В этой статье мы узнаем, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
Заряженный и , это залог того, что автомобиль заведётся без проблем в суровые морозы.
Сама по себе АКБ неприхотлива и если всё в машине в порядке, то и каких-либо хлопот она не доставит, но это до поры до времени.
В обычном рабочем режиме батарея является источником электроэнергии для бортовых сетей авто ровно до того момента, пока двигатель не завёлся, затем она передаёт эту роль генератору, от которого сама же и подзаряжается, но вдруг что-то пошло не так…
К примеру, вы надолго оставили своего железного коня в гараже или забыли выключить фары, когда уходили домой, следствием этих ситуаций станет разряд батареи, после которого завестись самостоятельно вы уже не сможете.
Что же делать? На самом деле выход есть. У любого автовладельца для таких случаев должно быть в арсенале так называемое зарядное устройство.
Прежде чем приступить к подзарядке аккумулятора, необходимо выяснить несколько нюансов.
Во-первых, надо точно знать какого типа у Вас батарея. Существует несколько разновидностей:
- свинцово-кислотные с жидким электролитом (WET) – это наиболее распространённый тип аккумуляторов;
- гелевые (GEL) – относятся к так называемым необслуживаемым батареям, герметичны. Электролит в них находится в гелеобразном состоянии;
- AGM аккумуляторы – также относятся к герметичным, необслуживаемым. Их главной фишкой выступает пористый наполнитель отсеков из стекловолокна.
Как мы уже сказали, наиболее ходовыми в наши дни всё ещё остаются АКБ с жидким электролитом, поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля такого типа.
Остальные два менее популярны из-за своей высокой стоимости, но постепенно набирают обороты в автопроме и всё чаще встречаются под капотами машин. В принципе, более-менее современные зарядные устройства уже имеют режимы работы для разных типов батарей.
Проверяем батарею
Возвращаемся к проблеме, озвученной в начале статьи, и прежде чем рассказать о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно кое-что проверить.
Например, после длительного простоя машина не заводится. Возможно, дело именно в аккумуляторе – он разрядился, и чтобы убедиться в этом, необходимо залезть под капот и добраться до АКБ, предварительно вооружившись вольтметром.
Будем проверять, насколько он плох. Для примера возьмём наиболее распространённый формат – батарея, напряжением 12,6+ Вольта. Именно столько должно быть на клеммах полностью заряженного аккумулятора.
Напряжение 12,00 Вольт говорит о том, что он разрядился наполовину (50%), 11,75 Вольт – 30% заряда, а всё что ниже 10,5 Вольт говорит о полном разряде.
Существует и другой способ проверки, правда, он подходит только для обслуживаемых типов свинцово-кислотных АКБ.
Будем исследовать плотность электролита при помощи специального прибора – ареометра.
Если у вас нет, не беда, приобрести его можно практически в любом магазине автозапчастей. Замер проводить во всех банках батареи, а полученные результаты сверить с табличкой.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Итак, друзья, все проверки произведены и мы убедились в том, что аккумулятор в машине действительно разряжен. Этот факт, конечно же, не радует, но отчаиваться нельзя, всё можно исправить. Самое время поговорить, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля.
Первое без чего данная процедура невозможна – зарядное устройство (ЗУ). Если у вас нет, то срочно бегите в магазин. Уважающий себя автолюбитель должен иметь у себя такой прибор.
Моделей ЗУ существует великое множество, но для наших целей, зарядки WET аккумулятора подойдут практически любые, главное убедиться, что он подходит по уровню напряжения для батареи и способен выдать необходимые токи. Нужно отметить, что на прилавках магазинов можно встретить не только зарядные, но и пуско-зарядные, а также пусковые устройства, которые не только пополняют запасы батарей, но и могут завести двигатель, вместо аккумулятора.
Предположим, ЗУ куплено, капот машины открыт. Самое время узнать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
Существуют определённые правила, они помогут не только всё сделать правильно с технической стороны, но и не причинить вред здоровью окружающих и себе.
Что имеется в виду? Если вы снимаете АКБ, то ни в коем случае нельзя проводить с ним какие-либо процедуры дома. В процессе зарядки батареи с электролитом, выделяются вредные и горючие вещества, электролит является раствором серной кислоты, и при обращении с ним нужно помнить о средствах индивидуальной защиты.
Теперь о том, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Для этого, кстати, необязательно снимать АКБ, хотя всё же удобней производить все процедуры именно в гараже или в любом другом подходящем помещении.
При зарядке не снимая аккумулятор с машины, следует отсоединить минусовую клемму.
