Например, ваша маркировка 185/65 R15 88T XL
165
- ширина шин, мм.
65
- профиль ил отношение высоты профиля к ширине - здесь 65%. Больше цифра - выше шина.
Если этот показатель не указан, значит ваша шина полнопрофильная, где-то 80-82%.
R
- шина с радиальным кордом (сейчас все так делают, поэтому когда-то эту букву воспринимают, как Радиус).
15
- диаметр диска в дюймах. То есть, диски нужно брать на это колесо с этим же показателем.
88
- индекс нагрузки. Больше число, больше груз выдержит.
T
- индекс скорости. Ближе буква к концу алфавита - больше скорость покрышка может выдержать.
Таблица индексов нагрузки
62 | 265 | 75 | 387 | 88 | 560 | 101 | 825 | 114 | 1180 |
63 | 272 | 76 | 400 | 89 | 580 | 102 | 850 | 115 | 1215 |
64 | 280 | 77 | 412 | 90 | 600 | 103 | 875 | 116 | 1250 |
65 | 290 | 78 | 425 | 91 | 615 | 104 | 900 | 117 | 1285 |
66 | 300 | 79 | 437 | 92 | 630 | 105 | 925 | 118 | 1320 |
67 | 307 | 80 | 450 | 93 | 650 | 106 | 950 | 119 | 1360 |
68 | 315 | 81 | 462 | 94 | 670 | 107 | 975 | 120 | 1400 |
69 | 325 | 82 | 475 | 95 | 690 | 108 | 1000 | 121 | 1450 |
70 | 335 | 83 | 487 | 96 | 710 | 109 | 1030 | 122 | 1500 |
71 | 345 | 84 | 500 | 97 | 730 | 110 | 1060 | 123 | 1550 |
72 | 355 | 85 | 515 | 98 | 750 | 111 | 1090 | 124 | 1600 |
73 | 365 | 86 | 530 | 99 | 775 | 112 | 1120 | 125 | 1650 |
74 | 375 | 87 | 545 | 100 | 800 | 113 | 1150 | 126 | 1700 |
Таблица индексов скорости
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
Мах. Скорость (км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | >210 | 270 | 300 | >240 |
Дополнительные обозначения на шинах
Иногда используются символы: солнце(летние), зонтик (дождь), снежинка (зимние). Стрелка на боковине колеса означает направление вращения для дождевой резины, Если будет вращаться в обратном направлении, то вода, вместо того, чтобы удаляться из под шины, будет под нее нагнетаться. TL - бескамерная шина, Tubeless – бескамерная шина. Tube Type – шина должна эксплуатироваться только с камерой. FR - шина с защитой обода диска, RF, XL - шина с повышенной грузоподъемностью, (Е) в кругу (Economic Commission for Europe) - европейский стандарт безопасности, DOT (Department of Transportation) – Министерство транспорта США, американский стандарт безопасности. M+S (Mud) грязь + (Snow) снег - зимние и универсальные шины. AW (Any weather) - всепогодные шины, AS (All Seasons) - всесезонка. Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua – дождевые шины. Reinforced или RF - усиленная шина, имеет 6 слоев. C - грузовая, 8 слоев. Max Pressure – макс. допустимое давление в шине, измеряемое в кПа. Max Load – максимально допустимая нагрузка на шину, измеряемое в кг. То же, что и индекс нагрузки в типоразмере шины. Steel - в конструкции шины присутствует металлический корд. Outside / Inside – ассиметричные шины. При установке шин надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside – с внутренней. Rotation с направляющей стрелкой означает направленную шину. При установке шины нужно строго соблюдать направление её вращения, указанное стрелкой. Temperature А, В или С - термостойкость при высоких скоростях (А – наилучший показатель). Traction А, В или С – способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Treadwear - ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.Дата изготовления шины
Может быть заключена в овал или прямоугольник с закругленными углами) из 4-х цифр.Первые 2 цифры - неделя в году, последние 2 – год изготовления.
1513 - апрель 2013 г.
