Устройство передней подвески Нива 2121, Нива 2131, ремонт
Передняя подвеска Ваз 2121, Нива 2131
Снятие и установка подшипников ступицы Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем переднюю часть автомобиля ваз 2121 и снимаем колесо.
Отсоединяем суппорт с направляющей колодок (см. Разборка переднего тормозного механизма нива 2131)…
…и подвязываем их проволокой к верхнему рычагу.
Отворачиваем регулировочную гайку подшипников ступицы (см. Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы).
Вынимаем конусную втулку.
Зубилом разгибаем край стопорной пластины гайки переднего крепления рычага к поворотному кулаку.
Аналогично расконтриваем гайку заднего крепления.
Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку заднего крепления рычага к поворотному кулаку.
Аналогично отворачиваем гайку переднего крепления.
Снимаем стопорную пластину.
Сняв рычаг с болтов, отводим его от поворотного кулака.
Отсоединяем тормозные шланги от поворотного кулака (см. Снятие переднего тормозного шланга).
Отсоединяем крепление верхней и нижней шаровых опор от рычагов нива 2121 (см. Снятие верхней шаровой опоры, и Снятие нижней шаровой опоры ваз 2121).
Со шлицев корпуса наружного шарнира привода переднего колеса снимаем поворотный кулак в сборе с шаровыми опорами, ступичным узлом и тормозным диском.
Разъединяем поворотный кулак и ступицу с тормозным диском.
При затруднении в разъединении деталей зажимаем поворотный кулак в тиски…
…и выколоткой из мягкого металла выбиваем ступицу.
Теперь можно вынуть болты крепления рычага нива 2131 к поворотному кулаку.
Для разъединения ступицы ваз 2121 и тормозного диска наворачиваем гайку на шпильку…
…и выбиваем шпильку.
Отвернув гайку, вынимаем шпильку.
Аналогично демонтируем другие шпильки.
Разъединяем ступицу и тормозной диск.
Зубилом сбиваем грязезащитное кольцо.
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления защитного кожуха…
…и снимаем кожух.
Для демонтажа сальников и подшипников ступицы зажимаем поворотный кулак в тиски.
Поддеваем отверткой сальник…
…и вынимаем его.
Извлекаем кольцо.
Вынимаем внутреннее кольцо наружного подшипника ваз 2131 с сепаратором и роликами.
Аналогично вынимаем сальник, кольцо и внутреннее кольцо другого (внутреннего) подшипника с сепаратором и роликами.
Бородком выбиваем наружное кольцо наружного подшипника…
…и вынимаем его.
Аналогично выбиваем наружное кольцо внутреннего подшипника.
Сборку производим в обратной последовательности.
Перед установкой подшипников очищаем внутреннюю полость поворотного кулака от старой смазки.
Подходящим отрезком трубы запрессовываем…
…наружные кольца подшипников.
Закладываем в полость поворотного кулака и в сепараторы подшипников 40 г смазки Литол-24.
Подходящим отрезком трубы запрессовываем сальники.
Установив грязезащитное кольцо,…
…зубилом вдавливаем в нескольких местах металл кольца в проточку поворотного кулака ваз 2131.
Соединив тормозной диск нива 2131 со ступицей,…
…выколоткой из мягкого металла запрессовываем шпильки.
Головки шпилек фрезерованной поверхностью должны быть обращены к цилиндрической поверхности тормозного диска.
Чтобы болты крепления рычага к поворотному кулаку при его установке на автомобиль не выпали,…
…наворачиваем на них гайки.
Вставив хвостовик наружного шарнира привода в шлицы ступицы нива 2121,...
…монтируем поворотный кулак.
По окончании сборки регулируем зазор в подшипниках ваз 2131 (см. Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы).
Использование полноприводного режима, езда в сложных условиях за городом, жесткая подвеска требует от владельца автомобиля Нива Шевроле производить время от времени ремонт подшипников.
