедиться в работоспособности заслонок и других устройств.
- Далее следует установить радиатор, магистрали фреона и специальный кронштейн для компрессора. Закрепить компрессор (уплотнители лучше сразу поменять), прикрутить шланги и установить вентиляторы.
- Когда все собрано, надо проверить магистрали, подключить к системе компрессор, установить новый осушитель и дроссель, убедиться в герметичности соединений и заправить систему кондиционирования фреоном.
- Когда климат-контроль установлен, всю систему надо протестировать. Если температура в салоне соответствует заданной, а все устройства работают корректно и реагируют на вносимые водителем изменения, значит, система установлена правильно.
С появлением в автомобилях такой системы, как климат контроль, уровень комфорта водителя и пассажиров вышел на новый уровень. Это даже больше, чем кондиционер. Система отвечает не только за обогрев или охлаждение воздуха в салоне авто, но также - за уровень влажности, вентиляцию, фильтрацию воздуха от пыли и многое другое.
Но на этом прогресс не остановился, и со временем появился двухзонный, трехзонный и четырехзонный климат-контроль. Как можно судить из названия - система в данном случае контролирует все необходимые показатели для каждого ряда пассажиров или даже для каждого пассажира.
В данном случае речь пойдет именно про двухзонный климат-контроль, что это и как работает подобная система.
История появления
Чтобы немного разобраться в том, как работает климат-контроль, следует рассмотреть основные его компоненты - это система нагрева воздуха, охлаждения, вентиляции и его циркуляции внутри автомобиля. Но все эти составляющие собрались воедино не так давно.
Сначала появился простой нагреватель в салоне автомобиля. Такие «печки» можно встретить в старых автомобилях и сегодня. Небольшой радиатор расположен под передней панелью. Он нагревает воздух, который циркулирует по всему салону. Чуть позже появились обогреватели с выходом в заднюю часть салона. Контроль работы печкой осуществляется исключительно вручную.
Кондиционеры в автомобилях - не новое изобретение, оно появилось еще в начале восемнадцатого века. Тем не менее, широко применять в автомобилях его начали сравнительно недавно. Кондиционер отвечает только за охлаждение салона.
Климат контроль объединяет в себе эти функции, а также отвечает за качество и циркуляцию воздушных потоков внутри салона автомобиля. Системы работают в зависимости от показателей различных датчиков полностью автоматически. Но при желании определенные показатели можно настроить и вручную. Таким образом, электронный блок - это сердце климат-контроля, а все остальные компоненты подстраиваются под настройки программы.
Что такое двухзонный климат-контроль
Многие водители при покупке автомобиля, оснащенного данным достижением инженерной мысли, долгое время не могут разобраться в особенностях его работы. В первую очередь, такая ситуация возникает по незнанию того, как именно работает климат-контроль и, в целом, на что он способен. Потому постараемся немного подробнее разобраться в том, что собой представляет климат-контроль.
В его основе лежат такие составляющие:
- Климатическая установка. Она объединяет системы вентиляции, фильтрации, кондиционирования и охлаждения.
- Система управления. В ее основе лежит электронный блок с заложенной программой.
Управление климатическим контролем включает в себя и датчики. Они определяют уровень давления в системе кондиционирования, температуру внутри салона и за бортом, уровень естественного освещения.
Блок управления осуществляет прием сигналов от датчиков и преобразовывает их в температурные и другие показатели, которые должны быть достигнуты. Они передаются на исполнительные устройства, после чего обеспечиваются нужные климатические условия внутри салона.
В этом и состоит принцип работы климат-контроля. Когда речь идет о двухзонной системе, то она контролирует показатели зоны водительского места и пассажирского сидения. Ведь идеальный температурный режим не может быть одинаковым для всех обитателей автомобиля. А климат-контроль заботится еще и о том, чтобы никто не переохладился, никому не было жарко или душно. Вам остается только настроить программу электронного блока управления под себя.
Составляющие климат-контроля
Как уже было сказано ранее, в сердце всей системы расположен ЭБУ, то есть электронный блок управления. Именно он контролирует работу всех исполнительных компонентов, в результате чего достигаются необходимые климатические условия для водителя и пассажиров.