Североамериканская маркировка шин
Есть 2 варианта маркировки шин. P 165/65 R15 88T Первый случай отличается от европейской маркировки только буквами вначале:- P (Passanger) - для легковых автомобилей.
- LT (Light Truck) - для легких грузовиков.
- T (Truck) - для грузовиков.
- 31 – общий диаметр в дюймах
- 10.50 – ширина профиля в дюймах
- R – R – радиальный, D – диагональный.
- 15 – диаметр обода в дюймах.
- LT – код целевого типа авто (в данном случае – для легких грузовиков).
- C – код диапазона нагрузок.
- 109 – индекс нагрузки.
- Q – индекс скорости.
Маркировка дисков
7.5jx16 H2 5/112 ET35 d-66.6. 7.5 - ширина обода в дюймах (7,5 х 25,4 = 184мм). j или Н2 -это служебные символы. Они важны не для потребителя, а для производителя и продавца.- J - закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.).
- Н2
- Н (Hump) означает наличие кольцевых выступов (хамп) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска.
- Н - простой хамп,
- Н2 - двойной,
- FH -(Flat Hump) плоский,
- AH (Asymmetric Hump) - асимметричный,
- CH (Combi Hump) - комбинированный,
- Иногда без хамп.
На диске также может быть указано
Индекс нагрузки шин - важный параметр, на который необходимо ориентироваться при покупке шин.
Если вы часто грузите автомобиль, если ваш автомобиль регулярно эксплуатируется в предельных режимах по нагрузке, то необходимо строго придерживаться рекомендаций завода производителя по выбору шин с нужной несущей способностью.
На Вашем автомобиле есть небольшая наклейка с размерами рекомендуемых шин и индексами нагрузок. Там же указывается и рекомендуемое давление.
Обычно, она расположена на стойке кузова автомобиля со стороны водителя, так же может быть на самой двери с внутренней стороны или на лючке бензобака.
Если ее нет, значит эту информацию вы точно найдете в сервисной книжке в справочном разделе.
А вот если у "соседа" на таком же автомобиле, как у вас, эта табличка есть на стойке кузова, а у вас ее нет, то...возможно, автомбиль был в серьезной аварии у другого владельца (если он б/у) и был перекрашен. Часто мастера не заморачиваются с восстановлением этой наклейки после аварии. Надеюсь, что у вас все в норме, пусть эта информация пригодится при покупке авто. Кстати, у меня на новом супруги такой наклейки нет, только данные в сервисной книжке.
Обычно выглядит табличка на кузове вот так
Из этой таблицы, в данном случае, нас интересует размер шин и цифры, указанные сразу после него.
195/65R15 91T
91 -
это и есть индекс нагрузки,
который мы можем перевести в грузоподъемность (кг), посмотрев в таблицу выше.
91 = 615 кг.
T -
индекс скорости, расшифровку которого мы можем посмотреть в таблице ниже.
Находим в ней Т и видим - ему соответсвует макс. скорость 190 км/ч
Таблица индексов скорости
км/ ч |
Для одного автомобиля может быть рекомендовано несколько размеров шин. В примере выше их два:
195/65R15
и
205/55R16.
Индекс нагрузки 91 - 615 кг., либо 95 -690 кг.
Если вы не используете свой автомобиль с максимальной загрузкой, то большого смысла покупать шины с повышенным индексом нагрузки нет.
Косвенно, более высокий индекс нагрузки может увеличить выносливость шин при ударе, например, попадании в яму на высокой скорости.
Но в реальности, решающим фактором, повлияющем на появление/отсутствие шишки или дыры в боковине -
Однако, в каких бы легких режимах вы не эксплуатировали свой автомобиль, использовать шины с меньшим индексом нагрузки, чем рекомендует завод производитель вашего автомобиля - нельзя.
Дело тут в том, что шины с меньшем индексом нагрузки, чем рекомендует завод не могут обеспечить:
1. Выносливость при резкой перегрузке, например, наезд на небольшое, безобидное препятствие на высокой скорости (бугор на трассе, палка и т.д.)
2. Управляемость. Боковина шины и плечевая зона не расчитанны на вес вашего автомобиля, поэтому будут работать с перегрузом всегда, ухудшая управляемость.