И так, всё по пунктам:
- очистите батарею от грязи, особенно контакты;
- открутите крышки банок – во-первых, это нужно, чтобы проверить уровень электролита, который при необходимости придётся долить, а, во-вторых, при зарядке обезопасит от нарастания давления внутри;
- подключите ЗУ согласно полярности контактов;
- очень важно правильно выставить зарядный ток – он должен составлять не более 10% от ёмкости батареи. К примеру, если у Вашего аккумулятора ёмкость 60 А/ч, то зарядный ток должен быть не более 6 Ампер, а вообще, чем меньше, тем лучше для батареи – около 2-3 Ампер. Важно отметить, что при номинальном токе, процесс заряда растягивается от 4 до 10 часов;
- когда зарядный ток достигнет значения 200 мА, ЗУ можно отключать, хотя современные устройства сделают это автоматически;
- в конце ещё раз проверьте плотность электролита в банках;
- если всё в порядке, ставьте АКБ в машину и можно ехать.
«Отлично!», — скажете вы, — «Но что делать, если ждать 10 часов нет возможности?» На самом деле выход есть, правда, но использовать его только в крайних случаях и нечасто.
Откроем небольшой секрет, как зарядить аккумулятор максимально быстро. Надо увеличить ток на 30%, но не более того. К примеру, если Вы в нормальном режиме задавали ток 6 Ампер, то при ускоренном необходимо выставить 8.
Эта хитрость позволяет АКБ примерно за 20-30 минут скопить энергии, которой достаточно для запуска двигателя. Пользоваться этим способом лучше как можно реже, иначе батарея быстро деградирует и выйдет из строя.
При зарядке аккумулятора выделяются газы, способные воспламеняться от искры, что приводит к взрыву аккумулятора. Обеспечьте хорошую вентиляцию в комнате, где заряжается аккумулятор и БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
Ну вот, коллеги-автолюбители, выразил почти всё, что знал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Пора подвести итоговую черту под статьёй и напомнить вам, что лучший способ познать свой автомобиль – читать наш блог.
Всем известно, что любой автомобильный аккумулятор время от времени нуждается в зарядке. Необходимость срочной подзарядки батарей с помощью подходящего им устройства часто возникает в холодное время года, когда АКБ тратит больше своих внутренних ресурсов на стартовые пуски. В связи с этим нужно всегда точно знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля , чтобы батарея работала как можно дольше и не произошла ее разрядка раньше положенного времени по причине неправильной эксплуатации.
Причины скорой разрядки АКБ
Водителям-новичкам не помешает знать о нескольких популярных причинах того, почему аккумулятор может быстро разрядиться:
- Как уже было сказано, в холодное время года батарее приходится тратить гораздо больше энергии на пусковые токи при старте .
- В условиях коротких поездок по городу генератор автомобиля не успевает подпитывать батарею.
- Любой автомобилист не застрахован от забывчивости. К сожалению, достаточно один раз не выключить на ночь фары для того, чтобы почти полностью разрядить АКБ (за этим рекомендуется тщательно следить во избежание быстрой разрядки аккумулятора).
Общие рекомендации по подготовке автомобильного аккумулятора к зарядке
Сейчас в продаже можно встретить разные виды автомобильных батарей. Есть средний по цене и удобный в использовании усовершенствованного плана типа . Наиболее популярными в последнее время становятся с электролитом, заключенным в пластины из стекловолокна. Ну и конечно, самыми дорогими, но при этом наиболее безопасными и долгими в эксплуатации считаются .
Однако форма, в которую помещен электролитический состав батареи автомобиля, не является главным критерием того, каким образом следует правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Процесс зарядки АКБ обычно выстраивается по определенной схеме, стандартной для автомобильных аккумуляторов любой разновидности. Главное - знать точный алгоритм действий и соблюдать определенную технику безопасности в случае, если вы имеете дело с батареями и с наиболее подходящими для них зарядными устройствами.
Вынимаем батарею
Если возникает необходимость, допускается заряжать батарею без снятия ее с автомобиля. Но лучше всего поставить аккумулятор на зарядку, предварительно вынув его из машины. Заодно не будет лишним, если вы проведете «генеральную уборку» подкапотного пространства и проверите, нет ли утечки жидкости из батареи (если речь идет о свинцово-кислотной АКБ).
Вынимая из машины аккумулятор, внутри которого находится опасная химическая жидкость, и проверяя подкапотное пространство, не забудьте надеть на руки резиновые перчатки во избежание попадания на открытые участки тела. Если это все же произойдет, обработайте кожу щелочным содовым раствором. Вспомните школьный курс химии: щелочь - это лучший антидот кислоты .
Обращаем внимание на клеммы
Также перед снятием батареи из машины проверьте и состояние клемм автомобиля, насколько сильное имеется окисление. Если на клеммах вы увидите налет белого цвета, это и есть окисление, бороться с которым на современном этапе можно уже не дедовскими способами, а с помощью применения специальных смазок.