Но исполнительные компоненты - это интересная и сложная система, работа которой налажена до мелочей. Все они исполняют свои функции, но совместная работа различных систем составляет практически единый организм. Каждый климат-контроль состоит из следующих комплектующих:
- заслонки;
- блок испарителя-отопителя;
- конденсатор;
- контур хладогена;
- теплообменник;
- вентилятор;
- система трубок под корпусом и обшивкой автомобиля.
Вся эта сложная система обеспечивает оптимальные температурные показатели в зависимости от того, какой задан режим на ЭБУ.
Как работает двухзонный климат-контроль
С основными принципами работы этой сложной системы разобрались. Осталось понять, какие именно функции она выполняет. Для наглядности можно привести пример, чем отличается климат-контроль от обычного кондиционера.
Во-первых, он направляет потоки воздуха именно туда, где это необходимо, потому никогда не возникнет ситуации, когда мерзнут ноги, а в верхней части салона буквально нечем дышать. Так бывает, когда при помощи кондиционера пытаешься нагреть воздух в машине. Во-вторых, система заботится о том, чтобы человек не мог переохладиться даже в том случае, если режим настройки предполагает слишком низкую температуру в салоне, когда на улице достаточно жарко.
Климат-контроль - умная система, поддерживающая необходимый уровень комфорта одновременно предотвращая возможность простудиться. Климат-контроль выполняет следующие функции:
- регулировка и поддержание заданной температуры;
- направляет потоки теплого и холодного воздуха;
- контроль уровня влажности, потому в салоне авто не будет душно и предотвращается запотевание стекол;
- фильтрация воздуха. Данной функцией оснащены не все системы климат-контроля, но, если она имеется - при определенном уровне загрязнения воздуха происходит его фильтрация, в результате в салон попадает чистый воздух.
Работа системы может быть направлена на контроль таких зон:
Особенности эксплуатации климат-контроля
Интерфейс дисплея на ЭБУ в различных системах, как правило, доступен и понятен. Для поддержания постоянного температурного и других режимов водитель должен задать определенный уровень, после чего система будет контролировать все необходимые показатели. Компьютерная программа данную задачу берет на себя.
Важно! Наиболее эффективно система будет работать при включенном режиме рециркуляции воздуха внутри автомобиля. В результате климат-контроль будет работать в ждущем режиме вместо того, чтоб постоянно нагнетать теплый или холодный воздух.
Тем не менее, выбирать нужные направления потоков воздуха водитель должен самостоятельно, для этого придется вручную перекрывать дефлекторы. Кроме того, режим охлаждения должен постоянно оставаться включенным. В противном случае на испарителе может образоваться конденсат. Как результат - появление неприятного запаха в салоне, а если достаточно длительное время система будет работать в таком режиме, она может и вовсе выйти из строя.
Ручной и автоматический режимы
Любой климат контроль предполагает ручное и автоматическое управление системой. Правда, в первом случае нужно будет хорошо разобраться в тонкостях ее работы.
- В ручном режиме можно самостоятельно управлять скоростью оборотов вентилятора, уровнем обогрева, охлаждения и интенсивностью воздушных потоков.
- Автоматический режим позволяет системе самостоятельно выполнять все действия. Достаточно только задать нужный температурный режим. Недостаток - уровень шума в первое время включения системы.
Разобраться в особенностях работы климат-контроля достаточно просто, но изучение инструкции перед ее эксплуатацией все-таки не помешает. Если придерживаться определенных правил при использовании системы, она прослужит без сбоев долгие годы, и ее компоненты не будут требовать ремонта или замены.
Ниже предоставлено видео о том, как работает система двухзонного климат-контроля:
Раньше за свежесть и приятную атмосферу в автомобильном салоне в летнее время отвечал кондиционер, в зимнее- печка. Но технологический прогресс не остановить и сегодня за комфорт в салоне автомобиля как зимой, так и летом призван отвечать климат-контроль.
Что такое климат-контроль, его виды?
Время появления автомобиля с первым климат-контролем точно указать нельзя. Однако имеются данные о том, когда был создан первый образец автомобильного кондиционера. Это событие датируется 1927 годом. Конечно же первые агрегаты были не столь совершенны, как нынешние, но время идёт вперёд, технологии меняются в лучшую сторону, уровень профессионализма инженеров и конструкторов возрастает постоянно в геометрической прогрессии и вот автомобильный кондиционер преобразовался в систему климат-контроля.