3. Ресурс. Большая нагрузка, чем та, которая должна быть ведет к увеличению внутреннего нагрева каркаса шины, что негативно сказывается на общем ресурсе шин, а так же их выносливости при максимальных нагрузках в жаркое время года.
4. Расход топлива. Расход топлива может подрасти, т.к. пятно контакта станет больше и сопротивление качению увеличится.
5. Безопасность. Исходя из изложенного в пунктах 1-4, безопасность эксплуатации автомобиля на шинах с меньшим индексом нагрузки, чем положено, будет снижена. Нужен такой риск? Думаю, нет.
Владельцы микроавтобусов почитали и улыбнулись
Я понимаю Вас. Ведь многие микроавтобусы спокойно эксплуатируются на обычных легковых шинах, вместо "цешки" с повышенной грузоподъемностью.
Давайте будем откровенны. В нашей стране, очень много легковых микроавтобусов, которые переделаны из грузовых моделей.
Конечно, для них, может быть снижена грузоподъемность шин с учетом реальных условий эксплуатации, но она не должна быть ниже, чем была предусмотрена для этой же модели автомобиля заводом производителем в его легковом варианте.
Например, мой друг уже несколько лет эксплуатирует свой Мерседес "Вито" на легковых шинах 225/55R16 лето и 215/65R16 - зима. В конце этого летнего сезона обновил лето на 215/60R16 . Машина тоже была грузовой, но была переделана в пассажира. Иногда возит 400-600 кг. груза, проблем не возникало.
У модели KU31 в размере 215/60r16 индекс нагрузки 95 - 690 кг. Это предельная нагрузка для этих шин, при которой они могут длительно эксплуатроваться с максимальной скоростью (в этом случае V - 240 км/ч)
Мерседес Вито весит около 1700кг. в снаряженном состоянии без задних сидений.
Общая грузоподъемность шин 690х4= 2760 кг.
Родной размер шин (база) 195/65R16 ИНС 102 850 кг.
Это значит, что данные шины расчитаны на общий груз 3400 кг. Но его не и быть не может.
Вот и получаем, что при эксплуатации Машины на неродном размере все равно есть грузовой запас около 1000 кг, что вполне достаточно для перевозки рабочих грзов.
В этом случае использование шин с меньшей грузоподъемностью оправдано, но если сотрудник ГАИ увидит данное несоответсвие, то.....
... 50 грн. решат вопрос (базовый тариф за большинство простых нарушений в 2011г.)
Индекс скорости тоже важный параметр, но не такой критичный, как индекс нагрузки.
Почему? ... Потому что в большинсве летних легковых типоразмеров он начинается с Т - 190км/ч
Более 90% автолюбителей ездят на скоростях заметно меньших, чем этот показатель, да и по ПДД нельзя.
У зимних моделей шин индекс скорости обычно начинается с Q - 160 км/ч для шин скандинавского типа.
Зимние модели шин скандинавского типа, имеющие в своем арсенале 3D ламели получают чуть больший скоростной предел:
R - 170км/ч (например Kumho KW31)
S - 180 км/ч (Bridgestone REVO GZ)
T - 190 км/ч
Зимние шины для среднескандинавского климата обычно ограничены скоростным индексом T-190 км/ч.
Современные модели зимних шин под шип или с шипами тоже имеют ограничение скорости Т - 190км/ч (уже реже Q-160 км/ч)
Модели зимних шин для европейской мягкой зимы могут быть ограничены летними индексами скорости, вплоть до Y-300 км/ч (для шин на суперкары)
Но реально это Т-190 км/ч для обычных высокопрофильных размеров и свыше H- 210 км/ч для низкопрофильных (например 202/55R16).
В широких низкопрофильных размерах европейки уже могут быть с индексом скорости V-240 км (например 225/40R18).
Это обусловлено тем, что такие шины устанавливаются на мощные автомобили среднего класса, например Mazda MPS, Oktavia RS, BMW M3, Mitsubishi EVO, Subaru WRX и много...много других. А такие машины даже зимой иногда ездят на скоростях 200+.