Кстати, если вам кажется, что емкость аккумулятора падает, а видимых причин именно в батарее для этого нет, проверьте автомобильные клеммы. Скорее всего, вы обнаружите на них тот самый толстый слой белого налета, из-за которого контакт между аккумулятором и бортовым электрообеспечением автомобиля становится слабым. Часто именно окисленные клеммы мешают полноценной подаче тока.
Техника безопасности
Перед тем как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, позаботьтесь о его хорошей очистке. Не допускайте случайного попадания пылевых и грязевых частиц внутрь электролитической жидкости батареи. В помещении, где будет проводиться зарядка аккумулятора (неважно, гараж, жилая комната, либо иное место) не должно быть газовых плит и повышенной огнеопасности. Проветривание следует обеспечить наиболее оптимальное.
Даже при условиях зарядки максимально безопасной гелевой батареи старайтесь соблюдать одни и те же правила и подстраховывайте себя лишний раз. Безусловно, гелевые батареи считаются вариантом с минимальным риском. Но если, например, в корпусе такой АКБ будет хотя бы небольшой дефект, незаметный простому глазу, «утечка» опасных химических веществ тоже возможна.
Каким образом нужно проводить правильную зарядку автомобильного аккумулятора
На практике имеется два ведущих способа для того, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля 60 Ач, а также батареи другой емкости:
- Есть метод, когда напряжение всегда является неизменной величиной , а показатели тока при этом нужно регулировать вручную . Каким напряжением при этом нужно заряжать автомобильный аккумулятор? Безопасный показатель - 14,4 В.
- Также имеется и метод, когда постоянной величиной , наоборот, является ток . Этот способ более сложен и отличается «многоступенчатостью» - уровень напряжения нужно менять, как минимум, два раза во время всего процесса зарядки .
Оба метода одинаково хороши, если всегда быть в курсе того, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.
Перед осуществлением процесса зарядки важно понимать, какого вида ваш аккумулятор. Если он свинцово-кислотный, не забудьте перед началом его зарядки выкрутить защитные пробки с «банок», чтобы дать воде и прочим химическим веществам свободно испаряться .
Если вы - обладатель гелевого аккумулятора, перед зарядкой осмотрите его вентиляционные отверстия и проверьте, нет ли в них грязи или пыли . После этого можете приступать к процессу зарядки.
Метод регулировки показателей тока является наиболее простым. Поэтому его мы и рассмотрим наиболее подробно, в качестве наиболее подходящего примера.
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора устройством с регулятором показателей тока должна проводиться следующим образом:
- Наденьте резиновые или другие технические перчатки . Если даже аккумулятор не кислотный, а гелевый, остерегаться следует не столько кислоты, сколько удара током.
- Подключите к аккумуляторной батарее подходящее к ней ЗУ .
- Одним из главных условий того, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, является четкое знание принципа полярности : подведите «крокодилы» зарядника к батарее, строго ее соблюдая. Обычно красный провод означает плюсовой полюс , который надевается на плюсовую сторону АКБ, а черный - минус , и надеваем его на клемму со знаком «минус».
- Получив питание от батареи, устройство загорается и начинает работать . Теперь выставляем уровень тока заряда. Важно знать, что уровень тока , поступаемого к АКБ, должен всегда составлять 10% от емкости батареи , обозначенной на ее корпусе. К примеру: на корпусе батареи указана емкость 60 Ач (60 ампер-часов). В данном случае, нужные 10 процентов будут равняться 6 амперам.
- Выставляем параметры тока и только теперь, когда все параметры выставлены, подключаем электрическую цепь к сети.
- Если требуется зарядить полностью разряженный аккумулятор , может понадобиться до 24 ч асов .
- Внимательно следите за процессом , заряжать АКБ не следует, оставляя ее надолго без должного присмотра.
- Ближе к концу зарядки . Это нормально и не должно вызывать опасений.
- Когда процесс зарядки будет близиться к концу, показатели тока будут уменьшаться и, в конечном итоге, опустятся до нуля.
- После окончания зарядки дождитесь, пока аккумулятор перестанет кипеть , и только потом закрывайте пробки «банок» обратно. Но это относится только к кислотным АКБ. У гелевого аккумулятора никаких манипуляций с пробками на «банках» проводить не нужно.
- В машину устанавливайте только «остывший» аккумулятор . Не торопитесь, дайте ему время «отстояться».
Если зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, в котором установлен индикатор, сигнализирующий об уровне зарядки аккумуляторной батареи, в конце процесса ЗУ обязательно должно дать сигнал об окончании изменением индикаторного цвета. Если речь идет, например, об отечественных ЗУ типа «Орион», оснащенных светодиодными лампочками, все источники света должны погаснуть, когда зарядка аккумулятора будет полностью завершена.