Можно встретить также и такую аббревиатуру HVAC , обозначающую климат контроль. Расшифровывается с английского это следующим образом: Heating - теплоснабжение, Ventilation - вентиляция, Air Conditioning – кондиционирование. Следовательно из этого видно, что климат-контроль – это система, которая состоит кондиционера, элементов отопления и воздушной фильтрации, а также необходимых датчиков. Климат-контроль приводится в действие электронным блоком управления (ЭБУ).Основной отличительной особенностью климат-контроля от его предшественника – , является температурный режим. Дело в том, что кондиционер призван лишь охлаждать воздух салона, когда система климат-контроля поддерживает заданную температуру. При всём этом умная система учитывает не только температуру снаружи автомобиля, но и прогревание салона солнечными лучами, что обеспечивает наиболее комфортное пребывание водителя и пассажиров в салоне автомобиля.
Если за бортом холодная погода, климат-контроль может работать в режиме отопление – кондиционирование, а если воздух, который поступает с улицы, загрязнён, то автоматически включается рециркуляционный режим. Водителю на выбор предоставляется температурный режим в пределах от 16 до 30 градусов по Цельсию. Значение на выбор водителя задаётся регулятором, расположенным на панели. После чего сигнал поступает в блок управления, приводя систему в действие. Уровень прогрева салонного воздуха регулируется центральной заслонкой, за счёт которой происходит смешение горячего и холодного воздушных потоков. В случае возникновения определённой необходимости может включиться кондиционер, помогающий избавить салон автомобиля от излишней влаги и тепла.
Разновидности климат-контроля
Выше мы упоминали о том, что технологический прогресс, как и время, на месте не стоит. Поэтому сегодня, благодаря применению умной электроники, появилась возможность зонировать климат в салоне автомобиля. Исходя из этого система климат контроля подразделяется на следующие виды:
однозонный климат-контроль;
Двухзонный климат-контроль;
Трехзонный климат-контроль;
Четырехзонный климат-контроль.
В однозонной системе температуру может выбирать лишь водитель. Двухзонный климат-контроль позволяет выставлять различную температуру на водительском месте и месте переднего пассажира. Третий и четвёртый виды климат-контроля позволяет всем пассажирам дистанционно регулировать наиболее комфортную температуру для каждого из них.
Составные части климат-контроля
Система климат-контроля объединяет в себе климатическую установку и очень важную часть – её систему электронного управления. В свою очередь система климатического контроля объединяет в себе такие элементы как:
- система кондиционирования;
Система отопления и вентиляции;
Радиатор отопителя;
Вентилятор приточного воздуха;
Кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, ресивера и конденсатора.
Управляет климат-контролем соответствующая система электронного управления. Основными элементами данной системы являются входные сенсоры, блоки управления и исполняющие механизмы. Входные сенсоры измеряют соответствующие физические параметры и преобразовывают их в определённые электрические сигналы. К входным сенсорам можно отнести: сенсоры температуры воздуха за бортом автомобиля, датчики выходной температуры, сенсор температуры испарителя, фотодиоды следящие за уровнем солнечного излучения и потенциометры заслонок. Выходные сенсоры и их количество зависит от модели и системы климатического контроля и конструкции. Сенсор выходной температуры может быть укомплектован также дополнительным сенсором для ножного пространства.
Сенсоры выходной температуры в системе двухзонного климат-контроля находятся слева и справа, в трёхзонном климат-контроле соответственно находятся ещё и сзади. Положение воздушных заслонок, будь то заданное или текущее в определённый момент, фиксируется потенциометрами заслонок. Благодаря температурным сенсорам давления и испарителя обеспечивается работа всей системы кондиционирования. Электронным блоком управления принимаются сигналы от сенсоров, далее они рассматриваются заложенными программами, формируя управляющее воздействие на необходимые устройства управления. Далее поговорим о них.
Группа исполнительных устройств включает в себя приводы заслонок и электромотора вентилятора. Их функция заключается в создании заданного температурного режима и его поддержании. Заслонки начинают действовать путём воздействия на них электрического или механического привода. Системы климатического контроля обладают различными видами заслонок:
- заслонка приточного воздуха;
Центральная заслонка;
Заслонка температурного регулирования. Она применяется в система несколькими зонами регулирования;
Заслонка рециркуляции;
Заслонка для оттаивания стёкол.