Ступица — несущая конструкция, которая играет роль соединения колесо с валом. Требование к осуществлению передачи вращения сделало ее структуру более сложной, однако общий подход к строению узла и его конструктивные особенности остались такими же.Вращательное движение на валу разворотного кулака обеспечивает пара подшипников роликового типа, в форме конуса.Данное устройство можно встретить во всех моделях АвтоВаза и в большинстве машин других автопроизводителей, в том числе Шевроле Нива.
Главным его свойством является возможность регулировки люфта. Данный колесный узел больше всего нагружается при движении и сильнее подвержен износу. Если наблюдать (можно также найти наглядное видео в интернете), то со временем можно оценить, как поэтапно увеличивается люфт, вместе с появлением осевого колебания колеса.
Как поменять подшипник ступицы собственноручно
(как и заднего) Шевроле Нива имеет точно такую же конструкцию, как и у старых машин, а их ремонт и замена выполняются по одной и той же схеме. Первоначально следует заехать на любую автомойку, где вам должны под высоким давлением тщательно помыть всю переднюю подвеску. Для кроссоверов данный совет особенно важен. Замена соответствующих частей переднего колеса (актуально и для заднего) Шевроле Нива потребует обычный набор инструментов, который есть у любого автовладельца, кроме специального приспособления по выпрессовке шарнирных пальцев. Ремонт осуществляется по следующей схеме:- Перед автомашины поднимается с помощью домкрата;
- Демонтируются соответствующие колеса, колодки тормозов и суппорты;
- Шарнирный палец раскручивается и с помощью специального инструмента осуществляется его выпрессовка;
- Демонтируются болты с шарниров, гайки.
- После этого вы получаете возможность рассмотреть деталь на предмет повреждения и произвести соответствующий ремонт. Вне зависимости от того, планируется ли вы замена подшипников, вам следует поменять сальники.
- Отсутствует возможность регулировке люфта с помощью гайки (не помогает затяжка);
- Ролики и обоймы сильно поцарапаны;
- Обнаружен перегрев, наблюдается гул.
Ремонт ступицы: популярные ошибки и заблуждения
Ценители тюнингованных авто зачастую способны идти на радикальные изменения своих автомобилей. И мало какие ограничения существуют для них. Владельцы Нива Шевроле не исключение. Любители тюнинга бросили свой взор и на устройство переднего ступичного узла. Часто на интернет-форумах в обсуждениях можно встретить совет (и даже соответствующие обучающие видео) о замене подшипника с помощью ступичного механизма, имеющего поворотный кулак от машины ВАЗ 2121, так как считается, что данная конструкция лучше по показателям надежности. Однако это ошибочное мнение. Да, затяжка произойдет без каких-либо трудностей, однако это сделает невозможным регулировку развала переднего колеса машины. Дело в том, что каждый кулак имеет отчетливые различия в размерах и углах осевого наклона. Но гораздо более глупыми являются советы, предписывающие обработать ступицу и вал на токарном станке. Стоит отдавать отчет, что подобные изменения в конструкции автомобиля могут привести к серьезной аварии, которая может привести гибели людей и серьезным повреждениям автомобиля, требующим более основательный ремонт.Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем переднюю часть автомобиля и снимаем колесо.
Отсоединяем суппорт с направляющей колодок (см. Разборка переднего тормозного механизма)…
Отворачиваем регулировочную гайку подшипников ступицы (см. Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы).
Аналогично расконтриваем гайку заднего крепления.
Аналогично отворачиваем гайку переднего крепления.
Отсоединяем тормозные шланги от поворотного кулака (см. Снятие переднего тормозного шланга).
Отсоединяем крепление верхней и нижней шаровых опор от рычагов (см. Снятие верхней шаровой опоры , и Снятие нижней шаровой опоры).