Если речь идет о том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор с наполнителем в виде геля, немаловажно знать о том, что потенциально опасный порог цифр U при процессе зарядки будет составлять 14,2 В . Гелевые аккумуляторы заряжаются только с помощью устройств, где можно выставить соответствующие показатели уровня U - не больше указанной цифры.
Также «между делом» никогда не помешает время от времени проверять уровень напряжения на аккумуляторных клеммах для того, чтобы точно знать о том, нуждается ли он в зарядке. Проверка проводится очень просто: мультиметром, вольтметром или тестером.
Если напряжение находится в пределах 12,4-12,8 В - это показатель U нормально заряженной батареи . Если U при замерах ниже 12 В , батарея заряжена на 70% , что тоже является еще неплохим показателем. О 50% разрядке говорят в том случае, если U около 11,8 В . Если же напряжение меньше 11,6 вольт , аккумулятор разряжен почти полностью , и его придется подзарядить в ближайшее время.
Чтобы не разрядить аккумулятор преждевременно, не забывайте выключать фары и магнитолу, следите за состоянием бортовой системы вашей машины.
Если соблюдать определенные правила техники безопасности и знать элементарные основы о том, что такое напряжение и ток, можно быстро научиться правильной зарядке аккумулятора автомобиля самостоятельно. Кроме этого, внимательное и бережное отношение к ресурсам батареи поможет водителю как можно реже попадать в такие ситуации, когда АКБ разрядится быстро и внезапно.
От степени заряженности аккумуляторной батареи зависит успешный старт транспортного средства, особенно в холодное время года. Если аккумулятор разряжен, машину невозможно завести. Мы расскажем, как его проверить и зарядить дома.
1 Аккумуляторная батарея – как и сколько она работает?
Прежде чем начать процесс зарядки, следует разобраться с основными понятиями. Емкость АКБ измеряется в ампер-часах. Аккумулятор с емкостью 55 Ам/ч способен отдавать 55 Ампер в течение часа. Если нагрузка меньше, то он будет работать дольше, и наоборот. Нормальное напряжение полностью заряженной АКБ составляет от 12,6 до 12,7 В. Напряжение со значением 12 В говорит о том, что батарея заряжена на 40–50 %. С такими показаниями автомобилем можно пользоваться.
Если машина в исправном состоянии, и генератор дает достаточную подзарядку, то напряжение быстро восстановится. Значение в пределах от 11,5–11,6 В означает, что АКБ находится в глубокой разрядке, а это опасно для батареи. Внутри нее есть свинцовые пластины, при глубокой разрядке начинается процесс их сульфатации. При этом уменьшается емкость. Это может привести к тому, что двигатель не запустится. Разряженную батарею можно зарядить до рабочего напряжения и продолжать использовать.
Срок эксплуатации аккумулятора при должном обслуживании и бережном отношении составляет 4–6 лет. По окончании этого срока батарея приходит в негодность и не подлежит восстановлению, ее утилизируют.
2 Что разряжает АКБ и как узнать заряд
Аккумулятор может разрядиться по следующим причинам:
- длительный простой машины без движения, особенно зимой;
- недостаточный объем и плотность электролита в емкостях;
- разрушение пластин АКБ;
- повреждение корпуса батареи;
- неисправности в электросети автомобиля;
- автомобиль долгое время простоял с включенными фарами.
При длительном простое автомобиля без движения аккумуляторная батарея не получает зарядки от генератора и постепенно разряжается. Особенно быстро этот процесс происходит в морозную погоду. Если машина простоит без движения три недели, АКБ уже не сможет раскрутить стартер и запустить двигатель.
Для нормальной работы аккумулятора нужно контролировать количество электролита в его банках. Существует два вида АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. В первом виде корпус устройств негерметичен, и во время эксплуатации часть жидкости в банке испаряется, поэтому периодически ее нужно ее доливать. В этой процедуре нет необходимости у необслуживаемых батарей, в них емкости герметичны, и электролит циркулирует внутри, испаряясь и конденсируя на стенках банки.
В аккумуляторную батарею можно заливать только дистиллированную воду.
Разрядку аккумулятора могут вызвать различные неполадки с электрооборудованием автомобиля: неисправность генераторной установки, короткое замыкание. Если начали разрушаться рабочие пластины, то аккумулятором лучше не пользоваться, так как он может вызвать короткое замыкание, которое способно вывести из строя электрооборудование или стать причиной пожара.
Перед тем как заряжать аккумулятор, следует убедиться, что он разряжен. Это можно определить по цветовому индикатору (если он присутствует на АКБ). Что означает конкретный цвет, следует смотреть на наклейке возле индикатора. Разряженность можно определить и по разнице потенциалов на клеммах. Напряжение должно быть не ниже номинального, указанного в инструкции по эксплуатации. Измеряется напряжение с помощью мультиметра.