Для себя нужно понимать: оскоростное ограничение шин - это тот барьер, когда шина безопасно управляется, надежно переносит большие нагрузки и противостоит ударам и все это может происходить при максимальной нагрузке, указанной на боковине. При этом за бортом может быть +35-40 с температурой асфальта + 60-70 градусов.
Если кратковременно превысить скорость на 10-20% от расчетной для конкретной модели шин на ровном участке шоссе на разгруженном автомобиле (один-два чел. в салоне) с забортной температурой +20 градусов, то ничего с шинами не произойдет.
Я лично проверял 205/65R15 H - 210 км/ч на скорости 250 км/ч. Кратковременно на участке пустой трассы длинной около 10 км.
Каркас шин легко переносит повышенную скорость, а вот плечевая зона и сам протектор уже не могут гарантировать четкость рулевого управления, т.к. расчитаны на другие динамические нагрузки.
Так что не стоит превышать рекомендованную скорость, указанную на ваших шинах.
Если на ваших шинах индекс скорости Y -300 км/ч, то я бы тоже не рисковал и не превышал ее, даже если автомобиль позволяет.
Хотя, с учетом того, что в большинстве автомобилей погрешность спидометра не менее 5%, то реальная скорость при движении по прибору 300км/ч будет равна 300 - 5% = 285 км/ч.
Вы просто должны для себя понимать, что запас прочности у шин очень велик, главное не занижать .
Именно поэтому повредить шины не так уж и просто, а если это происходит, то, скорей всего, вина шины минимальна и нужно искать ответ в другом...
Многие водители не всегда утруждают себя знакомством с информацией, содержащейся непосредственно на приобретаемых покрышках, в результате чего их эксплуатация не будет отвечать рекомендуемым параметрам и быстро выйдет из строя. А между тем данные, указанные на шинах необходимо тщательно сверять с показателями технических характеристик автомобиля. Такие показатели, как размер и тип покрышек, индексация скорости и нагрузки являются главным показателем приобретаемого товара.
Индекс скорости шин – это величина, обозначающая максимальную скорость при обычной нагрузке на 1 колесо. Определяется она пройденными километрами в час и обозначается буквами от A-Z на боковой части колеса. Расчет индекса производится только производителем и в случае, если обозначение на резине отсутствует, максимальная скорость не должна превышать 110 км/ч.
При определении индекса скорости шин существует расшифровка буквенных показателей, которая и способствует правильному выбору резины на определенную машину, разграниченная скоростными данными, качеством и строением резины. Существуют и двойные обозначения индексации, которые позволяют использовать шины в более широком диапазоне. Покрышки со скоростным показателем «ZR» могут использоваться только на автобанах с приблизительной V = 240-400 км/ч.
Расшифровка индекса скорости
Важно знать, что индекс скорости тесно связан с индексом нагрузки на шину, когда определяется допустимая нагрузка при максимальной скорости и обозначается цифровым эквивалентом. Этот индекс сильно влияет на срок эксплуатации шины и характер движения транспорта. Невысокий индекс нагрузки на резину позволяет машине ехать мягко и бесшумно, а высокий – наоборот, но при этом срок эксплуатации такой шины достаточно высок.
Таблица расшифровки индексов нагрузки на шину
Индекс | 70-80 | 80-90 | 90-100 | 100-111 |
Масса (кг) | 335-450 | 450-600 | 600-800 | 800-1090 |
Влияние нагрузки на индекс скорости
Показатель нагрузки на шины показывает тот вес, который предельно допустим при максимальной скорости машины, поэтому эти два индекса взаимосвязаны и должны обязательно учитываться при их покупке. Допустим, V авто > 240 км/ч и обозначена индексом «W», то максимальная нагрузка должна быть ограничена и снижена процента на 3 для каждых последующих 10 км/ч. При несоответствии индексации нагрузки и скорости использование резины может привести к ее разрыву, деформации колеса и всей подвески в целом.
Особенности применения индекса скорости
Каждому автолюбителю следует знать, что расшифровка скоростного индекса показывает скорость, при которой резина сохранит свои характеристики. А при выборе шин как для легкового, так и для грузового автомобиля всегда необходимо учитывать этот показатель, так как именно он совместно с индексом нагрузки имеет большое влияние на безопасность движения транспорта.