При затруднении в разъединении деталей зажимаем поворотный кулак в тиски…
Для разъединения ступицы и тормозного диска наворачиваем гайку на шпильку…
Аналогично демонтируем другие шпильки.
Аналогично вынимаем сальник, кольцо и внутреннее кольцо другого (внутреннего) подшипника с сепаратором и роликами.
Закладываем в полость поворотного кулака и в сепараторы подшипников 40 г смазки Литол-24.
Установив грязезащитное кольцо,…
Соединив тормозной диск со ступицей,…
Чтобы болты крепления рычага к поворотному кулаку при его установке на автомобиль не выпали,…
По окончании сборки регулируем зазор в подшипниках (см.
Подшипники располагаются в передних и задних ступицах подвески автомобиля и служат для обеспечения плавного вращения колес при движении. Конструкция подшипника предусматривает минимизацию воздействия сил трения на вращающиеся элементы.
В передних ступицах располагаются роликовые двухрядные подшипники, в задних — шариковые. Фото: a.d-cd.net
Что нужно знать о признаках износа подшипника
О выходе из строя подшипника ступицы на автомобиле «Нива-Шевроле» может свидетельствовать следующий перечень признаков:
- появление вибраций при движении, отчетливо ощущаемых на руле или кузове в целом (необходимо принять меры по замене подшипника, поскольку возможен риск его заклинивания);
- самопроизвольное изменение траектории при движении (возможно также при некорректной регулировке схода-развала);
- специфический звук, проникающий внутрь салона (иногда сопровождается хрустом, вызванным смещением роликов подшипника);
- неравномерный и интенсивный износ покрышек, обусловленный перекосом колес при вышедшем со строя подшипнике.
Каковы опасности при несвоевременной замене
Поскольку «Нива-Шевроле» принадлежит к классу автомобилей с повышенной проходимостью и подразумевает периодическую эксплуатацию в экстремальных условиях и режимах, своевременной заменой вышедшего из строя подшипника не следует пренебрегать.
Если при появлении признаков износа продолжать игнорировать неисправность, то может произойти разрушение подшипника с последующим заклиниванием колеса. Далее — авария.
Как определиться с вариантом запчасти для замены
Рекомендуется выбирать новый подшипник в зависимости от предполагаемых условий дальнейшей эксплуатации. Если автомобиль большую часть времени будет передвигаться в городских условиях, то верным решением станет приобретение оригинального подшипника для ВАЗ-2123. Когда предполагается эксплуатация в экстремальных условиях пересеченной местности, то следует прибегать к приобретению подшипников с повышенными прочностными параметрами.
В качестве варианта можно рассмотреть продукцию итальянского производителя «Trialli» или аналоги от немецких изготовителей. Фото: autoko.ru
Во сколько обходится замена
В условиях СТО стоимость замены подшипника в передней ступице в среднем колеблется в пределах 1600-2500 руб. Аналогичные работы, касающиеся задней оси, могут отнять у семейного бюджета 1200-2000 руб. Разброс цен и разнообразие вариантов комплектов подшипников, предлагаемых розничной сетью, позволяет подобрать запасть на любой вкус и стоимость. Для переднего подшипника она может находиться в пределах 350-1000 руб., для заднего — 250 – 850 руб. Стоимость материалов (смазки, колец, гаек, сальников) может достигать 1000 руб.
Особенности самостоятельной замены подшипника передней ступицы
Применяемый инструмент
Для выполнения процедуры замены подшипника необходимо обзавестись следующими инструментами и приспособлениями:
- гаечными ключами с типоразмерами «17» и «19»;
- отверткой с плоским жалом;
- головкой с размером на «30»;
- динамометрическим ключом;
- молотком;
- оправкой для запрессовки;
- съемником стопорящих колец;
- съемником;
- подходящей смазкой;
- прессом.
Процесс замены
Не следует осуществлять процесс впрессовки подшипника, прибегая к ударным нагрузкам на его элементы (обоймы, сепаратор). Это приведет к деформации запчасти и выходу со строя.