3 Готовимся к работе – очистка и проверка
Если АКБ разрядилась, не обязательно обращаться в автосервис, ее можно зарядить в домашних условиях при наличии зарядного устройства (ЗУ) и знаний о том, как правильно проводить процедуру. Для начала аккумуляторную батарею необходимо подготовить. Для этого отсоедините клеммы, снимите ее с автомобиля и выполните следующие действия:
- Сначала нужно очистить аккумулятор с внешней стороны: убрать окисления, загрязнения, конденсат. Для этого чистую тряпку смачиваем в содовом растворе и потираем контакты и поверхность АКБ. Очистить поверхность от грязи важно, чтобы она не попала внутрь аккумулятора при откручивании крышки, так как она может стать причиной замыкания и выведет батарею из строя.
- Очищенный корпус АКБ следует осмотреть на наличие трещин. Если они обнаружены, то батарею эксплуатировать нельзя.
- Когда поверхность чистая, на обслуживаемом аккумуляторе откручиваем пробки и проверяем, какой уровень электролита в банках. Если он не покрывает полностью пластины, то доливаем дистиллированную воду. Если этого не сделать свинцовые пластины нагреются и разрушатся. Пробки оставляем открученными, так как во время зарядки выделяется газ, при закрытых пробках батарею может разорвать от скопившихся газов.
- Следует проконтролировать плотность электролита. Показания должны находиться в промежутке от 1,26 до 1,30 г/см 3 .
- Необходимо проверить отверстие для вентиляции в крышке АКБ. Оно должно быть чистым, иначе не будут выходить испарения.
Проведя такую подготовку, приступаем к работе.
4 Как подключить устройство – правила безопасности
Во время проведения электротехнических работ особое внимание следует уделять безопасности, так как существует повышенный риск для здоровья. Зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях должна проводиться в сухом теплом помещении, желательно нежилом, лучше в гараже. Помещение должно хорошо проветриваться, чтобы выветривались вредные испарения, которые выделяются во время зарядки (водород, сернистый газ). Процедуру нельзя проводить вблизи обогревательных приборов и открытого огня. Запрещается курить или использовать приборы, образующие искру, так как при скоплении газов возможен взрыв. Во время процедуры не стоит оставлять включенным зарядное устройство без присмотра!
При подключении ЗУ нужно соблюдать полярность, плюс подключается к положительной клемме АКБ, а минус – к отрицательной. Должна строго соблюдаться последовательность подключения: сначала зажимы ЗУ крепятся на клеммы аккумулятора, а затем сетевой шнур подключают в электрическую сеть и включают ЗУ. После зарядки последовательность действий обратная: сначала отключается зарядное устройство, а затем отсоединяются крокодилы от клемм батареи. Это необходимо, чтобы избежать возможного взрыва водородно-кислородной смеси от искры, возникающей при отсоединении и присоединении крокодилов. Водород выделяется из банок во время зарядки, а кислород присутствует в воздухе.
5 Какие 3 способа зарядки существуют
Перед покупкой зарядного устройства следует выяснить, какое напряжение имеет аккумуляторная батарея, она может быть 6, 12, 24 и 36 В. На мотоциклах используются самые слабые батареи, наиболее распространены устройства с напряжением 12 В, устанавливаемые на легковых авто. На тяжелой технике может быть установлена батарея напряжением 36 В.
ЗУ преобразовывает электроэнергию, простейшая схема включает в себя понижающий трансформатор и диодный мост. Переменный ток с напряжением 220 В, проходя через ЗУ, преобразуется в постоянный ток с напряжением 14-16 В, которым и заряжается АКБ. Зарядное устройство может оснащаться вольтметрами, амперметрами, предохранителями, регуляторами силы тока и напряжения. Существуют устройства с автоматическим подбором необходимого напряжения и силы тока. Если их нет, то нужно знать, сколько ампер подавать и самостоятельно регулировать силу тока.
Зарядить аккумулятор можно тремя способами:
- Постоянным током (зарядный ток должен составлять 10 % емкости).
- Постоянным напряжением (напряжение находится в пределах от 14,5 до 16,5 В с током, который снижается от 45 до 20 А).
- Комбинированным (сначала постоянным током, затем постоянным напряжением).
В необслуживаемые изделия не нужно доливать дистиллированную воду и контролировать плотность, так как отсутствует доступ к электролиту. Если такой аккумулятор разрядился, его следует заряжать осторожно: ввиду отсутствия пробок, внутри корпуса повышенное парообразование, поэтому не исключена вероятность взрыва. Производители таких АКБ рекомендуют использовать зарядный ток не больше 1/20 от емкости аккумулятора. Если емкость 60 Ам/ч, то ток заряда должен быть 2,5 А.