Многие водители при выборе новых шин не задумываются об их маркировке или уделяют внимание только типоразмеру. Тем не менее, индекс скорости покрышек и их нагрузки не менее важен, чем диаметр или ширина. О том, что значит индекс скорости на шинах, и как правильно выбрать новые покрышки, вы сможете прочесть далее.
Маркировка шин
Любому автомобилисту будет полезно знать ту информацию, которая расположена на боковой стороне покрышки. Обычно покупатели обращают внимание только на диаметр и ширину резины, в то время как на ней можно найти и многие другие параметры: от указания максимально допустимой массы до погодных условий (дождь или сухая дорога). Какие же маркировки можно выделить?
Помимо перечисленных выше обозначений, на боковой стороне вы можете найти и индекс скорости. Ниже вы сможете найти расшифровку индекса скорости шин.
Что такое индекс скорости
На любых покрышках рядом с указанием типоразмера шины вы можете найти цифры, указывающие на максимально допустимую скорость при использовании изделия. Что значит индекс скорости на шинах? Он указывает на максимально допустимую степень разгона, больше которой ехать не рекомендуется. Найти этот показатель достаточно легко, так как он расположен на боковой стороне покрышки рядом с обозначением типоразмера. Маркировка обозначается с помощью буквы или сочетанием букв латинского алфавита. Считается, что больше всего индексом скорости шин интересуются водители грузовиков, которые нередко совершают переезды на большие расстояния и в целях экономии времени стараются «выжать» из машины побольше. Но и для владельцев легковых автомобилей эта информация может быть актуальной: следование рекомендациям по эксплуатации заметно продлевает срок службы резины.
На что влияют индекс скорости и индекс нагрузки?
При производстве шин автопроизводители следуют общепринятым стандартам, применимым к тем или иным транспортным средствам. Индекс скорости обозначает, какую скорость может выдержать колесо при нагрузке. На что влияет индекс скорости шин? Прежде всего, правильный подбор шин и соблюдение рекомендуемых скоростей могут заметно продлить срок службы шин. Следуя указаниям на ободе резины, вы снижаете вероятность того, что они подведут вас в самый неподходящий момент. Например, если в качестве максимально допустимого скоростного режима на покрышках указана скорость в 130 км/ч, то длительная езда при 160 км/ч может деформировать шины. Если же вы ездите «с нарушениями» от силы час в год, то, конечно, это не окажет заметного влияния на качество резины.
Маркировки для скоростных режимов
Индекс максимальной скорости шин обозначается с помощью латинских цифр. Для быстрой расшифровки можно запомнить самые распространенные обозначения - это «N» и «P» , их чаще всего указывают на колесах для легковых авто. Расшифровка индексов скорости шин:
- Буква «N» - 140 км/ч;
- Буква «P» - 149 км/ч;
- Буква «Q» - 159 км/ч;
- Буква «R» - 170 км/ч;
- Буква «S» - 180 км/ч;
- Буква «T» - 190 км/ч;
- Буква «U» - 200 км/ч;
- Буква «H» - 210 км/ч;
- Буква «V» - 240 км/ч;
- Буква «Z» - 241 км/ч;
- Буква «W» - 270 км/ч;
- Буква «Y» - 300 км/ч.
Как правило, стандартные обозначения для легковых автомобилей не достигают отметки в 150 км/ч. Это лишено смысла, так как максимальная скорость легковых автомобилей колеблется на отметке от 110 до 130 км/ч. Для любителей быстро поездить разработаны специальные скоростные покрышки, которые способны выдержать длительную езду на скорости 160 и выше. Для этого пригодятся шины с маркировками «Q» и «R». Остальные же покрышки предназначены скорее для автогонщиков, которые могут разогнать свою машину до скорости 210 или даже 300 км/ч. В этих случаях при выборе правильных колес можно не опасаться, что они подведут на такой скорости.