Сборка деталей подвески производится в последовательности, обратной процессу снятия.
Нюансы замены заднего подшипника
Инструменты:
Для выполнения операции следует обзавестись:
- торцовой головкой типоразмера «24»;
- плоскогубцами;
- плоской отверткой;
- съемниками.
Для выполнения замены необходимо предварительно прибегнуть к следующим подготовительным стадиям работы:
- снятию колеса и тормозного барабана;
- демонтажу полуоси;
- снятию кольца и подшипника с полуоси.
Полуось и подшипник снимаются в такой последовательности:
- с применением второго домкрата поднимаем часть моста, предотвратив тем самым вытекание масла при демонтаже полуоси;
- отвинчиваем торцевым ключом на «17» четыре гайки ее крепления (в случае зажатия полуоси необходимо, используя молоток и брусок, прибегнуть к ее аккуратному выбиванию);
- подходящим приспособлением спрессовываем кольцо и подшипник с полуоси.
После демонтажа полуоси не следует пренебрегать состоянием сальника, располагающегося в заднем тормозном щите. Его извлечение необходимо выполнить с помощью отвертки и молотка, а после замены подшипника сменять новым .
Также инструкцию по замене ступичного подшипника на Нива Шевроле вы найдете в этом видео:
Теперь переходим к процедуре установки подшипника.
- Перед началом установки следует убедиться в достаточности смазочного материала и при необходимости добавить.
- Запрессовка подшипника на полуось выполняется посредством подходящего размера оправки (подойдет труба соответствующего диаметра и длиной не менее длины полуоси).
- Далее приступаем к установке стопорного кольца. Рекомендуется предварительно его нагреть примерно до двухсот градусов, а затем напрессовать на полуось, прибегая к помощи соответствующей оправки (трубы).
- Установка полуоси выполняется по алгоритму, обратному процедуре снятия.
Итог
После завершения процесса замены следует убедиться в правильности выполненных работ. Для этого нужно проехать некоторое расстояние и обратить внимание на появление или отсутствие посторонних звуков из-под колес. Если шумы отсутствуют, то все выполнено корректно.
Симптомы и последствия
Звук вышедшего из строя подшипника передней ступицы 2121 часто практически не отличим от дорожного шума, особенно зимой при движении в шипованной резине по асфальту. Однако по мере износа узла он начинает усиливаться и сопровождает водителя уже непрерывно. Дополнительным звонком служит нагрев колеса в направлении от центра без характерного запаха тормозных колодок.
При первых подозрениях на конкретную неисправность нужно заняться ее поиском, а затем поменять деталь, в противном случае, нарушается не только акустический комфорт, но и возникает вероятность полного разрушения подшипника , появления выработки на ступице с ее последующей заменой и в самой запущенной ситуации – перекос и клин колеса, что позволит запросто «сделать уши» с подачи короткой базы и уникальной настройки подвески нивы 21213 и 21214.
Диагностика
В отсутствие специального стенда выявить проблему можно. Для этого с соблюдением предосторожностей вывесите предположительно неисправное колесо. А затем возьмитесь за крайние точки в горизонтальной и вертикальной плоскостях и проделайте качающие движения. Исправный подшипник не имеет люфта либо он незначителен, требующий замены, наоборот. Кроме того, при повороте слышны звуки перекатывания или треск. Что потом? Необходимо самостоятельно поменять ступичный подшипник, ведь о регулировке уже речи нет.
Замена
Для замены переднего ступичного подшипника на ниве необходимо снять суппорта тормозного механизма передней оси. Для чего следует:
- Вывесить и открутить колесо;
- Посредством зубила сбить колпак со ступицы;
• С помощью плоскогубцев извлечь шплинт, находящийся на нижней оси прижимного рычага;
• Аккуратно вынуть ось прижимного рычага слесарной выколоткой с последующим его снятием пассатижами;
• Используя плоскую отвертку, предварительно убрав прижимной рычаг и пружинки, суппорта тормоза вынуть из посадочного места и уложить за поворотный кулак таким образом, чтобы не препятствовать дальнейшему процессу (подвесить).