Возможна быстрая зарядка высокими токами 20-30 А, но она повреждает АКБ, поэтому пользы от такой зарядки нет. Заряжая гелевый аккумулятор, нужно следить, чтобы напряжение не превысило критического значения, которое составляет 14,2 В. Севший аккумулятор без зарядника можно "прикурить" от другого автомобиля. Для этого с помощью высоковольтного кабеля специальными клеммами-зажимами подключаются с одного конца к клеммам разряженной АКБ, а с другого – к аккумуляторной батарее работающего автомобиля. Важно при подключении соблюдать полярность. Спустя 10 минут АКБ немного подзарядится, и можно будет завести двигатель, после этого она будет заряжаться от генератора.
6 Как действовать с помощью постоянного напряжения
Время зарядки зависит от параметров тока и напряжения, а также состояния АКБ. При способе зарядки постоянным напряжением важно, чтобы ЗУ поддерживало стабильное напряжение в пределах от 13, 8–14,4 В. На клеммах ЗУ оптимальное напряжение должно быть на 10 % больше номинального батареи при полной ее зарядке. Если у АКБ номинальное напряжение 12,6 В, то 10 % составляет 1,26 В, что в сумме составит 13,86 В, что и будет оптимальным напряжением для ЗУ.
С помощью этого метода можно зарядить АКБ любой степени заряда. При этом во время зарядки не будет интенсивно выделяться газ, и нагреваться электролит. Заряжаясь, батарея набирает силу, и постепенно ее показатели выравниваются с зарядным устройством. За первый час при положительной температуре электролита батарея заряжается на 50–60 % от своей емкости, за второй – на 20–30 %, за третий – на 6–8 %. На зарядку до 90–95 % номинальной емкости уходит примерно 4-5 часов. Зарядка прекращается при снижении тока до 0,2 А. Правда до 100 % этим методом батарею зарядить невозможно. Преимущество зарядки с помощью постоянного напряжения: быстрота и простота процесса.
7 Чем отличается метод постоянного тока
На зарядку аккумулятора с помощью постоянного тока может уйти 10 часов, время зависит от условий проведения процедуры. ЗУ подключают при температуре электролита не выше 35 градусов. Для новой и сильно разряженной АКБ оптимальный ток должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора. То есть при емкости в 60 Ам/ч необходимо подавать ток 6 А. Зарядку производят до появления газовыделения, что соответствует напряжению на клеммах аккумулятора около 14,4 В. Далее значение тока нужно снизить для б/у батареи в 2–3 раза, для новой – в 2 раза. Дальше аккумулятор заряжается низким током, пока во всех банках не начнет обильно выделяться газ.
Двухступенчатый метод позволяет ускорить процесс и уменьшить интенсивность образования газов, которые действуют разрушающе на пластины АКБ. Лучше, чтобы зарядный ток, поступающий на клеммы АКБ, был с самого начала процесса меньше. В рассматриваемом примере подаваемый ток должен быть не 6 А, а 3 А. В этом случае зарядка длится дольше в два раза, но качество ее выше.
О полной заряженности АКБ можно судить не только по обильному газообразованию, но и по следующим признакам:
- плотность электролита остается неизменной в течение 3 часов;
- напряжение на клеммах достигло значения 15-16,2 В и больше не растет на протяжении 3 часов.
Во время зарядки нужно контролировать электролит: уровень, плотность и температуру жидкости. Электролит не должен нагреваться выше 30-35 градусов.
X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?
Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:
- СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
- В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!
Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.
Зарядка аккумулятора автомобиля, при наличии зарядного устройства, не является чем-то очень сложным и недоступным рядовому автомобилисту. Пока машина заводится без проблем, о состоянии аккумулятора редко кто задумывается. Но с наступлением первых серьёзных холодов, вопрос как зарядить аккумулятор становится особенно актуальным.
Неправильная эксплуатация и обслуживание могут довольно быстро привести в негодность даже хороший автомобильный аккумулятор. В этой статье мы расскажем о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и ухаживать за ним.
В процессе регулярной эксплуатации транспортного средства, аккумулятор постоянно заряжается от генератора. Необходимость применять зарядное устройство чаще всего возникает при длительном простое машины или каких-либо неисправностях генератора .
Инструкция по зарядке аккумулятора автомобиля
Зарядка аккумулятора автомобиля дело не хитрое, но как правильно заряжать аккумулятор знает далеко не каждый.
Заряжать наиболее распространенные свинцово-кислотные аккумуляторы (типа WET) необходимо постоянным (выпрямленным) током. В принципе, чтобы зарядить аккумулятор, вы можете использовать любые типы выпрямителей, позволяющие регулировать зарядный ток и напряжение зарядки.
В то же время, зарядное устройство (сокращенно - ЗУ) для автомобильного аккумулятора должно иметь возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 вольт, поскольку в противном случае оно не сможет зарядить современный необслуживаемый аккумулятор полностью (до 100% его фактической емкости).