Индекс нагрузки шин
С индексом скорости легковых шин прочно связан индекс нагрузки. Он указывает на то, сколько килограмм может выдержать одно колесо. Этот параметр особенно актуален для владельцев грузового транспорта, так как им точно нужно знать, сколько способна выдержать машина без вреда для своих деталей. Для тяжелых машин, которые предназначены для перевозки грузов, выпускают специальные шины с повышенными требованиями к материалу, из которого они изготавливались. Как правило, такие покрышки гораздо толще обычных, и при езде они издают много шума. Колеса, рассчитанные на большую нагрузку, потребляют больше топлива и влияют на скорость разгона автомобиля. Поэтому специалисты не рекомендуют покупать их «просто так». Резина с пониженным индексом нагрузки наоборот обеспечивает более плавный ход автомобиля. Такие покрышки практически не слышно в салоне, они снижают нагрузку на подвеску и другие конструкции авто. К тому же, они гораздо легче, а это значит, что машина легче разгоняется и потребляет меньше бензина. Поэтому перед покупкой колес внимательно изучите индекс нагрузки шин и выберите те, которые больше вам подходят.
Индекс нагрузки шин обозначается цифрой и аббревиатурой «PR», которая обозначает маркировку слойности. Для легковых машин часто выпускают покрышки с индексом 4PR или 6PR. Если вы увидите в магазине такие покрышки - смело их берите. Если же у вас микроавтобус, тогда стоит присмотреться к колесам с маркировкой 6PR или 8PR. Для тяжелых грузовых автомобилей выпускают резину со специальным составом, которую маркируют буквой «С» («коммерческий транспорт»).
Связь индекса нагрузки и скорости шин
Какая связь существует между индексом нагрузки и скорости шин? Максимальная скорость напрямую зависит от допустимой нагрузки. Ведь чем выше скорость, тем больше усилия приходится на колеса. Именно поэтому данный параметр необходимо тщательно соблюдать - он гарантирует безопасность вождения. В ином случае шина может рано или поздно разорваться, а автомобиль получит серьезные повреждения.
Чем выше скорость автомобиля - тем меньше должна быть нагрузка на шины. К примеру, если на ободе колеса стоит маркировка «U», которая обозначает максимальную скорость в 200 км/ч, то до этой цифры машина может быть нагружена «по полной». А вот если водитель едет уже 210 км/ч, то нагрузка на колеса должна снизиться на 4 %.
Как подобрать правильные шины
Подобрать колеса без учета индекса скорости легковых машин и индекса нагрузки невозможно. При выборе покрышек нужно учитывать размер резины, сезонность. Если вы сомневаетесь в том, подходят ли вам данные шины, то лучше обратиться к специалистам. Они знают многие нюансы и характеристики колес, которые могут сделать поездки на машине экономичнее и приятнее. Если же вы привыкли выбирать товар самостоятельно, то узнать рекомендуемые параметры именно для вашей машины можно, если заглянуть в инструкцию по эксплуатации или обратиться непосредственно к производителю.
Для того чтобы избежать повреждения шин, специалисты советуют соблюдать следующие условия:
- Соблюдать рекомендации по максимально разрешенной скорости.
- Не устанавливать колеса с индексом скорости ниже того, который рекомендует завод-производитель.
- Не устанавливать на обычные легковые автомобили шины, предназначенные для гонок.
Соблюдая эти простые правила и подобрав покрышки согласно рекомендациям, вы продлите срок службы своей машины и избежите дорогостоящего ремонта.
Итоги
Параметры, которые обозначают нагрузку, а также индекс скорости грузовых шин и легковых автомобилей, имеют чрезвычайно важное значение при покупке новой резины. Игнорируя рекомендации, указанные на ободе покрышек, можно столкнуться не только с ухудшением технических характеристик автомобиля, но и с дорогостоящим ремонтом. Именно поэтому каждому водителю необходимо знать о том, что такое индекс нагрузки и предельной скорости, и следовать вышеописанным рекомендациям.
P - означает, что это легковая шина (в противоположенность грузовой или какой-либо другой шине). P-метрика является версией метрической системы классификации шин в США, и на европейских шинах не применяется;
185 - ширина шины от бока до бока в миллиметрах;
60
- высота профиля шины, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 60 % от ширины, т.е.