Эксплуатационные особенности устройства климат-контроля
Для установления желаемой температуры воздуха в салоне автомобиля, нужно всего лишь выставить нужный показатель на дисплее. Все дальнейшие манипуляции программа компьютера проведёт самостоятельно. Самой эффективной работой климатической системы будут условия, при которых включена внутренняя рециркуляция вентиляционной системы автомобиля. Благодаря этому система находится в ждущем режиме, а не постоянно затрачивает энергию на нагрев или охлаждение воздуха. Однако несмотря на то, что данные операции могут регулироваться автоматически, не стоит полностью полагаться на технику. Перекрытие дефлектора и выбор необходимого направления для воздушного потока, каждый водитель должен выбирать самостоятельно. Если учитывать все конструктивные особенности и обладать определённым багажом знаний по эксплуатации, можно продлить жизнь своей климатической установки на долгие годы. Помните тот факт, что пользоваться рециркуляцией воздуха необходимо с головой.
Бездействующий режим охлаждения приведёт к тому, что все стёкла Вашего автомобиля будут запотевать. Выделяемая влага, которая конденсируется во время дыхательного процесса пассажиров, будет оседать на испарителе. Спустя определённый период времени может появиться неприятный запах в салоне автомобиля. В жаркое время перед тем как включить климат-контроль, следует проветрить автомобиль, открыв все двери и окна автомобиля. Это выровняет температуру автомобиля с окружающей средой. Далее нужно установить работу устройства в рекурциляционном режиме на максимально возможную мощность. В этот момент все двери, окна и люк должны находиться в полностью закрытом состоянии.
Первое время водитель должен подождать на улице. Для того, чтобы климат-контроль работал корректно, во время движения избегайте попадания воздуха снаружи. В противном случае это приведёт к изменению показаний датчиков. Каждый элемент может работать, как взаимодействуя с другими, так и самостоятельно. Во время работы системы климат-контроля существенно увеличивается топливный расход автомобиля. Обязательно это учитывайте, когда будете приводить в действие климат-контроль.
Управляющий механизм климат-контроля
Как мы уже упоминали ранее за осуществление функционирования системы климатического контроля отвечает Это своего рода мозговой центр всей климатической системы. Решения, которые принимает блок управления, основываются на показаниях всех доступных сенсоров и датчиков. Корректное функционирование климат-контроля также зависит от работы блока испарителя-отопителя. Он позволяет в самые сжатые сроки достичь нужного температурного значения. На скорость нагревания или охлаждения непосредственно влияет и режим воздушной рециркуляции. Нужная температура поддерживается за счёт работы автоматики блока управления. Ни водитель, ни пассажиры не принимают никакого участия в данном процессе. Используя вентилятор и положения заслонок электронный блок оптимизирует направление, силу воздушного потока и его температуру. Возможно несколько направлений воздушного потока:
- область стекла;
Область у ног;
- «стекло/ноги»;
Область лица пассажира;
- «ноги/лицо».
Уход за системой климат-контроля
Как и все автомобильные устройства, формирование и поддержание микроклимата в салоне автомобиля требует к себе систематического ухода. Своевременная дозаправка кондиционера должна проводиться вместе с промывкой его радиатора. Периодичность этой операции должна быть не меньше раза в полгода. Максимально эффективное функционирование системы климат-контроля достигается только в случае соблюдения необходимых правил ухода.
Преимущества и недостатки климат-контроля автомобиля
Основными преимуществами использования климат-контроля являются следующие:
- комфортабельные условия передвижения в салоне транспортного средства;
Определение температуры воздуха вне салона автомобиля;
Полная автоматизация работы системы, которая не отвлекает водителя от пути;
Человеческий организм не может переохладиться в результате работы системы климат-контроля.
У данной системы, как и у всего прочего автомобильного наполнения, существует и ряд недостатков :
- высокая стоимость опции;
Большой топливный расход;
При случившейся неполадке в каком-либо одном из смежных отсеков, выходит из строя вся система.
Система климат-контроля устанавливается по умолчанию в большинство современных автомобилей. Зачастую – это представители импортных автомобилей. Климат-контроль является бесспорным лидером в обеспечении комфортного передвижения водителя и пассажиров. Недалёк тот час, когда она полностью вытеснит, ещё актуальную сегодня, систему автомобильного кондиционирования.
Подписывайтесь на наши ленты в