Снятие ступицы
Для этого осуществляется демонтаж конусной втулки.
Расконтривание гаек производится аккуратными постукиваниями через зубило.
После чего ключом «19» размерности откручиваются последовательно заднее и переднее фиксаторы рычага к кулаку,
не забывая избавиться от стопорной пластины.
Затем с помощью ключей на «17» и «10», а также плоской отвертки от поворотного кулака убираются шланги тормозного контура.
Подставив упор под рычаг снизу, двумя ключами на «13» откручивают гайку, расположенную на болте, фиксирующем шаровое крепление к верхнему рычагу. Аналогично откручивают еще 2 гайки. И отводят узел в сторону .
Так же проводят демонтаж нижней шаровой опоры
Когда деталь оказывается освобождена от креплений, придерживая двумя руками кулак поворотный совместно со ступицей, тормозным диском, верхней и нижней шаровыми опорами, ее вынимают.
При разобщении деталей может понадобиться зажать поворотный кулак в тиски , после чего без лишних усилий выколачивают ступицу.
Следом убираются болты, крепившие поворотный кулак к рычагу.
Тормозной диск выбивается путем накручивания гаек на шпильку с последующими концентрированными ударами по образовавшейся конструкции.
Результат работы на данном этапе: отделенные друг от друга диск тормозной системы и ступица.
Подцепляют кольцо, защищающее от грязи, после чего ключом на «10» снимают кожух, защищающий поворотный кулак.
Замена ступичного подшипника
Поворотный кулак помещают в тиски, затем вынимают прямошлицевой отверткой уплотнитель (сальник).
Обратите внимание на сторону наружного подшипника и извлеките оттуда наружное кольцо пробойником. Такие же манипуляции характерны для противоположного наружного кольца.
Разборка окончена. Производится дефектовка деталей, чтобы затем при необходимости самостоятельно заменить на новые, очистка узлов от старой смазки, забивка новым составом. Рекомендуется воспользоваться универсальной смазкой Castrol LMX для подшипниковых соединений и шлицевых узлов.
Сборка – в обратной последовательности с применением подходящих по размеру отрезков трубы для запрессовки подшипников, сальников и пр.
Регулировка
Восстановив конструкцию до момента возврата суппортов с колодками на свое место, на поворотном кулаке размещается фиксатор индикатора часового типа. Индикатор располагается таким образом, чтобы его ножка упиралась в регулировочную гайку.
Соорудив рычаг на шпильках, механизм плавно поворачивается вокруг своей оси.
В случае превышения допустимого зазора 0,15 мм , проводится замена регулировочной гайки на новую. Последовательно изменяя степень закручивания, измеряется зазор в подшипниках. По окончании работы гайка стопорится.
Есть ли альтернатива постоянному ремонту?
Надо признать, но ступично-подшипниковый узел нивы 4х4, являясь одним из самых нагруженных в машине, так и не научился быть надежным. Что виной, плохие комплектующие или ошибки при проектировании, разобраться не просто. Однако опыт владельцев подсказывает использовать альтернативные варианты, например, заменить «сток» на двурядные подшипники (IVECO, Москвич и т.д.).
В отличие от стандартного:
- Узел не требует регулировки и смазки – все настройки произведены с завода.
- Отсутствует вероятность проворота;
- Износ посадочных мест минимален;
- Имеет увеличенный срок службы.
Сложность внедрения заключается в необходимости расточки ступицы под двурядный подшипник, а также относительно высокая стоимость компонентов. Зато краткосрочных попыток поменять снова ступичный подшипник, скорее всего, уже не последует.
Видео инструкция