Если аккумулятор установлен в автомобиле , для того чтобы его правильно зарядить, сперва определите какой из выводов батареи подсоединен к “массе” (кузову) машины. На большинстве автомобилей к “массе” подсоединен “минус”. Если у вас в автомобиле аккумулятор подключен по такой же схеме, тогда плюсовой провод ЗУ нужно подключить к плюсовому выводу аккумулятора, а минусовой – к “массе” автомобиля (можно к кузову или шасси).
Обратите внимание на то, чтобы подключенные провода не прикасались к бензопроводу или непосредственно к корпусу аккумулятора, а само ЗУ до подключение было в выключенном состоянии. После правильного подключения, аккумулятор можно заряжать.
Чтобы зарядить аккумулятор заранее снятый с автомобиля , провода ЗУ необходимо соединить с соответствующими клеммами батареи: “плюсом” к “плюсу”, а “минусом” к “минусу”.
При неправильном подключении, и аккумулятор, и ЗУ могут выйти из строя, поэтому строго соблюдайте указанную полярность, чтобы избежать неприятностей и зарядить аккумулятор правильно.
Порядок зарядки аккумулятора
При зарядке автомобильного аккумулятора хотим обратить ваше внимание на следующие моменты и последовательность действий:
- Прежде чем вы начнете заряжать аккумулятор, убедитесь еще раз в правильности подключения ЗУ.
- После этого включите его в сеть, чтобы начать зарядку.
- Выберите нужный режим зарядки, в соответствии с инструкцией к ЗУ.
- Время от времени контролируйте процесс зарядки аккумулятора, а после его завершения, отключите ЗУ от сети.
- При отключении батареи от ЗУ в первую очередь отсоединяйте минусовой провод.
В конце этой статьи вы найдете подробную видео-инструкцию по зарядке аккумулятора автомобиля и уходу за ним.
Обслуживание и уход за аккумулятором
Уход за автомобильным аккумулятором заключается не только в том, чтобы его правильно заряжать. Для продолжительной и полноценной работы аккумулятор автомобиля необходимо еще и регулярно обслуживать.
В первую очередь следует учесть, что в летний период процесс испарения воды из банок батареи идет особенно активно. На полупрозрачном белом корпусе аккумулятора падение уровня электролита ниже нормы сразу заметно (при условии, что вы хоть иногда открываете капот).
Большинство современных автомобильных аккумуляторов имеют метки «MIN» и «MAX». Они указывают соответственно минимальный и максимальный уровень электролита . Если на вашей батарее их нет или по каким-то другим причинам вы не можете проверить уровень визуально, можно прибегнуть к простому способу:
- Отверните пробки всех банок и погрузите поочередно в каждую из них стеклянную трубку длиной не менее 100 мм.
- Когда трубка упрется в предохранительную сетку, закрывающую пластины аккумулятора, зажмите ее конец пальцем и выньте из отверстия.
- Уровень электролита в трубке должен составлять приблизительно 10-15 мм, в противном случае необходимо будет долить дистиллированной воды.
Кроме того, не помешает проверить и плотность электролита. Ее измеряют ареометром, представляющим собой большую стеклянную пипетку с делениями и свободно движущимся внутри поплавком. К одному концу трубки присоединена резиновая груша. Плотность замеряют в такой последовательности:
1. Сожмите грушу для удаления из нее воздуха и погрузите свободный конец ареометра в электролит.
2. Медленно отпуская грушу, набирайте его до всплытия поплавка – деление на котором всплытие остановится, и укажет вам соответствующее значение плотности.
Существуют также ареометры и другой конструкции. В их колбе имеется целый ряд горизонтально расположенных и независимых друг от друга поплавков, каждый из которых всплывает при определенной плотности (это значение нанесено на каждом поплавке).
Летом, в центральных регионах, плотность электролита в аккумуляторе должна составлять 1,27 ÷ 1,19 г/см 3 , в северных и южных – 1,29 ÷ 1,21 и 1,25 ÷ 1,17 г/см 3 соответственно. При меньших значениях плотности аккумулятор необходимо зарядить, при больших – долить дистиллированной воды.
Помимо контроля плотности и уровня электролита, не забывайте также периодически проверять надежность крепления аккумулятора и состояние его выводных контактов. Если они загрязнены или окислены, протрите их сухой тряпкой и при необходимости зашкурьте мелкой наждачной бумагой. Помните, что попытки использовать для этого влажную ткань, а также зачищать оба контакта одновременно ни к чему хорошему, кроме короткого замыкания или "удара" током, не приведут. Смажьте выводы графитовой смазкой и аккуратно затяните на них клеммы.
Видео-инструкция: как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
С окончанием летнего сезона у автомобилистов все чаще возникает вопрос зарядки своего автомобильного аккумулятора. По многочисленным просьбам читателей портала сайт , мы публикуем инструкцию «правильной» зарядки АКБ.