101 мм. Высоту профиля зачастую называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 195 R16 C. Такие бозначения встречаются на полнопрофильных шинах, в которых отношение высоты к ширине составляет 80 % или 82 %;
R - конструкция шины: радиальная (R), диагональная (D), с опоясывающим кордом (B);
14 - монтажный диаметр обода, в дюймах (1 дюйм = 2,54 см);
82 - индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Наиболее распространённые коэффициенты с расшифровкой приведены в таблице индексов нагрузки.
Таблица индексов нагрузки
Первая цифра - коэффициент нагрузки, вторая цифра - фактическое значение нагрузки в кг.
Мах Load
- максимальная нагрузка в lbs (английских футах) и в kg (килограмах);
Max Pressure
- максимальное внутреннее давление в шине в в PSI (фут на квадратный дюйм) и в kPa (kилопаскалях);
H - индекс скорости, указывающий на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости. Шины использующие старо-европейскую систему содержат индекс скорости в описании размера: 215/65HR15.
Таблица скоростных индексов
Скоростная категория подразумевает максимальную скорость, выдерживаемую шиной. А для эксплуатации устанавливается "щадящий" режим, т.е. автомобиль должен передвигаться со скоростью на 10-15% меньшей, чем та, которую "допускают" шины.
Treadwear 220 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к базовой величине, равной 100;
TWI - Tread wear indicator - индикатор износа протектора - знак на боковине шины, показывающий расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Метка может представлять собой либо аббревиатуру - TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм;
Traction А - коэффициент сцепления, характеризует способность шины тормозить на мокрой дороге. имеет значения А, В, С;
Temperature A - температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям, имеет значения А, В, С;
PR (Ply rating) - прочность (несущая способность) каркаса, условно оценивается так называемой нормой слойности. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR , причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced - усиленная. Шины с маркировкой 6PR и 8PR наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква "С" (commercial);
TUBELESS для бескамерного типа шин, TUBE TYPE шины должны монтироваться с камерами;
RAINFORCED или "EXTRA LOAD (XL)" для усиленных шин;
M + S - Mud + Snow - грязь+снег для зимних шин;
SSR , RFT , Run Flat - специальное обозначение шин, предназначенных для продолжения езды в спущенном состоянии (Self Supporting Runflat);
Steel или Steel belted - на шинах с металлокордом в брекере;
Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе, например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON;
Outside (side facing outwards ) или Inside (side facing inwards ) - на шинах с асимметричным рисунком протектора. Эти надписи говорят о том, какая боковина шины должна быть снаружи, а какая - изнутри по отношению к автомобилю. Иногда при этом на шине изображают стрелку или маркировку <<, показывающие направление вращения шины при движении автомобиля вперед, маркируют и слова "Rotation " (направление вращения).
Зачастую неопытные шиномонтажники путают подобные стрелки с логотипом известного производителя шин - фирмы "Dunlop", выполненного в виде стилизованной стрелы;
Балансировочные метки - круг желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначающий легкое место при определении дисбаланса покрышки, совмещается с вентилем. Круг красного цвета, совмещается с меткой «L» на диске при монтаже. Круг белого цвета, на 180 градусов от метки «L». Как правило, на шине две точки: красная/желтая или белая/желтая;
E 4 - маркировка шин соответствкет требованиям Европейской экономической комиссии. Номер, следующий за кружком с буквой Е, обозначает страну происхождения (4 - Нидерланды);
2205 - код даты производства, 22 означает двадцать вторая неделя, 05 означает 2005 год;
DOT - обозначение состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированный адрес производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждение того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности;
Made in Country - обозначения страны происхождения.
Также встречаются следующие обозначения:
A . G . T . - (All Grip Traction) - всесезонная шина.
N.D. - (Non Directional) - не направленная шина.
S.A.G. - (Super All Grip) - шины повышенной проходимости.
TL - (TubeLess) - бескамерная шина.
TT - (Tube Type) - камерная шина.