Заряд АКБ
Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).
Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный - с отрицательным.
В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.
Заряд при постоянстве тока
Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.
Недостаток такого способа - необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.
Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А ч).
Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.
Заряд при постоянстве напряжения
При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В - на 85-90%, а при напряжении 16 В - на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.
В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.
По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.
Заряд батареи на автомобиле
При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.
У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.
Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.
Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.
При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.
Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.
Источник: www.livi-car.ru
11 Отзывы ›
по п.1 правильнее, видимо, было бы сказать «не 10%, а 5% от емкости 20ти часового разряда»
по п.2 хорошо было бы уточнить, о каком напряжении идёт речь (кто в теме, поймёт…)
по п.3- как быть с АКБ без пробок (их сейчас, наверное, больше, особенно у импортных производителей
А со всем остальным трудно не согласиться… или акб типа СА-СА или Calcium или оно же Са/Са.ибо на вашей совести будут тонны загубленных обычных свинцовых акб с свободным или не свободным электролитом. обычных обслуживаемых, не обслуживаемых герметичных или гелевых аккумуляторов.
так как обычные обслуживаемые акб, герметичные (от ИБП (UPS) и тому подобные)
имеют МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ток зарядки 10% от ёмкости. то есть заряжать можно и меньшим током.
допускается кратковременное превышение зарядного тока чем 10% для ускоренной зарядки. но только в начале зарядного процесса.
но этот метод допускается только в аварийных ситуациях. так как повышенный ток приводит к ускоренному разрушению активной массы! а у некоторых производителей акб такой метод заряда вообще запрещён.так же зарядный ток 20-30% от ёмкости акб присущ для заряда ЩЕЛОЧНЫХ акб
зарядное напряжение для основной массы кислотных свинцовых акб (особенно не обслуживаемых герметичных) не должно превышать 14.9в!
обслуживаемый акб ещё может пережить незначительное превышение напряжение. но всё равно долгое кипение и перезаряд негативно сказывается и сокращается срок службы.в не обслуживаемых превышение более 14.9в приводит к моментальному кипению электролита. повышенное количество выделение газов не успевает абсорбироваться в акб и выходит наружу. идёт высыхание электролита, уменьшение ёмкости. и при продолжении зарядки завышенным напряжением идёт лавинное убивание акб.
в общем люди. если у вас не КАЛЬЦИЕВЫЙ акб. а обычный свинцовый кислотник (обслуживаемый или не обслуживаемый) для автомобиля, мотоцикла, эхолота. фонарика, ИБП и подобных. и вы хотите, чтоб ваш аккумулятор служил долго. при зарядке вашего акб не превышайте зарядный ток больше 10% от ёмкости (А/ч) и не превышайте зарядное напряжение более 14.9в
-
ток заряда должен упасть примерно до 100мА а может и меньше до 100% вряд ли получиться зарядить либо нужно будет очень долго заряжать а до 98% возможно. при отключении от зарядного устроиства напряжение на аккумуляторе не должно падать ниже 12.6-12.7В. в некоторых АКБ 13 – 13,2 В
-
Тарас, если есть пробки заливных горловин, то всё просто- плотность электролита должна быть 1,27-1,28г/куб.см. (для умеренного климата)
На «Северах» АКБ специально «разгоняют» до 1,30-1,32 по специально муторной методике, практически выпаривают, т.е. заряжают с периодической «подливкой» корректирующего электролита с плотностью 1,4г/куб.см
А если пробок нет, то достоверно НИКАК…
По НРЦ=12,7В можно определить примерно через 1-2недели отстоя после зарядки, либо несколько раз после зарядки нагрузить нагрузочной вилкой и через какое-то время проверять НРЦ, удостоверившись, что оно достигло равновесного значения…как-то так…
Вот ведь как интересно- Олег написал бред собачий, к тому же явно нервическим стилем, с апелляцией к народу (что уже должно вызывать сомнения…), а Георг его сильно за это благодарит…
Здесь уже интерес не технического, а психологического характера…
На мой взгляд в статье НЕ ВСЕ верно. Привязка ко времени — вообще бесполезна. Почему — догадайтесь сами. Потому позолю себе посоветовать на счет КИСЛОТНЫХ автоаккумуляторов
1. Заряжайте при постоянстве тока НЕ 5 — 6 , а 2 — 3 А.
2. Заряд продолжайте до напряжения 16 — 16,5 Вольт.
3.При полном заряде, плотность электролита не должна менятся в течении 1 — 1,5 часа.
4. Если имеется возможность, заряд производите в режиме десульфатации.
При таком методе заряда и периодической (5 — раз в год) зарядке в режиме десульфатации, аккумуляторы служат до 9 лет. Один прослужил 11 лет.